Что грозит за неправильное хранение оружия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что грозит за неправильное хранение оружия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Комментируемая ст. 20.8 КоАП РФ устанавливает меры административной ответственности за нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием.

Признаки и классификация холодного оружия

Основными признаками, по которым относят предмет к холодному оружию, являются:

  1. длина клинка;
  2. уровень твердости материала, из которого изготовлен клинок;
  3. размер обуха по толщине.

По мнению специалистов, прежде всего, оружие подразделяется на стандартное и нестандартное. Такое разделение связано с тем, что типов холодного оружия сотни, но все же есть такие экземпляры, которые до настоящего времени не были учтены классификацией. К примеру, если изобретена новейшая конструкция со встроенным мини-оружием – ее нельзя отнести ни к какому виду, поэтому такая единица считается нестандартной. Стандартные – те, которые уже известны классификацией, тщательно исследованы, отнесены к определенному виду.

Есть множество и других разделений по различным признакам, например:

  1. по назначению:
    • боевое — то есть, предназначенное для защиты от опасности, исходящей от другого человека. Оно может быть предусмотрено законодательством для военных, правоохранительных органов (в полиции, к примеру — дубинки), а также быть гражданским –как часть национального костюма.
    • спортивное – шпага, рапира;
    • охотничье – тесак, мачете, копье и т.д.
  2. по способу использования:
    • клинковое – то есть, предмет имеет клин с лезвием, которым при приложении мускульной силы наносится удар, происходит проникновение в тело. Обычно клинковое оружие разделяют на подвиды — с рукояткой (например, кинжалы, керабит), древковое (пика, копье), крепительное (штык к огнестрельному). Клинковое оружие является самым распространенным.
    • метательное – по названию нетрудно догадаться, что целью использования такого оружия является поражение на расстоянии (например, метательный нож, гарпун, арбалет).
  3. по поражающему действию:
    • колющее – кортик, кончар, рапира;
    • колюще-режущее – кинжал, шашка;
    • рубящее – боевой топор;
    • ударные – дубинка;
    • ударно-раздробляющее – нунчаки, кастет и т.д.

Это не исчерпывающий перечень классификации, есть и другие основания, по которым ту или иную единицу относят к определенному типу оружия.

С точностью определить, является ли предмет холодным оружием, может только эксперт-криминалист. Далеко не все предметы, которые могут быть опасными для здоровья человека, относятся к холодному оружию.

Объектом правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 20.8-20.15 КоАП РФ, являются общественный порядок и общественная безопасность, а также установленные правила оборота гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации.

Часть 1 ст. 20.8 предусматривает ответственность за нарушение правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему. Объективная сторона этого правонарушения, выражается в противоправном действии (бездействии), в результате которого произошло нарушение установленных правил по производству, продаже, хранению или учету оружия и патронов к нему.

Субъектами правонарушения, являются должностные лица, в чьи обязанности входит соблюдение указанных правил и юридические лица. Правонарушение, может быть совершено умышленно или по неосторожности.

Совершение данного правонарушения влечет наказание в виде административного штрафа налагаемого на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (от 4000 до 5000 р.); на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда (в десять раз больше). Необходимо знать, что в настоящее время все размеры административных штрафов рассчитываются исходя из того, что минимальный размер оплаты труда равен 100 р.

Примером указанных нарушений может быть производство, продажа, хранение оружия без соответствующей охраны, без сигнализации в помещении, где хранится оружие; без учета сведений, кому из работников организации передается оружие для выполнения ее уставных задач.

Наказание за незаконное ношение, хранение, изготовление оружия

Федеральный закон «Об оружии» от 13.12.1996 №150-ФЗ дает четкие определения и понятия незаконному приобретению, ношению, хранению и изготовлению оружия. Наказания за нарушения законодательства предусмотрены статьями 222-226 УК РФ.

Оружие – это устройство, назначение которого состоит в поражении цели или подачи сигнала. Уголовное наказание применяется к лицам, занимающимся незаконно оборотом к видам оружия:

  • огнестрельное – служебное, боевое, гражданское (также и самостоятельно изготовленное);
  • предназначенное для самообороны – газовое, гладкоствольное, травматика;
  • боеприпасы – гранаты, мины, патроны, снаряды разрывного действия;
  • провоцирующие взрыв – порох, тротил, запал, детонатор;
  • холодное оружие – нож, кастет, сабля, арбалет, кинжал, штык.

Другой комментарий к статье 20.8 КоАП РФ

1. Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Объективную сторону правонарушения характеризуют действия либо бездействие, связанные с нарушением соответствующих правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему.

Правила производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения и уничтожения оружия и патронов к нему установлены Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 15.10.1997 N 1314 «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях».

2. При квалификации нарушений правил хранения оружия, административные наказания за которые предусмотрены ч. ч. 1 и 2 данной статьи, необходимо иметь в виду, что они разграничены по субъекту правонарушения.

Следует отметить, что деятельность по разработке, производству, испытанию, хранению, ремонту и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, а также торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия подлежит обязательному лицензированию, которое осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, ремонта и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговли гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.08.2012 N 865.

В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной и умышленной формами вины.

Что грозит за нарушение правил

Выявление фактов нарушения правил может происходить не только при контрольных проверках МВД. Если оружие, зарегистрированное на определенного гражданина, выступало орудие преступления или административного проступка, будут устанавливаться причины его попадания в чужие руки.

Наказание за такие случаи не последует, если противоправное завладение оружием произошло, несмотря на выполнение всех правил хранения.

Факт нарушения фиксируется в протоколе, который уполномочены составлять сотрудники МВД. Для предотвращения иных нарушений оружие может изыматься у владельца – оно будет возвращено после завершения дела, если гражданин не будет лишен разрешения. Протокол и иные материалы направляются для рассмотрения дела в суд. Процедура привлечения к ответственности заключается в следующем:

  • по сведениям протокола устанавливаются характеристики и тип оружия (если предметы не относятся к средствам самообороны, на которые нужно получать разрешение, дело будет прекращено);
  • если факты нарушений подтверждены, суд выносит постановление по одной из частей ст. 20.8 КоАП РФ;
  • наказание может заключаться в штрафе (в пределах 500-2000 руб.), либо в лишении прав на оружие на срок от 6 месяцев до одного года.

Если для случаев ношения оружия важное значение имеет алкогольное опьянение гражданина, то для нарушений правил хранения такие признаки не повлекут ужесточение санкций.

Установление характеристик вооружения может подтвердить незаконный характер его приобретения. Если у гражданина отсутствует разрешение от МВД, он не имеет право хранить какое-либо оружие. В этом случае, основанием для наказания будет не нарушение правил хранения, а ч.6 ст. 20.8 КоАП РФ – незаконное хранение оружия.

Комментарии к ст. 20.8 КОАП РФ


1. Данная статья обеспечивает административными мерами охрану отношений, регулируемых Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» (с изм. и доп.) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Читайте также:  Единовременное пособие на рождение ребенка в 2023 году срок выплаты?

2. Объектом комментируемого административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

3. Объективную сторону правонарушения характеризуют действия либо бездействие, связанные с нарушением соответствующих правил производства, продажи, хранения, учета, коллекционирования, экспонирования, ношения, уничтожения оружия и патронов к нему. Следует разграничивать данное административное правонарушение с уголовно наказуемыми деяниями, предусмотренными ст. ст. 222 — 223 УК РФ, — «за незаконные производство и оборот оружия». В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 (с изм. и доп.) разъясняется, что при рассмотрении дел о нарушениях правил оборота оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, при этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия или боеприпасов к нему, их продажи и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности.

К правилам, за нарушение которых данной статьей устанавливается административное наказание, относятся нормы Федерального закона «Об оружии» (например, ст. ст. 10, 14, 15 и др.), Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 (с изм. и доп.), Правила получения в органах внутренних дел во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 460 (с изм. и доп.), Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314 (с изм. и доп.), Правила учета и ношения холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, и Перечень типов и описание моделей холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2001 г. N 648 (с изм. и доп.), Правила награждения граждан Российской Федерации гражданским, боевым короткоствольным ручным стрелковым и холодным оружием, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 718.

При квалификации нарушений правил хранения оружия, административные наказания за которые предусмотрены ч. ч. 1 и 2 данной статьи, необходимо иметь в виду, что они разграничены по субъекту правонарушения.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного данной статьей, следует отличать от составов ст. ст. 20.9 — 20.14 Кодекса, которые содержат специальные составы правонарушений по отношению к данной статье.

4. Субъект правонарушения — юридическое лицо, должностное лицо, а также гражданин, достигший 16-летнего возраста (следует учитывать, что право на приобретение оружия имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста).

5. С субъективной стороны вина юридического лица определяется в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 настоящего Кодекса. Совершение данного правонарушения должностным лицом либо гражданином характеризуется умышленной формой вины (ч. 1 ст. 2.2).

6. Дела о данных административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3). Кроме того, такие дела рассматриваются судьями, если должностные лица органов внутренних дел (полиции) при необходимости решения о назначении административного наказания по ч. ч. 2 и 3 данной статьи в виде возмездного изъятия оружия передают и на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

7. Необходимо иметь в виду, что Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ в комментируемую статью внесены значительные изменения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г.

В ч. 2 статьи установлена ответственность за грубое нарушение лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Таким образом, к правилам, нарушение которых влечет административную ответственность по данной статье, специально отнесено Положение о лицензировании производства оружия и основных частей огнестрельного оружия, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. N 890 (с изм. и доп.).

За совершение указанного правонарушения к должностным лицам применяется административное наказание в виде дисквалификации, а к юридическим лицам — в виде административного приостановления деятельности.

В силу этого с учетом положений ст. ст. 3.11 и 3.12 Кодекса с 1 июля 2011 г. дела об этих правонарушениях будут рассматриваться судьями (ч. 1 ст. 23.1).

В ч. 3 предусмотрена ответственность за нарушение порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием. В этой связи следует учитывать положения ст. 13 Федерального закона «Об оружии», в соответствии с которыми организации, имеющие право проводить подготовку лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, а также проверку знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием, определяются Правительством РФ. Порядок проверки знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В случае совершения данного правонарушения альтернативным административным наказанием должностных лиц по отношению к штрафу является дисквалификация.

В силу этого с учетом положений ст. 3.11 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде дисквалификации (ч. 2 ст. 23.1).

В ч. 4 (ныне ч. 2) альтернативным административным наказанием по отношению к штрафу является лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия, а возмездное изъятие оружия и патронов к нему, относящееся к дополнительным наказаниям, исключается из перечня административных санкций (с 1 июля 2011 г. ст. 3.6 Кодекса признается утратившей силу).

В силу этого с учетом положений ст. 3.8 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде лишения права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия (ч. 2 ст. 23.1).

В ч. 5 (ныне ч. 3) возмездное изъятие оружия и патронов к нему, относящееся к дополнительным наказаниям, исключается из перечня административных санкций, а применительно к юридическим лицам альтернативным наказанием по отношению к штрафу является административное приостановление деятельности.

В силу этого с учетом положений ст. 3.12 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 2 ст. 23.1).

Особенности получения лицензии

Использовать оружие в стране можно только при наличии специального разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия. Такие документы выдает Центр лицензионно-разрешительной работы ГУ МВД РФ.

Просто так получить лицензию на оружие нельзя. Для этого потребуется собрать пакет определенных документов и пройти обучение.

Лицензия не может быть выдана тому человеку, который просто не умеет пользоваться оружием. Именно поэтому осуществляется процесс обучения, в конце которого желающие получить лицензию на оружие сдают специальный экзамен.

Когда срок лицензии на ружья и пистолеты подходит к концу, требуется его продление вновь с аттестацией и обучением.

Что требуется от сейфов?

Казалось бы, после соблюдения всех вышеперечисленных требований закона можно спокойно получать законное разрешение на хранение оружия, но нет – закон выдвигает список обязательных требований и к самим сейфам (ящикам):

  • Сейфы оборудуются кодовыми замками (не менее 2-х). Ящики также должны оборудоваться замками;
  • Коды замков должен знать лишь хозяин оружия. Никому – даже самым близким родственникам владелец оружия сообщать коды не имеет права;
  • Сейф (ящик) следует установить на дистанции минимум полтора метра от входа, а также минимум полметра от окна;
  • Сейф устанавливается на расстоянии от одного метра до печей, батарей и горячих котлов;
  • Двери сейфа должны открываться свободно, им ничто не должно мешать;
  • Владелец обязан позаботиться о маскировке оружейного сейфа. Его можно замаскировать под бельевой шкаф, гарнитур и пр. Здесь следует помнить, что никто из проживающих в доме не имеет права знать, где именно расположен сейф и под какой предмет мебели он замаскирован.

Судебная практика по статье 20.8 КоАП РФ:

Решение Верховного суда: Определение N 66-О09-183 от 16.12.2009 Судебная коллегия по уголовным делам, кассация

Читайте также:  Исковое заявление об оспаривании завещания

Решение Верховного суда: Определение N 16-О09-40 от 19.11.2009 Судебная коллегия по уголовным делам, кассация

Решение Верховного суда: Постановление N 301-АД16-8306 от 29.07.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Определение N ВАС-7841/14 от 30.06.2014 Коллегия по административным правоотношениям, надзор

Решение Верховного суда: Определение N 308-КГ17-5735 от 16.05.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Определение N 309-АД17-10501 от 21.08.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Определение N 301-АД16-8306 от 11.07.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Комментарий к ст. 20.10 КоАП

1. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере оборота оружия.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, выражается в незаконном изготовлении, продаже пневматического оружия или передаче пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 джоуля и калибра 4,5 миллиметра без разрешения органов внутренних дел.

Необходимо обратить внимание на то, что незаконное изготовление огнестрельного, газового и холодного оружия квалифицируется по нормам УК РФ.

3. Субъектами правонарушения выступают граждане, должностные лица, юридические лица.

4. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

5. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.

6. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями.

Что имеется в виду под незаконным хранением оружия

Все предметы, относящиеся к оружию, делятся на три категории: боевое, служебное и гражданское. Владельцами первых двух могут быть только юридические лица и государственные структуры. Обычные люди имеют право на приобретение, хранение и перемещение отдельных видов огнестрелов, применяемых для самозащиты, занятий спортом, охоты, а также в учебных целях.

Травматическое оружие, оказывающее ограниченное поражение, также является огнестрельным. На него распространяются те же правила, что и на другие виды вооружения.

Чтобы иметь у себя оружие на законных основаниях, граждане обязаны пройти специальную подготовку и получить соответствующую лицензию в ОЛРР по месту жительства. До покупки надо там же взять разрешение на совершение сделки. После приобретения пистолета, карабина или устройства ограниченного поражения в специализированном магазине, их необходимо зарегистрировать в том же государственном органе, где было получено разрешение. Сделки купли-продажи между физическими лицами осуществляются в разрешительном органе.

Если не выполнены эти правила или оружие было получено нелегальным путем и тайно укрывается, то его хранение и ношение считается незаконным. Это грозит лишением свободы и крупными штрафами, поскольку вопрос стоит о безопасности граждан РФ.

Предмет преступления по ст. 222-226.1 УК РФ

В соответствии с Федеральным законом №150-ФЗ, под оружием в целом понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов.

Уголовная ответственность может наступить за незаконный оборот следующего оружия:

  1. Огнестрельное: то есть, предназначенное для механического поражения на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. Основные его части: ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка.
    Применительно к статьям, регулирующим ответственность за незаконный оборот оружия на территории Российской Федерации, под огнестрельным понимаются все виды:
    • боевого;
    • служебного;
    • гражданского оружия (в том числе и самодельные единицы). Примерами могут быть винтовки, автоматы, гранатометы, минометы, спортивные или охотничьи ружья, револьверы, пистолеты, карабины и т.д. При этом величина калибра не влияет на привлечение к ответственности – согласно уголовному законодательству, этот признак не важен для применения той или иной статьи из главы УК РФ.
  2. Оружие самообороны – то есть, огнестрельное гладкоствольное длинноствольное, газовое или травматическое. В законодательстве предусмотрены особые условия для наступления ответственности (она несколько мягче) за его незаконное хранение, перевозку, сбыт и т.д.
  3. Боеприпасы: это предметы вооружения и метаемое снаряжение, которые используются для поражения цели, характеризуются разрывной, метательной, пиротехнической или вышибной силой. Обычно к боеприпасам относят мины, подрывные снаряды, гранаты, а также патроны к любому огнестрельному оружию.
  4. Взрывчатые вещества – смеси веществ, которые взрываются без доступа кислорода, могут быстро самораспространяться вследствие определенной химической реакции (тротил, пластиты, порох). Взрывными устройствами считаются такие приспособления, которые инициируют взрыв (например, запал, детонатор).
  5. Холодное оружие – это клинковое (сабля, боевой нож, кинжал), колющее (копье, штык), ударно-дробящее (кастет), а также механическое (арбалет).

Общие признаки предмета преступления органы следствия определяют по ФЗ «Об оружии» — основному закону, который определяет термины, разграничения и назначение, а также предусматривает основные критерии идентификации оружия. Более подробные признаки — вид, функциональность, калибр, тип оружия и его частей может быть определен только экспертом. Поэтому по уголовным делам рассматриваемой категории всегда проводится технико-криминалистическая экспертиза, в рамках которой эксперты проводят исследование всех характеризующих признаков, включая годность.

В уголовно-правовом смысле ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны оружием:

  • пневматика;
  • стартовые, сигнальные пистолеты и револьверы;
  • строительно-монтажные пистолеты;
  • элетрошокеры;
  • хозяйственно-бытовые (кухонные, разделочные) ножи;
  • сигнальные патроны;
  • пиротехника.

Если лицо совершает какое-либо преступление с использованием перечисленных средств, его действия могут быть квалифицированы по соответствующей статье УК РФ с признаком «с использованием предметов в качестве оружия».

Чаще всего такой квалифицирующий признак, ужесточающий наказание, может иметь место при совершении убийства, хулиганства, причинения телесных повреждений, разбоя.

Комментарий к статье 20.8. КоАП РФ:

1. Данная статья обеспечивает административными мерами охрану отношений, регулируемых Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» (с изм. и доп.) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.

2. Объектом комментируемого административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

3. Объективную сторону правонарушения характеризуют действия либо бездействие, связанные с нарушением соответствующих правил производства, продажи, хранения, учета, коллекционирования, экспонирования, ношения, уничтожения оружия и патронов к нему. Следует разграничивать данное административное правонарушение с уголовно наказуемыми деяниями, предусмотренными ст. ст. 222 — 223 УК РФ, — «за незаконные производство и оборот оружия». В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 (с изм. и доп.) разъясняется, что при рассмотрении дел о нарушениях правил оборота оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, при этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия или боеприпасов к нему, их продажи и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности.

К правилам, за нарушение которых данной статьей устанавливается административное наказание, относятся нормы Федерального закона «Об оружии» (например, ст. ст. 10, 14, 15 и др.), Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 (с изм. и доп.), Правила получения в органах внутренних дел во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 460 (с изм. и доп.), Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314 (с изм. и доп.), Правила учета и ношения холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, и Перечень типов и описание моделей холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2001 г. N 648 (с изм. и доп.), Правила награждения граждан Российской Федерации гражданским, боевым короткоствольным ручным стрелковым и холодным оружием, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 718.

При квалификации нарушений правил хранения оружия, административные наказания за которые предусмотрены ч. ч. 1 и 2 данной статьи, необходимо иметь в виду, что они разграничены по субъекту правонарушения.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного данной статьей, следует отличать от составов ст. ст. 20.9 — 20.14 Кодекса, которые содержат специальные составы правонарушений по отношению к данной статье.

4. Субъект правонарушения — юридическое лицо, должностное лицо, а также гражданин, достигший 16-летнего возраста (следует учитывать, что право на приобретение оружия имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста).

5. С субъективной стороны вина юридического лица определяется в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 настоящего Кодекса. Совершение данного правонарушения должностным лицом либо гражданином характеризуется умышленной формой вины (ч. 1 ст. 2.2).

6. Дела о данных административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3). Кроме того, такие дела рассматриваются судьями, если должностные лица органов внутренних дел (полиции) при необходимости решения о назначении административного наказания по ч. ч. 2 и 3 данной статьи в виде возмездного изъятия оружия передают и на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1).

Читайте также:  Ответственность генерального директора ООО

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

7. Необходимо иметь в виду, что Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ в комментируемую статью внесены значительные изменения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г.

В ч. 2 статьи установлена ответственность за грубое нарушение лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Таким образом, к правилам, нарушение которых влечет административную ответственность по данной статье, специально отнесено Положение о лицензировании производства оружия и основных частей огнестрельного оружия, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. N 890 (с изм. и доп.).

За совершение указанного правонарушения к должностным лицам применяется административное наказание в виде дисквалификации, а к юридическим лицам — в виде административного приостановления деятельности.

В силу этого с учетом положений ст. ст. 3.11 и 3.12 Кодекса с 1 июля 2011 г. дела об этих правонарушениях будут рассматриваться судьями (ч. 1 ст. 23.1).

В ч. 3 предусмотрена ответственность за нарушение порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием. В этой связи следует учитывать положения ст. 13 Федерального закона «Об оружии», в соответствии с которыми организации, имеющие право проводить подготовку лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, а также проверку знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием, определяются Правительством РФ. Порядок проверки знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В случае совершения данного правонарушения альтернативным административным наказанием должностных лиц по отношению к штрафу является дисквалификация.

В силу этого с учетом положений ст. 3.11 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде дисквалификации (ч. 2 ст. 23.1).

В ч. 4 (ныне ч. 2) альтернативным административным наказанием по отношению к штрафу является лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия, а возмездное изъятие оружия и патронов к нему, относящееся к дополнительным наказаниям, исключается из перечня административных санкций (с 1 июля 2011 г. ст. 3.6 Кодекса признается утратившей силу).

В силу этого с учетом положений ст. 3.8 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде лишения права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия (ч. 2 ст. 23.1).

В ч. 5 (ныне ч. 3) возмездное изъятие оружия и патронов к нему, относящееся к дополнительным наказаниям, исключается из перечня административных санкций, а применительно к юридическим лицам альтернативным наказанием по отношению к штрафу является административное приостановление деятельности.

В силу этого с учетом положений ст. 3.12 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 2 ст. 23.1).

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от шести месяцев до одного года.

Статья 20.10. Незаконные изготовление, продажа или передача пневматического оружия

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения. Статья 20.12. Пересылка оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему За нарушение порядка оборота и лицензирования оружия, прописанного в законе «Об оружии», есть отдельные виды наказания.

Так статьи КоАП РФ 20.8- 20.15 прописывают ответственность за различныке виды правонарушений, касающихся использования и оборота оружия: от стрельбы в неположенном месте с нарушением правил до незконной продажи оружия, не относящейся к уголовному правонарушению. Ознакомиться со статьями КоАП РФ, отвечающих за административное наказание в сфере обращения оружия, Вы можете ниже: Сотрудники органов внутренних дел и судьи иногда ошибаются в квалификации административных правонарушений. Такие ошибки часто происходят при квалификации правонарушений, связанных с нарушением правил хранения оружия, выразившимися в хранении оружия с недействительным (просроченным) разрешением на хранение и ношение оружия. Названное правонарушение должно квалифицироваться по ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ — как нарушение правил хранения оружия. Федеральный закон «Об оружии № 150-ФЗ от 13.12.1996 регулирует правоотношения, возникающие при обороте оружия на территории Российской Федерации, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

Сейчас п. 62 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814) гласит , что граждане РФ могут носить оружие во время охоты, проведения спортивных мероприятий, тренировочных и учебных стрельб, а также в целях самообороны. Чтобы исключить это противоречие, в министерстве предлагают дополнить вышеуказанный пункт правил с ловами с учетом ограничений, установленных Федеральным законом Об оружии. Если Правительство РФ одобрит эту идею, граждане, у которых возникает спор с полицейскими по поводу незаконного ношения длинноствольного и холодного оружия, потеряют возможность ссылаться на необходимость самообороны. Хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается? Им останется лишь говорить, что они занимаются транспортировкой оружия (это остается законным).

Гражданам РФ разрешено иметь оружие для охоты, спортивной стрельбы, коллекционирования, а также для самообороны. Но нельзя просто приобрести пистолет и носить его в кармане. Нарушение правил хранения оружия легко может привести не только к уплате административного штрафа, но и к уголовной ответственности. Нельзя иметь при себе пистолет или ружье в местах массового скопления людей (митинги, шествия, собрания, кафе).

Что говорит закон — какая статья

Уголовное законодательство предусматривает ответственность за незаконное приобретение (то есть не в соответствии с предусмотренными для оборота оружия правилами), передачу без цели сбыта, сбыт, хранение, перевозку и ношение любого вида боевого, служебного, гражданского оружия, изготовленного промышленным способом в России или за границей, а также кустарным способом или самостоятельно. В рамках рассматриваемой статьи незаконное хранение рассматривается в отношении холодного и газового оружия. Статья, предусматривающая ответственность за все эти деяния по отдельности или в совокупности, включена в Уголовный кодекс РФ под номером 222.

Указанная статья исключает из перечня незаконно хранимого оружия гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения, их части и патроны к ним. Травматическое оружие относится к гражданскому и также не подпадает под определение статьи 222 УК РФ. Нарушение правил хранения травматического оружия и незаконное хранение его влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 20.8 КоАП РФ.

Также не считается незаконно хранимым в рамках этой статьи оружием сигнальное, спортивное, стартовое, строительно-монтажные пистолеты, предметы бытового назначения. Все они могут быть признаны орудиями при совершении с их помощью иных преступлений, а также включены в категорию оружия соответствующим федеральным законом. Но их хранение хотя бы и в нарушение правил не подпадает под действие рассматриваемой статьи.

На самом деле, если правильно подойти к процессу получения лицензии, то при нормальном психическом состоянии и достаточном количестве денег на курсы, получить ее достаточно просто. Вся процедура оформления понятна и довольно проста, поэтому при желании пройти ее может каждый. Именно поэтому не стоит покупать даже охотничьи ружья незаконно, чтобы впоследствии не оказаться под угрозой административного или уголовного наказания. Одного подобного разрешения будет достаточно на 5 лет, после чего его спокойно можно продлить. Это заметно спасет впоследствии время и деньги, поскольку в противной ситуации придется выплатить штраф и лишиться ружья, а то и оказаться в тюрьме. Проблема с незаконным оборотом и хранением оружия становится с каждым годом все актуальнее, поэтому правоохранительные органы пытаются ее решить одной из первых.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *