Для чего образованы федеральные округа и экономические районы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Для чего образованы федеральные округа и экономические районы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Национальная экономика страны определяется эффективностью организации производственного процесса, распределением благ, их реализацией и потреблением. В больших странах принято административно-территориальное деление на регионы для повышения управляемости территориями, хозяйственными связями. Кроме того, деление на регионы предоставляет им самостоятельность в организации собственного функционирования.

Какие есть экономические районы?

Экономические районы Российской Федерации

Северный

Северо-Западный

Дальневосточный

Восточно-Сибирский

Западно-Сибирский

Волго-Вятский

Поволжский

Центрально-Черноземный

Прибалтийский

Федеральные округа России

В 2000 году в РФ было образовано 7 федеральных округов (в скобках указаны города-центры), а позже образовалось еще два:

Во главе каждого из них находится представитель Президента РФ. Стоит отметить, что округ не затрагивает конституционное территориальное деление страны и является инструментом укрепления вертикали власти. 7 округов были созданы указом Президента В. В. Путина №849 от 13 мая 2000 года, позже добавились еще два. Вообще, количество и состав ФО может меняться по причине географического удобства, политических изменений. Округ является настолько удобным для власти, насколько это возможно. Однако нельзя утверждать, что он таким останется в будущем.

По сути, округ представляет собой макрорегион, который создан по аналогии с военными округом или экономическим районом. В каждом из них есть определенный город-центр – в нем располагается представитель президента и его аппарат контролирующих и руководящих органов.

Государство – это не только географическое пространство с четко определенными границами, где работают и живут граждане. Прежде всего, это законы, дисциплина и порядок. Недопустимо, когда принятые в регионах правовые акты противоречат основному закону страны, а конституции республик вообще расходятся с ним, между областями и краями устанавливаются пограничные столбы, торговые барьеры. Это может повлечь за собой серьезные последствия. Конечно, необходимо было предпринять какие-либо действия, ведь следить за 89 регионами из столицы было невозможно. Особенно подобное решение выглядит актуальным, поскольку некоторые регионы вообще вводили свои постановления и распоряжения, которые могли противоречить не просто федеральным законам, но и Конституции. Следовательно, после распада СССР в России практически не существовало эффективных инструментов для управления отдаленными регионами. Управляемость была близкой к нулевой.

Состав федеральных округов

На момент создания Федеральных округов 13 мая 2000 года их было семь. Единственным изменением названий округов стало переименование Северо-Кавказского округа в Южный 21 июня 2000 года. 19 января 2010 года указом президента Дмитрия Медведева количество федеральных округов было увеличено до восьми путем выделения Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа.

Почти все районы состоят в основном или исключительно из территорий и областей. Единственным районом, который почти полностью состоит из национальных республик, является Северо-Кавказский федеральный округ. В округах выделены городские центры, в которых размещены их руководящие координационные органы в виде Полномочного представителя Президента РФ, его аппарата и офисов федеральных агентств. Северо-Кавказский округ — единственный, в котором центр города не является административным центром или крупнейшим городом своей составной части.

Для чего созданы федеральные округа

Итак, федеральный округ – объединение территориальных единиц РФ. Подобные объединения в основном создаются для совместного решения органами власти ряда вопросов, касающихся ее нормального функционирования в государстве. Значит, федеративные округа созданы с целью:

  • координации работы органов административной власти в регионах с органами власти на высшем уровне;
  • контроля исполнения федерального законодательства гарантом конституции — президентом;
  • анализа результативности деятельности правоохранительных структур;
  • реализации проектов развития социальной сферы в регионах высшими органами исполнительной власти;
  • взаимодействия регионов с президентом по вопросам культурного развития;
  • совместной работы всех территориальных образований России в направлении безопасности и обороны.

Федеральные округа Российской Федерации созданы в соответствии с Указами президента России.

Федеральный округ России не является субъектом федерации или какой-либо конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации. Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе не обладает никакими конституционными полномочиями — он является представителем Президента и сотрудником администрации Президента.

Название округа

Административный
центр

Кол-во
субъектов РФ

Площадь
(тыс. км2)

Центральный федеральный округ

Москва

18

652, 8

Южный федеральный округ

Ростов-на-Дону

6

416, 84

Северо-Западный федеральный округ

Санкт-Петербург

11

1 677, 9

Дальневосточный федеральный округ

Хабаровск

9

6 215, 9

Сибирский федеральный округ

Новосибирск

12

5 114, 8

Уральский федеральный округ

Екатеринбург

6

1 788, 9

Приволжский федеральный округ

Нижний Новгород

14

1 038

Северо-Кавказский федеральный округ

Пятигорск

7

172, 36

Когда и зачем образованы Федеральные округа в России?

Управлять огромной территорией России всегда было сложно. Даже при Российской Империи у императора наблюдались проблемы с контролем процессов, происходящих в государстве. В результате были предприняты попытки проведения реформ. Так, уже при Петре Великом страна была поделена на губернии, в каждой из которых находился губернатор. Но и тогда некоторые области по площади превосходили многие европейские государства, поэтому даже введением нового звена управления удерживать власть было сложно. Потребовалось разделение на более мелкие губернии, что в итоге дало возможность центру оперативно и эффективно управлять даже отдаленными регионами. Но даже тогда не существовало четкой структуры подчинения.

Нынешнее деление России на федеральные округа – это всего лишь один из этапов истории, когда власть пытается создать удобное управление регионами путем введения своих непосредственных представителей в крупных городах-центрах. И ничего принципиально нового в этом нет.

Стоит отметить, что никаких конституционных полномочий для представителя Президента в ФО не предусмотрено. Он является просто работником администрации Президента и его представителем. Вне зависимости от того, какой федеральный округ представляет тот или иной представитель, его функции следующие:

  1. Координация и контроль деятельности федеральных органов исполнительной власти (в пределах своего округа).
  2. Сотрудничества с межрегиональными ассоциациями и разработка программ экономического и социального развития регионов.
  3. Организация эффективного взаимодействия органов исполнительной власти с представителями местного самоуправления, общественными и религиозными группами, политическими партиями и органами государственной власти.
  4. Участие в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
  5. Слежение за исполнением законов, распоряжений и указов Президента, постановлений Правительства, реализацией федеральных программ.

Естественно, все эти функции возлагаются на представителя, который может действовать только в территориальных рамках округа. То есть представитель Центрального федерального округа может лишь сотрудничать с представителем другого округа, однако принимать непосредственное участие в жизни его региона он не может.

Часто имеют место противоречия между регионами и центром, однако благодаря делению страны на округа острота этих противоречий существенно снизилась.

Все же, большинство экспертов утверждает, что существующая сегодня система трехуровневого контроля является достаточно эффективной. Благодаря ей центр получил возможность управления отдаленными регионами, чего ранее не было. Сегодня в РФ существует 9 ФО, хотя совсем недавно их было 7. Так что нельзя предположить на будущее, что их количество вновь не будет изменено, а их состав пересмотрен. Все существующие 9 подразделений подчиняются представителю президента и на данный момент такая система управления полностью устраивает власть.

В Конституции отсутствует определение понятия, то есть не входят в часть административно-территориального деления государства. Создание происходило по принципу формирования военных округов и экономических регионов, но не совпадает с ними ни по количеству, ни по составу. Можно сказать, что федеральный округ – крупная территория, в состав которой входит несколько субъектов государства.

В состав практически всех ФО входят только области и края. Исключением является Северо-Кавказский – в его состав входят только республики, образованные по национальному принципу. В каждом округе выделен город-центр. В нем расквартированы органы власти, основным действующим лицом является полпред президента, а также ряд ведомств федерального уровня.

Информации о федеральных округах нет в Конституции Российской Федерации. Ряд специалистов считает, что данный тип территорий все-таки является территориально-административными единицами, только нового типа. Проводятся аналогии с делением прошлого – генерал-губернаторствами (РИ) и округами региональных мероприятий (Французская Четвертая республика).

Полпред Президента РФ, который ведет свою деятельность в городах-центрах, не является главой местных органов власти. Основной род его деятельности – контроль работы федеральных властных структур. Среди последних выделяются:

  • Войска Росгвардии.
  • Управление Центробанка.
  • Таможенные управления ФСБ.
  • Росрезерв.
  • Роскомнадзор.
  • Генпрокуратора.
  • Росприродназдор.
  • Центры

В каждом ФО имеются города-центры, в которых располагаются контролирующие работу органу. Контролирует их деятельность полпред Президента РФ и подчиненные ему структуры, муниципальные органы и структуры. В ряде ФО центры не являются крупнейшими населенными пунктами. Это наблюдается в Приволжском (Нижний Новгород по сравнению с Казанью) и Северо-Кавказском (Пятигорск меньше многих городов). Аналогичная ситуация наблюдалась до упразднения Крымского ФО (Симферополь меньше Севастополя).

ФО были созданы указом президента Владимира Владимировича Путина весной 2000 года. В тот момент было образовано 7 таких территориально-административных единиц. В 2010 году президент Дмитрий Анатольевич Медведев своим указом вывел из состава ЮФО и создал новую единицу – СКФО. В 2014 году появилась девятый – Крымский, но в 2016 его перевели в ЮФО. С тех пор количественных изменений не проводилось.

ЦФО – единственный, в составе которого отсутствуют республики. В нем присутствуют только области и один город федерального значения – Москва, который и является центром. Обладает самой большой плотностью населения (60,37 человек на квадратный километр) и самой высокой численностью – почти 40 миллионов человек. Более 80% всех граждан проживают в городах. Большая часть из них прописаны в Москве и Московской области.

Федеральные округа — это что такое? Федеральные округа Российской Федерации

Экономическое районирование — разделение территории страны на экономические районы. Оно служит основой и одновременно методом управления территориальным развитием хозяйства России. Районирование необходимо для построения материальных, топливно-энергетических и других балансов, а также для разработки целевых и региональных программ, привязанных к территориям экономических прогнозов, обоснования региональной политики. В Основных положениях региональной политики в Российской Федерации, утвержденных Президентом страны в 1996 г., указано, что регион — это «…часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации».

Сколько в России федеральных округов? Список и состав федеральных округов России

Наличие внутренних территориальных различий в стране определяет необходимость районирования, предполагает их учет при разработке сетки административно-территориального деления и сетки экономических районов данной страны.
Изначально в 2000 году их было семь — Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. В 2010 году появился Северо-Кавказский федеральный округ. А в марте 2014 был создан девятый федеральный округ — Крымский. В 2016 году Крымский федеральный округ вошёл в состав Южного федерального округа.

Сокращение штата аппарата полпредов и более глобальный подход к развитию регионов с учетом их интеграции друг с другом, военного и экономического положения (все федеральные округа имеют границы с другими государствами).

Проблемы российского федерализма носят многоплановый характер и разделяются на политические, правовые и экономичес­кие.

Характеристика федеральных округов: Центральный ФО

Начнем с Центрального ФО. Полномочное представительство — высший исполнительный орган рассматриваемой административно-территориальной единицы, находится в Москве. В числе важнейших экономических характеристик Центрального ФО — наличие больших объемов природных ресурсов, особенно железных руд, фосфоритов, бокситов, цементного сырья. Еще одна важная особенность, которой отличается Центральный федеральный округ, — Россия здесь располагает ключевыми финансовыми центрами. Главные из них, конечно же, находятся в Москве.

В ЦФО развита наукоемкая промышленность, в том числе в сегменте машиностроения. Важную роль в структуре экономики Центрального федерального округа играет химическая промышленность — особенно в таких сегментах, как выпуск минеральных удобрений и продукции органического синтеза. Здесь выпускаются смолы, пластмассы, шины, красители. В достаточной мере развиты также полиграфия и кондитерский сегмент.

Центральный федеральный округ

Центр ФО Москва

Территория — площадь 650 205 км² (3.8 % от РФ)

Население ↗38 678 913 (2013) (26.98 % от РФ)

Плотность 59,49 чел./км²

Количество субъектов 18

Количество городов 300

Объём пром. производства 1300 млрд руб. (2002)

Доходы на душу населения 5284 руб. (2002)

ВРП 10 305 млрд руб. (2007)

ВРП на душу населения 308 331 тыс. руб./чел. (2009)

Полпред Беглов Александр Дмитриевич

Центра́льный федера́льный о́круг (ЦФО) — административное формирование в западной части России. Образован указом президента РФ от 13 мая 2000 года. Представлен областями и городом федерального значения.

Территория округа составляет 650205 км², то есть 3.8 % от территории Российской Федерации. что приблизительно равно площади Французской Республики.

Расположен на Восточно-Европейской равнине; имеются Валдайская, Смоленско-Московская и Среднерусская возвышенности, Мещёрская и Окско-Донская низменности. Высшая точка — 347 метра (Макушка Валдая).

Внешние границы: на западе с Белоруссией, на юго-западе с Украиной. Внутренние границы: на юге с Южным, на востоке с Приволжским, на севере с Северо-Западным федеральными округами.

Крупнейшие реки (в скобках притоки): Волга (Ока), Дон (Воронеж), Днепр (Десна, Сейм), Западная Двина. Выхода к морю нет.

Природные зоны (с севера на юг): смешанный лес, широколиственный лес, лесостепь, степь.

Климат: Умеренно-континентальный, средняя температура января от −7 до −14°С, июля — от +16 до +22°С.

Природные ресурсы: железная руда (Курская магнитная аномалия) — запасы 40 млрд т. (60 % от российского), фосфориты (25 %), бокситы (15 %), бурые угли — добыча 1,5 млн т, цементное сырьё (25 %), гранит (добыча открытым способом, 2 карьера в Богучарском и Павловском районах Воронежской области), охра, торф, лес, чернозём, водные ресурсы.

Длина железных дорог — 17 291 км (19,9 % российской), шоссейных с твёрдым покрытием — 117 926 км (22,3 %).

С исторической и природно-климатической точки зрения делится на два подрегиона — Нечерноземье и Черноземье.

Экономико-географическое положение Центрального федерального округа

Центральный федеральный округ занимает центральную часть Восточно-Европейской равнины. Границы его проходят не только с федеральными округами России — Северо-Западным, Южным, Приволжским, но и с суверенными государствами — Украиной и Белоруссией.
По составу административно-территориальных единиц он относится к самому большому по стране и включает: Белгородскую, Брянскую, Владимирскую, Воронежскую, Ивановскую, Калужскую, Костромскую, Курскую, Липецкую, Московскую, Орловскую, Рязанс¬кую, Смоленскую, Тамбовскую, Тверскую, Тульскую, Ярославскую области и столичный город Москву, который стал центром федерального округа. Площадь федерального округа составляет 650,7 тыс. км2, или лишь 3,8% территории Российской Федерации.
Выгодное экономико-географическое положение округа обусловливается пересечением водных и сухопутных путей, обеспечивающих устойчивые внутренние и внешние связи.
По объему валового внутреннего продукта, стоимости основных промышленно-производственных фондов, численности промышленно-производственного персонала, научно-техническому потенциалу, развитости производственной и социальной инфраструктуры ЦФО значительно превосходит другие федеральные округа страны.
Центральный федеральный округ стал базовым регионом, в котором в наибольшей степени получили развитие рыночные отношения. В округе — развитые финансово-кредитная система, система транспортных и информационных услуг, успешно привлекаются иностранные инвестиции, создаются совместные с иностранными партнерами предприятия. Здесь сформировался многоотраслевой хозяйственный комплекс, в котором ведущую роль играют отрасли обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства.
Ограниченность запасов топливно-энергетических и значительной части минерально-сырьевых ресурсов ставит развитие экономики округа в зависимость от поставок топлива, сырья, комплектующих изделий и деталей из других регионов России и стран ближнего и дальнего зарубежья.
В территориальном разделении труда страны Центральный федеральный округ выделяется наукоемкими и трудоемкими отраслями машиностроения, черной металлургией, химической, полиграфической, легкой, пищевой промышленностью, производством строительных материалов. Сельское хозяйство специализируется на выращивании сахарной свеклы, подсолнечника, зерновых, овощных, масличных культур, молочно-мясном животноводстве, характеризуется развитой рыночной инфраструктурой. Несмотря на снижение их доли в производстве промышленной продукции за годы экономических реформ, вызванное кризисными процессами и распадом единого экономического пространства, они сохраняют ведущую роль в экономике округа и страны.

Основные отрасли специализации

На территории Центрального федерального округа сформировался сложный промышленный комплекс преимущественно обрабатывающих отраслей и производств, обладающий достаточно высоким уровнем взаимосвязанности. Данные о доле показателей Центрального федерального округа в общероссийских показателях приведены в приложении 3.

Главными отраслями специализации являются черная металлургия и многоотраслевое машиностроение, которое специализируется на производстве автомобилей, станков, инструментов, приборов, электротехнического оборудования для легкой и пищевой промышленности. Отрасли специализации промышленного производства округа приведены в приложении 4.

Машиностроение и металлообработка. Главное место в машиностроении принадлежит транспортному машиностроению, которое представлено производством автомобилей, телевизоров, вагонов и речных судов. Центр автомобилестроения – Москва, где имеется производственное объединение ЗИЛ, специализирующееся в основном на производстве среднетоннажных грузовых автомобилей, другие специализированные предприятия (объединения). В Ликино-Дулеве (Московская область) находится автобусный завод. Один из крупнейших в стране заводов транспортного машиностроения – Коломенский тепловозостроительный завод. Центры речного судостроения и судоремонта – Москва, Рыбинск (Ярославская область) и Кострома.

Основные центры станкостроения – Москва (заводы «Красный пролетарий», «Станкоконструкция», «Станколит», «Станконормаль»), Рязань, Коломна. Приборостроение развито в Москве (заводы «Энергоприбор», «Физприбор», «Манометр», часовые заводы и др.), Владимире, Рязани, Смоленске. На заводах Воронежа, Курска, Липецка, Тамбова, Белгорода производят горное оборудование, экскаваторы, тракторы, сельскохозяйственные машины, оборудование для пищевой и цементной промышленности, химическую аппаратуру, станки, приборы, радио- и электротехнические изделия.

Электротехническое машиностроение представлено московскими заводами «Динамо», «Москабель» и заводами в Калуге, Ярославле, Александрове (Владимирская область).

Ведущей отраслью рыночной специализации Центрально-Черноземного экономического района является горнорудная и металлургическая промышленность. В Липецке – крупном центре металлургии всероссийского значения – работают завод «Свободный сокол» и крупный Новолипецкий металлургический комбинат.

Освоение КМА способствовало созданию в центрально-европейской части России металлургической базы. В Семилуках (Воронежская область) построен завод по производству огнеупоров, в Старом Осколе (Белгородская область) построен цементный завод, который работает на местном сырье вскрышных пород карьеров КМА. В районе действует Оскольский электрометаллургический комбинат на бездоменной технологии.

Центральный район является потребителем уральского проката черных металлов и проката из Центрально-Черноземного района и Сибири, а также из Череповца.

Химическая промышленность. В этих отраслях промышленности район имеет значительные основные фонды, крупную научную базу и емкого потребителя. Однако развитие отрасли сдерживается дефицитом сырья, воды, энергии, сложной экологической ситуацией высокоурбанизированного района.

Химическая промышленность также является отраслью специализации и представлена производством синтетического каучука и резиновых шин в Воронеже, синтетических волокон в Курске, анилиновых красителей в Тамбове, синтетических смол в Белгородской области, лаков в Данкове (Липецкая область). На базе коксовых газов Новолипецкого металлургического комбината создано азотно-туковое производство.

На местном сырье развито производство минеральных удобрений, в частности суперфосфата и фосфоритной муки (в Воскресенске Московской области и Полпине Брянской области), вырабатывается каустическая и кальцинированная сода, а также производство серной кислоты. Новомосковский химический комбинат (Тульская область) выпускает азотные удобрения и ядохимикаты для сельского хозяйства. Азотные удобрения производятся также на Щекинском химическом комбинате (Тульская область) и Дорогобуже (Смоленская область) на базе природного газа, поступающего с Северного Кавказа.

Легкая промышленность. Легкая промышленность отличается высокой степенью концентрации, прежде всего текстильной промышленности. На долю легкой промышленности района приходится 1/3 часть производства отрасли, что объясняется наличием мощной производственной базы, крупных НИИ, квалифицированных кадров, широким потребительским спросом. Центральный район производит более 85% всех производимых в стране тканей. Хлопчатобумажная промышленность представлена комбинатом «Трехгорная мануфактура» в Москве, Глуховским хлопчатобумажным комбинатом в Ногинске (Московская область), комбинатами в Иванове, Орехово-Зуеве, Твери, Ярославле и др. Льняные ткани производятся в Костроме, Смоленске, Вязниках (Владимирская область). Предприятия шелковой промышленности, дающие 45% шелковых тканей, находятся в основном в столице и области, а также в Ивановской, Владимирской и Рязанской областях. Тамбовская область специализируется на производстве шерстяных тканей, в Курской области расположена Глушковская шерстяная фабрика и построен крупный трикотажный комбинат, использующий химическое волокно. Дальнейшее развитие отрасли связано с совершенствованием ее территориальной структуры и направлено на более полное удовлетворение потребностей населения района. Обувная промышленность производит 12% кожаной обуви, выпускаемой в стране.

Пищевая промышленность. Отраслью рыночной специализации является пищевая промышленность. Она имеет мощную развитую собственную сырьевую базу и также является многоотраслевой. Важное значение имеет сахарная, мясная, маслобойная, маслосыродельная, спиртовая, табачная, плодоовощеконсервная. Эти отрасли поставляют свою продукцию на общероссийский продовольственный рынок.

Читайте также:  Первая группа инвалидности сколько платят в 2023 году

Основной отраслью пищевой промышленности является сахарная. Размещается она в соответствии с сырьевой базой в Курской, Белгородской, Воронежской областях. Крупнейшие предприятия пищевой промышленности расположены в Москве. В основном они ориентированы на производство кондитерских, макаронных, хлебобулочных, мясных, молочных, спиртоводочных и табачных изделий.

Топливно-энергетический комплекс. В Центральном районе создана объединенная энергосистема, в которой преобладают тепловые электростанции. Некоторые из них работают на подмосковных углях (Черепетская, Щекинская и др.). Костромская, Конаковская ГРЭС и московские ТЭЦ используют газ или мазут. В Центре действуют несколько ГЭС, построенных на Волге и канале имени Москвы, крупнейшей из которых является Рыбнинская (на Волге). Атомные электростанции – Калининская, Смоленская, Обнинская. К Центру сейчас подключены энергосистемы Поволжья, Урала, Юга, создана Единая энергосистема европейской части страны и Урала.

Также постоянно расширяются Нововоронежская и Курская АЭС.

К отраслям рыночной специализации относится также производство строительных материалов (Московская, Тверская, Брянская, Владимирская области), в частности производство цемента и добыча мела. Действуют цементные заводы – Белгородский, Липецкий, Подгоренский (Воронежская область), Старооскольский (Белгородская область).

В Курской и Белгородской областях сформировался крупный территориально-производственный комплекс на базе железорудных ресурсов Курской магнитной аномалии. Географическое положение комплекса исключительно выгодно, так как его территорию пересекают в широтном и меридиальном направлениях железнодорожные магистрали, которые дают выход в промышленно развитые районы Украины, в Поволжье и на Северный Кавказ. Комплекс обладает разветвленной сетью автомобильных дорог, газопроводов, линий электропередачи.

По величине запасов железных руд и технико-экономическим показателям их добычи КМА имеет всероссийское значение. Бассейн занимает площадь около 160 кв. км. и расположен на территории Курской, Белгородской, Воронежской, Брянской, Смоленской, Орловской, Калужской областей, а также заходит на Харьковскую, Ворошиловградскую, Сумскую области Украины. Залежи руды сочетаются здесь с наличием таких ископаемых, как огнеупорные глины, флюсовые известняки, доломиты, формовочные материалы.

Наиболее крупными железорудными месторождениями в Курской и Белгородской областях являются Михайловское, Лебединское, Стойленское, Чернявское, Погромецкое, Яковлевское, Гостищевское.

Основу промышленного комплекса на базе минеральных ресурсов КМА составляет горнорудная промышленность. Добывается руда на Лебединском, Стойленском, Михайловском карьерах, на подземном руднике им. Губкина в районе Старого Оскола. Железные руды КМА используются на металлургических заводах Липецка, Старого Оскола, Тулы, поступают в Череповец.

В Старом Осколе построен электрометаллургический комбинат по производству высококачественной стали методом прямого восстановления железа, минуя доменный процесс. Он является единственным в России с бездоменным экологически чистым производством.

Энергетическая база КМА укрепляется за счет мощностей атомных электростанций – Курской и Нововоронежской.

Сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс региона дает 30 % материального производства в ЦЧЭР и имеет межрайонное значение. Регион является продовольственной базой Центра и Севера Российской Федерации: он вывозит в значительных количествах зерно, сахар, эфиромасличные культуры, растительное масло, мясо, молоко, овощи. Главным звеном в АПК является сельское хозяйство, отрасли рыночной специализации которого представлены производством зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, эфиромасличных культур, молока и мяса. В районе производится 10 % зерна и картофеля, 20 % подсолнечника, 50 % сахарной свеклы России. Из зерновых культур во всех областях, кроме Курской, преобладает озимая пшеница, а в Курской области – озимая рожь. В районе также возделываются просо, гречиха, кукуруза на зерно и силос. [7]

Ведущее место среди технических культур принадлежит сахарной свекле. Наиболее благоприятные условия для ее выращивания имеют Липецкая, Курская и Белгородские области. В целом ЦЧЭР занимает первое место в России по размерам посевных площадей, сахаристости и объемах заготовок сахарной свеклы. Основные посевы подсолнечника сосредоточены в Белгородской и Воронежской областях. Эта культура также имеет межрайонное значение. Подсолнечник выращивается на семена, перерабатывается в масло (40 % масла вывозится из района), отходы производства – шрот и жмых используются в качестве кормов в животноводстве. Воронежская область является основным в стране производителем эфиромасличных культур – аниса и кориандра. Важное значение имеют посевы конопли в Воронежской и Курской областях. Выращенный в районе картофель частично идет на производство крахмала и спирта. Во всех областях получило развитие овощеводство и садоводство. Район обладает большими потенциальными возможностями увеличения производства продукции растениеводства за счет внедрения научно обоснованных севооборотов, увеличения доли районированных сортов семян, лучшего использования возможностей агрохимии, проведения мероприятий по сохранению и увеличению естественного плодородия земель.

Животноводство представлено в ЦЧЭР скотоводством молочно-мясного направления, свиноводством и птицеводством. По производству мяса и молока на душу населения район значительно превосходит среднероссийские показатели и вывозит эту продукцию на межрегиональный рынок. Из-за недостатка сенокосов и пастбищ как следствия высокой распаханности большое значение в формировании кормовой базы имеют полевое кормопроизводство и отходы пищевой промышленности. Основная проблема агропромышленного комплекса ЦЧЭР – это несоответствие мощностей переработки объемам производства сельскохозяйственного сырья, что ведет к большим потерям продукции сельского хозяйства. Для АПК характерны низкий уровень технической оснащенности предприятий переработки, большая доля ручного труда, слабо развитая инфраструктура. Однако агропромышленный комплекс района обладает большими потенциальными возможностями развития, превращения в важнейшую житницу России.

Сельское хозяйство Центрального района в значительной степени имеет пригородное значение. Основная его задача — удовлетворение потребностей населения в свежемолочных продуктах, ранних овощах и картофеле, парном мясе всех видов, диетических яйцах и других продуктах массового потребления.

В зоне избыточного увлажнения ярко выражена специализация сельского хозяйства на льноводстве, молочно-мясном скотоводстве, свиноводстве, выращивании картофеля и овощей. В зоне достаточного увлажнения сельское хозяйство специализиpyeтcя на выращивании зерновых культур, производстве картофеля, овощей и молочно-мясном животноводстве. Из технических культур здесь выращиваются конопля и сахарная свекла. Повсеместно развито птицеводство.

Наибольшие площади пашни находятся в Рязанской, Орловской, Тульской, Тверской, Смоленской, Брянской и Московской областях. Однако много заброшенных неиспользуемых площадей.

Под зерновыми культурами занято 53% посевной площади. Возделываются они преимущественно в Рязанской, Орловской, Тульской и Брянской областях. Наибольший удельный вес имеют рожь и пшеница. 34% всех посевных площадей занято под кормовыми культурами, 9% — под овощами и картофелем и 4% — под техническими культурами. Посевные площади подо льном размещаются в Тверской, Смоленской, Ярославской, Костромской, Ивановской и Калужской областях. Однако в последние годы посевы льна неоправданно сокращаются. Картофель возделывается повсеместно, но наиболее усиленно в Брянской, Тверской, Смоленской, Орловской, Рязанской и Московской областях. Под овощными культурами наибольшие площади заняты в Московской, Брянской, Тульской и Рязанской областях.

Центральный район имеет довольно развитое животноводство. По плотности поголовья крупного рогатого скота район находится на одном из первых мест в Российской Федерации. Получило развитие свиноводство, птицеводство, возрождается коневодство. В сельском хозяйстве идет процесс создания фермерских хозяйств, государственные хозяйства трансформируются в акционерные общества и кооперативы.

Транспорт и экономические связи. Центральный федеральный округ имеет мощную транспортную сеть, представленную всеми видами транспорта. От Москвы в разных направлениях идут 11 железнодорожных магистралей и 15 автомобильных. Железные дороги электрифицированы на подходах к Москве. В пределах района осуществлена реконструкция всех железных дорог, расширены многие шоссейные дороги. Округ имеет систему трубопроводов. Москва по системе каналов и Волге связана с Балтийским, Каспийским, Азовским и Черным морями.

В южном направлении проходят железные дороги: Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону; Москва – Донбасс; Москва – Курск – Харьков. В восточном направлении: Саратов – Тамбов – Мичуринск; Воронеж – Курск – Киев; Валуйки – Минск и др. Также здесь проходят крупные автострады: Москва – Симферополь; Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону; Москва – Тамбов.

Общий грузооборот округа характеризуется большим превышением ввоза над вывозом. По ввозу ведущее место занимают энергоносители, лес и лесоматериалы, прокат черных и цветных металлов, импортные промышленные и продовольственные товары, хлопок. В вывозе преобладают промышленные изделия — машины и оборудование, автомобили, станки, приборы, инструмент, изделия электротехники, бытовые приборы, ткани, обувь, а также железная руда, зерно, сахар.

В ЦФО самая высокая в России плотность населения — 59,49 чел./км² (2013 год). Округ является крупнейшим в России по количеству населения — 38 678 913[2] чел.(2013) (26.98 % от РФ). Доля городского населения — 81,72[3] %. Также в ЦФО наибольшая доля русского населения (89.06 % на 2010 год). Это единственный федеральный округ, где нет ни одного национального субъекта федерации. Состоит в основном из небольших, но густонаселённых областей, около половины населения проживает в Москве и Подмосковье.

Численность населения

1989

1990

1991

1992

1993

1994

1995

37 920 000

↗38 018 468

↗38 154 938

↘38 138 535

↘38 134 933

↘38 088 155

↗38 115 279

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

↗38 188 510

↗38 233 707

↗38 283 655

↗38 311 159

↘38 227 656

↘38 175 094

↘38 000 651

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

↘37 946 810

↘37 733 471

↘37 545 831

↘37 356 361

↘37 218 058

↘37 150 741

↘37 121 812

2010

2011

2012

2013

↗38 427 539

↗38 445 765

↗38 537 608

↗38 678 913

Перспективы модернизации структуры и системы федеральных округов в России

Проведенный анализ федеральных округов позволяет сделать вывод об имеющихся проблемах и нерешенных вопросах в сфере их построения, в определенной мере затрудняющих и снижающих эффективность функционирования государственных органов на уровне федерального округа. Настоящие размеры федеральных округов порождают ряд управленческих проблем, связанных со значительной удаленностью их периферий. При этом в процессе формирования федеральных округов в некоторые из них были включены регионы, географическое местоположение которых явно не соответствует названию округов. В частности, в состав Приволжского федерального округа вошли Республика Удмуртия, Пермский край, Оренбургская область, хотя географически они относятся к Среднему и Южному Уралу соответственно и, следуя логике, должны были бы войти в состав Уральского федерального округа. При этом Волгоградская и Астраханская области, относясь к Нижневолжскому региону, находятся на территории не Приволжского, а Южного федерального округа. Аналогичная ситуация сложилась в результате включения в Уральский федеральный округ Тюменской области, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов, давно ассоциирующихся с Сибирью. К тому же территория Пермского края входит в состав межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации «Большой Урал» и Уральского экономического района. Тюменская область «завязана» с двумя ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Федерации — «Сибирское соглашение» и «Большой Урал». Предположительно в связи с этим еще до объединительного процесса губернатор Пермской области и председатель областной Думы Пермской области подали Президенту России совместный официальный запрос о включении Пермской области в Уральский федеральный округ. Однако данный запрос удовлетворен не был .

Читайте также:  Пенсии в Салехарде и Ямало-Ненецком автономном округе

См.: Катков В.Ю. Федеральные округа в Российской Федерации (конституционно-правовой анализ): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 65 — 66.

Вероятно, указанная ситуация связана с учетом микромежрегиональных связей субъектов Федерации, желанием центральной власти «выровнять» федеральные округа между собой экономически, сделать их сравнимыми по уровню экономического развития и наличию природных ресурсов. Не исключена и цель стабилизации общественно-политической ситуации внутри федеральных округов путем включения в их составы по возможности примерно равного количества субъектов России, образованных как по национально-территориальному, так и по административно-территориальному принципу. Возможные негативные аспекты этого несколько компенсируются большим сходством специализации приграничных регионов и в определенной мере могут быть восполнены деятельностью иных межтерриториальных образований Российской Федерации.

Некоторые возражения вызывает наименование «Центральный федеральный округ». Действительно, в границах данного федерального округа расположен субъект Федерации — город Москва, имеющий статус столицы Российской Федерации, где располагается подавляющее большинство высших и центральных федеральных органов государственной власти. Однако географически указанный федеральный округ не является центральной частью территории Российской Федерации. Более того, как известно, на сегодняшний день местонахождением одного из высших судебных органов России — Конституционного Суда РФ определен иной субъект Федерации — город Санкт-Петербург, центр Северо-Западного федерального округа. Кроме того, в настоящее время активно обсуждается вопрос о переносе в город Санкт-Петербург и Верховного Суда РФ, и Высшего Арбитражного Суда РФ. В связи с этим представляется логичным переименовать Центральный федеральный округ в Юго-Западный федеральный округ.

Налицо достаточно обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности увеличения общего количества федеральных округов в сравнении с существующим. Однако суждение некоторых авторов о необходимости создания на территории России 12 — 15 федеральных округов не имеет под собой достаточных оснований по следующим соображениям . Во-первых, предложенная перестройка федеральных округов приведет к нарушению уже сложившихся в рамках существующих федеральных округов межсубъектных взаимоотношений. Во-вторых, преждевременно и существенно изменится характер связей федеральных округов с иными межтерриториальными образованиями. В-третьих, включение в этом случае в составы федеральных округов малого количества субъектов России станет препятствием ускоренной интеграции максимально большего количества регионов в рамках федерального округа. В-четвертых, наличие чрезмерно дробных межрегиональных образований приведет фактически к утрате управленческого аспекта, заложенного в их функционировании, дискредитирует, таким образом, сами федеральные округа как крупные межсубъектные административные комплексы, в рамках которых обеспечивается реализация федеральной компетенции.

См.: Лужков Ю.М. Путь к эффективному государству: план преобразования системы государственной власти и управления в Российской Федерации. М., 2002. С. 37; Родоман Б.Б. Перспективы эволюции федеральных округов / Российские регионы и центр: взаимодействие в экономическом пространстве. М., 2000. С. 36 — 41; Чичканов В.П. Разделение полномочий между уровнями государственной власти Российской Федерации // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2002. N 3. С. 26.

Отметим, что в начале — середине 2001 г. активно обсуждался вопрос об образовании еще одного федерального округа в границах Калининградской области. Основными доводами предложения о создании восьмого федерального округа явились сложное геополитическое положение Калининградской области, ее географическая оторванность от основной территории Российской Федерации, наличие сепаратистских и протестных настроений среди жителей, в том числе среди политической и экономической элиты, а также рекомендации стран Европейского союза об изменении статуса региона. Однако в июле 2001 г. было принято окончательное решение самостоятельного федерального округа в этом субъекте России не создавать . Думается, данное решение вполне логично и обоснованно. Реализацию полномочий главы государства в широком смысле на территории Калининградской области способен эффективно обеспечить существующий сегодня специализированный заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе по Калининградской области. Кроме того, интеграция Калининградской области с иными субъектами Федерации представляется более эффективной именно в границах Северо-Западного федерального округа, нежели в качестве самостоятельного федерального округа, ибо межрегиональные связи внутри федеральных округов несколько крепче, чем между федеральными округами.

См.: Ермаков В.Г. Некоторые проблемные аспекты будущего федеративного устройства Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. N 4. С. 121; Соболев О.Н. Об основных направлениях оптимизации деятельности органов государственной власти Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности в Калининградской области // Государство и право. 2008. N 7. С. 79; Угодников К., Чичкин А. Свободным остается, округом не будет // Российская газета. 2001. 27 июля.

Существуют и иные планы реформирования федеральных округов в России как несоразмерных по своей величине региональной норме управляемости, экономическому потенциалу, не соответствующих организации базовых отраслей экономики, транспортной и социальной инфраструктуре, а равно региональной идентичности . Теоретически местность, в которой потенциально допустимо создание и функционирование федеральных государственных органов, может охватывать часть субъекта Федерации или части нескольких субъектов России. Однако установление территориальной сферы компетенции полномочных представителей Президента РФ и иных государственных органов, включающей отдельные части субъектов Федерации, не позволит им эффективно исполнять стоящие перед ними задачи. Причина этого очевидна, поскольку и анализировать ситуацию необходимо в субъекте Федерации в целом, и взаимодействовать с органами государственной власти того или иного субъекта России следует одному государственному органу, представляющему тот или иной федеральный государственный орган, а не нескольким.

[править] Состав экономических районов

Район Субъекты РФ Население, тыс. чел Площадь, тыс. км² Район на карте России
1. Центральный
  1. Брянская область
  2. Владимирская область
  3. Ивановская область
  4. Калужская область
  5. Костромская область
  6. Московская область
  7. Орловская область
  8. Рязанская область
  9. Смоленская область
  10. Тверская область
  11. Тульская область
  12. Ярославская область
  13. Москва
32129 482,3
2. Центрально-Чернозёмный
  1. Белгородская область
  2. Воронежская область
  3. Курская область
  4. Липецкая область
  5. Тамбовская область
7183 167,9
3. Восточно-Сибирский
  1. Бурятия
  2. Республика Тыва
  3. Хакасия
  4. Забайкальский край
  5. Красноярский край
  6. Иркутская область
8197 4155
4. Дальневосточный
  1. Якутия
  2. Камчатский край
  3. Приморский край
  4. Хабаровский край
  5. Амурская область
  6. Магаданская область
  7. Сахалинская область
  8. Еврейская автономная область
  9. Чукотский автономный округ
6165 6169,3
5. Северный
  1. Республика Карелия
  2. Республика Коми
  3. Архангельская область
  4. Вологодская область
  5. Мурманская область
  6. Ненецкий автономный округ
4549 1476,6
6. Северо-Кавказский
  1. Адыгея
  2. Республика Дагестан
  3. Республика Ингушетия
  4. Кабардино-Балкарская Республика
  5. Карачаево-Черкесская Республика
  6. Республика Крым
  7. Северная Осетия
  8. Чеченская Республика
  9. Краснодарский край
  10. Ставропольский край
  11. Ростовская область
  12. Севастополь
22 451 381,6
7. Северо-Западный
  1. Ленинградская область
  2. Новгородская область
  3. Псковская область
  4. Санкт-Петербург
8409 195,2
8. Поволжский
  1. Республика Калмыкия
  2. Республика Татарстан
  3. Астраханская область
  4. Волгоградская область
  5. Пензенская область
  6. Самарская область
  7. Саратовская область
  8. Ульяновская область
15 943 539,8
9. Уральский
  1. Республика Башкортостан
  2. Удмуртия
  3. Пермский край
  4. Курганская область
  5. Оренбургская область
  6. Свердловская область
  7. Челябинская область
539,8 823,3
10. Волго-Вятский
  1. Марий Эл
  2. Мордовия
  3. Чувашия
  4. Кировская область
  5. Нижегородская область
7236 264,8
11. Западно-Сибирский
  1. Республика Алтай
  2. Алтайский край
  3. Кемеровская область
  4. Новосибирская область
  5. Омская область
  6. Томская область
  7. Тюменская область
  8. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
  9. Ямало-Ненецкий автономный округ
14 783 2454
12. Калининградский
  1. Калининградская область
995 15,1

Классификация территориальных образований

ОКАТО содержит коды и наименования объектов административно-территориального деления субъектов РФ: от районов и городов до внутригородских районов, сельских округов (сельсоветов) и населённых пунктов.

ОКТМО содержит коды и наименования муниципальных образований субъектов РФ: от муниципальных районов и городских округов до сельских и городских поселений, а также входящих в их состав населённых пунктов.

Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (сокращ. ОКАТО) — классификатор объектов административно-территориального деления Российской Федерации, входит в состав «Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации» (ЕСКК). ОКАТО предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления в таких сферах, как статистика, экономика и другие.

Экономическое районирование России. Современная сетка экономических районов

В настоящее время в Российской Федерации выделяют 11 экономических районов.

Современный экономический район представляет собой целостную территориальную часть народного хозяйства страны, имеющую свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи.

Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.

Главные принципы выделения экономических зон — уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования. Территория Российской Федерации разделена на две экономические зоны — Западную (Европейская часть России) и Восточную (Сибирь и Дальний Восток).

Различные части страны значительно отличаются друг от друга природными и экономическими условиями. Одни из них давно заселены и освоены, другие только начинают осваиваться. В одних экономика сформировалась на основе богатых местных ресурсов. В других – на привозном сырье.

Каждая территория специализируется на производстве определенных видов продукции, в результате чего формируются экономические районы, отличающиеся друг от друга своей специализацией.

В России выделяются 11 экономических районов и Калининградскую область, которая, в связи с территориальной обособленностью от основной части страны, не входит ни в один из экономических районов (рассматривается в рамках изучения Северо – Западного района).

  • Учитывая резкие различия в природных условиях, соотношение важнейших ресурсов, характер хозяйственного освоения, различия в составе и размещении населения сраны, проблемы социально-экономического развития, территорию России подразделяют на две экономические зоны – Западную (Европейская Россия) и Восточную (Азиатская), в состав которых входит разное количество экономических районов.
  • Территориальный состав экономических районов
Западная зона Восточная зона
Экономические районы Центральный, центрально-Черноземный Западно-Сибирский
Северо-Западный Восточно-Сибирский
Волго-Вятский Дальневосточный
Поволжский
Уральский
Северный
Северокавказский

Западная экономическая зона включает 8 экономических районов европейской части страны. Она занимает территорию, равную ¼ части страны, на которую приходится около 80% населения, 85% промышленного и сельскохозяйственного производства, около 90% непроизводственной сферы страны.

Она близко расположена к экономически и политически развитому региону мира — Западной Европе и имеет лучшее соседское и транспортно-географическое положение по сравнению с азиатской Россией. Здесь расположена столица России города Москва — экономический центр страны. Природные условия наиболее удобны для жизни и хозяйственной деятельности людей.

Однако низкая обеспеченность многими видами природных ресурсов-водных, лесных, топливно-энергетических. Отрасли специализации – точное машиностроение, химическая, легкая и пищевая промышленность.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *