Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повышение квалификации или переподготовка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Курсы дополнительного профессионального образования (ДПО) — возможность обучиться дополнительной специальности, при этом не тратя время на получение полноценного среднего профессионального или высшего образования.
Вот этапы, на которых доступно получение ДПО:
- СПО — среднее профессиональное, куда можно пойти после окончания средней школы;
- бакалавриат и специалитет, доступные после окончания старшей школы, то есть курса 11 классов;
- магистратура, доступная после окончания бакалавриата или специалитета;
- аспирантура, куда поступают с дипломом магистра или специалиста.
Главный плюс программ ДПО — их относительно невысокая цена в сравнении с полноценным обучением в вузе и короткий срок обучения, а значит, и диплома долго ждать не придётся. Только куда поступать?
Образовательных центров, колледжей и университетов, предоставляющих услуги ДПО, множество. Довольно значительная часть из них делает это не в очном, а дистанционном формате, что позволяет слушателям: во-первых, обучаться в Москве, оставаясь в родном городе; во-вторых, не отказываться от основной работы или учёбы.
Проводить программы ДПО могут любые учреждения, которые имеют образовательную лицензию и могут предоставлять соответствующие услуги. Таким документом, как правило, располагают:
- средние профессиональные учебные заведения (колледжи, техникумы, училища);
- высшие учебные заведения (частные и государственные вузы);
- специальные организации ДПО (учебные центры, институты, академии, которые также могут быть государственными или частными);
- научные центры (НИИ, лаборатории).
Виды программ профессиональной переподготовки
Типовые программы профессиональной переподготовки разрабатываются Министерством образования и науки РФ. По окончании обучения слушатели проходят итоговую государственную аттестацию. В случае успешной ее сдачи выпускникам выдаются дипломы установленного образца. В зависимости от целевой направленности программы бывают двух видов:
- Переподготовка для получения дополнительной квалификации в рамках уже имеющейся профессии. Программа может занимать от полутора до шести месяцев[1], в ней учитываются актуальные квалификационные требования к конкретным профессиям и должностям. По этой программе могут обучаться только лица с оконченным высшим или средним профессиональным образованием. По окончании выдается диплом установленного образца о профессиональной переподготовке.
- Переподготовка для получения новой профессиональной квалификации . Курс рассчитан на один–два года. Практически является аналогом второго высшего образования. Дисциплины, уже изученные ранее в рамках полученного высшего образования, могут быть перезачтены. К обучению допускаются не только дипломированные специалисты, но и студенты старших курсов высших учебных заведений. По окончании выдается диплом государственного образца о дополнительном (к высшему или среднему) образовании [2] .
Само дистанционное обучение вне зависимости от выбора программы и специальности построено по единой удобной схеме.
Минимальная длительность курсов закреплена законодательно и исчисляется количеством отслушанных академических часов. Их должно быть не меньше 250. Но на практике занятий обычно требуется больше, а их конкретное количество зависит от вида программы. Условно их все делят на 2 большие группы.
- Получение полноценной новой профессии. Когда работник меняет узкую нишу на широком профессиональном поле – осваивает новое для себя направление. Например, переходит из веб-дизайнеров в программисты. Длится такое обучение в среднем до 500 академических часов (это примерно 6–12 месяцев). Заканчивается сдачей полноценного экзамена (аттестация).
- Расширение компетенций – освоение специализации, смежной с основной (бухгалтер переучивается на экономиста, например, или программист по Jawa – на программиста по Python). В этом случае студент получает знания в той же области, что и его основная профессия, одновременно осваивая вторую специальность. Аттестация проводится как перезачет.
В обоих случаях выпускники курсов получают диплом государственного образца, который подтверждает достаточный уровень их подготовки для работы в выбранной сфере.
Дистанционное обучение (ДО) — это обучение с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, а именно сети Интернет. Таким образом данное обучение можно назвать электронным обучением.
Дистанционные образовательные технологии (электронное обучение) закреплены в Федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) и Приказе Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226)
Обучение проходит дистанционно.
- Слушатель осваивает учебные программы без посещения учебного заведения. Это удобно для жителей отдалённых регионов страны.
- Учебный материал представлен и доступен круглосуточно в электронном виде, а доступ к этим материалам обеспечивается техническими и программными средствами сети Интернет. Все обучение проходит на образовательном портале Института, где и размещены учебные материалы.
- Слушатель изучает учебный материал, выполняет задания, сдает онлайн-тесты. Это можно делать в любое удобное для слушателя время.
Согласно приказу Министерства образования РФ № 4452, от 18 декабря 2002 г. дистанционное обучение не является формой обучения. Это технология. Таким образом можно пройти обучение на очной форме с применением дистанционных технологий и заочной форме с применением дистанционных технологий. Очная форма предполагает общение с преподавателем. Заочное – не предполагает живого общения с преподавателем. Отвечая на вопрос, правильно уточнить «Очно-заочная форма обучения с применением дистанционных технологий». В документах об образовании (дипломе, удостоверении) форма обучения никак не указывается.
Аббревиатура ДПО расшифровывается как «дополнительное профессиональное образование». Сегодня в России уровни и виды образования делятся на 3 вида:
— Общее образование (Среднее общее образование, которое охватывает детский сад, школу (с 1 по 11 класс)
— Основное профессиональное образование. Оно делится на среднее профессиональное (колледж, СПТУ) и высшее профессиональное образование (ВУЗы).
— Дополнительное профессиональное образование. Сюда входят курсы повышения квалификации, курсы переподготовки, образовательные семинары.
Первые два вида рассматривают ступени образования. ДПО охватывает обучение специалистов в горизонтальной плоскости: внутри имеющейся ступени. То есть курсы ДПО не позволяют повысить свой уровень образования, например, имея среднее профессиональное образование нельзя получить высшее с помощью курсов переподготовки и повышения квалификации.
Другой пример, имея за плечами только среднюю школу, нельзя получить профессиональное образование с помощью курсов переподготовки. Зато курсы переподготовки позволяют лицам со средним профессиональным или высшим образованием сменить свою профессию.
Повышение квалификации позволяет слушателю получить продвижение по службе, новую должность, пройти проверку инспектирующих органов, получить новые знания в области профессиональной деятельности. После окончания курсов повышения квалификации выдаётся удостоверение. Помимо удостоверения также выдаются дополнительные документы, которые необходимы согласно нормативно-правовым актам в той или иной сфере деятельности.
Выданные удостоверения являются подтверждающими документами:
— о статусе специалиста
— о соответствии специалиста профессиональным стандартам.
Напомним, что для многих профессий и должностей законы или нормативные акты ведомств обязывают проходить курсы повышения квалификации с определённой периодичностью.
Главная задача повышения квалификации – удовлетворить потребности специалистов в получении полного спектра необходимой информации в сфере новейших научных достижений, а также передового зарубежного и отечественного опыта по какому-либо профилю.
Кроме этого, приоритетная цель – обновление практико-теоретических знаний специалиста по причине повышения требований работодателя и ГОСТов к уровню компетентности работников различных профессий.
Также обучение проводится для достижения следующих целей:
-
Мотивация персонала. Когда работник получает знания за счет организации, он чувствует, что руководство заботится о нем. Поэтому у сотрудника организации появляется стремление к повышению производительности труда;
-
Воспитание собственных кадров. Это является производственной стратегией некоторых компаний. Они предпочитают обучать своих сотрудников, нежели принимать на работу большое количество людей со стороны.
Проведение тематических семинаров
Время занятий составляет от 72 до 100 часов. Этот вид повышения квалификации направлен на ускоренное приобретение навыков, необходимых для работы в новых условиях. В рамках подобных программ проводится изучение диссонансных и резонансных вопросов, а также современной проблематики в сферах трудовой или научной деятельности слушателей курса.
Обучение проходит в виде тренингов, проведения тематических семинаров по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, которые возникают на уровне региона, отрасли организации, предприятия (объединения) или учреждения.
В конце курса участниками сдается зачет либо экзамен или пишется и защищается реферат по прослушанному материалу.
Если аттестационное мероприятие пройдено участником успешно, он становится обладателем персонального удостоверения, подтверждающего получение им повышения квалификации.
Пошаговый процесс профессиональной переподготовки
Разберемся, из чего состоит процесс получения второй специальности.
Шаг 1: Определитесь с учебным центром и выберите программу профпереподготовки
От того, насколько тщательно вы подойдете к решению этого вопроса, во многом зависит качество дополнительного образования и дальнейшее трудоустройство.
Для начала ознакомьтесь с представленными на сайте центра разрешительными документами – лицензией и аккредитацией.
Важно! Обязательно убедитесь, что обучающий центр имеет документально подтвержденное право на проведение курсов по профессиональной переподготовке.
Копии дипломов преподавателей курсов должны быть представлены на сайте, так же как и сведения об их профессиональной деятельности и практическом опыте. Если этой информации нет в Интернете, попросите документы для ознакомления при личном визите в образовательную организацию.
Отдавайте предпочтение тем курсам, которые самостоятельно разрабатывают методики и программы обучения. Этот факт подтверждает серьезный подход к преподаванию и гарантирует высокое качество оказываемых центром услуг.
Чем отличаются программы
Между эти программами существуют следующие различия:
● Переподготовка занимает больше времени, поскольку человеку нужно освоить большой объем знаний. Повысить квалификацию можно гораздо быстрее.
● После переподготовки человек получает диплом. При повышении квалификации можно рассчитывать только на удостоверение.
● Переподготовка помогает получить новую профессию, у повышения квалификации менее глобальные цели.
● После переподготовки человек может сменить сферу деятельности. При повышении квалификации он совершенствует знания по своей специальности.
Повышение квалификации чаще всего оплачивается работодателем, поскольку инициатива исходит от компании, а не от самого сотрудника. Переподготовку же человек проходит за свой счет.
Программа профессиональной переподготовки
Цель переподготовки — приобретение новых знаний в выбранной дисциплине для получения навыков в новой области.
Переподготовку можно пройти по специальностям:
-
строительные;
-
проектировочные;
-
изыскательские;
-
бухгалтерские;
-
педагогические;
-
юридические;
-
кадровые;
-
экологические;
-
метрологические и др.
Кому необходимы курсы повышения квалификации?
Для кого с 1 июля 2016 года профстандарты обязательны?
Существует перечень профессий, для которых законодательством введены неукоснительные требования к квалификации:
1. Адвокаты (ст. 9 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ).
2. Судьи (ст. 4 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 № 3132-I).
3. Экипажи воздушных судов (ст. 53, 56, 57 Воздушного кодекса РФ).
4. Аудиторы (ст. 4, 11 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).
5. Главные бухгалтеры (ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
6. Государственные и муниципальные служащие (ст. 12 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
7. Работники, трудящиеся на подземных работах (ст. 330.2 ТК РФ).
8. Работники, имеющие дело с химическим оружием (ст. 7 ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» от 07.11.2000 № 136-ФЗ).
9. Учителя, педагоги (ст. 331 ТК РФ, ст. 46 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
10. Медики, фармацевты (ст. 69 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
11. Служащие, занимающиеся вопросами участия, оформления, организации, проведения госзакупок (ст. 38, 112 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
По всем перечисленным должностям профстандарты, обязательные к применению, должны быть использованы работодателем.
В случае несоответствия уровня образования или наличия курсов повышения квалификации предприятие должно организовать обучение для таких сотрудников. Статьей 196 Трудового кодекса РФ определено, что подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Справка: Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Статья 187. Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации.
При направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее — независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Понятно, что одновременно повысить квалификацию всех специалистов нереально. Получается, нужно выделить тех, кто в числе первых должен повысить свой уровень профессионализма.
К тому же существует риск, что время и финансовые средства будут потрачены на обучение тому, что сотрудник и так знает и умеет. А еще хуже, когда работодатель оплачивает обучение сотрудника, а тот через некоторое время уходит на другое место работы.
Именно поэтому руководители предпочитают обучать сотрудников, которые принесут организации или предприятию максимум пользы, или сотрудников, которые занимают важные посты.
Остальных сотрудников обучают за счет средств компании только в двух вариантах:
- Если обучение – важная составная часть процесса работы (к примеру, в медицинских компаниях);
- Если нужно создать новое производство либо изменить профиль старого.
Проблема в том, что руководство молодой компании не всегда может определить, каков потенциал сотрудников. В этом случае можно проконсультироваться у специалистов, занимающихся обучением персонала. Также можно провести анкетирование сотрудников, а затем проанализировать полученную информацию.
С помощью анкетирования можно определить не только психологический тип сотрудника, но и насколько он соответствует должности, каков уровень его профессионализма и так далее.
Куда направить сотрудника для повышения квалификации
Образовательными учреждениями, занимающимися повышением квалификации, являются следующие:
- Институты (региональные, отраслевые и так далее);
- Академии (кроме тех, где получают высшее образование);
- Школы и центры повышения квалификации.
Согласно условиям повышения квалификации персонала, все образовательные учреждения должны обладать соответствующей лицензией.
Но это требование не распространяется на:
- Единоразовые семинары, стажировки и лекции, после посещения которых никакие документы не выдаются;
- Если сотрудник обучался у специалиста, который обладает необходимой документацией.