Контроль ФАС за соблюдением законодательства о контрактной системе.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Контроль ФАС за соблюдением законодательства о контрактной системе.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

При проведении проверок ФАС руководствуется положениями Закона о контрактной системе. Кроме того, на основании Приказа ФАС РФ от 11.02.2014 № 75/14 «Об осуществлении Федеральной антимонопольной службой и территориальными органами Федеральной антимонопольной службы полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении функций по контролю в сфере размещения заказов ФАС нужно временно руководствоваться ранее изданными правовыми актами данной службы. Порядок проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 28.01.2011 № 30 (далее – Порядок проведения проверок). Кроме того, при проведении проверок ФАС ориентируется на Методические рекомендации по проведению плановых и внеплановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами, доведенные Письмом ФАС РФ от 25.05.2007 № АЦ/8325 (далее – Методические рекомендации).

Каковы сроки проведения проверок?

Согласно п. 16 Порядка проведения проверок общий срок проверки (с продлением) не может превышать двух месяцев, за исключением случая несоблюдения лицами, действия (бездействие) которых проверяются, требований п. 19 Порядка проведения проверок. В данном случае указанный срок не может составлять более чем шесть месяцев.

Отметим, что проектом регламента предусмотрен общий срок для проведения как плановых, так и внеплановых проверок – 30 дней. Названный срок отсчитывается:

– с даты начала проведения, поименованной в приказе, – для плановой проверки;

– с момента поступления информации о нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок – для внеплановых проверок. При этом датой поступления информации о нарушении законодательства является дата ее регистрации в контрольном органе в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству.

Проектом административного регламента установлены случаи продления указанного выше срока. Срок проведения внеплановой проверки может быть продлен в исключительных случаях, а также при направлении запроса о предоставлении документов и информации, необходимой для проведения внеплановой проверки, не более чем на 30 дней. При этом о продлении срока проверки должно быть уведомлено лицо, направившее в контрольный орган информацию о нарушении и субъект контроля (заказчика, контрактную службу, контрактного управляющего, комиссии по осуществлению закупок и его членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированную организацию, оператора электронных площадок).

В свою очередь, срок плановой проверки продлевается в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, экспертиз и расследований, на основании приказа руководителя контрольного органа. Данный срок может быть продлен не более одного раза, и общий срок проведения проверки не может составлять более двух месяцев, за исключением случая несоблюдения субъектами контроля требований п. 4.14 проекта регламента. В таком случае срок проведения проверки не может составлять более чем шесть месяцев.

Общественный контроль в системах закупок

«Руководитель бюджетной организации», 2014, NN 1, 2

Законом о контрактной системе вводится общественный контроль, включающий любые активные действия общественности, способствующие улучшению ситуации в закупочной области.

Однако данная новелла требует доработки, поскольку механизмы общественного контроля остаются не вполне ясными.

Рассмотрим, как будет осуществляться общественный контроль, кто будет в нем участвовать, что будут проверять и какие инструменты при этом использовать.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Цели общественного контроля изложены в ч. 2 ст. 102 Закона о контрактной системе:

  • реализация принципов контрактной системы;
  • содействие развитию и совершенствованию контрактной системы;
  • предупреждение нарушений требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе;
  • выявление нарушений требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе;
  • информирование заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях.

Контроль за бюджетными инвестициями

Напомним, что бюджетные инвестиции – бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества (ст. 6 БК РФ).

Согласно ст. 80 БК РФ предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества либо в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ названных юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких дочерних обществ, и (или) на приобретение такими дочерними обществами объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета принимаются соответственно в форме нормативных правовых актов Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальных правовых актов местной администрации муниципального образования в определяемом ими порядке.

Установление единого порядка осуществления контроля

Законопроектом № 546226-7 предусматривается утверждение Правительством РФ единого порядка осуществления контроля в сфере закупок, что обеспечит формирование вертикали процедурного контроля, а также единой правоприменительной практики и методологии реализации контрольных полномочий на федеральном и региональном уровнях.

Так, согласно новой редакции ч. 2 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в п. 1 ч. 1 обозначенной статьи, осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством РФ. Такой порядок должен, в частности, предусматривать:

  • основания, порядок организации, предмет, форму, сроки, периодичность проведения проверок, оформление результатов таких проверок. При организации и осуществлении проверок подлежит учету отнесение деятельности субъекта контроля по осуществлению закупок к определенной категории риска с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок;

  • критерии отнесения деятельности субъектов контроля по осуществлению закупок к определенной категории риска;

  • порядок, сроки направления и исполнения предписаний;

  • перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение проверок, их права, обязанности и ответственность;

  • порядок действий органов контроля, их должностных лиц при неисполнении субъектами контроля предписаний, а также при получении информации о совершении субъектами контроля действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения или уголовного преступления;

  • порядок использования единой информационной системы, а также ведения документооборота в единой информационной системе при осуществлении контроля.

Читайте также:  Налог на прибыль в Украине в 2024 году

Аудит в сфере закупок по 44-ФЗ: как и кем осуществляется, что оценивает

Аудит в закупках — это мера контроля заказчиков со стороны государства. В статье рассказываем, как проходят аудиторские проверки, кто и по каким принципам их проводит, на какие моменты обратить внимание, чтобы избежать нарушений

Главная цель закона о контрактной системе — обеспечить эффективность закупок и государственных трат, и аудит — один из методов ее достижения. Независимые проверки контрольных ведомств позволяют выявить не только нарушения заказчиков, но и недостатки системы, частые ошибки участников закупок и причины таких ошибок.

Критерии аудита в сфере закупок указаны в п. 3 ст. 98 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Это законность, целесообразность, обоснованность, своевременность, эффективность и результативность расходов.

Аудит касается всех этапов закупочного процесса: эксперты изучают планы-графики, систему ценообразования, объемы и качество закупаемых товаров, работ и услуг (ТРУ), анализируют эффективность исполнения контрактов, проверяют документы и информацию, которую заказчики обязаны размещать в Единой информационной системе (ЕИС).

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль закупок осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения(см. новую редакцию части 9 статьи 99 Закона № 44-ФЗ).

Это означает, что в рамках такого контроля, проводимого в отношении закупок по 44-ФЗ теперь применяются в том числе положения Бюджетного кодекса РФ:

— об объектах государственного (муниципального) финансового контроля (статья 266.1 Бюджетного кодекса РФ);

— о методах осуществления государственного (муниципального) финансового контроля (статья 267.1 Бюджетного кодекса РФ);

— о полномочиях органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (статья 269.2 Бюджетного кодекса РФ);

— о представлениях и предписаниях органов государственного (муниципального) финансового контроля (статья 270.2 Бюджетного кодекса РФ).

Какие этапы проходит проверка ФАС вне зависимости от ее вида, и сколько она может длиться

Каждая проверка, проводимая Федеральной антимонопольной службой, имеет свои стандартные этапы, которые не зависят от того, идет ли речь о плановой или о внеплановой проверке. К таким этапам относятся:

  • этап оповещения является первым в проведении проверочных мероприятий ФАС в отношении конкретной организации или группы организаций. Для каждого вида проводимой проверки существует свой минимальный срок оповещения;
  • этап документарной проверки. На данном этапе сотрудники Федеральной антимонопольной службы изучают предоставленные им на проверку документы с целью выявления возможных нарушений. При оповещении о проведении проверки уполномоченные сотрудники ФАС передают в проверяемую организацию список документов, которые должны быть им предоставлены для изучения. Максимальный срок предоставления документов не может превышать десять дней с момента направления запроса;
  • в случае выявления ошибок или нарушений в оформлении документов проверяющие сотрудники выезжают непосредственно в организацию, где производят осмотр объектов организации, производят выемку необходимых документов. В случае необходимости на этапе выездной проверки могут быть назначены и различные экспертизы, которые позволят определить наличие или отсутствие нарушений в плане соблюдения законодательства в сфере тех или иных правоотношений (например, в части соблюдения законодательства в сфере закупок государственными заказчиками);
  • итогом проверки становится составление акта проверки, к которому прикладываются все составленные протоколы, заключения по проведенным экспертизам и другие документы, которые составлялись в процессе проведения проверочных мероприятий. Если были зафиксированы какие-либо нарушения, то в качестве обязательного к исполнению приложения к акту проверки следует рассматривать предписание об устранении выявленных нарушений. Руководитель проверяемой организации получает свой экземпляр акта проверки и предписания под расписку, что подтверждает его уведомление об итогах проведенной проверки.

Международное сотрудничество

ФАС России сотрудничает с международными организациями и иностранными органами в сфере антимонопольной политики, противодействия недобросовестной конкуренции и государственному регулированию естественных монополий.

Международная деятельность ФАС России включает:

— Вклад в интеграцию российской экономики в мировое экономическое пространство ;

— Выполнение хозяйственных обязательств Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции ФАС России;

— участие в разработке концепции единого европейского экономического пространства ;

— Защита интересов России путем участия в профильных международных организациях ;

— Внедрение лучшего зарубежного опыта в российскую практику, повышение квалификации сотрудников ФАС России;

— Подготовка и реализация технической помощи со стороны международных организаций от имени ФАС России.

ФАС России участвует в международных рабочих группах. По его инициативе были созданы 3 группы:

— Рабочая группа по изучению вопросов ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов и методов их функционирования (Рабочая группа по нефти) — была создана в сотрудничестве с Федеральным антимонопольным ведомством Австрии в 2011 году и закрыта в 2014 году, так как все ее цели были достигнуты. ;

— Международная рабочая группа по исследованию проблем конкуренции на рынке международной связи (роуминга) — создана в 2012 году с целью выполнения Рекомендаций по развитию рынков международной связи в государствах- участниках СНГ, содержащихся в Отчете о состоянии Конкуренция на рынках мобильной связи СНГ;

— Международная рабочая группа по изучению проблем конкуренции в фармацевтическом секторе — была создана в сотрудничестве с Итальянским антимонопольным ведомством в 2012 году; направлена ​​на разработку конкретных предложений по формированию конкурентной среды на фармацевтическом рынке и обеспечению доступности лекарственных средств для потребителей.

ФАС России наладила связи и участвует в работе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) , Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП), объединяющего 10 стран СНГ и Украины , Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) , Евразийского Экономический союз (ЕАЭС) , Международная сеть по конкуренции (ICN) , БРИКС , Европейский союз (на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, вступившего в силу в 1997 году), Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) , Регуляторы энергетики Региональные Ассоциация (ЭРРА) .

Читайте также:  Минфин минюст повышение зарплаты судьям в 2024 году

В целях расширения международного сотрудничества в области конкуренции ФАС России ежегодно проводит мероприятие «Российская неделя конкуренции», которое в 2015 году собрало руководителей конкурентных ведомств стран мира и в котором принял участие Владимир Путин.

Утверждение типовых техзаданий и типовых контрактов

Одна из главных проблем заказчиков — это правильное описание объекта закупки. Установление типовых техзаданий, которые содержат технические характеристики и показатели, соответствующие требованиям законодательства, позволит исключить вольную трактовку ГОСТов и различное описание одних и тех же товаров.

Заказчики не смогут установить избыточные требования, ограничить количество участников путем «заточки» под конкретного поставщика. Кроме того, типовые технические задания снизят число ошибок при формировании заявок, потому что требования к объекту закупки будут унифицированы. Соответственно, количество отклоненных заявок и жалоб при проведении конкурентных процедур сократится.

Если утвердить типовые контракты, то сократится число нарушений в тендерах, унифицируются условия выполнения обязательств по госконтракту, а также обеспечится надлежащее исполнение госконтракта. Установление единых условий по исполнению контракта, в частности претензионного порядка, порядка удержания обеспечения исполнения контракта и взыскания неустойки упростит ведение претензионно-исковой работы, а также борьбу с недобросовестными исполнителями.

Кроме этого, установление унифицированного порядка приемки товаров, работ, услуг, а также пошаговый порядок отказа заказчика от исполнения контракта в одностороннем порядке исключит злоупотребления со стороны поставщика и оптимизирует работу госзаказчиков.

Как не стать монополистом

В России работают несколько монопольных организаций: ПАО «РЖД», ГУП «Мосгортранс», ОАО «Почта России» и др. У них специфическая сфера деятельности, так что потенциальным конкурентам не выгодно вступать в данную нишу. Антимонопольная служба на постоянной основе контролирует деятельность таких предприятий. К примеру, если монополист необоснованно завышает цены, пользуясь доминирующим положением на рынке, его обяжут вернуть все к изначальным показателям под угрозой штрафа.

Если предприятие не обладает специфическими особенностями, то монополия может лишь повредить ему, так как ФАС начнет проверки, которые могут выявить ряд нарушений.

Ранее монополистом могли признать не только крупный, но и малый бизнес. Например, в 2011 году ФАС признала монополистом ИП из Тульской области только за то, что он поставлял электроэнергию садовому товариществу по своим сетям. Это значит, что его доля на рынке составила 100 процентов.

Разграничение полномочий контролирующих органов

В настоящее время в силу ст. 17 Закона о размещении заказов контроль в сфере размещения заказов осуществляют ФАС и органы исполнительной власти субъекта РФ, местного самоуправления муниципального района, городского округа. Закон о контрактной системе расширяет перечень контролирующих органов и разграничивает их полномочия. Так, согласно ч. 1 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере размещения заказов возложен на следующие органы. ФАС. Как и в настоящее время, ФАС будет осуществлять контроль в сфере закупок путем проведения:

  • плановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с Законом о контрактной системе отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении операторов электронных площадок;
  • внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок (далее — субъекты контроля).

Органы исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. Указанные органы будут осуществлять:

  • плановые проверки в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с Законом о контрактной системе отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения нужд субъекта РФ;
  • внеплановые проверки в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта РФ, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с Законом о контрактной системе отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта РФ.

Органы местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. Контроль будет осуществляться путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с Законом о контрактной системе отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения муниципальных нужд. Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами. С 01.01.2016 указанные органы будут осуществлять контроль за:

  • соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
  • соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся: а) в планах-графиках, в планах закупок; б) в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, в планах-графиках; в) в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в документации о закупках; г) в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); д) в реестре контрактов, заключенных заказчиками, в условиях контрактов.

Порядок осуществления указанного контроля, в том числе порядок действий органов контроля при выявлении несоответствия контролируемой информации, будет установлен Правительством РФ. Кроме того, Правительством РФ может быть определена и иная информация, подлежащая контролю. Необходимо отметить, что на основании соглашений с органами управления государственными внебюджетными фондами, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями полномочия в сфере контроля размещения заказов могут быть переданы Федеральному казначейству. Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом. Необходимо отметить, что в настоящее время Бюджетный кодекс не содержит определения органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Однако в Государственной Думе находится на рассмотрении проект Федерального закона N 116783-6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации», нацеленный на развитие системы государственного и муниципального финансового контроля, необходимой для повышения качества управления общественными финансами. Согласно изменениям, вносимым в ст. 265 БК РФ, государственный (муниципальный) финансовый контроль будет подразделяться на внешний и внутренний, предварительный и последующий. При этом под внутренним государственным (муниципальным) финансовым контролем понимается контрольно-ревизионная деятельность Росфиннадзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (органами местной администрации), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований). К полномочиям указанных органов будут относиться (за исключением Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований)):

  • контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
  • контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
Читайте также:  Льготы военным пенсионерам в Саратове

В силу ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе указанные органы будут осуществлять контроль в отношении:

  • соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных ст. 18 Закона о контрактной системе, при формировании планов закупок и обоснованности закупок;
  • нормирования в сфере закупок, предусмотренного ст. 19 Закона о контрактной системе, при планировании закупок;
  • — определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при формировании планов-графиков;
  • применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
  • соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
  • своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
  • соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям закупки.

При этом указанный контроль будет осуществляться в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности. Рособоронзаказ. Данный орган будет осуществлять контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного ч. 5 и 8 ст. 99 Закона о контрактной системе, путем проведения плановых и внеплановых проверок в сфере закупок в рамках государственного оборонного заказа, а также при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну. Рособоронзаказ будет осуществлять контроль в отношении:

  • соблюдения требований к обоснованию и обоснованности закупок, осуществляемых в рамках государственного оборонного заказа;
  • нормирования в сфере закупок, предусмотренного ст. 19 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа;
  • определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа;
  • применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа;
  • соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа условиям контракта;
  • своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа;
  • соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа целям закупки.

Какой срок давности привлечения к ответственности

Вопрос заказчика. В акте, составленном по результатам плановой проверки в марте 2023 года, нам вменены нарушения Закона № 44-ФЗ по закупкам, проведенным в 2020–2021 гг. Грозит ли нам наложение административного штрафа в такой ситуации?

Разъяснения эксперта. В данной ситуации уже истекли сроки давности привлечения заказчика к административной ответственности. В соответствии с частью 1 статьи 24.5 КоАП при таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению. Поэтому ни заказчик, ни его должностное лицо административной ответственности не подлежат.

Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:

1. Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики, использования земли, недр, водных и других природных ресурсов;

2. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;

3. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе;

4. Контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

5. Контроль за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа;

6. Контроль за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

1. Благоприятная конкурентная среда в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не являющихся естественными монополиями;

2. Равный доступ к товарам (работам, услугам) естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах их деятельности;

3. Прекращение антиконкурентного вмешательства органов власти в функционирование рынков, высокая эффективность бюджетных расходов при размещении государственного и муниципального заказа;

4. Эффективная реализация государственной политики в области контроля иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В завершении своей статьи, предлагаю вам посмотреть короткий анимационный видеоролик ФАС России о недопустимости недобросовестной конкуренции.

Кого проверяет ФАС? Кто в зоне риска?

Проверка может быть проведена в отношении почти любой организации или ИП.

Ваша компания может заинтересовать ФАС, если Вы регулярно участвуете в закупках, если условия участия в закупках и порядок исполнения контрактов вызывают подозрение. Также ФАС будет контролировать Вашу деятельность по определению цены товара, в том числе поставляемого в торговые сети, в случае отказа заключить договор, если есть признаки монополии деятельности.

Если Вы размещаете рекламу товара и услуг, то Вы также находитесь в зоне риска проверок.

Особое внимание антимонопольные органы уделяют:

  • деятельности субъектов естественных монополий;
  • участникам исполнения гособоронзаказа;
  • предприятиям в сферах производства и продажи лекарственных препаратов и медицинских изделий;
  • организациям, предоставляющим транспортные и медицинские услуги, услуги связи, жилищно-коммунального хозяйства, транспортировки нефти и нефтепродуктов.

ФАС также проводит проверки деятельности заказчиков по 223-ФЗ и 44-ФЗ, ГОЗ. Основанием для их проведения чаще всего становятся жалобы участников закупок, содержащие сведения о фактах нарушения антимонопольного законодательства.

Комплекс оказываемых юристом услуг будет зависеть от вида проверки. Помните, что к любой проверке вне зависимости от её вида нужно тщательно готовиться.

Варианты проверок ФАС

Проверки ФАС проводят в плановом варианте или в виде внеплановых. Это зависит от обстоятельств проверки. Правила проведения проверок антимонопольного органа содержит ст. 25.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ . Независимо от запланированности проверок их подразделяют на выездные и документарные. Документарную проверку проводят по месту нахождения инспекции ФАС, и сотрудники ведомства не осматривают территорию, бумаги и имущество компании.

О плановых проверках со стороны антимонопольного органа компания может узнать на сайте ФАС. Например, посмотреть план проверок на 2017 год . Кроме того, ведомство обязано известить компанию о плановой проверке минимум за три рабочих дня до начала мероприятия (ч. 12 ст. 25.1 закона № 135).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *