Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за перевозку опасного груза без разрешения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Опасными грузами по общепринятой классификации считаются те, которые способны с легкостью воспламеняться, а также ядовитые, легко вступающие в контакт с окружающей средой, те, что относятся к источникам радиоактивных веществ. Вот примерный список веществ, причисленный к опасным категориям.
К таким грузам относятся все вещества, которые способны нанести вред окружающей среде, животным и людям при утечке. Также они могут спровоцировать опасные для жизни ситуации.
Транспортировка этих грузов регламентируется «Соглашением о международной перевозке опасных грузов», или ДОПОГ — дорожная перевозка опасных грузов. Документ подписан в ООН. Основная цель соглашения — обеспечение безопасности при транспортировке подобных материалов.
Классификация опасных веществ насчитывает более 3 тыс. наименований. Они имеют специальный идентификационный номер и делятся на различные классы. В России в соответствии с ДОПОГ разработан ГОСТ 19433-88.
В таблице приведены классы опасных грузов, их описание, количество подклассов и примеры.
Класс | Название | Описание | Количество подклассов | Пример |
---|---|---|---|---|
1 | Взрывоопасные материалы | Все вещества и изделия, которые обладают пиротехническим эффектом. Они также способны становится причиной пожаров со взрывчатым действием. | 6 | тротил аммонал фейерверки пиротехнические составы шнур огнепроводный |
2 | Газы в сжатом или сжиженном состоянии | Сжатые газы, сжиженные охлаждением или растворенные под давлением, которые:
|
6 | водород бутан углекислый газ иприт хлор |
3 | Легковоспламеняющиеся жидкости | Жидкости, их смеси, а также растворы и суспензии, которые выделяют пары, воспламеняющиеся при температуре 61 °C | 3 | керосин масляные краски сольвенты лаки для ногтей туалетная вода герметики настойки |
4 | Легковоспламеняющиеся вещества и материалы | Вещества и материалы, которые способны возгораться под действием внешних факторов — трения, нагревания и т. д. | 3 | магний бенгальские огни активированный уголь хлопок натрий |
5 | Окисляющие вещества и соединения | Вещества, которые легко выделяют кислород и поддерживают горение. А также могут взорваться при определенных условиях | 2 | перекись водорода отбеливатели компоненты белой краски |
6 | Ядовитые и инфекционные вещества | Вещества, которые вызывают болезнь, отравление или смерть при их попадании внутрь, контакте с кожей, слизистыми оболочками. | 2 | синильная кислота ртуть мышьяк паразиты грибки |
7 | Радиоактивные вещества | Материал с удельной активностью более 70 кБк/кг (нКи/г) | — | изотопы для диагностики и лечения |
8 | Коррозионные вещества | Едкие вещества, которые вызывают повреждение металлов, транспортных средств, кожи, слизистых оболочек человека и дыхательных путей | 3 | кислоты щелочи ртуть йод |
9 | Вещества, которые не отнесены ни к одному из классов | Вещества и изделия с низкой опасностью, которые, однако, требуют соблюдения определенных условий при транспортировании. | асбест снегоходы намагниченный материал сухой лед |
Какие санкции за нарушение российских законов в области перевозок?
В РФ действуют законы и нормативные акты, в которых, так или иначе, затронута безопасность транспортировки воспламеняющихся, вредных и ядовитых субстанций:
- «Правила дорожного движения»;
- Технический Регламент Таможенного Союза «О безопасности транспортных средств» ТС 018/2011;
- «Правила технической эксплуатации нефтебаз/автозаправочных станций»;
- «Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов»;
- №170–ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств»;
- ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ».
За невыполнение ПДД накладывают штрафы:
- ошибки при включении световых сигналов, нет документов, несоблюдение знаков о движении грузовых — по 500 рублей;
- нет проблескового маячка на автоцистерне — 3000 р.;
- неправильная стоянка, например в тоннеле — 2000 руб, задержание;
- если событие повлекло вред здоровью — до 5000, лишение прав до 1,5 лет.
Нарушая экологические требования и требования промышленной безопасности, компания рискует получить наказание и по другим законам:
- «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- «О транспортной безопасности»;
- «Об охране окружающей среды»;
- «Об отходах производства и потребления».
При международной доставке важно не нарушить таможенное законодательство всех стран на маршруте и национальные, местные законы. Например, из РФ запрещен вывоз товаров «стратегического назначения», без особых разрешений — оштрафовать и конфисковать груз вправе даже при попытке вывезти несколько канистр машинного масла.
Ответственность за несоблюдение законов накладывается следующим образом:
- если контролирующие органы установили факт нарушения, на организацию накладываются санкции по КоАП;
- если был причинен ущерб окружающей среде, компетентная служба, которая занимается охраной лесов, водоемов, почвы, рассчитывает размер компенсации по утвержденным методикам;
- если был причинен вред здоровью, ущерб имуществу или летальный исход — в дело вступает Уголовный кодекс.
Ст. 143 УК РФ о нарушении требований охраны труда: штраф до 400 000, срок до 1 года и лишение права занимать определенные должности.
Ст. 168 УК РФ об ущербе имуществу в крупном размере, из–за неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности: придется заплатить до 120 000 или получить лишение свободы до 1 года.
Ст. 8.2 КоАП «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления» грозит штрафами: на граждан до 3000, на должностных лиц до 30 000, на ИП до 50 000, а на компании — до 250 000 рублей, причем деятельность ИП или ООО вправе приостановить до 90 суток.
Практика показывает, что суды склонны к обвинительным решениям по подобным делам. Неправильно полагать, что нарушая нормы транспортировки чувствительных материалов, водитель сможет уплатить штраф и избежать последствий для компании или предпринимателя. Наоборот, это тот случай, когда скупой платит не просто дважды, а в 100 раз больше.
В Европе некоторые законы еще суровее. Компаниям грозят
- штрафы, размер зависит от серьезности нарушения;
- отзыв лицензии, что предотвращает участие компании в транспортировке критичных материалов;
- лишение свободы в некоторых случаях;
- внесение в черный список компаний, неоднократно нарушающих требования ADR.
Размеры платежей в Европе:
- в Германии до 50 000 евро;
- в Соединенном Королевстве максимальная сумма за одно нарушение ADR составляет 5000 фунтов стерлингов, за повторные выплаты больше или лишение свободы;
- в Испании от 3000 до 60 000 евро в зависимости от серьезности нарушения и уровня риска для общества;
- в Польше от 1 000 до 500 000 злотых;
- во Франции от 450 до 75 000 евро.
Опасными называются вещества, утечка которых при транспортировке и хранении связана с опасностью для человека или экологии. Классификацию таких материалов устанавливает (исходя из характера воздействия) европейское соглашение – ДОПОГ.
Перечисленные материалы делят на классы (с подклассами), указанные в таблице.
Класс или подкласс | К каким веществам относят |
1 | Взрывоопасным |
2 | Газам в сжиженном или сжатом состоянии с транспортировкой в кислородных и других газовых баллонах, специальных емкостях (газовозами и прочим транспортом) |
3 | Жидкостям с опасностью воспламенения (бензовозами, автоцистернами) |
4.1 | Легковоспламеняющимся твердым компонентам, самореактивным и твердым десенсибилизирующим взрывоопасным материалам |
4.2 | Склонным к самовозгоранию |
4.3 | Выделяющим пожароопасные газы при взаимодействии с водой |
5.1 | С окисляющими свойствами |
5.2 | Пероксидам органического происхождения |
6.1 | Токсичным компонентам |
6.2 | Инфекционной опасности |
7 | С радиоактивным излучением |
8 | Коррозионным материалам |
9 | Прочим компонентам, не отнесенным ни к одному из перечисленных классов |
При автоперевозках опасных компонентов исполнитель обязан получить разрешение органов автотранспортного надзора. Для выдачи такого разрешительного документа компания подтверждает наличие:
- оснащенного транспорта, приспособленного для перемещения данной категории груза;
- разработки внутренних инструкций о порядке выполнения таких грузоперевозок, действиях персонала в штатных и нештатных ситуациях;
- проработки маршрута при определении пути следования с минимальными рисками для остальных участников движения, других людей и экологии;
- обучения водителей по ДОПОГ с выдачей соответствующего свидетельства;
- консультанта по БДД, состоящего в штате организации, обученного и аттестованного в установленном законодательством порядке.
Перечисленные меры указывают на безопасность транспортной операции с соответствующим документальным подтверждением.
Предоставление недостоверной документации, отсутствие или использование поддельного разрешения при опасных грузоперевозках не гарантируют соблюдения установленных законодательством норм, имеют риски соответствующих неблагоприятных последствий в случае утечки вещества или аварии при перемещении ОГ.
Пример 3: оштрафовали за перевозку без ДОПОГ
Отсутствие у водителя свидетельства ДОПОГ — это одно из самых частых нарушений, и штрафуется оно строго. За него также может наступить административная ответственность по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ. В качестве примера приведем дело против «Югорской транспортно-экспедиционной компании», которое было завершено несколько месяцев назад.
Летом 2020 года на автомобильной дороге «Нефтеюганск-Мамонтово» сотрудники ГИБДД остановили седельный тягач, который перевозил опасный груз. И в ходе проверки выяснили, что у водителя нет международного свидетельства ДОПОГ, а значит — и нет права перевозить опасные грузы. Кроме водителя, в таких случаях наказывают и компанию-перевозчика. «Югорской транспортно-экспедиционной компании» присудили 400 000 рублей штрафа. Несмотря на апелляции и кассационные жалобы, первоначальное решение суда оставили без изменений (Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31 марта 2021 г. по делу N 16-1218/2021).
Напомним, что свидетельство ДОПОГ водитель может получить только при обучении в аккредитованном учебном центре и последующей аттестации в УГАДН. Любой другой путь получения такого свидетельства — незаконен, и здесь ответственность придется нести уже по Уголовному Кодексу. Как в нашем следующем примере.
Статья 12.31.1 Нарушение требований обеспечения безопасности
часть 1
Штраф будет выписан, если не выполняются обязанности или нет документов, подтверждающих квалификацию:
- Ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения
- Диспетчера
- Контролера автотранспортных средств
Штраф: на должностное лицо — 20 000, на юридическое – 100 000 рублей.
Кто штрафует: Госавтодорнадзор при проверке субъекта
часть 2
Проверяется наличие лицензий на медосмотры у организации, проводящей медосмотры сотрудников проверяемого субъекта. За отсутствие лицензий
штраф: на должностное лицо — 20 000, на юридическое – 100 000 рублей.
Кто штрафует: Госавтодорнадзор при проверке субъекта
часть 3
Если не проводится предрейсовый контроль, то будет
штраф: на граждан – 3 000, на должностное лицо — 5 000, на юридическое – 30 000 рублей.
Кто штрафует: Госавтодорнадзор при проверке субъекта
часть 5
В случае допуска водителей к управлению транспортным средством без проведения необходимых инструктажей
штраф: на должностное лицо — 10 000, на юридическое – 30 000 рублей.
Кто штрафует: Госавтодорнадзор при проверке субъекта
часть 6
Нарушение прочих правил безопасности перевозок.
В основном, по статье штрафуют за нарушение правил перевозки грузов, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 №7. По данной статье привлекают за:
- Нарушения в путевом листе или его отсутствие
- Отсутствие диагностической карты (техосмотра)
- Наличие неисправностей, при которых транспортное средство эксплуатировать запрещено
- Отсутствие ремонтно-технической базы (только в рамках проверки субъекта)
- Отсутствие стоянки транспортных средств (только в рамках проверки субъекта)
Штраф: на водителя — 1 500, на должностное лицо — 10 000, на юридическое – 25 000 рублей.
Кто штрафует: Госавтодорнадзор.
Какие разрешения нужно получить для транспортировки опасных грузов?
Чтобы законно перевести опасные грузы, водителю нужно иметь при себе целый пакет документов:
- Договор перевозки опасных грузов (заключается между заказчиком и перевозчиком);
- ТТН опасных грузов (товарно-транспортные накладные на товары);
- Путевой лист с красной пометкой «ОПАСНЫЙ ГРУЗ» (в строках 20 и 21 должен быть указан путь следования ТС с опасным грузом);
- Паспорт безопасности материала (документ состоит из 16 разделов и содержит требования к производству, доставке, хранению и утилизации вещества);
- Инструкции для перевозки ОГ (оформляются в письменном виде согласно правилам ДОПОГ);
- Свидетельство ДОПОГ о допуске ТС (выдает ГИБДД сроком на один год после прохождения ТО);
- Свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя (водитель получает удостоверение после обучения и прохождения экзаменов);
- Информационные таблички опасности (знак «ОПАСНЫЙ ГРУЗ»);
- Спецразрешение на перевозку ОГ (выдается на один год в УГАДН по месту регистрации грузоперевозчика).
Наказание за перевозку опасных грузов без соответствующих документов
Если транспортировка опасных грузов проходит без соответствующих разрешений, водитель может понести административную или уголовную ответственность. «Уголовка» светит водителям, пойманным в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. Кроме того, посадить за решетку могут в том случае, если по причине допущенных нарушений погибли или пострадали люди.
Что касается административных штрафов, то их размеры за перевозку грузов без соответствующих документов таковы:
- Водителя накажут на сумму 2 000-2 500 руб. или лишат прав на срок от 4 до 6 месяцев*;
- Должностное лицо – на 15-20 тысяч рублей;
- Организацию – на 400-500 тысяч руб.
*Данное наказание назначается судом в особых случаях, например, за повторное нарушение правил транспортировки ОГ.
Административная ответственность за отсутствие документов установлена в статье 12.21.2 КоАП РФ. Данная статья также предусматривает аналогичные денежные наказания за следующие нарушения:
- конструкция ТС не соответствует правилам перевозки ОГ;
- отсутствуют информационные знаки опасности;
- не соблюдаются условия перевозки ОГ (в этом случае ТС задерживается и перемещается на спецстоянку).
Что делать, если хотят оштрафовать?
Контроль за выполнением правил ДОПОГ возложен на подразделения ГИБДД. В отношении нарушителей предусмотрены достаточно жесткие санкции. Для перемещения автотранспорта с опасным грузом дорожными знаками указываются специальные маршруты. На них установлены камеры, фиксирующие все передвижения. Сотрудники ГИБДД оформляют протокол о нарушении, дополнением к которому выступают видео- или фотоматериалы.
В делах, связанных с организацией ДОПОГ, есть свои тонкости. Нарушения могут возникнуть как со стороны организатора перевозок, так и исполнителя. Возможны и процессуальные ошибки, допущенные сотрудниками ГИБДД или судьями. Законодательство позволяет оспорить правомерность взыскания. Производство по делу может быть прекращено благодаря грамотным действиям опытного юриста.
Но если нарушение имело место, проще оплатить штраф. Это позволит сэкономить время и средства на долгие хождения по судебным инстанциям.
Перевозка грузов автотранспортом
Перевозка – одна из многогранных и плохо систематизированных тем в судебной практике. Сложно прогнозировать исход спора из договора перевозки, потому что подходы судов далеки от единообразия, а участники отношений порой подписывают документы, которым сложно дать правовую оценку (правильно квалифицировать договор, передаточный документ, установить полномочия лица и др.).
В статье я поверхностно затрону основные проблемы перевозочного процесса, дам рекомендации, как избежать очевидных ошибок. Текст опирается не законодательство и судебную практику на сентябрь 2018 года, в т.ч. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. №26 “О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции”, Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции от 20 декабря 2017 г.
Транспортный регламент уделяет особое внимание веществам и предметам, свойства которых несут угрозу для человеческой жизни и здоровья, экологической обстановки и окружающей среды, а также различного рода материальных объектов. В перечень входят разные виды топлива и кислот, лакокрасочные материалы и растворители, химикаты и медицинские препараты — общее количество наименований, утвержденных европейским и международным сообществом, насчитывает около трех с половиной тысяч.
Очевидно, что ДОПОГ на дорожные перевозки опасных грузов — это в первую очередь такой норматив, задачей которого выступает профилактика возможных негативных последствий. Сам по себе факт существования потенциального риска еще не означает, что он обязательно воплотится в жизнь в виде условного пожара, взрыва, распространения токсичных отходов или радиации. Однако при совпадении определенных факторов, обусловленном игнорированием мер безопасности, вероятность подобного исхода может заметно возрасти.
Маркировка тары и обозначение ТС
Любой автомобиль должен получить официальный допуск к специфической грузоперевозке. Свидетельство выдается после проведения осмотра общего состояния, а также проверки соответствия стандартам безопасности, определяемым исходя из специфики груза. Продолжительность действия документа — не более года. Стоит отметить, что для российского транспорта, задействованного в подобных логистических операциях, обязательным условием выступает наличие на борту спутникового навигатора ГЛОНАСС — в соответствии с Приказом Минтранспорта №285 от 2012 г.
Согласно действующим требованиям, визуальное обозначение, указывающее на опасность транспортируемых веществ или объектов, должно быть заметным и понятным для других участников дорожного движения. Для этого применяются таблички из прочного материала ярко-оранжевого цвета, выдерживающие негативное влияние атмосферной среды, и сохраняющие разборчивость надписей даже при горении на протяжении четверти часа. В нижней части размещается идентификационный номер, в верхней — двух- или трехзначный цифровой код, указывающий тип содержимого в соответствии с классификацией. Помимо табличных обозначений — в тех случаях, когда знак опасности на контейнере или цистерне считается плохо различимым — на транспортном средстве также должно быть размещено информационное табло, имеющее ромбовидную форму, на которое наносится символ или номер класса.
Спорные ситуации нарушения ПДД и способы их избежать
Избежать наказания при неверном оформлении документации практически не представляется возможным. Единственное, что можно сделать – в некоторых случаях вместо денежного штрафа отбыть срок в местах лишения свободы и наоборот. Право установить окончательную меру наказания принадлежит суду.
При нарушении правил проезда ТС, при несоблюдении установленных норм парковки, стоянок и остановок тяжесть наказания может во многом зависеть от опыта водителя.
Водители, подкованные в данном вопросе, всегда смогут выкрутиться из ситуации.
Достаточно знающие специалисты в большинстве случаев сумеют убедить инспектора, что дорожная ситуация не позволила поступить другим образом. Если ТС не стало причиной дорожного происшествия, никто не пострадал, документы в порядке, ситуацию чаще всего удается разрешить без особенных потерь.
При нарушении правил транспортировки воздушными и морскими судами обычно удается отделаться административным наказанием, если не были отмечены действия, явно угрожающие безопасности окружающей среды – например, сброс отходов.
Если произошла авария…
Аварии и происшествия с участием транспорта с грузом, предоставляющим угрозу окружающим, бывают серьезными и разрушительными. В них часто погибают или тяжело калечатся люди, водитель и другие участники движения. Произошедшие аварии наносят ущерб экологии и окружающему пространству.
В таких случаях суд может виновника лишить свободы на 2-9 лет, если в аварии погибнут или будут тяжело покалечены люди.
Если за рулем машины с опасным грузом оказался человек в нетрезвом состоянии, с него взыщут до 200 тыс. руб. или на 2 года лишат свободы.
Руководители и собственники транспортных копаний- организаторов маршрута также наказываются за случившиеся аварии и чрезвычайные происшествия в дороге. Юридическим лицам суд может назначить помимо штрафных взысканий компенсации за гибель и увечья людей и нанесение вреда экологии.
Обязанности грузополучателя
Для того, чтобы не допустить простой транспортного средства компании-перевозчика, грузополучатель должен соблюдать ряд простых правил, а именно:
- как только он получит извещение о том, что в ближайшее время груз будет доставлен, необходимо назначить ответственное лицо, за которым будет закреплена обязанность принять и разгрузить груз. В тех случаях, когда доставка осуществляется на сборный пункт, необходимо узнать контакты сотрудников этого пункта;
- назначенному ответственному лицу сообщают информацию о транспортном средстве, которое доставляет груз, а также во сколько приблизительно груз будет доставлен. Одновременно с этим стоит уточнить, как работает склад;
- приблизительно часа за 2 до того момента, как будет осуществлена доставка, стоит ненавязчиво напомнить приемщику груза о необходимо выполнения им своих обязательств;
- в том случае, если груз пришел раньше или наоборот задерживается, тогда стоит связаться с представителем транспортной компании, для того, чтобы узнать, с чем связаны изменения времени доставки.
Штраф за перевозку опасного груза без ДОПОГ
Если транспорт с опасным грузом управляется лицом, не имеющим соответствующего удостоверения, которое выдается территориальным УГАДН, предусмотрены следующие виды взысканий:
- от 2 до 2,5 тыс. рублей для водителя;
- от 15 до 20 тыс. рублей для ответственных должностных лиц;
- от 400 до 500 тыс. рублей для юридических лиц, организовавших перевозку.
Водитель может быть освобожден от уплаты штрафа, но в этом случае будет лишен прав на ближайшие 4-6 месяцев. Такая серьезная мера наказания применяется судами при наличии особых обстоятельств (повторная перевозка ОГ, транспортировка веществ повышенной опасности и так далее).
Если трансфер был организован должностными лицами, которые пренебрегли обучением и не имеют свидетельства установленного образца, также придется заплатить штрафы ДОПОГ:
- от 1 до 1,5 тыс. руб. для водителей;
- от 5 до 10 тыс. рублей для специалистов, ответственных за перевозку;
- от 150 до 250 тыс. для юридических лиц.