Заполняем расчет налога на воду за 2024 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заполняем расчет налога на воду за 2024 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно общим правилам подачи форму KHД 1151072 можно заполнить на бумажном носителе либо в электронном виде. При заполнении вручную надлежит использовать шариковую (перьевую) ручку черного либо синего цвета. В каждой ячейке прописывается по одной букве, цифре, запятой, точке, иному значению. Сумма ВН прописывается целым числом в рублях.

По общему правилу ко всем ставкам водного налога применяют повышающий коэффициент. С каждым годом ставки водного налога увеличиваются:

  • 2023 год – 3.52;
  • 2024 год – 4.05;
  • 2025 – 4.65.

Кроме основного повышающего коэффициента действуют дополнительные, перечень которых представлен в таблице.

Вид пользования Дополнительный коэффициент
Забор. 1.1 – при отсутствии измерительных приборов для определения объема взятой воды.
Забор. 5 – при изъятии воды больше установленного лимита.
Добыча подземных вод для дальнейшей переработки, упаковки, реализации, кроме взятия промышленных, термальных, минеральных вод. 10

Представление отчетности по ВН: форма не изменилась

Подробнее требования к оформлению, заполнению KHД 1151072 изложены в Приложении 2 к Приказу ФНС № 29н. Последние изменения, которые вносились в настоящий порядок заполнения декларации, датированы 12.02.2007. Они же применяются и в 2022 г. Внесение правок допускается по правилам, описанным в данном приложении. Исправлять погрешности при помощи корректирующего и иного идентичного средства не разрешается.

Особенности водного налога

Водный имеет общефедеральный характер, поэтому налоговые ставки водного налога устанавливаются исключительно Налоговым кодексом РФ. Для водного налога ставки в 2018 году определяет статья 333.12 Налогового кодекса РФ.

Традиционно на 2018 год ставки водного налога установлены в зависимости от вида использования предприятием или ИП водных ресурсов (см. соответствующую таблицу ниже).

Указанная статья изложена в таком формате, что позволяет понять на будущее, какова будет динамика отчислений в бюджет водного налога.

Например, ставки водного налога на 2018 год надо в определенных случаях умножать на коэффициент 1,75:

  • при сверхлимитном заборе воды;
  • отсутствии измерительных приборов;
  • добыче воды для продажи.

В 2021 году вступит в силу «налог на воду»

Все организации и индивидуальные предприниматели, которые используют в своей деятельности водные объекты, подлежат лицензированию. Использование рек, озер, морей в личных целях — например, забор воды из водных объектов, использование последних для целей гидроэнергетики или сплава древесины — облагается определенной платой.

Не признаются плательщиками налога организации и ИП, которые пользуются источниками воды на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие водного кодекса РФ.
Не предусмотрен водный налог за забор минеральной воды из подземных источников, за заборы воды для тушения пожаров, за использование водных объектов для выращивания рыб, за использование воды для полива сельскохозяйственных угодий. Некоторые другие виды деятельности, прописанные в статье 333.9 НК РФ, также водных налогом для юридических лиц не облагаются.

Сроки уплаты водного налога для юридических лиц такие же, как и у других видов налогов. Расчет ведется по итогам квартала. Налог следует выплатить в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сроки уплаты водного налога:

  • За 1 квартал-не позднее 20 апреля
  • За 2 квартал-не позднее 20 июля
  • За 3 квартал-не позднее 20 октября
  • За 4 квартал-не позднее 20 января

Отметим, что налог уплачивается по местонахождению используемого водного объекта. В том числе это касается и иностранных организаций.

Использование водной акватории и откачка из нее воды — это операции с водой, облагаемые ВН. При этом вы можете не платить налог, если:

  • забираете воду для специфичных целей: ликвидации последствий аварий, нужд пожарной безопасности или для обеспечения работы судового оборудования;
  • производите забор воды, содержащей полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы;
  • используете акваторию для определенных операций: орошения сельхозземель, поливки огородов, разовых посадок воздушных судов, стоянки плавсредств, проведения дноуглубительных работ, размещения и строительства гидротехнических сооружений и т. д.
Читайте также:  Какие выплаты положены в 2024 году за рождение третьего ребенка

Полный список не подлежащих обложению ВН операций приведен в п. 2 ст. 333.9 НК РФ.

Освобождение указанных видов водопользования от уплаты ВН позволяет налогоплательщикам на законных основаниях снизить налоговую нагрузку, то есть воспользоваться предусмотренным законодательством налоговым послаблением (льготой).

Ставки ВН для цели забора воды из водных объектов делятся:

  • на общие (пп. 1–1.1 ст. 333.12 НК РФ);
  • пониженные — они установлены в п. 3 ст. 333.12 НК РФ исключительно для расчета налога при заборе воды для снабжения населения.

Если вы забираете воду из источника одновременно для общепроизводственных нужд и для водоснабжения населения, можете воспользоваться пониженной ставкой ВН, при условии что разграничите воду по цели использования.

Такое разграничение должно быть:

  • оформлено в отдельной лицензии на пользование недрами — с уточнением в ней цели использования добытых подземных вод («водоснабжение населения») и обязательным указанием разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды;
  • технологически обеспечено (установлены счетчики, организовано учетное документирование объемов переданной на разные нужды воды).

Какие ставки ВН должен применять налогоплательщик при невыполнении указанных условий по разграничению, расскажем далее.

Если указанные в предыдущем разделе условия не обеспечены, налогоплательщик права на применение пониженных ставок не имеет, и весь объем забираемой воды будет облагаться по общим ставкам. Такова позиция Минфина (см. письмо от 12.10.2016 № 03-06-05-02/59547). По мнению ведомства:

  • применение пониженной ставки водного налога — это льгота;
  • для ее применения требуется указание в лицензии цели использования подземных вод (для водоснабжения населения) с обязательным отражением ПДО (предельно-допустимого объема) забираемой воды.

Суды на этот счет рассуждают по-другому. К примеру, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 28.05.2008 № Ф08-2818/2008 указано, что гл. 25.2 НК РФ не обязывает налогоплательщика (при водоснабжении населения) при отсутствии у него лицензии на водопользование уплачивать налог по общей ставке.

На необходимость ведения раздельного учета воды чиновники Минфина указали в письме от 09.09.2013 № 03-06-05-02/36943. И суды в этом вопросе с ними согласны: в постановлении 17-го арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 № 17АП-10284/16 сказано, что фактические объемы переданной населению воды (в целях применения пониженной ставки ВН) нужно подтверждать документально.

Кaк yзнaть кaдacтpoвyю cтoимocть зeмeльнoгo yчacткa?

Для pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa пo кaдacтpoвoй cтoимocти cyщecтвyeт oтдeльный кaлькyлятop. Oн пpeдcтaвляeт coбoй кapтy, нa кoтopoй нeoбxoдимo нaйти cвoй 3У (пo aдpecy) и нaжaть нa нeгo. Пpoгpaммa пoкaжeт и cтoимocть yчacткa, и нaлoгoвyю cтaвкy пo eгo кaтeгopии.

Кpoмe oнлaйн-pacчeтoв, ecть и дpyгиe cпocoбы yзнaть КC:

  • Чepeз выпиcкy, зaкaзaв cooтвeтcтвyющий дoкyмeнт в EГPН;
  • Чepeз кaдacтpoвый пacпopт. Taкoй дoкyмeнт мoжeт быть «нa pyкax» y зeмлeвлaдeльцa, oднaкo, нe cтoит зaбывaть, чтo cвeдeния быcтpo ycтapeвaют, a знaчит, и КC yкaзaннaя в нeм, мoжeт быть нeaктyaльнoй.

Налогооблагаемая база

Особенностью водного налога является то, что для него не установлено единой ставки и базы. Законодательством определен перечень условий, от которых зависит размер этих показателей.

В водном налоге налоговой базой при этом является:

  1. Одна единица объема (то есть 1000 куб. м) – установлена для забора воды из объектов. Этот показатель определяется на основании данных измерительных приборов или (при их отсутствии) исходя из установленных норм ресурсопотребления.
  2. Одна единица произведенной электроэнергии (1000 кВт) – для обеспечения при помощи водных объектов работы гидроэлектростанций.
  3. Одна единица используемой площади (то есть 1 кв. км) – установлена для взятия воды из акватории водных объектов. Эта площадь определяется по данным договора или лицензии, предоставленной на пользование этими объектами. В данных документах обязательно должна указываться площадь разрешенного использования.
  4. Одна единица объема леса (1000 куб. м леса за 100 км сплава) – при использовании воды для лесосплава в кошелях и плотах.

В большинстве случаев для плательщиков устанавливаются законодательные лимиты для использования объектов – квартальные или годовые.

Коэффициент водного налога в 2024 году

Водный налог является одним из основных источников доходов водного хозяйства и предназначен для финансирования мероприятий по охране и восстановлению водных ресурсов, сохранению экологического равновесия и развитию водного хозяйства в целом.

Читайте также:  Что платят за двойню 2024 если мать не работала

Изменения коэффициента водного налога в 2024 году связаны с учетом природных условий и экологических проблем, а также с необходимостью более эффективного использования водных ресурсов. Новые расчеты позволяют более точно определить размер налога в зависимости от использования водных объектов и их экологической стоимости.

Расчет коэффициента водного налога включает в себя несколько составляющих, включая структуру населения, плотность застройки, типы хозяйственной деятельности и уровень загрязнения водных объектов. Административное управление определяет коэффициент на основе этих данных и согласно законодательству.

Для расчета размера водного налога необходимо обратиться к соответствующим нормативным актам и применить формулу, указанную в них. При этом стоит учитывать, что каждый регион может иметь свои особенности в расчете водного налога, поэтому рекомендуется обратиться к местным органам власти для получения точной информации.

Влияние коэффициента на величину налога

Изменения коэффициента водного налога в 2024 году могут оказать существенное влияние на финансовую нагрузку предприятий и организаций, занимающихся использованием водных ресурсов. В случае повышения коэффициента, они могут столкнуться с увеличением налоговых платежей, что может негативно сказаться на их экономической деятельности.

В связи с этим, необходимо провести расчеты и оценить возможные финансовые последствия изменения коэффициента водного налога. Для этого можно использовать специальные формулы и методики, а также учесть особенности отрасли и конкретные условия каждой организации.

При расчете величины налога учитываются различные параметры, включая объемы использования водных ресурсов, стоимость воды, коэффициенты перерасчета и другие факторы. Оптимальный способ рассчитать налоговые платежи – обратиться к специалистам, которые занимаются налоговым консультированием и имеют опыт работы с аналогичными расчетами.

Изменения в коэффициенте водного налога могут повлиять на экономику региона, особенно в случае, если водные ресурсы являются ключевым фактором развития определенной отрасли. В этом случае, правительство может стимулировать развитие эффективного использования водных ресурсов и устанавливать более низкие коэффициенты для определенных видов деятельности.

Коэффициент водного налога является важным инструментом для регулирования использования водных ресурсов и обеспечения их устойчивого развития. Правильное определение и регулярное обновление коэффициента позволяет достигнуть баланса между интересами бизнеса и всего общества, учитывая экологические и экономические аспекты.

Ставки водного налога

Ставки водного налога для основных видов водопользования установлены п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Они зависят от региона использования объекта, а для забора воды — еще и от его вида (поверхностный или подземный). В законодательстве также имеется льготная ставка для забора воды с целью водоснабжения населения (п. 3 ст. 333.12 НК РФ).

Начиная с 2015 года ставки водного налога, указанные в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, должны применяться с корректировкой повышающими коэффициентами, значения которых на период с 2015 по 2025 год приведены в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. В 2020 году повышающий коэффициент равен 2,31.

С 2026 года повышающий коэффициент станет расчетным и будет определяться фактическим изменением потребительских цен за год, предшествующим году начала применения соответствующего расчетного коэффициента. Каждый следующий коэффициент будет применен к фактически сложившейся ставке водного налога за предшествующий год. Ставка, рассчитанная с учетом коэффициента, должна быть выражена в целых рублях.

Ежегодные повышающие коэффициенты должны применяться также при расчете ставки в случаях обязательного применения иных повышающих коэффициентов:

  • 5-кратного — при сверхлимитном заборе воды;
  • 10-кратного — при заборе подземных вод для их дальнейшей продажи;
  • 10-процентного — при отсутствии средств измерения объемов забранной воды.

С 2015 года повышена льготная ставка водного налога, предусмотренная для забора воды в целях водоснабжения населения. Для нее тоже планируется планомерный рост в течение 2015–2025 годов, но он выражен не в коэффициентах, а в конкретных рублевых значениях. В 2021 году — 162 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды (п. 3 ст. 333.12 НК РФ) и применяется на территории всей РФ вне зависимости от субъекта.

Ставки налога на воду см. в материале Каковы ставки водного налога на 2021 год.

С 2026 года к этой ставке в порядке, аналогичном введенному для ставок водного налога по основным видам водопользования, также начнет применяться расчетный повышающий коэффициент, зависящий от изменения потребительских цен.

Представление отчетности по ВН: форма не изменилась

Форма декларации по ВН (KHД 1151072) и порядок ее заполнения введены Приказом ФНС РФ № 29н от 03.03.2005. Изменения и дополнения в нее не вводились, посему ее же следует подавать в 2023 г. Бланк декларации состоит из титульного листа и двух разделов, которые заполняются в зависимости от конкретных видов водопользования.

Читайте также:  Претензия застройщику об устранении недостатков по гарантии

Согласно общим правилам подачи форму KHД 1151072 можно заполнить на бумажном носителе либо в электронном виде. При заполнении вручную надлежит использовать шариковую (перьевую) ручку черного либо синего цвета. В каждой ячейке прописывается по одной букве, цифре, запятой, точке, иному значению. Сумма ВН прописывается целым числом в рублях.

Подробнее требования к оформлению, заполнению KHД 1151072 изложены в Приложении 2 к Приказу ФНС № 29н. Последние изменения, которые вносились в настоящий порядок заполнения декларации, датированы 12.02.2007. Они же применяются и в 2023 г. Внесение правок допускается по правилам, описанным в данном приложении. Исправлять погрешности при помощи корректирующего и иного идентичного средства не разрешается.

Новый налог на воду, а новый ли он?

Спекуляций на теме нового налога на воду в 2021 г. тьма тьмущая, причем «теоретики» уже объединили в одно «судопроизводство» и увеличение расходов госбюджета, и поправки в конституцию, и COVID-19. Согласно их теории, все это повлияло на то, что использование подземных вод теперь будет платным, ведь это недра.
Первое, что хочется разъяснить, так это то, что действительно, использование недр – услуга платная, но так было всегда! На использование недр во все времена получалась соответствующая лицензия, которая четко определяла условия, сроки и объемы использования природных богатств, а подземные воды – это самые натуральные недра.
Однако, в законе «О недрах» давно существует Статья 19, которая гласит:

Правообладатели земельных участков имеют полное право использовать в собственных (не коммерческих) целях общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды (в объеме не более 100 м3/сутки), которые находятся в границах их наделов.

Эта статья никуда не делась и до сих пор «жива и здорова», а значит продолжаем пользоваться личными колодцами на своих участках бесплатно (при соблюдении лимита в 100 м3/сутки и при использовании в личных (некоммерческих) целях, конечно). Также смело черпаем воду для полива своих участков из ближайших водных объектов, поскольку сие действие не является объектом налогообложения.

Мнение населения о налогах на скважины

Вменение населению сборов за использование подземных источников воды с 1 января 2021 года было анонсировано многими интернет-источниками. По сути это не совсем достоверная информация, т.к. речь идет не обо всех привычных гражданам способах извлечения воды из-под земли, а только о глубинных скважинах.

Только многие дачники возмущены тем, что именно им придется оплачивать стоимость лицензии, обязательной для садовых товариществ со следующего года. Особенно это задевает владельцев участков, имеющих собственный источник воды, хотя им в общий счет включат оплату за лицензию на скважину. Может быть позже законодательно появится какая-то поправка для дачников и из категории владельцев собственных скважин, подлежащих лицензированию.

Внимание! Пока для частных лиц нет соответствующего закона, позволяющего официально получать лицензию на бурение артезианской скважины. При этом уже планируется внедрение нового налога на такие глубинные источники водоснабжения и штрафов за отсутствие лицензий на прочие методы разработки подземных недр.

В ближайшее время гражданам стоит быть внимательными при проверках своих колодцев или скважин. Эксперты предполагают, что в первые месяцы после принятия закона вероятен всплеск коррупции. Физическим лицам стоит знать о том, что это не они обязаны доказывать объем потребляемой из колодца воды, а власти, хотя паспорт или технические документы на скважину/колодец все же желательно иметь, т.к. некоторые представители власти захотят выписать «штраф». В такой ситуации стоит помнить свои права, не позволяя запугать себя и вынудить к оплате выдуманных штрафов.

Налог на подземную воду в России с 2021 года не станет неожиданностью для населения. Люди были давно информированы о вероятном введении такого вида государственных сборов. Речь идет не о том, что все физические лица станут платить налоги государству. Такую обязанность вменят лишь гражданам, имеющим скважины определенной глубины.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *