Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила выезда и въезда во двор». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если машина уже свернула во двор, пункт 8.3 ПДД неприменим – водитель не имеет преимущества перед другими автомобилистами. Пункт 17.3 тоже не действует. Водитель выезжающего авто при узком проезде и однополосном движении никуда выехать не сможет, потому что ему навстречу движется препятствие в виде заехавшего на территорию транспорта. Если он решит остановиться и стоять, то обязанности пропускать других автомобилистов у него не будет.
Нужно ли уступать дорогу автомобилю, который уже свернул во двор
По ПДД на дворовой территории действуют те же правила, что и в жилой зоне: приоритет имеют пешеходы, но и они не должны мешать другим участникам движения. То есть вне проезжей части на прилегающей территории автомобилисты по ПДД не обязаны пропускать друг друга.
Эксперты рассматривают такую ситуацию как сложный случай «встречного разъезда», который пункт 11.7 ПДД не регулирует.
РАЗМЕР ВЗНОСОВ НА УСТАНОВКУ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ ШЛАГБАУМОВ.
5.1. Установка двух шлагбаумов осуществляется за счет средств собственников помещений. Разовый платеж за установку шлагбаума составляет: 5.1.1. с жилого помещения 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей. В стоимость включено подключение к системе до 2 (двух) мобильных или городских телефонных номеров для пропуска не более 2 (двух) личных транспортных средств на постоянной основе; 5.1.2. с нежилого помещения либо с юридических лиц, являющихся собственниками жилого помещения, 10 000 (десять тысяч) рублей. В стоимость включено подключение 2 (двух) телефонных номеров для пропуска не более одного автотранспортного средств на постоянной основе. Аналогичный тариф может применяться в отношении собственников жилых помещений, использующих в личных целях транспортные средства, находящиеся в собственности юридических лиц, за исключением транспортных средств, находящихся в долгосрочном лизинге или аренде. Внесение подобных транспортных средств в реестр может осуществляться в исключительном порядке лицом, ответственным за эксплуатацию шлагбаумов при отсутствии возражений со стороны членов СМД и других жильцов.
5.2. Суммы единовременных взносов, не израсходованных на установку и оснащение шлагбаумов, направляются на формирование резервного фонда.
5.3. Ежемесячная абонентская плата устанавливается: 5.3.1. с жилого помещения в размере 100 (ста) рублей за каждый автомобиль. В стоимость включено обслуживание 2 (двух) мобильных или городских номеров телефонов. За каждый последующий номер телефона или номер автомобиля взымается дополнительная плата в размере 100 (ста) рублей; 5.3.2. с нежилого помещения либо юридического лица, являющегося собственником жилого помещения, в размере 500 (пятисот) рублей. Аналогичный тариф может применяться в отношении собственников жилых помещений, использующих в личных целях транспортные средства, находящиеся в собственности юридических лиц, за исключением транспортных средств, находящихся в долгосрочном лизинге или аренде. Внесение подобных транспортных средств в реестр может осуществляться в исключительном порядке лицом, ответственным за эксплуатацию шлагбаумов при отсутствии возражений со стороны членов СМД и других жильцов.
5.4. Размер абонентской платы может меняться в зависимости от стоимости услуг диспетчеризации. Средства из абонентской платы идут на услуги диспетчеризации, технического обслуживания, плановый/срочный ремонт и модернизацию или восстановление ограждающих устройств, оплату интернета и электричества, потребляемого устройствами, а также формирование резервного фонда.
5.5. При нехватке денежных средств на оплату услуг диспетчеризации, лицо, ответственное за эксплуатацию шлагбаумов, доводит данную информацию до жильцов с предоставлением подтверждающих документов. Сумма нехватки равномерно распределяется между жильцами, принявшими участие в финансировании. Данные жильцы получают письменное уведомление о сумме досбора, которая подлежит погашению в течение 2-х недель с даты получения уведомления.
5.6. Резервный фонд может быть израсходован на следующие цели: 5.6.1. внеплановые ремонты шлагбаумов; 5.6.2. дополнительное оснащение шлагбаумов; 5.6.3. замену шлагбаумов или отдельных его элементов в случаях их полной непригодности для дальнейшего использования по назначению; 5.6.4. премирование лица, ответственного за эксплуатацию шлагбаумов (при получении письменного согласия большинства жильцов, принявших участие в финансировании шлагбаумов).
Нужно ли уступить дорогу пешеходу
Во дворе жилого дома или многоэтажного здания участвовать в движении могут не только автомобилисты. Но раз въезд и выезд с этих территорий так проблематичны, некоторым водителям кажется, что преимущество должно предоставляться им. А после проезда авто пусть идут люди.
Но в ПДД прописаны иные условия. Правовой документ требует уступить дорогу во дворах пешеходу вне зависимости от того, заезжает туда машина или покидает территорию. Это записано в пункте 8.3:
При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
Что касается самого дворового пространства, в нем указание ПДД то же: пешеход имеет преимущество перед машиной. Автомобилист должен прежде пропустить его, а затем ехать сам. Эта необходимость прописана в пункте 17.1. Правда, там речь идет о жилой зоне, очерченной соответствующими дорожными знаками. Но в соответствии с пунктом 17.4 это правило распространяется и на дворы. А в них наличие специальных символов необязательно.
Как разъехаться во дворе
Как правило, при движении двух автомобилей навстречу друг другу одному из них приходятся сдавать задним ходом для того, чтобы обеспечить беспрепятственный объезд другому. Кто именно должен сдавать назад? По соображениям безопасности назад должен сдавать автомобиль, которому для достижения цели требуется проехать наименьшее расстояние. Заставлять встречный автомобиль выезжать задним ходом до самого въезда во двор не только глупо, но и опасно. При этом исключение составляют случаи, когда за рулем автомобиля, который должен бы ехать задним ходом, оказывается начинающий водитель. Как правило, движение задом представляет огромную сложность для новичков. В подобных ситуациях задних ход в исполнении более опытного водителя будет намного безопаснее, даже если расстояние, которое необходимо проехать, будет больше.
Выполняя встречный разъезд во дворах, вовсе не обязательно выезжать задним ходом до самого выезда из двора. Практически в каждом дворе присутствуют расширения, образовавшие стихийно или специально сохраняемые автовладельцами для таких случаев. Для разъезда обычно бывает достаточно принять правее в зоне подобного расширения и остановиться, дав встречному автомобилю возможность проехать. Вариантом данного метода является въезд на любое свободное парковочное место. Паркуемся, встречный автомобиль проезжает, выезжаем и продолжаем движение.
Особый путь решения возникает в случаях, когда один из автомобилей, участвующих в разъезде, является внедорожником. В большинстве дворов проезжая часть окаймляется по бокам некой грунтовой дорожкой, часто размытой и грязной. Легковой автомобиль не сможет воспользоваться данной зоной для разъезда. А вот для внедорожника это не является проблемой. Автомобиль, обладающий внедорожными качествами, смещается на грязную обочину, легковой автомобиль проезжает, внедорожник возвращается на дорогу и продолжает движение в нужном направлении.
Все вышесказанное касалось непосредственного разъезда при движении по одной полосе в противоположных направлениях. Однако в современных дворах существуют и перекрестки дорог, на которые действуют определенные правила дорожного движения. Так, проезд перекрестков по дворах должен осуществляться аналогично таковому на дорогах общего пользования (нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог) – по помехе справа. Тоже самое касается и маневрирования на ограниченной площади нескольких автомобилей. Как правило, при разборе ДТП во дворах основным правилом, которым руководствуются сотрудники ГИБДД, является правило «правой руки».
Проведение этого маневра регламентирует вторая часть пункта 8.3 ПДД. При съезде с дороги следует пропустить пешеходов и велосипедистов, вне зависимости от того, в каком направлении они движутся.
Не стоит забывать и пункт 8.5 ПДД, который требует перед поворотом занять крайне положение.
Если вы поворачиваете направо, обратите внимание на то, перестраиваясь перед поворотом, вы оставите справа 40-50 см свободного пространства, куда неожиданно может пристроиться скутер или велосипедист. И ему тоже придется уступить дорогу.
В крупных мегаполисах часто трудно заехать на прилегающую территорию, повернув налево, особенно в час пик, поскольку ПДД требует уступать дорогу всем встречным машинам.
Поэтому стоит найти такой маршрут, который позволит осуществлять въезд на стоянку у работы или в свой двор поворотом направо. Почти у каждой прилегающей территории есть несколько подъездов с разных улиц.
Не лишним будет учитывать перепады высот при въезде во двор. Идеальным считается такой вариант, когда въезд на прилегающую территорию расположен под горку.
Это позволит быстро возобновить движение после внезапной остановки, а не нервничать, трогаясь в горку.
Касательно ПДД в жилой зоне нужно дать определения ключевым терминам. Двором считается участок земли, который прилегает к дому или хозяйственным постройкам. Но с этим понятием возникает путаница, поскольку в деревнях двором считается личный участок, обнесённый забором. Для него ПДД не действуют.
Для решения этого противоречия используют термин придомовая территория. Под ним понимают территорию, необходимую для обслуживания одного или нескольких домов. Для частных владений такой территорией будет земля, прилегающая к границам частной собственности.
В придомовую территорию входят:
- Земля, на которой она расположена.
- Насаждения и элементы благоустройства.
Прилегающей территорией считается земля, которая непосредственно прилегает к дороге. На этом участке может находиться двор, АЗС, предприятие, стоянка, многоквартирные дома и т.п.
Что запрещает наличие знака
Если вы заехали на машине в жилую зону, тогда приготовьтесь к довольно жестким и строгим запретам. Здесь нельзя делать следующее:
- обучаться вождению;
- совершать обгон;
- выполнять сквозной проезд, чтобы обогнуть пробку;
- останавливаться, не выключая двигатель;
- превышать скорость;
- совершать стоянку на машине категории С;
- заезжать на газон;
- включать громко музыку;
- нарушать иные правила ПДД;
- нарушать общественный порядок и пр.
Много споров возникает касательно стоянки грузовиков, поскольку они в жилых домах порой необходимы, чтобы вывезти мебель, что-то погрузить, разгрузить, выполнить ремонтные работы и пр.
Поэтому к правилу внесли ряд поправок. Это позволяет автотранспортным средствам категории С останавливаться в жилых зонах, если имеется специальное разрешение, соответствующая табличка, либо же это машина, являющаяся часть какой-нибудь службы.
Согласно правилам о жилой зоне, здесь действуют определенные ограничения. Причем их перечень довольно внушительный.
- Нельзя ехать со скоростью свыше 20 км/час;
- Приоритет движения всегда на стороне пешехода и велосипедиста;
- Запрещается использовать двор как сквозную территорию, когда в ней нет необходимости;
- Действуют ограничения на осуществляемые развороты;
- Если внутри зоны есть перекресток, сначала пропускают пешеходов, и только затем другие машины в соответствии с ПДД;
- Ограничения распространяются и на движение на задней передаче;
- Крайне нежелательно совершать любые опасные маневры и не соблюдать принцип помеха справа.
Ограничения нельзя назвать строгими, поскольку в большинстве случаев штраф за них платить не придется. Но любые потенциально опасные маневры становятся причиной привлечения водителя к ответственности по иным пунктам и правилам. В некоторых из них можно лишиться прав.
Что касается самого дворового пространства, в нем указание ПДД то же: пешеход имеет преимущество перед машиной. Автомобилист должен прежде пропустить его, а затем ехать сам. Эта необходимость прописана в пункте 17.1. Правда, там речь идет о жилой зоне, очерченной соответствующими дорожными знаками. Но в соответствии с пунктом 17.4 это правило распространяется и на дворы. А в них наличие специальных символов необязательно.
Есть еще один нюанс, который пешеходы иногда упускают. Пункт 17.1 ПДД гласит, что несмотря на даваемый им приоритет, двигаться по двору необходимо так, чтобы не создавать специальных препятствий машинам. То есть нельзя, например, идти по центру дороги. Лучше следовать по краю, чтобы и автомобиль мог в это же время проехать без задержки.
В жилых зонах установлен приоритет пешеходов (пункт 10.2 ПДД). Они имеют право перемещаться по проезжей части, не говоря о специально предназначенных для этого тротуарах.
Водители при движении в жилой зоне, обязаны уступать пешеходам дорогу, так же запрещена учебная езда.
При этом умышленно мешать движению по проезжей части запрещается, то есть курить, стоя посреди дороги, не давая проехать автомобилю или машине скорой помощи, нельзя.
Нарушить правила движения по прилегающей территории намного проще – и это подтверждает практика. При этом у водителей часто даже нет злого умысла.
Вот только инспектор вряд ли внемлит вашим мольбам, что вы якобы не поняли, к чему относится знак, поэтому преспокойно выпишет штраф, используя вашу оплошность против вас.
- Если при маневрах с прилегающей территории вы окажитесь на встречной, то заплатите 5 тысяч рублей или лишитесь прав на 6 месяцев.
- Если проехали на запрещающий знак, готовьте 500 рублей.
- Если решите сократить путь и попытаетесь проехать по прилегающей территории насквозь, ожидайте штрафа в 1,5 тыс.руб.
Нарушение других правил – езда в пьяном виде, не уступили дорогу, превысили рекомендованную скорость и пр. – также наказываются рублем на общих основаниях.
Что ж, теперь вы знаете, как использовать примыкающие участки дороги для разворота, и у вас появилось больше примет для того, чтобы опознать прилегающий отрезок.
Как правильно въехать/выехать со двора и разъехаться в его пределах
Правила ДД противоречат этому мнению. В пункте 8.3 этого правового документа сказано, что все транспортные средства, за исключением специального транспорта, обязаны уступить дорогу пешеходу. При этом совершенно неважно направление его движения относительно прилегающей территории.
- Право на проезд имеет транспортное средство, которое уже начало передвижение. Сюда же относятся и велосипеды. Не берётся во внимание направление движения таких объектов.
- Если оба транспортных средства находятся в движении, то уступить право на проезд должен тот водитель, у которого имеется возможность сдать назад и освободить таким образом дорогу.
- Если одна из машин является джипом и ни у кого из водителей не имеется возможности включить задний ход, то автомобиль с высоким клиренсом может съехать на обочину, освободив таким образом проезд своему оппоненту.
Смотрите в этом видео о правилах выезда с прилегающей территории:
Не нашли ответа на свой вопрос? узнайте,
В ПДД размыто описано, кто уступает дорогу во дворе, хотя эти правила крайне важны. Например, пешеходу надо уступать всегда, как и велосипедисту, спец транспорту. Движение при въезде и выезде в очень узком двора регулируется правилом трех Д. Как обозначается въезд во двор. Где проезжая часть, считается ли выезд перекрестком, как реагировать на помеху справа. Что делать, если машина перекрыла въезд во двор.
Встречается знак «Одностороннее движение» довольно часто, поэтому необходимо знать, где начало и конец его действия, как осуществлять выезд с дороги и на перекрестке согласно ПДД. За нарушение предусмотрен немаленький штраф.
В правилах дорожного движения читаем, что прилегающая территория – это участок, который примыкает к проезжей части, но не может использоваться для сквозного проезда. Под определение подходят автозаправки, парковки, заезды во дворы.
ПДД разрешают использовать такие участки для различных целей – разворот, въезд-выезд, кратковременная стоянка, но с одним большим ограничением – сквозной проезд через них запрещен.
Кроме этого, могут устанавливаться дополнительные знаки, накладывающие те или иные ограничения – например, по максимальной скорости.
Ошибочно считать пересечение примыкающего к проезжей части отрезка перекрестком, и переносить на данный участок правила движения по пересечению дорог.
Как же отличить перекресток от пересечения прилегающей территории и основной дороги? Четких указаний на этот счет не дают даже правила. В них, например, написано:
- на перекрестках ставят светофоры и знаки, но и на прилегающей территории могут размещать знаки, а вблизи никто не запрещает нарисовать зебру или поставить светофор;
- или – на прилегающей территории не выделяются тротуары и проезжая часть, но как тогда рассматривать дворовые территории, где есть и пешеходные дорожки, и полосы для проезда машин?
Не помогут разобраться в ситуации и понять, что перед нами – примыкающий отрезок пути или перекресток, – знаки:
- Главная дорога;
- Уступите дорогу;
- STOP/Движение без остановки запрещено.
Они устанавливаются и на пересечении дорог, и на примыкающих участках, поэтому только сбивают с толку.
Жалко, что специального знака прилегающая территория нет, зато только перед перекрестком можно увидеть:
- знаки 2.3.1-2.3.7 – пересечение и примыкание к второстепенной дороге;
- табличку 8.13 – указывает направление главной дороги на перекрестке.
Запомните также, что выезд с прилегающей территории не регулируется светофором. Он устанавливается, чтобы пешеходы могли пересечь основную дорогу и/или перекресток, хотя «электронный регулировщик» и может стоять рядом с выездом из двора или стоянки.
Если вы не можете понять, где находитесь – на перекрестке или прилегающей территории, считайте, что оказались на первом. А на перекрестке, как известно:
- нельзя двигаться «задом»;
- нельзя разворачиваться в несколько приемов;
- нужно уступить дорогу тем, кто выезжает справа от вас.
Обозначение прилегающей территории в ПДД
Само понятие и его расшифровка есть в пункте 1.2 Правил:
Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).
То есть это путь, дающий возможность подъехать к какому-либо объекту (дому или предприятию, парковке, заправке и т.д.). Но его нельзя использовать для следования из пункта L в N, если оба они располагаются за пределами примыкающей зоны.
Этот участок иногда легко перепутать с перекрестком. Отличить его помогают некоторые дорожные знаки:
- 5.21 и 5.22. Первый сигнализирует о начале жилой зоны, второй – о ее окончании.
- 7.3. Его ставят там, где находится въезд на АЗС.
- 3.2. Запрещает сквозное следование.
- 3.1. Сигнализирует о том, что въезжать на участок через эту дорогу нельзя.
Касательно ПДД в жилой зоне нужно дать определения ключевым терминам. Двором считается участок земли, который прилегает к дому или хозяйственным постройкам. Но с этим понятием возникает путаница, поскольку в деревнях двором считается личный участок, обнесённый забором. Для него ПДД не действуют.
Для решения этого противоречия используют термин придомовая территория. Под ним понимают территорию, необходимую для обслуживания одного или нескольких домов. Для частных владений такой территорией будет земля, прилегающая к границам частной собственности.
В придомовую территорию входят:
- Земля, на которой она расположена.
- Насаждения и элементы благоустройства.
Прилегающей территорией считается земля, которая непосредственно прилегает к дороге. На этом участке может находиться двор, АЗС, предприятие, стоянка, многоквартирные дома и т.п.