Стажировка водителей автомобиля по охране труда при приёме на работу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стажировка водителей автомобиля по охране труда при приёме на работу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Проверьте у соискателя, который претендует на профессию водителя:
— водительское удостоверение соответствующей категории (ст. 25 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ);
— уровень знаний и умений;
— стаж работы.
Для отдельных категорий водителей есть дополнительные требования. Например, у водителей автобусов для организованной перевозки группы детей, не должно быть наказания в виде лишения прав либо административного ареста за правонарушения в области дорожного движения. А для водителя автомобиля, который перевозит опасные грузы, – свидетельства о подготовке на соответствующих курсах. Иностранных граждан можно принимать на работу только если у них имеется водительское удостоверения российского образца (ст. 3 Закона от 07.05.2013 № 92-ФЗ, ст. 2 Закона от 02.11.2013 № 285-ФЗ). Исключение – граждане государств, где русский язык закреплен как официальный. Они могут работать водителями на территории России, используя национальные водительские удостоверения. К таким государствам относятся:
— Республика Беларусь;
— Республика Казахстан;
— Республика Таджикистан;
— Кыргызская Республика.
На это указывает пункт 13 статьи 25 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ.
Организации, нанявшей водителя без российских прав грозит административная ответственность. Иностранные граждане могут обменять свои иностранные водительские права на российские, порядок такой процедуры утвержден постановлением Правительства от 24.10.2014 № 1097. Чтобы обменять свое иностранное удостоверение на российское водитель должен предъявить:
— заявление;
— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
— медицинское заключение;
— иностранное водительское удостоверение.
При заключении трудового договора проинформируйте работника о СИЗ, которые ему полагаются, в том числе смывающих средствах, и выдайте ему эти средства.
Водителю необходимо выдавать один сигнальный жилет 2-го класса защиты в год. Это указано в пункте 2 типовых норм бесплатной выдачи СИЗ, утвержденных приказом Минздравсоцразвития от 20.04.2006 № 297.
У водителей есть обязанность надеть сигнальный жилет в случае вынужденной остановки или ДТП вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине (п. 2.3.4 ПДД).

Испытание водителей при приеме на работу

При приеме на работу все водители должны пройти испытание продолжительностью от 3-х месяцев (ст. 70 ТК, п. 7 Порядка, утв. Приказом Минтранса от 29.07.2020 № 264). Как проводить испытание организация решает самостоятельно. При этом есть общие требования по испытанию для всех организаций. Испытание водителя нужно проводить как без выезда, так и с выездом на дороги общего пользования. Для водителей маршрутных ТС организуйте испытание с выездом на дороги общего пользования с движением по маршруту без пассажиров и с пассажирами. Для испытания, если возможно, предоставьте новым водителям ТС того типа и модели, на которых он будет работать. Также желательно проводить испытание по будущим маршрутам водителя. Испытание проводят под руководством водителя-наставника. Наставника назначьте из других сотрудников-водителей, которые не попадали в ДТП по своей вине. Кроме того, у наставника должен обладать стажем работы:
— при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле – не менее трех лет;
— при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе – не менее пяти лет.
По итогам испытания оформите лист испытания (стажировки). Форма документа произвольная, при этом в нем обязательно отразите:
— номер стажировочного листа;
— Ф. И. О. водителя-стажера;
— сведения о транспортном средстве, на котором проходило испытание: тип, марка, модель ТС;
— Ф. И. О. водителя-наставника;
— дату, время прохождения и срок испытания;
— заключение о допуске стажера к самостоятельной работе от специалиста, ответственного за БДД.

Что такое стажировка?

Под стажировкой понимается период, когда работник либо приобретает необходимый опыт, повышая свою квалификацию, либо проходит испытательный срок перед приемом на работу. В первом случае стажировка обычно касается студентов, курсантов и других учащихся профессиональных учебных заведений, которые на практике закрепляют знания и навыки, которые получили во время обучения. Во втором же она проводится, если работник:

  • впервые приступает к работе, в том числе и после окончания учебного заведения (в этом случае первые смены — от 2 до 14, в зависимости от сложности работы и уровня квалификации, — работник обязан отработать под наблюдением лиц из числа уже имеющих нужный опыт работы и назначенных приказом руководства);
  • повышает квалификацию и проходит дополнительное обучение (в этом случае стажировка является частью учебного процесса);
  • поступил на работу с условиями труда, квалифицированными как вредные либо опасные;
  • не работал по специальности более года (при таком перерыве реальные навыки могут быть утрачены, и стажировка используется для их восстановления).
Читайте также:  Пенсия работникам МВД в 2024 году

Применительно к водителям действуют оба случая. Во-первых, вновь принятый на работу водитель может первые смены отработать под руководством опытного сотрудника (а в некоторых случаях просто обязан это сделать). Во-вторых, водитель может проходить курсы повышения квалификации, чтобы, к примеру, «открыть» новую категорию в водительских правах (например, с категории B перейти на C или D). В-третьих, при длительных перерывах, переводах на другую модель машины или новый маршрут работодатель допускает водителя к самостоятельным перевозкам только после стажировки продолжительностью не менее 2 рабочих смен под руководством водителя-наставника.

На какие медосмотры направить водителя

При поступлении на работу направьте водителей на психиатрическое освидетельствование и предварительный медосмотр, чтобы определить, может ли он выполнять свои обязанности по состоянию здоровья (ст. 213 ТК).

Далее водителей направляйте на периодические медосмотры не реже чем раз в два года и на психиатрические освидетельствования каждые пять лет (ч. 7 ст. 213 ТК РФ). Направлять на медосмотры нужно все категории водителей, в том числе водителей грузовиков, погрузчиков (автопогрузчиков, электропогрузчиков), тракторов и т. п. Это указано в пункте 27 приложения № 2 к приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н.

Кроме того, водителей нужно направлять на предрейсовые медосмотры, а водителей, которые перевозят пассажиров или опасные грузы, нужно направлять еще и на послерейсовые медосмотры.

Внимание:

личного водителя директора также нужно направлять на послерейсовый медосмотр, так как он перевозит пассажира – директора.

Нормативные акты о стажировке для водителей

Для того чтобы правильно и законно провести стажировку, необходимо руководствоваться рядом нормативных актов. Первым из них является Трудовой кодекс. К стажировке имеют отношение те его нормы, которые касаются испытательного срока при заключении трудового контракта. Дело в том, что проведение стажировки оформляется именно как испытание. При этом она должна быть указана и в тексте трудового договора — в противном случае работнику, неудовлетворительно прошедшему стажировку, нельзя будет отказать в приеме.

Вторая норма имеет несколько необычный статус. Это руководящий документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, принятый министерством автотранспорта РСФСР еще в 1986 году. Формально он не имеет обязательной силы, поскольку не был официально опубликован, однако в этом документе подробно описаны правила, по которым проводится водительская стажировка, поэтому на многих предприятиях предпочитают им пользоваться. Правда, для того чтобы РД мог применяться, либо его нормы должны быть закреплены внутренними актами организации, либо в этих актах должна быть ссылка на РД.

Следующий акт — постановление Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.03 № 1/29. Оно уже является обязательным для применения, хотя его положения, касающиеся стажировки, весьма расплывчаты. Говорится лишь о том, что работодатель обязан проводить обучение вновь принятых сотрудников, занятых на опасной работе, к числу которых относятся и некоторые водители.

Наконец, к стажировке имеет отношение ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ. Этот закон требует от работодателя организовывать работу водителей так, чтобы не были нарушены нормы, касающиеся безопасности дорожного движения. Одним из способов обеспечения как раз и является стажировка при приеме на работу.

Стажировка водителей при приеме на работу представлена специальной деятельностью, благодаря которой водитель сможет приобрести нужный опыт и повысить свою квалификацию. Она заключается в работе по специальности в течение испытательного периода, длительность которого устанавливается непосредственным работодателем.

Обычно испытание применяется для молодых специалистов, которые только закончили обучение или получили водительские права, поэтому у них отсутствуют необходимые навыки и опыт. Дополнительно стажировка водителей транспортных средств позволяет выявить, насколько хорошо соискатель умеет управлять автомобилем, как быстро реагирует на разные дорожные ситуации, а также может ли работать в компании на определенных условиях.

Читайте также:  Как проиндексируют пенсии военным пенсионерам в 2024 году

Наиболее часто водители в процессе испытания получают не слишком высокую зарплату. После получения определенного опыта во время стажировки обеспечивается в будущем увеличение заработка.

Комиссия создаётся на основании приказа руководителя организации, членами которой проводится проверка усвоенных знаний. В число её членов входят: должностное лицо, ответственное за грузоперевозки (если таковое имеется), начальник автобазы (колонны), инженер (инспектор) по охране труда или начальник отдела по безопасному вождению. Комиссионная группа заканчивает проверку, опираясь на результаты контрольной поездки по произвольно выбранному маршруту и последующему собеседованию.

Все результаты заносятся в карточку, и делается полное заключение, разрешающее допуск к самостоятельной работе на транспорте конкретной марки и по указанному маршруту. На основании данных карточки по предприятию издаётся приказ, позволяющий вождение, с которым стажер ознакомляется под роспись. В случае если комиссия не согласна с заключением водителя-наставника и результаты проверки показали недостаточный уровень знаний и безопасного вождения, она имеет право продлить сроки стажировки с последующей пересдачей.

Важно! Карточка с результатами оформления стажировки хранится в отделе кадров. Водитель имеет право ознакомиться с её данными в любое время и получить соответствующее уведомление или копию документа.

Стажировка водителей должна осуществляться на автомобилях той марки, на которой они затем будут работать. Перед началом проводится инструктаж. Водитель-стажер в течение всего срока занимается грузоперевозками (перевозкой пассажиров) под надзором наставника, исполняет все его требования и указания. Если работа на линии подразумевает знание пунктов и мест погрузки-разгрузки, заполнение маршрутных листов, оформление транспортных накладных, он учится ведению документации. Контролирует и следит за состоянием технического средства перед выездом из гаража во время движения и по завершению работы. Соблюдает необходимые правила перевозки людей и грузов, осваивая безопасные методы труда. Не допускает нарушения ПДД. Проходит обязательные предрейсовые медосмотры.

Программа проведения стажировки на рабочем месте для водителя погрузчика

Стажировка проводится под непосредственным руководством опытных и квалифицированных

работников и специалистов предприятия,которые назначаются приказом по предприятию.

Работник в процессе стажировки должен выучить:

— основные знания о строении обслуженных погрузчиков и погрузочно-разгрузочных механизмов и их агрегатов;

— инструкцию по их эксплуатации, монтажа, пуска, регулирование и обкатывание;

— характеристику масел и смазочных материалов;

— причины неисправностей и методы их устранения.

Работник в процессе стажировки,под руководством квалифицированного работника должен усвоить:

Руководит тракторными погрузчикам и разгрузителями, вагонозагрузителями и всеми специальными грузовыми устройствами и устройствами во время погрузки; отгрузка, перемещение и заключение в штабеле разных грузов под руководством водителя высшей квалификации.

Принимает участие в планово-предупредительном ремонте погрузочно-разгрузочных и грузозахватных механизмов и устройств.

Комиссия создаётся на основании приказа руководителя организации, членами которой проводится проверка усвоенных знаний. В число её членов входят: должностное лицо, ответственное за грузоперевозки (если таковое имеется), начальник автобазы (колонны), инженер (инспектор) по охране труда или начальник отдела по безопасному вождению. Комиссионная группа заканчивает проверку, опираясь на результаты контрольной поездки по произвольно выбранному маршруту и последующему собеседованию.

Требования К Водителям Наставникам С 2022

  • Например, стажировка водителя легкового авто проводится в течение 1 дня, а водителя грузового — 2 дня.
  • Новичкам срок может быть продлен до месяца.
  • Особое внимание уделено водителям автобусов, поскольку им доверены на маршруте человеческие жизни. Стажировка разбита на предмаршрутную и маршрутную части. Самое большое количество часов стажируются новички в вождении — более двухсот.
  • Лица, имеющие незначительный перерыв в работе, а также переведенные с одного автобуса на другой, стажируются в интервале от 30 до 50 часов общего времени.
  • Водителям на горных маршрутах может быть назначена стажировка и до трех месяцев.

Основной документ стажировки (стажировочный лист) утвержденной унифицированной формы не имеет. В каждой организации она разрабатывается индивидуально, и, как правило, включается во внутренние регламентные документы, утверждается руководителем.

27 сентября 2021 года вступит в силу приказ Минтруда № 59н, утвердивший Правила по охране труда на автомобильном транспорте (далее — Правила). Правила прошли регистрацию в Минюсте, поэтому будут обязательными для работодателей. Они не распространяются на работников, которые заняты техническим обслуживанием и эксплуатацией напольного безрельсового колесного транспорта на внутризаводских территориях.

Читайте также:  Как продать автомобиль в 2024 году пошаговая

Как правильно выбрать водителя-наставника


Установлено, как проводится профессиональный отбор и обучение лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

Соответствие работников квалификационным требованиям подтверждается документами об образовании и (или) о квалификации, трудовой книжкой. Кроме того, проводится устное собеседование. По решению работодателя может дополнительно назначаться и письменное тестирование.

Предусматриваются обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры для определения пригодности лица для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более 1 года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения стажировки. Количество часов стажировки устанавливается работодателем.

При стажировке проводится дополнительная проверка знаний и умений водителей на соответствие квалификационным требованиям.

Стажировка водителей включает инструктаж и практику. Установлены требования к водителю-наставнику.

Работать водителем этого ТС может только водитель с правами категории D.

Требование для водителей автотранспорта, перевозящего детей, – из последних 3-х лет один год непрерывно он должен проработать на автотранспорте, для управления которого требуется категория D, не совершать правонарушений в области дорожного движения, предусматривающих штраф или админарест. Уплата штрафа положение дел не меняет – к перевозке детей такое лицо не допустят. Стаж должен быть подтвержден трудовой книжкой или трудовыми договорами. К водителям, которые не будут управлять школьными автобусами, такие требования к стажу не предъявляются.

Существует так называемая «укороченная» версия категории D – категория D1, которая позволяет водить пассажирские транспортные средства с количеством мест для сиденья (включая водительское кресло) – до 16.

Нормативные акты о стажировке для водителей

Для того чтобы стажировка была правильной и законной, необходимо соблюсти ряд правил. Первым из них является Трудовой кодекс. Те, которые касаются испытательного срока при заключении трудового договора, имеют отношение к стажировке. Фактом является то, что испытательный срок рассматривается как испытательный срок. В то же время это должно быть прописано и в трудовом договоре — в противном случае работнику, не прошедшему испытательный срок, нельзя будет отказать.

Второй стандарт имеет несколько необычный статус. Это руководящий документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, принятый Министерством транспорта РСФСР еще в 1986 году. С технической точки зрения он не является обязательным, так как не был официально опубликован, но в документе подробно описаны принципы, по которым проводится обучение на водительские права, поэтому многие компании предпочитают использовать его. Однако для того, чтобы РД можно было использовать, либо его стандарты должны быть закреплены во внутренних актах организации, либо эти акты должны содержать ссылку на РД.

Другим актом является Постановление Министерства труда и Министерства образования от 13.01.03 № 1/29. Оно уже вступило в силу, хотя его положения о стажировках очень расплывчаты. В нем лишь упоминается, что работодатель обязан обучать вновь принятых работников, выполняющих опасные работы, к которым относятся и некоторые водители.

Наконец, к ученичеству имеет отношение Федеральный закон № 196-ФЗ от 10.12.1995. «О безопасности дорожного движения». Этот закон обязывает работодателей организовывать работу водителей таким образом, чтобы не нарушались правила безопасности дорожного движения. Одним из способов обеспечения этого является приказ о приеме на работу.

Оформление результатов стажировки

В конце стажировки составляется протокол с результатами каждого испытания и наблюдениями инспекторов. Лист подписывается как стажером, так и водителем-стажером и передается в отдел кадров для принятия решения.

Если показатели стажера не ниже удовлетворительных, принимается решение, которое подписывается руководителем организации, и водитель допускается к самостоятельному вождению. Однако если водитель не сдал экзамен по вождению достаточно хорошо, может быть принято одно из двух решений:

  1. Водитель направляется на повторный курс обучения, продолжительность которого определяется в индивидуальном порядке.
  2. Водитель будет исключен из процесса подачи заявления. В этом случае водитель будет исключен из программы и из трудового договора. Водитель, не завершивший обучение, подлежит увольнению или, с его согласия, переводу на другой вид работы в компании.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *