Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минимальная пенсия в 1990 году в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В настоящее время система социального обеспечения России переживает переходный период. Новая система создается на базе утверждаемых Правительством концепций и программ. Однако экономический кризис не позволяет реализовать их в полном объеме, поэтому преобразования проводятся по частям в зависимости от их важности для будущего функционирования системы в целом.
Конституция РФ 1993 г. заложила основу для реформы системы социального обеспечения. Статьи 38-41 Конституции закрепляют права человека в области социального обеспечения. Материнство и детство, семья · находятся под защитой государства.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за дополнительную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
==93 В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Реализация указанных конституционных прав осуществляется на базе федерального законодательства. Задача создания пенсионной системы, адекватной новым социально-экономическим условиям, является первоочередной. Она затрагивает интересы 38,6 млн. пенсионеров. Из них трудовые , пенсии получают: по старости — 29,1 млн человек, по инвалидности — 4,7 млн, по случаю потери кормильца — 2,5 млн, за выслугу лет — 636 тыс., военнослужащие — 135 тыс., остальным назначены социальные пенсии.
Наиболее актуальными остаются две проблемы, решить которые не удается: низкий уровень пенсий и уравнительность в пенсионном обеспечении.
Очередная попытка повысить размеры пенсий была предпринята Федеральным законом от 21.07.97 № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», введенном в действие с 01.02.98*. Этот закон установил новый механизм исчисления пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца с применением индивидуального коэффициента. Однако хотя в законе и говорится, что размер пенсии не ограничивается максимальной суммой, косвенно максимум обозначен с помощью закрепления предельного соотношения между среднемесячным прошлым заработком пенсионера и среднемесячной заработной платой в стране за тот период на уровне 1/2, а с 01.02.98 оно еще ниже — всего 0,7. Фактическое повышение пенсий в среднем не превысило 37 руб. в месяц.
Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации *утверждена постановлением Правительства РФ от 07.08.95 № 790**. Постановлением Правительства РФ от 20.05.98 одобрена Программа пенсионной реформы, содержащая ряд существенных отличий от
первоначальной Концепции.
И Концепция, и Программа предусматривают создание трехуровневой
пенсионной системы, в которой первый уровень образует базовая пенсия. Согласно Концепции 1995 г. она должна выплачиваться всем пенсионерам в размере прожиточного минимума.
* СЗРФ, 1997,№·30,Ст.3585. ·* САПП, 1995, № 33, Ст. 3388.
==94
По Программе 1998 г. первый уровень займет социальная пенсия, которая будет предоставляться лишь после обязательной проверки нуждаемости тем лицам, которые не смогли накопить достаточных средств для страховой пенсии и не имеют никаких источников средств существования.
Второй, основной уровень будет составлять трудовая (страховая) пенсия. Условия ее назначения и размеры прямо зависят от продолжительности участия в страховании, т.е. в солидарно-распределительном механизме финансирования.
Программа 1998 г. исходит из того, что трудовая (страховая) пенсия будет формироваться из распределительного и накопительного источников. Одна часть пенсии будет рассчитываться в соответствии с данными условно-накопительного счета по распределительной системе с учетом возраста, страхового стажа, размера страховых взносов и заработной платы или дохода, с которого они уплачивались.
Другая, накопительная часть пенсии, будет определяться в зависимости от размера индивидуальных сбережений на именном накопительном счете и начисленной инвестиционной прибыли.
Третий уровень системы отводится негосударственным пенсиям, которые рассматриваются как дополнение к государственным. Негосударственное пенсионное обеспечение может осуществляться через профессиональные пенсионные системы отдельных предприятий, отраслей экономики, территорий либо в форме личного пенсионного страхования граждан в страховых компаниях или негосударственных пенсионных фондах.
Программа предполагает обязательность выбора накопительного варианта пенсионного страхования для лиц, достигших 30-летнего возраста. До этого момента они должны вносить взносы в ПФР на условно-накопительные счета, которые будут источником финансирования пенсий для лиц, уже ушедших на пенсию.
Лица в возрасте от 30 до 40 лет будут иметь возможность выбора: они могут остаться в солидарно-распределительной системе пенсионного страхования, либо избрать накопительный вариант.
Лица в возрасте 40 лет и старше останутся за пределами накопительной системы. По достижении пенсионного возраста они будут получать пенсию по солидарно-распределительной системе. Введения каких-либо механизмов осовременивания размеров их пенсий, а также поддержания определенной пропорции между пенсией и заработком, с которого уплачивались пенсионные взносы, в Программе не предусматривается. Такой
==95
подход приведет в перспективе к уравниванию размеров пенсий, финансируемых по распределительной системе, для всех получателей.
Правительственной комиссией утвержден план мероприятий по реализации Концепции, который предусматривает подготовку проектов законов, Указов Президента и постановлений Правительства РФ по основным разделам пенсионной реформы, включая финансирование расходов на выплату пенсий, совершенствование порядка индексации и исчисления пенсий, формирование минимального размера пенсий с учетом регионального прожиточного минимума, рационализацию порядка выплаты пенсий работающим пенсионерам, совершенствования системы управления, развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения.
В соответствии с этим планом приняты Федеральный закон от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», Федеральный закон от 21.07.97 № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», Федеральный закон от 24.10.97 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», ведется другая законотворческая
работа.
Началась пенсионная реформа: переход от солидарной пенсии к распределительно-накопительной. До этого выплаты пенсий в России осуществлялись согласно распределительной системе по «принципу солидарности поколений». Все взносы, поступающие от работников в Пенсионный фонд, распределялись между пенсионерами. Минимальные выплаты одному пенсионеру складывались из выплат двух работающих граждан. Однако при ухудшающейся демографической ситуации эффективная работа данной системы была невозможна. По статистике за последние 15 лет соотношение работающих граждан к количеству пенсионеров уменьшилось в 1,5 раза. А на 2020 г., по оценкам экспертов, на одного работника и вовсе будет приходиться один пенсионер.
Трудовая пенсия формируется в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС). Она состоит из страховой пенсии (включая её фиксированный базовый размер) и накопительной. Размер считается по установленной федеральным законодательством формуле.
Страховая пенсия зависит от суммы взносов и стажа сотрудника. Она также включает в себя фиксированный базовый размер страховой пенсии: этот минимальный размер выплат гарантируется каждому застрахованному лицу. Накопительная часть формируется у граждан не старше 1967 года рождения (и некоторое время формировалась у мужчин 1953-1966 годов рождения и женщин 1957-1966 годов рождения) и складывается из взносов и инвестиционного дохода.
Пенсионная реформа соседних стран
В большинстве стран евразийского пространства и Восточной Европы пенсионный возраст уже повысили.
Для мужчин трудоспособный возраст на уровне 65 лет установлен в Молдавии и Азербайджане, для женщин — на уровне 63 года в Армении. В Эстонии, Латвии и Литвек 2025-2027 годам трудоспособный возраст повысят до 65 лет. Узбекистан недавно заявил, то будет повышать трудоспособный возраст до общемирового.
До 2017 года в Республике Беларусь возраст выхода на пенсию у мужчин был 60 лет, у женщин — 55 лет. С прошлого года трудоспособный возраст обоих полов каждый год повышают на 0,5 года. К 2022 году планируется повысить трудоспособный возраст у мужчин до 63 лет, у женщин — до 58 лет.
В Казахстане с 2001 года возраст выхода на пенсию у мужчин — 63 года, у женщин — 58 лет. С 2018 года трудоспособный возраст женщин каждый год повышается на 0,5 года (до 63 лет к 2027 году). В результате трудоспособный возраст у мужчин и женщин выровняется.
Подготовка законопроекта ко второму чтению
Как заявил министр труда и социальной защиты Максим Топилин, представляя законопроект в Госдуме, «реформа позволит впервые за всю историю России проиндексировать пенсии выше темпов инфляции более чем в два раза: с 2019 года — на 1000 рублей (индексация на 7%, прогноз по инфляции на 2018 год — около 3%)». Он также напомнил депутатам и о льготах, предусмотренных реформой: например, люди с большим трудовым стажем (женщины – 40 лет, мужчины – 45) смогут выйти на пенсию на два года раньше. Также сохраняется досрочная пенсия для работников вредных и опасных производств, для женщин, родивших пять и более детей, для инвалидов, чернобыльцев и других льготников.
— В отличие от стран Запада, Россия принимает решение о повышении планки возраста выхода на пенсию не под давлением кризиса в экономике, а при стабильной ситуации. Ведь необходимо на перспективу обеспечить страховой характер пенсионной системы, не просто сохранить, но и беспрецедентно повысить пенсионные выплаты. Принятие законопроекта не приведет к росту безработицы в силу плавного увеличения возраста выхода на пенсию. Этому помешает и тот факт, что на рынок выходит меньше новых работников из-за падения рождаемости в 1990-х годах, — отметил Максим Топилин, подчеркнув, что «правительство планирует выделить порядка 5 млрд рублей на повышение квалификации и переподготовку людей предпенсионного возраста».
Индексация пенсий после 2010 года
В 2010 году было ликвидировано разделение базовой и страховой части пенсий — они были объединены в страховую часть.
С 2010 года размер страховой части трудовой пенсии индексировался 12 раз (включая повышение с 1 января 2018 года). Обычно это происходит с 1 февраля и с 1 апреля. В 2012-2014 годах и 2017 году корректировка суммы страховой пенсии прошла дважды. В 2010, 2011, 2015, 2016 годах — один раз. Крупнейшая разовая индексация была произведена 1 февраля 2015 года — на 11,4%. Меньше всего пенсии вырастут с 1 января 2018 года — на 3,7%. В 2016 году при индексации 1 февраля правительство впервые приняло решение не индексировать пенсии работающих пенсионеров. Это связано с ростом дефицита пенсионного фонда. Вторую индексацию в 2016 году было решено заменить на единовременную выплату в размере 5 тыс. руб.
В 2017 году пенсии повышались дважды. 19 января 2017 года было подписано постановление правительства РФ об индексации фиксированной выплаты к страховой пенсии. Согласно документу, с 1 февраля она проиндексирована на 5,4% — т. е. на уровень инфляции в 2016 г. Повышение пенсии коснулось только неработающих пенсионеров. Постановление о повышении социальных пенсий (на 1,5%) было подписано 16 марта. C 1 апреля страховые пенсии увеличились на 0,38% (в рамках законодательства, без специального постановления), причем повышение было сделано как для неработающих, так и для работающих пенсионеров.
По данным Росстата, средний номинальный размер назначенных пенсий в 2010-2017 годах вырос в 2,15 раза в рублевом эквиваленте: с 6 тыс. 177,4 руб. ($203) до 13 тыс. 336 руб. ($232).
И вот 15 июля 1964 года был принят закон о государственных пенсиях колхозникам — с 1 января 1965-го он вступил в силу. Только в РСФСР предстояло назначить пенсии 4 млн колхозников.
Закон ввел единые правила для всей колхозной системы — для пенсионеров, инвалидов, потерявших кормильца, беременных. Со своей стороны колхозы обязали отчислять 4% выручки в централизованный фонд, который пополнялся также и из госбюджета. Платил пенсии собес.
Это был, конечно, прорыв, но, как пишет историк Мамяченков, государство «лишний раз обидело жителей села»: пенсионный порог для них установили на пять лет выше, чем для прочих категорий граждан — 65 лет для мужчин и 60 для женщин.
Минимальная пенсия, гарантированная государством, у колхозника была меньше, чем у рабочих: 12 рублей (для рабочих — 30). Максимальная тоже меньше — 102 рубля (для рабочих 120). Впрочем, такой максимум для престарелых сельчан был недостижимой мечтой.
По данным Ольги Капустиной, через год после вступления в силу нового закона — то есть в конце 1965 года — средний размер пенсии колхозников на территории России составлял… 12,6 рублей в месяц. Килограмм мяса в те годы стоил 2 рубля.
Да ладно бы только это. По какой-то странной российский традиции реформа пенсионного обеспечения колхозников не учла массу нюансов.
Например, чтобы получать пенсию, нужен был стаж работы в колхозе — 25 лет (мужчины) и 20 лет (женщины). Размер выплат рассчитывали из средней зарплаты за предпенсионное десятилетие (для расчета брали любые пять лет из 10-летки).
Но в архивах многих колхозов не было сведений о зарплатах — тем более, что ее далеко не всегда платили деньгами. Где-то архивы и вовсе были утрачены — их уничтожали при реорганизации хозяйств, порой даже использовали при растопке печей. Людям приходилось искать свидетелей.
Размер получаемой пенсии по утрате кормильца в 2023 году – один из самых значимых вопросов. Беря во внимание процедуру индексации, которая прошла 01.04.2023 года размер пенсии по потере трудоспособного кормильца составляет:
- 11593 рубля 58 копеек, если несовершеннолетний ребенок потерял обоих родителей, но если у умершего не было детей, то пенсию будут получать его родители;
- 5796 рублей 78 копеек в случае кончины матери или отца.
Начисления пенсии по утрате кормильца начнутся с момента подачи правильно заполненного заявления в вышестоящие органы власти и его последующего одобрения. Пенсия начисляется в последние дни текущего месяца на действующий счёт главы семьи.
Денежная сумма выплаты может составить гораздо меньший эквивалент. Приведём пример: если у скончавшегося кормильца имелся единственный родственник, который нуждается в финансовой поддержке, то в данной ситуации она составит ровно половину от напечатанных выше денежных сумм. Если же у умершего кормильца осталось 2 и больше родственников, которые не в состоянии содержать себя самостоятельно, то пенсия по утрате кормильца уплачивается полностью.
Пенсия по потере кормильца складывается из 2 частей:
- Страховой – напрямую зависит от числа лиц, которые являются иждивенцами, а также накоплений покойного кормильца.
- Базовой – установленная.
При начислении пенсии по утрате кормильца берется во внимание «золотое» правило – пенсия не должна быть ниже, чем уровень прожиточного минимума в месте прописки иждивенца.
Размер пенсии в Москве, Санкт-Петербурге и регионах
С 01.01.2023 года фиксированный уровень столичного социального стандарта для жителей Москвы, которые прописаны в городе на постоянной основе не меньше 10 лет, поднят до 20222 рублей, в 2023 году он составлял 19500 рублей.
Как гласит свежая информация Росстата, сумма средней пенсии в Санкт-Петербурге на 01.04.2023 года составляет:
- социальная – 9325 рублей 60 копеек;
- по инвалидности – 10737 рублей 70 копеек;
- по утрате кормильца – 13144 рубля 10 копеек;
- по возрасту – 18147 рублей 80 копеек.
В Ростовской области минимальный размер пенсии по старости на 1 января 2023 года составляет 9445 рублей.
Похожие записи: