Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Исследовательская работа на тему «Межнациональные браки»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В большинстве интернациональных семей рождаются дети. Неизбежно возникает вопрос: гражданство какого государства получит появившийся ребенок? Бывает, что после регистрации отношений между русской женщиной и иностранцем, наследник появляется на свет на территории нашей страны. В этом случае он приобретает российское гражданство.
Когда ребенок рождается в другом государстве, то здесь необходимо изучить его законодательство. В настоящее время большинство европейских стран дает родившемуся право приобрести гражданство его родителя. Так, если папа – француз, то его сын или дочь от брака с россиянкой получает гражданство отца.
Если же закон такой страны устанавливает иные правила, то ситуация следующая: ребенок, родившейся у пары, один из которых – россиянин, вне пределов нашего государства, становится лицом без гражданства.
Следующие правила устанавливаются в отношении прав и обязанностей отца и матери, в том числе по обеспечению детей, в межнациональных союзах. Они определяются законодательством той страны, где семья имеет общее место проживания.
Когда семья проживает раздельно, необходимо руководствоваться законами той страны, гражданство которой имеют дети. При возникновении споров по алиментам, а также иным отношениям, может быть применена нормативная база того государства, где постоянно находится ребенок.
Нет, это далеко не та проблема, которая не понаслышке знакома любой паре: вопрос выбора страны проживания порой решается гораздо сложнее и дольше, чем обретение банальной «крыши над головой». Ведь одному из пары придется не просто жить в чужой стране, но и привыкать к ее обычаям, изучать язык, проходить заново все ступени социальной адаптации и в этот период зависеть- по крайней мере, эмоционально, от «местного» супруга. Именно работа и обзаведение собственным кругом общения должны стать объектом пристального внимания тех, кто собирается строить свое семейное счастье на новой земле. Ведь чувства, на которых строится брак, могут оказаться весьма хрупкими под натиском таких, без преувеличения сложных, испытаний.
Семейные узы и родственные связи
Очень важно соотнести ваши представления о семейной жизни с таковыми вашего избранника до заключения брака: это, конечно, абсолютно нелишне для всех планирующих вступить в брак, но для межнациональных пар это особенно важно. Поговорите друг с другом, пообсуждайте возможные ситуации и свои взгляды на них, пофантазируйте, наконец, на тему «как это будет? Что буду делать ты, что- я, чего будешь ожидать от меня ты, и чего бы ожидал (ожидала) от тебя я…». Подобный эмоциональный опыт, пережитый вместе, сближает перспективные пары, и совершенно отчетливо дает увидеть несовместимость, если она все же присутствует.
Присмотритесь заранее к реакции родственников на вашего избранника, в особенности если вы- принимающая сторона. В южных странах, где культура предполагает довольно тесное общение, а то и проживание бок о бок с родственниками, возможны некомфортные ситуации, вызванные неодобрением местной родни. Поговорите с родственниками заранее, выстройте границы и договоритесь о приемлемом и комфортном для вашей молодой семьи общении. Сделать это подчас нелегко, но совершенно необходимо.
Иностранные браки в России
Религиозные браки, зарегистрированные в Российской Федерации, не признаются на государственном уровне и не порождают правовых последствий, даже если в государстве супругов такая форма брака легитимна.
Если в некоторых государствах наличие свидетелей при заключении брака является обязательным, то в России пожениться и выйти замуж можно и без них, это не является требованием закона.
А вот по доверенности брак заключить, в отличие от многих других стран, у нас не получится. Процедура регистрации браков иностранных граждан в России определяется российским законодательством.
Однако в отношении иностранцев должны соблюдаться требования законодательства стран, гражданами которых они являются, о брачном возрасте и препятствиях к заключению брака.
Например, в Великобритании женщины могут выходить замуж с 16 лет.
А в Болгарии запрещены браки между родственниками вплоть до 4 степени родства.
По этой причине для регистрации брака иностранных граждан в России требуется документ, выданный соответствующим органом, как правило консульством, содержащий разрешение на вступление в брак.
Соблюдение вышеназванных требований российского законодательства, препятствующих заключению брака, является обязательным условием для всех брачующихся.
Например, если гражданин государства, где разрешены полигамные браки, уже состоит в нерасторгнутом браке, российский ЗАГС откажет ему в заключении брака с новым супругом. Также ЗАГС откажет в регистрации однополого брака.
Помимо этого, иностранные граждане в России могут заключить консульский брак, его регистрирует дипломатический или консульский представитель государства, гражданами которого они являются. При этом, стороны брачного союза должны иметь одинаковое гражданство, смешанные «консульские браки» не допускаются, если это не предусмотрено международными конвенциями и договорами.
Without name — думаю что все написанное слишком обощенное — это первое. Второе — Вы сами не имеете личного примера чтобы писать что-нибудь про арабских мужчин. Да и зачем вам оно нужно? Просто в целом пишите свои мысли не основываясь на собственные примеры и факты. Третье — менталитет мусульман и нас отличается во многом, но это не небо и земля! И мне интересно кого вы ставите выше? Не нужно превозносить нашу нацию или какую либо другую — это уже расизм! Все люди разные, черные, желтые, узкоглазые, белые — но все таки они люди! И все мужики разные и женщины тоже. Кому-то повезло и он нашел свою судьбу на родине, кто-то нашел в другой стране. Это судьба. Почитайте темы про немцев, итальянцев и других — везде свои приколы и проблемы мезальянса! И как вы пишете что обеспеченные арабы не женятся на наших, а обеспеченные енмцы женятся? Нет! И англичане не женятся! Так кто из нас выше, а кто ниже? Во Ани Лорак вышла замуж за турка Мурата тоже не из бедной семьи так как она сама богатая! Вот вам и пример, наша богатая девушка вышла замуж за богатого турка. Нормально. А бедная выйдет за бедного. Могу посоветовать вам получьше работать, собирать денюжки и потом найдете себе обеспеченного иностранца.
🙂 Вы интерпретировали статью под себя, Мерелин… 🙂
Получше работать мне не стоит советовать.вы этого делать не в праве. у меня нормальное материальное состояние 🙂 зачем мне читать темы про немцев, итальянцев и т.д, если я с ними вживую общаюсь? Я про них и так знаю. На счет обобщенного может быть, но оно вытекает из конкретного. я жила среди мусульман и много чего узнавала интересного.Про Каролину и Мурада вообще не стоит ничего говорить…вы же видете все с экрана? и турок у нее не особо хороших попался. Видела я его раз в закрытом заведении с двумя девушками проституцкой внешности, а хозяин заведения — мой знакомый, говорит, что он частенько у него бывает с разным составом девушек…Попрошу заметить, что это не бордель, а просто закрытое заведение для определенного круга людей. О да, эта пара отличный пример, который можно привести…
А вообще, я выразила свое мнение. Не забывайте о таком понятии как «свобода слова» … )) И я не просила советов, я написала, как считаю нужным.
Without name, Merelin во многом права. А насчет студентов, я бы тоже не стала обобщать. Разного достатка здесь студенты-иностранцы учатся (есть дети послов, например), и приезжают они сюда, к нам, тоже по разным причинам. То, что менталитет у нас с ними разный, так с этим никто не спорит. Но, ведь, наших женщин не насильно за арабов замуж выдают, видят же, наверное, кого выбирают. И у каждого человека своя судьба. Кто-то находит свое счастье в браке с арабом, кто-то с русским, а кто-то с японцем.
тем, кто живут в браках с муслимами, живите счастливо! но не надо за всех арабов расписываться. и хвалить до упаду. вы знаете все только со своей позиции, а это далеко не вся правда. Я человек реальности, и никто меня никогда не обижал, ни русский, ни немец, ни араб. Просто есть некоторые сведения, вот ими и поделилась.
Позвольте мне высказать несогласие со статьёй и комментариями.
Во-первых, Ваши информаторши татарки, на самом деле должны носить хиджаб, осуждать за это их не стоит. И я согласна с постами не так уж и сильно Вы знакомы с культурой арабов, что бы их понимать нужно изучать Коран и Суну, нужно общаться с ними и жить с ними.
И категорически не согласна с тем,что Вы пишите:»арабы все платят за экзамены (процентов 90 так точно)». Я ведь работала с арабами и 90 процентов, знакомых мне пристально учились, посещали все пары и за экзамены не платили. В этом я уверена.
Это показывает,что Вы видите только,что хотите лично моё мнение).
И вот,что последнее, уж очень меня интересует. Почему Вы тогда написали эту статью?Да-да, это Ваше мнение,но разве не может счастливая жена араба тоже написать здесь своё мнение? По Вашей логике жены арабов пишут тут только,чтоб снять какую-то неудовлетворенность,тогда зачем Вы написали всё это? Может в тайне Вы за арабов?Может Вы думали о перспективах с арабским мужчиной?
Конечно,это всё домыслы,но по Вашей логике получаться так.
А лично моё мнение-почему жены арабов выкладывают тут
свои статьи, потому что им надоело,что их называют «чернушками»,думая что они заточены,им надоело,что видя их с парнем арабом все думают,что она с ним только из-за денег,им надоело,что их мужей считают вторым сортом, думают,что они тупые и не образованные.
И наконец, 3 счастливых брака с русским-это не показатель. Конечно,я не против славян,я сама из этого народа,и не за арабов,я за хороших людей, а их и среди арабов и русских, надеюсь есть много.
И вообще,то плохого если девушка приняла другую веру, главное что действительно поверила, для мужа, да-это не правильно,но если девушка узнала новую религию, для неё открылся Бог, то почему бы и нет.Нас ведь никто не учил нормам и принципам из Библии, а у мусульман там всё наоборот,религия идёт в ногу из жизнью, кому нравиться кому нет, это уже как на любителя.
Уж, простите,что всё так много расписала, но не выдержала.
И к слову,видела достаточно счастливых интернациональных браков и не только с арабами (не 3).
Милана,слежу давно за твоими коментами, очень грамотные и точные. Замечательно.
И история у тебя супер, думаю всё у тебя будет хорошо, не переживай так!
«Может вы в тайне за арабов?» я, Милана, не в тайне,а в открытую за порядочных, достойных мужчин.
Чем же Вас так не устроили арабы среднего класса?
И почему я не могу уступить своему мужу если он заботиться обо мне, любит меня?
И про религию, правильно Милана написала почему бы не принять ислам? Да арабы говорят, что мы легко отказываемся от религии, да но от РЕЛИГИИ, скажите нас разве учили основам религии? Знаете ли ВЫ основные
таинства? Я лично нет, потому что мне то и про Бога никто не рассказывал. Кстати, мне супруг и не говорил менять веру, хотя у меня её особо нет.
Вы пишите про то,что проще начать совместную жизнь с европейцем, возможно, но это всё равно не гарантирует счастья в семейной жизни, согласитесь?
До своего мужа я насмотрелась на «достойных» богатых украинцев, я видела, как они не во что не ставят наших девушек, а мой муж хоть и средний класс, но в сто раз богаче меня, он был у меня дома в комуналке и не разу не сказал,что у меня убогое жильё.
Каждый случай индивидуальный, но не стоит быть уж такой категоричной.
Я согласна с Ольгой.
Реальная христианка (православная ли,католичка,протестантка) конечно не сменит веру (Веру,подчеркиваю), просто потому,что никогда не встретится с мусульманином столь близко,чтобы влюьиться и выйти за него замуж.
А все прочее- дань нынешней моде, ношение нательных крестов поверх одежд,демонстративные окрестья и поклоны…Християнка не станет заголяться на пляже (т.к. библейская религия этого не позволяет).Не впадет в грех прелюбодеяния. Да где такие! В скитах да монастырях,наверное.
Я уж не говорю о женщинах старше 40 лет,выросших и воспитанных при эсэсэсере.Октябрятки,пионэрки,комсомолки… какие на фиг христианки!
Поэтому если толкнуло истинное чувство в сердце и в голову- то и проблем принять ислам немного.Самая главное- знать правду о том стиле ждизни,который принят в семье мужа и в его окружении.
Если он,простите,феллах(реально или по восприятию мира)- то вам что европейский феллах,что исламский- одно противопоказан.
Во всех странах мира в семьях,близких к сельскому хозяйству (что фермеры в Америке или Британии, что крестьяне, даже и зажиточные,в Азерюайджане или Сирии)женщина была тягловой лошадью… да вы нашу деревню,пусть киношную,вспомните!
Наилучший вариант- относительно самостоятельный избранник,живущий отдельно от родителей,имеющий не зависящую от них работу (т.е. не на фирме у папочки), и чтобы эти родители сами были из тех,кто умел и сумел заработать и работать.В таких семьях зачастую соблюдение исмламских норм- чисто внешнее,дабы не дразнить гусей/соседей.Ну и некоторая дань традициям, взвешенно-разумная.
Исследование межнациональных браков как одной из разновидности брака было очень популярно несколько лет назад, в период существования СССР, когда в его состав входили все республики и национальности. Рост численности межнациональных браков в этот период трактовался как показатель развития дружественных межнациональных отношений, а также как одна из характеристик этнической адаптации. В этот временной период также наблюдалась высокая степень репрезентативности источника, потому что графа «национальность» включалась в формуляры записи актов о браке (сейчас эта графа заполняется по желанию лиц, вступающих в брак). Это обстоятельство позволяло получать информацию о национальном составе брачных пар по всем регионам страны.
Наиболее активно в этот период исследовались межнациональные браки в союзных республиках (Казахстан, Туркменистан, Украина, Молдавия, Киргизия, Узбекистан и т.д.). Однако в современных условиях интерес к проблематике межнациональных браков заметно упал. Сегодняшние немногочисленные научные исследования представлены изучением межнациональных браков в автономных республиках в составе России (Башкортостан, Якутия, Ханты-Мансийский АО и т.д.).
А между тем, изучая и анализируя динамику, характер развития межнациональных браков в обществе можно не только глубоко понять социальную сущность межнациональных взаимоотношений между народами, но и иметь научное обоснование при разрешении межнациональных конфликтов, при формирование новых локальных субкультур, при исследовании взаимодействия этнических и социальных процессов. Особенно это относится к России, на территории которой близко друг к другу проживает большое и разнообразное количество национальностей, которые в процессе повседневной жизни достаточно тесно взаимодействуют между собой.
В нашей стране каждая шестая семья включает людей разных национальностей. Это один из ярких показателей дружественных межнациональных отношений, сложившихся в за годы сосуществования разных народов на территории современной России.
Развитие межнационального общения до революции сдерживалось экономическими, политическими и социально-
Соответствовал экономическому и культурный разрыв. По данным переписи 1897 .г., на территории России были грамотными 44% мужчин и 15% женщин, а в Узбекистане —5,6 и 1,2% соответственно. Из 105 высших учебных заведений, функционировавших в 1914— 1915 гг. в Российской Империи, 99 располагались в городах современной России, 5—в Прибалтике. На всю же остальную огромную территорию приходились только одни женские курсы, открытые в Тифлисе (старое название Тбилиси) в 1908 г.
Но разрыв в экономике и образовании был лишь платформой, на которой держались глубочайшие различия в образе жизни народов. И эти различия не ослаблялись, а лишь более четко ощущались, когда люди разных национальностей оказывались в ситуации непосредственного общения. Крупные индустриальные города—Петербург, Ревель (ныне Таллин), Киев, почти феодальные Ташкент и Самарканд, а северовосточнее—система отгонного скотоводства, которой несколько сот, а то и тысяч лет. Могли ли сочетаться браком представители столь разных в своей основе культур, даже если бы не было других барьеров?
А таких барьеров было предостаточно.
Были еще границы юридические и религиозные. Свод законов Российской Империи не допускал браков христиан с представителями другой веры. Но и другие религии «не оставались в долгу». Так, согласно мусульманской идеологии, запрещались браки с немусульманами. Правда, были возможны браки мужчин-мусульман с женщинами христианской и иудейской веры, а также с принадлежащими к некоторым религиозным сектам, но только при условии обращения их в мусульманство.
Многие слышали унизительный термин «инородец». К этой категории населения в прошлые времена относились народы Сибири и европейского Севера, большинство народов Поволжья и горцы Кавказа. Напомним, что термин «инородец» был не только обиходным, но и юридическим. Инородцы «по закону» лишались и тех немногочисленных прав, которыми пользовалось остальное население Империи. Способствовало ли такое положение развитию межнациональной брачности? Конечно, нет.
Но даже тогда, когда можно было бы преодолеть религиозные и юридические препоны, мало кто решался на подобный брак. Против межнациональных браков было и общественное мнение. Вспомните чеховскую пьесу «Иванов». Ее герой — русский дворянин — женат на крещеной еврейке. Он рассказал, что ради него она переменила веру, бросила отца и мать, ушла от богатства, и, если бы потребовалась еще сотня жертв, она бы принесла их, не моргнув глазом. Оказывается, межнациональный брак был подвигом!
Известны случаи, когда мусульманские фанатики убивали своих же соплеменников только за намерение жениться на женщине другой веры. Происходило и такое: в 1909 г. молодой таджик А. Адильбаев был посажен в тюрьму—«местный народный судья в действиях Ачильбая усмотрел грубое нарушение шариата и «за то, что он, Ачильбай, живет гражданским браком с русской женщиной», приговорил его к 6 месяцам тюрьмы». А оформить брак по религиозным канонам не позволяло местное духовенство и общественное мнение.
Из сказанного ясно, какой огромный переворот произошел с тех пор в устоявшейся системе межнациональных
Уже через неделю после установления Советской власти в Центральной России была принята «Декларация прав народов России», отменявшая всякие национальные и национально-религиозные привилегии и ограничения и провозглашавшая равенство и суверенность народов России. На VIII и Х съездах партии обсуждались принципы организации многонационального социалистического государства, намечались конкретные меры помощи ранее угнетенным народам в развитии экономики, государственности, культуры. Огромное значение имело принятие ряда законодательных актов, запрещающих не только деятельность, нарушающую принципы равенства народов, по и любую пропаганду шовинизма. Эти акты нашли обобщенное выражение в Конституции СССР: «Граждане СССР различных рас и национальностей имеют равные права… Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, равно как и всякая проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения—наказываются по Закону» .
О безусловной эффективности советской
Личные права и обязанности супругов
К личным правам и обязанностям супругов СК относит свободу выбора супругами рода занятий, профессии, места пребывания и жительства и некоторые другие права, а также обязанности супругов по отношению друг к другу. Положение о равенстве супругов в семье направлено на обеспечение и является продолжением конституционных норм, определяющих основы правового статуса в РФ: о равных правах и свободах мужчины и женщины и равных возможностях их реализации, о свободе выбора каждым гражданином места своего пребывания и жительства, рода деятельности и профессии, о заботе и воспитании детей как равных правах и обязанностях обоих родителей, о недопустимости отмены и умаления этих прав и свобод граждан. В соответствии с конституционными нормами СК РФ закрепляет за супругами право на свободу в выборе занятий, профессии, мест пребывания и жительства. Эти права супругов тесно связаны с личностью каждого из супругов, и они не могут быть отменены или ограничены путем заключения соглашения между супругами. Если такие условия включены в брачный договор, они являются ничтожными, т. е. не имеющими никакой правовой силы. Обычно выбор занятий и профессии супругами согласовывается исходя в первую очередь из интересов семьи, но реализация данного права в жизни может быть причиной семейного конфликта, распада семьи и развода.
Межнациональные браки представляют собой форму межличностных взаимоотношений мужчины и женщины, граждански принадлежащих к разным национальным общностям, исторически сложившимся в границах двух разных территориально-госуда ственных образований, и накладывают определенную совокупность обязанностей и предписаний на супругов с учетом этнической принадлежности, основанной на общности культуры, религии и традиций той социальной группы, с которой каждый из супругов себя осознает с момента рождения и обладает ее идентичностью, которая впоследствии служит социальной базой для действия в браке. Межнациональные браки являются объектом изучения как социологии семьи, так и этносоциологии. Изучение межнациональных браков — одно из наиболее важных направлений в социологии. Актуальность их исследования объясняется рядом причин:
1) они содействуют укреплению дружественных отношений между народами;
2) способствуют знакомству с инонациональной культурой;
3) помогают снимать межэтническую напряженность;
4) в отдельных ситуациях могут вызывать опасения за состояние национального самосознания народа;
5) исследование социальной природы межнациональных браков позволит:
? дополнить уже имеющиеся знания по проблемам межнационального супружества,
? глубже разобраться в этническом взаимодействии народов через границы,
? выявить социально-психологич ские закономерности брачного выбора русскими партнера другой национальности,
? интерпретировать общие признаки брачного состояния русской национальности в условиях социокультурных трансформаций.
Не теряют межнациональные браки актуальность изучения и в Пермском крае. Наш регион является многонациональным, многоконфессиональным На его территории проживает более 120 национальностей, представлено более 30 конфессий., что, конечно же, не исключает высокий процент межэтнических и межнациональных браков. Цель данной работы: изучение с точки зрения социологии понятий семьи и межнационального брака. Исходя из цели, задачами данной работы являются:
1) изучение понятия семьи как социального института;
2) рассмотрение мотивов брачно-семейных отношений;
3) выявление факторов, влияющих на структуру межнациональных браков.
Курсовая работа написана при использовании литературы по социологии семьи, этносоциологии, материалов периодической печати, а также веб-сайтов. Библиографический список представлен в конце курсовой работы.
Глава 1. Семья как социальный институт.
1.1 Понятия семьи и брака.
Специфика социологического изучения семьи заключается в том, что семья рассматривается как особый социальный институт, выполняющий одну из самых важных функций общества — воспроизводство его членов и осуществляющий их первичную социализацию.
Семья выступает как существенный элемент социальной структуры общества, одна из ее подсистем, деятельность которой регулируется и направляется господствующими в обществе ценностями, нормами, традициями, обычаями и т.п.
Социальный институт семьи, будучи включенным в нормативную структуру общества, представляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого регулируется поведение членов семьи — родителей и детей, определяются присущие им социальные роли и статус.
Понятие «семьи» характеризует ее с точки зрения межличностных отношений между супругами, между супругами и детьми. Семья определяется как своеобразная малая, первичная группа, члены которой объединяются в единое целое на основе общих интересов, общих чувств и стремлений. Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа (социальная ячейка), члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу их детям, своему потомству, родителям. Иными словами брак — это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля.
Многочисленные зарубежные исследования влияния различных аспектов добрачного поведения на качество брака позволили установить, что на качество брака влияют следующие факторы:
1) гомогенность, т.е. близость социально-экономичес их статусов жениха и невесты, одинаковость вероисповеданий, примерно равное образование и отсутствие резких возрастных перепадов;
2) наличие ресурсов, необходимые для успешного выполнения будущих супружеских ролей: уровень образования, более старшие возрастные категории, уровень социального статуса, степень знакомства, уровень культуры, уровень самооценки и физическое здоровье;
3) воспитание и образцы поведения в родительской семье;
4) поддержка со стороны друзей и родственников;
1.2 Типы семьи и её организации
Выделяется несколько типов семьи и её организации.
? моногамная семья — состоящая из двух партнёров
? полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров
o Полигиния — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно.
o Полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов.
В зависимости от пола супругов:
? однополая семья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей или детей от предыдущих (гетеросексуальных) браков.
? разнополая семья
В зависимости от количества детей:
? бездетная, или инфертильная семья;
? однодетная семья;
? малодетная семья;
? среднедетная семья;
? многодетная семья.
В зависимости от состава:
? простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей.
В соответствии с древними предписаниями церковь и по сей день не венчает людей, которые принадлежат к разным конфессиям. Тем не менее, она признает такой брак законным.
Межконфессиональная семья не сможет найти баланс между двумя совершенно противоположными религиями.
Регулярно будут назревать конфликты из-за обрядов, традиций, разделения обязанностей и финансов, касательно воспитания детей и проведения воскресенья.
Серьезные разногласия могут возникать даже у представителей одного направления, не говоря уже о разных.
Православная церковь благословляет брак с представителем другой конфессии. Но предупреждает, что новоиспеченные супруги могут не выдержать ссор, скандалов и разногласий в семье на почве веры.
В каждой церкви, независимо от религии, существует свой порядок. Если влюбленные парень и девушка, принадлежащие к разным конфессиям, решили заключить брак, то они должны сообщить о данном решении своим родителям.
После получения благословения необходимо поговорить со своим пастором. Далее необходимо определиться, к какой церкви будут принадлежать будущие супруги. Обычно жена идет за мужем, но нередко бывают исключения.
Смешанные браки в эпоху Эзры и Нехемьи
В эпоху Эзры и Нехемии вопрос смешанных браков был особенно актуальным. На смену первому поколению переселенцев из Вавилона пришло новое поколение, лишенное вождей, которые был могли указать евреям верный путь. Лучшие и почтеннейшие еврейские семьи вели языческий образ жизни, подавая низшим слоям населения пример, заключая браки с египтянами, моавитянами и аммонитянами (см. Эзра, 9:2): «Так как брали они дочерей их в жены для себя и для сынов своих, и смешали семя священное с народами других земель; и рука главных и старших была первой в этом беззаконии».
Рожденные от этих браков дети не исполняли заповедей, указанных Торой, и оказывали дурное влияние на детей, растущих в еврейских семьях. Народ Израиля стоял на грани исчезновения.
Эзра аСофер решился на трудный шаг, потребовав, чтобы мужчины, взявшие нееврейских жен, расторгли свои браки. Но прошло какое-то время, и изгнанные жены понемногу стали возвращаться обратно.
Через тринадцать лет после возвращения Эзры в Иерусалим у него появился влиятельный сторонник — Нехемия бен Хахалия, который, прибыв в Святую Землю, помогал Эзре ставить евреев Иудеи на путь Торы, и в том числе, разъяснять, что нельзя родниться с окружающими народностями,
Эзра и Нехемия в своих мерах по пресечению смешанного брака сделали следующий шаг: фактически распространили запрет на все окружавшие евреев народы (Эзра 9-10; Нехемья 10:30, 13:23-27) и установили, что дети язычника, рожденные от матери еврейки, считаются, тем не менее, евреями, а дети отца-еврея, рожденные от матери-язычницы, — язычниками.
Методы, инструменты и технология социологического исследования межнациональных браков
По мнению В.А. Ядова, «качество выборки зависит от трех условий: а) меры однородности социальных объектов по наиболее существен ным для исследования характеристикам; б) степени дробности группировок анализа, планируемых по задачам исследования; в) целесообразности уровня надежности выводов из предпринимаемо го исследования82». Таким образом, совокупность выбранных нами выборочных методов сбора эмпирической информации позволяет достаточно всесторонне исследовать особенности, факторы и мотивы формирования межнациональных браков в современных условиях.
Опрос – наиболее распространенный прием получения информации о субъективном мире людей, в частности о мотивах деятельности, установках, ориентациях и склонностях. Опрос позволяет моделировать бесконечное множество жизненных ситуаций для того, чтобы выявить практически любое субъективное состояние как отдельных индивидов, так и социальных групп. Опросы в этносоциальном исследовании имеет свои особенности: во-80 Экспертные оценки в социологических исследованиях / С.Б. Крымский, Б.Б. Жилин, В.И. Паниотто и др, первых, возрастает влияние национальности интервьюера. Распространена практика использование интервьюеров той национальности, представители которой опрашиваются, а во-вторых, исследователь при проведении исследования должен заранее, на стадии разработки инструментария, предусмотреть «помехи» в виде всякого рода социокультурных и психологических табу, которые могут снизить уровень надежности полученной информации83.
Основной инструмент сбора эмпирических данных — анкета, которая сформирована с учетом получения наиболее полной эмпирической информации, основывалась на выдвинутых гипотезах и поставленных задачах.
При описании данных мы принимали во внимание два обстоятельства. Первое состоит в том, что выбранный нами показатель не только отражал состояние межнациональных браков, но и зависел от переменных. Переменная — это своего рода линейка — совокупность норм и операций, которые необходимы и достаточны для квалификации событий. «Линейка» при измерении поведения, т.е. в нашем случае, имеет вид вопросника. Линейки могут претерпевать изменения под влиянием внешних обстоятельств. Все это создает в совокупности проблему качества социологического инструментария. Инструмент отвечает требованиям релевантности, валидности, надежности, точности и устойчивости.
С целью исследования мотивов и факторов, побуждающих мужчин и женщин вступить в смешанный брак, нами проведено анкетирование «Факторы и мотивы формирования межнациональных браков». При исследовании мотивов формирования межнациональных браков, за основу мы взяли данные социологических исследований «Мотивы вступления в брак» О.С. Сермягиной, СИ. Голода, Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса, З.И. Файнбур га, А.Г. Харчева и др. 84, где отмечается довольно большое разнообразие мотивов, лежащих в основе принятия решения о вступлении в брак: это и любовь, и общность интересов, и совпадение вкусов, стилей жизни, материальные соображения, случайность и пр. При этом каждый специалист пользуется своим «набором» наиболее значимых с его точки зрения мотивов. Данные исследований были нами модифицированы и представляли собой 10 мотивов, по которым предположительно люди могут вступать в межнациональный брак.
Мотивы условно были разбиты на два блока:
1) эмоциональные и социально-нравственные мотивы, такие как любовь и секс; возможность найти верного друга и спутника жизни; чувство долга, сострадания; избавление от одиночества; вынужденный шаг.
2) прагматичные мотивы, такие как материальная обеспеченность будущего (ей) супруга (и); наличие у будущего (ей) супруга (и) жилплощади желание переехать в другую страну; желание сменить религию; другие мотивы.
Кроме того, анкета включала социально-демографические и социокультурные данные, которые позволили составить социальный портрет респондентов Забайкальского края.
Анкетный опрос был проведен в период с января по сентябрь 2014 г. Опрос проводился по «заочной» форме. Респонденту вручался бланк-анкета, который, заполнив, он должен был вернуть исследователю. При разработке анкеты мы исходили из следующих требований: 1) анкета должна быть понятной. Мы избегали научных понятий и формулировок (типа «идентификация» или «этничность»). На положительное отношение респондентов к исследованию важную роль играет анкетная преамбула, которая проинформировала, какая организация и с какими целями проводит опрос. Отмечена гарантия анонимности ответов; 2) анкета должная быть интересной. Мы разнообразили типы используемых вопросов: закрытые чередовали с открытыми, прямые с косвенными и т.д. В начале анкеты не ставились трудные или беспокоящие респондента вопросы. 3) анкета не должна быть длинной. Оптимальное число вопросов в анкете 20…25 (исключая социально-демографические данные респондента). 4) структура анкеты должна учитывать психологию респондента, респондент должен чувствовать себя своего рода экспертом в обсуждаемой проблеме85. Первый блок, который условно можно назвать вступительным, содержал вопросы функционально-психологического, предварительного характера, что облегчало включение респондента в процесс ответа на вопросы. Второй блок вопросов содержал информацию о факторах, влияющих на выбор партнера: первом впечатлении друг о друге, месте знакомства, периоде ухаживания. Проживание по соседству, а также работа в одной и той же организации или учеба в одном и том же учебном заведении, совместная работа или совместная учеба повышают вероятность встречи с партнером, который к тому же с большей вероятностью будет иметь сходство и по другим личностным и социальным характеристикам, включая сходство ценностей, интересов. Третий блок вопросов сфокусирован на выяснении мотивов выбора партнера в межнациональном браке, которые позволили респондентам выразить свое мнение во всей полноте. Вопросы четвертого блока предоставили возможность сформировать представление о социально-демографических характеристиках респондентов (возраст, поселение, образование и т.п. Данная информация позволила наиболее полно и точно составить социальный портрет респондентов.
Немного истории и теории
Межнациональным браком называется форма задокументированного союза между двумя людьми противоположного пола, относящимися к разным этническим группам. В современном мире это распространённое явление, которое уже давно никого не удивляет, но так было не всегда.
В Южно-Африканской Республике смешение кровей людей разных этносов долгое время было строго запрещено и преследовалось законом. На правительственном уровне была закреплена расовая сегрегация, называемая апартеидом. Разрешение на образование межэтнических союзов в Республике было дано лишь с 1985 года.
В Соединённых Штатах Америки табу на заключение браков между представителями разных этнических групп долгое время было определено антиметисационными законами. Отменённый законодательно в 1967 году, запрет ещё долгое время существовал на бытовом уровне и в сознании людей.
В современном мире, где границы расовые, культурные, религиозные и иные становятся порой всё более размытыми, а догмы всё более либеральными, отношение к таким смешанным бракам кардинально поменялось: теперь никто не находит их чем-то противозаконным или странным.
Обозревая плюсы и минусы межэтнических брачных союзов, социологи сходятся во мнении, что отрицательных сторон всё же больше. В этом вопросе нет места расизму и прочим проявлениям нетерпимости, во внимание берутся лишь сухие факты и статистика. Несмотря на это, глобально плюсы у таких браков несомненно есть, и вот основные из них.
- Развитие толерантности в обществе. Люди, пребывающие в смешанных союзах, изнутри понимают, что этнокультурные отличия не делают людей лучше или хуже.
- Такие союзы благоприятствуют развитию межкультурной коммуникации и интеграции.
- Разрешение межгосударственных правовых столкновений.
- Стимулирование социальной, исторической заинтересованности по отношению к другим народам.
В большинстве интернациональных семей рождаются дети. Неизбежно возникает вопрос: гражданство какого государства получит появившийся ребенок? Бывает, что после регистрации отношений между русской женщиной и иностранцем, наследник появляется на свет на территории нашей страны. В этом случае он приобретает российское гражданство.
Когда ребенок рождается в другом государстве, то здесь необходимо изучить его законодательство. В настоящее время большинство европейских стран дает родившемуся право приобрести гражданство его родителя. Так, если папа – француз, то его сын или дочь от брака с россиянкой получает гражданство отца.
Если же закон такой страны устанавливает иные правила, то ситуация следующая: ребенок, родившейся у пары, один из которых – россиянин, вне пределов нашего государства, становится лицом без гражданства.
Следующие правила устанавливаются в отношении прав и обязанностей отца и матери, в том числе по обеспечению детей, в межнациональных союзах. Они определяются законодательством той страны, где семья имеет общее место проживания.
Когда семья проживает раздельно, необходимо руководствоваться законами той страны, гражданство которой имеют дети. При возникновении споров по алиментам, а также иным отношениям, может быть применена нормативная база того государства, где постоянно находится ребенок.
Законодательство Российской Федерации позволяет своим гражданам вступать в барки с иностранцами. Прежде чем заключать такой союз, необходимо объективно оценить все его плюсы и минусы. Не нужно забывать, что и заморским женихам свойственны человеческие недостатки, а жизнь за границей – это не только красивая картинка из фильмов. Неминуемо возникают проблемы менталитета, религии, языка, разницы в законах.
Особенности и перспективы развития законодательства России и иностранных государств в сфере трансграничных браков
Политика России в отношении народов, столетиями проживающих на ее территории, не исказила логики их правового развития. Это проявилось в становлении в XIX в. феномена правового многообразия — государственного узаконивания традиционных правовых образований (адатов и шариата) и использовании их в регулировании отношений в этническом социуме параллельно с российским правом в процессах динамики ее государственности. Присоединение к России и интеграция инонационального права — это процесс, обусловленный, с одной стороны, становлением российской государственности, с другой — общественно-политическим развитием ее народов1.
В первой половине XIX в. была впервые оформлена система российского права, дожившая в своей основе до последних дней Российской империи. Характерной чертой правовой системы России явилось включение в нее систем права тех государств и народов, которые к ней присоединились. Тем самым обеспечивался учет региональных и национальных особенностей населения империи2.
Правовая культура России — это сложный по своим истокам, интегрированный социальный феномен, воспринявший в себя правовые традиции многих народов3. Адатское и мусульманское право народов Российской Федерации является частью российской правовой действительности на протяжении многих столетий.
Подробное изучение российской правовой системы на общетеоретическом уровне обусловлены качественно новой ситуацией, в которой в настоящее время находятся Российская Федерация и международное частное право4. В связи с различием в иностранных государствах подходов к объему правового регулирования внутренних брачных отношений и выходящих за пределы отечественного государства и права возникает необходимость изучения всей совокупности брачных отношений, требующих правового урегулирования как внутри страны, так и вне ее с целью защиты прав своих граждан. Российское законодательство, как любое светское законодательство, не регулирует, в отличие от мусульманского права, охватывающего практически все стороны жизни человека, духовные отношения, связанные с браком. Мусульманскому праву свойственно повышенное внимание не только к общеюридическим вопросам, но и к морально-нравственным нормам, выполнение которых является желательным, но за невыполнение которых не предусмотрено какой-либо ответственности. В связи с этими положениями новый геополитический статус Российской Федерации требует комплексных исследований правового строя России как целостного, самостоятельного явления, отражением которого в науке выступает категория правовой системы1.
Историко-правовой анализ процессов динамики российских правовых систем требует в настоящее время изучения типологических характеристик и различий правовых культур в России и нуждается в углублении и развитии на основе широкого социокультурного подхода, рассматривающего право как составную часть национальной и духовной жизни. Право, как воплощение общественного согласия, как средство реализации принципов свободы, справедливости, равенства, представляет собой важнейший фактор обеспечения стабильности внутригосударственной жизни во всех сферах. Очевидно, что анализу российской правовой действительности необходим подлинно гуманитарный подход с позиций культурных традиций, объединение разобщенных и противопоставлявшихся друг другу периодов жизни национального права. Такое осмысление проблемы позволит увидеть в отечественном правовом мире феномен юридического плюрализма, имеющий свои закономерности развития и применения3.
Мусульманское право — не чуждое для России явление. Это неотъемлемая часть российской истории и культуры, образ жизни миллионов граждан, для которых Российская Федерация — родной дом. Однако необходимо осознавать, что ислам — не только религия, но и особая цивилизация и культура. В рамках этой культуры сформировалось богатое идейное наследие, включающее и политико-правовые концепции1.
Мусульманское право в своей основе сложилось и оформилось в VII -X вв. в Арабском халифате, существовавшем до XIII в. Границы халифата определились к середине VIII в. и в разное время в его состав входили Азербайджан, Аравия, Армения, Афганистан, Средняя Азия, Северная Африка, Сирия, Грузия, Египет, Северная Индия, Ирак, Иран, Испания, Кипр, Крит, острова Сардиния, Сицилия, и др. Образование Арабского государства связано с возникновением новой религии — ислама, означающего в переводе «покорность». Основателем её стал пророк Мухаммед (около 570-632 гг.) . Одновременно с возникновением Арабского халифата сформировалось и его право, ставшее важнейшей частью ислама, включающего теологию (предписания, догматы культа) и шариат (араб. шариат — «надлежащий путь», «дорога к источнику», «путь следования»), то есть правила поведения для верующих о должном и недозволенном поведении с целью обретения райского существования после смерти. В соответствии с положениями ислама шариат ведет сове начало от единственного главенствующего божества — Аллаха, породившего шариат и посвятившим в его законы всех членов арабского общества через своего посланника и пророка Мухаммеда3.
Мусульманское право возникло как часть шариата, представляющего собой свод законов мусульманского права, содержащего религиозные, нравственно-этические и правовые нормы, не разграничивая религию, мораль и право. Представляя слитность религиозной и светской власти, шариат включает в себя право, морально-нравственные категории, а также предписания мусульманского культа — регламентацию молитв, соблюдение постов, праздников, и выполнение иных обязанностей мусульманина.