Правовое регулирование валютных операций банков

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое регулирование валютных операций банков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории РФ на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или с банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ или в уполномоченных банках. Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством и законодательством о рынке ценных бумаг, в порядке, установленном Банком России, который может предусматривать требование об использовании специального счета при совершении валютных операций. Валютные операции между нерезидентами на территории РФ в валюте РФ осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории РФ (ст. 10).

Текущие валютные операции

К текущим валютным операциям причислены следующие действия:

  • перевод в Россию и из России денежных средств в иностранной валюте для осуществления экспортных и импортных операций;

  • выдача и получение ссуд в иностранной валюте;

  • перевод в Россию и из России процентов и других выплат, которые связаны с получением доходов;

  • перевод в Россию и из России денежных средств в виде заработной платы, премий, пенсий и прочих выплат;

  • инвестирование, которое осуществляется в виде приобретения долей в уставном капитале компаний или через покупку ценных бумаг;

  • перевод денежных средств с целью покупки имущественных объектов и неимущественных прав.

Что относится к валютным операциям на законодательном уровне

Валютные операции определены законом №173-ФЗ от 10.12.2003. В статье 1 перечислены основные термины, понятие валютных операций. По законодательству РФ к валютным операциям относятся:

  • приобретение, отчуждение резидентом у нерезидента (или наоборот) любой валюты, ценных бумаг, их использование для оплаты;
  • покупка, отчуждение валютных ценностей между резидентами (это может быть дарение, купля-продажа, наследование);
  • ввоз в Россию и вывоз из России ценных бумаг, валюты, включая рубли;
  • приобретение, отчуждение ценных бумаг и валюты между нерезидентами;
  • перевод ценных бумаг и валюты с российского счета на иностранный или наоборот;
  • перевод российской валюты из России за рубеж или наоборот, осуществление перевода на счет резидента или как на свой собственный;
  • перевод нерезидентом валюты или ценных бумаг с российского счета на иностранный.

Бухгалтерский учет, проводки валютных операций

Участники валютных операций обязательно должны вести их учет. Сведения о таких операциях содержатся на счете 52. По дебету счета за последний месяц учитываются все валютные поступления, а также остатки безналичной валюты на начало месяца.

Записи бухгалтер ведет отдельно по разным видам валюты. Операции должны быть отражены в российских рублях. Если необходимо сдавать отчетность в иностранной валюте, то документация дублируется. Курс валют ежедневно меняется, по этой причине следует правильно устанавливать дату перерасчета. Например, операции, которые проходили через кассу, отражаются в день их выполнения и на отчетную дату. Внеоборотные активы нужно отразить на момент признания расходов.

На текущем счете отражается учет денежной выручки в валюте, полученных процентов и других операций. Специальный транзитный счет открывается для клиента уполномоченным банковским учреждением. Транзитный счет отображает покупку, продажу валюты. Обычный транзитный счет нужен для отражения денежных средств, по которым банковское учреждение еще не получило информации. Такой счет подтверждает «происхождение» денежных средств, отношение к законному соглашению.

Счет 55 участвует в валютных операциях только в некоторых случаях. Учитывается валюта на депозитах, аккредитивах, других формах платежей. На счете 57 отражаются валютные суммы, предназначенные для продажи, а также рубли для покупки иностранной валюты.

В валютном учете могут использоваться разные проводки:

  • Д57 К52, Д51 — отражает перевод валюты, выручку, зачисленную на счет;
  • Д57 К51, Д52 — «обратная» операция покупки иностранной валюты за рубли;
  • Д50 (52) К52 (50) — наличие валюты в кассе или возврат банковскому учреждению;
  • Д52 К62, 66 и др. — зачисление валюты от покупателей на счет, другие поступления;
  • Д60, 66, 67 и др. — оплата поставщикам валютой, выполнение прочих операций с контрагентами;
  • Д91(57) К57(91) — финансовый результат от выполненных валютных операций.

«1C:Бухгалтерия 8» — это самая популярная бухгалтерская программа, способная вывести автоматизацию учета на качественно новый уровень. Удобный продукт и подключаемые к нему сервисы позволят эффективно решать задачи бухгалтерской службы любого бизнеса!

  • Поддержка разных систем налогообложения, ведение бухгалтерского и налогового учета, сдача отчетности;
  • Учет МПЗ, партионный учет, расчеты с контрагентами, выписка первичных документов;
  • Расчет зарплаты, учет денежных операций;
  • Интеграция с другими программами 1С и сайтами;
  • Работа с электронными листами нетрудоспособности (ЭЛН).

Текущие валютные операции

К текущим валютным операциям причислены следующие действия:

  • перевод в Россию и из России денежных средств в иностранной валюте для осуществления экспортных и импортных операций;
  • выдача и получение ссуд в иностранной валюте;
  • перевод в Россию и из России процентов и других выплат, которые связаны с получением доходов;
  • перевод в Россию и из России денежных средств в виде заработной платы, премий, пенсий и прочих выплат;
  • инвестирование, которое осуществляется в виде приобретения долей в уставном капитале компаний или через покупку ценных бумаг;
  • перевод денежных средств с целью покупки имущественных объектов и неимущественных прав.

При этом, все операции, которые не вошли в этот список не являются текущими валютными операциями.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций

В соответствии с действующим валютным законодательством резидентам предоставлены права и возложены на них обязанности.

При этом законодатель не только устанавливает единые права и обязанности для всех резидентов, но и дифференцирует права и обязанности резидентов физических лиц и права и обязанности резидентов юридических лиц.

Общие права и обязанности резидентов юридических лиц и физических лиц

1. Право открывать счета в уполномоченных банках

Согласно ст. 12 Закона № 173-ФЭ резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено федеральным законом.

Порядок открытия и закрытия банковских счетов регулируется Инструкцией Банка России от 30.05.2014 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов».

Банки открывают в валюте РФ и иностранных валютах: текущие счета; расчетные счета; бюджетные счета; корреспондентские счета; корреспондентские субсчета; счета доверительного управления; специальные банковские счета; депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов; счета по вкладам (депозитам).

Текущие счета открываются физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой.

Расчетные счета открываются юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, а также индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, для совершения операций, связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой. Расчетные счета открываются представительствам кредитных организаций, а также некоммерческим организациям для совершения операций, связанных с достижением целей, для которых некоммерческие организации созданы.

Бюджетные счета открываются в случаях, установленных законодательством РФ, юридическим лицам, осуществляющим операции со средствами бюджетов бюджетной системы РФ.

Корреспондентские счета открываются кредитным организациям, а также иным организациям в соответствии с законодательством РФ или международным договором. Банку России открываются корреспондентские счета в иностранных валютах.

Корреспондентские субсчета открываются филиалам кредитных организаций.

Счета доверительного управления открываются доверительному управляющему для осуществления операций, связанных с деятельностью по доверительному управлению.

Специальные банковские счета, в том числе специальные банковские счета банковского платежного агента, банковского платежного субагента, платежного агента, поставщика, торговый банковский счет, клиринговый банковский счет, счет гарантийного фонда платежной системы, номинальный счет, счет эскроу, залоговый счет, специальный банковский счет должника открываются юридическим лицам, физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.

Депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов открываются соответственно судам, подразделениям службы судебных приставов, правоохранительным органам, нотариусам для зачисления денежных средств, поступающих во временное распоряжение, при осуществлении ими установленной законодательством РФ деятельности и в установленных законодательством РФ случаях.

Счета по вкладам (депозитам) открываются соответственно физическим и юридическим лицам для учета денежных средств, размещаемых в банках с целью получения доходов в виде процентов, начисляемых на сумму размещенных денежных средств.

Для открытия текущего счета физическому лицу — гражданину РФ в банк представляются:

а) документ, удостоверяющий личность физического лица;
б) карточка;
в) документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете (если такие полномочия передаются третьим лицам), а в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, третьими лицами с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;
г) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (при наличии).

Для открытия текущего счета физическому лицу — иностранному гражданину или лицу без гражданства представляются указанные документы, а также миграционная карта и (или) документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в случае если их наличие предусмотрено законодательством РФ.

Для открытия расчетного счета юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством РФ, в банк представляются:

а) свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
б) учредительные документы юридического лица;
в) выданные юридическому лицу лицензии (разрешения), если данные лицензии (разрешения) имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор, на основании которого открывается счет;
г) карточка;
д) документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, а в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;
е) документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;
ж) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе либо документ, выдаваемый налоговым органом в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в целях открытия счета.

Для открытия расчетного счета юридическому лицу, корреспондентского счета кредитной организации, созданным в соответствии с законодательством иностранного государства и имеющим место нахождения за пределами территории РФ, в банк представляются:

а) документы, предусмотренные вышеуказанными пунктами «в», «д», «е», «ж»;
б) документы, подтверждающие правовой статус юридического лица по законодательству страны, на территории которой создано это юридическое лицо, в частности документы, подтверждающие его государственную регистрацию;
в) карточка.

Для открытия корреспондентского счета кредитной организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства и имеющей место нахождения за пределами территории РФ, банк вправе принять вместо карточки альбом. Установления личности лиц, указанных в альбоме, а также лиц, уполномоченных распоряжаться денежными средствами, находящимися на корреспондентском счете, с использованием аналога собственноручной подписи, не требуется, если иное не определено банком в банковских правилах.

Виды операций с наличной валютой и чеками

  1. Покупка наличной иностранной валюты за наличную валюту РФ.
  2. Продажа наличной иностранной валюты за наличную валюту РФ.
  3. Продажа наличной иностранной валюты одного иностранного государства (группы государств) за наличную иностранную валюту другого иностранного государства (группы государств) (конверсия).
  4. Размен денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) на денежные знаки (денежный знак) того же иностранного государства (группы государств).
  5. Замена поврежденного денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) на неповрежденный денежный знак (денежные знаки) того же иностранного государства (группы государств).
  6. Замена поврежденного денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) на неповрежденный денежный знак (денежные знаки) другого иностранного государства (группы государств).
  7. Покупка поврежденного денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) за наличную валюту РФ.
  8. Прием денежных знаков иностранных государств (группы государств) и денежных знаков Банка России, вызывающих сомнение в их подлинности, для направления на экспертизу.
  9. Покупка чеков за наличную валюту РФ.
  10. Покупка чеков за наличную иностранную валюту.
  11. Продажа чеков за наличную валюту РФ.
  12. Продажа чеков за наличную иностранную валюту.
  13. Оплата чеков наличной валютой РФ.
  14. Оплата чеков наличной иностранной валютой.
  15. Прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты и чеков.
  16. Прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц с использованием платежных карт.
  17. Прием наличной валюты РФ для зачисления на счета физических лиц с использованием платежных карт.
  18. Выдача наличной иностранной валюты со счетов физических лиц с использованием платежных карт.
  19. Выдача наличной валюты РФ со счетов физических лиц с использованием платежных карт.
  20. Покупка чеков с зачислением средств на счета физических лиц в иностранной валюте .

Операции могут совершаться только уполномоченными банками, их филиалами, дополнительными офисами, кредитно-кассовыми офисами, операционными кассами вне кассового узла и иными внутренними структурными подразделениями уполномоченных банков.

  1. Покупка чеков с зачислением средств на счета физических лиц в валюте РФ .
  2. Продажа чеков за счет средств на счетах физических лиц в иностранной валюте .
  3. Продажа чеков за счет средств на счетах физических лиц в валюте РФ .
  4. Прием наличной иностранной валюты для осуществления перевода из РФ по поручению физического лица без открытия банковского счета (за исключением почтовых переводов) .
  5. Прием наличной валюты РФ для осуществления перевода из РФ по поручению физического лица без открытия банковского счета (за исключением почтовых переводов) .
  6. Выплаты наличной иностранной валюты по переводам в РФ без открытия банковского счета в пользу физического лица .
  7. Выплаты наличной валюты РФ по переводам в РФ без открытия банковского счета в пользу физического лица .
  8. Прием денежных знаков иностранных государств (группы государств), вызывающих сомнение в их подлинности, для проверки их подлинности .
  9. Прием поврежденных денежных знаков иностранных государств (группы государств) для зачисления на счета физических лиц .
  10. Прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц в иностранной валюте .
  11. Прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц в валюте РФ .
  12. Прием наличной валюты РФ для зачисления на счета физических лиц в иностранной валюте .
  13. Выдача наличной иностранной валюты со счетов физических лиц в иностранной валюте .
  14. Выдача наличной иностранной валюты со счетов физических лиц в валюте РФ .
  15. Выдача наличной валюты РФ со счетов физических лиц в иностранной валюте .

Права, а также обязанности органов и агентов валютного контроля, и их должностных лиц

И органы, и агенты, осуществляющие валютный контроль, а также их должностные лица в пределах собственной компетенции и в точном соответствии с актуальным законодательством страны имеют полное право на то, чтобы:

  1. Проводить необходимые проверки точного соблюдения резидентами, а также лицами, не являющимися резидентами, актов валютного законодательства страны, а также актов органов, осуществляющих валютное регулирование.
  2. Проводить в случае необходимости проверки полноты, а также реалистичности учета и отчетности касательно валютных операций резидентов, а также лиц, не являющихся резидентами.
  3. Проводить запрос, а также получать документацию и данные, напрямую связанные с проведением операций валютного характера, открытием, а также ведением счетов. Обязательный период для предоставления документации по подобным запросам не способен быть меньшим, нежели семь рабочих суток с момента подачи такового запроса.

Органы, осуществляющие валютный контроль, а также их должностные лица в рамках собственной компетенции имеют полное право на следующее:

  • Выдача предписаний касательно устранения найденных ранее нарушений актов актуального валютного законодательства страны, а также актов органов, осуществляющих валютное регулирование.
  • Применение законодательно установленных мер ответственности за любое нарушение актов валютного законодательства страны, а также актов органов, осуществляющих валютное регулирование.

Точный порядок предоставления лицами, являющимися и не являющимися резидентами, подтверждающей документации, а также данных во время осуществления операций валютного характера агентам, осуществляющим валютный контроль, устанавливается строго:

  1. Для своевременного предоставления агентам, осуществляющим валютный контроль, кроме уполномоченных банков, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг, – российским Правительством.
  2. Для предоставления уполномоченным банкам, а также профессиональным участникам рынка ценных бумаг, – российским Центробанком.

С целью осуществления грамотного валютного контроля агенты, которые осуществляют валютный контроль в рамках собственной компетенции, обладают правом запрашивать и затем получать от лиц, являющихся и не являющихся резидентами, такие документы либо их копии, которые связаны с проведением валютных операций, открытием, а также ведением счетов:

  1. Документация, которая удостоверяет личность физлица.
  2. Документация о государственной регистрации физлица как ИП (индивидуального предпринимателя).
  3. Документация, которая удостоверяет статус юрлица, – конкретно для нерезидентов, а также документация о государственной регистрации юрлица, – непосредственно для резидентов.
  4. Свидетельство, подтверждающее постановку на учет в определенном налоговом органе.
  5. Документация, которая удостоверяет права индивидов на некое недвижимое имущество.
  6. Документация, которая удостоверяет права лиц, не являющихся резидентами, на проведение валютных операций, открытие любых счетов (вкладов), которые оформляются и выдаются органами страны места проживания (либо же места регистрации) лица, не являющегося резидентом, в том случае, если получение нерезидентом данного документа предусматривается актуальным законодательством зарубежного государства.
  7. Уведомление налогового органа строго по месту учета лица, являющегося резидентом, касательно открытия счета (вклада) в банке, расположенном не на территории России.
  8. Регистрационная документация в ситуациях, когда предварительная регистрация была предусмотрена в согласии с Законом о валютном регулировании.
  9. Документы (либо же проекты документов), которые являются основанием для проведения любых валютных операций, в том числе договоры (контракты, соглашения), а также дополнения и (либо) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания либо прочих органов управления юрлица; документация, которая содержит данные о результатах торгов (если они были проведены); документация, подтверждающая имевшую место быть передачу товаров (оказание услуг, выполнение работ), информации, а также результатов интеллектуальной деятельности, в частности, исключительных прав на них, акты государственных органов.
  10. Документация, которая оформляется и выдается кредитными организациями, в том числе ведомости банковского контроля, банковские выписки; документация, которая подтверждает осуществление валютных операций.
  11. Таможенные декларации, документация, подтверждающая ввоз на территорию РФ и вывоз с территории РФ товаров, российской валюты, зарубежной валюты, внутренних и внешних ценных бумаг строго в документарной форме.
  12. Паспорт сделки.
  13. Документация, которая подтверждает, что физлица являются супругами либо же близкими родственниками, в том числе документы, которые были выданы органами записи актов гражданского состояния (свидетельства о браке и о рождении), уже вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных либо же родственных отношений, касательно усыновления (либо удочерения), об установлении отцовства, записи в паспортах о детях, о супругах, прочие документы, которые предусматриваются актуальным законодательством страны.
  14. Документация, подтверждающая факт непрерывного проживания физлиц, являющихся гражданами России, в зарубежном государстве в строгом соответствии с актуальным законодательством данного государства.
Читайте также:  Налоговый кварталы 2023 года по месяцам
Замечание 8

Органы, а также агенты валютного контроля имеют право требовать предоставления исключительно той документации, которая напрямую относится к осуществляемой валютной операции.

Абсолютно все документы обязаны быть действительными на момент предоставления органам и агентам, осуществляющим валютный контроль. По запросу такого органа или агента представляются правильным образом заверенные переводы на русский язык тех документов, которые исполнены полностью либо в какой-то определенной части на зарубежном языке. Документы, которые исходят от госорганов зарубежных государств, подтверждающие статус юрлиц, не являющихся резидентами, обязаны быть легализованными строго в установленном порядке. Зарубежные официальные документы могут предоставляться без легализации только в тех случаях, которые предусмотрены международным договором России.

Документы необходимо представлять органам либо агентам, осуществляющим валютный контроль, строго в оригинале либо же в форме правильным образом заверенной копии. Если к проведению конкретной валютной операции либо же к открытию счета имеет непосредственное отношение только некая часть документа, то достаточно предоставить заверенную выписку из него.

Замечание 9

Уполномоченные банки могут отказать в проведении конкретной валютной операции в ситуации непредставления индивидом всех нужных документов либо же предоставления им неправдивых документов.

Подлинники документов принимаются органами и агентами, осуществляющими валютный контроль, только для ознакомления, и после возвращаются обратно представившим их индивидам. В материалы валютного контроля в таком случае помещаются заверенные непосредственно органом либо же агентом валютного контроля копии.

Одинаковые документы должны предоставляться лицами, являющимися и не являющимися резидентами, органу валютного контроля, территориальному подразделению органа валютного контроля, агенту, осуществляющему валютный контроль, территориальному подразделению агента валютного контроля, прямо истребовавшего определенные документы, однократно, и при этом они не подлежат еще одному представлению до перемен в сведениях, которые указаны в данных документах. Указанное положение не имеет распространения на случаи утери данных документов из-за непреодолимых сил. Если сведения, содержащиеся в данных документах, изменились, лицо, являющееся либо же не являющееся резидентом, должно сообщить об этом определенному органу, осуществляющему валютный контроль, либо же территориальному подразделению данного органа, агенту, осуществляющему валютный контроль, либо же территориальному подразделению данного агента, предъявив все нужные документы, в которых есть подтверждение произошедшим изменениям. Для того чтобы подтвердить факты, у лиц, являющихся и не являющихся резидентами, допустимо истребовать исключительно те документы, которые используются субъектами предпринимательской деятельности, к примеру, для учета собственных хоз. операций в соответствии с точными правилами бухучета, а также обычаями делового оборота.

Замечание 10

В данном случае составления новых отдельных документов специально для целей данного валютного контроля совершенно не требуется, если прочее не указано в актуальном законодательстве страны.

Агенты валютного контроля, а также их должностные лица, должны:

  1. Производить контроль над строгим соблюдением лицами, являющимися и не являющимися резидентами, актов актуального законодательства России, а также актов органов валютного регулирования.
  2. Представлять соответствующим органам валютного контроля данные касательно валютных операций, осуществляемых с их непосредственным участием, в том порядке, который установлен актами валютного законодательства России, а также актами соответствующих органов валютного регулирования.

Органы, а также агенты, осуществляющие валютный контроль, и их должностные лица должны соблюдать согласно актуальному законодательству России банковскую, коммерческую, налоговую, прочую охраняемую законодательно тайну, защищать прочие данные, в отношении которых установлено требование об обеспечении им обязательной конфиденциальности и которые, при этом, стали им известны в рамках осуществляемых полномочий.

Уполномоченные банки и государственная корпорация «Внешэкономбанк» как непосредственные агенты, осуществляющие валютный контроль, передают налоговым и таможенным органам по их прямым запросам с целью осуществления валютного контроля над осуществляемыми резидентами валютными операциями, а также открытием и ведением счетов имеющиеся в их распоряжении копии правильным образом заверенных документов, среди которых:

  1. Документы, которые удостоверяют личность физлиц.
  2. Документы о государственной регистрации физлица как ИП.
  3. Документ о государственной регистрации юрлица, являющегося резидентом.
  4. Документы либо проекты документов, которые выступают в качестве основания для осуществления валютных операций, в том числе договоры (контракты, соглашения), а также дополнения и (либо) изменения к ним.
  5. Документы, которые подтверждают имевшую место быть передачу товаров (оказание услуг, выполнение работ), данных и результатов деятельности интеллектуального характера, в том числе и исключительные права на них.
  6. Документы, которые оформляются и выдаются кредитными организациями, в том числе ведомости банковского контроля и банковские выписки.
  7. Паспорт сделки.
  8. Таможенные декларации.

Экономические реформы, проводившиеся после распада СССР, разрешили прямой выход российским организациям на иностранные внешние рынки и вход иностранным предпринимателям на российский рынок. За этот длительный период времени произошло значительное уменьшение во внешнеторговом обороте доли централизованного экспорта и импорта; расширение количества коммерческих банков имеющих лицензию на совершение валютных операций явилось следствием интенсификации внешнеэкономических связей на рынке.

В Российский Федерации, еще 1 июня 1992 г. был введен единый плавающий курс рубля. Однако свободной конвертируемости рубля не наблюдается, не смотря на либерализацию экономики. В настоящий период времени из-за наличия ряда социальных и экономических проблем использование в полной мере методов характерных для стран с развитым рынком, денежно-кредитной и валютной политики, нереально.

Существование народного хозяйства в условиях санкций, новый виток структурной перестройки, необходимость усиленного развития отраслей и инфраструктуры внутреннего производства не может существовать без государственного финансирования социальных программ, предприятий градообразующей сферы, регионов, и субъектов Федерации. Однако государственные субвенции и субсидии, финансирование федеральных программ, централизованные кредиты Центрального банка, не в полной мере справляются с инфляционными процессами, в связи с чем растет спрос на конвертируемую валюту.

Слабая взаимосвязь между экспортом и импортом, существование методов нетарифного регулирования экспорта сырьевых товаров, которые составляют основу российского экспорта, вызывают снижение доходов государства от внешнеэкономической деятельности.

На сегодняшний день наблюдается положительное сальдо торгового баланса, однако фиксируется недостаток поступлений государственных валютных резервов. Для обслуживания внешнего долга требуется привлечение дополнительных бюджетных ресурсов. Это может быть произведено путем перераспределения статей доходов и расходов, понижения курса рубля с целью изменения валютного курса для стимулирования экспорта. Однако данные инструменты не приемлемы в условиях роста бюджетного дефицита и инфляции.

Борьба с коррупцией, недостаточно благоприятный инвестиционный климат, санкции на ввоз и вывоз товаров, обязательство от продажа части выручки от экспорта за рубли отбивают желание экспортеров переводить валютную выручку в банки Российской федерации, в связи с чем происходит нелегальный вывоз валюты российскими предпринимателями.

Сложность решения вышеназванных проблем в настоящий период времени требует усиления юридических ограничений на совершение сделок к иностранной валюте.

Специальное валютное законодательство играет основополагающую роль в регулировании валютных отношений.

Цель данной курсовой работы – исследование правового регулирования валютного рынка в Российской федерации.

Для достижения данной цели – были поставлены следующие задачи:

1) исследовать правовое регулирование операций с иностранной валютой в Российской Федерации;

2) проанализировать правовой режим валютных счетов, а также оборот иностранной валюты на внутреннем рынке.

Объектом исследования – является валютный рынок РФ, предметом – операции на валютном рынке.

Понятие валютного контроля

Валютный контроль — это комплекс мер государственного регулирования и контроля в сфере операций с валютами и ценными бумагами. Основные направления валютного контроля в РФ установлены Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Приведём выдержки из ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле, которые раскрывают ключевые положения валютного законодательства России:

  • 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности органов агентов валютного контроля (ст. 2);
  • объектами валютного контроля являются права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и российскими ценными бумагами за пределами РФ, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории РФ, валютой РФ и российскими ценными бумагами (ст. 2);
  • валютный контроль в РФ осуществляется для защиты экономических интересов участников операций с валютой и ценными бумагами (п. 5 ст. 3);
  • органы валютного регулирования – Банк России и Правительство РФ, они издают нормативные акты в сфере валютного регулирования (ч. 1,2 ст. 5);
  • органы валютного контроля – Банк России, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 22);
  • агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и другие органы (ч. 3 ст. 22, об этом далее).

Объекты и субъекты валютных операций

Перед тем как ознакомиться с тем, какие виды валютных операций существуют, стоит рассмотреть объекты и субъекты рассматриваемого механизма. Под объектом валютных операций подразумевается любые финансовые требования, выраженные в валютной ценности. Именно объекты рынка продаются и покупаются субъектами за деньги, имеющиеся в обращении. Основные объекты валютных отношений

  1. Валюта РФ.
  2. Зарубежная валюта.
  3. Ценные бумаги.
  4. Валютные ценности.

Резиденты и нерезиденты выступают в роли субъектов валютных правоотношений. К субъектами могут относиться следующие структуры:

  • физические и юридические лица;
  • организации, не являющиеся юридическими лицами;
  • представительства и филиалы юрлица, не являющиеся самостоятельными юридическими лицами;
  • официальные представительства.

Правовой статус Центрального банка и правовое положение банков в Российской Федерации как участников валютных операций

Во всем мире правовое регулирования валютных операций в значительной степени зависит от деятельности Центральных банков, которые являются главным звеном денежно-кредитных систем практически всех государств, имеющих банковские системы. Особые место и роль центрального банка в финансовой системе современного государства определяются уровнем и характером развития рыночных отношений. Последние не следует рассматривать как нечто неизменное, противостоящее различным историческим вариантам административных правоотношений. Как известно, товарно-денежные отношения на разных этапах своего развития претерпевают существенные изменения. Одним из наиболее ярких проявлений этого является изменение роли кредитных институтов, в частности банков.

В эпоху господства принципа lassie fair, lassie passez (пусть все идет, как идет) рынок был стихийным, а денежное обращение — золотомонетным. Банки в этот период были просто посредниками в осуществлении торговых операций. Правда, и тогда какой-нибудь банк обычно выделялся из общего числа как наиболее крупный или обслуживающий нужды правительства. В течение многих веков подобную роль выполняли известные, обладающие значительным состоянием и внушавшие доверие банкиры. Но в целом в тех исторических условиях (стихийное развитие плюс то, что государство стояло в стороне от экономики) банки отличались друг от друга скорее своими размерами и финансовыми возможностями, а не специализацией. Даже близость к правительству не делала какой-либо банк Центральным в современном понимании этого слова.

Сама идея Центральных банков в его современном понимании зародилась в условиях относительно развитых капиталистически-рыночных отношений, когда стало ясно, что дальнейшее развитие рынка вообще и финансового рынка, в частности, без Центрального банка как органа государственного (общественно организованного) контроля и надзора чревато неоправданными потерями. В большинстве западных стран функции Центральных банков были закреплены за определенными, банками, с середины XIX — начала XX в. Так Банк Франции стал единым эмиссионным центром в 1848 г., Рейхсбанк и Банк Испании — с 1874 г.

Первые центральные банки возникли значительно раньше. По свидетельству историков, первым центральным банком был Риксбанк (1668 г.) -центральный банк Швеции, однако обстоятельства его организации теперь мало известны. Немного позже появился Банк Англии — 1694 год .

Выделение из ряда банков одного из них на роль Центрального означает начало формирования двухуровневой банковской системы, на верхнем уровне (ярусе) которой располагается Центральный банк. В свою очередь необходимость создания двухуровневой системы банков обусловлена противоречивым характером рыночных отношений: с одной стороны, они требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами, и это обеспечивается, как уже указывалось выше, элементами нижнего уровня — коммерческими банками и кредитными учреждениями; с другой стороны, этим отношениям необходимо регулирование (контроль и целенаправленное воздействие), и это обстоятельство требует, в частности, особого института в виде центрального банка.

История многих стран доказала, что централизация и общественный контроль служат обязательными предпосылками эффективности работы банковской системы. Сугубо децентрализованное функционирование и развитие банковского дела из-за разнородности бумажных денег, плохого регулирования и денежного предложения, не соответствующего нуждам экономики, вносит дополнительный беспорядок в стихийную экономику. С этой точки зрения, создание центральных банков с функциями регулирования кредитно-денежных отношений явилось историческим открытием, позволившим эффективно обуздать стихию рынка при сохранении свободы частного предпринимательства.

Первоначально термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, находящийся в центре банковской системы. Затем такие банки постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе развития власти национализировали их (акционерный статус при этом может сохраняться).

В большинстве случаев капитал Центрального банка полностью принадлежит государству (Великобритания, Франция, ФРГ, Испания, Нидерланды и др.), но акционерами могут быть банки и другие финансовые институты (США, Япония, Италия, Австрия и др.). Центральные банки по сравнению с иными банками стали скромными по масштабам капиталов, операций и балансов, их функции и методы воздействия на банковскую систему модифицировались. Вместе с тем их сущность в принципе осталась неизменной и заключается в посредничестве между государством и экономикой, регулировании кредитных потоков.

Центральный банк, прежде всего, посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке и реже по традиции.

Как показывает само название, центральный банк современного экономически развитого государства играет центральную роль в денежно-кредитной системе, выступая проводником официальной денежно кредитной политики. В начале XX в. понимание значения роли центрального банка для всего хозяйственного оборота страны становится всеобщим и Международная финансовая конференция, состоявшаяся в 1920 г., записала, что «в странах, где не существует центрального банка, его следует создать» .

Центральный банк сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства, обладая определенными властными функциями в области организации денежно-кредитного обращения.

Для центрального банка характерен высокий уровень независимости от прочих государственных структур. Большей частью он подотчетен непосредственно парламенту или образованной парламентом специальной комиссии. Руководителя центрального банка назначает парламент или глава государства. Конечно, не следует недооценивать роль правительства, которому, как правило, согласно банковскому законодательству развитых стран Запада предоставляется право подбора кандидатуры на этот высокий пост.

Степень независимости центральных банков неодинакова — от максимально независимого Немецкого Федерального банка до Банка Франции, находящегося в полной зависимости от правительства. Существенное значение имеет четкое законодательное разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможностей правительства пользо-ваться средствами центрального банка .

Роль Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) в регулировании валютных операций банков

валютный контроль банк правовой

Центральный Банк России как орган валютного регулирования Банк России может участвовать в капиталах международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах и иных сферах финансового рынка.

Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, а также с межбанковскими соглашениями (статья 9 Закона о валютном регулировании и валютном контроле). Главная задача Банка России как основного органа валютного регулирования состоит в разработке нормативно-правовой базы, определяющей порядок осуществления юридическими и физическими лицами валютных операций, полномочия и функции уполномоченных банков как агентов валютного контроля, ответственность за нарушения валютного законодательства, а также взаимодействие органов валютного контроля. Его требования обязательны для всех участников валютного рынка и внешнеэкономической деятельности. Полномочия Центрального Банка России сводятся, в основном, к установлению резервных требований и требований по использованию спецсчетов по определённым видам валютных операций.

Таким образом, роль ЦБ РФ (Банка России) в регулировании валютных операций банков состоит в разработке нормативно-правовой базы, определяющей порядок осуществления ими валютных операций, полномочия и функции уполномоченных банков как агентов валютного контроля, ответственность за нарушения валютного законодательства.

Правовое регулирование валютных операций в Российской Федерации

Легального определения валютных операций в действующем законодательстве нет. При этом ст. 1 Закона № 173-ФЗ содержит их закрытый перечень из девяти пунктов:

  1. приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
  2. приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  3. приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  4. ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
  5. перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;
  6. перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ;
  7. перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый на территории РФ, и со счета резидента, открытого на территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;
  8. перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;
  9. перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет того же резидента, открытый за пределами территории РФ.
Читайте также:  В помощь пострадавшим в ДТП в 2023 году

Особенностью валютных операций является либо наличие среди субъектного состава нерезидента, либо присутствие в объектном составе валютных ценностей.

Условно приведенный перечень можно сгруппировать следующим образом: операции между двумя резидентами, двумя нерезидентами, резидентом и нерезидентом по приобретению и распоряжению объектами валютных правоотношений либо их использование в качестве платежа при совершении любой сделки, т.е. заключения любого договора, который существует в рамках гражданского законодательства. Отдельной операцией является любое перемещение через таможенную границу Таможенного союза объектов валютных правоотношений. Третью группу составляют операции по счетам, имеющие иностранный элемент в субъектном или объектном составе.

Таким образом, валютная операция — это определенное действие, совершаемое резидентами либо нерезидентами по приобретению, отчуждению, перемещению через таможенную границу либо по счетам валютных ценностей, валюты РФ, внутренних ценных бумаг, регулируемое валютным законодательством, а также актами органов валютного регулирования.

Валютные операции можно классифицировать по различным основаниям.

  1. По субъектному составу:
    • между резидентами;
    • между нерезидентами;
    • между резидентами и нерезидентами.
  2. По объектному составу:
    • операции с валютой РФ;
    • операции с иностранной валютой;
    • операции с внутренними ценными бумагами;
    • операции с внешними ценными бумагами.
  3. По территории совершения:
    • внутренние — совершенные на территории РФ;
    • внешние — связанные с перемещением через границу РФ.
  4. По режиму правового регулирования:
    • разрешенные;
    • запрещенные.

Рассмотрим правовое регулирование порядка совершения отдельных валютных операций.

1. Валютные операции между резидентами и нерезидентами

Согласно ст. 6 Закона № 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. 7, 8 и 11 указанного Закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса России. Статья 11 устанавливает требования к купле-продаже иностранной валюты и чеков (а также дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

При совершении валютных операций между резидентами и нерезидентами основная часть обязанностей возлагается непосредственно на резидента. Если сумма сделки равна или превышает эквивалент 50 тыс. дол. США резидент обязан оформить в уполномоченном банке паспорт сделки, требования по обязательному оформлению которого и порядок оформления которого установлен ст. 20 Закона № 173- ФЗ, а также Инструкцией Банка России № 138-И. Статья 19 Закона № 173-ФЗ накладывает на резидента обязанности по соблюдению требования репатриации иностранной валюты и валюты РФ. В случае перемещения товаров через таможенную границу по сделкам между резидентами обе стороны обязаны соблюдать и оформлять все необходимые документы в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

2. Валютные операции между резидентами

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона № 173-ФЗ в Российской Федерации валютные операции между резидентами запрещены по общему правилу. При этом в законе установлены отдельные исключения. Можно выделить три группы субъектов, в отношении которых установлены такие исключения:

  • валютные операции между резидентами физическими и юридическими лицами;
  • валютные операции между уполномоченными банками (фактически они являются резидентами, но в силу специфики своей деятельности, а также статуса агента валютного контроля выделяются в отдельную группу);
  • между уполномоченными банками и резидентами физическими лицами.

Резиденты — физические и юридические лица могут осуществлять 23 валютные операции, к которым, например, относятся операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках; операции между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, включая операции по возврату комитентам (принципалам, доверителям) денежных сумм (иного имущества); операции, связанные с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством РФ и иные.

Уполномоченные банки вправе между собой также осуществлять валютные операции, перечень которых включает девять пунктов в соответствии с Указанием Банка России от 28.04.2004 № 1425-У. Все иные операции осуществляются ими в порядке, предусмотренном для резидентов — юридических лиц.

Уполномоченные банки вправе осуществлять операции с иностранной валютой и чеками. Уполномоченный банк или его филиал (далее банк) может осуществлять все или некоторые операции с наличной иностранной валютой и чеками. Перечень осуществляемых операций устанавливается самим банком. Банк определяет перечень иностранных валют, операции с которыми осуществляются.

В помещениях банка, в которых осуществляются операции с наличной иностранной валютой и чеками, в доступном для обозрения месте и на электронных носителях информации должны размещаться следующие документы и информация: а) фирменное наименование банка и филиала, их местонахождение и номера телефонной или иной связи; б) курсы иностранных валют к валюте РФ и (или) кросс-курсы иностранных валют; в) информация о размерах комиссионного вознаграждения, взимаемого за осуществление операций с наличной иностранной валютой и чеками; г) правила приема поврежденных денежных знаков иностранных государств (группы иностранных государств); д) правила приема чеков; е) информация об установленных банком порядке и условиях осуществления операций по переводу денежных средств из Российской Федерации по поручению физических лиц без открытия банковских счетов; ж) информация о работе с монетой иностранных государств (группы иностранных государств).

В приказе уполномоченного банка указываются местонахождение непосредственно банка, его филиала, в которых осуществляются операции с наличной иностранной валютой и чеками, установленные для них курсы иностранных валют, а также дата и время начала действия установленных курсов иностранных валют.

В банке могут осуществляться следующие виды операций с наличной иностранной валютой и чеками.

  1. Покупка наличной иностранной валюты за наличную валюту РФ.
  2. Продажа наличной иностранной валюты за наличную валюту РФ.
  3. Продажа наличной иностранной валюты одного иностранного государства (группы государств) за наличную иностранную валюту другого иностранного государства (группы государств) (конверсия).
  4. Размен денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) на денежные знаки (денежный знак) того же иностранного государства (группы государств).
  5. Покупка чеков за наличную валюту РФ.
  6. Покупка чеков за наличную иностранную валюту.
  7. Продажа чеков за наличную валюту РФ.
  8. Продажа чеков за наличную иностранную валюту.
  9. Прием денежных знаков иностранных государств (группы иностранных государств), чеков для направления на инкассо.
  10. Прием наличной иностранной валюты для зачисления на банковские счета физических лиц с использованием платежных карт.
  11. Выдача наличной иностранной валюты с банковских счетов физических лиц с использованием платежных карт.
  12. Покупка чеков с зачислением денежных средств на банковские счета, счета по вкладу физических лиц в иностранной валюте.
  13. Покупка чеков с зачислением денежных средств на банковские счета, счета по вкладу физических лиц в валюте РФ.
  14. Продажа чеков за счет денежных средств на банковских счетах, счетах по вкладу физических лиц в иностранной валюте.
  15. Продажа чеков за счет денежных средств на банковских счетах, счетах по вкладу физических лиц в валюте РФ.
  16. Прием наличной иностранной валюты при осуществлении операций по переводу денежных средств из Российской Федерации по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.
  17. Выдача наличной иностранной валюты при осуществлении операций по переводу денежных средств в Российскую Федерацию без открытия банковских счетов в пользу физических лиц.
  18. Прием наличной иностранной валюты для зачисления на банковские счета, счета по вкладу физических лиц в иностранной валюте.
  19. Прием наличной иностранной валюты для зачисления на банковские счета, счета по вкладу физических лиц в валюте РФ.
  20. Выдача наличной иностранной валюты с банковских счетов, счетов по вкладу физических лиц в иностранной валюте.
  21. Выдача наличной иностранной валюты с банковских счетов, счетов по вкладу физических лиц в валюте РФ.

При осуществлении операций с наличной иностранной валютой и чеками идентификация физического лица проводится в случаях, установленных законодательством РФ.

При осуществлении операций с наличной иностранной валютой и чеками передача физическим лицом кассовому работнику наличной иностранной валюты, наличной валюты РФ, чеков, платежных карт рассматривается как согласие физического лица с условиями осуществления операций с наличной иностранной валютой и чеками.

Окончанием осуществления операции с наличной иностранной валютой и чеками считается передача кассовым работником физическому лицу наличной иностранной валюты, наличной валюты РФ, чеков, а также представленных для ее осуществления и подлежащих возврату физическому лицу платежных карт, иных документов, в том числе документов, на основании которых проведена идентификация физического лица.

В последнее время происходит смещение увеличения доли осуществления расчетов с использованием банковских карт физическими лицами, причем не только на территории РФ, но и за пределами государства.

На территории РФ кредитные организации — эмитенты осуществляют эмиссию банковских карт, являющихся видом платежных карт как инструмента безналичных расчетов, предназначенного для совершения физическими лицами, в том числе уполномоченными юридическими лицами (далее — держатели), операций с денежными средствами, находящимися у эмитента, в соответствии с законодательством РФ и договором с эмитентом.

Федеральный закон от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Закон об НПС) устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе.

Законом, в частности, установлено, что:

  1. оператор по переводу денежных средств оказывает услуги по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых с клиентами и между операторами по переводу денежных средств, в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с требованиями законодательства РФ;
  2. банковские платежные агенты и банковские платежные субагенты участвуют в оказании услуг по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых соответственно с операторами по переводу денежных средств и банковскими платежными агентами в соответствии с требованиями ст. 14 Закона об НПС;
  3. организации федеральной почтовой связи оказывают услуги почтового перевода денежных средств в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»;
  4. платежные агенты оказывают услуги по приему платежей в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № ЮЗ-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

В июле 2014 г. Банк России разработал требования к техническим платформам платежных систем для признания их национально значимыми, соответствующее указание опубликовано на сайте ЦБ РФ для проведения экспертизы. Разработчиками не менее 25% программного обеспечения, используемого в национально значимой платежной системе, должны быть российские организации. Материальные носители платежных карт должны соответствовать принятым ГОСТам. Криптографический модуль чипа на карте должен либо быть сертифицирован у уполномоченного органа власти, либо иметь сертификат соответствия стандартам безопасности не менее двух иностранных платежных систем, по которым осуществляются денежные переводы. «Изготовление (сборка) платежных карт осуществляется российскими организациями на территории Российской Федерации», — добавляется в документе.

Национальный расчетный депозитарий (НРД), входящий в группу Московской биржи и являющийся центральным депозитарием РФ, первым в России получил статус национально значимой платежной системы.

Федеральным законом от 22.10.2014 № 139-ФЗ были внесены изменения в Закон об НПС, предусматривающие, что кредитные организации при осуществлении переводов денежных средств с использованием международных платежных карт, а также платежные системы, в рамках которых определяются правила эмиссии международных платежных карт и осуществляются на территории РФ переводы денежных средств с использованием международных платежных карт, обязаны организовать взаимодействие, получать операционные услуги от операционного центра национальной системы платежных карт (НСПК) и услуги платежного клиринга от платежного клирингового центра НСПК в порядке, сроки, на условиях и в случаях, установленных нормативными актами Банка России и принимаемыми в соответствии с ними правилами НСПК.

В соответствии с действующим законодательством кредитная организация вправе осуществлять эмиссию банковских карт следующих видов: расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт и предоплаченных карт.

Расчетная (дебетовая) карта предназначена для совершения операций ее держателем в пределах установленной кредитной организацией — эмитентом суммы денежных средств (расходного лимита), расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств клиента, находящихся на его банковском счете, или кредита, предоставляемого кредитной организацией — эмитентом клиенту в соответствии с договором банковского счета при недостаточности или отсутствии на банковском счете денежных средств.

Кредитная карта предназначена для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств, предоставленных кредитной организацией — эмитентом клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора.

Предоплаченная карта предназначена для совершения ее держателем — физическим лицом операций, расчеты по которым осуществляются кредитной организацией — эмитентом от своего имени за счет денежных средств, предоставленных держателем — физическим лицом, или денежных средств, поступивших в кредитную организацию — эмитент в пользу держателя — физического лица, если возможность использования поступивших денежных средств от третьих лиц предусмотрена договором между держателем — физическим лицом и кредитной организацией — эмитентом. Предоплаченная карта удостоверяет право требования ее держателя — физического лица к кредитной организации — эмитенту по оплате товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) или выдаче наличных денежных средств.

Кредитная организация — эмитент обязана определить максимальную сумму, в пределах которой она принимает на себя обязательства по одной предоплаченной карте (далее — лимит предоплаченной карты). Лимит предоплаченной карты, устанавливаемый кредитной организацией — эмитентом, не должен превышать 100 тыс. руб. либо суммы в иностранной валюте, эквивалентной 100 тыс. руб. по официальному курсу Банка России, действующему на дату эмиссии предоплаченной карты.

Дополнительное предоставление (перечисление) денежных средств кредитной организации — эмитенту для увеличения размера обязательств кредитной организации — эмитента по предоплаченной карте может осуществляться в пределах лимита предоплаченной карты (если возможность дополнительного предоставления (перечисления) денежных средств кредитной организации — эмитенту для увеличения размера обязательств кредитной организации — эмитента по предоплаченной карте предусмотрена договором между держателем — физическим лицом и кредитной организацией — эмитентом). Общая сумма дополнительного предоставления (перечисления) денежных средств кредитной организации — эмитенту для увеличения размера обязательств кредитной организации — эмитента по предоплаченной карте, идентификация держателя — физического лица которой не проводилась, не должна превышать 40 тыс. руб. в течение календарного месяца.

Кредитная организация (за исключением расчетной небанковской кредитной организации, платежной небанковской кредитной организации) осуществляет эмиссию расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт и предоплаченных карт для физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Расчетная небанковская кредитная организация, платежная небанковская кредитная организация осуществляют эмиссию расчетных (дебетовых) карт для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, предоплаченных карт — для физических лиц, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Эмиссия банковских карт для физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц осуществляется кредитной организацией на основании договора, предусматривающего совершение операций с использованием банковских карт. Эмиссия расчетных (дебетовых) карт, предназначенных для совершения операций, связанных с собственной хозяйственной деятельностью кредитной организации, осуществляется на основании распоряжения единоличного исполнительного органа кредитной организации.

Кредитная организация — эмитент осуществляет расчеты по операциям с расчетными (дебетовыми) картами, кредитными картами, предоплаченными картами с учетом требований валютного законодательства.

Кредитная организация вправе привлекать банковских платежных агентов для распространения эмитированных данной кредитной организацией платежных карт, а также осуществлять на территории РФ распространение платежных карт, эмитированных другими кредитными организациями, иностранными юридическими лицами, не являющимися иностранными банками (далее — распространение платежных карт).

При привлечении кредитной организацией — эмитентом банковских платежных агентов для распространения предоплаченных карт не допускается возникновение денежных обязательств кредитной организации по предоплаченным картам перед банковскими платежными агентами — юридическими лицами, в том числе путем предварительной оплаты предоплаченных карт.

Конкретные условия предоставления денежных средств для расчетов по операциям, совершаемым с использованием расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт, порядок возврата предоставленных денежных средств, порядок документального подтверждения предоставления и возврата денежных средств могут определяться в договоре с клиентом.

На территории РФ кредитные организации (далее — кредитные организации — эквайреры) осуществляют расчеты с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, и (или) выдают наличные денежные средства держателям платежных карт, не являющимся клиентами указанных кредитных организаций (далее — эквайринг).

Читайте также:  Форма промежуточного ликвидационного баланса в 2023 году

Кредитная организация вправе одновременно осуществлять эмиссию банковских карт, эквайринг платежных карт, а также распространение платежных карт. Эмиссия банковских карт, эквайринг платежных карт, а также распространение платежных карт осуществляется кредитными организациями на основании внутрибанковских правил, разработанных кредитной организацией в соответствии с законодательством РФ, нормативными актами Банка России, договорами, в том числе правилами платежных систем.

Клиент совершает операции с использованием расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт по банковскому счету (далее — соответственно счет физического лица, индивидуального предпринимателя, юридического лица), открытому на основании договора банковского счета, предусматривающего совершение операций с использованием расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт, заключаемого в соответствии с требованиями законодательства РФ (далее — договор банковского счета).

При выдаче платежной карты, совершении операций с использованием платежной карты кредитная организация обязана идентифицировать ее держателя.

Конкретные условия начисления и уплаты процентов (размер процентной ставки, сроки уплаты и другие условия) по предоставленному кредиту для расчетов по операциям, совершаемым с использованием расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт, и на остатки денежных средств клиента, находящихся на его банковском счете, могут определяться в договоре с клиентом.

По одному счету клиента могут совершаться операции с использованием нескольких расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт, выданных кредитной организацией — эмитентом клиенту (лицу, уполномоченному клиентом).

По нескольким счетам клиентов могут совершаться операции с использованием одной расчетной (дебетовой) карты или кредитной карты, выданной кредитной организацией — эмитентом клиенту (лицу, уполномоченному клиентом).

Клиент — физическое лицо осуществляет с использованием банковской карты следующие операции:

  • получение наличных денежных средств в валюте РФ или иностранной валюте на территории РФ;
  • получение наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами территории РФ;
  • оплату товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в валюте РФ на территории РФ, а также в иностранной валюте — за пределами территории РФ;
  • иные операции в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства.

Клиент — физическое лицо может осуществлять с использованием расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт операции по банковским счетам, открытым в валюте РФ, и (или) по банковским счетам, открытым в иностранной валюте.

Клиент — физическое лицо, являющийся резидентом, может осуществлять с использованием кредитных карт операции за счет предоставляемого кредита в валюте РФ без использования банковского счета.

Клиент — физическое лицо, являющийся нерезидентом, может осуществлять с использованием кредитных карт операции за счет предоставляемого кредита в валюте РФ, иностранной валюте без использования банковского счета.

Клиенты — физические лица с использованием предоплаченных карт могут осуществлять переводы электронных денежных средств в валюте, отличной от валюты остатка электронных денежных средств.

Клиент — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляет с использованием расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт следующие операции:

  • получение наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами территории РФ для оплаты командировочных и представительских расходов;
  • оплата командировочных и представительских расходов в иностранной валюте за пределами территории РФ;
  • иные операции в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства.

Кредитная организация — эмитент обязана определить максимальную сумму наличных денежных средств в валюте РФ, которая может выдаваться клиенту — юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение одного операционного дня для целей, указанных в настоящем пункте. Кредитной организации — эмитенту рекомендуется установить для клиента — юридического лица, индивидуального предпринимателя возможность получения наличных денежных средств в валюте РФ в сумме, не превышающей 100 тыс. рублей в течение одного операционного дня.

Клиенты — юридические лица, индивидуальные предприниматели с использованием предоплаченных карт могут осуществлять переводы электронных денежных средств в валюте, отличной от валюты остатка электронных денежных средств.

Клиенты — юридические лица, индивидуальные предприниматели с использованием расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт могут осуществлять операции в валюте, отличной от валюты счета юридического лица, индивидуального предпринимателя, в порядке и на условиях, установленных в договоре банковского счета. При совершении указанных в настоящем пункте операций валюта, полученная кредитной организацией — эмитентом в результате конверсионной операции, перечисляется по назначению без зачисления на счет клиента — юридического лица, индивидуального предпринимателя.

При совершении операции с использованием платежной карты составляются документы на бумажном носителе и (или) в электронной форме (далее — документ по операциям с использованием платежной карты). Документ по операциям с использованием платежной карты является основанием для осуществления расчетов по указанным операциям и (или) служит подтверждением их совершения.

Документ по операциям с использованием платежной карты должен содержать следующие обязательные реквизиты: идентификатор банкомата, электронного терминала или другого технического средства, предназначенного для совершения операций с использованием платежных карт; вид операции; дата совершения операции; сумма операции; валюта операции; сумма комиссионного вознаграждения; код авторизации; реквизиты платежной карты.

Документ по операциям с использованием платежной карты на бумажном носителе дополнительно должен содержать подпись держателя платежной карты и подпись кассира, в случае если он составляется в кредитной организации и ее структурных подразделениях в помещении для совершения операций с ценностями, а также в организации почтовой связи.

Валютные операции осуществляются между резидентами и уполномоченными банками, которые также являются резидентами на специальных условиях в связи с особым статусом уполномоченных банков.

Между резидентами и уполномоченными банками допускается без ограничений осуществлять операции:

  • по получению и возврату кредитов и займов, уплате процентов и штрафных санкций по ним;
  • резиденты могут в уполномоченном банке вносить денежные средства на свои счета, открывать вклады, причем как до востребования, так и на определенный срок;
  • по выдаче и реализации прав по банковской гарантии, исполнению обязательств резидентом по договорам поручительства и залога;
  • приобретению резидентом векселей уполномоченного банка либо иных уполномоченных банков, предъявлению их к платежу, получению платежа по ним, включая штрафные санкции в случае нарушения исполнения уполномоченным банком обязательств, продаже уполномоченным банкам;
  • купле-продаже физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты за валюту РФ, иностранную валюту, обмену и замене денежных знаков иностранных государств, приему уполномоченными банками от резидентов наличной валюты и чеков для направления на инкассо за пределами РФ для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • уплате резидентом комиссионного вознаграждения уполномоченному банку;
  • иным валютным операциям, отнесенным к банковским, перечень которых закреплен в ст. 5 Закона о банках.

С 14 июля 2013 г. согласно Федеральному закону № 155-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»» разрешены также:

  • перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый на территории РФ, и со счета резидента, открытого на территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;
  • перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;
  • перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет того же резидента, открытый за пределами территории РФ.

Открытие резидентом валютного счета в уполномоченном банке РФ. Уполномоченные банки открывают счета резидентам (организациям, индивидуальным предпринимателям) и предоставляют им право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа.

Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события.

Порядок сообщения банком об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа в электронной форме устанавливается Центральным банком РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Формы и форматы сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, об изменении реквизитов счета, вклада (депозита), о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством России в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения налоговых проверок указанных лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии со ст. 931 НК РФ, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 931 НК РФ.

Налоговыми органами могут быть запрошены справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

3. Валютные операции между нерезидентами

Согласно ст. 10 Закона № 173-ФЗ нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории РФ на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ или в уполномоченных банках.

Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой на территории РФ переводы иностранной валюты и валюты РФ без открытия банковских счетов, а также осуществлять переводы иностранной валюты и валюты РФ без открытия банковских счетов с территории РФ и получать на территории РФ переводы иностранной валюты и валюты РФ без открытия банковских счетов.

Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории России с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством РФ и законодательством РФ о рынке ценных бумаг.

Валютные операции между нерезидентами на территории РФ в валюте РФ осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории РФ в порядке, предусмотренном ст. 13 Федерального закона, за некоторыми исключениями.

Нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках.

Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории РФ, в том числе специальных счетов, устанавливает Центральный банк РФ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту РФ со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в банках за пределами территории РФ на свои банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках.

Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в уполномоченных банках на свои счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ.

Таким образом, основное правило осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами заключается в следующем: все, что не запрещено законом, разрешено при условии соблюдения требований действующего законодательства в сфере валютных правоотношений.

4. Валютные операции, связанные с перемещением наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза

Отдельного внимания заслуживают операции, связанные с перемещение физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу те. Осуществляться они могут как физическими лицами — резидентами, так и физическими лицами — нерезидентами.

Ввоз и вывоз наличных денежных средств и (или) денежных инструментов является валютной операцией.

Наличные денежные средства — денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет, за исключением монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах — членах Таможенного союза или иностранных государствах (группе иностранных государств), включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки.

Денежные инструменты — дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.

В соответствии со ст. 355 ТК ТС таможенному декларированию в письменной форме подлежит валюта государств — членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установленных законодательством и (или) международным договором государств — членов Таможенного союза. Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза был заключен в 2010 г. (далее — Договор).

Отношения, возникающие в связи с перемещением физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза, не урегулированные Договором, регулируются иными международными договорами те, а в случае их отсутствия — законодательством государств. Положения Договора не регулируют отношения, возникающие в связи с перемещением физическими лицами через таможенную границу таможенного союза монет из драгоценных металлов, являющихся законным платежным средством.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Договора вывоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков с таможенной территории Таможенного союза осуществляется без ограничений в следующем порядке:

  • при единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тыс. дол. США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме;
  • при единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тыс. дол. США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

Единовременный вывоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, равной либо не превышающей в эквиваленте 10 тыс. дол. США, может быть задекларирован в письменной форме по желанию физического лица.

Согласно п. 3 ст. 4 Договора вывоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации.

На основании Таможенного кодекса Таможенного союза денежные средства и денежные инструменты не подлежат декларированию в письменной форме при их перемещении физическими лицами через внутренние границы государств — членов Таможенного союза. Таможенные органы, расположенные в пунктах пропуска через государственную границу РФ, при принятии решения о контроле соблюдения вышеуказанных требований должны руководствоваться информацией о маршруте следования физического лица (письмо ФТС России от 16.07. 2010 № 01-11/35110 «О порядке перемещения наличных денежных средств и денежных инструментов»).

Основные направления валютного регулирования в России:

  • развитие национального валютного рынка;
  • регламентация режима валютного курса;
  • определение сферы применения иностранной валюты в стране;
  • регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов;
  • определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;
  • определение полномочий и функций органов валютного регулирования.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *