Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила проезда кольца с двухполосным движением в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Разобравшись с тем, как правильно въезжать на перекресток с круговым движением, необходимо определиться как совершать выезд с этого участка дороги. В правилах дорожного движения четко прописано, что выезд с перекрестка производится исключительно из правого ряда. Прежде чем перестроиться в соседний ряд, водитель должен объективно оценить ситуацию на дороге и пропустить все автомобили, движущиеся справа.
Что такое перекрёсток с круговым движением
Перекрёсток с круговым движением – это пересечение, разветвление или примыкание путей, размещённых на одном уровне.
Участки очень опасны: скорость продвижения падает, пропускная способность снижается, возникает путаница при пересечении полос, что в целом приводит к увеличению числа ДТП. Чтобы снизить вероятность аварий, образуют кольцевые пересечения.
Чем это лучше:
- движение только в одном направлении – это разгружает главную дорогу и упрощает соблюдение других правил движения;
- отсутствие манёвров – допускается собственно въезд или съезд, то есть опять-таки порядок движения проще, но строже;
- все правила пересечения участка имеют визуальное отображение – на знаках.
Кольцевой перекрёсток включает следующие компоненты:
- центральный островок – вокруг него организуется транспортный трафик;
- устьевые направляющие островки – сооружаются на въездах и съездах;
- безопасные зоны для пешеходов – располагаются на устьевых островках и разделительных полосках безопасности;
- собственно въезды и выезды;
- окружная проезжая;
- внутренний круг;
- правоповоротная часть;
- разделительная полоска – обычно наличествует на главной дороге.
Как таковой, термин «круговой перекрёсток» не используется. Есть перекрёсток обычный и с движением по окружности. Последний обозначается дорожным указателем – с изображением стрелок, поясняющих направление пересечения.
Внимание! Если перед участком с пересечением и примыканием дороги такой знак отсутствует, это не кольцо. Дорога рассматривается как серия перекрёстков, которые нужно преодолевать последовательно. Здесь действуют другие ПДД.
Какой поворотник включать
При въезде на кольцо
Въезд на кольцевой участок – всегда поворот направо. А значит, перед манёвром необходимо зажечь правый поворотник. Выполняется действие в любом случае, даже тогда, когда по факту это простое движение «вперёд и прямо».
При съезде с кольца
Съезд с кольца – все тот же поворот направо. Зажигают правый поворотник.
Порой лучше пренебречь формальными соблюдением ПДД в пользу понимания со стороны едущего транспорта. Так, на кольце где съезд размещается на очень небольшом расстоянии от въезда, велик риск того, что при включенном на въезде правом поворотнике следующий водитель решит, что предыдущий собирается покинуть круг на съезде. Это увеличивает риск ДТП. В таких обстоятельствах лучше не включать фары.
Зачем эти новые правила проезда кольца?
Дело в том, что ранее существовала противоречивая ситуация, связанная с практикой применения организации дорожного движения на круговых перекрёстках.
А заключалась она в том, что в прежней редакции пункта 13.11.1 был безальтернативный первоочередной проезд тех, кто едет по кругу. А вот на практике нередко бывало и так, что власть имущие городов или загородных трасс решали устанавливать свои правила проезда на таких перекрёстках. В результате чего перед въездом мог стоять знак «Главная дорога».
В такой ситуации мы получаем именно противоречие:
- с одной стороны, у нас (как у заезжающих на кольцо) знак, и мы имеем преимущество,
- с другой стороны, 13.11.1 всё ещё предписывает нас уступить дорогу.
Изменения правил с 1 марта 2023 года полностью искореняют данную путаницу.
Выезд с полосы кругового движения
Важно! Въезд на перекресток с круговым движением разрешен с любой полосы, а выезд — только с правой.
Одной из главных особенностей преодоления круговых перекрестков является то, что на данном отрезке разрешен обгон. Остановка при этом разрешена за 5 метров от границы слияния перекрестка и дороги.
Самое главное – отличаем круговое движение от обычного перекрёстка
Первое, что необходимо знать о кольцевом перекрёстке – это специальный дорожный знак, который его обозначает. В ПДД, как и любых других аспектах законодательства в России, формальность имеет гораздо высшее значение, нежели видимость. Даже если перед вами налицо дорога с круговым движением, но знака перед ним нет, то это обычная серия перекрёстков. И отличия здесь заключаются, главным образом, в очерёдности проезда и обязанности занимать крайние полосы при движении по ним.
Второе важное правило: круговое движение – это движение прямо. Это означает, что, находясь на кольце, вы не совершаете манёвров. А совершаете их только при въезде на кольцо и съезде с него.
Именно в этих главных контекстах все тонкости мы и будем обсуждать ниже.
Как не надо проезжать пешеходный переход
Просматривая подборки видео с различными ДТП мы почти всегда увидим ситуацию, когда из-за какого-либо препятствия на дороге все начинают тормозить, но находится один «герой», который не предает значения внезапной остановки соседей по потоку и через пару мгновений впечатывается в это самое препятствие, которое «неожиданно» появляется перед ним из-за соседнего стоящего автомобиля. На пешеходных переходах такое тоже, увы, случается достаточно часто.
Сегодня я решил поделиться с вами своим личным опытом, который подтверждает старое правило автомобилистов «Если все вдруг тормозят/стоят даже без видимой на то причины-тормози тоже»
Буквально вчера вечером я ехал со своей семьей по вечернему городу и в один момент остановился перед пешеходным переходом в правом ряду, чтобы пропустить людей(00:45), после того, как основной поток людей прошел, я заметил ребенка, который шел впереди своей, предположительно, мамы и намеревался перейти дорогу (00:56). Параллельно с этим в левое зеркало заднего вида я замечаю машину, которая двигается в левом ряду попутного направления и не собирается сбавлять скорость. Тот факт, что я стою в правом ряду перед переходом он не замечает или не желает замечать.
Перспектива рисуется весьма нехорошая, поэтому я принимаю решение включить левый поворотник и подать звуковой сигнал(00:58). Сейчас, пересматривая это видео, я заметил, что ребенок уже тогда остановился перед переходом: может его смутил мой сигнал, а может, в силу своего хорошего воспитания, он стал дожидаться маму.
В ответ на мои действия водитель второго автомобиля подает мне ответный звуковой сигнал, видимо хотел обозначить, что он тут едет и не собирается уступать, в связи с чем я решил выставить переднее левое крыло своего автомобиля в «его» полосу(1:00).
Это вынудило второго водителя сбавить ход, однако он решил принять немного левее и объехать меня(1:03), попутно выкрикнув пару оскорбительных(если брать во внимание его мимику и движение губ) фраз в мою сторону. В итоге данный водитель все-таки проехал пешеходный переход прямо перед ребенком и его матерью.
Хорошо, что в моем конкретном примере ребенок остановился и дождался, когда его возьмут за руку и переведут. Вполне возможно, что именно наши звуковые сигналы и перестроения привели к тому, что ребенок решил дождаться маму, или же сама мама его окрикнула и попросила подождать.
А чтобы было, если бы он решил перейти или даже перебежать переход самостоятельно? Наверняка потом данный водитель бы винил всех и вся, но не себя самого, да и чихать я на него хотел на самом деле, а вот ребенка было бы жалко.
Но все же очень интересно что происходило в тот момент в его голове. Чем он руководствовался, когда двигался к переходу, не взирая на стоявший в правой полосе транспорт? О чем он подумал, когда услышал мой сигнал и поворотник? Почему он в итоге решил во чтобы то ни стало успеть проехать передо мной?
В России ввели уголовную ответственность для лихачей
Депутаты Госдумы на пленарном заседании приняли во втором и третьем чтениях законопроект о введении уголовного наказания за агрессивное вождение на дорогах, сообщается на сайте нижней палаты парламента.
Закон вводит в Уголовный кодекс РФ новую статью «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами», и усиливает ответственность для тех, кто намеренно превышает скоростной режим или выезжает на «встречку».
Согласно законопроекту, для лихачей- «рецидивистов», нарушавших КоАП, предусмотрено наказание в виде лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Нарушителям может грозить штраф в размере 200−300 тыс. рублей, или в размере заработной платы или иного дохода за период от одного до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или обязательные работы на срок до 480 часов.
Как указали авторы законопроекта, более 40% водителей не останавливает факт привлечения к административной ответственности за превышение скорости и они нарушают ПДД снова.
Виды дорожных знаков на круговом перекрестке
Перед въездом на кольцо обязательно устанавливают дорожные знаки, определяющие преимущества для каждой из дорог и очередность проезда.
Этими знаками могут быть:
- “Круговое движение” – синий круг с 3 белыми стрелками. Сигнализирует о приближении к кольцевому перекрестку.
- “Главная дорога” – желтый ромб с широкой белой полосой по краю. Предоставляет транспортному средству преимущество при пересечении кольца.
- “Уступите дорогу” – треугольник с белым фоном и красной каймой. Предупреждает о необходимости пропускать транспорт, который едет по главной.
- “Движение без остановки запрещено” – красный октагон (восьмиугольник) с белой надписью STOP. Прежде чем продолжить езду, необходимо остановиться.
- “Пешеходный переход” – синий квадрат с белым треугольником внутри, на котором нарисован черный схематичный человечек. Означает, что при появлении пешеходов нужно пропустить их, а потом уже продолжать движение.
Отличительные особенности перекрестков с круговым движением
Большинство дорожно-транспортных происшествий сосредотачиваются на местах пересечения автомобильных дорог в одном уровне. Пропускная способность на таких участках всегда очень сложная, а скорость машин низкая. С целью уменьшения риска аварий создаются перекрестки с круговым движением. Они представляют собой пересечения в одном уровне, обычно в виде окружности с «островком» в центре. Движение транспорта осуществляется против часовой стрелки.
За счет кругового строения перекрестка исключается пересечение транспортных потоков. Сперва они сливаются, затем разветвляются, не создавая помеху другим участникам. В ПДД нет четкого определения такого перекрестка, но в правилах прописаны все особенности въезда и съезда с кольцевой проезжей части.
Правила проезда кругового перекрестка
До въезда на кольцевой участок дороги очень важно следить за знаками, которые определяют правила движения в этом месте. Как уже говорилось выше, в обязательном порядке перед круговым перекрестком стоит соответствующий знак 4.3 «Круговое движение», может присутствовать знак 2.5 «Движение без остановки запрещено», 2.4 «Уступи дорогу», 2.1 «Главная дорога», а также знаки, указывающие, какое из направлений имеет наибольший приоритет.
В большинстве случаев данный перекресток подразумевает, что кольцо – это главная дорога, но не всегда остальные дороги обладают второстепенной значимостью. Двигаясь по кольцу, автомобилист должен ехать по своему ряду, дабы не создавать помех для движения другого транспорта и не провоцировать аварийные ситуации на дороге.
Схема проезда в картинках и типичные ошибки водителей
Проще всего показать, как правильно ездить по круговому перекрёстку, с помощью схем. Итак, вот как нужно двигаться по кольцу:
Легко заметить, что при трёхрядной дороге действует правило: чем позже съезжаешь – тем ближе надо держаться к «острову» в центре.
Также хорошо видны правила проезда на этой схеме, где зелёным выделены разрешённые траектории, красным – запретные, а также показано, кто и где должен включать поворотник:
Водителю следует избегать следующих ошибок:
- Разворот из второго-третьего ряда направо. Необходимо заранее перестроиться в правый ряд. Если это не получается сделать перед поворотом, лучше сделать второй круг.
- Включение левого поворота при выезде на круг. Этого не требуется: включать его нужно только лишь при перестроении на одну из внутренних полос.
- Езда только по правому краю. Это допустимо по ПДД, но на практике такая привычка мешает другим водителем. Если автомобилист не планирует съезжать на ближайшем повороте, ему стоит перестроиться ближе к центру круга.
Проезд кругового перекрестка
Количество полос на примыкающих к круговым перекресткам дорогах может быть различным. Если их больше двух, рекомендовано выбирать среднюю. Если ряда два, то выбирать нужно с учетом актуальной ситуации на дороге.
Если вы едете по основной дороге, то, въезжая на перекресток, обязательно удостоверьтесь в том, что вас пропускают иные машины. При движении по второстепенной дороге водитель должен всех пропускать. Проезжать перекресток с последующим движением прямо также можно по правой полосе. Однако обстановка на дороге при этом может существенно усложниться, если машина среднего ряда пожелает сделать маневр вправо. Для предупреждения таких ситуаций лучше занимать центральные ряды.
Прежде чем въезжать на перекресток, пропустите пешеходов. Выезжать с полосы кругового движения можно лишь с правого ряда. Перед перемещением в соседний ряд нужно посмотреть, какова ситуация на дороге, и пропустить едущие справа машины.
Актуальные правила кругового движения
Существуют четкие правила проезда кругового движения, регламентированные действующими ПДД. Приоритет имеет водитель, которые уже едет по кругу. Автомобили, которые только въезжают на кольцо, должны пропустить те авто, которые уже находятся на нем. Эта норма вступила в силу с 8 ноября 2017 года. До этого действовали обратные правила – преимущество первоочередного проезда имели водители, въезжающие на кольцо, если иное не было предусмотрено прочими знаками, установленными до перекрестка.
Пересмотр правил был инициирован властями крупных городов, потому что по статистике на 40-50% таких перекрестков были установлены дополнительные знаки, разрешающие первоочередной проезд водителям, которые уже двигались по кругу. А на остальных кольцевых перекрестках формировались большие пробки.
Обновление ПДД произошло после принятия Правительственного постановления № 1300 от 26.10.2017 г. В пункте п.13.11(1) действующих ПДД изложен актуальный порядок пересечения перекрестков с круговым движением. Есть и исключения, о которых необходимо помнить. Приоритет въезжающим на перекресток предоставляется в следующих случаях:
- если здесь установлен светофор;
- если есть знак «Главная дорога»;
- если работает регулировщик.