Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем отличается гражданское право от административного». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Совокупность правовых норм, регулирующих общественные, в том числе имущественные отношения в сфере государственно-управленческой деятельности, называется административным правом (АП). Это одна из главных отраслей правовой системы государства. Нормы права, регулирующие административно-правовые отношения, представлены в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), федеральных, республиканских законах, а также в правовых актах органов власти и местного самоуправления.
Правовая система государства основывается как на ГП, так и на АП. Обе эти отрасли посредством законодательных актов регулируют правоотношения в обществе, только разного характера. В круг интересов ГП входят материальные, нематериальные блага. В АП представлены правоотношения в сфере реализации государственного (муниципального) управления.
В ГП все участники имеют равный статус и свободу выбора. В АП органы власти устанавливают правила, которым обязаны следовать физические, юридические лица, в том числе люди, разработавшие эти правила.
Взаимоотношения между участниками ГП и АП регулируются на основе законов, но разного ранга. Совокупность юридических норм, определяющих частные взаимоотношения отдельных лиц в обществе, представлена в Гражданском кодексе. Правила, регулирующие общественные правоотношения в сфере реализации исполнительной власти, изложены в КоАП РФ, законодательных актах органов власти, нормативах местного самоуправления. В отличие от АП, нормы права, касающиеся ГП, изложены исключительно в законах федерального уровня.
РАЗГРАНИЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА И ГРАЖДАНСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ В СУДАХ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
С 15.09.2015 введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), принятие которого обусловлено необходимостью повышения уровня доступности правосудия для граждан, организаций и объединений граждан при рассмотрении споров с органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В силу общего правила, изложенного в ч. 1 ст. 1 КАС РФ, в порядке административного судопроизводства в судах общей юрисдикции подлежат рассмотрению дела, возникающие из административных и иных публичных отношений и связанные с судебным контролем за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
После вступления в силу КАС РФ актуален вопрос о том, какие виды споров, разрешаемых в судах общей юрисдикции, относятся по своему характеру к гражданско-правовым и не могут рассматриваться в порядке административного судопроизводства.
К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
По смыслу ч. 4 ст. 1 КАС РФ и ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
До 15.09.2015 при наличии спора о праве гражданском, когда частным лицом ошибочно вместо иска предъявляемые требования оформлялись в форме заявления по правилам гражданского процессуального законодательства, регулирующим рассмотрение дел, возникающих из публичных правоотношений, такому лицу не могло быть отказано в принятии требований к рассмотрению в суде. То есть ошибка в выборе вида судопроизводства не влекла за собой отказ в доступе к суду. Однако после указанной даты ситуация изменилась.
В настоящее время ошибочное обращение в суд с административным исковым заявлением за разрешением частноправового спора является основанием для отказа в принятии заявления на основании п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ. При этом и неправильное предъявление искового заявления вместо административного искового заявления также служит препятствием в доступе к суду, поскольку в этом случае суд отказывает в принятии заявления к своему производству по п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
Ошибка в выборе процедур рассмотрения дел между КАС РФ и ГПК РФ, выявленная на стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции, влечет за собой прекращение производства по делу, а если она установлена в суде апелляционной инстанции, то решение суда подлежит отмене с прекращением производства по делу.
Наибольшие сложности в выборе надлежащих судопроизводственных процедур возникают в случаях оспаривания частными лицами решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления.
Ключевым при таком подходе для определения вида судопроизводства является отнесение либо неотнесение судом спорных правоотношений к публичным.
В значительном количестве ситуаций для правильного определения вида судопроизводства при выборе между процедурами КАС РФ и ГПК РФ применимы указанные критерии разграничения частноправовых и публично-правовых споров.
Конфликт стандартов доказывания в административном и гражданском праве
Размышления Р.С. Бевзенко о моделях возникновения деликтной ответственности в случае падение крыши снега[1] и Будылина С.В.[2] о стандартах доказывания в рамках российского права, натолкнули на следующий сугубо умозрительный казус, в вопросах применяемых стандартов доказывания в спорах, связанных с причинением вреда.
Вопрос – имеет ли в этом случае лицо В право на иск против лица А о возмещении вреда.
Предлагаю обратиться к следующей таблице:
Стандарт доказывания «вне всяких разумных сомнений».
Сомнения толкуются в пользу обвиняемого (п.4 ст.1.5 КоАП РФ).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (п.3 ст.1.5 КоАП РФ).
Стандарт доказывания «баланс вероятностей»/ «внутреннее убеждение».
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п.2 ст. 1064 ГК РФ).
Возможность предъявления иска в рамках гражданского процесса закреплена «между строк» и в Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебном решении» от 19.12.2003 №23 – так на основании части 4 статьи 1 ГПК РФ, по аналогии с частью 4 статьи 61 ГПК РФ, следует также определять значение вступившего в законную силу постановления и (или) решения судьи по делу об административном правонарушении при рассмотрении и разрешении судом дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление (решение).
Т.е. в рамках гражданско-правовых взаимоотношений – значение постановления по делу об административном правонарушении определяет суд, оно не обладает 100% преюдициальным эффектом, но может обладать таковым, если суд сочтет это необходимым.
Мне представляется логичным, что установленный факт попытки сокрытия доказательств будет являться основанием установления виновности причинителя вреда в рамках гражданского процесса.
Таким образом – в рамках одного и того же случая, лицо А может быть признано невиновным в совершении административного правонарушения, но это не обязательно будет означать отказ в иске в рамках гражданского процесса о возмещении вреда.
Принятие искового заявления к производству
Вопрос о принятии искового заявления к производству решается судом в пятидневный срок. На стадии возбуждения административного дела судья имеет право вынести одно из трех определений:
Условия подачи встречного иска обозначены в статье 131 КАС РФ, данная норма законодателем создана по аналогии со статьей 137 ГПК РФ.
В соответствии со статьей 17 КАС РФ административные дела, которые связаны с защитой нарушенных законных прав, свобод, и интересов, а также контролем законности и обоснованности выполнения публичных полномочий, подведомственны судьями мировых судов, районных и Верховного суда Российской Федерации.
Стоит обратить внимание, что большая часть административных дел слушается в районных судах (статья 19 КАС РФ).
Гражданское и административное право
Административное право понимается как отрасль, регулирующая правоотношения, касающиеся преимущественно органов государственной власти и местного самоуправления. Чаще всего это связано с осуществлением различных полномочий соответствующими органами. Например, сбор налогов, оказание социальной поддержки гражданам, распределение бюджетных средств. Административное право также регулирует отношения в органах государственной власти и местного самоуправления — с участием должностных лиц соответствующих организаций.
Основным методом административного права является императивный. Она заключается в издании уполномоченными субъектами норм, которые обязаны соблюдать определенные лица. Например, приказ вышестоящего органа власти нижестоящему или предписания государственных структур гражданам, обязательные к исполнению. Императивный метод правового регулирования может подразумевать наличие обязательств для лиц сообщать о себе по требованию уполномоченных структур.
Основное отличие гражданского права от административного заключается в том, что участники правоотношений в первой сфере имеют равный статус и взаимодействуют на основе диспозитивного регулирования. Субъекты административно-правовых отношений часто имеют различные статусы (одни субъекты подчинены, ответственны перед другими) и взаимодействуют во многих случаях в условиях императивного регулирования.
Административное право регулирует отношения, связанные в основном с деятельностью органов государственной власти. Гражданское право стремится обеспечить возможность участия в правовых отношениях преимущественно частных лиц.
Во многих случаях гражданско-правовые отношения могут быть реализованы только при участии их субъектов в отношениях, регулируемых административным правом. Например, когда речь идет о подписании договоров между юридическими лицами. Их участники, прежде чем заключать контракты в том или ином статусе, должны зарегистрироваться в Федеральной налоговой службе как частные компании. Эта регистрация происходит в рамках административного права.
Определив разницу между гражданским и административным правом, отразим выводы в небольшой таблице.
Гражданское право | Административное право |
Что общего у этих двух вещей? | |
Часто условием участия субъекта в гражданском правоотношении является его предыдущее участие в отношениях, регулируемых административным правом | |
В чем разница между ними? | |
Регулирует в основном имущественные отношения с участием частных лиц | Регулирует правовые отношения, в основном с участием органов государственной власти |
Регулирует правовые отношения, участники которых имеют равный статус и не несут ответственности перед другими участниками отношений. | Регулирует правовые отношения, участники которых часто имеют неравный статус, несут ответственность перед другими сторонами отношений |
Для него характерен диспозитивный метод регулирования — когда стороны правоотношений сами устанавливают условия договоров | Для него характерен императивный метод регулирования — когда участники правоотношений взаимодействуют в соответствии с установленными нормами |
Гражданское право реализует принцип невмешательства государства в частную жизнь. Любой человек может свободно вступать в гражданско-правовые отношения. Даже несовершеннолетние дети могут совершать мелкие сделки по договорам розничной купли-продажи.
В гражданско-правовых отношениях государство выступает как собственник или учредитель имущества, наделенный теми же правами и обремененный теми же обязанностями, что и другие участники.
В административно-правовых отношениях одним из участников всегда является государство, представленное органами разных уровней, которые контролируют исполнение правил гражданами и организациями.
Что такое гражданское право?
Гражданское право — это отрасль, которая регулирует личные отношения и имущественные между собой, а также между собой и организациями. В современных государствах гражданское право всегда основано на принципах:
- Свобода подписания всех соглашений;
- Государство не вмешивается в частные правовые отношения;
- Вся собственность неприкосновенна;
- Все стороны — участники равны.
Метод регулирования гражданского права — это координация общественных отношений. Участники могут смело использовать свободу действий и обладать имущественной самостоятельностью. Принятые нормы гражданского права предлагают гражданам множественные варианты реализации своих прав.
Самые важные особенности гражданского права:
- Способность граждан своими действиями соблюдать и осуществлять свои гражданские права и брать на себя некоторые обязанности
- Правоспособность гражданина выражается наличием естественных, личных гражданских прав. Прав на гражданина на собственность, честь, достоинства и право на жизнь.
Самые яркие различия этих отраслей:
Гражданское право | Административное право |
1. Формирует гражданско-правовые отношения. | 1. Управленческие отношения. — правовое положение народа в сфере государственного правления; — нормы правления и соблюдение всех законов. |
2. Регулирует и уравновешивает отношения между государственными организациями и народом. |
2. Самым главным субъектом правовых отношений является орган управления. |
Общие и отличительные черты гражданско-правовых и административно-правовых норм
Общие: 1) Общеобязательность 2) устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением. 3) Формальная определённость 4) Носят общеобязательный характер
Отличительные черты | |
Гражданско-правовые | Административно-правовые нормы |
Использование, помимо императивного, диспозитивного метода | Преимущественное использование императивного метода |
Регулируют отношения субъектов в сфере отношений между равноправными субъектами права | Регулируют отношения субъектов в сфере государственного управления |
Предназначены для обеспечения беспрепятственного и полного осуществления гражданских прав | Предназначены для обеспечеиия эффективного исполнения требований законов |
В случае нарушения норм наступает гражданско-правовая ответственность | В случае нарушения наступает административно-правовая ответственность |
Сравнение административной и гражданско правовой ответственности
Следует учесть, что в уголовном законодательстве должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примечание к ст. 285 УК РФ), т.е. только лица, перечисленные в п. «а», «б» и «в».
Кроме возмещения убытков при договорной ответственности используется и другая форма взыскания — неустойка. Ее разновидностями являются штраф и пеня.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Уголовной — преступление; дисциплинарной — дисциплинарный проступок; материальной — причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт; в) субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования. Уголовной — физические лица; вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным.
Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения правонарушения.
Отличие административной ответственности от дисциплинарной ответственности. Ключевой критерий разграничения состоит в том, что дисциплинарная ответственность связана с исполнением служебных обязанностей по месту работы, а административная – независимо от трудовых правоотношений.
В примечании к этой статье под должностным лицом понимают – лицо, постоянно или временно, или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти.
В зависимости от характера совершенного правонарушения выделяют следующие виды юридической ответственности: гражданско-правовую, материальную, дисциплинарную, административную и уголовную.
Должностные лица как субъекты административной ответственности обладают специальным административно-правовым статусом, предполагающим наличие специальных признаков, таких как особенности служебного положения. В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо, в случае совершения им административного правонарушения, выраженного в виде неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей. Гражданско-правовая ответственность за неисполнение договорных обязательств наступает в двух основных формах: возмещения убытков и уплаты неустойки.
Действует презумпция невиновности. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Административная ответственность — это вид юридической ответственности, которая выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.
В чем специфика гражданского права?
Под гражданским правом понимается сфера, в рамках которой объединяются юридические нормы, регулирующие:
- имущественные правоотношения — связанные со сделками с движимыми и недвижимыми активами;
- личные неимущественные отношения — связанные с закреплением и передачей прав на интеллектуальную собственность.
Правоотношения в гражданском праве инициируются гражданами и организациями в целях удовлетворения различных частных потребностей и решения хозяйственных задач.
Гражданское право в современных государствах основано на принципах:
- равенства участвующих сторон;
- неприкосновенности собственности;
- свободы подписания соглашений;
- невмешательства государства в частные правоотношения.
Нормы, регулирующие гражданское право в РФ, фиксируются на уровне главным образом федерального законодательства. Основной российский нормативный акт, включающий соответствующие положения, — Гражданский кодекс. Большое значение в разъяснении его норм имеют подзаконные источники права, ведомственные правовые акты, судебные прецеденты.
По составу участников
Гражданское право реализует принцип невмешательства государства в частную жизнь. В гражданские правоотношения вольны вступать любые лица. Даже несовершеннолетние дети могут совершать мелкие сделки договора купли-продажи розничных товаров.
В гражданско-правовых отношениях государство выступает как собственник имущества или учредитель, наделенный теми же правами и обремененный теми же обязательствами, что и другие участники.
В административно-правовых отношениях одним из участников всегда является государство в лице органов власти различного уровня, которые контролируют выполнение нормативных актов гражданами и организациями.
Ярким примером норм административного права можно назвать Правила дорожного движения, строго регламентирующие права и обязанности всех участников дорожного движения, а также дифференцированную систему наказаний за нарушения.
Разница между гражданским правом и административным правом
Под административным правом понимается сфера, регулирующая правоотношения с участием главным образом государственных и муниципальных органов власти. Чаще всего — связанные с осуществлением соответствующими структурами различных полномочий. Например, по сбору налогов, оказанию социальной поддержки граждан, распределению бюджетных средств. Административное право также регулирует отношения внутри государственных и муниципальных органов власти — с участием должностных лиц соответствующих организаций.
Главное отличие гражданского права от административного права в том, что участники правоотношений в первой сфере имеют равный статус и взаимодействуют при диспозитивном регулировании. Субъекты административных правоотношений часто имеют разные статусы (одни субъекты подчиняются, подотчетны другим) и взаимодействуют во многих случаях при императивном регулировании.
Административное право регулирует отношения, связанные в основном с деятельностью органов власти. Гражданское — направлено на обеспечение возможностей для участия в правоотношениях прежде всего частных лиц.
Во многих случаях гражданские правоотношения могут осуществляться только при участии их субъектов в отношениях, регулируемых административным правом. Например, если речь идет о подписании контрактов между юридическими лицами. Их участники, прежде чем подписывать договоры в соответствующем статусе, должны зарегистрироваться в Федеральной налоговой службе как частные фирмы. Данная регистрация осуществляется в рамках норм административного права.
Определив, в чем разница между гражданским правом и административным правом, отразим выводы в небольшой таблице.
Гражданское право использует метод координации и диспозитивный метод регулирования общественных отношений. Участники гражданских правоотношений перед законом равны, пользуются свободой действий и обладают имущественной самостоятельностью, нормы гражданского права предлагают им варианты легитимной реализации своих прав.
Административное право использует императивный метод и метод субординации: нормы административного права предписывают определенное поведение участников правоотношений и в случае нарушения принятого порядка, государство в лице своих органов применяет наказание в виде штрафов, ограничений и лишений каких-либо прав и свобод. Участники административно-правовых отношений изначально неравны, ограничены предписаниями, которые должны неукоснительно выполнять.
Гражданское право объединяет правовые нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения между гражданами, а также между гражданами и организациями. Предметом данной отрасли являются материальные и нематериальные блага, в отношении которых возникают гражданские взаимоотношения.
Обе из описываемых правовых отраслей регулируют общественные взаимоотношения с точки зрения закона, но с разных сторон. Административное право регулирует отношения граждан с различными органами власти, а гражданское призвано для регулирования отношений граждан между собой.
Например: курение сигарет в общественном месте относится к административным правонарушениям и наказывается штрафом; несвоевременная уплата кредита или счетов является гражданским правонарушением. Гражданским правонарушителем может быть даже родитель, не платящий алименты.
Сравнительная таблица:
Вид правовой отрасли | Административное право | Гражданское право |
Что регулирует? | Регулирует управленческие отношения. | Регулирует имущественные и личные неимущественные взаимоотношения. |
Кто участвует? | Юридические и физические лица, государственные учреждения. | Юридические и физические лица, муниципальные образования и государство. |
Метод регулирования | Императивный (строго обязательный), когда одна из сторон подчиняется другой; в случае административного права те или иные лица подчиняются органам власти или местным правилам на рабочем месте. | Диспозитивный — стороны самостоятельно определяют варианты поведения и условия договоров, соглашений и других документов. |
Вмешательство государства | Административное право регулируется государством. | Государство не вмешивается в личные и имущественные гражданско-правовые отношения (если они не переходят в уголовные). |
Нормативный акт | Административный кодекс РФ. | Гражданский кодекс РФ. |
Могут ли лишить свободы на нарушение прав | Нет. | Нет. |
Сложность различия данных правовых отраслей состоит в том, что они схожи по своей классификации. К примеру, в гражданском праве наблюдается горизонтальный тип взаимоотношений, когда обе стороны имеют равный статус; в административном праве также может быть горизонтальный тип отношений (между не соподчинёнными предприятиями и учреждениями и гражданами — в управленческой сфере) и вертикальный, когда одна из сторон подчиняется другой.
При нарушении административных прав необходимо обращаться в прокуратуру; если нарушаются гражданские права, то этим занимается суд. При нарушении прав лучше всего обратиться к юристу, который поможет оформить иск или заявление.
Физическое лицо — это любой реальный человек, выступающий субъектом гражданского права, который имеет права и обязанности уже на основании своего факта существования.
Гражданское право в системе права
Под административным правом понимается сфера, регулирующая правоотношения с участием главным образом государственных и муниципальных органов власти. Чаще всего — связанные с осуществлением соответствующими структурами различных полномочий. Например, по сбору налогов, оказанию социальной поддержки граждан, распределению бюджетных средств. Административное право также регулирует отношения внутри государственных и муниципальных органов власти — с участием должностных лиц соответствующих организаций.
Гражданское право | Административное право |
Что общего между ними? | |
Часто бывает, что условием участия субъекта в гражданских правоотношениях является его предварительное участие в отношениях, регулируемых административным правом | |
В чем разница между ними? | |
Регулирует в основном имущественные отношения с участием частных лиц | Регулирует правоотношения, связанные главным образом с деятельностью органов власти |
Регулирует правоотношения, в которых участники имеют равный статус и не подотчетны другим сторонам отношений | Регулирует правоотношения, в которых участники часто имеют неравный статус, подотчетны другим сторонам отношений |
Характеризуется диспозитивным методом регулирования — когда участники правоотношений сами определяют условия договоров | Характеризуется императивным методом регулирования — когда участники правоотношений взаимодействуют по установленным нормам |
Когда кто-то смотрит на правовые системы, распространенные в мире, можно встретить множество правовых систем, практикуемых в разных странах, которые берут свое начало от правовых систем, практикуемых на европейском континенте. Хотя все правовые системы имеют одну и ту же цель — регулировать и согласовывать действия человека в своих соответствующих обществах, все эти правовые системы ориентированы на определенные фундаментальные сходства и различия в своих правовых рамках. Большинство стран сегодня придерживаются одной из двух наиболее выдающихся правовых систем: общего права или гражданского права. Система общего права развивалась в Англии в средние века и применялась в бывших британских колониях по всему миру. И система гражданского права, созданная в Европе, применялась в колониях европейских имперских держав, таких как Испания и Португалия.
Есть также некоторые страны, в которых гражданское право и общее право работают вместе в так называемой «смешанной юрисдикции», как, например, в Шри-Ланке, Квебеке, Шотландии и Южной Африке. В этой статье делается попытка объяснить эти две системы и выделить принципиальное различие между общим правом и гражданским правом на основе их методов мышления и отношения к праву как правовой системе.
Источник права остается основным источником различий между общим правом и гражданским правом. Несмотря на то, что в основах общего права упоминается статутное право, прецедентное право или судебные прецеденты остаются наиболее важным источником права, который дает судьям динамичную роль в создании правил. В системе гражданского права делается обширная ссылка на кодексы и законодательные акты, которые предназначены для охвата всех возможных случаев, и судьи, как правило, играют весьма ограниченную роль в плане применения кодифицированного закона в конкретных ситуациях. Таким образом, прецеденты прецедентного права будут использоваться только в качестве простых руководящих принципов. Соответственно, когда дела рассматриваются в правовых системах гражданского права судьи выступают в качестве следователей, тогда как в системах общего права судьи, по-видимому, играют более заметную роль, выступая в качестве арбитров между двумя конфликтующими сторонами.
Административное и трудовое право
Административное и трудовое право имеют много точек соприкосновения и различаются по предмету правового регулирования. Предметом трудового права являются трудовые отношения и некоторые другие связанные с ними общественные отношения (например, по государственному социальному страхованию, рассмотрению трудовых споров). Главное состоит в определении статуса рабочих и служащих именно как участников того или иного вида трудового процесса (например, регламентация права на вознаграждение за труд, права на отдых, на социальное страхование). При этом наблюдается переплетение норм трудового и административного права. Например, трудовое право регулирует все то, что связано с работой гражданина. Но оформление на работу, полномочия администрации в этой области и т.п. регламентируются нормами административного права, т. к. представляют собой проявление управленческих функций. Административное право непосредственно регулирует государственно-служебные отношения (полномочия служащего, его ответственность и т.д.). Трудовое право распространяется на служащих в той мере, в какой они являются трудящимися (например, определение личных прав служащего, его заработной платы). Административное право определяет все властные полномочия администрации, используемые в процессе руководства производством и деятельностью государственных служащих. Таким образом, трудовое право регулирует те общественные отношения, которые непосредственно связаны с характеристикой правового положения сторон в трудовом процессе. Административное право регулирует отношения, связанные с установлением в государственно-властном порядке полномочий по организации трудового процесса, а также государственно-служебные отношения.