Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Несвоевременная выплата заработной платы ответственность работодателя КОАП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Законодательством предусмотрено взыскание пени за каждый день просрочки по выплате зарплаты, в размере 1,25 процента. Это значит, что если работодатель нарушил сроки выплаты зарплаты даже на день, то кроме самой зарплаты, вы можете получить и неустойку за задержку.
Комментарий к ст. 5.27 КоАП РФ
Комментируемая ст. 5.27 КоАП РФ устанавливает ответственность за:
а) нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч. ч. 3, 4 и 6 ст. 5.27 КоАП РФ и ст. 5.27.1 КоАП РФ (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ);
б) совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ);
в) фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор) (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ);
г) уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ);
д) совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 или ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ);
е) невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ);
ж) совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 3, 4 и 6 ст. 5.27 КоАП РФ, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ). Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости является Роструд (п. 1 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324).
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Роструда вправе:
1) главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;
2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главные государственные инспекторы труда, их заместители;
3) главные государственные инспекторы труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;
4) руководители структурных подразделений соответствующих государственных инспекций труда — главные государственные инспекторы труда, их заместители;
5) главные государственные инспекторы труда соответствующих государственных инспекций труда;
6) главные государственные инспекторы труда;
7) старшие государственные инспекторы труда;
8) государственные инспекторы труда.
Отметим, что в соответствии с п. п. 11.1 — 11.3 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ) Роструд разработал проверочные листы (списки контрольных вопросов). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 N 1080 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» проверочные листы применяются инспекторами труда с 1 января 2018 г. при плановых проверках организаций с умеренной категорией риска, а с 1 июля 2018 г. — при всех плановых проверках.
При этом в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органы государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством Российской Федерации, применяют риск-ориентированный подход.
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных Законом N 294-ФЗ случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности (п. 2 ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ).
С применением риск-ориентированного подхода осуществляется федеральный государственный надзор в сфере труда (п. 2 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875).
Комментарий к ст. 5.27 КоАП
1. Объектом данного правонарушения являются трудовые, а также связанные с ними общественные отношения. Трудовое законодательство призвано регулировать, прежде всего, те общественные отношения, которые складываются в процессе трудовой деятельности, т.е. трудовые отношения. Однако особенностью трудового права является то, что помимо отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности, т.е. собственно трудовых отношений, в предмет его правового регулирования входят отношения, тесно связанные с трудовыми. Перечень таких общественных отношений приводится в ст. 1 Трудового кодекса РФ.
Прежде всего, к ним необходимо отнести организационно-управленческие отношения, которые возникают в связи с необходимостью организации трудового процесса и управления трудом. Управление трудовой деятельностью осуществляет преимущественно работодатель (например, путем установления обязательных для работников данной организации правил внутреннего трудового распорядка). Вместе с тем трудовое законодательство предусматривает участие работников либо их представителей в управлении организацией (например, те же правила внутреннего трудового распорядка принимаются с учетом мнения выборного профсоюзного органа). Такое участие работников в процессе организации труда и управления трудом реализуется в рамках социального партнерства.
Социально-партнерские отношения складываются по поводу ведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений, участия в управлении организацией и т.п. Их спецификой является равенство участников (представителей работников и работодателей), а также преимущественно договорный характер регулирования таких отношений.
Традиционно в сферу правового регулирования трудового права включаются отношения, связанные с трудоустройством и занятостью. Эти отношения возникают в связи с обращением гражданина в службу занятости, регистрацией его в качестве безработного, деятельностью органов занятости по его трудоустройству, оказанием ему различных мер социальной поддержки и т.п.
Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников возникают между учеником работника и работодателем по поводу непосредственного обучения на производстве, повышения квалификации с отрывом или без отрыва от производства, а также по поводу руководства обучением. В этих случаях работодатель может заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации — ученический договор на переобучение без отрыва от работы (ст. 198 ТК РФ). При этом ученический договор с лицом, ищущим работу, является гражданско-правовым и регулируется гражданским законодательством, а ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору и регулируется трудовым законодательством.
Определенной спецификой обладают отношения, возникающие в связи с материальной ответственностью работников и работодателей. Материальная ответственность сторон трудового договора выражается в необходимости возместить ущерб, причиненный виновным и противоправным поведением (действием или бездействием). Несмотря на некоторое сходство с гражданско-правовой ответственностью, которая также выражается в возмещении причиненного ущерба, материальная ответственность представляет собой самостоятельный вид юридической ответственности.
К отношениям, связанным с трудовыми, также относятся отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства — контрольно-надзорные отношения. Эти отношения возникают при реализации своей компетенции по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, а также законодательства об охране труда как специально уполномоченными государственными органами, так и выборными профсоюзными органами работников.
К отношениям, тесно связанным с трудовыми, закон относит и отношения, возникающие в связи с разрешением трудовых споров. Индивидуальные трудовые споры рассматриваются Комиссией по трудовым спорам (КТС) и судами. Коллективные споры разрешаются путем проведения примирительных процедур, в которых помимо сторон спора могут участвовать посредники и трудовые арбитры.
Объективная сторона данного правонарушения может выражаться в самых различных действиях или бездействии, которые нарушают трудовое законодательство. В этой связи чрезвычайно важным является четкое определение круга нормативных актов, которые включаются в понятие «трудовое законодательство».
Понятие «законодательство» может трактоваться в широком и узком смысле этого слова. Формально юридически, т.е. в узком понимании, оно охватывает только федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации. Однако существует и расширительное понимание данного термина. Так, А.Б. Агапов высказывал точку зрения, что в смысле комментируемой нормы «к трудовому законодательству относятся только акты, принимаемые федеральными государственными органами, а также указы Президента РФ» . Нужно сказать, что ранее Трудовой кодекс РФ не содержал разъяснения данного правового термина. Однако новая редакция ТК РФ (с изменениями от 30.06.2006) прямо закрепляет в ст. 5, что трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда) состоит из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права. Таким образом, исходя из буквального толкования этой нормы, объективную сторону этого правонарушения образуют только деяния, нарушающие предписания, установленные федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, но не подзаконным актом. В этой связи можно отметить две проблемы, связанные с применением данной нормы.
———————————
Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Расширенный, с использованием материалов судебной практики (в двух книгах). М.: Статут, 2004.
Во-первых, если закон содержит отсылочную норму к подзаконному акту. Например, согласно ст. 66 ТК РФ форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются Правительством Российской Федерации. Если работодатель или соответствующее должностное лицо нарушает порядок ведения трудовой книжки, установленный постановлением Правительства РФ, могут ли его действия квалифицироваться как нарушение трудового законодательства? Как нам представляется, ответ на этот вопрос должен быть отрицательным. Однако правоприменительная практика идет по иному пути.
Во-вторых, определенные сложности в ряде случаев может вызвать формулировка «закон, содержащий нормы трудового права». Например, профессиональная деятельность государственных гражданских служащих регулируется на сегодняшний день ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года (с последующими изменениями) N 79-ФЗ. Данный Закон содержит очень большое количество норм, регулирующих поступление на службу, ее прохождение, увольнение с гражданской службы. Следует ли относить данные нормы к трудовым? В этой связи в специальной литературе сформировались две полярные позиции по вопросу регулирования государственно-служебных отношений.
Первая точка зрения основана на признании трудоправового характера отношений между гражданским служащим и соответствующим государственным органом. Соответственно, те ученые, которые придерживаются подобного подхода, полагают, что «внутренние», т.е. служебные, отношения в основе своей должны регулироваться нормами трудового права, разумеется с учетом специфики данного вида профессиональной деятельности, установленной специальным законодательством о государственной службе. Как правило, этой позиции придерживаются специалисты в области трудового права .
———————————
Иванов С.А. Трудовое право переходного периода // Государство и право. 1994. N 4; Куренной А.М., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Современные проблемы российского трудового права // Правоведение. 1997. N 2; Чиканова Л.А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2005. N 4.
Нарушение трудового законодательства
За нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если это нарушение не связано:
- с фактическим допущением к работе лица, не уполномоченным на это работодателем (т.е. работодатель не заключил с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор, ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ);
- уклонением от оформления или ненадлежащим оформлением трудового договора либо заключением гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ);
- невыплатой или неполной выплатой в установленный срок зарплаты, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений (ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ);
- нарушениями государственных нормативных требований охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ),
ответственность устанавливается по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и включает:
1) предупреждение;
2) наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей;
3) штраф на ИП в размере от 1000 до 5000 рублей;
4) штраф на юридических лиц в сумме от 30 000 до 50 000 рублей.
За повторное аналогичное административное правонарушение ответственность наступает уже по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ и влечет:
1) штраф на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
2) в отношении ИП штраф на сумму от 10 000 до 20 000 рублей;
3) для юридических лиц штраф в диапазоне от 50 000 до 70 000 рублей.
Какие же конкретно нарушения подпадают под указанный состав административного правонарушения, какие государственные органы могут возбудить дело об административном правонарушении и от чего зависит ответственность? Об этом мы и поговорим более подробно.
Итак, работодатель может быть привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за любое нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч. 3, 4, 5 ст. 5.27 и ст. 5.27.1 КоАП РФ.
И, как показывает анализ судебной практики, чаще всего происходит привлечение работодателя к административной ответственности именно по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
По оценкам ГИТ, к наиболее частым нарушениям трудового законодательства, за которые работодатели и их должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по этой норме, относятся:
- отсутствие приказа о приеме на работу или о прекращении трудового договора (ч. 1 ст. 68 и ч. 1 ст. 84.1 ТК РФ);
- нарушение правил ведения и хранения трудовых книжек (ст. 66 ТК РФ и Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, далее – Правила);
- отсутствие табеля учета рабочего времени (ч. 4 ст. 91 ТК РФ);
- неизвещение в письменной форме каждого работника о выплате заработной платы (ч. 1 ст. 136 ТК РФ);
- выплата заработной платы один раз в месяц или с нарушением срока ее выплаты (ч. 6 ст. 136 ТК РФ);
- отсутствие графика отпусков (ч. 2 ст. 123 ТК РФ);
- нарушение продолжительности работы при работе по совместительству (ч. 1 ст. 284 ТК РФ);
- допущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда (ст. 212 ТК РФ и др.).
Фактическое допущение к работе
По ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ работодателям грозит ответственность за фактическое допущение к работе человека неуполномоченным на это работодателем лицом, если работодатель (или его уполномоченный представитель) не заключает с допущенным к работе лицом трудовой договор.
Само по себе фактическое допущение лица к работе не является административным правонарушением, если работодатель выполнил следующие условия:
1. Надлежащим образом оформил допуск сотрудника к работе. Поскольку фактическое допущение к работе – это начало трудовой деятельности, то оно должно быть соответствующим образом оформлено. Порядок такого оформления законодательством не регламентирован. В идеальном варианте следует прописать его в ЛНА. Если же это «разовая акция», то можно поступить следующим образом. Сотрудник (неуполномоченный на допуск работника, но который просит допустить к работе нового человека) пишет руководству или уполномоченному на это работодателем лицу служебную записку. Желательно сделать это заранее, чтобы получить одобрение от руководства (или иного уполномоченного лица). В записке во избежание спорных ситуаций рекомендуется прописать обговоренный характер работы и заработную плату (Пример 1). При согласии уполномоченного принимать решение о трудоустройстве должностного лица целесообразно также оформить такое согласие соответствующей резолюцией на служебной записке. Она послужит основанием для подготовки кадровиком приказа (или распоряжения) о допуске к работе.
Прекращая трудовые отношения с компанией-работодателем, работник имеет право на осуществление всех финансовых взаиморасчетов строго в установленные законом сроки. Речь идет о выдаче:
- непосредственно заработной платы, начисленной пропорционально отработанным дням за текущий календарный месяц;
- компенсации за неиспользованный отпуск при наличии такового (с учетом отпуска за прошлые года);
- выходного пособия — специалист может претендовать на него в том случае, если увольняется по причине сокращения штата, ликвидации предприятия;
- премий и надбавок к зарплате, причитающихся сотруднику в рамках трудового соглашения;
- компенсации за просрочку выплаты зарплаты за каждый день ее задержки до момента полной выдачи — проценты рассчитываются исходя из 1/300 ключевой ставки ЦБ.
Задержка зарплаты с точки зрения законодательства
Порядок и сроки расчета с работниками регулируются ст. 136 ТК РФ. Согласно ч. 5 и 6 зарплата должна быть выдана непосредственно работнику в месте нахождения предприятия или перечислена на банковский счет. Периодичность выплат — не реже одного раз в 15 дней. Соответственно, ежемесячно работнику должны полагаться две или более выплаты.
Нормы ТК РФ не определяют процентное соотношение выплат. Поэтому одна из них по величине может быть больше другой. Например, система расчета с работниками может быть следующей: в первую выплату включается только оклад по тарифной ставке, а во вторую помимо оклада — премии и другие дополнительные выплаты.
Конкретные даты выплаты зарплаты, согласно ч. 4 ст. 136 ТК РФ, определяются в коллективном трудовом соглашении для всех работников одинаково либо оговорены непосредственно в договоре с каждым сотрудником. При этом если дата выплаты приходится на выходной или праздник, то расчет производится накануне.
Для отдельных выплат могут быть установлены специальные сроки, в пределах которых администрация организации должна их произвести. Так, например, отпускные, согласно ч. 9 ст. 136 ТК РФ, перечисляются работнику не позже трех дней до начала отпуска.
Соответственно, если предприятие не соблюдает данные требования и рассчитывается с работником не вовремя либо вовсе не платит положенные деньги, то речь идет о задержке заработной платы.
Ответственность за задержку заработной платы заключается в применении к администрации предприятия финансовых и иных санкций по нормам ТК, КоАП и УК РФ — в зависимости от сроков и величины накопленной задолженности.
При необходимости за взысканием долга по зарплате можно обратиться в суд.
Сотрудники могут инициировать банкротство
Работники компании имеют право стать инициаторами банкротства компании или заявить свои требования о выплате им долгов по заработной плате и выходные пособия уже в самой процедуре банкротства. В 2021 году появились первые подобные дела и, увы, их итого печален для компаний.
Согласно пункту1 статьи 7 Закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» сотрудники, в том числе бывшие, могут обратится в суд с заявлением о признании работодателя банкротом из-за долгов по заработной плате.
Чтобы заявить свои требования в процедуре банкротства, сотрудники должны провести собрание не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов и заявить свои требования. На собрании сотрудники выбирают своего представителя, который будет защищать их интересы в процессе банкротства работодателя. Требования о выплате долгов по оплате труда включаются в реестр требований кредиторов арбитражным управляющим.
Основные последствия невыплаты зарплаты в 2019 году
Во-первых, формулировка не корректна в части
не позднее 10 и 25 числа каждого месяца
Андрей
должны быть указаны конкретные даты (ст.136 ТК РФ).
Во-вторых, может быть не корректной формулировка
25-го числа выплачивается заработная плата за первую половину текущего месяца в размере 50% от суммы оклада; 10-го числа следующего месяца осуществляется окончательный расчет по итогам работы за предыдущий месяц;»
Андрей
если кроме оклада есть какие-то надбавки /доплаты (но не премии!) — за сверхурочную работу, ночные смены, работу в праздники и выходные, за «вредность» и т.п., то их тоже должны выплачивать пропорционально отработанному времени, в том числе и в аванс.
В-третьих, утверждение
Те, кто отработал в компании не полную первую половину месяца, те аванс не получают. Аванс положен только тем, кто в компании с 01.12.2017 г. Получите расчет за декабрь целиком 10.01.18.» И якобы есть где-то в законах формулировка, что «нужно 15 рабочих дней отработать чтобы аванс выплачивался».
Андрей
Таким образом, ТК РФ не определены конкретные сроки выплаты заработной платы, а также ее размер за полмесяца. Данные вопросы отнесены к правовому (коллективно-договорному) регулированию на уровне учреждения.Считаем, что работник имеет право на получение заработной платы за первую половину месяца пропорционально отработанному времени.
При этом полагаем, что при определении размера выплаты заработной платы за первую половину месяца необходимо учитывать оклад (тарифную ставку) работника за отработанное время, а также надбавки за отработанное время, расчет которых не зависит от оценки итогов работы за месяц в целом, а также от выполнения месячной нормы рабочего времени и норм труда (трудовых обязанностей) (например, компенсационная выплата за работу в ночное время в соответствии со статьей 154 ТК РФ, надбавки за совмещение должностей, за профессиональное мастерство, за стаж работы и другие).
Что касается выплат стимулирующего характера, начисляемых по результатам выполнения показателей эффективности (оценка которых осуществляется по итогам работы за месяц), а также выплат компенсационного характера, расчет которых зависит от выполнения месячной нормы рабочего времени и возможен только по окончании месяца (например, за сверхурочную работу, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в соответствии со статьями 152 и 153 ТК РФ), полагаем, осуществление указанных выплат производится при окончательном расчете и выплате заработной платы за месяц.
По нашему мнению, уменьшение размера заработной платы за первую половину месяца при начислении может быть рассмотрено как дискриминация в сфере труда, ухудшение трудовых прав работников.Вопрос:… О размере зарплаты за первую половину месяца. (Письмо Минтруда России от 10.08.2017 N 14-1/В-725) В соответствии с действующей частью шестой статьи 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Таблица штрафов за задержку заработной платы в 2019 году
Первое нарушение | |
Директор, главбух | 10 000 – 20 000 руб. или предупреждение |
Предприниматель | 1000 – 5000 руб. |
Компания | 30 000 – 50 000 руб. |
Повторное нарушение | |
Директор, главбух | 20 000 – 30 000 руб. или дисквалификация на 1—3 года |
Предприниматель | 10 000 – 30 000 руб. |
Компания | 50 000 – 100 000 руб. |
Обращение в инстанции при невыплате заработной платы
У обманутых сотрудников одновременно с чувством обиды возникает вопрос: как отомстить работодателю, кинувшему с зарплатой? Для восстановления справедливости существуют следующие учреждения, способные оказать содействие:
- Трудовая инспекция. Организация не может принять решения о принудительном взыскании кредиторской задолженности с нанимателя, но может:
- оказать информационно-консультационные услуги по нормам труда;
- произвести внеплановую проверку юридического или физического лица;
- помочь при составлении искового заявления в суд.
- Органы прокуратуры. Прокуратура занимается подобными делами при наличии крупных сумм задолженности и длительного периода задержки. На принятие решения о разбирательстве или отказе отводится один месяц с момента получения соответствующего заявления.
- Судебные инстанции. Как засудить работодателя по максимуму, зависит от составленного искового заявления с приложением подтверждающих документов, чётко сформулированных требований, сроков задержки и доказательной базы. Если наниматель не платит всего лишь обещанную «чёрную составляющую» фонда оплаты труда, то как подать в суд за невыплату зарплаты? Ведь факт её получения наказуем сам по себе, подобно дающему и берущему взятку. Обычно суды при грамотной формулировке иска становятся на сторону гражданина, а исполнительный лист служит основанием для принудительного взыскания денежных средств со всех расчётных счетов.
- Фискальная служба. Налоговые органы больше подходят для того, как подставить и проучить работодателя при наличии теневой зарплаты, а не для взыскания денежных средств. Соответствующий сигнал инициирует внеплановую проверку субъекта предпринимательства, а указание относительно схемы выдачи позволит контролёрам вычислить теневые обороты, схемы уклонения от уплаты налогов, доначисление платежей в бюджет с включением налогового счётчика.
Отсутствие расчёта по ЗП наказывает материально, унижает морально и жаждет отмщения со стороны «кинутых» наёмных работников. Но вместо хождения по инстанциям и «выбивания» заработанных средств каждому нужно принять решение о целесообразности работы в данной организации вообще. Кормимые бесконечными обещаниями, ряд граждан боятся освободиться от предприятия, не задумываясь, что найти худшее место работы невозможно по определению.
Административная ответственность по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ
Квалификация правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ
Частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ закреплена ответственность за уклонение от оформления трудового договора; ненадлежащее оформление трудового договора; заключение в нарушение требований части второй статьи 15 ТК РФ гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.
Что считается уклонением работодателя от оформления трудового договора? Обязанность по надлежащему оформлению трудовых отношений с работником (заключение в письменной форме трудового договора) по смыслу части первой статьи 67 ТК РФ возлагается на работодателя. Если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, но при этом работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (часть третья статьи 16, часть вторая статьи 67 ТК РФ). Невыполнение данной обязанности в названный срок свидетельствует об уклонении работодателя от оформления трудового договора.
Под ненадлежащим оформлением трудового договора для целей применения части 4 статьи 5.27 КоАП РФ следует понимать отсутствие в данном договоре тех сведений и (или) условий, которые предусмотрены частями первой и второй статьи 57 ТК РФ, а также включение в трудовой договор условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 9 ТК РФ).
При этом невключение в трудовой договор условий реализации трудовых прав и обязанностей, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (например, конкретной даты выплаты заработной платы), не образует объективную сторону состава указанного административного правонарушения, поскольку у работодателя отсутствует предусмотренная законом обязанность закреплять соответствующие положения в трудовом договоре (п. 10 Постановления).
Что может являться доказательствами по делам о правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ
Доказательствами по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ, являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается факт наличия между работником и работодателем трудовых отношений, а именно личного выполнения работником за плату трудовой функции, в том числе дистанционно, в интересах, под управлением и контролем работодателя, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, включая постоянный характер сложившихся отношений (статьи 15, 56 ТК РФ, статья 26.2 КоАП РФ).
Новая административная ответственность
Перечислим виды административной ответственности, которые предусматривает ст. 5.27 КоАП РФ в редакции Закона № 272-ФЗ, за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч. 3, 4 и 6 данной статьи и ст. 5.27.1 КоАП РФ, влечет:
— для должностных лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1000 до 5000 руб.;
— для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — штраф от 1000 до 5000 руб.;
— для юридических лиц — штраф от 30 000 до 50 000 руб.
Как следует из ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет:
— для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
— для ИП — штраф от 10 000 до 20 000 руб.;
— для юридических лиц — штраф от 50 000 до 70 000 руб.
В части 3 ст. 5.27 КоАП РФ установлено наказание за фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, когда работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор).
Для такой ситуации предусмотрен административный штраф:
— для граждан — в размере от 3000 до 5000 руб.;
— для должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
Ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, установлена ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.
Для должностных лиц это штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб.; для ИП — штраф от 5000 до 10 000 руб.; для юридических лиц — штраф от 50 000 до 100 000 руб.
Для тех, кто повторно совершит административные правонарушения, предусмотренные ч. 3 или 4 ст. 5.27 КоАП РФ, наказание существенно ужесточается (ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ):
— для граждан — штраф 5000 руб.;
— для должностных лиц — дисквалификация на срок от одного года до трех лет;
— для ИП — штраф от 30 000 до 40 000 руб.;
— для юридических лиц — штраф от 100 00 до 200 000 руб.
Еще один вид нарушения — это невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством. Ответственность за это нарушение установлена ч. 6 ст. 5.27 ТК РФ:
— для должностных лиц — это предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
— для ИП — штраф от 1000 до 5000 руб.;
— для юридических лиц — штраф от 30 000 до 50 000 руб.
За повторное нарушение, предусмотренное ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, ответственность ужесточается (ч. 7 ст. 5.27 ТК РФ):
— для должностных лиц установлен штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет;
— для ИП — штраф от 10 000 до 30 000 руб.;
— для юридических лиц — штраф от 50 000 до 100 000 руб.
Комментарии к ст. 142 ТК РФ
1. В соответствии со ст. 5.27 КоАП нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 тыс. до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.
2. 15-дневный срок начинается со следующего дня после невыполнения работодателем обязанности выплатить заработную плату. В этот срок включаются и нерабочие дни согласно ст. 14 ТК.
Последний день 15-дневного срока должен быть рабочим днем согласно ст. 14 ТК. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
3. Указом Президента РФ от 19 января 1996 г. N 66 установлены меры по обеспечению своевременности выплаты заработной платы за счет бюджетов всех уровней, пенсий и иных социальных выплат. О мерах по реализации Указа см. Постановление Правительства РФ от 6 марта 1996 г. N 230.
Согласно Указу руководители и должностные лица федеральных органов исполнительной власти, на которых возложены функции по выплате непосредственно из федерального бюджета заработной платы, а также по выделению из федерального бюджета средств, направляемых на выплату заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел РФ и Государственной противопожарной службы МЧС России, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат, несут персональную ответственность за своевременное осуществление указанных выплат.
Руководители федеральных органов исполнительной власти:
обладающие правами распорядителя по средствам, выделяемым из федерального бюджета, обязаны в соответствии со своей компетенцией своевременно, но не позднее 3 дней до даты выплаты, отдавать распоряжение по осуществлению выплаты заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел РФ и Государственной противопожарной службы МЧС России, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат;
обладающие правами распорядителя по внебюджетным средствам, обязаны направлять указанные средства в первую очередь на оплату работ и услуг организаций бюджетной сферы, а также оплату продукции, поставляемой для федеральных государственных нужд.
В случае отсутствия в сроки, установленные вышеназванным Указом, на счетах федерального органа исполнительной власти денежных средств руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, обладающие правами распорядителя по средствам, выделяемым из федерального бюджета, обязаны отдавать распоряжение по осуществлению выплаты заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел РФ и Государственной противопожарной службы МЧС России, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат в день поступления средств на счета.
Руководителям федеральных органов исполнительной власти, обладающим правами распорядителя по внебюджетным средствам и по средствам, выделяемым из федерального бюджета, запрещается размещение временно свободных финансовых средств на депозитных счетах в банках и осуществление любых расходов бюджетных средств в случаях, когда:
это приведет к невозможности своевременной выплаты заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел РФ и Государственной противопожарной службы МЧС России, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат;
имеется задолженность по выплате заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел РФ и Государственной противопожарной службы МЧС России, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат в день поступления средств на счета.
Должностные лица федеральных органов исполнительной власти, на которых возложены функции по выплате непосредственно из федерального бюджета заработной платы, а также по выделению из федерального бюджета средств, направляемых на выплату заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел РФ и Государственной противопожарной службы МЧС России, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат, виновные в задержке указанных выплат или выделения средств из федерального бюджета, отстраняются от выполнения указанных функций руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти или увольняются за однократное грубое нарушение своих обязанностей.
В случае нарушения руководителями федеральных органов исполнительной власти возложенных п. п. 2 и 3 Указа обязанностей Председатель Правительства РФ должен внести Президенту РФ представление об отставке соответствующего руководителя.
Руководители государственных унитарных предприятий и учреждений, финансируемых из федерального бюджета, допустившие задержку выплаты заработной платы работниками в связи с неэффективной работой, размещением денежных средств на депозитных счетах банков, осуществлением выплат со счетов предприятия или учреждения на цели, не связанные с покрытием задолженности по налоговым и другим обязательным платежам, а также кредиторской задолженности, подлежат увольнению за однократное грубое нарушение своих обязанностей.
Контроль за исполнением Указа возлагается на Председателя Правительства РФ.
Представители государства в органах управления хозяйственных обществ и товариществ, в которых имеются доли (паи, акции), находящиеся в государственной собственности, в случае задержек выплаты заработной платы работникам соответствующих хозяйственных обществ и товариществ обязаны в месячный срок созвать общее собрание участников (акционеров) соответствующего хозяйственного общества или товарищества и поставить вопрос об увольнении руководителей (исполнительных директоров), ответственных за выплату заработной платы.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. N 214 «Об обязанностях представителей государства в органах управления акционерных обществ, часть акций которых находится в федеральной собственности, при возникновении задолженности этих акционерных обществ по заработной плате, обязательным платежам в бюджеты всех уровней и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды» органы исполнительной власти субъектов РФ должны обеспечить контроль за своевременной выплатой из бюджетов субъектов РФ заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат.
4. В соответствии со ст. 145.1 УК невыплата свыше 2 мес. заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем организации, работодателем — физическим лицом из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается штрафом в размере до 120 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет.
То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.