Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Коэффициент индексации для базовой части трудовой пенсии и ее периодичность определяются». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2016 году индексация произведена единожды и всего на 1,04, что существенно ниже реального уровня инфляции (ок. 14%). Это решение продиктовано желанием ослабить нагрузку на бюджет в условиях экономического кризиса. В результате на 01.02.2016г. установлены следующие размеры.
Индексация страховых пенсий
- по инвалидности – ок. 8 200 руб.;
- по потере кормильца – ок. 8 300 руб.;
- по старости – ок. 13 100 руб.
Год Вид выплаты |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
---|---|---|---|---|
Страховая |
10,12% |
8,31% |
11,4% |
4% |
Таблица 1. Индексация и увеличение базовой части трудовой пенсии
Периоды |
Базовая часть |
Период, |
Прожиточный |
Рост ПМП |
Индекс |
Отношение (%) |
||
Коэффициент |
Размер, |
Прибавка, |
||||||
2001 г. |
||||||||
IV кв. |
1197 |
1,00 |
||||||
2002 г. |
||||||||
С 01.01.02 |
1,000 |
450,00 |
- |
|||||
С 01.02.02 |
1,065 |
479,25 |
29,25 |
I кв. |
1313 |
1,097 |
1,055 |
|
II кв. |
1383 |
1,053 |
1,034 |
|||||
С 01.08.02 |
1,090 |
522,38 |
43,13 |
III кв. |
1387 |
1,003 |
1,012 |
|
IV кв. |
1432 |
1,032 |
1,043 |
|||||
Год |
1,161 |
72,38 |
1,196 |
1,151 |
36,5 |
|||
2003 г. |
||||||||
С 01.02.03 |
1,060 |
553,72 |
32,34 |
I кв. |
1554 |
1,085 |
1,052 |
|
II кв. |
1629 |
1,048 |
1,026 |
|||||
С 01.08.03 |
1,080 |
598,02 |
44,30 |
III кв. |
1612 |
0,990 |
1,006 |
|
IV кв. |
1625 |
1,008 |
1,031 |
|||||
На 31.12 |
1,145 |
598,02 |
76,64 |
1,135 |
1,120 |
36,8 |
||
За 2 года |
1,329 |
1,357 |
1,289 |
|||||
2004 г. |
||||||||
I кв. |
1747 |
1,075 |
1,036 |
|||||
С 01.04.04 |
1,038 |
621,0 |
22,98 |
II кв. |
1793 |
1,026 |
1,025 |
|
С 01.08.04 |
1,0628 |
660,0 |
39,0 |
III кв. |
1816 |
1,013 |
1,017 |
|
IV кв. |
1849 |
1,018 |
1,033 |
|||||
На 31.12 |
1,103 |
660,0 |
61,98 |
1,138 |
1,117 |
35,7 |
||
За 3 года |
1,467 |
1,545 |
1,440 |
|||||
2005 г. |
||||||||
С 01.03.05 |
1,364 |
900 |
240 |
I кв. |
2070 |
1,120 |
1,052 |
43,5 |
На 31.12 |
1,364 |
900 |
240 |
IV кв. |
1,109 |
|||
За 4 года |
2,000 |
1,597 |
||||||
2006 г. |
||||||||
С 01.04.06 |
1,085 |
976,5 |
76,5 |
I кв. |
Благодаря законодательному увеличению с 1 марта 2005 г. на 36,4% — с 660 руб. до 900 руб. — базовую часть трудовой пенсии удалось «оторвать» от индекса роста цен. За 4 года базовая часть трудовой пенсии выросла в 2 раза, тогда как ИПЦ — почти в 1,6.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что, исходя из принятого порядка, фактически политических оснований, приближение базовой части трудовой пенсии к прожиточному минимуму затянется на долгие годы. Положение может спасти принятие закона о потребительской корзине. Есть определенные основания предполагать, что данный закон обеспечит рост прожиточного минимума пенсионера (ПМП), который будет значительно ниже индекса роста цен (ИРЦ). Тогда благодаря индексации в соответствии с ИРЦ базовая часть трудовой пенсии будет вынуждена неуклонно приближаться к ПМП.
Таблица 3. Дополнительное увеличение страховой части трудовой пенсии
Год |
Индекс роста |
Доходы ПФР в расчете |
Средний размер |
Отношение |
Отношение |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Индекс |
Размер, руб. |
||||||
год |
месяц |
||||||
2001 |
- |
- |
5423,0 |
451,92 |
- |
- |
- |
2002 |
1,350 |
1,307 |
7088,0 |
590,67 |
881,58 |
0,67 |
0,67 |
2003 |
1,307 |
1,177 |
8343,0 |
695,25 |
1090,06 |
0,64 |
0,76 |
2004 |
1,230 |
1,114 |
9294,0 |
774,50 |
1290,24 |
0,60 |
0,74 |
2005 |
1,239 |
1,127 |
10474,0 |
872,86 |
1381,24 |
0,63 |
0,92 |
Коэффициенты индексации фиксированной выплаты страховой пенсии и стоимость 1-го пенсионного коэффициента с 01.02.2015.
Дата |
Размер фиксированной выплаты (коэффициент индексации) |
Стоимость одного пенсионного коэффициента |
01.01.2015 |
3935 руб. |
64,10 руб. |
01.02.2015 |
4385,59 руб. (1,114) |
71,41 руб. |
Дата |
Социальная пенсия |
Страховая часть трудовой пенсии (в том числе фиксированный базовый размер) |
Расчетный пенсионный капитал |
Нормативный акт |
01.04.2014 г. |
1,171 |
1,017 |
1,083 |
Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 №220, от 28.03.2014 №240, №241 |
01.02.2014 г. |
1,065 |
Постановление Правительства РФ от 23.01.2014 №46 |
||
01.04.2013 г. |
1,0181 |
1,033 |
1,101 |
Постановления Правительства РФ от 27.03.2013 №263,№264, от 29.03.2013 №281 |
01.02.2013 г. |
1,066 |
Постановления Правительства РФ от 23.01.2013 №26 |
||
01.04.2012 г. |
1,141 |
1,0341 |
1,1065 |
Постановления Правительства РФ от 27.03.2012 №236,№237, №238 |
01.02.2012 г. |
1,07 |
Постановление Правительства РФ от 25.01.2012 №4 |
||
01.04.2011 г. |
1,1027 |
1,088 |
Постановления Правительства РФ от 31.03.2011 №224, от07.04.2011 №255 |
|
01.02.2011 г. |
1,088 |
Постановление Правительства РФ от 26.01.2011 №21 |
||
01.07.2010 г. |
1,0341 |
Постановление Правительства РФ от 21.06.2010 №457 |
||
01.04.2010 г. |
1,088 |
1,063 |
1,1427 |
Постановления Правительства РФ от 18.03.2010 №169,№167, №168 |
Пенсия, размер пенсии
Новации в пенсионном обеспечении, которые относятся к размерам индексаций страховой пенсии, изменяются динамично. Каждый год происходят корректировки ранее установленных показателей. Разобраться с этими показателями можно и самостоятельно, однако, всё же лучше получить консультацию и сопоставить свои расчёты с данными специалистов.
Полностью сохраняются дополнительные гарантии для тех, кто работает в тяжёлых условиях, с риском для жизни или здоровья, получающий постоянные большие нагрузки на организм.
Правительство, параллельно с реформой, запустило механизм увеличения и более высокого стимула для тех, кто получает компенсационные выплаты.
Таким образом, составная часть пенсионной реформы позволяет распределить имеющиеся ресурсы более грамотно и справедливо и передать их в пользование большей части населения.
Реформирование пенсионной системы позволяет более эффективно и в больших размерах индексировать выплату каждому конкретному трудящемуся, который заслужил уважение общества и внёс свой вклад в развитие государства.
Общая характеристика механизма исчисления пенсий
Исчисление пенсии это модель расчета ее размера, которая может содержать как индивидуально влияющие на этот размер компоненты (трудовой стаж, индивидуальный заработок и т.д.), так и объективно установленные компоненты (количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии, стоимость «пенсионного балла» и т.д.). В любом случае исчисление пенсии важная процедура при ее назначении, непосредственно влияющая на реализацию гражданином своих пенсионных прав и приводящая к трансформации субъективных пенсионных прав (сумма обязательств государства по пенсионированию конкретного гражданина) в соответствующий размер ежемесячной денежной суммы, предназначенной к получению пенсионером.
Современная пенсионная система России использует несколько моделей исчисления пенсий, в зависимости от вида пенсии и ряда других факторов.
Исчисление страховых пенсий с 2015 года
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», который ввел, в том числе, новую формулу исчисления пенсии, устанавливаемой в рамках распределительной системы обязательного пенсионного страхования.
Указанная формула основана на системе с применением величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) или на так называемой балльной системе.
Порядок определения размера страховых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца несколько различаются, поэтому рассмотрим их по отдельности.
Страховая пенсия по старости
Общая формула определения размера страховой пенсии по старости согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ имеет следующий вид:
СПст = ИПК х СПК,
где СПст — размер страховой пенсии по старости;
ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости;
СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Таким образом, для того, чтобы подсчитать размер пенсии, необходимо знать величину ИПК и величину СПК.
Отметим, что величина ИПК для каждого гражданина рассчитывается отдельно, а величина СПК в каждом конкретном году является одинаковой (на одну и ту же дату) для всех пенсионеров.
В частности, стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года установлена частью 10 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ и равна 64 рублям 10 копейкам1 и в дальнейшем подлежит индексации (смотрите соответствующий параграф настоящей главы).
Таким образом стоимость одного пенсионного коэффициента не зависит от каких-либо показателей, связанных с трудовой и иной деятельностью конкретного гражданина (продолжительности его страхового стажа, величины заработка, факта рождения и ухода за детьми и т.д.). На одну и ту же дату она является одинаковой для всех пенсионеров.
Величина ИПК, в отличие от величины СПК, исчисляется для каждого гражданина отдельно в зависимости от результатов его трудовой и иной деятельности.
Величина ИПК, если у гражданина имелся факт трудовой или иной деятельности как до 1 января 2015 года, так и после, подсчитывается по разным правилам (по разным формулам) применительно к периоду до 1 января 2015 года и после указанной даты.
Величина ИПК за период с 1 января 2015 года (ИПКн) подсчитывается путем сложения индивидуальных пенсионных коэффициентов за каждый календарный год (за 2015 год, за 2016 год, за 2017 год, за 2018 год и т.д.), в котором гражданин осуществлял трудовую и иную деятельность. Сумма всех пенсионных коэффициентов за каждый календарный год составляет общую величину ИПК за период с 1 января 2015 года.
Величина ИПК за конкретный год зависит от того, осуществлял ли гражданин в этом году трудовую (иную) деятельность, на которой он подлежал обязательному пенсионному страхованию (за него уплачивались взносы в Пенсионный фонд РФ), или в этом году имели место так называемые нестраховые периоды, то есть те периоды деятельности, когда гражданин не подлежал обязательному пенсионному страхованию, но которые согласно пенсионному законодательству включаются в страховой стаж.
Указанные нестраховые периоды перечислены непосредственно в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (статья 12). При этом применительно к каждому периоду в Законе указана величина ИПК, которая применяется при расчете страховой пенсии. Соответственно в данном случае специально рассчитывать величину ИПК по какой-либо формуле не требуется.
К нестраховым периодам относятся:
1) периоды, к которым применяется коэффициент ИПК (за полный календарный год) в размере 1,8: военная служба по призыву:
служба и (или) деятельность (работа), предусмотренная Федеральным законом от 4 июня 2011 года № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» (военная служба по контракту, служба в органах внутренних дел и т.д.);
уход, осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
проживание супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
проживание за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;
2) период ухода за детьми. Коэффициент ИПК (за полный календарный год) в данном случае зависит от количества детей и устанавливается в следующем размере:
1,8 — в отношении периода ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет;
3,6 — в отношении периода ухода одного из родителей за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет;
5,4 — в отношении периода ухода одного из родителей за третьим или четвертым ребенком до достижения каждым из них возраста полутора лет.
В случае, если продолжительность нестрахового периода в соответствующем календарном году составляет менее полного года, коэффициент определяется исходя из фактической продолжительности соответствующего периода. При этом один месяц периода составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а один день — 1/360 часть коэффициента за полный календарный год.
Величина ИПК за периоды, когда гражданин подлежал обязательному пенсионному страхованию (за него уплачивались страховые взносы), за каждый календарный год рассчитывается отдельно, и она может различаться.
Величина ИПК в данном случае определяется с учетом ежегодных отчислений на данного гражданина страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Подсчет ИПК производится следующим образом:
1) по данным персонифицированного (индивидуального) учета страховых взносов (данные имеются в органах Пенсионного фонда РФ) определяется сумма страховых взносов на страховую пенсию по старости исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов (установлен законом) на финансирование страховой пенсии по старости, которые были начислены и уплачены в календарном году за конкретного гражданина;
2) определяется нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости, который рассчитывается как произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, и предельной величины базы (установлена законом) для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за соответствующий календарный год.
Например, в соответствии с законодательством тариф страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации установлен в размере 22,0 % (тариф временно снижен до данной величины, в соответствующем законе он установлен в отдаленной перспективе в размере 26%).Этот размер является общим тарифом страхового взноса. Предположим, что за гражданина не уплачиваются взносы на накопительную пенсию. Указанный общий тариф (22%) состоит из солидарной части тарифа страховых взносов (6 %) и индивидуальной части тарифа (16 %), которая учитывается на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Соответственно величина нормативного размера страховых взносов на страховую пенсию по старости равна 16 % от предельной величины базы для начисления страховых взносов в данном календарном году в Пенсионный фонд Российской Федерации;
3)начисленная и уплаченная сумма страховых взносов на страховую пенсию по старости за конкретного гражданина в соответствующем году (1)делится на нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости (2) в этом же году. Полученный результат умножается на 10.
Исчисленный таким образом показатель является величиной ИПК за этот конкретный календарный год.
Подсчитаем на условном примере величину ИПК за три года. Для упрощения определимся, что в течение этих лет предельная величина базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не изменялась и равнялась 900000 руб., не изменялся и размер индивидуальной части тарифа страховых взносов (16%).
Предположим, что у гражданина годовой заработок в эти три года был разный и составил за каждый год соответственно: 1100000 руб.; 900000 руб.; 450000 руб.
Нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости с учетом предельной величины 900000 руб. равняется 144000 руб. (16 % от 900000 руб.).
За гражданина были уплачены страховые взносы (в части индивидуального тарифа):
с заработка 1100000 в год — 144000 руб. (на заработок свыше 900000 руб. индивидуальный тариф не начисляется);
с 900000 руб. — 144000 руб.;
с 400000 руб. — 72000 руб.
Соответственно ИПК за эти календарные годы в зависимости от величины заработка составит:
144000/144000 х 10 = 10 144000/144000 х 10 = 10 72000/144000 х 10 = 5.
Общий ИПК за три года равен 25 (10 + 10 + 5).
При определении величины ИПК за период с 1 января 2015 года также необходимо учитывать, уплачивались ли за соответствующее лицо страховые взносы на накопительную пенсию или нет. Согласно части 19 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента зависит от этого факта и различается по своей величине. Если у застрахованного лица в соответствующем году не формировались пенсионные накопления, то максимальная величина ИПК в этом году составляет не свыше 10, а если формировались — то не свыше 6,25.
Кроме того, максимальный размер ИПК за каждый календарный год в указанных размерах (10 или 6.25) вводится поэтапно. В соответствии с частью 4 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в период с 2015 по 2020 год максимальное учитываемое значение индивидуального пенсионного коэффициента за соответствующий календарный год определяется согласно приложению 4 к указанному Федеральному закону.
Например, в 2016 году максимальная величина ИПК для застрахованных лиц составляет 7,83, а у застрахованных лиц, у которых формируются такие накопления, — 4,89.
Год | Для застрахованных лиц, за которых страховые взносы на формирование накопительной пенсии не начисляются и не уплачиваются | Для застрахованных лиц, за которых страховые взносы на формирование накопительной пенсии начисляются и уплачиваются |
---|---|---|
2015 | 7,39 | 7,39 |
2016 | 7,83 | 4,89 |
2017 | 8,26 | 5,16 |
2018 | 8,70 | 5,43 |
2019 | 9,13 | 5,71 |
2020 | 9,57 | 5,98 |
2021 и последующие годы | 10,00 | 6,25 |
Валоризация входит в страховую пенсию, или считается отдельно.
1.1. Термин «валоризация» был введен в пенсионное законодательство с 1 января 2010 года. Валоризация – это «дооценка» пенсионных прав, приобретенных гражданином до 1 января 2002 года. Валоризационная прибавка увеличивает приобретенные до 1 января 2002 года пенсионные права на 10 процентов и еще по 1 проценту за каждый полный год стажа до 1 января 1991 года.
! Валоризации подлежат пенсионные права всех лиц, имеющих стаж (от одного полного года) до 1 января 2002 года, независимо от их возраста и времени выхода на пенсию.
2. Учитывается ли период по уходу за ребенком до 1,5 лет при расчете валоризации. С 02.10.1984 работала, 23.11.1986 родила, находилась по уходу до 23.05.1988. Затем работала до 31.12.1991. Расчет пенсии по п.4.ст 30. Или 1,5 х 1,8 и прибавляем как баллы. Не может же этот период просто выпасть из расчета?
2.1. Все периоды как работы, так и нестраховые периоды (уход за ребенком и пр), которые были учтены при расчет пенсии, включаются и в подсчет валоризации за периоды, имевшие место до 1991 года.
3. В справке о начислении выплат к пенсии есть сумма валоризации. В мою пенсию эта сумма не входит. Как её получить? Я пенсионерка 1944 года рождения, на пенсии с 1999 года, прекратила работать с 2004 года.
3.1. Напишите заявление в Управление ПФ в двух экземплярах. В заявлении просите предоставить письменный расчет размера Вашей пенсии. Один экземпляр отдаете в ПФ, на другом просите поставить отметку, этот экземпляр останется у Вас, он подтверждает, что заявление было принято Пенсионным фондом. В ответе будет предоставлен расчет, из ответа и нужно будет смотреть, была ли учтена сумма валоризации при расчете пенсии.
3.2. Валоризация пенсионных прав была произведена с 01.01.2010 года всем пенсионерам, получающим на эу дату пенсию. А так же производится всем пенсионерам, которым назначаются пенсии после 01.01.2010 года. Не может быть, чтобы вам валоризацию не произвели. Запросите письменные разъяснения по данному вопросу в территориальном ПФР.
Как производится перерасчет базовой части трудовой пенсии?
Под перерасчетом показателей пенсии понимаются действия, посредством которых, на основании заявления управомоченного гражданина, производится изменение объема ежемесячной компенсационной выплаты.
Законодательно было установлено четыре основания, когда пенсионная преференции может подвергнуться дифференцированному пересмотру:
- Достижение пенсионером восьмидесятилетнего возраста.
- Преобразование степени ограничения способности к трудовой деятельности как в большую, так и в меньшую сторону.
- Изменение количества ограниченно трудоспособных членов семьи.
- Трансформация категории получателя трудовых компенсаций по случаю потери кормильца.
Коэффициент повышения при позднем выходе на пенсию
Из современных статистических показателей следует, что россияне редко отсрочивают назначение ежемесячных выплат, ведь средняя продолжительность жизни не столь высока — 65, 9 лет для мужчин и 76,7 лет для женщин.
За каждый год наиболее позднего обращения к государственным пенсионным преференциям устанавливаются премиальные коэффициенты:
- При заявлении о назначении страховой пенсии позже на один год, коэффициент фиксированной выплаты увеличивается на 1,07.
- При заявлении о назначении страховой пенсии на два года позднее, коэффициент фиксированной выплаты увеличивается на 1,15.
- При заявлении о назначении страховой пенсии на три года позднее, коэффициент фиксированной выплаты увеличивается на 1,24.
- При заявлении о назначении страховой пенсии на четыре года позднее, коэффициент фиксированной выплаты увеличивается на 1,34.
- При заявлении о назначении страховой пенсии на пять лет позднее, коэффициент фиксированной выплаты увеличивается на 1,45.
Пенсионные циклы и временные ямы 2002-2014 годов
С 01.01.2015г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с которым:
- упразднено понятие «фиксированный базовый размер», вместо него введено понятие «фиксированная выплата к страховой пенсии», которая с 01.01.2015 является самостоятельным видом выплаты и индексируется в порядке, предусмотренном статьёй 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ;
- вместо понятия «страховая часть трудовой пенсии по старости», «трудовая пенсия» используется понятие «страховая пенсия». Термин «индексация трудовой пенсии» заменён на понятие «корректировка страховой пенсии», порядок которой регулируется частью 10 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Таким образом, начиная с 01.01.2015 года фиксированная выплата к страховой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению индексируются, а страховые пенсии — корректируются.
И корректировка, и индексация — это увеличение размера получаемой выплаты (пенсии или фиксированной выплаты к страховой пенсии), основанием для которого является необходимость компенсировать пенсионерам снижение покупательской способности пенсии в связи с происходящими в стране инфляционными процессами.
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.
Ежегодно с 1 апреля Правительство Российской Федерации вправе принять решение о дополнительном увеличении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации. Коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Правительством Российской Федерации.
Размер страховой пенсии ежегодно корректируется в следующем порядке:
- с 1 февраля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год. При этом индекс роста потребительских цен за прошедший год устанавливается Правительством Российской Федерации.
- с 1 апреля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату. При этом стоимость одного пенсионного коэффициента на 1 апреля устанавливается в соответствии с формулой:
СПКi = (ОбССi + ТрФБ) / ∑ИПК,
где
СПКi — стоимость одного пенсионного коэффициента соответствующего года;
ОбССi — объем поступлений от страховых взносов на выплату страховых пенсий;
ТрФБ — трансферты из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховых пенсий, учитываемые для расчета СПКi;
∑ИПК — сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий, учитываемых для расчета СПКi.
Стоимость одного пенсионного коэффициента ежегодно с 1 апреля устанавливается федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной год и плановый период. При этом ежегодное увеличение стоимости пенсионного коэффициента не может быть менее индекса роста потребительских цен за прошедший год.
Методика определения стоимости одного пенсионного коэффициента утверждается Правительством Российской Федерации.
В случае, если установленная в соответствии с пунктом 2 части 20 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» стоимость пенсионного коэффициента превысит размер стоимости пенсионного коэффициента, установленной в соответствии с пунктом 1 части 20 статьи 15 указанного Федерального закона, с 1 апреля производится дополнительное увеличение размера страховой пенсии на указанную разницу.
Коэффициенты индексации страховой части трудовой пенсии,
расчетного пенсионного капитала, социальной пенсии
с 1 января 2010 года по 31 декабря 2014:
Дата | Социальная пенсия | Страховая часть трудовой пенсии (в том числе фиксированный базовый размер) |
Расчетный пенсионный капитал |
Нормативный акт |
01.04.2014 г. | 1,171 | 1,017 | 1,083 | Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 №220, от 28.03.2014 №240, №241 |
01.02.2014 г. | 1,065 | Постановление Правительства РФ от 23.01.2014 №46 |
||
01.04.2013 г. | 1,0181 | 1,033 | 1,101 | Постановления Правительства РФ от 27.03.2013 №263, №264, от 29.03.2013 №281 |
01.02.2013 г. | 1,066 | Постановления Правительства РФ от 23.01.2013 №26 |
||
01.04.2012 г. | 1,141 | 1,0341 | 1,1065 | Постановления Правительства РФ от 27.03.2012 №236, №237, №238 |
01.02.2012 г. | 1,07 | Постановление Правительства РФ от 25.01.2012 №4 |
||
01.04.2011 г. | 1,1027 | 1,088 | Постановления Правительства РФ от 31.03.2011 №224, от 07.04.2011 №255 |
|
01.02.2011 г. | 1,088 | Постановление Правительства РФ от 26.01.2011 №21 |
||
01.07.2010 г. | 1,0341 | Постановление Правительства РФ от 21.06.2010 №457 |
||
01.04.2010 г. | 1,088 | 1,063 | 1,1427 | Постановления Правительства РФ от 18.03.2010 №169, №167, №168 |
Индексация пенсий по годам
До 2010 года в системе пенсионного обеспечения существовало разделение пенсионных начислений на базовую и страховую части. С 2010 года использовалось только определение страховой части пенсии. С 2015 года было выведено из оборота и это понятие — оно было заменено термином «страховая пенсия». Вместо фиксированного базового размера пенсии появилась фиксированная выплата, дополняющая страховую пенсию.
Порядок назначения и корректировки разных видов пенсий регламентирован нормами законов:
- № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. (о страховых пенсиях);
- № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. (о государственном пенсионном обеспечении).
Фиксированные выплаты индексируются в соответствии с нормами ст. закона № 400-ФЗ. Пересмотр коэффициентов осуществляется ежегодно по состоянию на 1 февраля. При росте ресурсов ПФР, Правительство может инициировать дополнительную корректировку выплат по состоянию на 1 апреля.
Повышение уровня страховых пенсий осуществляется каждый год (ч. 10 ст. 18 закона № 400-ФЗ) в связи с изменением стоимости пенсионных баллов – с февраля и с апреля.