Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Продолжительность ежедневного междусменного отдыха не может быть менее». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Водители транспортных средств — особая категория работников. Их труд требует повышенной концентрации внимания и идеального физического самочувствия. Полноценный отдых имеет для них большое значение. Именно поэтому порядок составления трудового графика для водителей дополнительно регулируется положением «Об особенностях режима рабочего времени и отдыха водителей автомобилей», утв. приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 (далее — Положение).
Еженедельный непрерывный отдых — это период между временем, когда один рабочий день (накануне выходного) должен быть окончен, а другой рабочий день (следующий сразу за выходным), должен быть начат.
Важно! Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов, за исключением случаев, когда вводятся специальные меры в сфере экономики, а Правительство Российской Федерации установило особенности правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах.
Работник вправе требовать предоставления ему выходных дней, количество которых зависит от продолжительности рабочей недели.
При пятидневной рабочей неделе работнику предоставляется 2 выходных дня. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.
При шестидневной рабочей неделе работнику предоставляется 1 выходной день.
Важно! Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе должен быть определен правилами внутреннего трудового распорядка.
В целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней Правительство РФ может переносить выходные дни на другие дни.
Возможно предоставление выходного дня (дней) в другой день, кроме воскресенья, при соблюдении одновременно следующих условий:
- работник занят на работах, приостановка которых невозможна
- причины невозможности приостановки работы — производственно-технические и организационные условия
Важно! Например, организации торговли, занятые обслуживанием населения, и другие.
- выходные дни предоставляются работникам в различные дни недели;
- выходные дни предоставляются поочередно каждой группе работников;
- порядок предоставления и график очередности определяются в правилах внутреннего трудового распорядка.
Комментарии к ст. 107 ТК РФ
1. Порядок предоставления перерыва в течение рабочего дня для отдыха, питания, продолжительность перерыва в течение рабочего дня (смены) (ст. 108 ТК) определяются локальными нормативными актами или правилами внутреннего трудового распорядка либо могут быть предметом соглашений сторон трудового договора. Локальные акты и соглашения о продолжительности времени начала и окончания перерывов для отдыха и питания в течение рабочего дня (смены) не могут ухудшать по сравнению с законодательством положение работника.
2. Перерывы для отдыха и питания (в отличие от других перерывов в течение рабочего дня) не включаются в рабочее время и оплате не подлежат.
3. ТК (ст. 108) предусматривает лишь перерывы для отдыха и питания, предоставляемые всем работникам. Дополнительные короткие перерывы для отдыха некоторым категориям работников включаются в рабочее время, подлежат оплате и регулируются специальными нормативными актами или соглашениями. Так, включаются в рабочее время и подлежат оплате перерывы в течение рабочего дня, предоставляемые женщинам, имеющим детей до 1,5 лет. Продолжительность таких перерывов должна быть не менее 30 мин через каждые 3 ч работы. При наличии 2 детей и более продолжительность перерыва не может быть менее 1 ч. По согласованию с работодателем работница может суммировать эти перерывы и использовать вместе в начале рабочего дня, присоединяя к обеденному перерыву, или в конце рабочего дня (ст. 258 ТК).
Работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, а также другим категориям работников в случаях, предусмотренных законодательством, предоставляются специальные перерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время (ст. 109 ТК).
4. Если продолжительность рабочего дня (смены) не превышает 6 ч, то работа с учетом мнения трудового коллектива может производиться без предоставления перерыва для отдыха и питания. По сложившейся практике без перерыва для отдыха и питания работают обычно лица, для которых установлен неполный рабочий день.
5. Перерывы в процессе работы могут устанавливаться правилами внутреннего трудового распорядка организации. Например, такими правилами вводятся перерывы для производственной гимнастики, которые включаются в рабочее время и подлежат оплате.
6. Оптимальная продолжительность перерыва для отдыха во время рабочей смены зависит от характера организации производственного процесса и условий труда.
На тех работах, где по условиям производства нельзя устанавливать перерыв, так как работники не могут отлучаться с рабочего места, работодатель обязан организовать прием пищи в течение рабочего времени. Перечень таких работ, порядок и место приема пищи определяются локальными нормативными актами.
7. Ежедневный (междусменный) отдых — это перерыв в работе в период после окончания рабочего дня (смены) и до начала нового рабочего дня (смены). На продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха влияют режим работы и длительность рабочего дня (смены).
8. О выходных днях (еженедельном непрерывном отдыхе) см. ст. ст. 110 и 111 ТК и комментарии к ним.
9. О нерабочих праздничных днях см. ст. 112 ТК и комментарий к ней.
10. Об отпусках см. ст. ст. 114 — 128 ТК и комментарии к ним.
Соблюдение нормирования труда и отдыха по ЕСТР
Продолжительность управления
- Перерывы на отдых — через каждые 4,5 часа непрерывного движения. Далее следует перерыв 45 минут.
- Если в силу уважительных причин водитель не воспользовался надлежащим перерывом, его можно заменить перерывом не менее 15 минут, за которым должен следовать еще один 30-минутный отдых. В течение обеих остановок водитель не имеет права выполнять какую-либо работу.
- Данные короткие перерывы, перечисленные выше, не должны быть засчитаны в качестве еженедельных периодов отдыха.
- Водитель не имеет права управлять автомобилем более 9 часов в сутки. Это время может быть увеличено до 10 часов, но не чаще двух раз в неделю.
- Короткие перерывы, перечисленные выше, не должны быть засчитаны в качестве еженедельных периодов отдыха.
- За рулем можно находиться не более 48 часов в неделю.
- Лишь в исключительных случаях лимит времени может быть увеличен до 60 часов в неделю.
- Максимальное время управления ТС — 90 часов за 2 недели.
- Время, отведенное на общие работы — 13 часов. Кроме вождения ТС, дальнобойщик выполняет и другие обязанности: погрузочно-разгрузочные и прочие действия, связанные с оформлением сопроводительных документов. В силу определенных обстоятельств это время может быть продлено до 15 часов в сутки. Однако между двумя любыми еженедельными периодами отдыха водитель может иметь не более 3-х рабочих дней по 15 часов.
Перерывы на отдых
- Предельная норма продолжительности управления автомобилем вместе с выполнением любых непрерывных работ не должна быть выше 6 часов, после которых водитель обязан сделать 45 минутную остановку, если период основного отдыха предвидится не скоро.
- Водитель обязан соблюдать ежедневные перерывы на отдых длительностью не менее 11 часов. В силу допустимых законом обстоятельств этот промежуток отдыха можно сократить до 9 часов в сутки. В этом случае остановка в пути будет засчитана в качестве сокращенного периода отдыха, который должен быть организован на специализированной стоянке или в салоне автотранспорта, если технические требования допускают оборудование его полноценным спальным местом.
- Дальнобойщик может воспользоваться сокращенными ежедневными периодами отдыха не более 3 раз между двумя любыми еженедельными фазами отдыха, если не позднее чем до конца следующей недели отдых водителя будет компенсирован недостающим временем.
- На усмотрение водителя ежедневные стоянки для отдыха и сокращенные перерывы для восстановления сил каждую неделю вне мест приписки могут быть организованы в салоне ТС, но при условии, что машина оборудована местом для ночлега, предусмотренным конструкцией автомобиля, и он располагается на специальной стоянке.
- Водитель ТС дальнего следования обязан регулярно использовать установленные ежедневные и еженедельные периоды покоя.
- При транспортировке автотранспортного средства посредством парома или железндорожных составов водитель должен быть обеспечен местом для сна, при этом его полноценный ежедневный отдых не должен прерываться более двух раз. Перерыв должен совершаться в пределах 1 часа перед погрузкой или после выгрузки. Все действия, связанные с таможенным оформлением, относятся к погрузочно-разгрузочным операциям и приравниваются к общим работам. Отметим, что прерывание каждодневного отдыха таким способом в дальнейшем должно компенсироваться увеличением периода восстановления работоспособности на 2 часа.
Продолжительность отдыха
- Продолжительность каждодневного отдыха между сменами на специальных стоянках должна быть не менее 11 часов. Время, отведенное на отдых, может быть увеличено с целью компенсации недостающего времени на еженедельный отдых или сокращено в случае его избытка. (например, в связи с простоем автотранспорта).
- Если на протяжении каждых 30 часов автотранспортным средством управляли два или более водителей, каждый из них обязан воспользоваться правом на отдых в течение 8 непрерывных часов.
- В дни, когда продолжительность отдыха соответствует нормам, прописанным в первом пункте, его можно разделить на 2 или 3 отдельных периода в течение 24 часов, но один из них должен быть не меньше 8 последовательных часов. Минимальная продолжительность отдыха в данном случае возрастает до 12 часов.
- Еженедельный период отдыха должен наступать после каждого шестого 24-часового рабочего периода, начинающегося по окончании предыдущего еженедельного периода покоя.
- Водитель может позволить себе не более 3-х сокращенных ежедневных перерывов между двумя любыми еженедельными промежутками полноценного отдыха.
- Водители в составе экипажа из двух и более человек вправе воспользоваться еженедельными перерывами на отдых, длительностью не менее 45 непрерывных часов, который должен быть организован перед ежедневным междусменным перерывом на отдых или сразу после такового. При необходимости этот отрезок времени может быть сокращен до 36 часов, если стоянка организована в месте приписки ТС или до 24 непрерывных часов — в любом другом месте. Если по какой-либо причине продолжительность отдыха сокращается, она должна быть компенсирована эквивалентным временем до конца третьей недели, наступающей за данной.
- Отдых, используемый в качестве компенсации за сокращение еженедельного периода отдыха, должен быть приурочен к очередному периоду покоя, длящемуся не менее 9 часов.
- Еженедельный период отдыха, должен начинаться по завершении шести суток, начинающихся после окончания предшествующего еженедельного периода бездействия. Если еженедельный промежуток отдыха захватывает обе недели, то он может быть засчитан к каждой из них поочередно.
- График сменности водителей должен быть составлен таким образом, что при подсчете общего рабочего времени нерабочие дни, предназначенные для еженедельного непрерывного отдыха, приходились на разные дни недели, при этом количество дней в каждом из месяцев должно соответствовать количеству полных недель данного месяца или превышать их число.
Сравним сходства и различия российских и европейских норм труда водителей ТС
Стоит заметить, что водительский график труда и отдыха в трудовом Кодексе РФ лишь по некоторым пунктам разнится с правилами ЕСТР.
Сходства
В обоих случаях ежедневная продолжительность управления ТС весом от 3.5 тонн составляет не более 9 часов в сутки с интервалом на 45 минутный отдых.
Общее время вождения в обоих случаях одинаково:
— 56 часов в неделю,
— 90 часов за две недели.
Различия
Интервалы между остановками на 45 минутный отдых должны совершаться через каждые:
— 4,5 часа непрерывной работы — для международных рейсов согласно ЕСТР,
— 4 часа движения — для междугородних поездок в пределах страны по российскому Трудовому Кодексу. При этом длительность отдыха после четырехчасового вождения в начале пути может быть сокращена до 15 минут, но при условии, что далее регулярно будут соблюдаться пятнадцатиминутные перерывы через каждые 2 часа непрерывной езды.
Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха
— 45 часов — по ЕСТР,
— 42 часа — по российским нормам.
Вывод
Стоит обратить внимание на то, что отечественное трудовое законодательство строже отнеслось к нормо-часам. Значит, если отправиться в междугороднюю командировку по России, нужно быть готовым к тому, что транспортная трудовая инспекция может привлечь командированное лицо к ответственности, если из распечатки средства контроля движения ТС обнаружится, что первая остановка на отдых состоялась позднее чем через 4 часа непрерывного движения. В случае отклонений от норм нужно будет заранее запастись вескими аргументами.
По всем остальным пунктам, в том числе и в требованиях к перевозчику, европейское соглашение совпадает с российским законодательством. Так, например, в нашей стране, как и во всех остальных странах Евросоюза, организация — перевозчик несет ответственность за оснащение ТС тахографом и за формирование графика движения ТС по заданному маршруту.
Ответы на актуальные вопросы
Вопрос №1. Сколько должен длиться перерыв между сменами при ее продолжительности 7 часов 30 минут, включая получасовой обеденный перерыв?
Ответ. В ТК не содержатся определенные указания по продолжительности междусменного перерыва. Но иными нормативными актами отражена обязательная длительность перерыва между сменами не менее двойной продолжительности рабочего времени. Если перерыв на обед оплачивается работодателем, то отдых между сменами не должен быть меньше 15 часов, а если не оплачивается, то14 часов.
Вопрос №2. Каким местным нормативным актом на предприятии установлена возможность сменной работы, длительность рабочих смен и перерыва между ними?
Ответ. Сменная работа разрешена для тех предприятий, для которых иной режим труда работников будет экономически нецелесообразным или невозможным по технологическим причинам. Основным документом в организации, регулирующим порядок посменной работы и длительность перерывов между сменами, является график сменности, согласованный с профсоюзом. Работник должен ознакомиться с ним не позже месяца до его вступления в силу.
Вопрос №3. Какова длительность междусменного перерыва, если работник трудился в ночную смену.
Ответ. Не зависимо от того, дневная смена или ночная, перерыв между сменами не должен быть короче длительности труда, умноженной на 2. Для ночной смены установлено ограничение для продолжительности (короче дневной на 1 час).
Ежедневный (междусменный) отдых
Категория: Отдыхаем по правилам Ежедневный и междусменный отдых — это отдых после окончания рабочего дня или смены
Для всех категорий работников должна быть установлена определенная продолжительность ежедневной работы или смены. Соответственно, продолжительность ежедневного отдыха будет зависеть от того, каковая продолжительность вашего рабочего времени в течение рабочего дня или смены. А продолжительность рабочего дня зависит от продолжительности рабочего времени — нормального, сокращенного или неполного.
Так, если вы работаете в условиях нормальной продолжительности рабочего времени, что составляет 40 часов в неделю, продолжительность вашего рабочего дня, как правило, будет составлять 8 часов 15 минут. Оставшееся время и будет являться ежедневным отдыхом. Соответственно, при 6-дневной рабочей неделе, продолжительность рабочего дня уменьшается (она может составлять 7 часов 5 дней в неделю и 5 часов на 6 рабочий день), а время ежедневного отдыха увеличивается. Вообще-то закон разрешает работодателю самостоятельно устанавливать продолжительность рабочего дня в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре, соглашении, трудовом договоре. Главное, чтобы работодатель соблюдал максимальную продолжительность рабочего времени -40 часов- в течение недели.
Время отдыха между сменами по ТК РФ при сменном графике работы: как составляется график
График работы и времени отдыха между сменами при сменной работе устанавливается с учетом положений ст. 91, 94, 103, 108, 110 ТК РФ:
- График сменности составляется таким образом, чтобы соблюдались нормы трудочасов в зависимости от выбранного учетного периода: за месяц, квартал, год.
- Норма рабочего времени за месяц рассчитывается по формуле, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 № 588н:
N = (Rn / 5) × Rd – Chppd,
где: Rn — продолжительность рабочей недели;
Rd — количество рабочих часов в месяц;
Chppd — количество сокращенных часов в предпраздничные дни.
Например, месячная норма за март 2017 года такова: (40 / 5) × 22 – 1 = 175 часов. Праздник 8 Марта выпал на среду, этот день нерабочий, а предпраздничный день 7 марта сокращается на 1 час.
В том же приказе указан порядок расчета нормы за год.
- Ставить работника в 2 смены подряд нельзя.
- В графике учитывается время перерыва, предоставляемое для отдыха и приема пищи. Считается ли оно рабочим, зависит от того, есть ли у работника возможность покинуть рабочее место и использовать время на свое усмотрение.
- Один раз в неделю у работника должен быть перерыв не меньше 42 часов.
- График сменности составляется не позже чем за месяц до его введения.
- Установленный график доводится до каждого работника (на практике под подпись).
Время отдыха при 12-часовом рабочем дне
Порядок предоставления времени отдыха при 12-часовом рабочем дне рассмотрим на примере установления скользящего графика, предусмотренного ст. 102 ТК РФ:
- Поскольку при 12-часовом рабочем дне невозможно соблюсти требование о 40-часовой рабочей неделе, работодатель вводит СУРВ и утверждает график сменности.
- Введение СУРВ и установление времени отдыха прописывается в правилах внутреннего распорядка предприятия.
- Законодатель не требует обязательного получения одобрения предлагаемого работодателем графика от профсоюза, в отличие от установления графика в режиме сменной работы.
- Работник имеет право на все виды отдыха, предусмотренные ТК РФ, кроме нерабочих праздничных дней, на которые выпала его смена. В связи с этим в графике должны учитываться перерывы на обед, обогрев, кормление ребенка, междусменные выходные часы/дни.
- Ночное время, попавшее на смену, на 1 час не сокращается, но оплачивается в повышенном размере.
- Исходя из положения, установленного п. 11 постановления от 24.09.1929, делается вывод, что после каждой 12-часовой смены работник должен отдыхать не меньше чем 24 часа и 1 раз в неделю не меньше 42 часов согласно ст. 110 ТК РФ.
- В ТК РФ нет запрета на назначение работника в 2 смены подряд при гибком режиме работе. Вторая смена будет считаться работой в выходной день, поэтому предварительно должно быть получено письменное согласие работника, а его труд за эти часы оплачивается в двойном размере.
Исключения из правил по длительности межсменных перерывов
Постановления и приказы некоторых отраслевых ведомств дают работодателям возможность изменять продолжительность перерывов для отдыха. Одним из таких случаев является профессия водителя автотранспорта (Приказ Минтранса № 15). По возможности у них устанавливается стандартная рабочая неделя с 8 часовым временем смены. Чаще всего у водителей используется суммированный учет рабочего времени, что дает нанимателям право на изменение графика «смена — отдых».
Внутри рабочего дня дают дополнительные перерывы для отдыха и приема пищи. Для тех, кто осуществляет управление общественным транспортом, время между сменами может уменьшаться до 12 часов, а не более трех раз в неделю до 9 часов. После двух смен, между которыми водитель отдыхал только 9 часов, ему должны предоставить как минимум двое суток отдыха. Кроме того, у нанимателя есть возможность разбивать межсменный отдых и частично включать в него время внутрисменных перерывов.
При этом один из таких перерывов должен длиться 8 часов.
Для тех водителей, кто занимается междугородними перевозками пассажиров и грузов, правило по соблюдению режима труда и отдыха имеет одну особенность. В случае отсутствия на трассе места, где можно остановиться на перерыв, водителю разрешено продолжать движение, и перенести время отдыха.
У водителей, находящихся в длительных рейсах, строго регламентируется время, которое они могут провести за рулем транспортного средства без перерыва.
Поэтому в таких поездках, как правило, два водителя, которые меняются каждые 4 часа. Такие перерывы также суммируются с межсменным отдыхом.
Еще одной распространенной ситуацией, когда правило о двукратном межсменном перерыве соблюдается с исключениями, является работа вахтовым методом. По договоренности между нанимателем и вахтовыми работниками время отдыха при 12 часовом рабочем дне составляет аналогичный период. После того, как вахта через 2 — 3 месяца заканчивается, сэкономленное время суммируется, и работник получает длительный восстановительный период.
Типично несоблюдение продолжительности межсменных перерывов и для сферы здравоохранения. Однако здесь ситуация связана скорее с нехваткой квалифицированного персонала и малым размером зарплат у медиков, чем с желанием нанимателей и работников идти на нарушение норм труда и отдыха.
Отсутствие или сокращение межсменных перерывов на отдых в долгосрочном периоде приводит к накоплению усталости у наемного персонала, невозможности восстановления при работе во вредных и опасных условиях. Это в конечном итоге приведет не только к повышению затрат нанимателя на выплату пособий по нетрудоспособности или устранению брака в работе неотдохнувшего сотрудника, но и к более серьезным последствиям.
Аварии, неверные действия наемного персонала, ставшие следствием длительного отсутствия нормального времени для восстановления, могут повлечь за собой даже человеческие жертвы. Кроме того, контролирующие органы при выявлении случаев нарушения режима межсменного отдыха, штрафуют работодателей на существенные суммы
Другой комментарий к статье 107 ТК РФ
§ 1. В ст. 107 приведен перечень видов времени отдыха, предоставляемых работникам.
§ 2. О перерывах в течение рабочего дня (смены) для отдыха и питания см. ст. 108, 109 и комментарии к ним.
§ 3. О ежедневном (междусменном) отдыхе отдельная статья в ТК отсутствует.
Отдых между двумя рабочими днями (сменами) начинается с момента окончания работы (смены) в один рабочий день и заканчивается в момент начала работы (смены) в следующий рабочий день (смену).
Его продолжительность зависит от продолжительности рабочего дня (смены), времени его (ее) окончания и времени начала следующего рабочего дня (смены).
Закон прямо не устанавливает хотя бы минимальную продолжительность этого вида отдыха. Но в нормативных правовых актах, действующих во многих отраслях, закреплено, что продолжительность отдыха между двумя рабочими днями (сменами) не может быть менее 12 часов. Ряд отраслевых актов не допускает двух выходов на работу в течение суток.
В современных условиях вопросы, связанные с режимом рабочего времени и времени отдыха, в том числе с ежедневным отдыхом, решаются в отраслевых соглашениях, коллективных договорах, а иногда и в трудовых договорах, во многих организациях — в правилах внутреннего трудового распорядка.
10 декабря 2002 г. Правительство РФ приняло Постановление N 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы» (СЗ РФ. 2002. N 50. Ст. 4952; 2005. N 7. Ст. 560), которым предусмотрено, что такие особенности определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по соглашению с Минтрудом РФ и Минздравом РФ.
В ряде отраслей действуют положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха. См., например:
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условиях труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утвержденное Приказом МПС РФ от 5 марта 2004 г. N 7 (Бюллетень нормативных актов. 2004. N 24. С. 34);
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации, утвержденное Приказом Минтранса России от 30 января 2004 г. N 10 (Бюллетень нормативных актов. 2004. N 11. С. 82);
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников оперативно-производственных организаций Росгидромета, их структурных подразделений, имеющих особый характер работы, утвержденное Приказом Росгидромета от 30 декабря 2003 г. N 272 (Бюллетень Минтруда РФ. 2004. N 14. С. 39);
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников организаций, осуществляющих добычу драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных и рудных месторождений, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 2 апреля 2003 г. N 29н (Бюллетень нормативных актов. 2003. N 31. С. 69);
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников связи, имеющих особый характер работы, утвержденное Приказом Министерства РФ по связи и информатизации от 8 сентября 2003 г. N 112 (Бюллетень Минтруда РФ. 2003. N 9. С. 95);
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников рыбохозяйственного комплекса, имеющих особых характер работы, утвержденное Приказом Государственного комитета РФ по рыболовству от 8 августа 2003 г. N 271 (Бюллетень Минтруда РФ. 2003. N 10. С. 41);
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, утвержденное Приказом Минтранса России от 18 октября 2005 г. N 127 // БТиСЗ. 2005. N 12. С. 25.
§ 4. О еженедельном непрерывном отдыхе (выходных днях) см. ст. 110, 111 ТК и комментарии к ним.
§ 5. О нерабочих праздничных днях см. ст. 112 ТК и комментарий к ней.
§ 6. Об отпусках см. главу 19 ТК и комментарии к содержащимся в ней статьям.
Другой комментарий к статье 107 Трудового Кодекса РФ
Комментируемая статья устанавливает перечень видов времени отдыха. В ней прежде всего говорится о перерывах в течение рабочего дня (смены), но в действительности ТК предусматривает несколько видов перерывов. Это, во-первых, перерывы для отдыха и питания, которые не включаются в рабочее время и не оплачиваются (см. ст. 108 ТК). На тех работах, где по условиям производства (работы) перерыв установить нельзя, работникам должна быть предоставлена возможность отдыха и приема пищи в течение рабочего времени. Перечень таких работ и места отдыха, приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации. Затем предусмотрены перерывы, предоставляемые отдельным категориям работников, которые включаются в рабочее время и подлежат оплате (ст. 109 ТК). Это так называемые специальные технологические перерывы, специальные перерывы для обогревания и отдыха.
Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность определяются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем. Так, например, Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации (см. коммент. к ст. 106), устанавливается специальный перерыв продолжительностью не менее 20 минут для диспетчера, осуществляющего непосредственное управление воздушным движением за диспетчерским пультом, оборудованным видеодисплейным терминалом, после двух часов непрерывной работы. Кроме того, при интенсивности воздушного движения более допустимой, определяемой в установленном порядке, диспетчеру службы Управления воздушным движением после каждого часа работы предоставляется дополнительный специальный перерыв продолжительностью 10 минут. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется. Специальные перерывы для обогревания и отдыха предоставляются работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, а также грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, и другим работникам в необходимых случаях. На работодателя возлагается обязанность обеспечить оборудование помещения для обогревания и отдыха работников.
Ненормированный рабочий день
Также законодательно предусмотрена возможность ненормированного рабочего дня для водителей:
8. В порядке, предусмотренном статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2017, N 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха (далее — еженедельный отдых) предоставляются на общих основаниях.
Ненормированные рабочие дни могут иметь любую продолжительность. При этом общее количество рабочих часов не должно превышать 40 в неделю.
Комментарий к Ст. 103 ТК РФ
1. В основе организации сменной работы, вводимой в целях оптимизации производственных процессов, лежат своевременно доводимые до сведения работников графики сменности, при составлении которых работодатель должен учитывать мнение представительного органа работников (см. комментарий к ст. 372 ТК РФ).
2. Работа в соответствии с графиками сменности должна производиться с соблюдением установленных для работников норм рабочего времени и времени отдыха.
3. О применении сменной работы см. также Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. N 194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства» (см. также комментарий к ст. 96 ТК РФ).
А бывает ли у работников-вахтовиков сверхурочная работа? Работников также могут привлечь к сверхурочной работе.
Так, в случае неприбытия вахтового (сменного) персонала руководители компаний, осуществляющих работы вахтовым методом, с разрешения профсоюза (при его наличии) могут привлекать работников к работе сверх продолжительности рабочего времени, установленного графиками работы на вахте, до прибытия смены (п.5.5 Положения по вахте).
В случае производственной необходимости работники также могут быть привлечены к сверхурочной работе. Сама процедура привлечения работника-вахтовика к сверхурочной работе осуществляется как при «обычной» работе, то есть по правилам, установленным ст.99 ТК РФ.
Начало рабочей смены у оператора буровой установки – 5 декабря 2016 г.
За вахтовый период (3 недели, 3 выходных дня, выходной день — воскресенье) будет отработано 18 рабочих дней. Продолжительность смены – 10 часов.
За период вахты сотрудник отработает:
3 недели x 10 ч. x 6 дн.= 180 часов.
При обычном режиме норма рабочего времени составит:
3 недели х 40 ч. = 120 часов.
То есть переработка составляет:
180 часов – 120 часов = 60 часов.
Продолжительность междувахтового отдыха составит:
60 часов/8 часов = 7,5 дней.
Дробная часть числа дней (0,5) будет накапливаться в течение календарного года и впоследствии суммироваться до целых рабочих дней с последующим предоставлением дополнительных дней междувахтового отдыха (ч.4 ст. 301 ТК РФ).
Ежедневный междусменный отдых
В понедельник он заступил на смену в 16 часов 00 минут и закончил ее в 10 часов 00 минут во вторник. Соответственно в следующую смену он должен выйти не ранее чем через 36 часов — это 22 часа 00 минут среды.
Если учесть его график работы, то следующая его смена начнется в 10 часов 00 минут в четверг. В воскресенье он заступил на дежурство в 10 часов 00 минут и закончил его в 10 часов 00 минут в понедельник, соответственно его минимальный отдых должен быть 48 часов и на работу он должен выйти не ранее 10 часов 00 минут среды.
В данном случае график полностью удовлетворяет требованиям закона. В том числе и наличием еженедельного отдыха не менее 42 часов. В случае между сменами работников наказание работодателю будет определяться по статьям КоАП РФ: Статья 5.27 отдельно не выделяет это нарушение, поэтому мера ответственности устанавливается в соответствии с пунктами 1 или 2.
П.
Межсменный отдых при суммированном учете рабочего времени
Считается ли оно рабочим, зависит от того, есть ли у работника возможность покинуть рабочее место и использовать время на свое усмотрение.
Если работник вышел на работу во время отдыха при сменном графике работы, этот день должен быть оплачен не меньше чем в двойном размере в соответствии со ст. 102 ТК РФ:
- Поскольку при 12-часовом рабочем дне невозможно соблюсти требование о 40-часовой рабочей неделе, работодатель вводит СУРВ и утверждает график сменности.
- Введение