Надзорная жалоба по делу об административном правонарушении куда подается

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Надзорная жалоба по делу об административном правонарушении куда подается». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Уполномоченный орган принимает к рассмотрению только грамотно оформленный документ, соответствующий всем нормам заполнения. По этой причине желающему оспорить решение суда лицу необходимо внимательно ознакомиться со всеми действующими требованиями.

Рассмотрение надзорной жалобы по административному делу

В случае принятия надзорной жалобы к рассмотрению, решение по ней должно быть принято в течение 2-х месяцев.

В случае необходимости суд может истребовать материалы административного дела. Если судом истребовано административное дело, то жалобы должна быть рассмотрена в течение месяца со дня поступления в суд дела.

Судья, который принял к рассмотрению жалобу, обязан уведомить о поступлении жалобы иных участников процесса, с целью предоставления им возможности ознакомиться с жалобой и предоставить свои возражении.

При рассмотрении надзорной жалобы судом не проводиться судебное заседание, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ.

По результатам рассмотрения надзорной жалобы суд выносит постановление, которым, в том числе, может отменить судебный акт, на который подана жалоба.

О подготовке документов, приобщаемых к надзорной жалобе

Сформировать нужный пакет документов, с внушительной доказательной базой, самостоятельно достаточно сложно. Если обратиться по этой части к нормам КАС РФ, то там можно ознакомиться лишь с общими требованиями к подаче документов. Несколько расширенно по вопросу подачи документации дает пояснения ст. 30.14 КоАП РФ.

Самоочевидно, в зависимости от ситуации, обжалуемого судебного решения, перечень подаваемых документов может быть разным. Поэтому при их подготовке, как и при составлении жалобы, рекомендуется прибегать к помощи адвоката. Самостоятельно можно подготовить документ, который наделит соответствующими полномочиями представителя (при его участии в деле) и оплатить госпошлину. Ее размер приравнивается к сумме госпошлины, оплачиваемой за подачу иска неимущественного характера.

Если заявитель относится к категории льготников, которые освобождаются от уплаты госпошлины, то к общему пакету документов им нужно приложить документ, удостоверяющий право на льготу.

Важно! Если госпошлина до обращения в Верховный Суд не уплачена, а в жалобе нет просьбы об отсрочке (рассрочке, освобождении), то жалобу оставят без рассмотрения.

Следует иметь в виду, что как минимум к жалобе приобщаются ксерокопии судебных актов по административному делу, а также постановления об адм. правонарушении. Помимо этого сюда же включают документы, которые подтверждают статус адвоката, выступающего представителем в суде (требуется для адвоката).

Судебные решения/постановления/определения каких инстанций могут быть обжалованы в порядке надзора


КАС РФ закрепил правовую норму (ст. 332), в соответствии с которой участники административного процесса имеют право обжаловать абсолютно любой из нижеперечисленных, набравший юридическую силу, судебный акт:

  • определения и решения Верховного Суда РФ, вынесенные им в процессе рассмотрения жалоб на судебные акты первой инстанции, при условии, что они стали предметом открытого производства в апелляционной инстанции, и на сегодняшний день являются вступившими в законную силу;
  • определения Судебных коллегий по делам административного судопроизводства и по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, которые были провозглашены ими в кассационном порядке;
  • определения Апелляционной коллегии ВС РФ.

Причины обращения в Верховный суд России с надзорной жалобой


Поскольку любое судебное определение, постановление или же решение в административном судопроизводстве, может быть обжаловано в вышестоящую инстанцию, каждый гражданин, перед обращением в Президиум, должен знать и понимать в какой именно ситуации следует прибегнуть к надзорному порядку:

  • одной из самых распространенных причин обращения в надзор Верховного суда РФ, признано считать безосновательный отказ в удовлетворении жалобы;
  • так же известны случаи, когда судом не были приняты ко вниманию особо важные обстоятельства дела, что негативно отразилось на конечном судебном акте. Данная ситуация является весьма веской причиной для подачи надзорной жалобы;
  • и наконец, ложные показания, предоставленные как участниками судебного процесса, так и приглашенными свидетелями.

Существует целый ряд и иных ситуаций, повлекших за собой обращение в ВС РФ с надзорной жалобой.

Срок подачи и рассмотрения жалобы

В КАС РФ определены несколько сроков, на основании которых следует строить работу по обжалованию:

  1. В части 2 статьи 333 установлен срок подачи жалобы. Он составляет 3 месяца с даты вступления в силу акта, который обжалуется. Срок может быть восстановлен в случае пропуска.
  2. Срок рассмотрения жалобы на основании статьи 336 КАС РФ, то есть от момента поступления до окончания единоличного рассмотрения судьёй. Стандартный период — 2 месяца, но если судья запросит материалы дела на исследование, то он может быть увеличен до 5 месяцев.
  3. Срок рассмотрения на основании части 5 статьи 340 КАС РФ, то есть с момента вынесения определения о принятии жалобы. Решение принимается не позднее, чем в двухмесячный срок.

Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (ст. 30.3 КоАП РФ).

Ч. 2 указанной статьи предусматривает возможность восстановления пропущенного 10-дневного срока на подачу жалобы. Для восстановления пропущенного срока необходимо вместе с жалобой на постановление приложить ходатайство о восстановлении срока с обязательным указанием уважительных причин пропуска срока (болезнь, невозможность подачи жалобы в срок из обстоятельств непреодолимой силы, уход за тяжело больным близким человеком и т.д.). См. об этом подробнее статью «Восстановление сроков обжалования постановления по делу об административном правонарушении».

Статья 30.3 КоАП РФ. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении

  1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
  2. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
  3. Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58 настоящего Кодекса, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений.
  4. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.

Статья 30.7 КоАП РФ. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

  1. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
    1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
    2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
    3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
    4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
    5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
  2. Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 настоящего Кодекса.
  3. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции данных судьи, должностного лица.
Читайте также:  Развенчание по правилам православной церкви

Кто может обратиться с жалобой

В соответствии с п. 1 ст. 332 КАС РФ подать надзорную жалобу могут:

  • участники дела (административный истец, административный ответчик, их уполномоченные представители и т. д.);
  • другие лица, права, свободы и законные интересы которых были нарушены вынесенными судебными постановлениями;
  • государственные органы;
  • Генеральный прокурор РФ и его заместители (если административное дело рассматривалось при участии прокурора), действующие в интересах государства или неопределенного круга лиц, права которых нарушаются вынесенным судебным актом.

Статья 30.1 КоАП РФ. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении

  1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5 настоящего Кодекса: 1) вынесенное судьей — в вышестоящий суд; 2) вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; 3) вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; 4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела. 1.1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении.
  2. В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд. По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.
  3. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
  4. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.

Порядок рассмотрения жалобы в суде


После поступления надзорной жалобы в Президиум ВС РФ судья начинает предварительное изучение материала. Решает вопрос о необходимости запроса административного дела. После чего выносит определение о принятии жалобы к своему производству и пересмотре судебного акта, или же об отказе в принятии и возврате данного документа заявителю.

В случае принятия жалобы Президиум оповещает всех участников дела о предстоящем судебном заседании и направляет каждому:

  • копию надзорной жалобы;
  • копию определения ВС РФ о пересмотре того или иного судебного акта;
  • извещение о дате и месте заседания.

В судебном процессе судьей осуществляются следующие действия:

  • оглашаются все известные обстоятельства спора;
  • зачитываются все судебные постановления и определения, имеющиеся в материалах дела, которые были приняты судами предыдущих инстанций;
  • перечисляются аргументы заявителя, выступающие причиной пересмотра судебного акта.

На следующем этапе заседания присутствующие участники дают свои пояснения и возражения.

Президиум, методом голосования, принимает окончательный вердикт, которым может либо полностью аннулировать оспариваемое постановление/определении, либо частично его изменить или же оставить в силе. После чего коллегией Верховного суда оглашается соответствующее постановление, которое с момента своего провозглашения набирает юридическую силу и обжалованию не подлежит.

Ситуации, которые требуют надзорного рассмотрения

Шаг 1. Определите, не истек ли срок обжалования/принесения протеста на постановление (ПДАП).Сроки обжалования рассматривались в части первой данного материала (воп.4, 10-12). По общему правилу, срок обжалования — десять суток со дня вручения или получения копии постановления. Этот же срок применяется и для обжалования последующих решений по жалобам на постановление (ПДАП).

Исключение составляют дела, связанные с проведением выборов/референдума, когда срок сокращается до пяти дней. Зачем это нужно: проверка срока на обжалование на предмет его истечения необходима для ответа на вопросы:а) вступило ли постановление в законную силу;б) имеется ли возможность обжаловать данное постановление;в) в какой орган (или какому лицу) надлежит направлять жалобу/заявление;г) имеются ли основания для восстановления пропущенного срока.

Внимание!

Пропуск срока на обжалование является самостоятельным основанием возврата жалобы на постановление (ПДАП) заявителю, если обжалующее постановление лицо не ходатайствует о восстановлении пропущенного срока или нет оснований для его восстановления при наличии такого ходатайства

Читайте также:  Размер пенсии в Беларуси в 2023 году

Последствия пропуска (истечения срока):1) Изменяется порядок обжалования:а) подведомственность рассмотрения жалобыЕсли жалоба на не вступившее в законную силу постановление подается в порядке ст.30.1 КоАП РФ, то при вступлении в законную силу — уже в порядке ст.30.13 КоАП РФ, т.е. порядок обжалования становится исключительно судебным.

Как составить надзорную жалобу по административному делу?

  1. Без знаний законодательства и всех нюансов процессуальных действий составить грамотное заявление, которое будет принято судом, непросто. Поэтому если вас интересует такой вопрос, как подача надзорной жалобы по административному делу, его правильнее решать с нашим адвокатом. Консультация юриста по административным делам будет проведена по Вашему вопросу профессионально.
  2. В документ необходимо включить ряд моментов: информацию об участниках административного дела, наименование суда, суть заявления (обоснованные основания для пересмотра дела), сведения о результатах рассматриваемого дела, реквизиты и подпись.
  3. Если документ составляется с какими-либо нарушением, есть высокая вероятность того, что судебный орган не примет его к рассмотрению, вернув обратно заявителю. Это потеря времени и сил. Поэтому надзорная жалоба по административному делу Верховному суду РФ или президиуму суда субъекта РФ должна составляться по установленной форме. Можно составить жалобу самостоятельно, но лучше отстаивать свои права вместе с адвокатом, тогда вы значительно повысите шансы на пересмотр дела в Вашу пользу в связи с профессиональным подходом.

Решения каких инстанций обжалуются в порядке надзора

Внимание: описанный порядок уже неактуален, он действовал до вступления в силу закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ (ред. от 17.10.2019), а именно до запуска работы кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.

Согласно п. 2 ст. 332 КАС РФ в Президиум ВС РФ направляются жалобы на:

1. Вступившие в законную силу судебные решения, принятые в первой инстанции:

  • верховных судов республик (краев, областей, АО, городов федерального значения);
  • флотских (окружных) военных судов,

если апелляция рассматривалась в ВС РФ.

  • Апелляционной коллегии ВС РФ;
  • Судебной коллегии по административным делам ВС РФ или Военной коллегии ВС РФ, вынесенные в апелляционном или кассационном порядке.

В общем смысле надзорная жалоба— документ процессуального судопроизводства, с помощью которого участники процесса могут оспорить уже вошедшее в силу решение суда. Следует отметить, что данный вид жалоб подается исключительно на действующие судебные приговоры.

Постановления по административным делам (то есть связанные с притязанием субъекта к административной власти, государству или должностному лицу) оспариваются в три стадии. Первая – апелляционное обжалование, затем следует кассационное. Только после этих двух этапов субъект может подать надзорную жалобу.

В порядке надзора результатом рассмотрения обжалования могут являться следующие ситуации:

  • Жалоба не удовлетворена и постановление суда не терпит изменений.
  • Обжалуемое решение частично подвергается изменению, дело отдается на новое рассмотрение.
  • Одно или несколько постановлений суда могут быть изменены.
  • Судебный акт, по которому была отправлена жалоба, отменен; административное судопроизводство прекращено.
  • Обжалуемое решение остается без существенного рассмотрения.

Таким образом, на вынесенный судьей приговор все же можно существенно повлиять. Любое заключение административного судопроизводства может быть обжаловано субъектами разбирательства, в том числе, защитниками и представителями пострадавшего.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *