Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила использования и эксплуатации тахографа для водителей в России в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Остановить автомобиль на дороге могут только сотрудники ДПС. Проверить оснащение ТС и соблюдение времени управления и перерывов, кроме представителей ГИБДД, имеют право органы Ространснадзора при совместном рейде. Об этом говорится в Законе №196-ФЗ (10/12-95 г.) ст. 30 п. 2.1.
Европейские стандарты труда и отдыха на просторах России
Все «хорошее» к нам приходит из цивилизованной Европы. Жаль, что зарплата не дотягивает до международных стандартов. Зато и штрафы не сравнимы с их.
Основное отличие состоит в том, что ТАМ за качество продукции, поломку тахографа, убытки, понесенные в результате простоя техники в ремонтной мастерской и пр. несет не автоперевозчик, а компания-производитель.
У нас ответственность ложится на плечи транспортной компании или автовладельца. Все проблемы он обязан решать за свой счет, потери никто не возместит, не говоря уже о штрафах. Чтобы их избежать, отечественным перевозчикам предстоит:
- закупить тахограф;
- заказать карту для водителя и предприятия (руководителя);
- зарегистрировать прибор;
- заключить договор с мастерской, имеющей разрешение на обслуживание техники от ФСБ;
- назначить должностное лицо, специалиста, в обязанности которого входит ведение необходимой документации, учета, обучения водителей, проведение инструктажей, отслеживание сроков эксплуатации и мн. др.
Минимальная стоимость оснащения 1 ТС обойдется около 45-60 тыс. рублей. Если автопарк большой, можно сэкономить за счет количества заказанного оборудования, сократив расход на автомобиль до 40 тысяч. Водитель может потерять в зарплате. Там, где раньше справлялся сам, теперь, потребуется сменщик, чтобы работать в экипаже.
Виды устройств, подлежащих замене
Учитывая тот факт, что ранее требования к тахографам были не настолько жесткими, водители и собственники могли выбирать приборы из широкого ассортимента.
Но сейчас, когда требования стали гораздо уже, и цифровые тахографы стали обязательными, то для автомобилей, эксплуатирующихся в РФ без выезда за границу, нужно произвести замену следующих приборов:
Шайбовых (аналоговых) тахографов | Которые работают не на основе процессора и цифровых данных |
Цифровой техники ЕСТР | Если нет разрешения на международную деятельность |
Новых тахографов азиатского образца | Которые не имеют считывателей карт и встроенного принтера, и применяются только в странах этого региона |
Российской техники | Которые визуально напоминают необходимое устройство, но не обладают блоком СКЗИ, не позволяющим корректировать данные, а также не имеют в себе модуля ГЛОНАСС, тем самым не регистрируют маршрут движения |
Исходя из этого, можно сказать, что все тахографы, которые не соответствуют современным нормам, следует заменить на новые — с блоком СКЗИ.
Контроль за соблюдением приказа № 440 в организации
Руководителям рекомендуется обязать водителей делать распечатку с тахографического устройства перед каждым выходом автомобиля в рейс. Это позволит контролировать работоспособность тахографа и, соответственно, избежать потенциального штрафа за нарушение приказа об оснащении тахографами.
Если при этом на приборе не отмечается никаких неисправностей, значит, владелец и водитель выполняют свою работу полностью в рамках закона. В случае их выявления следует немедленно обратиться в сервисный центр. Выход в рейс при этом должен быть отменен.
Другие рекомендации:
- руководителю компании следует организовать обучение водителей, научить их правильно пользоваться тахографом, знания нужно периодически проверять;
- перед каждым выходом в рейс осуществляется мониторинг работоспособности прибора и связанного с ним оборудования;
- данные, которые хранятся на картах, следует выгружать минимум раз в 28 дней;
- раз в 3 года производить замену блоков СКЗИ и карт водителя.
Какие требования к онлайн-тахографу
С учетом того, что онлайн-тахограф должен автоматически передавать на сервер данные, которые к тому же имеют юридическую силу, то и требования к нему установлены соответствующие. Мы выделили из Приказа Минтранса №440 самую важную информацию.
- Бортовое устройство с функцией передачи данных должно иметь защищенный от вскрытия опломбированный корпус.
- Тахографы нового типа должны быть оснащены разъемом для подключения GSM/GPRS-антенны, слотом для SIM-карты и связным модулем, обеспечивающим передачу информации в АИС ТК.
- Устройства должны быть оборудованы блоком криптографической защиты информации (СКЗИ), который будет осуществлять квалифицированную подпись водителя и её передачу в зашифрованном виде в систему АИС ТК.
- Блок СКЗИ должен устанавливаться таким образом, чтобы не снимать бортовое устройство и не нарушать пломбировку корпуса.
- Онлайн-тахографы должны быть оборудованы датчиками ускорения.
Приказ Минтранса №440 устанавливает требования не только к самим бортовым устройствам, но и к картам водителя и предприятия.
Можно ли обжаловать штраф за тахограф?
Да, можно.
Но для обжалования штрафа за тахограф у вас должны быть веские аргументы. Право на оспаривание наказания доступно как водителям, так и подвергнутым санкции ИП или юридическим лицам.
Приведём пример:
ИДПС остановил фуру для проверки документов. Требование распечатать данные с тахографа водитель выполнить не смог – по его словам, он потерял ленту. Сотрудник ГИБДД выписал штраф водителю, а заодно должностному лицу и транспортной компании – за то, что те допустили нарушения в эксплуатации контрольного прибора. Однако ни механик, организация не согласились с наказанием. Они оспорили выписанные штрафы, а в жалобах указали, что лента для тахопринтера была утеряна из-за невнимательности самого водителя, а до выпуска фуры на линию комплектующие устройства были проверены (о чем имеется опись). Аргументы заслуживают внимания. Суд обязан отменить оба штрафа должностному лицу и транспортной компании. А штраф водителю обоснован.
Жалоба подаётся в течение 10 дней с момента получения постановления. Обращение нужно адресовать либо вышестоящему начальнику сотрудника ГИБДД, либо в суд по месту совершения правонарушения. Подробнее о том, как обжаловать штраф ГИБДД читайте в другой нашей статье.
Что делать, если тахограф сломался во время рейса?
Если тахограф сломался во время рейса, водителю необходимо принять необходимые меры для соблюдения правил и обеспечения безопасности на дороге. Вот что можно сделать в такой ситуации:
-
В первую очередь следует прекратить использование устройства, если оно полностью вышло из строя и не может быть восстановлено. Установка неисправного тахографа запрещена и может быть расценена как нарушение правил дорожного движения.
-
Водитель должен связаться с техническим специалистом или сервисным центром для диагностики и ремонта тахографа. Такие организации обладают необходимой экспертизой и оборудованием для проведения работ.
-
Если ремонт невозможен в течение короткого времени, необходимо обратиться к своему работодателю или диспетчеру для организации замены транспортного средства, чтобы продолжить выполнение рейса с соблюдением правил и норм времени отдыха.
-
При получении нового тахографа важно убедиться в его работоспособности и корректной установке. В случае возможных проблем или вопросов следует обратиться к квалифицированному специалисту для проверки и настройки устройства.
Можно ли обжаловать штраф за тахограф?
Закон вводит обязательные проверки тахографов у водителей автомобилей, где время, порядок, условия прохождения проверок и испытаний, а также иные требования к устройствам тахографов устанавливаются правилами, утверждаемыми Ространснадзором и ГИБДД. Таким образом, контроль и проверка тахографов осуществляется сотрудниками ГИБДД и Ространснадзора.
В случае выявления нарушений водителю грозит штраф. Штраф действительно может быть обжалован в судебном порядке. Для этого необходимо обратиться в суд с заявлением, в котором указать основания и доказательства неправомерности наложения штрафа. Суд примет решение по делу, основываясь на представленной информации и доказательствах.
Необходимо отметить, что обжалование штрафа не откладывает его исполнение. То есть, даже если вы обжалуете штраф, вам все равно придется его оплатить в установленный срок.
Если тахограф сломался, вы должны обратиться в сервисный центр для восстановления его работоспособности. Уважительные причины, не зависящие от водителя, такие как сломанный тахограф или поломка в ходе выполнения маршрута, подлежат отсрочке при условии выпуска специального документа. Но необходимо помнить, что отказаться от установки тахографа запрещено законом.
Таким образом, если у вас есть основания и доказательства неправомерности наложения штрафа за тахограф, можно обжаловать его в судебном порядке. Однако, обжалование штрафа не откладывает его исполнение, поэтому даже при обжаловании штрафа его необходимо оплатить в установленный срок.
В некоторых случаях при остановке вашего транспортного средства и требования предъявления тахографической карты, ответственности административного характера можно избежать. Нужно доказать, что карточка потерялась или была повреждена. Для подтверждения нужно в корректной форме, со всеми доказательствами рассказать по какой причине это произошло. Составления заявления не требуется.
Инспектор дорожной службы может принять ваше устное прошение, тогда следующие 15 суток вы сможете передвигаться без тахографа в соответствии с бумагой, выданной на месте сотрудником. В течение этого срока тахограф должен быть отремонтирован, откалиброван или вместо сломавшегося – куплен новый.
Исключения для транспортных средств государственных учреждений
2. Не подлежат обязательному оснащению тахографами следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
транспортные средства, принадлежащие дипломатическим представительствам и консульским учреждениям;
транспортные средства, принадлежащие Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации и подведомственным ему учреждениям.
Новые абзацы пункта 2 вводят исключения для транспортных средств, принадлежащих следующим организациям:
- дипломатическим представительствам;
- консульским учреждениям;
- Главному управлению специальных программ Президента РФ и подведомственным учреждениям.
Причем исключения распространяются на транспортные средства любых типов (автобусы, грузовики, специализированный транспорт и т.п.). Для использования этого исключения нужно, чтобы в поле «Собственник (владелец)» была указана одна из перечисленных выше организаций.
Еще раз напомню, что рассмотренные сегодня нововведения относятся только к автомобилям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На транспорт физических лиц они не распространяются.
Кто будет проверять наличие тахографа?
Такие органы, как Госавтоинспекция, таможня и другие, могут проверять наличие тахографа на транспортных средствах при осуществлении контроля на дорогах или на границе. Тахограф должен быть установлен на определенные виды транспорта, такие как грузовики, автобусы и тягачи, которые используются для перевозки грузов или пассажиров.
Для водителя также обязательно иметь карту водителя, которая должна быть оформлена с учетом требований законодательства. В случае отсутствия карты или неправильного оформления, водителю может быть наложен штраф.
Порядок проверки наличия тахографа на транспортных средствах и оформления карты водителя определен законодательством. Механизм обжалования штрафов и административных наказаний также установлен в законодательстве.
Какие машины подпадают под новые требования
Согласно новым требованиям, начиная с 2024 года, тахографы станут обязательными для определенных категорий автомобилей на территории России. Список машин, которые подпадают под эти требования, включает:
— Грузовые автомобили с допустимой максимальной массой более 3,5 тонн, используемые для перевозки грузов и пассажиров;
— Автобусы с количеством сидячих мест более 9, включая водителя;
— Коммерческие автопоезда.
Эти требования были введены для обеспечения контроля за рабочим временем водителей и соблюдением правил безопасности. Тахографы позволяют записывать информацию о времени движения, скорости и пробеге автомобиля, а также о периодах отдыха и смены водителей. В результате, эти данные могут быть использованы для предотвращения нарушений и обеспечения безопасности дорожного движения.
Изменения для грузовых автомобилей
Согласно обновленным требованиям к тахографам в 2024 году, появились новые правила, касающиеся установки тахографов на грузовые автомобили. Эти изменения направлены на улучшение безопасности дорожного движения и учет времени работы водителей грузовых транспортных средств.
Вот основные изменения, которые касаются грузовых автомобилей:
- Все грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн должны быть оборудованы цифровым тахографом.
- Цифровой тахограф должен устанавливаться на все новые грузовые автомобили, которые будут выпускаться после вступления в силу этих изменений.
- При передаче владельцем или оператором грузового автомобиля полностью реализованного и зарегистрированного в стране, которая внедряет эти изменения, к другому владельцу или оператору, обязательна установка цифрового тахографа.
- Если грузовой автомобиль был зарегистрирован до вступления в силу этих изменений, установка цифрового тахографа обязательна в случае замены аналогового тахографа или в случае его повреждения.
Обновленные требования к тахографам в 2024 году нацелены на повышение безопасности на дорогах и обеспечение честных условий конкуренции в грузоперевозках. Установка цифровых тахографов на грузовые автомобили поможет регулировать и контролировать время работы водителей в соответствии с законодательством, что в конечном итоге приведет к уменьшению аварийности и повышению качества грузоперевозок.
Правила использования тахографов в 2024 году: чего следует ожидать?
В 2024 году в России будут введены новые требования по использованию тахографов на транспортных средствах. Эти изменения будут затрагивать не только саму установку устройства, но и его использование в работе.
Во-первых, владельцы грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн и пассажирских перевозчиков с количеством пассажирских мест более 9 будут обязаны установить тахограф на свои транспортные средства.
Во-вторых, тахографы должны быть сертифицированы и соответствовать определенным требованиям. Учитывая, что рынок тахографных устройств уже достаточно развит, можно ожидать, что появятся новые модели, отвечающие требованиям регулирующих органов.
Кроме того, владельцам транспортных средств придется соблюдать строгое расписание подключения и использования тахографов. Это означает, что водителям придется более внимательно планировать свои маршруты и рабочее время.
Еще одним важным изменением является требование по хранению информации, полученной с тахографов. Теперь владельцам транспортных средств придется хранить данные на протяжении всего срока службы автомобиля, а также предоставлять их в случае проверки контролирующим органам.
В целом, введение новых правил использования тахографов в 2024 году приведет к более строгому контролю за соблюдением правил перевозок и увеличит ответственность водителей и владельцев транспортных средств. Это может сказаться на деятельности многих компаний и организаций, связанных с грузоперевозками и пассажирскими перевозками.
Тахографы и безопасность: как новые требования повлияют на снижение риска аварий
Система тахографов позволяет отслеживать время, скорость и пройденное расстояние каждого автомобиля. Это позволит контролировать уровень усталости водителя и принимать меры по предотвращению случаев перевозки грузов или пассажиров в состоянии усталости.
Преимущества тахографов для безопасности: |
---|
— Снижение риска аварийных ситуаций, связанных с усталостью водителя; |
— Отслеживание скоростного режима и превышения допустимой скорости; |
— Контроль за временем работы водителя и обязательными перерывами; |
— Повышение требований к качеству дорожного движения и дисциплине водителей; |
— Более надежный способ сбора информации о работе водителя, чем вручную; |
— Возможность анализа и сопоставления данных для выявления проблемных областей и определения мер по их устранению. |
Строгие требования к установке и использованию тахографов в перевозках будут способствовать более эффективной работе компаний и повышению безопасности на дорогах. Соблюдение ограничений времени работы и отдыха водителей поможет предотвратить случаи усталости за рулем, что может привести к опасным ситуациям и авариям.
Список автомобилей, не требующих тахографа
В 2024 году будут исключены из обязательности установки тахографа следующие категории автомобилей:
- Легковые автомобили (категория M1);
- Грузовые автомобили с максимальной массой до 3,5 тонн, используемые для перевозки грузов без опасности (категория N1);
- Автобусы с максимальной массой до 3,5 тонн, используемые для перевозки пассажиров (категория M2 и M3);
- Специализированные транспортные средства, предназначенные для выполнения коммунальных, уборочных, пожарных и других работ (категория N2 и N3);
- Транспортные средства, используемые для доставки свежих или перевозки распределительных грузов на небольшие расстояния в пределах городов или их окрестностей;
- Транспортные средства, используемые для перевозки животных или технических предметов, связанных с деятельностью цирка;
- Транспортные средства, предназначенные для торговли или предоставления услуг;
- Транспортные средства, используемые для погрузки и разгрузки, сельскохозяйственные тракторы и машины, а также лесозаготовительные машины;
- Транспортные средства, используемые для обучения вождению;
- Транспортные средства, используемые в экстренной медицинской помощи;
- Транспортные средства, предназначенные для гидротранспорта;
- Транспортные средства, используемые для пожарной и спасательной службы.
Владельцы указанных автомобилей освобождаются от необходимости установки тахографа на своих транспортных средствах.