Экологическая отчетность 2023 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экологическая отчетность 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Бухгалтерский календарь Экстерна — это таблица со сроками сдачи отчетов и платежей с разбивкой по месяцам. Чтобы узнать, что нужно сделать в конкретном месяце, нужно выбрать его в календаре, снизу отобразится список отчетных форм и платежей с датами.

Отчет по мониторингу недр и отчет о выполнении условий пользования недрами
Предоставляемые сведения

Данные мониторинга состояния недр, в т.ч. сведения об использовании подземных вод, о положении уровня воды в скважине, результаты химических анализов, сведения о ходе эксплуатации, ремонтных работах, геофизических исследованиях состояния ствола скважины

Куда предоставляется

Территориальный орган, выдавший Лицензию (Роснедра в субъекте РФ/орган государственной власти субъекта РФ, осуществляющий государственное управление в области ООС и т. п.)

НПА

Условия пользования недрами

Срок сдачи

до 5 января

Кто предоставляет

Организации, имеющие лицензию на недропользование

Как предоставляется

На бумажном носителе либо в электронном виде с использованием ЭЦП

Декларация о составе и свойствах сточных вод
Предоставляемые сведения

Декларация о составе и свойствах сточных вод

Куда предоставляется

Организация водопроводно-канализационного хозяйства

НПА
  • Постановление Правительства РФ от 22.05.2020 № 728;
  • Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 644
Срок сдачи

до 1 ноября

Кто предоставляет

Абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года в среднем составляет 30 м3 в сутки и > суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта

Как предоставляется

На бумажном носителе лично или по почте письмом с объявленной ценностью с уведомлением о вручении. Возможно предоставление скан-копии отчета на электронную почту ведомства, подписанного ЭЦП

Экологическая статистика: форма № 2-ТП (отходы)

Данный отчет представляют организации и ИП, которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами производства и потребления. Под это определение подходит большинство компаний, оставляющих после себя какой-либо мусор.

Исключения:

Исключения сделаны для относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Им можно не предоставлять данную форму если:

  1. образуются только ТКО в количестве менее 0,1 тонны;
  1. заключен договор с региональным оператором;
  1. нет деятельности по обращению с отходами (обработки, утилизации, обезвреживания, размещения).

Новая декларация о плате за НВОС

Для организаций и ИП в 2023 году была введена новая форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Новая форма утверждена приказом Минприроды от 21.09.2022 № 624 и вводится в действие с 1 марта 2023 года. В обновленной декларации появился новый раздел 3.2 «Расчет суммы платы за размещение, в том числе, складирование побочных продуктов производства, признанных отходами». Соответственно, в декларацию были добавлены и новые строки – 026, 124–126, 136, 146, 156 и 186, в которых теперь нужно отражать показатели платы за размещение побочных продуктов производства, признанных отходами.

Сдавать декларацию обязаны компании, вносящие плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). К числу таких компаний относятся организации и ИП, осуществляющие (ст.ст. 16 и 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»):

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • любую деятельность, в результате которой образуются отходы;
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления.

Календарь эколога 2022

Отчёт Срок сдачи
I квартал
Журнал движения отходов по итогам календарного года, по состоянию на 1 января года, следующего за учётным. До 10.01.2022
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 4 квартал 2020 года До 10.01.2022
Сведения о выполнении условий пользования недрами До 20.01.2022
Отчёт по форме 2-ТП (водхоз) До 24.01.2022
Отчёт по форме 2-ТП (воздух) До 24.01.2022
Отчёт по форме 2-ТП (отходы) До 01.02.2022
Внесение платы за НВОС До 01.03.2022
Предоставление декларации НВОС До 10.03.2022
Отчёт по формам 6.1, 6.2, 6.3 – «Сведения, полученные в результате наблюдений за водными объектами» До 15.03.2022
Отчёт по программе ПЭК До 25.03.2022
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории До 25.03.2022
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории 1 раз в год. Срок сдачи отчёта не определён законодательством.
II квартал
Декларация о количестве выпущенных товаров До 01.04.2022
Отчёт о выполнении нормативов утилизации До 01.04.2022
Технический отчёт «О неизменности производственного процесса используемого сырья и об обращении с отходами» До 01.04.2022
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 1 квартал 2022 г. До 15.04.2022
Журнал движения отходов за 1 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) До 25.04.2022
Расчёт и оплата экологического сбора До 15.04.2022
Расчёт платы НВОС за 1 квартал 2022 года До 20.04.2022
III квартал
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 2 квартал 2022 г. До 15.07.2022
Журнал движения отходов за 2 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) До 25.07.2022
Расчёт платы НВОС за 2 квартал 2022 года До 20.07.2022
IV квартал
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 3 квартал 2022 года До 17.10.2022
Журнал движения отходов за 3 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) До 25.10.2022
Расчёт платы НВОС за 3 квартал 2022 года До 21.10.2022
Читайте также:  Субсидия на оплату ЖКХ в Ленинградской области в 2023 году для многодетных

Экологическая статистическая отчетность

  • Отчет по форме 2-ТП (отходы)
  • Отчет по форме 2-ТП (воздух)
  • Отчет по форме 2-ТП (водхоз)
  • Отчет по форме 2-ТП (рекультивация)
  • Отчет по форме 2-ОС («Сведения о выполнении водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах»)
  • Отчет по форме 4-ОС («Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды»)
  • Отчет по форме 4-ЛС («Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод»)
  • Отчет об использовании подземных вод
  • Сведения (отчет) об объеме выбросов парниковых газов

Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов

Эту экологическую отчетность необходимо сдавать организациям, которые эксплуатируют объекты III категории НВОС. Документация представляется в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.

В документе необходимо:

  • Перечислить ФККО и названия образованных на предприятии отходов;
  • Указать их количество;
  • Перечислить способы обращения с отходами (утилизация, размещение на полигон и тд.);
  • Внести сведения о компаниях, которым вы передали эти отходы для размещения, утилизации, использования или обезвреживания.

Технический отчет по обращению с отходами 2022-2023

Под обязательную подачу этой отчетности попадают объекты I и II категорий НВОС. Технический отчет нужно разрабатывать исходя из НООЛР компании. В п. 3 ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ и ст. 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ пояснена необходимость получения комплексного экологического разрешения (КЭР) для объектов I категории и подготовки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Нормативы являются неотъемлемой частью КЭР.

Объектам II категории необходимо представить технический отчёт на основании декларации НВОС не позднее окончания срока действия полученной ранее разрешительной документации.

В случае получения разрешительных документов до 2019, допускается подать заявку на КЭР или декларацию НВОС до окончания срока действия этих разрешений. Полученные ранее документы будут действительны до получения КЭР или подачи декларации НВОС в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ.

В настоящее время НООЛР утверждают на 5 лет, если объект НВОС ежегодно представляет технический отчет. Сроки подачи отчета – ежегодно с даты утверждения нормативов в течении 10 дней. Если документ в рамках экологической отчетности будет сдан не вовремя, то плату будут взимать за сверхлимитное размещение отходов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).

Обратите внимание! При отсутствии категории объекта НВОС у организации, разработка НООЛР не требуется согласно разъяснениям Письма Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347

Экологическая отчетность по программе ПЭК в 2023 году

Отчетность об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля сдают ЮЛ и ИП в рамках программы экологического контроля, в случае эксплуатации объектов НВОС I – III категорий.

Программа ПЭК разрабатывается и утверждается непосредственно предприятием и, по сути, является внутренним документом организации. Другие утверждения данной программы законодательством не требуются.

Программа ПЭК и отчетность не требуется от объектов IV категории НВОС и некатегорийных объектов.

В основе ПЭК лежат данные из проектов ПДВ, НООЛР, НДС, отчеты инвентаризации выбросов, сведения об источниках образования и объектах размещения отходов. Программа разрабатывается для планирования мониторинга НВОС: выбросов, сбросов и объектов размещения отходов. Также ПЭК должна содержать перечень мероприятий в целях ООС, описание методов документирования информации и хранения данных по ООС.

С 2018 года необходимо ежегодно отчитываться по выполнению программы ПЭК. Отчет необходимо направить в территориальный орган Росприроднадзора Санкт-Петербурга. Срок подачи отчетности – ежегодно до 25 марта текущего года.

В отчет необходимо включить следующую информацию:

  • Об ответственных сотрудниках за проведение ПЭК в компании;
  • Об организации экологических служб на объектах;
  • О технологиях, используемых на предприятии;
  • О результатах проведенного ПЭК за год.

Для объектов III категории негативного воздействия предусмотрено:

1. Разработка и утверждение производственного экологического контроля;

2. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;

3. Расчет нормативов допустимых выбросов /сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах;

При невозможности соблюдения нормативов воздействия на окружающую среду дополнительно необходим план по снижению объема или массы временно разрешенных выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ;

4. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух) (при наличии источников выбросов);

5. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы);

6. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) (при наличии обязанности о ее представлении);

7. Представление Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;

8. Представление отчета об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

9. Представление отчетности о выбросах вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух в уведомительном порядке (п.11 ст.15 96-ФЗ).

10. Оформление паспортов на отходы.

11. Предоставление сведений в кадастр отходов.

Категоризация объектов, оказывающих отрицательное влияние на экологию

Производственный контроль в области экологии — это систематическая работа производственных организаций, которая нацелена на обеспечение рационального характера использования природных ресурсов. Ее важными задачами становятся также минимизация отрицательного влияния компаний на экологию и соблюдение актуальных нормативов в сфере природоохраны.

Читайте также:  Памятка для родителей новорожденного

При организации такой деятельности, конечно, необходимо учитывать характер работы предприятия и генерируемого им влияния. Чтобы обеспечить дифференциацию требований по этому признаку, для объектов, которые становятся причиной негативного действия на экологию, в российском законодательстве введено понятие категорий. Правила определения принадлежности к каждой из них приведены в статье 4.2 федерального закона № 7-ФЗ:

  • I – предприятия, имеющие наибольший уровень такого воздействия и обязаны применять самые действенные доступные способы и технологии для его минимизации;
  • II – предприятия с умеренным отрицательным воздействием на окружающую среду;
  • III – компании с незначительным уровнем воздействия;
  • IV – организации с минимальным уровнем воздействия на экологию.

Конкретный список критериев, применяемых для отнесения к каждой категории, определен отдельным постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398. В него входят следующие параметры: характер производственной деятельности, объем вредных выбросов в атмосферу, объем выбросов сточных вод, мощность предприятия и другие.

5.3.1. Главный инженер обязан:

  • обеспечивать организацию производственного экологического контроля на предприятии;
  • осуществлять общее техническое руководство природоохранной деятельностью на предприятии и в структурных подразделениях;
  • обеспечивать организацию проведения работ по разработке и планированию природоохранных мероприятий;
  • контролировать выполнение плана природоохранных мероприятий;
  • организовывать контроль за соблюдением экологических требований при разработке регламентов технологических процессов и технологических карт;
  • обеспечивать внедрение Наилучших Доступных Технологий (НДТ);
  • контролировать соблюдение структурными подразделениями предприятия установленных технологических регламентов работы оборудования, в том числе и природоохранных установок;
  • организовывать контроль за выбросами и сбросами загрязняющих веществ и отходами производства и потребления, а также соблюдения установленных для предприятия нормативов выбросов (НДВ), сбросов (НДС) и лимитов на размещение отходов;
  • осуществлять контроль за выполнением предписаний уполномоченных органов экологического контроля и приказов Генерального директора по охране окружающей среды, рациональному использованию природных и энергетических ресурсов.

Нормативные документы по экологии на предприятии

При разработке документов по экологии учитывается специфика организации, в статье мы постараемся дать наиболее полный список экологических документов, необходимых на предприятии.
Приказы о назначении ответственного:

  • за охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
  • за организацию и осуществление производственного экологического контроля;
  • за эксплуатацию газоочистных установок — ГОУ, ведение паспорта ГОУ. При наличии газоочистных установок разрабатывается инструкция по их эксплуатации, а также документация, которая обеспечивает соблюдение правил эксплуатации сооружений и оборудования по очистке воздуха.

Планы. Программы:

  • программа производственного экологического контроля — разрабатывается экологом предприятия или специализированной организацией;
  • программа повышения экологической эффективности;
  • план мероприятий, направленных на охрану окружающей среды;
  • программа проведения техобслуживания, осмотров, проверки показателей и планового ремонта ГОУ;
  • план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в период неблагоприятных метеоусловий;
  • программа создания системы автоматического контроля выбросов/сбросов загрязняющих веществ.

Журналы учета:

  • стационарных источников выбросов вредных веществ в воздух и их характеристик;
  • выполнения мероприятий по защите атмосферного воздуха;
  • работы газоочистных и пылеулавливающих установок;
  • водопотребления;
  • водоотведения;
  • качества сбрасываемых сточных вод;
  • принятых отходов;
  • переданных отходов;
  • учета в области обращения с отходами.

Журналы относятся к первичной учетной документации.
Отчеты:

  • о выбросах вредных веществ в атмосферу;
  • об образовании опасных отходов, их использовании, обезвреживании, размещении;
  • о выполнении нормативов утилизации;
  • об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля;
  • по форме федерального государственного статистического наблюдения 2-ТП (воздух);
  • по форме 2-ТП (водхоз);
  • по форме 2-ТП (отходы);
  • по форме 2-ТП (рекультивация);
  • по форме 4-ОС;
  • по форме 4-ЛС;
  • по форме 18-КС;
  • о реализации плана мероприятий по охране окружающей среды;
  • о реализации программы экологической эффективности;
  • сведения, которые получены в результате учета: объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, объема сброса сточных и (или) дренажных вод, качества сточных и (или) дренажных вод.

Паспортизация отходов I-IV классов опасности

Требуется единоразовая регистрация в Росприроднадзоре, далее паспорта бессрочны.

Разработка и согласование паспортов отходов — одна из самых часто встречаемых услуг в области экологического консалтинга. Несмотря на то, что наличие на предприятии паспортов ВСЕХ образующихся отходов (без привязки к их объемам) является обязательным по закону, будем честными — эти паспорта в реальности бесполезны и не выполняют ту функцию, которую на них возлагали. Изначально они использовались при транспортировке отходов — водитель должен был знать что он везет и какие есть правила перевозки конкретного отхода. Специальные службы в случае аварии транспортного средства, должны были быстро понять по паспорту отхода как его деактивировать и минимизировать экологический ущерб. Теперь же все, кто образуют отходы I-IV класса, обязаны иметь соответствующие паспорта и своевременно регистрировать их в Росприроднадзоре.

Все отходы сведены в Федеральный классификатор (ФККО). На предприятии их в целом можно разделить на общие и специфические.

Например, для НПП Электрохимия общими отходами будут:

7 33 390 01 71 4 Смет с территории предприятия малоопасный; 7 33 100 01 72 4 Мусор от офисов и бытовых помещений организации несортированный (исключая крупногабаритный); 7 33 210 01 72 4 Мусор и смет производственных помещений.

а специфическими:

3 63 485 96 39 3 Смесь осадков нейтрализации известковым молоком кислотно-щелочных и хромсодержащих стоков гальванических производств.

Возникает несколько проблем:

  • Первая проблема — существование «экологических» и «санитарных» классов отходов, которые не совпадают друг с другом. Первых 5, вторых 4. Экологические классы опасности определяют потенциальную угрозу отхода для окружающей среды, санитарно-гигиенические — для человека. Экологический паспорт содержит название отхода и его код по ФККО, процесс, в ходе которого он образовался, состав, агрегатное состояние. Дополнительно указывается класс опасности и некоторые другие сведения. Санитарный паспорт (заключение Роспотребнадзора) содержит только констатацию отнесения отхода к определенному классу.
  • Вторая проблема — принадлежность отхода к определенному классу необходимо подтверждать лабораторными исследованиями. Для «химических» отходов необходимы протоколы химического анализа состава, для остальных — протоколы исследования компонентного состава. Если на предприятии образуется отход V класса, для которого паспорт не требуются, исследование его все равно необходимо сделать, чтобы доказать, что паспорт действительно не требуется. Сегодня на рынке России, к сожалению, действует огромное количество «аккредитованых лабораторий», которые не проводя никакого анализа выписывают протоколы состава, т.е., фактически, делают паспорта бессмысленными.
  • Третья проблема — сколько отходов паспортизовать. По идее — все. Но многие отходы невозможно проанализировать, т.к. не имеется лабораторий, у которых в лицензии были бы прописаны возможности для выполнения анализа на некоторые компоненты или химические элементы. ФККО дает возможность группировать определенные отходы в один, что иногда позволяет решить проблему. Также следует детально понимать, что уже стало отходом, а что нет. Например, сточная вода, идущая на станцию нейтрализации — еще не отход, а вот шлам, который образуется после станции — отход (если он не прописан в техпроцессах как целевой продукт).
Читайте также:  В какую налоговую подавать декларацию 3 НДФЛ при смене прописки

В итоге, чтобы грамотно построить тактику паспортизации и последующей инвентаризации отходов, необходимо очень хорошо разбираться в техпроцессах предприятия на инженерном уровне.

Что меняется в форме декларации с 1 марта 2023 года

Минприроды Приказом № 624 утвердило новый бланк в связи с поправками в 7-ФЗ, которые также начнут действовать с 1 марта 2023 года. Закон об охране окружающей среды дополнен статьей 51.1 «Требования при обращении с побочными продуктами производства».

Что это значит для природопользователей. Побочные продукты производства (ППП) — вещества или предметы, образующиеся при производстве основной продукции и пригодные как сырье или потребительские товары. Например, на швейных производствах образуются обрезки ткани, которые потом можно пустить на переработку или использовать при изготовлении разных текстильных изделий.

Юридические лица и ИП по новым правилам должны будут вести обособленный учет побочных продуктов производства и включать их в программу производственного экологического контроля (ПЭК). ППП не относятся к отходам, кроме двух случаев:

  • собственник сам отправил их на свалку;
  • они не были использованы как сырье или переданы третьим лицам в течение трех лет.

Как подготовиться к сдаче обязательного отчета по выбросах парниковых газов на уровне организации

ШАГ 1. Определение соответствия компании критериям регулируемых организаций.

Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  • проверить перечень применимых производственных процессов и видов деятельности на соответствие критериям Постановления Правительства РФ от 14.03.2022 № 355;
  • провести аудит — определить источники выбросов ПГ в атмосферу, находящиеся на предприятии или под контролем компании;
  • рассчитать объем прямых выбросов парниковых газов в CO2-экв, и определить, является ли рассчитанный объем основанием для предоставления отчета

    — с 2023 — 150 тыс. тонн;

    — с 2025 — 50 тыс. тонн.

Ответственность за несдачу или нарушение сроков сдачи экологической отчетности за 2021 год

КоАП РФ содержит несколько статей с административными санкциями за нарушение сроков сдачи или игнорирование требований по подготовке экологической отчетности. Смотрите в таблице, что ждет нерадивых предпринимателей в 2021 году.

Статья КоАП РФ

Размер санкций на 01.09.2021

За что привлекут к ответственности

8.1

ДЛ — 2-5 тыс. руб.

ЮЛ — 20-100 тыс. руб.

Отсутствие программы ПЭК и отчета об ее исполнении

8.2

ДЛ — 10-30 тыс. руб.

ИП — 30-50 тыс. руб. или административная приостановка деятельности (АПД) до 90 суток

ЮЛ — 100-250 тыс. руб. или АПД до 90 суток

Нарушение требований по подготовке отчетности в сфере обращения отходов производства и потребления

8.2.1

ДЛ — 10-30 тыс. руб.

ИП — 30-50 тыс. руб. или административная приостановка деятельности (АПД) до 90 суток

ЮЛ — 100-250 тыс. руб. или АПД до 90 суток

Игнорирование подготовки сведений по ОРВ

8.5

ДЛ — 3-6 тыс. руб.

ЮЛ — 20-80 тыс. руб.

Сокрытие или искажение экологической информации

8.5.1

ДЛ — 3-6 тыс. руб.

ИП — 50-70 тыс. руб.

ЮЛ — 70-150 тыс. руб.

Непредставление или нарушение сроков сдачи отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов

8.14

ДЛ — 10-20 тыс. руб.

ИП — 20-30 тыс. руб. или административная приостановка деятельности (АПД) до 90 суток

ЮЛ — 80-100 тыс. руб. или АПД до 90 суток

Нарушения в подготовке отчетности по формам 3.1, 3.2, 3.3

8.41

ДЛ — 3-6 тыс. руб.

ЮЛ — 50-100 тыс. руб.

Нарушение сроков уплаты за НВОС

8.46

ДЛ — 5-20 тыс. руб.

ЮЛ, ИП — 30-100 тыс. руб.

Нарушение сроков постановки на учет объекта НВОС

8.41.1

ДЛ — 5-7тыс. руб.

ИП — трехкратная сумма сбора по каждой группе товаров, но не менее 250 тыс. руб.

ЮЛ — трехкратная сумма сбора по каждой группе товаров, но не менее 500 тыс. руб.

Неуплата экологического сбора в установленные сроки

13.19

ДЛ — 10-20 тыс. руб.

ЮЛ — 20-70 тыс. руб.

Непредоставление статистической отчетности


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *