Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать заказчику если победитель уклонился от заключения контракта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
За нарушение сроков исполнения контракта обычно устанавливается ответственность в виде пени. Они начисляются с первого дня просрочки в размере 1/300 действующей ключевой ставки ЦБ РФ, которая применяется к денежной стоимости обязательств, не выполненных в срок. То есть если заказчик уплатил в установленный срок часть суммы, то пеня применяется только к неоплаченной части.
Обязательные условия контракта
Часть условий контракта вносится в него ещё на этапе формирования проекта. Поэтому в Проекте контракта (договора) можно найти следующие условия:
- о неизменности цены, кроме случаев, когда применяется ориентировочное значение цены или формула её расчёта: например, для агентских услуг, услуг по оценке недвижимости и обязательному страхованию;
- об ответственности сторон за невыполнение своих обязанностей по контракту;
- касающиеся оплаты предмета закупки — порядок, форма и срок оплаты, положения об авансе;
- о приёмке результатов исполнения контракта — порядок и срок её проведения;
- об обеспечении исполнения контракта — его размер, способ, срок предоставления, порядок возврата.
Иногда заказчик предусматривает возможность одностороннего расторжения контракта. Этот пункт также содержится в условиях.
Уклонение от подписания контракта
Победитель электронных торгов обязан заключить контракт с заказчиком, иначе его признают уклонившимся со всеми вытекающими последствиями. Если победитель всё же отказывается от подписания контракта, заказчик в порядке, установленном статьёй 51, заключает контракт с участником закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер, и который не отозвал такую заявку в соответствии с Законом №44-ФЗ.
Сначала составляется протокол о том, что победитель уклонился от заключения контракта, с указанием на требования закона, которые он не выполнил. В протокол вносят информацию о закупке, данные участника и ссылку на норму закона 44-ФЗ, в соответствии с которой он признан уклонившимся. Затем протокол размещают в ЕИС, а информацию об участнике передают в реестр недобросовестных поставщиков.
При уклонении победителя второй и последующие участники, не отозвавшие свои заявки, обязаны заключить контракт (ч. 7 статьи 51). В противном случае заказчик признает их уклонившимися и направит сведения в РНП.
Отозвать заявку разрешено на двух этапах:
- до окончания срока подачи заявок;
- с момента, когда оператор электронной площадки опубликует итоговый протокол, и до дня, когда заказчик разместит проект контракта (ч. 9 ст. 43, ч. 1 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).
Что считается уклонением от заключения контракта?
В соответствии с нормами 44-Ф3 победитель торгов обязан подписать размещенный на электронной площадке контракт, уложившись в отведенные для этого сроки: в течение 5 дней с даты размещения его заказчиком.
Вместе с подписанным контрактом он должен опубликовать документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. Если участник не согласен с какими-то пунктами контракта, он в эти же сроки размещает на электронной площадке протокол разногласий. В случаях, когда победитель снизил цену контракта на 25 % и более, сумму обеспечения необходимо увеличить в 1,5 раза или оставить прежнюю, но прикрепить пакет документов, подтверждающих добросовестность исполнителя (ст. 37 44-ФЗ). Если НМЦК контракта больше 15 млн. рублей, увеличивать обеспечение в 1,5 раза нужно обязательно.
Исходя из ч. 13 ст. 83.2 44-ФЗ и ч. 5 ст. 96 44-ФЗ, считается, что исполнитель уклонился от подписания контракта, если он:
- не подписал контракт в отведенные законом сроки;
- не разместил в ЕИС протокол разногласий;
- не выполнил антидемпинговые требования, предусмотренные ст. 37 44-ФЗ;
- не предоставил обеспечение исполнения контракта.
Адвокат по признанию победителя уклонившимся в Екатеринбурге
Адвокат Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» поможет Вам в составлении претензии организатору торгов в случае неправомерного признании победителя уклонившемся от заключения контракта.
В случае неправомерных действий организаторов торгов, электронных площадок – возможна помощь в подготовке жалобы в антимонопольный орган на действия или бездействия организатора торгов.
Жалоба в суд об оспаривании решения антимонопольного органа в случае вынесения административного предписания по устранения допущенных нарушений организатором торгов о признании победителя, уклонившемся от подписания договора.
В случае нарушения законодательства о закупках организатором торгов, поможет подготовить исковое заявление о признании недействительным и отмене результатов проведения закупки.
Что делать, если торги не состоялись
В ст. 52 разъясняется, что делать, если аукцион не состоялся и не подана ни одна заявка по 44-ФЗ, — такой же порядок действий для электронного конкурса (ч. 2 ст. 52 44-ФЗ).
Приведем пошаговую инструкцию.
Шаг 1. В течение 1 часа после окончания подачи заявок оператор направляет заказчику заявку (все их части), информацию и документы от поставщиков (п. 2, 3, 9 ч. 6 ст. 43 44-ФЗ).
Шаг 2. В п. 2 ч. 2 ст. 52 определено, через сколько рабочих дней контролер рассмотрит проект контракта после несостоявшейся закупки
— в течение 2 рабочих дней со следующего дня после окончания подачи запросов, но не позднее даты подведения итогов по извещению. В течение этих двух дней:
- Члены комиссии рассматривают информацию и документы от оператора и принимают решение о соответствии или отклонении предложения поставщика. Основания для электронного конкурса — ч. 5, 12 ст. 48 Федеральной контрактной системы. Основания для электронного аукциона — п. 1–8 ч. 12 ст. 48 ФКС.
- Заказчик формирует итоговой протокол на электронной площадке.
- Каждый участник комиссии подписывает итоговый протокол своей усиленной электронной подписью. После подписания всеми членами комиссии протокол подписывает заказчик своей усиленной электронной подписью.
- После подписания протокола заказчик направляет его оператору электронной площадки.
- Оператор в течение 1 часа после получения протокола размещает его в ЕИС и публикует информацию в соответствии с пп. «а», «е» п. 1 ч. 1 ст. 43 ФКС (ч. 16 ст. 48 ФКС).
1. Согласно части 9 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) данной статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям. Кроме того, заказчик или комиссия по осуществлению закупок отказывается от заключения контракта в любой момент до его заключения при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 10 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
В случае отказа от заключения контракта по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, составляет и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю (часть 11 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).
При этом ни положениями Закона N 44-ФЗ, регламентирующими порядок проведения электронного аукциона, ни иными положениями Закона N 44-ФЗ не предусмотрено, что при отказе заказчика от заключения контракта с победителем аукциона на основании части 9 статьи 31 Закона N 44-ФЗ контракт может быть заключен с иными участниками аукциона.
Минэкономразвития России также отмечает неправомерность заключения контракта со вторым участником, если победителю отказано в заключении контракта в соответствии с частями 9, 10 ст.31 Закона N 44-ФЗ. Только если контракт не заключен с победителем из-за его отстранения от участия в аукционе согласно части 6.1 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, то, по мнению ведомства, заказчик обязан направить контракт иному участнику (Письмо Минэкономразвития России от 11.09.2015 N Д28и-2615).
Ранее ведомство отмечало, что Законом N 44-ФЗ в принципе не предусмотрено право заказчика заключить контракт со вторым участником электронного аукциона в случае отстранения победителя такого аукциона по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 статьи 31 Закона N 44-ФЗ (письмо Минэкономразвития России от 12.08.2015 N Д28и-2416).
А в еще более ранних разъяснениях (письмо Минэкономразвития России от 22.01.2015 N Д28и-105) ведомство, напротив, отмечало (не ссылаясь на какое-либо положение Закона N 44-ФЗ), что в случае если заказчик выявил несоответствие участника, в том числе победителя закупки, требованиям, указанным в части 1, частях 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона N 44-ФЗ, или участник предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям, заказчик вправе заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такую же, как и победитель такой закупки, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такой закупки.
Таким образом, учитывая, что разъяснения Минэкономразвития России не отличаются единообразием, а сам Закон N 44-ФЗ не предусматривает возможность заключить контракт с участником, предложение которого о цене является вторым после победителя, если победителю отказано в заключении контракта (так, контракт с иным участником электронного аукциона может быть заключен, только если победитель уклонился от его заключения — часть 14 статьи 70 Закона N 44-ФЗ), заказчику с формальной точки зрения целесообразно провести новую закупку в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
В противном случае заказчик несет риск квалификации своих действий как неправомерного выбора способа определения поставщика (части 1, 2 статьи 7.29 КоАП РФ).
2.Согласно части 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Такое основание для признания победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта, как отказ заказчика от заключения контракта в связи с выявившимся несоответствием участника закупки установленным требованиям, в этом перечне отсутствует.
Поэтому в рассматриваемой ситуации заказчик не обязан направлять сведения о победителе аукциона для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
При принятии решения об участии в закупке, следует сначала досконально изучить всю документацию, что называется «от корки до корки», не пропуская малейшие детали. То, что поначалу может показаться несущественным, потом может привести к непредвиденным проблемам и неучтённым дополнительным расходам.
Нужно также проверить: соответствует ли проект контракта условиям, предусмотренным для заключения контракта по 44-ФЗ. При обнаружении несоответствий закону, повлиять на ситуацию можно только до окончания срока подачи заявок. Согласовать иные условия при заключении государственного контракта, отличные от его проекта, после победы в закупке по закону о контрактной системе уже нельзя. В зависимости от способа размещения закупки, нужно либо направить заказчику запрос на разъяснение с указанием на несоответствие проекта контракта закону, либо направить жалобу на положения документации о закупке в территориальное УФАС. Также следует запросить разъяснение положений контракта, изложенных двусмысленно, либо противоречащих друг другу, а также несоответствующих техническому заданию. Возможно проект контракта не содержит существенные условия, обязательные для конкретного вида договора. Всё это нужно установить до окончания срока подачи заявок на закупку.
Далее проверяем пункты контракта об ответственности Исполнителя и Заказчика. Соответствуют ли они требованиям закона и Постановления Правительства от 25.11.2013 г. N 1063. Суммы штрафов за ненадлежащее исполнение условий контракта, а также пени за нарушение сроков не могут превышать размеры, установленные Постановлением Правительства N 1063. Это касается ответственности обеих сторон.
Обычно для исполнителя самыми важными пунктами являются сроки поставки (выполнения работ) и приемки работ (также возможна ли поэтапная приемка), а также условия об оплате (аванс, поэтапная оплата, либо оплата после приемки в полном объёме).
Сроки поставки (выполнения работ, оказания услуг), промежуточные этапы, должны быть точно указаны в договоре. Сроки должны быть реальные и нужно точно рассчитать возможность исполнить контракт не нарушая их.
Условия оплаты являются очень важными при заключении контракта по 44-ФЗ. Если предусмотрен аванс, то должен быть указан его точный размер и срок перечисления. Бывают, например, такие формулировки в контракте: «предусмотрен аванс в размере до 30% от цены контракта». При этом не указан срок его перечисления. При таких условиях рассчитывать на получение аванса и получить его в случае спора будет сложно. Все промежуточные платежи (при их наличии), их условия и сроки, а также сроки окончательного расчета должны быть конкретно указаны в контракте.
В интересах поставщика изучить условия контракта о порядке приемки товара (работ, услуг), сроки подписания закрывающих документов (актов выполненных работ, услуг, товарных накладных), иных документов, передаваемых заказчику после исполнения обязательств. При спорных ситуациях и необоснованном отказе от приемки работ, эти сроки будут важны при определении размера просрочки заказчиком своих обязательств.
Окончательный расчет должен быть либо согласован с датой выполнения всех обязательств поставщиком, либо указан конкретной датой, а не привязан к иным обстоятельствам (особенно к наличию средств на оплату у заказчика). Если заключение контракта по 44-ФЗ предусмотрено с субъектом малого предпринимательства, срок оплаты не должен превышать 30 дней. Цена договора должна соответствовать цене, предложенной победителем закупки и указанной в протоколе.
Малые закупки. Ответственность за отказ от заключения/неисполнение контрактов поставщиков и заказчиков
Среди руководителей организаций, занимающихся закупками для государственных и муниципальных нужд, бытует мнение, что контракты по процедурам, не размещенным В ЕАИС, можно не исполнять, если, например, подскочат цены, либо в силу иных форс-мажорных обстоятельств исполнять их окажется не выгодно. Так ли это на самом деле?
Рассмотрим, что ждёт победителя процедуры, не размещенной в ЕАИС, на примере двух информационных систем: единого агрегатора торговли Березка и электронного магазина московской области.
В самом деле включение в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) победителю, уклонившемуся от заключения контракта по результатам процедуры, отнесенной законом к мылам закупкам, или не исполнившему его, не грозит. Но его ждут те или иные санкции. И довольно чувствительные.
Обжалование отказа от заключения контракта по 44-ФЗ со стороны госзаказчика
Поставщик может обжаловать отказ заказчика от сделки, о чем говорится в ч. 12 ст. 31 закона 44-ФЗ. Порядок для таких действий победителя тендера установлен в 6 главе этого закона.
Подать жалобу в суд на незаконные действия, имеющие отношение к отказу от заключения контракта по 44-ФЗ, можно до завершения срока такого контракта.
При составлении жалобы исполнитель должен учитывать ряд требований интересующего нас ФЗ:
- Жалоба обязательно подается в письменном виде, но может иметь произвольную форму. При этом в ней необходимо зафиксировать все сведения, которые требует закон 44-ФЗ.
- В направляемом в суд документе обязательно прописывается информация о компаниях участника и заказчика, а именно фирменное наименование, место нахождения, контактные данные. Необходимо подробно, с указанием всех деталей, изложить суть действий стороны-нарушителя. Также важно зафиксировать все реквизиты закупки, во время осуществления которой возникли проблемы.
- Жалобу передают проверяющей инстанции вместе с бумагами, способными подтвердить ее обоснованность. Все подобные документы не только прикладывают к претензии, но и перечисляют в тексте.
Инструкция для поставщика
В зависимости от причин действия поставщика могут несколько различаться, однако общий их алгоритм схож. Необходимо уведомить заказчика о намерении отказа от контракта в установленные сроки:
- в случае возникновение обстоятельств непреодолимой силы заказчик уведомляется письмом, составленным в произвольной форме в течение 1 рабочего дня. Текст письма должен содержать ссылку на закупочную процедуру и приложенные документальные подтверждения упоминаемых обстоятельств;
- если поставщик отказывается от подписания контракта на основании обнаружения неприемлемых условий, составляется протокол разногласий, который направляется заказчику до истечения предельных сроков инициации сотрудничества. При этом заказчик может изменить условия контракта или отказаться от сотрудничества со своей стороны;
- иногда заказчик и поставщик договариваются об отказе заранее, но предпочитают заключить контракт по закону, чтобы сразу же его расторгнуть на обоюдных условиях. В этом случае необходимо связаться с заказчиком для обсуждения ситуации.
В любом случае правильными действиями поставщика будет активная связь с организатором процедуры. Если отказ выражен в форме бездействия, это наверняка приведет к негативным последствиям.
Если заказчик по окончании процедуры торгов принимает решение о невозможности заключения договора с победителем конкурса, то он вправе отказаться от заключения договора при наличии обоснованных причин. Основание для отказа указывается в протоколе отказа от заключения контракта.
Победитель вправе подать жалобу в ФАС, если считает, что приведенные основания недостаточны и не соответствуют требованиям закона.
Оценка действий заказчика и анализ причины отказа производится на основании протокола. Если причины будут признаны вескими, указывающими на несоответствие участника требованиям 44-ФЗ, например предоставление недостоверной информации, то возможно признание сделки несостоявшейся. В таком случае возможен отказ от сделки в одностороннем порядке.
В основном отказы от заключения контракта происходят по причине недостаточной оценки участником требований заказчика или возникновения ситуаций, не зависящих от сторон договора, когда выполнение условий договора становится невозможным. Причины могут быть следующими:
-
При получении проекта договора участник выявляет требования, которые он не в состоянии выполнить. Что свидетельствует о невнимательном изучении тендерной документации на этапе принятия решения об участии в торгах.
-
Наличие ошибок при расчете НМЦК и рентабельности проекта. Что дает недостоверную картину при финансовой оценке контракта, по факту являющуюся убыточной.
-
Технические ошибки в процессе проведения процедуры торгов.
-
При непрогнозируемом росте цен в результате изменения рыночной ситуации.
-
В случае включения дополнительных важных требований в приложения к проекту контракта или указывает дополнительные требования, не присутствовавшие в тендерной документации.
-
При возникновении форс-мажорных ситуаций (банкротство, пожар и т.п.) у исполнителя.
Когда используют отказ
С 2019 года большинство конкурсов проводятся в форме электронных торгов, что облегчает участие в тендерах, повышает конкуренцию и позволяет заказчикам привлечь лучших поставщиков. Заявки в электронных аукционах поставщики отзывают на электронной площадке в разделе «Мои заявки на участие». Но если заявка на конкурс подается в конверте, то и уведомление об отказе от участия пишется на бумаге.
Заказчики нечасто используют открытые конкурсы, они проводятся в исключительных случаях, перечисленных в п. 44 ст. 112 44-ФЗ:
- если госзаказчик ведет деятельность на территории других государств (ст. 75, 111.1);
- для запроса котировок на нужды неотложной медицинской помощи (ст. 76);
- для гуманитарной помощи (ст. 80);
- закупки для устранения последствий чрезвычайных ситуаций (ст. 82);
- для проведения закрытых торгов (ст. 84);
- для закупки только у одного поставщика (ст. 93);
- для проведения закупок по решению Правительства РФ (ст. 111).
Ошибка 1. Рассчитывать подправить условия по ходу дела — уже после подписания контракта
Поставщик заблуждается, если рассчитывает согласовать с заказчиком изменение существенных условий контракта на этапе подписания документа. Например договориться о замене материалов, скорректировать сроки и объемы работ — все это сделать не получится. Победитель электронной процедуры вправе указать в протоколе разногласий исключительно положения контракта, не соответствующие изначальной документации и (или) извещению о закупке и своей заявке (ч. 4 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ). Поэтому для внесения любых уточнений в техническое задание необходимо пользоваться механизмом запросов на разъяснения документации во время подачи заявок. Это позволит избежать победителю признания его уклонившимся и станет весомым аргументом в пользу поставщика в случае перенесения спора в антимонопольную службу.
Пример
Поставщика включили в РНП, так и не заключив контракт. При размещении извещения на оказание услуг по техническому обслуживанию систем контроля и управления доступом заказчик некорректно подал информацию. Можно было двояко понять, как именно давать ценовое предложение — стоимость работ в расчете на месяц или на весь срок контракта. В результате победителем было подано ценовое предложение в размере ежемесячного технического обслуживания. Исполнитель не заметил, что в пункте проекта контракта суммарная стоимость работ определяется с отсылкой к приложению, в котором условной единицей цены контракта обозначена стоимость ежемесячного технического обслуживания. Только потом выяснилось, что цена контракта должна составлять суммарную стоимость технического обслуживания за весь период действия контракта, то есть за 10 месяцев (решение Ульяновского УФАС от 20.03.2020 по делу № РНП-73-36).
Смотрите, как развивались события в еще трех похожих обстоятельствах. Аналогично в деле Ярославского УФАС от 28.02.2020 № 5–03/31П-20(76–29) победитель при расчете рентабельности выполнения заказа на изготовление гимнастических скамеек ошибочно определил стоимость материала, из которого нужно было выполнить требуемый к поставке товар, а именно: перепутал натуральный цельноламельный массив сосны, заявленный заказчиком, с материалом «дерево сосна 6 метров». Впервые принимая участие в государственной закупке, предприниматель сразу попал в РНП.
В деле Татарстанского УФАС от 29.10.2019 № 04–04/16197 победитель посчитал ремонт дорог «экономически невыгодным» для себя, так как заказчик дополнил смету работами без изменения начальной цены. При этом участник не воспользовался правом на запрос и не отозвал заявку. Подобный подход был наказан не только включением в РНП, но и возбуждением административного производства о наложении штрафа в размере 50 тыс. руб. по части 3 статьи 7.32 КоАП.
Вы просрочили подписание Контракта. Алгоритм действий. Часть 1
В ситуации, когда допущена просрочка подписания Государственного или Муниципального контракта, может оказаться даже самый добросовестный участник Контрактной системы-поставщик товаров, работ, услуг. Главное: сохранять спокойствие и понимать, то сама по себе эта ситуация не влечет внесения Вас в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Предлагаю Вам верный, не раз опробованный на практике, выстроенный с учетом требований законодательства, алгоритм действий. Данная запись в первую очередь ориентирована на контракты, заключаемые по итогам электронных аукционов.
Никто не поспорит, что в нынешний кризисный период самым платежеспособным и наделжным партнером являеся Российская Федерация. Поэтому именно в последние годы предприниматели во всех сферах и отраслях стали активными участниками конрактной системы.
Не вдваясь в аргументацию, обращаю Ваше внимание, что если Вы являетесь активным участником так нзываемых «тендеров», юрист со специализацией в сфере торгов и закупок Вам просто необходим. А, поскольку Вы читаете эту запись, скорее всего, Вы уже просрочили подписание контракта, и Вам нужно заняться поисками специалиста-юриста сразу, как Вы дочитаете ее до конца.
Закончим с «лирикой» и перейдем к делу.
Если неподписание Контракта в регламентированный срок не было вызвано намеренными и осознанными действиями, направленными на неподписание контракта (именно эта ситуация является самой распространенной), о пропуске срока подписания Контракта вы скорее всего узнаете из звонка Заказчика.
Немного нормативного обоснования. В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона «О контрактной системе» в реестр недоброссовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контракта. Согласно ч. 13 ст. 70 Закона «О конрктной системе» победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные указанной статьей, он не направил Заказчику подписанный проект контракта или направил протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 ст. 70 Закона «О конрактной системе», по истечении 13 дней с даты размещения протокола подведения итогов электронного аукциона.
- БКС-Тендер / Статьи / Заключение контракта с участником, занявшим второе место. Основания и новые возможности
- Закон №44-ФЗ О контрактной системе предоставляет несколько возможностей заключения контракта с участником закупки, занявшим второе место.
- До недавнего времени эти возможности были связаны только с заключением контракта со вторым участником именно на этапе его заключения. Перечислим их:
- 1) уже после публикации итогового протокола по закупке о признании победителем участника с лучшим предложением закупочная комиссия заказчика обнаруживает, что участник предоставил в своей заявке недостоверную информацию либо ранее была рассмотрена не полная информация о таком участнике, и он не соответствует требованиям закупочной документации.
В таком случае заказчик публикует протокол отказа от заключения контракта и имеет право направить предложение о заключении контракта участнику закупки, занявшему второе место. Этот участник признается победителем такой процедуры, и в проект контракта заказчиком включаются условия исполнения данного контракта, предложенные этим участником.
Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта.
Участник закупки, занявший второе место и признанный победителем электронной процедуры, вправе подписать проект контракта, разместить протокол разногласий, либо отказаться от заключения контракта.
Как заключить контракт со «вторым» участником электронной процедуры после расторжения контракта?
Согласно ч. 17.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (т. е.
и по решению суда, и по соглашению сторон, и при одностороннем отказе как заказчика, так и контрагента от исполнения контракта), заказчик вправе заключить контракт с участником закупки (далее – участник), с которым заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя определения поставщика, подрядчика, исполнителя (далее – контрагент), если такой участник согласен.
В данной ситуации таким участником, как следует из ч. 7 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, является участник, который не отозвал свою заявку после подведения итогов определения контрагента и заявке которого в итоговом протоколе присвоен следующий порядковый номер после участника, с которым изначально был заключен контракт.
В абзаце первом ч. 17.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ указано, что контракт в такой ситуации заключается в той же форме и в том же порядке, что и расторгнутый контракт.
Если расторгнутый контракт был заключен по итогам электронных процедур, закрытых электронных процедур, то новый контракт в силу п. 1 ч. 17.2 ст.
95 Закона N 44-ФЗ заключается с особенностями, предусмотренными подп. “а” и “б” п. 1 ч. 17.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Отметим, что к электронным процедурам согласно ч. 3 ст. 24 Закона N 44-ФЗ относится и закупка у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Как следует из ст. 51, ч. 13 ст. 75, ч. 8 ст. 76, п. 7 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, и по итогам электронных процедур, и по итогам закрытых электронных процедур контракт заключается в порядке, предусмотренном ст. 51 Закона N 44-ФЗ.
Однако при закрытых электронных процедурах в случаях, предусмотренных ст.
51 Закона N 44-ФЗ для формирования, размещения информации и документов на электронной площадке, в том числе с использованием ЕИС, такие информация и документы формируются и размещаются на специализированной электронной площадке, в том числе с использованием ЕИС, если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ. При этом такие информация и документы не размещаются на официальном сайте ЕИС (ч. 13 ст. 75 Закона N 44-ФЗ).
Кроме того, согласно ч. 6 ст. 50, п. 7 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ по итогам электронного запроса котировок и закупки у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, контракт заключается с особенностями, предусмотренными пп. 1 – 4 ч. 6 ст. 50 Закона N 44-ФЗ.
Процедура заключения контракта по итогам электронного конкурса, электронного аукциона, электронного запроса котировок, закупки у единственного поставщика товара на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, рассмотрена в отдельных материалах.
Процедура заключения нового контракта после расторжения контракта, заключенного по итогам электронных процедур, в том числе закрытых, с учетом указанных выше норм выглядит следующим образом:
– заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке, специализированной электронной площадке без своей подписи проект контракта (п. 1 ч. 2 ст. 51, подп. “а” п. 1 ч. 17.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). В такой проект контракта заказчик включает в том числе данные из извещения или документации (подп.
“а” п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ), из заявки участника, с которым заключается контракт (подп. “д” п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ), а также данные о количестве товара (объеме работ, услуг) и цене контракта с учетом ч. 18 ст.
95 Закона N 44-ФЗ (цена контракта и количество товара, объем работы, услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту). При этом заказчик вправе (за исключением случая, предусмотренного ч. 24 ст.
22 Закона N 44-ФЗ, а также случаев заключения нового контракта после расторжения контракта, заключенного по итогам электронного запроса котировок и закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст.
93 Закона N 44-ФЗ) увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта и начальной (максимальной) ценой контракта (п. 2 ч. 2 ст. 51, подп. “а” п. 1 ч. 17.2 ст. 95, п. 4 ч. 6 ст. 50, п. 7 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
– участник размещает на электронной площадке, специализированной электронной площадке один из следующих документов:
1) подписанный усиленной электронной подписью проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта (п. 1 ч. 3 ст. 51, ч. 17.1, подп. “а” п. 1 ч. 17.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
2) протокол разногласий (размещается также в ЕИС) (п. 2 ч. 3 ст. 51, подп. “а” п. 1 ч. 17.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Однако если новый контракт заключается после расторжения контракта, заключенного по итогам электронного запроса котировок или закупки у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст.
93 Закона N 44-ФЗ, участник не вправе размещать протокол разногласий (п. 4 ч. 6 ст. 50, п. 7 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
3) отказ от заключения контракта (п. 3 ч. 3 ст. 51, подп. “б” п. 1 ч. 17.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Такой отказ размещается участником не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком проекта контракта (абзац первый ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ);
– после размещения протокола разногласий заказчик повторно размещает в ЕИС и на электронной площадке, специализированной электронной площадке без своей подписи проект контракта с учетом, частичным учетом или без учета информации, содержащейся в протоколе разногласий. Такой проект контракта участник подписать обязан (пп. 2 и 3 ч. 4, ч. 5 ст. 51, подп. “а” п. 1 ч. 17.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
– после подписания проекта контракта участником заказчик подписывает контракт и размещает его на электронной площадке, специализированной электронной площадке и в ЕИС. С этого момента контракт считается заключенным (п. 1 ч. 4, ч. 5 ст. 51, подп. “а” п. 1 ч. 17.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
– если участник разместил на электронной площадке, специализированной электронной площадке отказ от заключения контракта в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ либо если участником в срок, установленный ч. 3 ст.
51 Закона N 44-ФЗ, не выполнены требования п. 3 ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе заключить в порядке, установленном пп. 1 и 2 ч. 2, чч. 3 – 5 ст.
51 Закона N 44-ФЗ, контракт с участником, заявке которого присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку (подп. “б” п. 1 ч. 17.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Отдельно отметим, что из подп. “б” п. 1 ч. 17.2 ст. 95, ч. 6 ст.
51 Закона N 44-ФЗ следует, что участник, который не согласен заключать контракт, вправе не только разместить на электронной площадке, специализированной площадке отказ от заключения контракта, но и проигнорировать размещение заказчиком в ЕИС и на электронной площадке, специализированной электронной площадке проекта контракта со своими данными (см. подп. “д” п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ). Никаких негативных последствий для участника в этом случае не последует.
Кроме того, из подп. “б” п. 1 ч. 17.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ следует, что заказчик вправе начать заново процедуру заключения контракта после того, как участник отказался от заключения контракта либо проигнорировал предложение заказчика заключить контракт.
При этом никак не ограничено количество раз, когда процедура заключения контракта возобновляется с новым участником.
Следовательно, предложение заказчика заключить контракт после расторжения контракта с победителем определения контрагента в итоге может получить любой участник, не отозвавший заявку после подведения итогов определения контрагента.
Возможно ли увеличить срок исполнения контракта на стадии его заключения со вторым участником аукциона в рамках Закона № 44-ФЗ
Проблема: С первым участником аукциона, проводимого в рамках Закона № 44-ФЗ, расторгнут контракт в одностороннем порядке, он включен в РНП. Собираемся заключить договор со вторым участником. Но в проекте договора (в документации) был указан срок действия контракта – конкретная дата и срок при этом составляет менее месяца, участник просто не успеет выполнить работы в это время.
Вопрос: Можно ли менять условия договора, а именно увеличить срок исполнения контракта?
Решение: К сожалению, изменить условия контракта в части сроков его исполнения на стадии заключения контракта невозможно, даже если контракт заключается со вторым участником, после включения в РНП победителя аукциона.
Обоснование:Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 Закона № 44-ФЗ и ст. 95 Закона № 44-ФЗ
Частью 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ предусмотрены условия, при которых возможно изменение существенных условий контракта при его исполнении, но не при заключении.
Часть 18 ст.
34 Закона № 44-ФЗ предусматривает возможность при заключении контракта увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. Но положения ст. 34 и ст. 95 Закона № 44-ФЗ не предусматривают возможность и/или условия изменения сроков исполнения контракта при его заключении.
Также контролирующие органы неоднократно давали разъяснения, что изменение сроков исполнения контракта в связи с уклонением победителя электронного аукциона Законом № 44-ФЗ не предусмотрено (см., например, письмо Минэкономразвития России от 19.10.2015 № ОГ-Д28-13642).
Положения Закона № 44-ФЗ предусматривают возможность изменения срока исполнения контракта, в следующих случаях, если контракт заключен не с единственным поставщиком:
— в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);
— по контрактам, заключенным на срок не менее одного года, при наступлении определенных условий (пп. 2 – 4 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);
— контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения (п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);
— контакт, заключен по результатам закупки, в отношении которой Правительством РФ в соответствии с ч. 1 ст. 111 Закона № 44-ФЗ установлены особенности ее осуществления и (или) дополнительные условия исполнения контракта, с учетом таких особенностей и (или) таких условий (ст. 111 Закона № 44-ФЗ).
Положения Закона № 44-ФЗ предусматривали возможность изменения сроков исполнения контракта в 2020 году, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения (ч. 65 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Однако данные положения не распространяют свое действие на 2021 и последующие годы.
Таким образом, изменить условия контракта в части сроков его исполнения на стадии заключения контракта невозможно, на стадии исполнения контракта изменение срока его исполнения возможно, но только при наличии одного из условий, предусмотренных пунктом 6 или 9 п. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ или ст.
111 Закона № 44-ФЗ. При отсутствии подобных условий изменение срока исполнения контракта невозможно.
Сам по себе факт уклонения победителя электронного аукциона от заключения контракта не является основанием для изменения сроков исполнения контракта, заключаемого со вторым участником электронного аукциона.