Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Имеет ли право рсо применять повышающий коэффициент 15 к управляющим компаниям на сои при неисправных ОДПУ по игорячей воде 2021-2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если в жилом помещении собственника индивидуальный прибор учёта вышел из строя или утрачен, истёк срок его эксплуатации, то исполнитель КУ в течение трёх расчётных периодов производит начисление платы исходя из среднемесячного объёма потребления (п. 59 ПП РФ № 354).
Прямые Договоры С Рсо 2022
В Гусева, определенного по итогам проведенного 22 января 2022 года оперативного совещания, всем организациям, обслуживающим жилищный фонд на территории Воронежской области, необходимо в срочном порядке обеспечить очистку скатных кровель от снега и наледи.В первоочередном порядке подлежат очистке кровли домов, фасады которых примыкают к тротуарам и объектам улично-дорожной сети центральных улиц, а также по пути следования пешеходов к объектам социальной сферы (образовательным и медицинским учреждениям).
Авторами документа выступила глава Комитета по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская («Справедливая Россия») и её первый зампред Павел Качаев («Единая Россия»).Сейчас управляющие компании выступают в роли посредников по предоставлении коммунальных услуг между собственниками и ресурсоснабжающими организациями.При этом, отмечают парламентарии, посредник «не получает какого-либо вознаграждения» за подобного рода деятельность.
Общедомовые приборы учета: кто оплачивает установку и за все ли услуги надо платить в их отсутствие? Что такое одпу: расшифровка
- Тепловая энергия – тахометрический, вихревой, ультразвуковой, электромагнитный счетчик. В нашей стране их монтаж начали в 2022 году, после появления закона о снабжении зданий приборами учета тепловой энергии. Рост тарифов также послужил стимулом для населения, чтобы контролировать отопление этим способом. Отметим, что коллективный счетчик устанавливается исключительно по решению собрания жильцов.
- Электричество . Приборы существуют индивидуальные, многотарифные. Второй вариант действительно позволяет сократить затраты на оплату электроэнергии. Принцип его работы состоит в том, что ночью тариф существенно ниже, чем днем. В часы наиболее активного использования ресурса, то есть 7:00 – 10:00 и 17:00 – 19:00, оплата возрастает.
- Холодная, горячая вода . Система фиксирует объем потребленной жидкости в расчете на всех проживающих лиц, а не только прописанных в квартире.
Расчеты при отрицательном объеме КР на СОИ
На практике УК сталкиваются с возникновением отрицательной разницы между общедомовым потреблением коммунального ресурса по ОПУ и индивидуальным потреблением за расчетный период, допустим, по причине невозможности единовременного снятия показаний ИПУ во всех помещениях МКД и использования в связи с этим при расчете данных, не соответствующих фактическому потреблению, либо предоставления потребителями некорректных сведений. В связи с этим возникает необходимость последующего перерасчета объема КР на СОИ на отрицательную величину, однако РСО в этом отказывают. Важно, что судьи зачастую их поддерживают, аргументируя это тем, что пп. «а» п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения не предусматривает случаев перерасчета ранее выставленных объемов коммунального ресурса поставщиком исполнителю. Приведем примеры.
Судебный акт |
Позиция суда |
Постановление АС ВВО от 09.06.2018 № Ф01-1947/2018 по делу № А11-9917/2017 |
Снижение суммы задолженности на долю отрицательного значения ОДН не предусмотрено действующим законодательством. В случае возникновения в расчетном периоде отрицательной разницы между объемом коммунальной услуги, определенным исходя из показаний ОПУ, и суммарным объемом потребления коммунальной услуги непосредственно в жилых и нежилых помещениях МКД размер платы за коммунальную услугу для потребителей в жилых помещениях подлежит снижению вплоть до нуля только в этом месяце, оставшаяся же часть на следующий месяц не переносится (размер платы, подлежащей внесению в следующем месяце, не снижается) |
Постановление АС СЗО от 19.06.2018 № Ф07-5683/2018 по делу № А13-6589/2017 |
Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих РСО при расчетах с УК или потребителями учитывать объемы электроэнергии, потребленной на ОДН, принявшие отрицательное значение в предыдущие периоды. Поэтому компания правомерно заявила к взысканию с УК задолженность без уменьшения объема поставленной электрической энергии на отрицательные значения ОДН в предыдущие периоды |
Постановление АС ЗСО от 03.07.2018 № Ф04-2460/2018 по делу № А03-13015/2017 |
Суды отклонили как противоречащие п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения следующиедоводы кассационной жалобы: – в законодательстве нет прямого запрета на возможность учета отрицательных показаний объемов коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период, при расчете объемов за последующие периоды; – неучет отрицательного объема коммунального ресурса, потребленного за расчетный (текущий) период, влечет неосновательное обогащение истца на сумму этого неучтенного отрицательного объема коммунального ресурса |
Постановление АС СЗО от 10.04.2018 № Ф07-2208/2018 по делу № А26-3870/2017 |
Если фактическое потребление электроэнергии на ОДН меньше объема электроэнергии, потребленной в жилых и нежилых помещениях МКД, обязательства УК по оплате объема электроэнергии, потребленной на ОДН, перед РСО равны нулю и суммы, возникшие в результате выявления «отрицательного баланса по МКД», при расчете объема обязательств УК не учитываются. При этом действующее законодательство не содержит норм, обязывающих РСО при расчетах с УК или потребителями учитывать объемы электроэнергии, потребленной на ОДН, принявшие отрицательное значение |
Повышающий коэффициент к нормативам потребления коммунальных услуг в 2021 году
УО/ТСЖ/ЖСК, предоставляющие потребителям в МКД коммунальную услугу «отведение сточных вод» (указанную услугу корректно также называть «водоотведение»), в соответствии с Правилами 124 обязаны оплатить в соответствующую РСО коммунальный ресурс, приобретаемый с целью оказания коммунальной услуги по водоотведению.
Планировалось увеличение этого показателя до 1,6, однако в 2016 году Правительства РФ приняло решение об ограничении максимального размера на уровне 1,5.
В отсутствие заключенных с РСО договоров ресурсоснабжения управляющая организация, товарищество или кооператив не могут осуществлять функции исполнителя коммунальных услуг.
Нормативы потребления утверждаются отдельными нормативными актами для каждого ресурса отдельно в каждом регионе. Например, на москвича по норме полагается 6,935 кубов холодной воды и 4,745 горячей. Пермяку же придется платить меньше – за 5,6 и 3,4 куба соответственно.
Минстрой России письмом от 30.12.2016 N45097-АЧ/04 разъяснил порядок применения отдельных положений статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ, а также Правил 354 и Правил 124. Разъяснения касаются случаев, при которых, по мнению Минстроя, исполнителем коммунальных услуг являются РСО.
Когда писалось Постановление видимо никто не подумал о влиянии формулировки на платы за ХВС на СОИ. Если Ваша трактовка правильная — то ресурсники будут получать двойную плату за одни и те же квартиры: сначала с населения, потом в составе КР на СОИ с управляющей компании. При это у РСО нет обязанности использовать доход от Повыш-го К-та на энергосберегающие мероприятия.
Законен ли повышающий коэффициент при отсутствии прибора учета 2021
Текущий ремонт — это своевременная плановая профилактика инженерных коммунальных систем, основной способ устранения неисправностей и мелких повреждений. Целью текущего ремонта является защита имущества от преждевременного износа.
В качестве примера проведём расчёт платы за потреблённую воду в Воронеже с применением установленных тарифов ЖКХ из расчёта на двух прописанных человек и норматива потребления холодной воды.
Не применяется повышающий коэффициент и в случае проживания граждан в аварийных домах. Еще один наглядный случай отсутствия повышенной ставки — минимальное потребление электроэнергии (не больше 5 кВт) и отопления (не более 0,2 Гкал/ч) в жилом помещении. В таком случае россияне не могут установить счетчики учета даже при наличии технических возможностей.
Кстати, правильный подход уже продемонстрирован судьями АС СЗО в Постановлении от 27.06.2018 № Ф07-6098/2018 по делу № А26-2688/2017.
Расчеты УК с РСО при отрицательном объеме КР на СОИ
Пока не утвержден порядок назначения штрафов из-за отсутствия приборов учета, однако меры, предпринимаемые государством, вынуждают устанавливать счетчики путем введения высоких коэффициентов, применяемых при расчете услуг ЖКХ в отношении квартир и домов, не передающих показания расхода ресурсов соответствующим надзорным органам.
- жилой дом, квартира в МКД не имеет счетчиков на воду и электроэнергию;
- счетчики в жилье установлены, однако нуждаются в ремонте или замене в связи с поломкой или истечением срока эксплуатации;
- при выявлении поломки или повреждении приборов учета, закон допускает сохранение тарифа сроком не более 3 месяцев, чтобы устранить поломку или исправить недочет, а при игнорировании своих обязанностей, к жилью будет применен повышающий коэффициент;
- собственник жилья не обеспечил сотрудникам УК или ТСЖ доступ к приборам, и в результате проверка показаний и технического состояния счетчиков становится невозможной.
В Гусева, определенного по итогам проведенного 22 января 2021 года оперативного совещания, всем организациям, обслуживающим жилищный фонд на территории Воронежской области, необходимо в срочном порядке обеспечить очистку скатных кровель от снега и наледи.В первоочередном порядке подлежат очистке кровли домов, фасады которых примыкают к тротуарам и объектам улично-дорожной сети центральных улиц, а также по пути следования пешеходов к объектам социальной сферы (образовательным и медицинским учреждениям).
Авторами документа выступила глава Комитета по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская («Справедливая Россия») и её первый зампред Павел Качаев («Единая Россия»).Сейчас управляющие компании выступают в роли посредников по предоставлении коммунальных услуг между собственниками и ресурсоснабжающими организациями.При этом, отмечают парламентарии, посредник «не получает какого-либо вознаграждения» за подобного рода деятельность.
С 1 июля 2021 г. повышающий коэффициент утвержден Правительством РФ, что не требует подтверждения на местах. С 1 июля 2021 г. РСО (ресурсоснабжающая организация) и исполнители коммунальных услуг обязаны применять повышающий коэффициент при расчете платы граждан за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и электроснабжению (С 1 января 2021 г. исключена коммунальная услуга по отоплению). С 1 января 2021 г. величина повышающего коэффициента установлена на уровне 1,5. То есть плата за электричество, холодную и горячую воду автоматически увеличивается на 50 процентов!
Порядок исчисления установлен отдельно для горячего и холодного водоснабжения, электричества. Для перечисленных нужд предусматриваются нормативы.
Для расчета применяется такая формула:
Для уточнения информации о том, какой площадью обладает дом, нужно обратиться к техническому паспорту. Сумма, полученная в результате вычисления по приведенной формуле, должна умножаться на действующий тариф на водоснабжение или потребление электрической энергии.
Нужно учитывать, что общий расчет технической энергии не подлежит включению в домовые нужды. Данный показатель отражается в коммунальных услугах и подлежит оплате согласно установленным тарифам.
Если расчеты, произведенные гражданином самостоятельно, в итоге получили другое значение по сравнению с квитанцией, это означает, что ошибся жилец или сотрудник управляющей компании. Если проверка собственного вычисления не показывает нарушений, то нужно обратиться в УК и попросить предоставить расчет.
Оплата одн при прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями 2021 год
В статье 157.2 ЖК РФ говорится о прямых договорах, которые собственники заключают с РСО, даже если в доме выбрана управляющая организация. Речь идет именно о коммунальных услугах. Следовательно, никаких прямых договоров с РСО на поставку коммунального ресурса быть не может.
По решению общего собрания собственники заключают договор с РСО. Но управляющая организация все равно обязана заключить с РСО договора на поставку коммунального ресурса на ОДН !
Новая редакция Жилищного кодекса РФ вступает в силу 1 июля 2021 года. Законодатели изменили порядок взимания платы за коммунальные услуги, а также определили особенности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Управляющие компании не хотели, а часто и не могли, оплачивать неучтенные по счетчикам жильцов или по нормативам услуги. Так, представители Министерства ЖКХ Ставропольского края одними из первых рассчитали и официально утвердили нормативы на потребление ОДН.
Электричество по ОДН = (Значения, зафиксированные на электросчетчике – Совокупное количество электроэнергии, потребленной в нежилых квадратных метрах, которые не относятся к общедомовому имуществу – Совокупное количество ресурса во всех жилых квартирах, где монтированы счетчики – Объем использованной электроэнергии и квартирах, где нет счетчиков) × Площадь квартиры × Площадь всех квартир в многоэтажном доме.
Ежегодно Правительство страны рекомендует региональным властям повышать стоимость жилищно-коммунальных услуг минимум на процент, свойственный инфляции.
Кроме того, субъекты наделены правом вносить коррективы в действующие значения. Стандартно в столице страны устанавливаются повышенные нормативы.
Причина состоит в том, что каждый год повышается стоимость работ ресурсоснабжающих компаний.
Принятый законопроект разрешает множество сложных вопросов накопившихся в сфере управления ЖКХ. Он защищает интересы простых граждан, а также ресурсоснабжающих организаций. Ранее нередки были случаи отключения целых многоквартирных домов – по причине задержки выплат от УК. При этом жильцы свои долговые обязательства исполняли в срок, без каких-либо задержек.
Кроме того, жильцы теперь сами имеют право выбирать поставщика услуг. Например, вывоз мусора может осуществляться разными компаниями. Благодаря принятию нового закона сегодня сами граждане будут иметь право выбирать юридическое лицо, занимающееся работой с отходами. В данном сегменте ЖКХ присутствуют определенные проблемы.
За счет нового законопроекта будет создана здоровая конкуренция в сфере утилизации отходов.
7. Прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников. Ресурсоснабжающая организация может перенести данный срок (указанный в решении собрания), но не более, чем на 3 месяца.
О переносе срока ресурсоснабжающая организация должна уведомить лицо (по инициативе которого было созвано общее собрание) не позднее 5 рабочих дней с момента получения копий решения и протокола общего собрания собственников.
Последствия успешной поверки «просроченного» ОДПУ
Судебная практика исходит из того, что сам факт истечения межповерочного интервала предполагает искажение прибором учета (системой учета) данных об объеме потребления, пока не доказано обратное (опровержимая презумпция).
Потребитель, пропустивший срок поверки, не лишен возможности представить доказательства, опровергающие пороки учета и необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным способом, поскольку последующее признание прибора учета соответствующим метрологическим требованиям по смыслу п. 17 ст. 2 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» подтверждает достоверность отображаемых им учетных данных на весь период после окончания срока поверки.
(п. 25 Обзора судебной практики № 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020, Определение Верховного суда РФ от 24.11.2020 № 310-ЭС20 – 13165 по делу № А68 – 1493/2019)
Данный подход, выработанный Верховным судом, цитируется и нижестоящими судами (Постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2021 по делу № А47 – 11357/2020, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2021 по делу № А32 – 6036/2019, АС Дальневосточного округа от 15.12.2020 по делу А59 – 7041/2019, Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2021 по делу А83 – 3217/2020, АС Уральского округа от 05.12.2016 по делу № А76 – 22733/2015).
Выделим несколько сопутствующих ключевых выводов арбитров, прозвучавших в вышеприведенной судебной практике:
Во-первых, если срок поверки прибора учета вышел, то именно абонент должен доказывать (в частности, проведением дальнейшей успешной поверки) его пригодность для коммерческого учета. А на РСО не может возлагаться обязанность доказать наличие искажения, ведь это, по сути, приведет к освобождению потребителя от установленной законодательством обязанности своевременно проводить поверку как элемента надлежащей эксплуатации прибора учета.
Во-вторых, абоненты обязаны соблюдать установленные законодательством требования по надлежащей эксплуатации, своевременной поверке и извещению о технической неисправности приборов (узлов) учета. Признание за абонентом права на осуществление коммерческого учета потребляемого ресурса с использованием прибора с истекшим МПИ при условии последующей успешной поверки этого прибора, не может служить основанием для освобождения такого абонента от ответственности (гражданской или административной) за пропуск срока очередной поверки, если соответствующие его действия (бездействие) подпадают под установленные законом основания для привлечения к такой ответственности. То есть, если за пропуск срока поверки ОДПУ договором предусмотрены штрафные санкции, то успешная поверка «просроченного» ОДПУ их не отменяет.
В‑третьих, при приемке узла учета РСО получает информацию как о дате государственной поверки установленного у абонента прибора учета, так и о дате следующей поверки этого прибора. Если же в течение длительного времени РСО не осуществляет проверку состояния приборов учета, принимает от абонента без замечаний показания прибора учета, в том числе по истечении МПИ – это означает, что РСО не проявляет как профессиональный участник правоотношений по поставке энергоресурсов должной заботливости и осмотрительности в целях недопущения нарушений учета со стороны своего абонента.
И, наконец, действия РСО, осуществившей проверку состояния приборов учета спустя длительное время после истечения МПИ и потребовавшей оплатить объем потребления коммунальных ресурсов в объеме и порядке, предусмотренных на случай неисправности прибора учета, несмотря на наличие сведений о последующей поверке прибора учета, не могут быть признаны добросовестными, и, следовательно, не должны пользоваться защитой со стороны суда (п. 2 ст. 10 ГК РФ).
Плата за воду без счетчика в 2021 году: постановление правительства
Согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ расчет оплаты за коммунальные услуги производится исходя из объема потребленных ресурсов. Этот объем определяется по показаниям счетчиков самим потребителем. При их отсутствии платежи рассчитываются исходя из установленных норм.
Нормы утверждаются региональными властями в порядке, установленном Правительством РФ. Этот порядок устанавливается Постановлением Прав-ва РФ 23.05.2006 N 306. согласно его положениям власти субъектов устанавливают нормативы для холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления.
Для каждой из указанных услуг ЖКХ устанавливаются свои показатели. При их расчете учитываются технические характеристики жилых помещений.
Для воды, к примеру, средняя норма потребления в месяц составляет:
- для ХВС — 6,935 кубометров на человека;
- для ГВС — 4,75 кубометров на человека.
Помимо указанных норм для расчетов оплаты за ЖКУ нужно знать тариф. Ставки для внесения платежей в каждом регионе устанавливаются свои. К примеру, в столице нашей страны, Москве, действуют следующие цены:
- за питьевую воду — 35,40 руб. за куб.;
- за электричество — 5,38 руб./кВтч.;
- за горячую воду — 180,55 руб. за куб.
РСО не вправе получать повышающий коэффициент с потребителей
Согласно ч.2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об энергосбережении), расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
На сегодняшний день в большинстве многоквартирных домов установлены общедомовые приборы учета, в квартирах стоят ИПУ. При этом, часть собственников категорически не согласны устанавливать индивидуальные приборы учета, и ежемесячно оплачивают повышающий коэффициент. По общему правилу, исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, которая и выставляет собственникам платежные документы для оплаты коммунальных услуг с учетом повышающего коэффициента. Но, если собственники по ранее принятому решению общего собрания оплачивают коммуналку непосредственно ресурсоснабжающим организациям (далее — РСО), начисленные суммы повышающего коэффициента РСО присвоить не могут.
Часть 12 статьи 13 Закона об энергосбережении обязывает собственников помещений многоквартирного дома ( далее- МКД), обеспечить установку индивидуальных приборов учета энергетических ресурсов (далее- ИПУ) в своих помещениях.ИПУ должны быть установлены во всех жилых и нежилых помещениях МКД. Исключение составляют случаи отсутствия технической возможности установки ИПУ, которая подтверждается специальным актом, составленным по форме, утвержденной Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» (далее — Приказ Минрегиона 627).
Расчёт платы за воду с коэффициентом
Нет никакой необходимости производить самостоятельный расчёт повышающего коэффициента. Его размер является фиксированными утверждается нормативным актом. Применение этого показателя является обязательным на всей территории РФ.
Размер (формулу) платы за водоснабжение при отсутствии счётчика можно узнать из Приложения 2 пункта 4(а):
Pi = ni x Nj x Kпов x Tкр,
где:
- ni – число человек, проживающих в жилом помещении;
- Nj – показатель норматива. Он определяется отдельными актами на территории каждого субъекта РФ;
- Kпов – повышающий коэффициент. На декабрь 2019 года он составляет 1,5.
- Tкр – тариф за потреблённый ресурс. Каждый регион РФ определяет самостоятельно стоимость коммунальных ресурсов и утверждает тарифы на них.
В качестве примера проведём расчёт платы за потреблённую воду в Воронеже с применением установленных тарифов ЖКХ из расчёта на двух прописанных человек и норматива потребления холодной воды.
2 чел.*5,1куб./м*25,33 руб. * 1,5 = 387,55 руб.
В среднем семья, состоящая из двух человек, тратит 4 куба холодной воды. Если стоят счетчики, плата за месяц будет следующая: 4 куб./м * 25,33 руб. = 101,32 руб.
Что такое повышающий коэффициент при отсутствии прибора учета
В связи с последними изменениями статьей 157 ЖК РФ предусматривается уплата повышающих коэффициентов. Они обязательны к применению в расчетах платежей за коммуналку для тех потребителей, которые не поставили счетчики на воду и электрическую энергию.
Размер этого коэффициента, как для отопления так и для простого потребления воды, утвержден Постановлением Правительства от 16.04.2013 за № 344. Согласно положениям указанного документа с июля 2016 он составил 1,5, а с 2017 году уже 1,6. Однако позднее этот показатель был оставлен в размере 1,5 (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 года №603), и даже в 2023-м году он остается тем же самым.
Для тех, кто не установил счетчики на воду и электроэнергию платежи рассчитываются с учетом данного коэффициента. При этом его величина в разных регионах не меняется, как нормы потребления или тарифы. Эта мера призвана подтолкнуть потребителей к установке в своих квартирах (частных домах) приборов учета.