Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и виды саморегулируемых организаций в предпринимательском праве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Идея предпринимательства предполагает возможность проявления инициативы и самостоятельности как отдельных предпринимателей, так и их объединений. Вместе с тем полный отказ от государственного регулирования предпринимательской деятельности, в частности в сферах, где затронуты права потребителей, а также общества в целом, невозможен. Указанные факторы обусловили появление в современном праве такого института, как саморегулирование. Саморегулирование позволяет профессиональным сообществам и бизнес-сообществам самостоятельно определять правила осуществления своей деятельности без чрезмерного вмешательства государства, с одной стороны, и сохранить определенный государственный контроль в тех сферах и в той мере, в которой он необходим для сбалансированного развития экономики и защиты интересов общества — с другой.
Правовые формы деятельности саморегулируемых организаций
Саморегулирование в соответствии с законодательством РФ осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации. Так, СРО являются ключевым элементом и одновременно правовой формой механизма саморегулирования в России. В соответствии с Законом о СРО саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных данным Законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Таким образом, можно выделить следующие признаки саморегулируемой организации.
Основные функции саморегулируемой организации
Саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:
-
применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные соответствующим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
-
разрабатывает и устанавливает требования к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации, в том числе требования к вступлению в саморегулируемую организацию;
-
осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчётов в порядке, установленном уставом саморегулируемой организации или иным документом, утверждённым решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
-
образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), а также иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
-
организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведённых членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
-
обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, публикует информацию об этой деятельности в порядке, установленном соответствующими Федеральными законами и внутренними документами саморегулируемой организации;
-
представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления.
Допуск СРО – это разрешение, выдаваемое саморегулируемой организацией своему члену на проведение работ, указанных в Перечне видов строительных работ (утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624). Если для строительных работ требуется допуск СРО, а организация или индивидуальный предприниматель ведут деятельность без него, за это предусмотрена административная (штраф до 50 тыс. рублей) и даже уголовная ответственность.
Допуск выдается без ограничения срока действия, и работать по нему можно по всей территории России. Порядок предоставления допуска СРО зависит от условий, утвержденных внутренним регламентом конкретной саморегулируемой организации. Требования к выдаче свидетельства о допуске утверждаются на общем собрании членов саморегулируемой организации отдельно для каждого вида работ, причем они зависят от того, на каких объектах эти работы ведутся: уникальных, особо опасных, технически сложных.
Желающий получить допуск должен будет документально подтвердить наличие в штате работников необходимой квалификации и достаточной технической базы. Минимальными требованиями к кадрам является наличие трех специалистов с высшим образованием или пяти со средним специальным образованиям (с определенным стажем и квалификацией). Некоторые СРО могут требовать при вступлении от своих членов наличие сертификата ISO. Такой сертификат подтверждает, что у его владельца организована система менеджмента качества, что обеспечивает высокое качество товара и услуг.
Основным законодательным актом, регулирующим процесс саморегулирования предпринимательской деятельности, является Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Закон о СРО). Нельзя не отметить, что принятие данного Закона явилось началом реформирования всей системы государственного регулирования предпринимательства. В ряде сфер произошел переход от такого традиционно используемого способа воздействия государства на бизнес, как лицензирование, к саморегулированию.
СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.
Гражданско-правовой статус саморегулируемых организаций (далее — СРО) определен положениями ГК РФ. Основы правового положения СРО, как некоммерческих организаций, установлены Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» .
СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
Закон о СРО появился, когда в России был уже накоплен значительный опыт объединения субъектов рынка в профессиональные сообщества, сложились традиции саморегулирования. Кроме того, известен положительный опыт деятельности профессиональных саморегулируемых организаций в зарубежных странах .
Подробнее см.: Герасимов А.А. Саморегулируемые организации: теоретические и практические проблемы правового регулирования и деятельности: монография. М.: Российская академия адвокатуры и нотариата, 2012. С. 44 — 77; Ершова И.В., Ершов А.А. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации: монография. М.: Юриспруденция, 2011. С. 89 — 97; Грачев Д.О. Саморегулируемые организации: зарубежный опыт и тенденции развития российского законодательства // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2006. N 3; Заворотченко И.А. Саморегулируемые организации за рубежом // Журнал российского права. 2007. N 8; Павлодский Е.А. Саморегулируемые организации России // Журнал российского права. 2009. N 1.
Следует отметить, что некоторые ученые негативно отнеслись к появлению Закона о СРО. Так, Н.Г. Семилютина отмечает, что «вступление в действие закона о СРО привело в определенной степени к фетишизации СРО независимо от того, насколько эффективно то или иное объединение предпринимателей выполняет функции по самоорганизации рынка» . В.К. Андреев задает вопрос, «нужен ли вообще единый Закон о саморегулируемых организациях безотносительно к тому или иному виду предпринимательской деятельности и виду товарных и финансовых услуг. Не послужит ли он дальнейшей бюрократизации российской системы управления и координации в деятельности субъектов предпринимательской деятельности» .
Семилютина Н.Г. Регулирование, дерегулирование, саморегулирование и вопросы статуса СРО // Материалы VI Ежегодных научных чтений памяти профессора С.Н. Братуся (Москва, 26 октября 2011 г.) «Законность в экономической сфере как не обходимый фактор благоприятного инвестиционного климата». М.: Юриспруденция, 2012. С. 166 — 167.
Андреев В.К. Актуальные проблемы гражданского и предпринимательского права России: курс лекций. М.: Российская академия правосудия, 2012. С. 183.
Как представляется, необходимость появления единого Закона о СРО диктуется введением в законодательные акты требования обязательного членства в СРО для субъектов отдельных видов предпринимательской и профессиональной деятельности. Поскольку зачастую СРО приходит на смену лицензированию, необходимо выработать единые подходы в отношении правовой природы, требований к таким организациям, процедуры их легитимации, функций и т.п. Сделать это можно только в рамках единого закона, что впрочем не отрицает, а, напротив, предопределяет дифференциацию норм в специальном законодательстве.
Особенности саморегулирования отдельных видов предпринимательской и профессиональной деятельности определены специальным законодательством. Такие особенности предусматривает, например, Градостроительный кодекс РФ (далее — ГрК РФ), Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», Федеральный закон от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ «О кредитной кооперации», Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» и др.
Диссертационные исследования
Аганина Р.Н. Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ: дис. … канд. юрид. наук. М., 2009.
Баймуратова З.М. Саморегулируемые организации в сфере предпринимательской деятельности: административно-правовой аспект: дис. … канд. юрид. наук. М, 2010.
Богомолова Т.П. Неправительственные саморегулируемые организации как институт становления гражданского общества в современной России: социологический анализ: дис. … канд. социол. наук. М., 2001.
Басова А.В. Саморегулируемые организации как субъекты предпринимательского права: дис. … канд. юрид. наук. М., 2008.
Владыка Е.В. Проблемы правового регулирования деятельности арбитражного управляющего: дис. … канд. юрид. наук. М., 2007.
Волжанин А.В. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих: дис. … канд. экон. наук. М., 2007.
Герасимов А.А. Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций: дис. … канд. юрид. наук. М., 2011.
Грачев Д.О. Правовой статус саморегулируемых организаций: дис. … канд. юрид. наук. М., 2008.
Понятие «саморегулируемая организация» в российском законодательстве
Современное российское законодательство — это результат длительных и неоднозначных процессов. С одно стороны, после распада СССР новые власти не знали, что именно можно разрешать, а что стоит оставить под собственным контролем. С другой — демократия и образцы капитализма на Западе требовали полной свободы предпринимательской деятельности.
Кроме того, сами советские люди (простые и неподготовленные, которые и не представляли, что из себя представляют идеалы капитализма) не смогли вовремя среагировать на происходящие изменения и подстроится под новые обстоятельства жизни.
Именно 90-е года ХХ века принято называть «лихими», так как в это время бизнес делался далеко не честными методами. Бандитские группировки и методы делили экономику страны на сферы влияния, появлялись олигархи, государственные заводы останавливались, люди теряли работу, зарплат не было, в то время, как основная масса средств скапливалась в руках зарождающейся бизнес элиты. К концу 90-х стало ясно, что правительство окончательно потеряло контроль над происходящим в стране — полное беззаконие и отсутствие принципов правового государства подчеркивало бессилие властей, что вызывало в обществе недовольство и в то же время осознание собственной беспомощности (именно 90-е годы по уровню эмиграции превысил все предыдущие за историю страны).
Приоритет специальных норм над нормами закона о СРО
Нормы указанных выше федеральных законов являются приоритетными по отношению к положениям закона «О саморегулируемых организациях», могут быть установлены следующие особенности:
— приобретения, прекращения статуса СРО;
— правового положения СРО;
— деятельности СРО;
— порядка приема в члены СРО и прекращения членства в СРО;
— порядка осуществления СРО контроля за деятельностью своих членов и применения СРО мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов;
— порядка осуществления государственного надзора за соблюдением СРО, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, требований законодательства РФ, регулирующего деятельность указанных субъектов, и законодательства РФ о СРО.
Какие преимущества дает членство в СРО? Стандартная гослицензия предоставляет предпринимателям только право на осуществление работ, без каких-либо дополнительных выгод. Став членом саморегулируемого объединения значит, что организация получает возможность:
- принимать участие в госзакупках и других тендерах, к которым допускаются исключительно организации – действующие члены СРО;
- пользоваться ресурсами объединения с целью повышения квалификации сотрудников;
- получать бухгалтерскую и юридическую поддержку;
- возмещать собственные убытки или ущерб, причиненный третьим лицам, с помощью ресурсов компенсационных фондов организации;
- обмениваться опытом и наработками с компаниями, занимающимися аналогичной деятельностью.
Кроме этого, наличие лицензии СРО — это знак качества для предпринимателя, повышающий его имидж и выгодно выделяющий на фоне конкурентов.
Преимущества СРО для ИП
Вопрос о получение статуса участника СРО не так актуален среди ИП ввиду незнания или непонимания достоинств пребывания в объединённом сообществе. Индивидуальный предприниматель – субъект СРО, который имеет возможность участвовать в крупных тендерах на проведение работ или услуг и проведении деятельности в сфере государственных заказов. Кроме того, саморегулирование в предпринимательской деятельности позволяет выполнять строительные или ремонтные работы на объектах с повышенной опасностью. Как бонус – предприниматель заводит полезные знакомства и работает с крупными партнерами, на которых не смог бы выйти самостоятельно. С 2017 года СРО имеет право представлять своих членов в суде, например, подать иск в суд для защиты предпринимателя в случае его банкротства, что также облегчает работу и сохраняет бюджет небольшого ИП.
Правовой статус саморегулируемых организаций.
Под саморегулируемыми организациями Закон о СРО понимает некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных данным законом и другими федеральными законами, основанными на членстве, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида (п. 1 ст. 3).
Закон о СРО имеет ограниченную сферу деятельности, т.к. он распространяется не на все виды СРО. Например, он не распространяется на СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов и др.
СРО должны быть созданы в форме некоммерческой организации в соответствии с требованиями, установленными Законом о СРО, ГК РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и должны отвечать следующим требованиям:
1) быть основаны на членстве;
2) объединять субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединять субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Объединение в одной СРО субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться федеральными законами;
3) объединять в своем составе в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами в отношении СРО, объединяющих указанных субъектов, не установлено иное;
4) иметь стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами СРО;
5) обеспечивать дополнительную имущественную ответственность каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами;
6) в случае, если иное не установлено федеральным законом, должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами СРО требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами СРО.
Федеральными законами могут быть установлены иные (в том числе повышенные) требования к некоммерческим организациям, объединяющим субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, для признания их СРО.
Некоммерческая организация приобретает статус СРО с даты внесения сведений о ней в государственный реестр СРО и утрачивает его с даты исключения сведений о ней из указанного реестра (п. 6 ст. 3 Закона о СРО). Реестр ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Например, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии ведет единый государственный реестр СРО оценщиков и арбитражных управляющих, Ростехнадзор – СРО в строительной сфере.
Правила ведения государственного реестра СРО определены постановлением Правительства РФ «Об утверждении Порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций» от 29 сентября 2008 г. № 724.
Это так называемый общий способ приобретения некоммерческой организацией статуса СРО, основанный на юридическом факте внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр СРО. Наряду с этим выделяется и специальный способ, предусмотренный иными законами, заключающийся в получении разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти (в сферах рынка ценных бумаг, инвестиционной деятельности).
Только с момента внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр СРО она вправе осуществлять свою уставную деятельность (абз. 3 п. 1, п. 3 ст. 49 ГК РФ).
В системе юридических лиц СРО выступает в качестве вида (разновидности) организационно-правовой формы ассоциации (союза) (п. 3 ст. 50 ГК РФ).
СРО, как и любое юридическое лицо, обладает правоспособностью. При этом одни авторы полагают, что ее правоспособность является исключительной, другие – специальной; высказана также точка зрения, что у СРО с момента ее внесения в государственный реестр СРО возникает публичная правоспособность (наряду с гражданской правоспособностью), которая является основной для деятельности СРО.
На наш взгляд, правоспособность СРО является специальной, поскольку Законом о СРО определены конкретные функции, права и обязанности таких организаций, а также существенные ограничения их прав (ст.ст. 6, 14). Так, например, СРО не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Кроме того, они не вправе учреждать хозяйственные товарищества и общества, осуществляющие предпринимательскую деятельность, являющуюся предметом саморегулирования для этой СРО, и становиться участником таких хозяйственных товариществ и обществ.
Виды СРО
Существуют следующие основные виды СРО:
СРО в строительстве — состоящие из фирм и индивидуальных предпринимателей, занятых непосредственно в строительной сфере;
СРО в инженерных изысканиях — участники которых выполняют инженерные изыскания;
СРО в проектировании — основанные на членстве юридических лиц, занимающихся подготовкой проектной документации.
Виды деятельности, в которых членство в СРО является обязательным: Аудиторская; Архитектурно – строительное проектирование; Кредитная кооперация; Теплоснабжение; Инженерные изыскания; Работа арбитражных управляющих (проводят банкротство юридических и физических лиц); Оценочная деятельность; Деятельность в области энергетического обследования; Работа ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов; Строительство.
Виды деятельности, в которых членство в СРО является добровольным:
- Профессиональное оказание услуг на рынке ценных бумаг;
- Работа негосударственных пенсионных фондов;
- Осуществление рекламного бизнеса;
- Функционирование патентных поверенных;
- Функционирование жилищных накопительных кооперативов;
- Функционирование микрофинансовых организаций;
- Посредническая деятельность по урегулированию споров.
История и назначение законодательства по СРО
Федеральный закон № 315 о лицензировании деятельности строительных организаций был принят в 2007 г. Лицензия давала право работать в профильной отрасли. В 2010 лицензии были заменены на свидетельство о допуске. Работы, по которым требовалось разрешение, были утверждены Приказом № 624 Минрегиона РФ от 30.12.2009. Значимой вехой в системе саморегулирования стал ФЗ № 372, который отменил допуски. Сегодня для легальной деятельности в сфере строительства необходимо оформить членство в СРО и иметь выписку из реестра саморегулируемой организации. Централизованно контролировать деятельность большого количества фирм для государства проблематично. Намного эффективнее, когда профессионалы в своей отрасли, объединившись, сами регулируют свою деятельность. Правительству остаётся только корректировать перечень таких объединений.
История и назначение законодательства по СРО
Федеральный закон № 315 о лицензировании деятельности строительных организаций был принят в 2007 г. Лицензия давала право работать в профильной отрасли. В 2010 лицензии были заменены на свидетельство о допуске. Работы, по которым требовалось разрешение, были утверждены Приказом № 624 Минрегиона РФ от 30.12.2009. Значимой вехой в системе саморегулирования стал ФЗ № 372, который отменил допуски. Сегодня для легальной деятельности в сфере строительства необходимо оформить членство в СРО и иметь выписку из реестра саморегулируемой организации. Централизованно контролировать деятельность большого количества фирм для государства проблематично. Намного эффективнее, когда профессионалы в своей отрасли, объединившись, сами регулируют свою деятельность. Правительству остаётся только корректировать перечень таких объединений.
Общие условия вступления в СРО
СРО обладают довольно широкими полномочиями. В частности, организации могут самостоятельно устанавливать размер некоторых взносов, условия вступления. Ограничение только одно – условия получения доступа не могут быть мягче тех положений, которые прописаны в законе. Однако объединения могут делать эти условия более жесткими. Существуют СРО, в которые вступить крайне сложно. Однако участие в них является наиболее престижным.
Рассмотрим стандартную схему вступления в СРО:
Составлению заявления предшествует выбор подходящего объединения. СРО подбирается по территориальному, отраслевому принципу. К примеру, если строительная организация работает в Челябинске, она должна искать объединение, специализирующееся на строительной деятельности, работающее в Челябинской области. Немаловажным фактором в выборе являются условия вступления. Если компания не может пройти строгий отбор, ей нужно обращаться к СРО, более лояльным в предоставлении допуска.
ВАЖНО! У каждого объединения могут быть свои требования относительно перечня документов, необходимых к предоставлению. Поэтому перед подачей заявки нужно зайти на сайт конкретного СРО и ознакомиться с установленными условиями.
Причины исключения из СРО
Членство в саморегулируемой организации предполагает следование установленным стандартам: соблюдение требований к качеству выпускаемой продукции, внедрение новых технологий, расширение клиентской базы, привлечение инвесторов (при необходимости), выход на новые рынки.
Другими словами, участник должен находиться в постоянном развитии, чтобы предлагать конкурентоспособный продукт.
Если ООО или ИП проявляют пассивность, испытывают постоянные материальные трудности, а качество производимых товаров и оказываемых услуг падает, собрание вынесет на обсуждение вопрос об их исключении из СРО.
К примеру, компания-застройщик, систематически срывающая сроки сдачи объектов в эксплуатацию, портит репутацию и саморегулируемой организации, поэтому подлежит исключению из реестра. Также не следует забывать о членских взносах и прочих материальных обязательствах, которые распространяются на участников партнерства.