Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дисбат в армии что это такое и за что туда отправляются». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Срок пребывания в батальоне определяется военным судом и зависит от тяжести проступка. Некоторые проводят в дисциплинарном батальоне три месяца, другие — два года. По истечении этого срока военнослужащий возвращается в свою часть и продолжает службу. Когда он остается в дисциплинарном батальоне, время службы в армии ему не засчитывается.
Срок нахождения в батальоне и освобождение по УДО
Время засчитывается только по ходатайству администрации дисциплинарного приказа перед командующим военным округом. Как и лица, отбывающие наказание за совершение преступления, военнослужащие дисциплинарного батальона имеют право на досрочное освобождение.
Условно-досрочное освобождение предоставляется тем, кто
- не нарушал устав службы; и
- активно участвует в общественной жизни части, и
- не признает вину командира.
Есть несколько аспектов, которые отличают дисциплинарные батальоны от тюрем.
- Основанием для помещения в дисциплинарный батальон является дисциплинарный проступок, а основанием для помещения в карцер — преступление.
- В исключительных случаях максимальный срок службы солдата в бригаде может составлять до 30 дней. В дисциплинарном батальоне срок службы может достигать двух лет.
- После отправки солдата в тюрьму он теряет знаки различия, но его не лишают дисциплинарных порядков, он понижается в звании до стрелка.
- Тюрьма состоит из множества закрытых камер, где содержатся провинившиеся солдаты — дисциплинарные батальоны живут в охраняемых казармах.
Мулино — знаменитый дисбат
Обычно местоположение дисбатов выбиралось в отдаленных деревнях. Летом 1986 года рядом с поселком Мулино в Володарском районе Нижегородской области вокруг, которого находились десятки воинских частей, был образован один из 16-ти самых крупных советских дисбатов. Здесь отбывали наказание остриженные наголо и одетые в одинаковую форму советские военные строители, морпехи, матросы и пехотинцы. Многие из них надеялись выйти на армейскую свободу по условно-досрочному освобождению за примерное поведение. Распорядок дня в советском дисбате был таким же, как в обычной армии: побудка в половине седьмого, десять минут на одевание и – контрольная проверка. Ее проводили четыре раза.
«Ожидая „определения“ в роте, я за один день похудел на пять килограммов»
В редакцию «ФАКТОВ» пришел молодой человек, который, по его словам, в течение полутора лет отбывал наказание в дисбате и освободился в 1997 году. Он попросил не называть его имени в публикации.
Вы в дисбате спрашивали солдат, как им живется. Они рассказывали, как ходят строем, работают, перевоспитываются. Так вот — все это показуха, для прессы. Ни рядовые в военной части, ни курсанты в военном училище никогда не скажут журналисту правды! Если кто-нибудь из них откроет рот — будет бит всю оставшуюся жизнь.
Не буду говорить, за что я попал в дисбат — я свое уже отсидел. До того был курсантом военного училища. После суда привезли меня в дисциплинарный батальон. Это было в пятницу, 13-го. Сразу на КПП получил по физиономии — чтобы не думал, что сильно крутой. И попал в карантин, где находился пару недель, с ужасом ожидая дня распределения в роту. За это время я похудел, наверное, килограммов на пять — от страха.
Какие основания были для такого панического страха?
После прибытия новеньких в роту, блатные начинают определять, кто ты: «черт», «мужик» или «блатной». Эти понятия пришли в дисбат с «малолетки» (колонии для несовершеннолетних преступников). «Блатных» меньше всего. «Чертуганов» много, но нужно еще больше — чтобы работали, обслуживали всех остальных. «Определение» началось после отбоя. Били весь вечер и всю ночь. Нас, новеньких, было четверо. Двое сломались сразу. Мой друг потерял сознание, и его больше бить не стали. Я держался до конца, а утром не мог встать — вся грудь была сине-фиолетовая, словно в нее снаряд попал, а нос превратился в кровавое месиво. Зато заслужил звание «мужика».
Подробнее про эту «иерархическую лестницу» расскажи, пожалуйста.
Среди четырех рот дисбата только одна подчиняется офицерскому уставу. В остальных — блатные порядки. В каждой роте — трое-четверо блатных, прошедших колонию-«малолетку» или взрослую тюрьму. Они держатся «семьей» и пользуются неограниченным влиянием. «Мужики» живут сами по себе и никого не обслуживают. Иногда положение покупают себе за деньги. При каждом блатном состоят два-три «шныря» — те, кто его обстирывает-обглаживает, сапоги натирает до блеска. Они гордятся тем, что приближены к блатным. А еще есть опущенные — по одному-два в роте. Это «голубые». Остальные боятся к ним даже притронуться. У них отдельные умывальник, кабинка в туалете. Зайдешь туда — считай, сам таким стал. Я вам расскажу историю. В роту попал «голубой», никто об этом не знал, а он себя никак не проявил. Жил, как нормальный человек. Вышел из роты, вдруг со свободы поступает «малява» (письмо) пахану: «Кто у вас был в роте? Это же петух, опущенный». Вся рота, включая пахана, после этого ела мыло.
Чтобы позор с себя снять. Правило дурацкое, в общем…
Много съели?
Ну, по кусочку. Пахан, правда, лизнул только.
Детский сад!
Блатной четки крутит, если упали — считаются «законтаченными», их уже поднимать с пола нельзя. Разве что последний «шнырь» поднимет, чтобы выбросить. А если кто поднял — ему «отобьют халяву». Будут бить сильно в плечо или в грудь.
В сердце?
Так принято в армии. Со мной на гауптвахте сидел парень. Он «дедом» уже был и «духа» (солдата первого года службы. — Авт.) так ударил, что у того остановилось сердце. Дали «деду» пять лет.
После «отбивания» в больницу попадают?
Был у нас бывший боксер по кличке Тайсон. Он ударил солдата так, что у того случился разрыв селезенки. Успели отвезти в госпиталь. А еще одному «отбивали халяву» — ударили в грудь, а он упал на спинку кровати головой. И умер.
Как правило, в советской армии пытались скрыть противоправные случаи, которые тенью позора падали на образцовые части, но если это не удавалось, тогда в дело вступали военные следователи и сотрудники КГБ в зависимости от тяжести совершенного преступления. Дело решалось в течение нескольких дней, никто преступника в части не пытался оставить на долгое время, все старались от него избавиться. Надо признать, что советские военные суды работали профессионально и быстро: от командиров следователи незамедлительно требовали все характеристики на солдата, документы оформлялись в уголовное дело, которое перенаправлялось в военную прокуратуру, а оттуда – непосредственно руководству дисциплинарного батальона. Солдата сажали в машину и отвозили в глушь, где и находились такие батальоны: в Читинскую или Ростовскую области или в Новосибирск. Впрочем, иногда доходило до анекдотических случаев, когда солдаты сами добирались до места отбывания наказания. Но такое случалось крайне редко.
Кто служит в дисбате?
В дисбате большинство тех, кто себе позволил, так сказать неуставные отношения. Другими словами, такие отношения именуются как «годовщина» либо «дедовщина». Один из самых распространенных видов дедовщины – это нанесение побоев и увечий сослуживцам. Кроме «экзекуторов», достаточно велико и количество людей, так скажем «сочинцев» (СОЧ – расшифровывается как самовольное оставление части). В общем, существующих статей, по которым служивые армии осуждены, и находятся в переменном составе, не великое количество.
В дисбате находятся бывшие буйные люди, такие как — воры, хулиганы без идей и смысла, грабители, да и просто, извините за выражение, – глупцы. А жестоких убийц, насильников и иных опаснейших уголовников нет. Для всех таких свирепых солдат, которые умудрились совершить очень тяжкого характера преступление, имеются отдельного рода специализированные заведения.
Только рядовые солдаты располагаются в существующих ротах. Прошлые заслуженные почетные звания, заслуги и отличия, не идут ни в какой зачет. Отличный стрелок, матрос, пограничник либо просто «колянуха» — всех на равнозначной основе принимают в «организацию» специализированного батальона дисциплинарного характера. Всех без какого-либо исключения поступивших в дисбат стригут «налысо» и переодевают в форму, которая специально предназначена существующим уставом.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Советского Союза в отдельные дисциплинарные батальоны направляли рядовых военнослужащих, а также младший начальствующий состав. Суд военного трибунала приговаривал их к лишению свободы на сроки от шести месяцев до двух лет, чаще всего за самовольную отлучку. В последующем практиковалась замена лишения свободы на сроки до двух лет с направлением в отдельные дисциплинарные батальоны тех военнослужащих, которые совершили и общеуголовные преступления с незначительной общественной опасностью. Как только началась Великая Отечественная война , большую часть отдельных дисциплинарных батальонов (кроме тех, которые дислоцировались в восточных регионах Советского Союза) расформировали. Отбывавших в них наказание военнослужащих направляли на передовую и зачисляли в обыкновенные воинские или штрафные части — это зависело от тяжести совершенных преступлений.
В конце лета 1942 года в соответствии с Приказом № 227 (именуемым в народе «Ни шагу назад») было принято решение о создании фронтовых штрафных батальонов для командного состава, а также армейских штрафных рот для красноармейцев сержантского и старшинского состава.
Согласно боевому расписанию штрафных подразделений и частей Красной Армии в 1942-1945 годах насчитывалось более 50 штрафных батальонов и более 1000 штрафных рот. В послевоенное время большинство этих подразделений и частей расформировали или преобразовали. Так были созданы первые дисциплинарные батальоны, которые под таким названием смогли сохраниться после развала Советского Союза в вооруженных силах стран СНГ. Подобные подразделения сохранили Российская Федерация, Украина, Белоруссия, а также некоторые другие государства.
Дисциплинарные батальоны присутствуют во всех округах и в Военно-Морских Силах. Военнослужащих в таких подразделениях разделяют на «постоянный» состав (проходящих действительную военную службу по призыву или по договору, занимающий командные должности, начиная от командира отделения и до командира батальона); а также «переменный» состав, которым и являются осужденные. Для военнослужащих, занимающих офицерские должности, воинские звания могут присваиваться одной ступенью выше, чем это предусмотрено в подобных общевойсковых подразделениях и частях. Так, командиром взвода может быть капитан, командиром роты — майор, а командиром батальона (дисбата) назначают военнослужащего с воинским званием полковника. Военнослужащие, направленные в дисциплинарные батальоны, согласно решению военного трибунала, лишаются своих воинских званий, которые могут быть восстановлены после окончания срок отбывания наказания (либо в связи с освобождением по УДО) в случаях, если осужденные не были лишены таковых в процессе вынесения приговора.
Остается ли после дисбата отметка судимости
Многие люди сильно заблуждаются, когда сравнивают между собой дисциплинарный батальон и исправительную колонию. На самом же деле человек, после того, как он отбудет наказание на территории дисциплинарного батальона, он будет полностью чист перед нормами действующего законодательства. Все, что будет – это соответствующая отметка о том, что человек проходил военную службу в части с соответствующим номером.
Однако не стоит забывать и о том, что после дисбата вопросы, связанные с трудоустройством в различные силовые структуры, становятся для этого человека закрытыми, однако устроиться на любые гражданские профессии человек все равно сможет без каких-либо проблем, если они не связаны с настоящей тюрьмой или же с физическими данными.
За что назначают дисбат
Установлен определенный перечень преступлений, по которым солдат-правонарушителей отправляют отбывать наказание в дисбат:
- Невыполнение прямого приказа командира.
- Несогласованное оставление места несения службы или воинской части.
- Побег с тонущего судна.
- Постоянное опоздание после законного увольнения.
- Дезертирство.
- Нанесение вреда здоровью другим военнослужащим.
- Оскорбление чести и достоинства сослуживцев.
- Преднамеренная порча или утрата имущества воинской части.
Существуют и другие случаи направления в дисбат, которые перечислены в УК РФ – статьи 348-352.
В дисциплинарный батальон не могут быть отправлены следующие военнослужащие:
- Офицеры, занимающие соответствующие должности.
- Военнослужащие, проходящие службу по контракту, которые уже прошли срочную службу.
Для попадания в дисбат в армии, должны быть выполнены условия, указанные в УК статья 55:
- В момент совершения противоправного поступка злоумышленник проходил срочную службу.
- Преступное деяние получило квалификацию в соответствии со статьей 33 УК РФ.
- Военнослужащий, совершивший преступление проходит службу по контракту, без прохождения срочной службы
Возможности условно-досрочного освобождения (УДО)
Согласно «Положению о дисциплинарной воинской части в ВС РФ» под номером 669, условно-досрочно освобождение возможно для военнослужащих, отбывающих наказание в дисбатах. Для этого им необходимо проявить себя в армейской службе, общественно полезной деятельности, а также не иметь нареканий со стороны командования батальона.
После отбытия 1/3 срока наказания осуждённый может быть зачислен в «разряд исправляющихся», после чего для него открываются возможности для работы за территорией военной части, где повышаются шансы осуществить значимый общественный труд, а также возможность несения службы в наряде.
Представление к условно-досрочному освобождению возможно только для осужденных из числа зачисленных в «разряд исправляющихся» и только по отбытии ими не менее половины срока наказания.
Чем дисбат отличается от гауптвахты
На данный момент существует несколько важных моментов, позволяющих отличить друг от друга гауптвахту и дисциплинарный батальон. Вот самые основные из них:
- Военнослужащий может оказаться на гауптвахте в том случае, если он совершит какие-либо не самые тяжелые проступки дисциплинарного характера. Что же касается дисциплинарного батальона, то туда человек попадет не за совершенный проступок, а за совершенное преступление.
- В некоторых исключительных ситуациях максимально возможные сроки пребывания человека на гауптвахте могут достигнуть 30 дней, что же касается дисциплинарного батальона, то там человек может находиться до 2 лет.
- После того, как военнослужащий попал на гауптвахту, он лишается каких-либо знаков своего воинского отличия, однако одновременно с этим он не лишается никаких званий. Что же касается дисциплинарного батальона, то в таком случае человека понизят до рядового знания.
- Гауптвахта – это несколько полностью изолированных помещений, внутри которых находятся все попавшие в проступок солдаты, а на территории дисциплинарных батальонов провинившиеся солдаты живут в казармах.
Действующее положение о дисциплинарных батальонах регламентирует все аспекты деятельности подобных воинских частей, в том числе период отбывания наказания. Минимальный срок нахождения в дисбате, не может быть менее трех месяцев, а максимальный не должен превышать два года.
Время нахождения в подобной части не будет засчитано в срок прохождения службы в обычной части. По истечении срока назначенного наказания, военнослужащий возвращается в воинскую часть, из которой его забрали после совершения преступления. Допускается возможность засчитать время нахождения в дисбате в срок прохождения обязательной военной службы. Подобная ситуация будет возможна после подачи ходатайства от администрации дисциплинарного батальона в адрес командующего военным округом.
«Что побудило бывшего дисбатовца на сомнительные откровения — можно лишь догадываться»
После разговора с бывшим осужденным дисбата мы сочли нужным проконсультироваться с офицером, который, прослужив много лет в дисциплинарном батальоне, вышел в отставку и сейчас не имеет никакого отношения к Вооруженным Силам.
Про «газовые» камеры на гауптвахте — неимоверная чушь. И резиновой дубинки у прапорщика (называет ту же фамилию) не было. Хотя он жесткий человек, это правда. Бунты были, в заложники даже брали офицера. Но тогда нам удалось подавить ЧП своими силами. Были и побеги. Последний на моей памяти, когда сам дежурный офицер, ночью выпив с четырьмя осужденными водки, вывел их за ворота Его потом осудили на четыре года. С таким явлением, как «опущенные», мы жестоко боролись — и на столах миски перемешивали, и воду в умывальниках отключали, кроме одного, и с завязанными глазами всех в туалет запускали, чтобы не видели, кто в какую кабинку пошел. «Определения» случались, хотя закавказцы (сейчас их в нашей армии уже не осталось) умели в таких случаях прийти друг другу на выручку, а братья-славяне молотили друг друга с радостью. Но такого, чтобы на утренней проверке офицер не заметил синяков, быть не могло.
Прокомментировал рассказ бывшего дисбатовца и пресс-секретарь командующего Сухопутными войсками Украины майор Александр Науменко:
Еще ни одному журналисту не отказали в посещении дисциплинарной части. Здравомыслящий человек должен понимать: если бы у руководства Минобороны были малейшие сомнения относительно порядка в данной части, то нога журналиста туда бы не ступила. Да, инциденты бывают, но они тут же пресекаются самими осужденными или сержантами, а виновные несут наказание в соответствии с уставом. О пельменях и варениках для паханов — сказки. А «ужастики» с оживающими трупами и офицерами-садистами — это несерьезно. Я служу 18 лет и ничего подобного не слышал — хотя, к счастью, в дисбате не сидел. Что побудило бывшего дисбатовца на сомнительные откровения — можно лишь догадываться. Но бросать камень в структуру, которая помогла тебе исправиться и начать новую жизнь, — по крайней мере, непорядочно.
Точку в этой истории поставил командир дисциплинарной части полковник Андрей Шандер:
То, о чем этот парень рассказал, может, и было когда-то, но не при мне. А я служу здесь уже три года. Страна меняется к лучшему, и наша часть — тоже.
К военнослужащим применяются особые правила, начиная с условий труда, заканчивая привлечением к ответственности. Законодательство РФ предусматривает такой вид наказания, как дисбат. Расшифровка проста: дисбат — это дисциплинарный батальон. Такие формирования по-прежнему существуют.
На законодательном уровне отбытие наказания обусловлено Уголовным кодексом (ст.55), «Положением о дисциплинарной воинской части» от 04.06.1997 №669, Приказом Министра обороны от 20.10.2016 №680.