Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДС на продукты питания в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В голове обывателя может родиться схема, предполагающая, что его этот налог совсем не касается. Ну, платит себе предприниматель, и пусть платит. Но это ошибочное мнение. Потому что в реальности всю сумму этого налога оплачивает в итоге сам покупатель. Чтобы понять, почему же так происходит, обратимся к простенькому примеру и посмотрим какие этапы проходит формирующийся налог на добавленную стоимость.
Почему меня это должно волновать?
Если вы работаете в сфере общественного питания, то неважно, какую систему налогообложения вы применяете, отмена НДС в общепите может сэкономить вам налоги. А может и не сэкономить. Надо считать. Давайте разберемся, почему это так.
Какие системы налогообложения сейчас используются в общепите? Если не говорить про крупных игроков, которые вынужденно применяют общую систему, то их всего две — патент и УСН (доходы минус расходы). Есть, конечно, еще УСН (доходы) и НПД, но это скорей для домашней пекарни или чего-то в этом духе. Полноценный ресторан не может себе позволить считать налоги без учета расходов.
Поговорим про патент. Это идеальная система, если у вас не более 15 сотрудников, годовой оборот не превышает 60 миллионов рублей и вы работаете не в самом жадном регионе, который устанавливает адекватные ставки по ПСН.
Те, кто вписывается в эти условия, работают на патенте и горя не знают. Остальные же вынуждены идти на УСН (д-р). Там можно и сотрудников побольше нанимать (130 человек), и лимит по доходам выше (200 миллионов). Но у упрощенки есть одна противная особенность — меньше 1% от оборота налог быть не может. Т. е. если вы сработали в ноль (ничего не заработали), то из своего кармана придется заплатить 1% от всех входящих денег.
Особенности патента:
- Лимит по сотрудникам 15 человек.
- Лимит по доходам 60 миллионов.
- Есть ограничение на площадь заведения.
- Может стоить неадекватно дорого.
- Только для ИП.
Особенности УСН (д-р):
- Лимит по сотрудникам 130.
- Лимит по доходам 200 миллионов.
- Минимальный налог — 1% от оборота.
А теперь, зная все это, давайте посмотрим, какие налоги платятся на общей системе (ОСН). Это НДС и либо НДФЛ 13% (для ИП), либо налог на прибыль 20% (для организаций). Общепит попадает под освобождение от НДС, из этого делаем вывод:
В случае применения освобождения от НДС для общепита, налоговая нагрузка:
- Для ИП — 13% (от разницы между доходом и расходом).
- Для ООО — 20% (от разницы между доходом и расходом).
Условия для налогоплательщиков разных категорий
Воспользоваться льготным НДС могут как давно работающие компании и ИП, оказывающие услуги общепита, так и новые. Для налогоплательщиков каждой категории предусмотрены свои условия.
Для старичков упомянутый выше ФЗ №305 предусматривает ограничения по удельному весу доходов от общепита (70%+) и годовой выручке (до 2 млрд. рублей за 2021 год). Посчитали соответствующие показатели? Если компания не превысила лимит по выручке и выполнила условие по удельному весу доходов от общепита, льготный НДС подключится в 2022 автоматически. Обращаться в налоговую с заявлением об освобождении от налога не придется.
Для новичков, зарегистрированных в 2022, все проще. Они являются «освобожденцами» по умолчанию. Указанные выше лимиты таким компаниям и ИП необходимо будет проверять по итогам 2022 года, чтобы продолжить пользоваться льготой в 2023.
В 2024 перечень условий для льготного налогообложения дополнится. Новым условием станет размер выплат физлицам. Его привяжут к региональному среднеотраслевому показателю. Норма предусмотрена ст. 149 НК РФ.
Налоговые последствия для «освобожденцев»
А теперь самое интересное с практической точки зрения. Итак, компания выполнила условия и с января 2022 освобождена от НДС. Реализация услуг общественного питания осуществляется без начисления указанного налога. Собираетесь выставить первый счет? Учтите нормы ст. 169 НК РФ (п. 3 пп. 1).
Для бухгалтера остается актуальным вопрос: что делать с входным НДС по услугам, работам и товарам, связанным с услугами общепита, попавшими под льготное налогообложение? Отвечаем: включайте налог в стоимость указанных услуг, работ и товаров, не принимайте его к вычету.
Если в 2021 году вы приняли к вычету входной НДС по услугам, товарам, работам, приобретенным для услуг общепита, которые реализуются в 2022 году, налог необходимо восстановить. Восстановление отражайте в учете по мере использования соответствующих товаров, услуг и работ при осуществлении операций, освобожденных от НДС.
Восстановленный налог включайте в прочие расходы и отражайте на счете 91.
И последнее: льгота по НДС не освобождает общепит от ежеквартальной отчетности по этому налогу. Льготные операции включайте в декларации в раздел 7.
Налоговый кредит и налоговое обязательство
Мы посмотрели на формулы, но, сколько же должно быть заплачено нами в бюджет этого налога, спросите вы. Давайте «добьём» тему с джинсами и решим этот вопрос, а заодно разберёмся с такими составляющими понятиями налога на добавленную стоимость, как кредит и обязательство.
Купили мы всё-таки джинсов на 120 000 рублей. Из которых 20 тысяч заплатили как НДС для поставщика. У нас есть от этого поставщика счёт-фактура на нашу партию джинсов, где чёрным по белому написано, что цена товара без НДС — 100 000 рублей, сумма НДС — 20 000 рублей, а общая стоимость — 120 000 рублей.
Далее, цифру НДС при расчётах мы отложили и запомнили как налоговый кредит.
Налоговый кредит — эта та сумма, на которую можно будет в конце отчётного периода сделать налоговый вычет из налогового обязательства — то есть уменьшить сумму налога, оплачиваемого нами в бюджет. А то, что мы должны будем оплатить в бюджет и есть — налоговое обязательство.
Смотрим дальше на джинсы.
В реальности мы будем из суммы в 120 000 рублей для формирования своей цены вычитать уплаченный нами уже НДС. То есть сумма составит те самые 100 тысяч рублей.
Допустим, включив все остальные факторы себестоимости и затрат, да прибавив процент желаемой прибыли, мы получили цену в 200 000 рублей. Именно за столько и будут проданы наши джинсы в нашем магазине конечному потребителю. И именно с этой суммы будет вычитываться наше налоговое обязательство — то есть налог, который мы должны заплатить в бюджет.
От 200 тысяч рублей, по формуле или калькулятору выходит, что НДС равен 33 333 рублей. Это наше налоговое обязательство. Но! У нас ведь есть ещё документы, которые подтверждают наш налоговый кредит в 20 000 рублей (то есть то, что мы уже заплатили 20 тысяч в виде налога на добавленную стоимость). А значит, мы из 33 тысяч можем вычесть 20 уже выплаченных. Итого получим 13 тысяч рублей, которые мы будем платить после продажи всех 10 пар джинсов (допустим, это произошло за один отчётный период).
В бюджет от нас с 200 тысяч рублей 13 000 пошли в виде налога. Но не нужно забывать, что наш поставщик также заплатил свои 13 тысяч в бюджет, которые получил от нас во время покупки джинсов изначально.
Статья 149 Налогового кодекса не предусматривает отраслевых льгот и не привязана к масштабам бизнеса. В ней речь идет об освобождении от НДС по льготным операциям, производимым в определенных видах деятельности. На самом деле список операций, по которым доступно освобождение от НДС, достаточно узок и концентрируется вокруг нескольких сфер: медицины, социальных услуг, взаимодействия с государственными и муниципальными учреждениями. Туда же отнесен определенный круг финансовых операций.
Для некоторых отраслей отдельные льготные пункты могут давать широкий простор для значительного сокращения налоговой нагрузки, связанной с освобождением от НДС. Например, это деятельность в области НИОКР.
Главным недостатком статьи 149 является сложность ее применения. В большинстве случаев эффективность освобождения от НДС напрямую зависит от качества юридической проработки, которая должна быть идеальной. Требования постоянно меняются, разногласия с инспекцией могут возникнуть в трактовке характера сделок. Решить вопрос освобождения от НДС по статье 149 НК своими собственными силами, посредством штатного бухгалтера, может оказаться проблемным. Скорее всего потребуется привлечение налоговых консультантов.
Итоговая таблица ставок на 2023 год
Таким образом, итоговая таблица ставок на 2023 год выглядит следующим образом.
Ставка | Область применения |
0% | · экспортные товары;
· перевозки за рубеж; · операции по транспортировке нефти и нефтепродуктов. |
10% | · товары для питания;
· товары для детей; · медпрепараты; · печатные издания сферы культуры |
20% | прочие операции |
Целых сто лет назад (двадцатые годы двадцатого века) налог на добавленную стоимость пришёл на смену бытующему тогда налогу с продаж. До этого налог брался со всей выручки. И предпринимателям было сложно, ведь приходилось совершать постоянные одинаковые платежи, которые совсем не учитывали возможный доход. Они базировались только на голой выручке, а не прибыли. Но на территории Российской Федерации НДС был введён только лишь в 1992 году.
До недавнего времени ставка НДС была равна 18%. К этой цифре многие успели привыкнуть. Так что, когда стало известно, что НДС планируют повышать, общественность начала сильно возмущаться. Многие политологи и экономисты выступали с критикой новых законов. Ведь повышение на 2%, которое могло показаться некритичным, на самом деле привело бы к повышению цен абсолютно на всё.
Тем не менее, с 1 января 2019 года, НДС в России стал официально равняться 20%.
Такая ставка распространяется за некоторым исключением на большинство товаров и услуг. Но существуют и другие её варианты. Так, ставкой в 10 процентов, например, облагаются медицинские препараты, детские товары и некоторые продукты сферы питания. А вот продукт на экспорт (вывоз) вообще этим налогом не облагается. Там ставка НДС равна нулю.
Налоговые ставки по НДС определены в ст. 164 НК РФ. Товары, при продаже которых применяется ставка НДС в размере 10%, поименованы в п. 2 указанной статьи. В пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ перечислены следующие продовольственные товары:
- скот и птица в живом весе;
- мясо и мясопродукты (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий — сырокопченых в/с, сырокопченых полусухих в/с, сыровяленых, фаршированных в/с, копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы — балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея, свинины и говядины запеченных, а также консервов — ветчины, бекона, карбонада и языка заливного);
- молоко и молокопродукты (включая мороженое, произведенное на их основе, за исключением мороженого, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда);
- яйца и яйцепродукты;
- масла растительные;
- маргарин;
- сахар, включая сахар-сырец;
- соль;
- зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы;
- маслосемена и продукты их переработки (шроты, жмыхи);
- хлеб и хлебобулочные изделия (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия);
- крупа;
- мука;
- макаронные изделия;
- рыба живая (за исключением ценных пород: белорыбицы, лосося балтийского и дальневосточного, осетровых (белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди), семги, форели (за исключением морской), нельмы, кеты, чавычи, кижуча, муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира);
- море- и рыбопродукты, в том числе рыба охлажденная, мороженая и других видов обработки, сельдь, консервы и пресервы (за исключением деликатесных: икры осетровых и лососевых рыб, белорыбицы, лосося балтийского, осетровых рыб — белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди, семги, спинки и теши нельмы х/к, кеты и чавычи слабосоленых, среднесоленых и семужного посола, спинки кеты, чавычи и кижуча х/к, теши кеты и боковника чавычи х/к, спинки муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира х/к, пресервов филе — ломтиков лосося балтийского и лосося дальневосточного, мяса крабов и наборов отдельных конечностей крабов варено-мороженых, лангустов);
- продукты детского и диабетического питания;
- овощи (включая картофель).
Тем же пунктом установлено, что коды видов перечисленной в нем продукции определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (далее — ОКП) и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 утверждены:
- Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации (далее — Перечень кодов по ОКП);
- Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.
В рамках данной статьи рассмотрены правила применения налоговой ставки 10% в отношении видов продукции, содержащихся в Перечне кодов по ОКП.
Если ставка выбрана неверно
Налоговая ставка является обязательным элементом налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ), и налогоплательщик не может применять ее произвольно (изменять ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения (Определение КС РФ от 15.05.2007 N 372-О-П).
Выставление поставщиком товара НДС по «неправильной» ставке влечет негативные последствия для покупателя. Поясним. В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров на территории РФ в отношении товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения согласно гл. 21 НК РФ. Как разъяснил Президиум ВАС в Постановлении от 20.12.2005 N 9252/05, названное положение Налогового кодекса исключает заявление к вычету сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком в нарушение положений гл. 21 НК РФ. Иными словами, ошибочное предъявление контрагентом 18%-ного НДС по товару, подлежащему обложению по ставке 10%, не влечет для покупателя таких правовых последствий, как получение права на налоговый вычет в размере 18%. Например, в Постановлении от 09.12.2008 N Ф09-9207/08-С3 ФАС УО указал, что налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога. В силу п. 2 ст. 164 НК РФ при реализации зерна, комбикормов, кормовых смесей и зерновых отходов налогообложение производится по налоговой ставке 10%. Суд выяснил, что в соответствии с Перечнем кодов по ОКП премиксы облагаются по налоговой ставке 10%, но контрагент выставил покупателю счет-фактуру на данный товар со ставкой 18%. Всю сумму налога покупатель поставил к вычету. Налоговая инспекция посчитала, что вычет в данной ситуации возможен только в размере 10%, и доначислила покупателю НДС. Арбитры поддержали инспекторов.
Немыслимо, но в 2004 г. налоговики при проверке одной из компаний, торгующих молочной продукцией, пришли к выводу, что заводскую упаковку реализуемого молока следует рассматривать как самостоятельный объект реализации. То есть, продавая пакет молока, продавец продает сразу два товара: молоко и картонную коробку (пакет), в которую это молоко налито. Начислять НДС по 10%-ной ставке можно только на стоимость самого молока. По пакетам же применяется не пониженная, а общеустановленная ставка налога.
Изучив первичные документы, налоговики вычленили стоимость пакета из цены поставляемого в магазины молока, пересчитали приходящийся на нее НДС по ставке 20% (тогда действовала эта ставка) и предъявили фирме требование уплатить получившуюся недоимку, начисленные на нее пени и штраф. Фирма оспорила решение налоговиков в Арбитражном суде г. Москвы и добилась его отмены. Доводы налогоплательщика, с которыми согласился суд, были следующими. Продажей упаковки, то есть пакетов для молока, фирма не занималась (иначе молочные пакеты выступали бы предметом договора поставки, а покупатели могли бы использовать эти пакеты по назначению — разливать в них молоко). Покупатели же использовать пакеты по назначению не могут, и после потребления молока пакет становится отходом. Предметом договора поставки была поставка именно молока. Пакеты составляют с ним единое целое (упаковка неотделима от товара до его потребления) и отдельным предметом договора поставки не являются. Кроме того, пищевые продукты становятся готовыми к реализации (потреблению) товарами только после затаривания, причем сама тара является составной частью данного товара, потребляется в момент затаривания и после этого выступать самостоятельным товаром уже не может.
Почему используется НДС
Во-первых, этот налог нужен из-за большого количества теневого и нелегального бизнеса. Если необходимые деньги не идут в казну, то можно их получать через покупки товаров людьми и от оказанных услуг.
Но оправдать использование НДС только наличием подпольного бизнеса неправильно. К примеру, на Скандинавском полуострове — одна из самых высоких на планете ставка НДС, и это обусловлено большой территорией. Устанавливать в этом регионе невысокую ставку нет смысла, так как высокий уровень жизни позволяет пополнять казну без трудностей для местного населения.
Подобный механизм действует и в большинстве других стран Европы, где НДС составляет от 17 %. Ставка ниже устанавливается обычно малоразвитыми странами. Однако в Латинской Америке проходит немного фаз от производства до прилавка, так что высокий налог может вызвать волну недовольства.
Во-вторых, ряд стран использует пониженные налоги на определенные группы товаров:
- Япония — вещи для детей;
- Швеция — услуги проезда на общественном транспорте;
- Франция — медицинские товары.
Благодаря таким льготам НДС в 20 % не кажется слишком высоким и принимается населением. На повседневную жизнь это не сильно влияет.
В-третьих, порой поднятие НДС — последняя мера для устранения экономического кризиса в стране. Это помогает пополнить бюджет в короткие сроки.
Но имеются и свои трудности. Льготным категориям людей повышение НДС не сильно мешает, а вот по среднему классу данная процедура бьет серьезно. Дороговизна покупок отпугивает граждан и заставляет их экономить.
Товары на полках есть, но государству от этого никакой пользы. В сложной ситуации может даже приостановиться производство, и волна кризиса ударит с новой силой. Все зависит от экономической политики, проводимой чиновниками.
Зачастую использование НДС с его положительными и негативными сторонами является необходимостью. Использование США налога с продаж и игнорирование НДС — исключительный и единственный случай. Тем, кто использует НДС, избавляться от него не имеет смысла.
К положительным аспектам использования этого принципа можно добавить еще несколько.
- Документация. Налог помогает оптимизировать бухгалтерский учет предпринимателю или фирме. Особенно это ценно в конце периода отчетности перед налоговой службой.
- Перспектива в экономическом росте. При грамотном администрировании НДС можно со временем вносить коррективы в ставку, тем самым создавая мощную опору в экономическом плане. К примеру, важно сохранять баланс, при тяжелой ситуации поднимать ставку, когда все в порядке, немного снижать. Но при этом необходимо, чтобы население понимало, что и ради чего делается. Иначе эффективность будет низкой.
При исчислении НДС необходимо определить место реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, т.к. исчисление налога у белорусского плательщика производиться только тогда, когда они совершаются на территории Республики Беларусь. То есть для исчисления и уплаты НДС следует установить, осуществляется реализация на территории Республики Беларусь или за ее пределами, а для этого нужно определить место реализации объектов.
Местом реализации товаров признается территория Республики Беларусь, если:
— товар находится на территории Республики Беларусь и не отгружается и не транспортируется покупателю (получателю, указанному покупателем);
— товар в момент начала отгрузки или транспортировки покупателю (получателю, указанному покупателем) находится на территории Республики Беларусь (п. 1 ст. 116 НК).
Таким образом, определяющим условием для признания Республики Беларусь местом реализации товаров является их изначальное нахождение на территории Республики Беларусь, то есть, если товар в момент продажи находится на территории Республики Беларусь, местом его реализации признается территория Республики Беларусь.
С 1 января 2022 г. скорректированы понятие и состав работ, услуг, непосредственно связанных с недвижимым имуществом в целях определения места выполнения (оказания) таких работ, услуг по месту нахождения недвижимого имущества (п. 60 ст. 2, абз. 2 ст. 9 Закона «Об изменении законов по вопросам налогообложения» №141-З от 31.12.2021, далее – Закон № 141-З). Так, работы, услуги рассматриваются как непосредственно связанные с недвижимым имуществом, если они выполняются, оказываются в отношении конкретного объекта недвижимого имущества,
существующего или возводимого, в том числе в целях его физического изменения или изменения имущественных прав на него.
Определено, что место оказания услуг по проведению (услуг по организации проведения) в дистанционной форме конференций, форумов, саммитов, симпозиумов, конгрессов, а также лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов, вебинаров, иных обучающих курсов определяется по месту деятельности заказчика (п. 60 ст. 2, абз. 2 ст. 9 Закона № 141-З)
При реализации товаров плательщиком Республики Беларусь плательщику другого государства — члена Евразийского экономического союза, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза и завершена в другом государстве — члене Евразийского экономического союза, местом реализации такого товара признается территория Республики Беларусь, если на ее территории товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Положения ст. 117 НКиспользуются для определения места реализации по договорам по реализации работ, услуг, имущественных прав с резидентами Республики Беларусь и дальнего зарубежья. По подобным договорам с резидентами ЕАЭС для целей определения места реализации используются нормы Протокола о порядке взимания косвенных налогов (приложение 18 к Договору о ЕАЭС, ч. 2 п. 1, ч. 2 п. 2 ст. 72 Договора о ЕАЭС****.
****Договор о Евразийском экономическом союзе, вступившем в силу 1 января 2015 года, далее – Договор о ЕАЭС
С 1 июля 2022 г. вступят в силу нормы, которые установят, что:
— местом реализации товаров при их электронной дистанционной продаже является территория Республики Беларусь, если в момент завершения транспортировки товаров они находятся в Республике Беларусь(п. 59 ст. 2, абз. 4 ст. 9 Закона № 141-З).
Какие изменения планирует внести Минтруд?
Запланировано, что новый подход к формированию потребительской корзины, должен быть применен уже в 2023 году. Поменяется не только ее состав, но и сам принцип определения потребностей населения. В ряде регионов уже запущен «пилотный» проект, направленный на значительное снижение уровня бедности.
При рассмотрении новой корзины потребителя будут:
- заслушаны мнения медицинского сообщества и статических органов;
- рассмотрены предложения по определению доли стоимости непродовольственных товаров и услуг;
- приняты во внимание предложения по совершенствованию правил установления величины прожиточного минимума для каждой группы населения.
Планируется, что обсуждения должны закончиться в марте 2023 года, как раз к подготовке проекта закона о федеральном бюджете на 2022 год.
Пересмотрят так же социально-демографические группы населения в связи с увеличением пенсионного возраста. Предполагается, что трудоспособным населением будут считаться все граждане, старше 16 лет и не достигшие возраста для установления страховой пенсии по старости. Исключение составят лица, кому установлены I и II группы инвалидности.
Штрафы за несоблюдение требований к маркировке молочных продуктов в 2022 году
В соответствии с КоАП РФ несоблюдение требований законодательства по маркировке молочной продукции предусмотрены следующие виды административной ответственности:
- За незаконное производство и ввод в оборот маркируемых продуктов штраф для должностных лиц составит от 5 до 10 тысяч рублей, для юрлиц – от 50 до 100 тыс. рублей. С конфискацией товара.
- За незаконную продажу молочных товаров штраф для частных лиц составит – от 2 до 4 тыс. рублей, для должностных лиц – от 5 до 10 тыс. рублей, для юрлиц – от 50 до 300 тыс. рублей. С конфискацией товара.
- За нарушение сроков приемки товара штраф составит для должностных лиц – от 1000 до 10 000 рублей, для юрлиц – от 50 000 до 100 000 рублей.
Преступления, совершенные в особо крупных размерах, будут наказываться штрафом до 1 млн рублей и могут повлечь за собой уголовную ответственность для должностных лиц (тюремное заключение сроком до 5 лет).