Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Политическое убежище в Российской Федерации предоставляет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Правовое регулирование предоставления политического убежища на территории России осуществляется как российскими, так и международными нормативно-правовыми актами. Центральным документом, определяющим правовой статус политического убежища, является Всеобщая декларация прав человека. Наряду с ней стоит рассматривать Декларацию о территориальном убежище, принятую Генассамблеей ООН от 14.12.1967. Она закрепляет международное право на политическое убежище в РФ и других странах-членах ООН, определяет основные принципы его предоставления, порядок определения оснований для наделения статусом, правовой статус лиц, которые обращаются за убежищем, и иные общепринятые членами ООН положения.
Нормативы, изложенные в международных нормативных документах, нашли отражение и в российском законодательстве. Так, институт политического убежища в РФ изначально закреплен в ст. 63 Конституции, которая допускает его предоставление в России по общепринятым международным нормам и исключает возможность экстрадиции лиц, которые его получили. Конкретный порядок предоставления статуса урегулирован Положением, утвержденным указом Президента РФ № 746 от 21.07.1997. Оно рассматривает порядок рассмотрения ходатайств, порядок исполнения принятых решений, основания для утраты и лишения статуса, сроки.
Кроме того, нельзя исключать и Административный регламент, утвержденный приказом ФМС № 451 от 05.12.2007, который пошагово определяет порядок предоставления политического убежища и является внутренним нормативным актом миграционных органов.
Как получить статус политического убежища в РФ в 2023 году
Порядок, по которому предоставляется политическое убежище в РФ определяется в соответствии с Положением (Указ Президента №746 от 21.07.1997). В соответствии с Положением порядок предоставления убежища подразумевает обращение в миграционные органы, подачу заявки, анкетирование, прохождение собеседования экспертизы. Обратиться за получением такого статуса следует обратиться в миграционный орган при МВД. Такой орган проводит первичный прием документов и решает вопрос о присвоении статуса. При положительно принятом решении документы направляются в Комиссию, занимающуюся вопросами гражданства при Президенте. После рассмотрения всех данных комиссией, в них вносятся предложения и передаются в дальнейшем Президенту РФ. Основное решение по предоставлению политического убежища находится в компетенции Президента. Определенные сроки по рассмотрению возможности предоставления политического убежища не предусматриваются. Если рассмотрением запроса занимается УВМ, то принятие решения и передача обращения занимает около 5 дней. Остальные органы затрачивают на эту процедуру около месяца. Срок, который занимает рассмотрение этого вопроса Президентом и комиссией при нем не установлен.
В каких случаях можно утратить статус политического убежища
Потерять присвоенный статус в соответствии с действующим российским законодательством можно всего по 4 основаниям:
- Возвращение человека на родину (если речь идет об иностранном гражданине) или в страну, где он постоянно проживал ранее и из которой бежал по мотивам преследования (если речь об апатридах, т.е. лицах без гражданства какого-либо государства).
- Переезд на постоянное место жительства из России в другую страну (не страну гражданства или предыдущего проживания).
- Отказ самого политического беженца, оформленный в надлежащей форме.
- Вступление лица в российское гражданство или гражданство третьего государства.
Как видно, утрата предполагает осознанные действия самого лица, которые априори ведут к утрате политического убежища в России.
Обретение иностранцем ПУ в Российской Федерации – это возможность не покидать страну и не опасаться выдачи властям государства, откуда он прибыл.
Оформить этот статус можно в одной жизненной ситуации – общественно-политическая деятельность и убеждения, идущие в разрез с политическим режимом в стране гражданства или постоянного нахождения.
Исходя из написанного выше напрашивается вывод, что получить официальную защиту могут только те иностранцы, которые:
- Преследуются действующим политическим режимом;
- Подвергают свою жизнь опасности за общественно-политическую деятельность;
- Получают угрозы расправы за свои убеждения или деятельность.
Лицо, обращающееся с просьбой о политическом убежище, в случае ее удовлетворения получает статус и на всю свою семью. Дети старше 14 лет должны предоставлять согласие с выбором родителя.
Важно, чтобы общественно-политическая деятельность иностранного гражданина не противоречила демократическим принципам и не нарушала основополагающие нормы международного права.
Глава страны отказывает в предоставлении убежища без объяснения причин. Но в законодательной базе приведен список категорий приезжих, которые однозначно получат отказ, а их дела даже не дойдут до стадии рассмотрения.
К ним относятся резиденты сторонних государств, которые:
- Совершили преступление;
- Имеют за собой деяния, идущие в разрез с принципами ООН;
- Имеют судимость на территории РФ (погашенную или действующую);
- Не подвергаются гонениям в своей стране;
- Въехали в РФ из демократического государства;
- Имеют гражданство/постоянно проживают в странах, подписавших с РФ соглашение о безвизовом режиме;
- Сообщили ложную информацию о себе;
- Имеют второе подданство и не преследуются в этом государстве;
- Отказываются вернуться на родину по мотивам, не имеющим ничего общего с политическими.
При подаче прошения нужно учитывать, что под преследованием по политическим мотивам понимаются только действия, направленные против одного человека. Массовые репрессии или ущемления прав не попадают под эту категорию.
Предоставление временного убежища
В соответствии с положениями статьи 12 Закона и постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 г. № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» иностранным гражданам, которым отказано в признании беженцем в Российской Федерации и которые не могут быть высланы за пределы Российской Федерации из гуманных побуждений, может быть предоставлено временное убежище. Временное убежище — это своего рода «гуманитарный статус» или отложенная высылка. Для получения временного убежища в Российской Федерации заявитель должен обратиться с соответствующим заявлением в территориальные органы МВД России.
При приеме заявления лицу выдается справка о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, которая дает заявителю право на пребывание на территории Российской Федерации на период рассмотрения заявления. Срок рассмотрения заявления — до трех месяцев. Решение по заявлению принимает территориальные органы МВД России. При положительном решении выдается свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. Отрицательное решение может быть обжаловано в общем порядке. Временное убежище предоставляется на один год и может продлеваться ежегодно на 12 месяцев. При определенных условиях, лицо может утратить или лишиться временного убежища. МВД России имеет три Центра временного размещения лиц, ищущих убежище в Российской Федерации, общей емкостью 180 мест.
Человек получил убежище, что дальше?
Когда цель достигнута, у многих людей возникает вопрос о том, что им делать дальше. В первую очередь нужно определиться с источником дохода. Как правило, принимающая сторона выплачивает беженцам пособие. К примеру, Америка выделяет им ежемесячно около 400 долларов, а также даёт медицинскую страховку и возможность бесплатного обучения для дальнейшей работы на некоторых должностях (например, кассир или медсестра). Однако не во всех странах помощь государства будет так ощутима. Словом, первым делом после получения убежища нужно искать работу, дабы даже в чужой стране иметь возможность снимать жилье и обеспечивать себя хотя бы самым необходимым.
Очень важно после получения статуса беженца следовать законам страны, на территории которой находитесь: в случае неуважения традиций, культуры и законодательства вы можете лишиться всего, что было предоставлено принимающим государством
Спустя некоторое время жизни беженцев в стране с данным статусом у них появляется возможность получить временный вид на жительство, право на постоянное проживание или даже гражданство. Все зависит от законодательства принимающей стороны. Поэтому, немного обосновавшись в новой стране и приняв решение связать свою дальнейшую жизнь именно с этим государством, самое время проконсультироваться с юристами и узнать особенности процедур получения ВНЖ, ПМЖ и гражданства. И, если есть возможность и желание, можно начинать собирать документы для получения нового статуса.
Итак, следует вывод, что получение политического убежища может стать не только непростым, но и длительным процессом. На рассмотрение заявлений порой уходит несколько месяцев, а иногда и несколько лет. Однако достижение этой цели всё же вполне реально, если приложить максимум усилий и следовать всем требованиям государства. Часто специалисты также советуют обращаться за помощью к адвокатам и профессиональным переводчикам, чтобы увеличить свои шансы на успех. Также важно изучить все тонкости законодательства страны, в которую вы собираетесь иммигрировать, чтобы непосредственно во время процесса оформления не растеряться, если возникнут трудности. Не стоит забывать о том, что после отрицательного ответа властей вы можете подать апелляцию и добиться того, чтобы ваше заявление было снова рассмотрено. Словом, нам остаётся лишь пожелать удачи и терпения тем, кто планирует получить политическое убежище. Верьте в себя, и тогда у вас всё обязательно получится!
Политическое убежище. В соответствии с данным Указом лицо, желающее получить политическое убежище в РФ, обязано в течение 7 дней по прибытии на территорию РФ или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности или обычного жительства, обратиться с ходатайством в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания. Важно Решение о предоставлении П.у. принимает Президент РФ на основании материалов, представленных ему Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ. Лицу, которому предоставляется П.у., органы внутренних дел выдают вид на жительство. Указом Президента РФ лицо может быть лишено предоставленного ему в России П.у. Право политического убежища в рф Предоставление П.у.
Политическое убежище в российской федерации
Как получить политическое убежище в россии Министерство иностранных дел Российской Федерации ежегодно составляет список стран с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека и представляет его в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации. Внимание На период рассмотрения ходатайства обратившемуся лицу выдается справка установленного образца, которая, наряду с документом, удостоверяющим его личность, является подтверждением законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации. Справка не может быть выдана в форме электронного документа.
Кто может предоставлять политическое убежище в рф
Получение политического убежища в россии для граждан украины Ходатайство подается в Федеральную Миграционную Службу России в семидневный срок с момента прибытия в Россию или с момента возникновения невозможности вернуться в страну, гражданином которой является ходатайствующее лицо. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту Российской Федерации для принятия им решения.На время рассмотрения ходатайства лицо получает от ФМС России справку о законном пребывании лица на территории Российской Федерации. Политическое убежище Российской Федерацией не предоставляется, если 1.
Какие основания являются подходящими?
Если государство или государственные структуры преследуют гражданина за его политическую или общественную позицию, угрожают ему, возбуждают уголовные дела в отношении опозорившегося лица, он имеет все основания просить убежища в странах Европы и других регионах.
Также запросить убежище можно, если гражданин проживает на территории, где объявлено военное положение и идут боевые действия.
До великого политического кризиса русские несколько раз становились политическими беженцами в Европе. Убежище часто получали представители ЛГБТ-сообщества, которых осудили и пытались линчевать на родине, а также граждане, занимающиеся политическими делами, например, сепаратисты, участники массовых мероприятий, экстремисты и другие.
Почему могут отказать и можно ли подать заявление повторно
Важно понимать, что не всегда и не все прошения одобряются. Существует ряд объективных причин и отдельные категории граждан, заявления которых не будут приняты к рассмотрению. Также существуют факторы, в силу которых оно может быть отклонено. Итак, ходатайство не принимается или отклоняется, если:
- заявитель уезжает из страны своей гражданской принадлежности или прошлого проживания с целью укрыться от наказания за действие, которое считается преступлением в стране, где человек подаёт заявление на убежище, а также если он является обвиняемым по какому-либо криминальному делу;
- человек приехал в страну из третьего государства, в котором неправомерных действий в отношении него совершено не было;
- заявитель приехал из страны, имеющей достаточно развитые и устоявшиеся институты защиты прав людей, в которой он может оставаться в безопасности;
- лицо является гражданином третьей страны, на территории которой угрозы его жизни и деятельности нет;
- человек иммигрирует с целью изменения своего материального положения;
- иммигрант не желает возвращаться в родную страну по причине чрезвычайных пришествий (техногенные катастрофы, стихийные бедствия), а также голода, военных действий, вспышек эпидемии и так далее;
- информация, описанная в документах, была неверной;
- причины, указанные в заявлении, утратили свою актуальность (к примеру, если политическая ситуация изменяется в более благоприятную для заявителя сторону).
Если заявление отклонили, некоторые страны предоставляют право его обжалования. Также есть возможность повторной подачи документов. Но только в том случае, когда обстоятельства существенно изменились. Как правило, если миграционные службы сочли причину запроса убежища неубедительной, настаивать на своём смысла не имеет.
Выделяют два вида убежища: дипломатическое и территориальное.
Территориальное убежище — это предоставление убежища преследуемому лицу на территории государства. Дипломатическое убежище — это предоставление убежища на территории дипломатического представительства иностранного государства. Институт убежища межотраслевой: его нормы зафиксированы и дипломатическом праве, и в международном гуманитарном праве.
1.Понятие убежища. Исторические факты
Под политическим убежищем понимается предоставление государством какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам, которым они подвергались в стране своего гражданства или обычного местожительства. Под преследованием по политическим мотивам понимается преследование не только за политические убеждения, но за общественную деятельность, религиозные убеждения, расовую или национальную принадлежность и т. п.
Впервые в конституции Франции 1793 года было закреплено право страны предоставлять убежище иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы. Позже развитие данного правового института происходило как в рамках национального законодательства, так и на международном уровне.
Необходимо различать право убежища как институт международного права и институт внутригосударственного права. Имеется в виду совокупность в первом случае международно-правовых, а во втором – внутригосударственных норм, относящихся к предоставлению политического убежища. Таким образом, практически существует столько внутригосударственных институтов политического убежища, сколько существует государств, принявших соответствующие юридические нормы.
Само по себе обращение с просьбой о предоставлении политического убежища не означает, что такое убежище автоматически будет предоставлено. Институт политического убежища в международном праве является преимущественно обычно-правовым. В рамках Организации Объединенных Наций была предпринята попытка кодифицировать эти нормы: Генеральная Ассамблея ООН 14 декабря 1967 г. приняла Декларацию о территориальном убежище (резолюция 2312/ХХII).
Важнейшее положение международного права, относящееся к предоставлению территориального убежища, заключается в следующем (оно закреплено в п. 1 ст. 1 декларации): убежище, предоставляемое каким-либо государством в порядке осуществления своего суверенитета, должно уважаться всеми остальными государствами. Иными словами, предоставление убежища – это суверенное право государства. Оно может его предоставить какому-либо лицу или лицам, может в нем и отказать. Но если государство реализовало это право, предоставив какому-либо лицу или группе лиц убежище, возникает ряд международно-правовых последствий.
В соответствии с нормами международного права, государства могут предоставлять право убежища лицам, которые подвергаются или имеют основание считать, что будут подвергаться преследованию в своем государстве или государстве своего постоянного местожительства за свои политические убеждения и политическую деятельность. Каждое государство само определяет, каким лицам и на каких условиях оно предоставляет убежище. Круг лиц, которым предоставляется убежище, определяется во внутреннем законодательстве государства. Право убежища — это институт, который основывается на государственном суверенитете. Никто кроме властей государства, предоставляющего убежище, не может определять категорию лиц, пользующихся этим правом. Вместе с тем, в международном праве существуют правовые нормы, ограничивающие право государства предоставлять убежище. К такой категории относятся:
♦ лица, обвиняемые в совершении международных преступлений;
♦ уголовные преступники, подпадающие под перечень двусторонних договоров об экстрадиции;
♦ лица, обязательная выдача которых предусмотрена в многосторонних международных договорах о борьбе с отдельными видами уголовных преступлений.
Необходимое условие права убежища — наличие в каждом конкретном случае соответствующей просьбы со стороны заинтересованного лица. Необходимое условие права убежища — наличие в каждом конкретном случае соответствующей просьбы со стороны заинтересованного лица. При этом возникают три группы правоотношений:
1. между лицом, испрашивающим убежище, и государством его гражданства;
2. между данным лицом и государством, предоставляющим убежище;
3. между государством гражданства данного лица и государством, предоставившим убежище.
После окончания Второй мировой войны вопрос о праве убежища находился на повестке дня Организации Объединенных Наций. В общей форме это было провозглашено в статье 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 года:
– Каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.
– Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или действия, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.
Наиболее древняя форма убежища — религиозная. Христианская религия широко регламентировала убежище в священных местах до абсолютизма. До сегодняшнего времени Римская церковь не отказалась от права убежища. Но большинство субъектов международного права — Ватикан, Испания, Португалия — это запрещают. Что касается православия, то этот вид убежища был только в древности. Ислам знает убежище в священных городах, у могил предков.
Различают территориальное и дипломатическое убежище. Территориальное убежище – предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории. Дипломатическое убежище – предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении дипломатического представительства иностранного государства, консульского представительства иностранного государства или на иностранном военном корабле.
В практике государств имеются случаи, когда убежище предоставляется не только на территории государства, но и вне ее: в зданиях дипломатических миссий и консульств, на борту военных кораблей и воздушных судов, на территории военных баз и лагерей. Предоставление убежища дипломатическим или консульским учреждением называется дипломатическим убежищем. Эта форма убежища применяется в практике государств только после появления института постоянных дипломатических учреждений и наделения их привилегиями и иммунитетами. Широкое распространение этот вид убежища получил в практике всех государств в течение XVI—XVIII веков. По отношению к дипломатическому убежищу все государства можно разделить на следующие группы:
♦ Государства, которые не признают и не практикуют его. Это наиболее многочисленная группа государств, к которой относится и Республика Казахстан.
♦ Государства, которые не допускают дипломатического убежища на своей территории, но сами его предоставляют. К таким государствам относятся Франция, Великобритания, США.
♦ Государства, которые сами предоставляют дипломатическое убежище и разрешают предоставлять его на своей территории. К этой группе относятся латиноамериканские государства.
♦ Государства, которые сами убежище не предоставляют, но разрешают его предоставлять на своей территории — например, Греция.
Таким образом, только латиноамериканские страны признают этот вид убежища, т. е. можно утверждать о существовании региональной нормы в этом вопросе.
Политическое убежище и его отличие от статуса беженца
Термин «беженец» стал употребляться по окончании Второй мировой. В это неспокойное время много миллионов людей было вынужденно покинуть места своего постоянного проживания, спасаясь от войны и политических репрессий. В послевоенном мире проблемами беженцев (после создания Организации Объединённых Наций) занималось Управление при верховном комиссаре ООН. В 1951 году была принята Конвенция, подписанная в Женеве и определяющая статус беженцев (т. н. Женевская конвенция о статусе беженцев).
Политические беженцы, то есть те, кто запросил политическое убежище, являются одной из категорий беженцев. Политические беженцы могут стать таковыми в том случае, если они вынужденно покидают свои страны ввиду преследований за свои политические убеждения. Но при этом их статус определяется законодательством и политикой той державы, на территории которой оказались эти люди.
Проблема политических беженцев актуальна на протяжении многих деятков лет. Ранее основной контингент политических беженцев составляли выходцы из Советского Союза и других государств социалистического лагеря, которые были несогласны с политикой своих правительств (в СССР они назывались диссидентами). В современном мире акцент сместился в государства Ближнего Востока, страны Латинской Америки, КНР, КНДР. Источником политических беженцев до сих пор продолжают оставаться также некоторые страны постсоветского пространства. Основной целью политических беженцев являются государства Европейского Союза, Соединённые Штаты, Австралийский Союз, Новая Зеландия, Канада. С одной стороны, это демократические государства, которые смогут принять лиц, покинувших свою родину по политическим мотивам, а с другой — смогут предоставить возможность в перспективе стать их гражданами, обеспечив безопасность, экономическую и социальную стабильность.
Слово «Azyl» хорошо знакомо каждому полицейскому, пограничнику или сотруднику таможни. Это — запрос политубежища.
Политическое убежище предоставляется лицам, спасающимся от политического преследования в своих странах в других государствах, которые приняли их. Существует два случая, когда предоставляется политическое убежище:
- иностранный гражданин имеет все основания для получения статуса политбеженца, но не имеет желания его оформлять. Вместо этого он просит принявшее его государство предоставить ему возможность временно пребывать на его территории;
- зарубежный вынужденный мигрант не имеет прав на получение статуса политбеженца, но принципы гуманизма не позволяют властям принявшей страны отправить этого человека восвояси или просто выдворить за пределы её границ.
Статус политического беженца предоставляет право на определённые льготы, в том числе экономическую и социальную защиту принявшего государства. Но получить его непросто, для этого следует:
- доказать, что на родине лица, запросившего статус, имеют место факты его преследования или дискриминации по политическим, религиозным, расовым или социальным мотивам;
- преследования носят системный характер и осуществляются не частными лицами, а представителями органов власти;
- родное государство не предпринимает никаких реальных шагов по защите своего гражданина от политических преследований или дискриминации.
Желательно, чтобы факты преследований были подтверждены документами, видеоматериалами, показаниями свидетелей или очевидцев. Власти принимающей страны обычно мало верят голословным обвинениям, которые вынужденные мигранты выдвигают в адрес властей своей страны. Поэтому аргументация запроса статуса беженца должна быть весомой.
Что дает политическое убежище в США?
Будущее для семьиПолучить политическое убежище в США вместе с основным заявителем могут супруга/супруг и дети возрастом до 21 года, не состоящие в браке. Обеспечьте родным стабильное будущее в экономически развитой и социально защищенной стране.
Государственная защитаОсновным принципом построения американского законодательства является защита прав и свобод граждан и резидентов страны. Правительство в обязательном порядке предоставляет правовую поддержку каждому лицу, получившему политическое убежище.
Легализация в СШАЧерез 1 год проживания на территории Соединенных Штатов в статусе беженца у иностранца появляется возможность получить грин-карту и в дальнейшем стать американским гражданином. Такое право предоставляется также получившим политическое убежище в США членам семьи.
Социальные гарантииСтатус беженца обеспечивает лицам медицинскую страховку, психологическую и социальную поддержку, материальную помощь, курсы по изучению английского языка, бюджетные программы кредитования и аренды и жилья.
Право политического убежища в РФ
Предоставление политического убежища на территории России производится Указом Президента Российской Федерации и регулируется Положением «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746, Административным регламентом ФМС России по исполнению федеральной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденного приказом ФМС России от 05 декабря 2007 года № 451.
Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Ходатайства о предоставлении политического убежища принимают территориальными органами ФМС России.
Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.
Политическое убежище Российской Федерации не предоставляется, если:
- лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
- лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;
- лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;
- лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;
- лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации «О беженцах»;
- лицо представило заведомо ложные сведения;
- лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;
- лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Федеральную миграционную службу.
Федеральная миграционная служба рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключения Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, после чего направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища Российской Федерацией.
Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту Российской Федерации для принятия им решения.