Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экологический налог с 2023 года в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если не заплатить экологический сбор, Росприроднадзор пришлёт требование о добровольном погашении задолженности. У должника будет 15 календарных дней, чтобы её погасить. Не заплатит – долг взыщут через суд.
Как отразить экологический сбор в учёте
Экологический сбор можно отразить в бухучёте двумя способами:
- По кредиту 68 «Расчёты по налогам и сборам», открыв отдельный субсчёт «Расчёты по экосбору» .
- По кредиту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».
Выбранный способ закрепляют в учётной политике.
Счёт по дебету зависит от того, где используют товар или упаковку:
- Дт 20 «Основное производство»;
- Дт 23 «Вспомогательное производство»;
- Дт 25 «Общепроизводственные расходы» или Дт 26 «Общехозяйственные расходы» — в текущей деятельности;
- Дт 44 «Расходы на продажу» — в торговой деятельности.
Согласно Административному кодексу, за неучтенный объект НВОС, предусмотрено наказание в виде начисления штрафа в сумме от 30 000 до 100 000 рублей. С внедрением нового налога отвечать придется по нормам НК РФ, то есть за отсутствие постановки на налоговый учет необходимо заплатить 10% от суммы средств, заработанных за все время ведения вредного производства, однако не менее 40 000 рублей.
Нельзя точно сказать, сколько компаний не учтены, и ведут свою работу «в черную», однако имейте ввиду, что Росприроднадзор занимался списками объектов НВОС, а налоговый орган будут учитывать всех налогоплательщиков, оказывающих НВОС.
Как вывод, можно утверждать, что внедрение нового экологического налога на смену сбору, должно обеспечить бюджет значительными финансовыми поступлениями от загрязняющих природу компаний. Вот только как в дальнейшем будут распределяться средства на защиту природы пока не ясно.
В чем преимущества календаря
Календарь отчетности существенно облегчает работу бухгалтеров, кадровиков и других специалистов организации. Очевидные преимущества:
- все отчеты со сроками сдачи собраны в одном месте;
- в календаре отмечены даты основных платежей в бюджет;
- учтены все переносы из-за праздников и выходных, по решению правительства и региональных властей;
- в календарь встроены удобные фильтры для детализации пользовательских запросов;
- дни отчетности выделены ярким цветом, а в самом календаре определены периоды сдачи отчетов.
Что такое побочные продукты производства
В процессе хозяйственной деятельности иногда образуется продукция, которая к основной не относится, но может быть использована в потребительских целях. Например, обрезки ткани на швейных фабриках подойдут как наполнитель для игрушек или постельных принадлежностей; обрезки досок на мебельном производстве сгодятся для продажи любителям хенд-мэйда.
Для такой продукции с 1 марта в 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вводится новый термин — побочные продукты производства (ППП).
Статья 51.1 7-ФЗ (действует с 1 марта 2023 года). К ППП могут быть отнесены «вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Правительство РФ должно определить перечень продукции, которая не может быть отнесена к побочным продуктам производства. То, что войдет в этот список, будет считаться отходами.
С 1 марта 2023 года в природоохранном законодательстве, кроме ППП, появляется еще один термин — «вторичные ресурсы» (закон 89-ФЗ). Это отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства.
Из переработанных пластиковых бутылок делают полиэстер (recycled polyester) для производства одежды. Такой эко-материал уже используют мировые бренды, например, как Nike, Levi’s, Marks&Spencer, Max Mara, H&M, Patagonia. Горячая вода при ополаскивании бутылок в пищевом производстве может быть собрана в емкости для рециркуляции и использована повторно в производственных целях.
Вторичные ресурсы подлежат только утилизации. Их захоронение не допускается.
Появление в природоохранном законодательстве таких понятий, как вторичные ресурсы и побочные продукты производства, говорит о развитии в России направления Recycle — вторичной переработки сырья и материалов. Государство стимулирует предпринимателей меньше выбрасывать, а больше возвращать в производство.
II. Откуда что берется?
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.
По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).
Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).
В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
IV. Распределение ЕНП
Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:
- недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
- налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
- пени;
- проценты;
- штрафы.
Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).
Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:
- госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
- авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.
Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):
- налог на профессиональный доход,
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Как сдать отчетность в Росприроднадзор
Напомним: существует два способа сдать электронную отчетность в РПН.
Первый: купить сертификат электронной подписи в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, сформировать и подписать отчетность, после чего самостоятельно загрузить ее на приемный шлюз Росприроднадзора.
Второй: подключиться к системе для сдачи отчетности, в которой можно заполнить отчет с использованием всех актуальных параметров. Заполнить и проверить, а потом отправить его на сайт РПН.
Сдача отчетности через систему имеет два больших преимущества.
Вам не придется самостоятельно «стучаться» на приемный шлюз РПН. Как показывает практика сдачи отчетности в РПН, шлюз может работать с серьезными перебоями. Поэтому велика вероятность, что вам придется потратить не один час для успешной загрузки отчетов. А вот при сдаче через систему вы один раз отправляете отчет на сервер оператора электронного документооборота (ЭДО), и дальше робот сам грузит его на шлюз РПН.
При сдаче отчета через систему оператор ЭДО фиксирует время загрузки отчета. А это дает вам документ, который подтверждает, что вы сдали отчет в определенное время. Это очень пригодится в случае возникновения спора о времени сдачи отчета. Судебная практика показывает, что при наличии подтверждения от оператора ЭДО, суды обычно принимают решения в пользу декларанта.
Отходы производства и потребления
С 01.03.2023 вступает в силу, за исключением некоторых положений, Федеральный закон от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым, в числе прочего, вводятся новые понятия:
— вторичные ресурсы — отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства;
— вторичное сырье — продукция, полученная из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации РФ, которая может использоваться в производстве другой продукции и (или) иной хозяйственной деятельности.
Вторичные ресурсы подлежат утилизации, и их захоронение не допускается. Физические лица, в процессе потребления, которыми образуются вторичные ресурсы, обеспечивают их раздельное накопление в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов либо сдачу в места сбора вторичных ресурсов. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались вторичные ресурсы, должны обеспечивать их утилизацию самостоятельно либо передавать другим лицам в целях утилизации.
Также устанавливаются требования при обращении с побочными продуктами производства, к которым могут быть отнесены вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции.
Учет побочных продуктов производства осуществляется обособленно от учета основной продукции производства и отходов.
Информация о видах побочных продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам и результатах таких использования либо передачи подлежит отражению в программе производственного экологического контроля и отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
Обращение с побочными продуктами производства будет осуществляться по особым правилам, предполагающим их использование в течение трех лет. Отдельные вещества и предметы не будут признаваться побочными продуктами производства в соответствии с перечнями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Как рассчитать плату за НВОС
Плата за негативное воздействие на окружающую среду поэтапно:
- Определите воздействие организации на окружающую среду: сколько образовалось и оправилось на полигон отходов, сколько обезвредили и утилизировали, какой фактический выброс вредных веществ от предприятия в воздух, а какой сброс произведен в воду.
- Определите ставки платы для конкретного вещества по отношению к определенному разделу согласно Постановлению № 913.
- Определите понижающие и повышающие коэффициенты по каждому веществу, включая дополнительный коэффициент в 1.19.
- Для расчета платежа следует умножить показатели друг на друга. Рекомендуется использовать формулы раздела Правил, которые утверждены Постановлением Правительства России от 3.03 2017 № 255.
Продолжение «мусорной» реформы
Вот уже целый год в России действует, так называемая, «мусорная» реформа, которая внесла в жизнь людей некоторые изменения. К примеру, пришлось заново перезаключать договора с компаниями, занимающимися вывозом отходов. При этом потребители не могли самостоятельно выбрать фирму, так как с 2019 года этим занимается единственный оператор.
Также в частном секторе убрали мусорные баки. В результате свои бытовые отходы местные жители вынуждены хранить дома и выставлять около двора в установленный день вывоза.
А теперь ко всему прочему добавились изменения в системе оплаты услуг по сбору и вывозу ТБО.
Напомним, что сама реформа была направлена на снижение вреда окружающей среде и изменение менталитета граждан. По мнению властей, нововведения должны были решить проблемы выброса отходов в неотведенных для этого местах, свалки около многоэтажек и перевоспитать людей так, чтобы они не выбрасывали ТБО в лесах и оврагах.
Кто должен платить экологический сбор в 2021 году
Плату за негативное влияние на окружающую среду российские фирмы и ИП вносят уже давно — с 2002 года. Данное обязательство регулируется положениями закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, а также ст. 23 закона № 89-ФЗ. Администратор у обоих платежей один и тот же — Росприроднадзор.
Несмотря на отнесение обоих платежей к общей юридической отрасли — экологическому праву, экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды (называемая также налогом за негативное воздействие на окружающую среду) — совершенно разные обязательства.
Подробнее см. в этом материале.
Эту обязанность исполняют фирмы и ИП, производственная деятельность которых сопровождается:
- образованием отходов, требующих консервации на специальных объектах (полигонах, свалках);
- химическими выбросами в атмосферу;
- загрязнением водоемов сточными водами.
Подробнее о сравнении экологических платежей читайте в статье «Порядок исчисления и уплаты экологического налога».
Он распространяется на организации и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, занимающиеся хозяйственной и другой деятельностью в России, из-за которой причиняется вред окружающей среде.
Для справки! Изначально планировался новый экологический налог с 1 января 2021. Затем проект предусматривал его введение через год. Переходной период рассматривается до 1 января 2021 года.
На практике это означает, что налог придется уплачивать всем, кто образует отходы. Исключение делается для твердых коммунальных отходов (ТКО/ТБО). За их утилизацию население уплачивает плату региональным операторам. А вот с них и будет взыматься налог в бюджет государства.
Кроме этого, экологический налог не должны уплачивать субъекты предпринимательской деятельности, а также физические лица, деятельность которых:
- Не загрязняет окружающую среду, они не находятся на учете в природоохранных ведомствах, например, в Росприроднадзоре;
- Реализуется на объектах IV категории;
- Образует исключительно ТКО.
Указанную IV категорию нужно подтверждать документально. Для этого необходимо получить свидетельство о постановке на учет.
Территориальные налоговые органы самостоятельно ставят на учет все субъекты хозяйственной деятельности, которые подпадают под экологическое налогообложение. Предпринимателям не нужно дополнительно заниматься этим вопросом, идти и подавать заявления в ФНС.
Или вовсе запретят старые грузовики
14829
Министерство подготовило законопроект, согласно которому в налоговой системе России предлагается ввести экологический налог. Согласно проекту закона дата его введения намечена на 01.01.2020.
Плательщиками экологического налога будут компании и предприниматели, загрязняющие окружающую среду. По уверениям чиновников новый налог не должен увеличить налоговую нагрузку и вводится взамен сборов за вредное воздействие на окружающую среду.
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что введение налога направлено на то, чтобы улучшить администрирование этих платежей. Дело в том, что за неуплату сборов предусмотрена только административная ответственность. Неуплата же налога в крупном размере может стать уже основанием для уголовного преследования. Таким образом, Минфин планирует увеличить поступления в бюджет без увеличения налоговой нагрузке, но за счет лучшей собираемости нового налога.
В законопроекте прописаны ставки налога, объекты и субъекты налогообложения, налоговая база, порядок и сроки уплаты, сдачи отчетности и т.д.
В начале 2021 года в Налоговом кодексе РФ произойдет очередное важное изменение. Министерство финансов уже подготовило законопроект о налоге, заменяющем нынешний сбор за нанесение вреда экологии для физических лиц, индивидуальных предприятий и организаций. Подобная инициатива не могла пройти незаметно и не встревожить простых россиян, ведь это уже пятый новый налог, который правительство России собирается внедрять с 2021 года!
Налог на экологию практически ничем не отличается от нынешнего сбора за неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Не изменились ни списки налогоплательщиков, ни объекты налогообложения, ни налоговая база, ни даже ставки и коэффициенты! Ну а причиной замены платежа на налог стала недобросовестная уплата сборов предприятиями. Пока что за постоянную неуплату компания может понести лишь административную ответственность. Но после введения налога должников подвергнут уголовному преследованию. Таким образом Минфин планирует стабилизировать вливания в бюджет государства.
Размер налога будет определяться для каждого предприятия индивидуально. Чтобы рассчитать налоговую базу, необходимо учесть несколько параметров:
- общий объем вредных веществ, выброшенных в атмосферу и воду;
- общий объем отходов, полученных вследствие производства и потребления.
Причем налоговая база должна определяться налогоплательщиком самостоятельно, исходя из полученных данных по:
- каждому стационарному источнику выбросов;
- каждому загрязняющему экологию веществу;
- каждому классу опасности производственных и потребительских отходов.
Вычисления производятся, исходя из каждой тонны вредных веществ на конкретный налоговый период. Также сохраняются вычеты из итоговой суммы в размере 70%, если плательщик озаботился “зелеными” технологиями и компенсировал негативное влияние своего производства на окружающую среду. Если же загрязнения превышают установленные государством объемы, то к платежу применяются коэффициенты, которые повышают итоговую сумму уплаты.
Декларацию отправляют в налоговую, относящуюся к месту пребывания налогоплательщика. Сама декларация представляется только в электронном виде. Срок отправки документов – до 25 марта следующего налогового периода.
Производитель и импортер несут ответственность за утилизацию выпущенной или ввезенной в РФ продукции в конце ее жизненного цикла. Это называется Расширенной ответственностью производителя (РОП). Обязанность производителя или импортера товаров по их утилизации считается исполненной либо со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации, либо со дня уплаты экологического сбора. Декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ и подлежащих утилизации товаров должны были быть поданы до 1 апреля 2021 года.
В 2021 году ряд положений РОП изменились:
- Одно из ключевых новшеств — учет количества товаров и упаковки, подлежащих утилизации, необходимо вести на основании их проданного количества.
- В перечень субъектов РОП включили тех, кто ввозит товары и упаковку из государств — членов ЕАЭС.
- Теперь подтверждать выполнение нормативов утилизации нужно, включая в отчетность сведения о договорах на утилизацию отходов и (или) об акте утилизации с подрядчиками.
- Еще одно важное нововведение 2021 года заключается в том, что исполнять РОП по многооборотной упаковке должен ее производитель или импортер.
- Появились новые формы отчетности.
При подготовке отчетности необходимо учесть расширение Перечня № 2970-р и новые нормативы утилизации, установленные на 2018–2020 годы. Новый перечень включает 2 самостоятельных раздела — товары и упаковки товаров — и содержит 54 группы.
Минприроды внесло на рассмотрение законопроект о введении штрафов для предприятий, которые не платят экологический сбор. В соответствии с предлагаемыми поправками к статье 8.5 КоАП РФ, штрафы за нарушения при оплате экосбора увеличиваются до 100–250 тыс. рублей. При этом у надзорных органов появляется возможность остановить деятельность предприятия компании-нарушителя на срок до 90 дней. Законопроект находится на рассмотрении.
За что нужно платить экологический налог?
Статья 3, главы «Экологический налог» Налогового кодекса РФ определят объект налогообложения.
Объектом выступает негативное воздействие на окружающую среду, которое возникает в результате 3 факторов:
- выброса в атмосферный воздух стационарными источниками загрязняющих веществ, включённых в перечень загрязняющих веществ (далее — выбросы загрязняющих веществ);
- сброса в водные объекты сточных вод, содержащих вещества, включённые в перечень загрязняющих веществ. (далее — сбросы загрязняющих веществ);
- образования, хранения, захоронения, накопления, размещения отходов производства и потребления каждого класса опасности.
Ставки по экологическому налогу
Здесь же устанавливаются размеры налоговых ставок по видам загрязняющих веществ и классу опасности отходов производства и потребления.
Налоговые ставки рассчитываются в рублях на 1 тонну загрязняющего вещества. Например, ставка за выброс аммиака в воздух равняется 138,8 рублям за 1 тонну, а за метан – 108 рублей, сероводород – 686,2 рублей. Ставки определены в статье 4 данной главы.
Загрязняющее вещество | В воздух за 1 тонну (руб.) | В воду за 1 тонну (руб.) |
Аммиак | 138,8 | 14711,7 |
Борная кислота | 275 | 14711,7 |
и т.д |