Охрана труда женщин и несовершеннолетних и инвалидов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Охрана труда женщин и несовершеннолетних и инвалидов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Материальная ответственность работника состоит в его обязанности возместить нанимателю материальный ущерб, причинный им виновно в результате противоправного действия (бездействия) в установленных законом размере и порядке. Субъектом материальной ответственности является работник, состоящий в трудовом правоотношении с нанимателем.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА

В целях качественного государственного контроля за выполнением должностных (служебных) обязанностей в Украине создана система государственного надзора и общественного контроля в области охраны труда. Государственный надзор за соблюдением законодательных и других нормативных актов согласно ст. 38 [1] Законодательства, осуществляют (рис 1.3.1):

* специально уполномоченный государственный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда;

* специально уполномоченный государственный орган по вопросам радиационной безопасности;

* специально уполномоченный государственный орган пожарной безопасности;

* специально уполномоченный государственный орган по вопросам гигиены труда.

Органы надзора не зависят от хозяйственных органов, объединений граждан, политических формирований, местных государственных администраций, Советов народных депутатов. Деятельность органов государственного надзора за охраной труда регулируется Законом „Об охране труда”, и Законами Украины: „Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности”, „О пожарной безопасности”, „Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения”, другими нормативно правовыми актами и положениями об этих органах, которые утверждены Президентом Украины или Кабинетом Министров Украины.

Должностные лица органов госнадзора за охраной труда (государственные инспекторы) имеют право:

— беспрепятственно посещать подконтрольные предприятия (объекты), производства физических лиц, которые согласно с законодательством используют наемный труд, и, осуществлять в присутствии работодателя или его представителя проверку выполнения законодательства по вопросам, отнесенным к их компетенции;

— получать от работника и должностных лиц письменные или устные объяснения, выводы экспертных обследований, аудитов, материалы и информацию по необходимым вопросам, отчеты о состоянии и причинах допущенных нарушений законодательства и принять меры по их устранению;

— выдавать в установленном порядке работодателям, руководителям и другим должностным, юридическим и физическим лицам, которые соответственно законодательству используют наемный труд, министерствам и другим центральным органам исполнительной власти, Раде министров Автономной Республики Крым, местным государственным органам и органам местного самоуправления обязательные для выполнения предписания (распоряжения) по устранению нарушений и недочетов в отрасли охраны труда, охраны недр, безопасной эксплуатации объектов повышенной опасности;

— запрещать, останавливать, предотвращать, ограничивать эксплуатацию предприятий, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, выпуск и эксплуатацию машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств, исполнение отдельных работ, применение новых опасных веществ, реализацию продукции, а также отменять или останавливать действие выданных ими разрешений и лицензий до устранения нарушений, которые создают угрозу жизни работников;

— привлекать к административной ответственности работников, виновных в нарушении законодательных и нормативных актов по охране труда;

— направлять собственникам, руководителям предприятий представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности, передавать материалы в органы прокуратуры для привлечения к уголовной ответственности.

Органы надзора устанавливают порядок разработки и утверждения собственниками положений, инструкций и других актов по охране труда, разрабатывают типовые документы.

Должностные лица государственного надзора за охраной труда являются государственными служащими, и на них распространяется действие Закона Украины „О государственной службе”. Они несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей.

Высший надзор за выполнением Законодательно-нормативной базы в Украине осуществляет Генеральный прокурор Украины и местные прокуратуры.

Собственник обязан создать необходимые условия для работы представителям государственного надзора за охраной труда.

Общественный контроль за охраной труда

Согласно ст. 41 [1] на предприятиях осуществляются общественный контроль за выполнением законодательства по охране труда.

Общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда осуществляют:

— профессиональные союзы, их объединение в лице своих выборных органов и представителей;

— трудовые коллективы через своих уполномоченных;

— комиссия по вопросам охраны труда предприятия.

Профессиональные союзы в своей работе руководствуются „Положением о профессиональных союзах” и осуществляют общественный контроль за выполнением собственником законодательства по охране труда, созданием безопасных и безвредных условий труда, необходимых производственных и санитарно-бытовых условий, обеспечением работников спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты.

Профсоюзы имеют право: беспрепятственно проверять состояние условий и безопасности труда на производстве, выполнение коллективного договора. В случае угрозы жизни работников профессиональные союзы имеет право требовать от работника немедленной остановки работ на рабочем месте, производственных участках, в цехах и других структурных подразделениях на период, необходимый для устранения угрозы жизни или здоровья работников.

Профессиональные союзы имеют право на проведение независимой экспертизы условий труда, а также объектов производственного предназначения, которые проектируются, строятся или эксплуатируются, на соответствие их нормативно-правовым актам об охране труда, брать участие в расследовании причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и давать свои выводы, вносить работодателям, государственным органам управления и надзора представления по вопросам охраны труда и получать от них аргументированный ответ.

При отсутствии профессионального союза на производстве общественный контроль по выполнению законодательства по охране труда осуществляют уполномоченные трудовых коллективов.

Ст. 42 Законодательства определяет права и обязанности уполномоченных трудовых коллективов по вопросам охраны труда. В своей работе они руководствуются «Типовым положением о работе уполномоченных трудовые коллективов по охране труда» (Госнадзор охраны труда от 28.12.1993г, №136). Уполномоченные трудовых коллективов по охране труда избираются простым большинством голосов на общем собрании (конференции) коллектива производства, цеха,

Уполномоченные трудовых коллективов имеют право:

— беспрепятственно проверять состояние безопасности, гигиены труда, соблюдение работниками правовых и нормативных актов;

— вносить в специально отдельную книгу обязательные для собственника вопросы по устранению нарушений;

— требовать от руководителя участка прекращения работы в случае обнаружения нарушений, представляющих угрозу для жизни работающих;

— принимать участие в расследовании несчастных случаев на предприятии;

— вносить обязательные для рассмотрения работодателей предложения по устранению выявленных нарушений нормативно-правовых актов по безопасности и гигиене труда;

— вносить предложения о привлечении к ответственности работников, нарушающих охрану труда;

— быть избранным в состав комиссии по вопросам охраны труда;

— быть представителем трудовых коллективов по вопросам охраны труда в районных, городских, окружных и товарищеских судах.

Для выполнения этих обязанностей работодатель за свой счет организует обучение, обеспечивает необходимыми средствами и освобождает уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда от работы на предвиденный коллективным договором срок с сохранением за ним среднего заработка.

Не могут быть ущемлены какие-либо законные интересы работников в связи с выполнением ими обязанностей уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда, их увольнение или привлечение к дисциплинарной или материальной ответственности осуществляется только с согласия наемных работников в порядке, определенном коллективным договором.

Лица, препятствующие выполнению работы уполномоченных трудовых коллективов по охране труда, несут ответственность согласно Законодательству Украины.

Гарантии и льготы мужчинам, воспитывающим детей без матери

Льготы по материнству вправе получить не только женщины, которые имеют несовершеннолетних детей, но и одинокие мужчины, воспитывающие ребенка самостоятельно. Также данным правом могут пользоваться опекуны и попечители, воспитывающие детей младше 18-и лет.

Такие мужчины имеют право:

  • ограниченно работать в ночное время, т.е. работать в режиме эргономики;
  • не выходить на сверхурочные работы;
  • не привлекаться к работе в выходные, нерабочие, праздничные дни;
  • не отправляться в служебные командировки;
  • получить дополнительный отпуск;
  • работать по сокращенному рабочему графику;
  • пользоваться иными гарантиями, льготами, которые установлены законом и нормативно-правовыми актами.

Общая характеристика и понятие охраны труда по трудовому праву

В российском трудовом праве принято рассматривать охрану труда в широком и узком смысле слова. В широком смысле охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Это определение охраны труда приведено в ч. 1 ст. 209 ТК РФ.

В узком смысле понятие охраны труда и его общая характеристика дают представление об охране труда как правовой категории. При этом охрана труда рассматривается, во-первых, как один из основных принципов трудового права, во-вторых, как самостоятельный правовой институт, в-третьих, как субъективное право работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

Организация охраны труда

Организация охраны труда, прежде всего, включает государственное управление охраной труда, которое согласно ст. 216 ТК РФ осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими органами в пределах их полномочий. На территории субъектов РФ деятельность федеральных органов сочетается с управлением, осуществляемым соответствующими органами субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий.

В целях государственного управления охраной труда уточняется разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в дополнение к ст. 6 ТК РФ, устанавливающей указанное разграничение.

В соответствии с ч. 5 ст. 216 ТК РФ Правительство РФ, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда; разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением; устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников и др.

Согласно ч. 6 ст. 216 ТК РФ органы субъектов РФ в области охраны труда обеспечивают реализацию на территории субъектов РФ государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда; разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда; организуют проведение на территории субъекта РФ в установленном порядке обучение по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей и т.д.

Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ (ч. 4 ст. 216 ТК РФ). Федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда и управляющим охраной труда, по поручению Правительства РФ является Министерство труда и социальной защиты РФ. Положение о Министерстве утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации».

Читайте также:  С какой задолженностью по налогам не выпускают за границу в 2023 году

Согласно этому Положению Минтруд России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, включая вопросы: оплаты труда, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы и т.д. Минтруд России осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости (Роструд).

Положение о Федеральной службе по труду и занятости утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324. Роструд является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством РФ для социально незащищенных категорий граждан.

В организации охраны труда значение имеет государственная экспертиза условий труда (ст. 216.1 ТК РФ), осуществляемая Рострудом и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Охрана труда для лиц с пониженной трудоспособностью Кодексом

Законов о Труде Республики Беларусь запрещает дискриминация при приеме на работу и в трудовых отношениях в зависимости от недостатков физического или психического характера, не препятствующих выполнению соответствующих трудовых обязанностей ст.6/1ТК РБ. Действующее законодательство допускает ограничения в трудовой деятельности для пенсионеров и инвалидов только в том случае, если состояние здоровья препятствует ей (ст.32 ТК РБ): — для инвалидов 1 и 2 групп установлено сокращенное рабочее время (36 часов в неделю); — пенсионерам по старости и инвалидам I и II групп по их желанию предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до двух месяцев; — на предприятиях широко использующих труд инвалидов имеют преимущественное право на оставление на работе независимо от производительности труда и квалификации (ст. 34 ТК РБ).

Регулирующие законодательные акты

Начнем с буквы закона, на которую будет опираться все нижеизложенное. Итак, с особенностями охраны труда женщин и молодежи нас знакомят следующие акты:

  • Постановление Правительства №105 (принято в 1996 году).
  • СанПиН 2.2.0.555-96. Это предписания к условиям женского труда.
  • СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Нормы для трудовой занятости беременной женщины.
  • Постановление Правительства №162 (принято в 2000 году). Акт устанавливает список специальностей, производств, где женский труд запрещен.
  • Постановление Правительства №163 (принято в 200 году). Утверждает список сфер деятельностей, специальностей, где запрещен труд несовершеннолетних.
  • Постановление Министерства труда №7. Устанавливает нормы веса грузов, который могут перемещать работники до 18 лет.
  • ТК, ст. 253. Запрет женского труда в определенных рабочих условиях.
  • ТК, ст. 254, 259, 298. Условия работы беременной женщины.
  • Постановление ВС РСФСР (принято в 1990 году). Ограничение на привлечение женщин к некоторым видам сельхозработ.
  • Гигиенические требования к женскому рабочему месту (приняты в 1996 году).

Организация труда беременной женщины

Говоря про особенности охраны труда женщин и несовершеннолетних, важно выделить защиту законодательством беременных работниц. Так, женщина в положении не может быть привлечена к работам в сфере животноводства, растениеводства. Запрещена для нее летная, диспетчерская деятельность. Поэтому беременные женщины сегодня не трудятся бортпроводниками.

Важно отметить, что нормы СанПиНа ограничивают занятость работницы в положении с компьютером или вовсе запрещают такую деятельность для нее. Максимальное время работы с ПК — 3 часа.

Санитарные предписания также исключают допуск беременной работницы к подобному труду:

  • с возбудителями инфекций;
  • с инфракрасным излучением;
  • поднятие предметов с пола, выше плечевого пояса человека;
  • пребывание на сквозняке, намокание обуви, одежды.

Охрана труда женщин и работников в возрасте до 18 лет

Трудовое законодательство, учитывая физиологические особенности женщин и молодых людей, содержит специальные нормы по охране труда женщин и молодежи.

Перечень основных документов, необходимых при изучении модуля

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. №163. Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц, моложе восемнадцати лет.
  3. Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 6 февраля 1993 г. №105. О новых нормах предельно-допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную.
  4. Постановление ВС СССР от 10 апреля 1990 г. №1420-1 (с изменениями и дополнениями). О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи.
  5. Приказ Минтруда России от 18.07.2019 N 512н «Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин».
  6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 сентября 2021г. №629н «Об утверждении предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную»
  7. СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда».

Особенности регулирования труда женщин

Особенности регулирования труда – нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила.

Нормы по охране труда женщин можно разделить на две группы:

  • нормы, распространяющиеся на всех женщин;
  • нормы, распространяющиеся на беременных женщин и матерей, имеющих детей, или лиц с семейными обязанностями.

Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями установлены в Главе 41 ТК РФ. Так, обеспечение охраны здоровья женщин осуществляется путем ограничения применения их труда на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах (за исключением нефизических работ, работ по санитарному и бытовому обслуживанию, обучения и прохождения стажировки).

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 мая 2021 г. №313н утвержден перечень производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин.

Правовое положение трудящихся женщин в РФ

Особенности организации труда женщин законодательно определены в Трудовом кодексе Российской Федерации (глава 41).Трудовое законодательство содержит специальные нормы, направленные на охрану труда и здоровья женщин.

В соответствии со ст. 253 Трудового кодекса РФ ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержден постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 162. Однако работодатель наделен правом принять решение о применении труда женщин на работах (в профессиях, должностях), включенных в указанный перечень, при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда. Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы. Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждены постановлением Правительства РФ от 06.02.1993 № 105. В частности, указанными нормами установлена следующая предельно допустимая масса груза:

  • при подъеме и перемещении тяжестей при чередовании с другой работой (до двух раз в час) – 10 кг;
  • при подъеме и перемещении тяжестей постоянно в течение рабочей смены – 7 кг.

Кроме того, величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа рабочей смены, не должна превышать:

  • с рабочей поверхности – 1750 кгм;
  • с пола – 875 кгм.

При этом в массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством независимо от желания женщины трудовой договор с ней на выполнение некоторых видов работ не может быть заключен. И речь здесь идет вовсе не о дискриминации женщин в сфере труда, а о защите их жизни и здоровья.

Охрана труда беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет

Каковы обязанности работодателя по отношению к беременным женщинам. Статья 254 Трудового кодекса РФ регламентирует порядок перевода беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, на более легкую работу. Для беременных женщин в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, либо нормы обслуживания. Кроме того, они могут быть переведены на другую работу, которая исключает воздействие неблагоприятных производственных факторов с сохранением среднего заработка по прежней работе. До предоставления беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя. В соответствии с Гигиеническими рекомендациями беременные женщины не должны выполнять операции, связанные с: подъемом предметов труда выше уровня плечевого пояса; подъемом предметов труда с пола; преобладанием статического напряжения мышц ног и брюшного пресса; вынужденной рабочей позой (на корточках, на коленях, согнувшись, упором животом и грудью в оборудование и предметы труда); наклоном туловища более 15 градусов. Кроме того, беременных женщин необходимо отстранить от выполнения работы на оборудовании с управлением с помощью ножной педали. Также должны быть исключены операции на конвейере с принудительным ритмом и работы, сопровождающиеся нервно-эмоциональным напряжением. Действующим законодательством установлены оптимальные условия производственной среды для беременных женщин, а именно:

  • беременные женщины не должны допускаться до работ в условиях применения на производстве потенциально опасных химических веществ, в т. ч. аллергенных и канцерогенных;
  • запрещается использование труда беременных женщин в условиях воздействия чрезвычайно и высокоопасных (I и II класс опасности) химических веществ, веществ, обладающих отталкивающими, отвратительными запахами, а также не имеющих токсикологической оценки;
  • беременные женщины не допускаются к выполнению работ, связанных с воздействием возбудителей инфекционных, паразитарных и грибковых заболеваний;
  • беременным женщинам, работающим на производстве, должны быть обеспечены оптимальные параметры температуры, влажности и подвижности воздуха;
  • беременные женщины не должны трудиться в условиях воздействия инфракрасного излучения, особенно направленного на область живота и таза.
  • беременным женщинам противопоказаны виды деятельности, связанные с намоканием конечностей, одежды и обуви, на сквозняке; в период беременности женщин необходимо переводить на рабочие места без воздействия вибрации, ультразвука, ионизирующего излучения;
  • интенсивность шума на рабочих местах беременных женщин не должна превышать 50–60 дБА;
  • беременные женщины не допускаются к работе на установках и сооружениях, являющихся источниками электромагнитных излучений, параметры которых выходят за пределы оптимальных значений, установленных для жилых помещений;
  • для женщин в период беременности абсолютно противопоказана работа в условиях резких перепадов барометрического давления;
  • со дня установления беременности женщинам запрещается работать в условиях воздействия промышленных аэрозолей преимущественно фиброгенного и смешанного типа действия; естественное и искусственное освещение рабочих мест беременных женщин должно соответствовать величинам действующих оптимальных гигиенических нормативов,
  • работа беременных женщин в безоконных и бесфонарных помещениях (т. е. без естественного света) не допускается.
Читайте также:  Страховые взносы по травматизму для инвалидов в 2023 году

Ключевые нормы в области охраны труда содержит Трудовой кодекс РФ — в частности, его 41 глава.

Статья 253 в ТК РФ говорит о применении следующих ограничений:

  • Запрещено использовать женский труд в случае, когда работа связана с подъемом тяжелых предметов и их перемещением вручную, если вес груза выше установленной нормы.
  • Необходимо ограничить женский труд на тяжелом производстве или работах, где присутствуют опасные или вредные факторы трудового процесса.
  • На участие женщин в подземных работах установлен запрет еще с 1935 года. Исключения составляют нефизический, санитарный и бытовой труд.

Перечень тяжелых, опасных и вредных работ составляется Правительством РФ. Субъекты федерации могут этот список дополнять.

В настоящее время действует Постановление № 162 от 25.02.2000.

Среди них:

  • котельщик;
  • корчевщик пней;
  • сталевар;
  • взрывник;
  • маляр, который трудится внутри емкости с использованием свинцовой краски;
  • машинист бульдозера и многие другие.

Также важнейшее значение имеет соблюдение санитарных требований к условиям женского труда.

Санитарные нормы и правила 2.2.0.555-96 утверждены постановлением № 32 Государственного комитета санэпиднадзора от 28.10.1996 и являются обязательными для исполнения, распространяясь на организации любой формы, в которых используется женский труд.

В документе изложен полный список требований, выдвигаемых к условиям, в которых трудится женщина, ее рабочему месту, бытовому и санитарному обеспечению, соответствию оборудования физиологическим особенностям, а температуры определенным показателям и т. д.

Например, в правилах есть требования к тому, каким должен быть стул, на котором трудится беременная женщина (СанПиН, п. 4.2.2).

Об оснащении рабочего места: оно должно быть таким, чтобы имелась возможность менять позу. Нельзя постоянно работать в одном положении, и это должно учитываться при оборудовании.

Установлена и норма поднятия тяжести для женщин (правительственное постановление № 105, утвержденное 06.02.1993).

Они допускаются к работе, где присутствуют подъем и перемещение груза вручную. Но масса перемещаемых предметов не должна превышать определенные показатели.

Вес Условия
10 кг Если поднятие тяжести чередуется с другой работой, то есть данная нагрузка возможна не более 2 раз за один час
7 кг При постоянном подъеме и переносе груза на протяжении всей смены
1750 кг Вес за смену, но подразумевается перемещение груза по рабочей поверхности, за которым не надо наклоняться для поднятия.
875 кг Общий предельно разрешенный вес (имеется в виду подъем) за всю смену.

Гарантии предоставления отпусков

Согласно ст.260 ТК РФ, женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы у данного работодателя:

  • перед отпуском по беременности и родам,
  • или непосредственно после него,
  • либо по окончании отпуска по уходу за ребенком.

Коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для сотрудников время продолжительностью до 14 календарных дней:

  • женщинам (и другим работникам), имеющим двух или более детей в возрасте до 14 лет,
  • сотрудникам, имеющим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет,
  • одинокому родителю* (отцу или матери), воспитывающему ребенка в возрасте до 14 лет.

*Согласно мнению Минфина, выраженному в Письме от 22.10.2009г. №03-04-05-01/757, Понятие «единственный родитель» означает отсутствие второго родителя у ребенка, в частности, по причине смерти, признания родителя безвестно отсутствующим, объявления умершим.

Для целей применения пп.4 п. 1 ст.218 НК РФ понятие «единственный родитель» может включать случаи, когда отцовство ребенка юридически не установлено.

В этом случае сведения об отце ребенка в справке о рождении ребенка по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1998г.№1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния»(форма №25), вносятся на основании заявления матери.

Ограничение при условиях труда, отличающихся от нормальных

Частью 1 ст. 253 ТК РФ предусмотрено ограничение труда женщин на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Перечни таких работ подлежат утверждению в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В настоящее время для определения, какие работы или условия труда относятся к указанным, следует руководствоваться Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 162.

Указанный Перечень содержит виды работ, на которых запрещается применение женского труда и на которых оно допускается, но только в виде исключения. Пример такого исключения — п. 2 Перечня, которым запрещено использовать женский труд на подземных работах в горнодобывающей промышленности и на строительстве подземных сооружений. В то же время данный пункт содержит исключения, к которым относятся работы, выполняемые женщинами:

  • занимающими руководящие посты и не выполняющими физической работы;
  • занятыми санитарным и бытовым обслуживанием;
  • проходящими курс обучения и допущенными к стажировке в подземных частях организации;
  • которые должны спускаться время от времени в подземные части организации для выполнения работ нефизического характера.

Однако при допуске женщин к таким работам следует руководствоваться Примечанием 1 к Перечню, согласно которому работодатель может принимать решение о применении труда женщин на работах (профессиях, должностях), включенных в него, при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, при положительном заключении государственной экспертизы условий труда и службы Госсанэпиднадзора субъекта РФ. Кроме того, Примечанием 2 к Перечню закреплены должности руководителей, специалистов и других работников, связанных с подземными работами, на которых в виде исключения разрешается применение женского труда. В данный перечень включены:

  • генеральный директор, директор, начальник, технический руководитель, управляющий, главный инженер шахт и рудников на добыче угля, рудных и нерудных ископаемых подземным способом на строительстве метрополитена, тоннелей, шахтостроительных и шахтопроходческих управлений, строительных и строительно-монтажных управлений и строительств и других подземных сооружений, их заместители и помощники; начальник, главный инженер горных цехов и участков, их заместители и помощники; старший инженер, инженер, техник, другие руководители, специалисты и служащие, не выполняющие физической работы; инженер, техник, лаборант, другие специалисты и служащие, не выполняющие физической работы и с непостоянным пребыванием под землей; главный маркшейдер, старший маркшейдер, маркшейдер рудника, шахты, маркшейдер; главный геолог, главный гидрогеолог, главный гидролог, геолог рудника, шахты, геолог, гидрогеолог рудника, шахты, гидрогеолог, гидролог;
  • работники, обслуживающие стационарные механизмы, имеющие автоматический пуск и остановку и не выполняющие других работ, связанных с физической нагрузкой;
  • работники, проходящие курс обучения и допущенные к стажировке в подземных частях организаций;
  • работники научных и образовательных учреждений, конструкторских и проектных организаций;
  • врачи, средний и младший медицинский персонал, буфетчики и другие работники, занятые санитарным и бытовым обслуживанием.

Следует учитывать и Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к условиям труда женщин. СанПиН 2.2.555-96», утвержденные Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 28.10.1996 N 32. Они распространяются на предприятия, учреждения и организации всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности, в которых применяется труд женщин. Основной целью Санитарных правил являются предотвращение негативных последствий применения труда женщин в условиях производства, создание гигиенически безопасных условий труда с учетом анатомо-физиологических особенностей их организма, сохранение здоровья работающих женщин на основе комплексной гигиенической оценки вредных факторов производственной среды и трудового процесса. Для достижения указанной цели Санитарные правила определяют обязательные гигиенические требования к производственным процессам, оборудованию, основным рабочим местам, трудовому процессу, производственной среде и санитарно-бытовому обеспечению работающих женщин в целях охраны их здоровья. То есть там, где применяется труд женщин, рабочие места для них должны предоставляться с условиями, исключающими неблагоприятное воздействие на здоровье.

Гарантии и льготы мужчинам, воспитывающим детей без матери

Льготы по материнству вправе получить не только женщины, которые имеют несовершеннолетних детей, но и одинокие мужчины, воспитывающие ребенка самостоятельно. Также данным правом могут пользоваться опекуны и попечители, воспитывающие детей младше 18-и лет.

Такие мужчины имеют право:

  • ограниченно работать в ночное время, т.е. работать в режиме эргономики;
  • не выходить на сверхурочные работы;
  • не привлекаться к работе в выходные, нерабочие, праздничные дни;
  • не отправляться в служебные командировки;
  • получить дополнительный отпуск;
  • работать по сокращенному рабочему графику;
  • пользоваться иными гарантиями, льготами, которые установлены законом и нормативно-правовыми актами.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА

В целях качественного государственного контроля за выполнением должностных (служебных) обязанностей в Украине создана система государственного надзора и общественного контроля в области охраны труда. Государственный надзор за соблюдением законодательных и других нормативных актов согласно ст. 38 [1] Законодательства, осуществляют (рис 1.3.1):

• специально уполномоченный государственный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда;

• специально уполномоченный государственный орган по вопросам радиационной безопасности;

• специально уполномоченный государственный орган пожарной безопасности;

• специально уполномоченный государственный орган по вопросам гигиены труда.

Органы надзора не зависят от хозяйственных органов, объединений граждан, политических формирований, местных государственных администраций, Советов народных депутатов. Деятельность органов государственного надзора за охраной труда регулируется Законом „Об охране труда”, и Законами Украины: „Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности”, „О пожарной безопасности”, „Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения”, другими нормативно правовыми актами и положениями об этих органах, которые утверждены Президентом Украины или Кабинетом Министров Украины.

Должностные лица органов госнадзора за охраной труда (государственные инспекторы) имеют право:

— беспрепятственно посещать подконтрольные предприятия (объекты), производства физических лиц, которые согласно с законодательством используют наемный труд, и, осуществлять в присутствии работодателя или его представителя проверку выполнения законодательства по вопросам, отнесенным к их компетенции;

— получать от работника и должностных лиц письменные или устные объяснения, выводы экспертных обследований, аудитов, материалы и информацию по необходимым вопросам, отчеты о состоянии и причинах допущенных нарушений законодательства и принять меры по их устранению;

— выдавать в установленном порядке работодателям, руководителям и другим должностным, юридическим и физическим лицам, которые соответственно законодательству используют наемный труд, министерствам и другим центральным органам исполнительной власти, Раде министров Автономной Республики Крым, местным государственным органам и органам местного самоуправления обязательные для выполнения предписания (распоряжения) по устранению нарушений и недочетов в отрасли охраны труда, охраны недр, безопасной эксплуатации объектов повышенной опасности;

— запрещать, останавливать, предотвращать, ограничивать эксплуатацию предприятий, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, выпуск и эксплуатацию машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств, исполнение отдельных работ, применение новых опасных веществ, реализацию продукции, а также отменять или останавливать действие выданных ими разрешений и лицензий до устранения нарушений, которые создают угрозу жизни работников;

Читайте также:  Сроки выплаты больничного по беременности и родам ФСС в 2023 году

— привлекать к административной ответственности работников, виновных в нарушении законодательных и нормативных актов по охране труда;

— направлять собственникам, руководителям предприятий представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности, передавать материалы в органы прокуратуры для привлечения к уголовной ответственности.

Органы надзора устанавливают порядок разработки и утверждения собственниками положений, инструкций и других актов по охране труда, разрабатывают типовые документы.

Должностные лица государственного надзора за охраной труда являются государственными служащими, и на них распространяется действие Закона Украины „О государственной службе”. Они несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей.

Высший надзор за выполнением Законодательно-нормативной базы в Украине осуществляет Генеральный прокурор Украины и местные прокуратуры.

Собственник обязан создать необходимые условия для работы представителям государственного надзора за охраной труда.

Общественный контроль за охраной труда

Согласно ст. 41[1] на предприятиях осуществляются общественный контроль за выполнением законодательства по охране труда.

Общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда осуществляют:

— профессиональные союзы, их объединение в лице своих выборных органов и представителей;

— трудовые коллективы через своих уполномоченных;

— комиссия по вопросам охраны труда предприятия.

Профессиональные союзы в своей работе руководствуются „Положением о профессиональных союзах” и осуществляют общественный контроль за выполнением собственником законодательства по охране труда, созданием безопасных и безвредных условий труда, необходимых производственных и санитарно-бытовых условий, обеспечением работников спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты.

Профсоюзы имеют право: беспрепятственно проверять состояние условий и безопасности труда на производстве, выполнение коллективного договора. В случае угрозы жизни работников профессиональные союзы имеет право требовать от работника немедленной остановки работ на рабочем месте, производственных участках, в цехах и других структурных подразделениях на период, необходимый для устранения угрозы жизни или здоровья работников.

Профессиональные союзы имеют право на проведение независимой экспертизы условий труда, а также объектов производственного предназначения, которые проектируются, строятся или эксплуатируются, на соответствие их нормативно-правовым актам об охране труда, брать участие в расследовании причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и давать свои выводы, вносить работодателям, государственным органам управления и надзора представления по вопросам охраны труда и получать от них аргументированный ответ.

При отсутствии профессионального союза на производстве общественный контроль по выполнению законодательства по охране труда осуществляют уполномоченные трудовых коллективов.

Ст. 42 Законодательства определяет права и обязанности уполномоченных трудовых коллективов по вопросам охраны труда. В своей работе они руководствуются «Типовым положением о работе уполномоченных трудовые коллективов по охране труда» (Госнадзор охраны труда от 28.12.1993г, №136). Уполномоченные трудовых коллективов по охране труда избираются простым большинством голосов на общем собрании (конференции) коллектива производства, цеха,

Уполномоченные трудовых коллективов имеют право:

— беспрепятственно проверять состояние безопасности, гигиены труда, соблюдение работниками правовых и нормативных актов;

— вносить в специально отдельную книгу обязательные для собственника вопросы по устранению нарушений;

— требовать от руководителя участка прекращения работы в случае обнаружения нарушений, представляющих угрозу для жизни работающих;

— принимать участие в расследовании несчастных случаев на предприятии;

— вносить обязательные для рассмотрения работодателей предложения по устранению выявленных нарушений нормативно-правовых актов по безопасности и гигиене труда;

— вносить предложения о привлечении к ответственности работников, нарушающих охрану труда;

— быть избранным в состав комиссии по вопросам охраны труда;

— быть представителем трудовых коллективов по вопросам охраны труда в районных, городских, окружных и товарищеских судах.

Для выполнения этих обязанностей работодатель за свой счет организует обучение, обеспечивает необходимыми средствами и освобождает уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда от работы на предвиденный коллективным договором срок с сохранением за ним среднего заработка.

Не могут быть ущемлены какие-либо законные интересы работников в связи с выполнением ими обязанностей уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда, их увольнение или привлечение к дисциплинарной или материальной ответственности осуществляется только с согласия наемных работников в порядке, определенном коллективным договором.

Трудности переходного периода, кризисное состояние экономики, формирование рыночных механизмов регулирования рынка труда по-новому заостряют проблемы участия женщин в общественном производстве, усиливая дискриминационные тенденции. Именно эта категория населения в настоящее время наиболее уязвима в сфере занятости и трудовых отношений, наименее конкурентоспособна на рынке труда, имеет ряд законодательно установленных трудовых льгот, ставящих женщин в неравное положение с мужчинами и создающих прецедент возникновения неравных возможностей.

Законодательно установленные запреты на направление женщин в командировку, привлечение к ночным, сверхурочным работам и работам в выходные дни женщин, вышедших на работу до достижения ребенком возраста трех лет, действуют вопреки их желаниям, Практика свидетельствует, что на работу ранее достижения ребенком трехлетнего возраста выходят именно те женщины, которые по материальным соображениям не имеют возможности не работать. Сегодня закон делает их неудобной и невыгодной рабочей силой для предпринимателя.

Дискриминационный характер данных норм снижается в том случае, если они из разряда льгот для женщин переходят в разряд гарантий, дающих женщине право выбора пользоваться или нет своими правами. Фактически имеют место нарушения законодательно установленного равенства при приеме на работу. Несмотря на наличие в законодательстве норм, определяющих недопустимость прямых или косвенных ограничений при приеме на работу, не связанных с деловыми качествами, такие нарушения имеют место. Около трети руководителей предприятий различных форм собственности указывают, что при приеме на работу производственных рабочих отдают предпочтение мужчинам (исследования Генеральной прокуратуры РФ).

Имеет место и нарушение законодательства о трудовых правах и льготах, установленных для женщин. Женщины, имеющие несовершеннолетних детей, привлекаются к сверхурочным работам, их труд применяется на рабочих местах с вредными условиями. Из 40 предприятий, проверенных Генеральной прокуратурой РФ, на каждом шестом выявлены нарушения законодательства в отношении беременных женщин, которые привлекались к работе в ночное время, незаконно увольнялись с работы.

В российском трудовом законодательстве содержатся определенные гарантии обеспечения выполнения женщинами репродуктивной функции. Установлен комплекс мер, направленных на защиту родительства, материнства, отцовства. Это защита беременных женщин от безработицы и обязательное их трудоустройство при возникновении ситуаций, когда сохранить рабочее место невозможно. охрана труда беременных женщин и матерей, имеющих детей грудного возраста, предоставление перерывов в связи с кормлением грудного ребенка. Оплачиваемым отпуском по уходу за больным ребенком может воспользоваться любой член семьи.

Однако эти нормы не всегда соблюдаются. Проверки исполнения законодательства о трудовых правах и льготах женщин, проводимые органами Рострудинспекции, позволили выявить факты дискриминации по признаку пола, в значительной степени касающиеся применения труда беременных женщин и многодетных матерей, Игнорировались их преимущественные права на сохранение работы при сокращении численности или штата работников, создавались различные препятствия при трудоустройстве.

За 9 мес. 2008 г. органы Рострудинспекции, осуществляя надзорно-контрольные функции, провели более 206 тыс. проверок соблюдения законодательства о труде и охране труда, в ходе которых было выявлено и устранено 1,7 млн. нарушений. Кроме того, госинспектора труда провели более 3,5 тыс. таких целевых проверок.

Для устранения выявленных нарушений госинспекторами труда было выдано более 136 тыс. предписаний, большинство из которых уже исполнено. По результатам проверок более 25 тыс. руководителей и других ответственных работников предприятий и организаций привлечены к административной ответственности.

По всем выявленным нарушениям работодателям выданы предписания, органы исполнительной власти проинформированы, отдельные руководители привлечены к административной ответственности (штрафу).

За 10 мес. 2008 г. за нарушение трудового законодательства, в первую очередь в отношении женщин, к дисциплинарной ответственности привлечено 17,4 тыс. должностных лиц, в том числе 323 чел, уволено с занимаемой должности.

Распространенный характер получили правонарушения, связанные с незаконным увольнением женщин в период нахождения их в отпусках по беременности и родам, уходу за детьми. Чаще всего такие правонарушения допускались при реорганизации предприятий или смене их собственника в Алтайском крае, Оренбургской, Архангельской, Волгоградской и Нижегородской областях. Как правило, по требованию госинспектора труда незаконно уволенные работницы восстанавливались на работе, а руководители, допустившие нарушение законодательства, привлекались к административной ответственности.

Несмотря на закрепление в законодательстве норм, направленных на ограничение применения труда женщин в неблагоприятных условиях труда, проблема работы женщин в опасных и вредных условиях труда остается достаточно актуальной.

Единовременный перевод женщин с этих видов работ, запрещение использования их труда имеют двоякое значение. С одной стороны — сохранение здоровья женщин, В связи с этим улучшение условий их труда является обязательным предметом специальной государственной программы, предусматривающей в числе прочего разработку мер, стимулирующих предприятия к улучшению условий труда работников, в том числе и женщин, а также программ по созданию средств малой механизации для облегчения труда работников промышленных, сельскохозяйственных предприятий и сферы обслуживания.

С другой стороны — необходимость максимально сохранить социальные права и гарантии для женщин, связанных с выполнением ими репродуктивной функции и участием в общественном производстве. Это актуально в условиях сложной экономической ситуации, складывающейся в России с появлением таких новых явлений, как феминизация бедности и нищета.

Минтруд России совместно с научными организациями и по согласованию с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработал и подготовил к утверждений проекты перечней работ, на которых запрещено применение труда женщин детородного возраста (15-49 пет). Однако при их утверждении возникли серьезные препятствия. Ужесточение требований возрастного ценза при регулировании запрещения на определенные виды работ для женщин, безусловно, повлекло бы за собой рост безработицы среди женщин. Проведенные в отдельных регионах исследования показали, что, например, в г. Старый Оскол женская безработица с введением этой меры возрастет в 1,8 раза, г. Шебекино — в 3,2, г. Губкине — в 4,5 раза.

Принятию решения, предусматривающего снятие категорического запрета применения труда женщин детородного возраста на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, и законодательному его оформлению должна предшествовать серьезная подготовительная работа по уточнению характера воздействия на женский организм тяжелых, вредных и опасных условий труда с учетом специфики различных производств и последующего внесения соответствующих изменений в перечни тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин детородного возраста и лиц до 21 года, а также организация опережающего профессионального обучения высвобождаемых женщин.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *