Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Родительские субботы в 2023 году: когда будут и как поминать родных». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вселенские родительские субботы – мясопустная и Троицкая – самые древние и важные заупокойные богослужения годичного круга. Эти два дня имеют сходные, почти идентичные богослужения: их можно назвать службами-«двойняшками». Поясним последнее слово: тексты заупокойных песнопений совпадают, кроме хвалитных стихир: стихиры на «Хвалите…» в Постной и Цветной Триодях различные. Службы совершаются по Октоиху и Триоди (в Троицкую субботу Октоих всегда 6‑го гласа, потому его песнопения уже включены в Триодь). Минея никогда не используется, службы Минеи переносятся на предыдущий день.
Дмитриевская родительская суббота
Почему родительская суббота называется Дмитриевская?
Дмитриевская суббота — наглядный пример того, как легенда стала былью. По церковному преданию поминовение усопших в субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского было установлено князем Дмитрием Донским после тяжёлой и кровопролитной битвы на Куликовом поле.
Стих о Димитровской родительской субботе, или Видéние Димитрия Донского заканчивается словами:
«А на память дивнаго видения уставил он Дмитровску субботу».
Родительская суббота в ноябре
В XIX веке предание о связи Дмитриевской субботы с памятью павших в Куликовской битве воинов стало общепринятым. В 1903 году российский император Николай II издает указ о совершении в этот день в войсковых частях панихиды по воинам, за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим.
Кого поминают в Дмитриевскую родительскую субботу?
Сегодня в Дмитриевскую субботу поминают военных и всех умерших скоропостижной смертью. Тех, кто не успел получить отпевание. Тех, кто скончался безвременно или погиб за Отечество, при пожарах и стихийных бедствиях. Поминают и родителей, и всех усопших предков.
Календарь поминальных дней на 2023 год
18 февраля — Вселенская суббота
11 марта — 2 родительская суббота Великого поста
18 марта — 3 родительская суббота Великого поста
25 марта — 4 родительская субботу Великого поста
25 апреля — Радоница (Проводы)
3 июня — Троицкая суббота (Вселенская суббота)
10 июня — родительская суббота перед Апостольским постом.
12 августа — родительская суббота перед Успенским постом
7 октября — Покровская суббота
4 ноября — Дмитриевская поминальная суббота
11 ноября — Кузьмина суббота
18 ноября — Михайловская суббота
25 ноября — родительская суббота перед Филипповским постом
Что такое родительская суббота — Откуда пошло название
Родительские субботы – это дни всеобщего поминания усопших, когда в храмах проходят специальные службы, во время которых совершается молитва об упокоении христианских душ. Эти службы совершаются в особые дни, которые год от года смещаются в зависимости от дат Пасхи и Великого поста.
Существует две точки зрения происхождения названия. С одной стороны, «родительскими» они называются, потому что в первую очередь среди всех усопших человек чаще всего выбирает для поминовения самых близких – почивших отца и мать. С другой стороны, в языке в свое время происходило частичное смешение смыслов слов «отец», «праотцы», «родители», «прародитель». Таким образом, «родителями» назывались все предки, отошедшие в мир иной.
Родительские поминальные субботы в 2023 году у православных по церковному календарю
Даты родительских дней ежегодно меняются согласно подвижным церковным праздникам, которые в свою очередь связаны по срокам с Православной Пасхой. Ее отмечают в 2023 году 16 апреля:
19 февраля | Вселенская мясопустная суббота. Ее отмечают за 8 дней до начала Великого Пасхального поста. Другое название – Малая Масленица. Православные молятся за всех усопших |
18 марта
25 марта |
Поминальные дни в марте в Великий Пост. Пасха – переходящий праздник, поэтому и даты мартовских суббот каждый год разные. В 2022 году они приходятся на 2-ю, 3-ю и 4-ю субботы Поста. Специальные даты во время Поста выделены специально, так как запрещено отмечать календарные дни после смерти (третий, девятый и сороковой). Родственники усопших могут помянуть их только в выделенные дни |
25 апреля | Радоница. Хоть это день считается праздником, но он связан со скорбью по ушедшим близким. В этот день православные накрывают богатый стол и поминают дорогого усопшего дома, в кругу семьи, а не на кладбище, чтобы не вторгаться в мир мертвых |
3 июня | В день Вселенской Троицкой субботы православные посещают храм, а затем могилу усопшего. Родственники ухаживают за могилой, украшают цветами. В этот главный день поминают души всех умерших |
4 ноября | Дмитриевская родительская суббота. Весь день в храмах служат панихиды. Днем посещают кладбище, а вечером собираются с родственниками за семейным ужином и вспоминают усопших |
День поминовения усопших в июне
Перед праздником Троицы, накануне, отмечают июньскую Троицкую субботу. В 2023 году это 3 июня. В храмах проводят заупокойную службу о «… от века усопших православных христиан». Люди также посещают могилы, ставят свечи за упокой, поминают близких. В начале июня природа просыпается, все цветет, поэтому могилы с давних пор стало принято украшать молодой зеленью и весенними цветами.
Во Вселенскую субботу поминают не только своих родных, но и всех христиан, живших на земле. Истинно верующие прибирают могилы не только своих родных, но и незнакомых, украшают их цветами. Вселенскую Троицкую субботу церковь считает главным поминальным днем.
Существуют запреты и ограничения: нельзя ссориться, ругаться, шумно веселиться, сплетничать, особенно во время поминального ужина. В ходе его не рекомендуется принимать спиртное.
Что такое родительская суббота
Родительские субботы (а их в церковном календаре несколько) — это дни особого поминовения усопших. В эти дни в православных храмах совершается особое поминовение умерших православных христиан. Кроме того по традиции верующие посещают могилы на кладбищах.
Название «родительская» скорее всего произошло от традиции называть покойных «родителями», то есть отошедшими к отцам. Еще одна версия — «родительскими» субботы стали именоваться, потому что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей.
Среди прочих родительских суббот (а их в году семь) выделяют Вселенские, в которые Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. Таких суббот две: Мясопустная (за неделю до Великого поста) и Троицкая (накануне праздника Пятидесятницы). Остальные родительские субботы не относятся к Вселенским и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей.
Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела.
Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский. О смерти
У меня отношение к смерти своеобразное, и мне хочется объяснить, почему я к смерти отношусь не только спокойно, но с желанием, с надеждой, с тоской по ней.
Мое первое яркое впечатление о смерти — разговор с моим отцом, который мне как-то сказал: «Ты должен так прожить, чтобы научиться ожидать свою смерть так, как жених ожидает свою невесту: ждать ее, жаждать по ней, ликовать заранее об этой встрече, и встретить ее благоговейно, ласково». Второе впечатление (конечно, не сразу, а много спустя) — смерть моего отца. Он скончался внезапно. Я пришел к нему, в бедную комнатушку на верхушке французского дома, где была кровать, стол, табуретка и несколько книг. Я вошел в его комнату, закрыл дверь и стал. И меня обдала такая тишина, такая глубина тишины, что я, помню, воскликнул вслух: «И люди говорят, что существует смерть! Какая это ложь!» Потому что эта комната была преисполнена жизнью, причем такой полнотой жизни, какой вне ее, на улице, на дворе я никогда не встречал. Вот почему у меня такое отношение к смерти и почему я с такой силой переживаю слова апостола Павла: Для меня жизнь — Христос, смерть — приобретение, потому что пока я живу в плоти, я отделен от Христа… Но апостол прибавляет дальше слова, которые меня тоже очень поразили. Цитата не точна, но вот что он говорит: он всецело хочет умереть и соединиться со Христом, но прибавляет: «Однако, для вас нужно, чтобы я остался в живых, и я буду продолжать жить». Это последняя жертва, которую он может принести: все, к чему он стремится, на что он надеется, чего он делает, он готов отложить, потому что он нужен другим.
Смерть я видел очень много. Я пятнадцать лет работал врачом, из которых пять лет на войне или во французском Сопротивлении. После этого я сорок шесть лет прожил священником и хоронил постепенно целое поколение нашей ранней эмиграции; так что смерть я видел много. И меня поразило, что русские умирают спокойно; западные люди чаще со страхом. Русские верят в жизнь, уходят в жизнь. И вот это одна из вещей, которые каждый священник и каждый человек должен повторять себе и другим: надо готовиться не к смерти, надо готовиться к вечной жизни.
О смерти мы ничего не знаем. Мы не знаем, что происходит с нами в момент умирания, но хотя бы зачаточно знаем, что такое вечная жизнь. Каждый из нас знает на опыте, что бывают какие-то мгновения, когда он живет уже не во времени, а такой полнотой жизни, таким ликованием, которое принадлежит не просто земле. Поэтому первое, чему мы должны учить себя и других, это готовиться не к смерти, а к жизни. А если говорить о смерти, то говорить о ней только как о двери, которая широко распахнется и нам даст войти в вечную жизнь.
Но умирать все-таки не просто. Что бы мы ни думали о смерти, о вечной жизни, мы не знаем ничего о самой смерти, об умирании. Я вам хочу дать один пример моего опыта во время войны.
Я был младшим хирургом в прифронтовом госпитале. У нас умирал молодой солдатик лет двадцати пяти, моих лет. Я пришел к нему вечером, сел рядом и говорю: «Ну, как ты себя чувствуешь?» Он посмотрел на меня и ответил: «Я сегодня ночью умру». — «А тебе страшно умирать?» — «Умирать не страшно, но мне больно расставаться со всем тем, что я люблю: с молодой женой, с деревней, с родителями; а одно действительно страшно: умереть в одиночестве». Я говорю: «Ты не умрешь в одиночестве». — «То есть как?» — «Я с тобой останусь». — «Вы не можете всю ночь просидеть со мной…» Я ответил: «Конечно, могу!» Он подумал и сказал: «Если даже вы и просидите со мной, в какой-то момент я этого больше сознавать не буду, и тогда уйду в темноту и умру один». Я говорю: «Нет, вовсе не так. Я сяду рядом с тобой, и мы будем разговаривать. Ты мне будешь рассказывать все, что захочешь: о деревне, о семье, о детстве, о жене, обо всем, что у тебя в памяти, на душе, что ты любишь. Я тебя буду держать за руку. Постепенно тебе станет утомительно говорить, тогда я стану говорить больше, чем ты. А потом я увижу, что ты начинаешь дремать, и тогда буду говорить тише. Ты закроешь глаза, я перестану говорить, но буду тебя держать за руку, и ты периодически будешь жать мне руку, знать, что я тут. Постепенно твоя рука, хотя будет чувствовать мою руку, больше не сможет ее пожимать, я сам начну жать твою руку. И в какой-то момент тебя среди нас больше не будет, но ты уйдешь не один. Мы весь путь совершим вместе». И так час за часом мы провели эту ночь. В какой-то момент он действительно перестал сжимать мою руку, я начал его руку пожимать, чтобы он знал, что я тут. Потом его рука начала холодеть, потом она раскрылась, и его больше с нами не было. И это очень важный момент; очень важно, чтобы человек не был один, когда уходит в вечность.
Но бывает и по-другому. Иногда человек болеет долго, и если он тогда окружен любовью, заботой — умирать легко, хотя больно (я об этом тоже скажу). Но очень страшно, когда человек окружен людьми, которые только и ждут, как бы он умер: мол, пока он болеет, мы пленники его болезни, мы не можем отойти от его койки не можем вернуться к своей жизни, не можем радоваться своим радостям; он, как темная туча, висит над нами; как бы он умер поскорее… И умирающий это чувствует. Это может длиться месяцами. Родные приходят и холодно спрашивают: «Ну как тебе? ничего? тебе что-нибудь нужно? ничего не нужно? ладно; ты знаешь, у меня свои дела, я еще вернусь к тебе». И даже если голос не звучит жестоко, человек знает, что его посетили, только потому что надо было посетить, но что его смерти ждут с нетерпением.
А иногда бывает иначе. Человек умирает, умирает долго, но он любим, он дорог; и сам тоже готов пожертвовать счастьем пребывания с любимым человеком, потому что это может дать радость или помощь кому-то другому. Я позволю себе сейчас сказать нечто личное о себе.
Моя мать в течение трех лет умирала от рака; я за ней ходил. Мы были очень близки, дороги друг другу. Но у меня была своя работа, — я был единственным священником лондонского прихода, и кроме того раз в месяц должен был ездить в Париж на собрания Епархиального совета. У меня не было денег позвонить по телефону, поэтому я возвращался, думая: найду я мать живой или нет? Она была жива, — какая радость! какая встреча! .. Постепенно она стала угасать. Бывали моменты, когда она позвонит в звонок, я приду, и она мне скажет: «Мне тоскливо без тебя, побудем вместе». А бывали моменты, когда мне самому было невмоготу. Я поднимался к ней, оставляя свои дела, и говорил: «Мне больно без тебя». И она меня утешала о своем умирании и своей смерти. И так постепенно мы вместе уходили в вечность, потому что когда она умерла, она с собой унесла всю мою любовь к ней, все то, что между нами было. А было между нами так много! Мы прожили почти всю жизнь вместе, только первые годы эмиграции жили врозь, потому что негде было жить вместе. Но потом мы жили вместе, и она меня знала глубоко. И как-то она мне сказала: «Как странно: чем больше я тебя знаю, тем меньше я могла бы о тебе сказать, потому что каждое слово, которое я о тебе сказала бы, надо было бы исправлять какими-нибудь дополнительными чертами». Да, мы дошли до момента, когда знали друг друга так глубоко, что сказать друг о друге ничего не могли, а приобщиться к жизни, к умиранию и к смерти — могли.
И вот мы должны помнить, что каждый умирающий в таком положении, когда какая бы то ни была черствость, безразличие или желание «наконец бы это кончилось» — невыносимы. Человек это чувствует, знает, и мы должны научиться преодолевать в себе все темные, мрачные, скверные чувства и, забывая о себе, глубоко задумываться, вглядываться, вживаться в другого человека. И тогда смерть делается победой: О смерть, где твое жало?! О смерть, где твоя победа? Воскрес Христос, и мертвых ни один во гробе…
Я хочу сказать еще нечто о смерти, потому что то, что я уже сказал, очень лично. Смерть нас окружает все время, смерть — это судьба всего человечества. Сейчас идут войны, умирают люди в ужасном страдании, и мы должны научиться быть спокойными по отношению к собственной смерти, потому что мы в ней видим жизнь, зарождающуюся вечную жизнь. Победа над смертью, над страхом смерти заключается в том, чтобы жить глубже и глубже вечностью и других приобщать к этой полноте жизни.
1 января воскресенье |
День памяти святого мученика Вонифатия и преподобного Илии Муромца, Печерского. Рождественский пост. |
2 января понедельник |
День памяти святого Иоанна Кронштадтского. Рождественский пост строгий. |
3 января вторник |
День памяти Святителя Петра, митрополита Московского и всея России чудотворца. Рождественский пост строгий. |
4 января среда |
День памяти святой Анастасии. Рождественский пост строгий. |
5 января четверг |
Рождественский пост строгий. |
6 января пятница |
Рождественский сочельник. Рождественский пост строгий. |
7 января суббота |
Рождество Христово. |
8 января воскресенье |
Собор Пресвятой Богородицы. |
10 января вторник |
День памяти 20000 мучеников. |
14 января суббота |
Обрезание Господне, день памяти святителя Василия Великого. |
15 января воскресенье |
День памяти святого Серафима Саровского. |
18 января среда |
Крещенский сочельник. |
19 января четверг |
Богоявление, или Крещение Господне. |
20 января пятница |
Празднование собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. |
23 января понедельник |
День памяти святителя Григория, епископа Нисского. |
25 января среда |
День памяти святой мученицы Татианы. |
27 января пятница |
День памяти равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. |
29 января воскресенье |
День поклонения честным веригам апостола Петра. |
31 января вторник |
День памяти святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, а также преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского. |
1 апреля суббота |
Великий пост. |
2 апреля воскресенье |
Великий пост. |
3 апреля понедельник |
Великий пост. |
4 апреля вторник |
Великий пост. |
5 апреля среда |
Великий пост. |
6 апреля четверг |
Великий пост. |
7 апреля пятница |
Благовещение Пресвятой Богородицы. Великий пост. |
8 апреля суббота |
Празднование Собора Архангела Гавриила. Великий пост. |
9 апреля воскресенье |
Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Великий пост. |
10 апреля понедельник |
День памяти Преподобного Илариона. Великий пост. |
11 апреля вторник |
Великий пост. |
12 апреля среда |
Великий пост. |
13 апреля четверг |
Великий пост. |
14 апреля пятница |
Великий пост. |
15 апреля суббота |
Великий пост. |
16 апреля воскресенье |
Пасха. Светлое Воскресение Христово. |
18 апреля вторник |
Празднование в честь перенесения мощей святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси. |
20 апреля четверг |
День памяти преподобного Георгия, митрополита Митиленского. |
23 апреля воскресенье |
Красная горка. |
25 апреля вторник |
Радоница. |
1 июня четверг |
День памяти великого князя Димитрия Донского. |
3 июня суббота |
Великорецкий крестный ход, празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери, день равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены. Троицкая родительская суббота. |
4 июня воскресенье |
День Святой Троицы. Пятидесятница. |
5 июня понедельник |
День памяти преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. День Святого Духа. Троицкая седмица. |
6 июня вторник |
Троицкая седмица. |
7 июня среда |
Празднование в честь Третьего обретения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Троицкая седмица. |
8 июня четверг |
Троицкая седмица. |
9 июня пятница |
Троицкая седмица. |
10 июня суббота |
Троицкая седмица. |
11 июня воскресенье |
Троицкая седмица. |
12 июня понедельник |
Начало Петрова поста. |
13 июня вторник |
Петровский пост. |
14 июня среда |
Петровский пост. |
15 июня четверг |
Петровский пост. |
16 июня пятница |
Празднование в честь перенесения мощей благоверного царевича Димитрия из Углича в Москву. Петровский пост. |
17 июня суббота |
Петровский пост. |
18 июня воскресенье |
День памяти святого князя Феодора Ярославича Новгородского. Петровский пост. |
19 июня понедельник |
Петровский пост. |
20 июня вторник |
Петровский пост. |
21 июня среда |
Петровский пост. |
22 июня четверг |
Кириллов день. Петровский пост. |
23 июня пятница |
Петровский пост. |
24 июня суббота |
Петровский пост. |
25 июня воскресенье |
Празднование в честь обретения мощей и второго прославления благоверной великой княгини Анны Кашинской. Петровский пост. |
26 июня понедельник |
Петровский пост. |
27 июня вторник |
Петровский пост. |
28 июня среда |
Петровский пост. |
29 июня четверг |
День памяти преподобного Моисея Оптинского. Петровский пост. |
30 июня пятница |
Петровский пост. |
Как молятся православные в Великий пост
Закончилась первая неделя Великого поста. Верующие, понимая, что ограничение в пище без молитвы, это всего лишь благочестивая диета, в это время усиливают свою молитвенную практику. Кто-то читает акафисты Христу, Богородице, святым и иконам Божией Матери, кто-то регулярно читает Покаянный канон, но все православные во время Великого поста включают в своё молитвенное правило молитву святого Ефрема Сирина, которая звучит так:
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми (Земной поклон).
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему (Земной поклон).
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения
и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков.
Аминь (Земной поклон).
Молитва эта написана на церковнославянском языке, но её понимают современники, зная, что «живота моего» означает «жизни моей», а «любоначалие» – это «властолюбие».
Молитвы во Вселенские родительские субботы
Общая молитва
Упокой, Господи, души усопших раб Троих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Молитва об умерших родителях
Господи, услышь наши мольбы о родителях, что покинули эту землю и отправились в Царствие Твое, где жизнь вечная. Лишь Ты способен утешить души наши скорбящие. Прошу, отпусти все грехи ушедшего и подари ему жизнь в радости и счастье на Небесах. Плачу я и молюсь за душу раба Божьего (имя) с верою и надеждою на утешение. Не оставь меня одного в печали скорбящей, помоги пережить утрату. Отпусти ему все грехи, позволь душе упокоиться с обрести жизнь вечную. Помолюсь же я за него и восславлю имя Твое, Господь наш! Ибо ты Отец наш, и лишь Ты знаешь, когда пробьем последний час наш на земле, чтобы забрать после души наши в Царствие Небесное. Да обретем мы вечность рядом с тобой. Во веки веков. Аминь.