Оприходование основных средств в бюджетных учреждениях в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оприходование основных средств в бюджетных учреждениях в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В соответствии с новым стандартом, утвержденным Приказом Минфина № 257н от 31.12.2016, основные средства понимаются как материальные ценности (активы) вне зависимости от их стоимости, срок полезного использования которых составляет более 12 месяцев. Они предназначены для постоянного многократного употребления с целью выполнения организацией возложенных на нее функций. Имущественные объекты могут принадлежать учреждению как по праву оперативного управления, так и по праву владения или пользования имуществом.

Какие средства считаются основными

Основные средства (или ОС) — это имущество организации. Например, автомобили, недвижимость, земельные участки, станки на производстве.

Имущество признается ОС, если:

  • Обладает материальной формой.

  • Компания планирует использовать объект больше 12 месяцев.

  • Имущество приобретено не для последующей перепродажи, а для использования в деятельности бизнеса (на производстве, в оказании услуг, при сдаче в аренду и т.д.).

  • Пользование объектом приносит прибыль организации.

Например, мебельная компания приобретает грузовой автомобиль для доставки готовой мебели покупателям. Автомобиль — основное средство, так как:

  • У него есть материальная форма.

  • Компания планирует использовать машину для доставки несколько лет.

  • Автомобиль купили для бизнеса, а не для того, чтобы потом перепродать.

  • Доставка мебели в организации платная — это значит, что транспорт будет приносить выгоду.

1. Учет поступления основных фондов.

Учет поступления основных средств и введение инвентарных объектов в эксплуатацию производится по первоначальной цене (стоимости покупки) объекта. К бухучету ИО принимается на дату, когда первоначальная стоимость полностью образована, а к налоговому — в момент введения фонда в эксплуатацию:

  • Дт 08 Кт 60/10/70/69) — принятие к учету расходов на приобретение или создание основных средств;
  • Дт 19 Кт 60 — проведение входящего НДС;
  • Дт 01 Кт 08 — образование первоначальной стоимости инвентарного объекта.

Для бюджетного учета проводки будут следующими:

  • Дт 110631310 Кт 130231730 — поступило оборудование;
  • Дт 110434310 Кт 110631410 — ввод оборудования в эксплуатацию;
  • Дт 130404310 Кт 110404410 — начисление амортизации.

2. Учет выбытия основных фондов.

Рассмотрим варианты с продажей и ликвидацией объекта имущества. Учет выбытия основных средств отражает стоимость продажи и остаточную стоимость ИО:

  • Дт 62 Кт 91 — доход от реализации;
  • Дт 91 Кт 68 — НДС;
  • Дт 02 Кт 01 — списание амортизации;
  • Дт 91 Кт 01 — списание остаточной стоимости.

Записи для бюджетного бухучета:

  • Дт 110434 410 Кт 110134410 — списание амортизации;
  • Дт 140110172 Кт 110134410 — списание остаточной стоимости.

Учет ликвидации:

  • Дт 02 Кт 01 — списание амортизации;
  • Дт 91 Кт 01 — списана остаточная стоимость.

Дт 0 401 10 000 (аналитика — 401 10 172) Кт 0 101 00 000 (необходимый аналитический счет) — проводка при частичной ликвидации основного средства в бюджетном учреждении.

ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»

Изменения при применении этого ФСБУ связаны только с капитальным ремонтом, модернизацией и реконструкцией. ФСБУ 26/2020 применяется вместе с ФСБУ 6/2020 «Основные средства». Второй стандарт определяет, что самостоятельные инвентарные объекты — это в том числе и существенные по величине расходы на проведение ремонта, техосмотра, техобслуживания ОС с частотой больше 12 мес. или больше обычного операционного цикла, который превышает 12 мес.

Читайте также:  Лица имеющие право на социальную пенсию по инвалидности

Этот подход корректнее применять по отношению к дорогостоящим основным средствам с дорогостоящими запчастями и ремонтом, к примеру, к авиатранспорту.

Если компания производит обычный текущий ремонт, то в такой ситуации не появляется никакого самостоятельного объекта учета капитальных вложений. Соответственно, эти расходы учитываются в текущих затратах.

Важно! Заключение о том, какой ремонт произведен (текущий или капитальный) выдают технические специалисты, прилагая к нему подтверждающие документы.

Порядок формирования первоначальной стоимости объектов основных средств

 N 
п/п
 Направления поступления
объектов
Суммы, включаемые в первоначальную стоимость
объекта
 1 
Приобретение за плату от
поставщика
Фактические вложения на их приобретение: 
суммы, уплачиваемые в соответствии с
договором купли-продажи, договором
строительного подряда, регистрационные
сборы, пошлины, затраты по доставке, включая
страхование доставки, невозмещаемые налоги и
прочие затраты, связанные с приобретением
объекта
 2 
Сооружение 
 3 
Изготовление 
 4 
Получение по договору 
дарения
Текущая рыночная стоимость на дату принятия 
к бухгалтерскому учету с учетом затрат,
производимых бюджетной организацией: на
доставку, регистрацию и приведение объектов
в состояние, пригодное для использования
 5 
Приобретение по договору
лизинга (сублизинга)
Первоначальная (фактическая) стоимость 
определяется условиями договора и признается
в сумме расходов лизингодателя на его
приобретение, сооружение, доставку,
изготовление и доведение до состояния, в
котором оно пригодно для использования, за
исключением сумм налогов, подлежащих вычету
или учитываемых в составе расходов
 6 
Поступление арендованных
объектов
Стоимость, указанная в договоре аренды 

Изменение первоначальной стоимости объектов основных средств производится лишь в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов основных средств.

Что следует считать малоценным и быстроизнашиваемым имуществом

Длительное время малоценные и быстроизнашиваемые предметы учитывались на счете 13. Но сейчас он отсутствует, хотя сами МБП никуда не пропали. Этот материальный ресурс по всем критериям следовало бы отнести к основных средствам, но его стоимость слишком мала, чтобы числиться на соответствующем ОС счете (01). Поэтому, хотя термин МБП не используется в профессиональном бухгалтерском языке, малоценка присутствует.

К ней относят текущие активы, для которых:

  • стоимость – за одну единицу не больше, чем 40 тыс. руб.;
  • время эксплуатации – до года или двух;
  • не предусматривается последующая перепродажа.

Для них также характерно:

  • применение в изготовлении товаров непосредственно или с целью управления производственным процессом;
  • способствование в получении дохода.

Особенности учета малоценки при УСНО. Отличия от ОСНО

Поскольку малоценка не входит в состав основных средств, ее можно списывать на расходы по УСНО. Но это позволено сделать только после того, как МБП запущены в работу. Списанию подлежит стоимость только тех МБП, которые действительно участвуют в процессе производства продукции.

Например, при покупке холодильника для обеспечения хранения готовой продукции, его стоимость включается в расходы при УСНО. Когда же тот куплен для бытовой комнаты, то наличие его стоимости в расходах неоправданно. В таблице зафиксированы отличия учета малоценки по ОСНО и УСНО:

Условия для МБП ОСНО УСН
Ведение бухучета На сч. 10 плюс забалансовый учет
Время списания на издержки Сразу же при поступлении После запуска в эксплуатацию
Включение в расходы в зависимости от места использования Ограничения отсутствуют. На расходы списывается вся стоимость независимо от того, где малоценка используется – в производстве или в обеспечении качественных условий труда работников Обязательное условие – непосредственное использование в процессе изготовления продукции (обоснованные расходы)

Упрощенцев законодательство не принуждает вести бухгалтерский учет. Но это не относится к ОС и нематериальным активам. Поэтому малоценка, например, канцтовары, ни на каких счетах не отражается.

Топ пять вопросов, которые задаются наиболее часто

Вопрос №1. ИП занимается сдачей в аренду площадей в административном корпусе. Они обставлены мебелью, купленной за счет ИП. Можно ли записать их в расходы и отразить в учете?

Подобные затраты можно включить в расходы. Они полностью экономически обоснованы, поскольку сдача в аренду площадей вместе с установленной на них мебелью, является источником дохода данного ИП.

Читайте также:  Доверенность в ФАС на рассмотрение жалобы от ИП

Вопрос №2. Предприятие (ОСНО) ежеквартально приобретает около сотни наименований канцелярских товаров. Они сразу же раздаются сотрудникам для обеспечения их работы. Нужно ли отражать стоимость канцтоваров, в каких первичных документах?

Чтобы не было претензий от ревизоров и налоговиков следует поступить таким образом.

  • Товары приходуются на сч. 10 такой записью: Дт 10 → Кт 71
  • Заполняется приходный ордер.
  • При раздаче канцтоваров сотрудникам оформляется требование-накладная. На ее основании стоимость малоценки списывается: Дт 26 → Кт 10

Вопрос №3. Как определиться с суммой малоценного имущества?

Сумма зависит от особенностей предприятия. К МБП не относятся ОС, чья стоимостью больше за 40 тыс. руб. Вот эти два фактора следует учесть и закрепить для целей бухучета (обязательно) в приказе об учетной политике.

Вопрос №4. Можно ли списать малоценное имущество в день его поступления, если оплата за него еще не отражена в учете?

Проводки в бюджете, если основные средства были переданы на безвозмездной основе

Также как и частные фирмы, бюджетные организации в рамках своей правоспособности могут передавать безвозмездно ОС либо быть их получателями.

В бюджете основным нормативно-правовым актом, регулирующим правильность оформления безвозмездной передачи ОС на счетах бухгалтерского учета, является приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Кроме того, в зависимости от типа организации, применяют еще 3 нормативных документа: приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н — для автономных учреждений, приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н — для бюджетных организаций, приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н — для казенных предприятий.

Об особенностях ведения бюджетного учета ОС см. в материале «Бюджетный учет основных средств в 2021 — 2021 годах (нюансы)».

В казенных и бюджетных организациях при поступлении ОС безвозмездно, необходимо учитывать, какой бюджетный распорядитель у того учреждения, которое передает активы. Таким образом, будет меняться только кредит счета в бухгалтерской записи:

  • если у организаций один и тот же распорядитель средств — 030404310,
  • если разные распорядители — 040110180,
  • прочие поступления — 040110100.

По дебету в такой проводке всегда будут использоваться соответствующие субсчета счета 010100000.

Отражение передачи имущества в Справках ф. 0503725, ф. 0503125

Нормативными документами не предусмотрено составление единой консолидированной отчетности учреждений всех типов — казенных, бюджетных и автономных. Отдельно консолидируется бюджетная отчетность участников бюджетного процесса, отдельно бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений.

Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725) формируется только головным учреждением и его обособленными подразделениями для определения взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании головным учреждением консолидированной отчетности (п. 23 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н).

Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), далее — Справка (ф. 0503125), формируется получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, администратором доходов бюджета для определения взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора, источников финансирования дефицита бюджета, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора, доходов бюджета, финансовым органом, консолидированных форм бюджетной отчетности (п. 23 Инструкции о порядке составления и представления… отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н).

Соответственно, указанные Справки по консолидируемым расчетам не составляются по передачам финансовых активов и НФА между учреждениями разных типов, а также между учреждениями — получателями субсидий, бюджетными и автономными.

Как правильно сформировать инвентарный номер? Какая правильная структура инвентарных номеров ОС в бюджетном учреждении?

Формирование инвентарных номеров в «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред.

1» В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» предусмотрено автоматическое формирование для основных средств, нематериальных и непроизведенных активов, имущества казны инвентарных номеров с предопределенной структурой, которая может быть задана пользователем. Формирование инвентарных номеров и их присвоение объектам может производиться как в документах, которыми оформляется принятие к учету ОС (НМА, НПА, имущества казны) на счет 101 (102, 103, 108), так и при вводе информации в карточку объекта (элемент справочника “Основные средства”), при условии, что для учреждения задан шаблон формирования инвентарного номера.

Читайте также:  Структура верховного суда РФ 2023

При отсутствии шаблона инвентарные номера автоматически формируются по порядку (по возрастанию) в пределах учреждения. При наличии шаблона номера автоматически формируются по порядку (по возрастанию) в пределах группы, составленной из остальных полей шаблона.

При ведении учета в одной базе по нескольким учреждениям для каждого из них может быть задана своя структура — свой шаблон инвентарных номеров. Шаблоны хранятся в справочнике «Шаблоны формирования инвентарных номеров», который подчинен справочнику “Учреждения” (Смотрите Рис.1) Ввести новый шаблон инвентарного номера можно непосредственно в карточке учреждения (элементе справочника «Учреждения»), на панели «Настройки учета».

По ссылке Шаблон формирования инвентарных номеров ОС и НМА открывается справочник «Шаблоны инвентарных номеров», в котором можно задать структуру инвентарных номеров, в соответствии с которой должны автоматически формироваться инвентарные номера принимаемых к учету основных средств, нематериальных и непроизведенных активов. (Рис.1) В заголовке формы шаблона указывается учреждение, для которого создается шаблон.

Реквизит “Наименование” — обязательный реквизит любого справочника. Здесь можно указать любую информацию. При вводе нового шаблона следует указать в реквизите «Длина инвентарного номера» количество символов в коде инвентарного номера (не более 30 символов).

Покупка основных средств за счет субсидий на иные цели.

Письмом Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798 доведены разъяснения об отражении в бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений приобретения имущества за счет субсидий на иные цели (КФО 5).

Предусмотрено принятие к учету вложений в имущество, произведенных за счет субсидий на иные цели, по виду деятельности «4» (КФО 4) на основании Справки (ф. 0504833).

В соответствии с приложением к письму Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798 осуществляются следующие бухгалтерские записи:

1. Формирование вложений в имущество за счет субсидий на иные цели

Дт 5 106 хх 310

Кт 5 302 31 730

2. Принятие учреждением к учету по виду деятельности «4» вложений в имущество, произведенных за счет субсидий на иные цели (На основании Справки (ф. 0504833))

Дт 5 304 06 830

Кт 5 106 хх 310

Дт 4 106 хх 310

Кт 4 304 06 730

3. Принятие к учету основных средств по виду деятельности «4»

Дт 4 101 хх 310

Кт 4 106 хх 310

Счет 04 «Сомнительная задолженность»

Скорректированы правила списания сомнительной задолженности со счета 04. Согласно новым правилам, списать сомнительную задолженность с забалансового учета можно, если такое решение примет комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов о признании задолженности безнадежной к взысканию. Для этого обязательны документы, подтверждающие неопределенность относительно получения экономических выгод или полезного потенциала, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в том числе по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности.

С введением новых правил круг оснований для списания сомнительной задолженности расширен.

Кроме того, установлено, что аналитический учет по счету 04 ведется в разрезе видов поступлений (выплат) (источников финансового обеспечения), кодов классификации доходов бюджетов, контрагентов, уникальных идентификаторов начислений (УИН) и правовых оснований.

Пример учета арендованного имущества на забалансовом счете

Приведем пример, каким образом отражается появление арендованного объекта на забалансовом счете у коммерческой компании.

Пример:

ООО «Вектор-М» оформило договор на аренду промышленного оборудования. Основное средство получено в июле 20ХХ года по акту приема-передачи. Стоимость по договору составила 780 000 руб. Эта же сумма была указана и в акте приема-передачи. Арендодатель представил справку о балансовой стоимости данного объекта.

В учете после соблюдения всех формальностей следует сделать следующие записи:

Дебет 001 — 780 000 руб. — поступил объект основных средств по арендному договору.

После окончания договорных отношений:

Кредит 001 — 780 000 руб. — произведен возврат арендованного объекта арендодателю


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *