Имеют ли право, администрация края, изъять часть земельного участка?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Имеют ли право, администрация края, изъять часть земельного участка?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Со дня принятия и в течение 3 лет действует решение об изъятии, которое возможно обжаловать в суде по закону. Есть у собственника право обжаловать возможность построения в другом месте гособъектов, обоснованность и сам факт решения, ну и конечно условия выкупа (пп. 13, 14 ст. 56.6 ЗК РФ).

Размер возмещения и оценка изъятой земли

Заранее и не позже чем за 60 дней до направления соглашения, власти проводят размер возмещения и оценку. Помимо собственника на компенсацию имеют право рассчитывать и правообладатели у которых участки принадлежат при таких условиях:

1. Постоянного (бессрочного) пользования.
2. Пожизненного (наследуемого) владения.
3. Аренды от государства.
4. Безвозмездного пользования.

Все об условиях для правообладателей указано в статье 56.8 п.3 Земельного кодекса РФ. Подписывается соглашение об изъятии с каждым правообладателем земельного участка и недвижимости расположенной на нем. Компенсацию выплачивает государство пропорционально долям, когда нескольким собственникам принадлежит право собственности.

Можно ли изъять для госнужд земельный участок под МКД

В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий изменения в статью 16 Вводного закона в Жилищный кодекс и статью 56.6 Земельного кодекса.

Согласно действующему законодательству уполномоченные органы власти обязаны были сформировать земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома (если они не были образованы до 1 марта 2005 года, т.е. до вступления в силу ЖК РФ). Данная обязанность до сих пор надлежащим образом не исполнена.

«Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, собственники помещений в многоквартирном доме (МКД) вправе владеть и пользоваться земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме»,- рассказал эксперт Кадастровой палаты по Тульской области Андрей Деревянко.

При этом земельный участок, на котором расположен данный дом, должен быть достаточным для размещения на нем элементов озеленения и благоустройства, иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенных на указанном земельном участке объектов.

Отсутствие в Едином государственной реестре недвижимости (ЕГРН) сведений о таких земельных участках приводит к ущемлению конституционного права собственника на получение равноценного возмещения при принудительном отчуждении имущества для государственных или муниципальных нужд.

Однако неисполнение уполномоченными органами своих обязанностей по образованию земельного участка не должно приводить к нарушению законных интересов собственников изымаемых помещений в многоквартирном доме.

В целях исключения споров о размере возмещения и обеспечения гарантированного Конституцией права собственников изымаемых помещений в многоквартирных домах на получение равноценного возмещения, законопроектом предлагается установить обязанность уполномоченного органа до принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, провести все необходимые процедуры, связанные с образованием этого земельного участка, и внести сведения о границах земельного участка в ЕГРН.

Решение об изъятии земельного участка под МКД не может быть принято до внесения сведений о его границах в ЕГРН.

Учитывая, что Земельный кодекс допускает принятие решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на этот участок, а наличие споров о границах земельных участков, подлежащих изъятию, об образовании земельных участков, не являются препятствием для принятия судебных актов о принудительном изъятии земельных участков, законопроектом предлагается установить, что особенности принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, для государственных и муниципальных нужд устанавливаются федеральным законом.

Кроме того, в настоящее время распространенной является практика образования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, по их границе (контуру). Это ухудшает положение собственников изымаемых жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, поскольку существенно уменьшает размер возмещения. В этой связи законопроектом предлагается установить прямой запрет на образование земельного участка под многоквартирным домом по границам (контуру) многоквартирного дома.

Какие законы регулируют изъятие земельного участка?

Изъятие части частного земельного участка для муниципальных нужд регламентируется несколькими законами:

  • Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым муниципальные образования имеют право образовывать комиссии по осуществлению приобретения прав аренды, включая изъятие земельного участка, а также осуществлять изъятие земельных участков на основании решений органов местного самоуправления;
  • Федеральным законом от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в котором содержатся положения о порядке внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в случае изъятия земельного участка для муниципальных нужд;
  • Федеральным законом от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного земельного надзора и инвентаризации земель», в котором содержится регламентация процедуры изъятия земельного участка для муниципальных нужд;
  • Земельным кодексом Российской Федерации, в котором содержатся основные положения о правовом регулировании в сфере земельных отношений, включая изъятие земельного участка для муниципальных нужд;
  • Градостроительным кодексом Российской Федерации, в котором содержатся нормы, регулирующие градостроительную деятельность, включая изменение границ земельных участков в результате муниципального изъятия.

Этапы действий и необходимые документы

Процесс изъятия части частного земельного участка для муниципальных нужд включает несколько этапов. Для успешного выполнения каждого этапа необходимо предоставить определенные документы.

  1. Подготовительный этап:

    • Заявление о выделении части земельного участка для муниципальных нужд;
    • Паспорт земельного участка;
    • Кадастровый план земельного участка;
    • Технический план земельного участка.
  2. Согласование проекта изъятия:

    • Проект изъятия части земельного участка для муниципальных нужд;
    • Отчет о проведении государственной экспертизы проекта.
  3. Определение стоимости:

    • Заключение оценочной организации об определении стоимости части земельного участка.
  4. Публичное обсуждение:

    • Протокол публичного обсуждения проекта изъятия части земельного участка для муниципальных нужд.
  5. Принятие решения:

    • Решение исполнительного органа муниципального образования о выделении части земельного участка для муниципальных нужд.

Каждый этап требует своевременного предоставления соответствующих документов для успешного завершения процесса изъятия части частного земельного участка для муниципальных нужд.

Могут ли изъять земельный участок принудительно

Да, могут — по решению суда. У правообладателя есть 90 дней, чтобы договориться об условиях и подписать соглашение. Если он этого не сделал, то орган, принявший решение об изъятии, вправе обратиться в суд, который может принять решение о принудительном изъятии земельного участка. При этом собственнику всё равно обязаны предварительно выплатить компенсацию (её размер устанавливается судом на основании рыночной оценки изымаемой недвижимости).

Если предложенные условия соглашения не устраивают, а договориться мирно не удалось, владелец участка тоже вправе искать решения в суде. Оспаривать в судебном порядке можно не только сам факт изъятия земельного участка, но и его условия — если собственник готов предоставить убедительное обоснование своих требований.

Изъятие недвижимости для государственных и муниципальных нужд может коснуться любого собственника — никто от этого не застрахован. Но если понимать, как грамотно действовать в подобной ситуации, то можно отстоять свои интересы и свести возможный ущерб к минимуму.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

  1. Заказчик имеет право:
    1. Получать полную и достоверную информацию о ходе оказания юридических услуг.
    2. Отказаться от услуг Исполнителя по подготовке документа, уведомив об этом Исполнителя, не позднее 1 (одного) дня после оплаты услуг и при условии уплаты вознаграждения за фактически оказанные услуги. Если на момент получения от Заказчика заявления об отказе от услуг Исполнитель подготовил документ (Результат оказания услуг), Заказчик не вправе отказаться от услуг.
    3. Отказаться от услуг Исполнителя по проведению устной консультации, уведомив об этом Исполнителя, не позднее 1 (одного) дня до даты консультации.
  2. Заказчик обязан:
    1. Принять условия настоящей публичной оферты и строго выполнять все требования, изложенные в настоящей Оферте.
    2. Оплатить стоимость юридических услуг в сроки, установленные в настоящей Оферте.
    3. Предоставить Исполнителю полную и достоверную информацию для оказания услуг, а также необходимые копии документов при заполнении Онлайн-заказа юридических услуг, а также по запросу Исполнителя.
    4. Без промедления принять от Исполнителя оказанные услуги в соответствии с настоящей Офертой.
  3. Исполнитель имеет право:
    1. Запрашивать у Заказчика дополнительные сведения и документы, необходимые для оказания юридических услуг.
    2. Не преступать к оказанию юридических услуг в случаях:
      • неоплаты Заказчиком стоимости юридических услуг Исполнителю в полном объеме в соответствии с пп. 5.2 — 5.4 настоящей Оферты;
      • если Заказчик не представил или не в полном объёме представил сведения и документы, необходимые для оказания услуг.
    3. Приостанавливать срок оказания Юридических услуг соразмерно времени, в течение которого Заказчиком будут представлены дополнительные сведения и документы в соответствии с п. 6.2.3. настоящей Оферты. При этом срок оказания юридических услуг продлевается на время предоставления Заказчиком дополнительной, необходимой Исполнителю информации (документов, сведений).
    4. В любой момент изменять Прайс-лист и условия настоящей Оферты в одностороннем порядке без предварительного согласования с Заказчиком, обеспечивая при этом публикацию измененных условий на официальном Веб-сайте Исполнителя.
    5. При невозможности оказания услуг расторгнуть в одностороннем порядке в любой момент настоящий Договор, уведомив об этом Заказчика по электронной почте. Договор считается расторгнутым с момента направления Исполнителем уведомления о расторжении. В данном случае Исполнитель возвращает Заказчику полученные в счет оплаты услуг денежные средства в течение 3 (трех) рабочих дней с момента предоставления Заказчиком полных банковских реквизитов. Заказчик не вправе требовать в данном случае компенсации убытков.
  4. Исполнитель обязан:
    1. Приступить к оказанию услуг после выполнения Заказчиком своих обязательств в соответствии с п. 4.4. настоящей Оферты;
    2. Предоставить Заказчику Результат оказания услуг в установленный срок.
    3. Оказать юридические услуги надлежащего качества, соответствующие требованиям законодательства РФ, как лично, так и с привлечением третьих лиц.
    4. В случае возникновения непредвиденных задержек при оказании юридических услуг, в том числе по обстоятельствам от него не зависящих, информировать Заказчика любым доступным путем о причинах возникновения задержек не позднее 3 (трёх) дней с момента их возникновения, а также высказывать свои предложения Заказчику по их возможному устранению и срокам оказания юридических услуг.
    5. Не распространять полученную от Заказчика информацию, затрагивающую интересы Заказчика, в ходе исполнения своих обязательств в соответствии с настоящей офертой, согласно действующему законодательству.
  5. Исполнитель не несет обязательств по наличию и качеству доступа Заказчика в сеть «Интернет», наличию и качеству соответствующего оборудования и необходимого программного обеспечения для доступа в сеть «Интернет». Исполнитель не несет ответственность за любые сбои или иные проблемы компьютерных систем, серверов или провайдеров, компьютерного или телефонного оборудования, программного обеспечения, сбоев электронной почты или скриптов (программ) по каким-либо причинам, которые могут привести к задержкам при оказании Услуг Заказчику.

Основания для изъятия земли

Согласно тексту статьи № 49 ЗК РФ, земельный надел может быть изъят у собственника в пользу государства или муниципалитета, но лишь при исключительной необходимости в этом, а также при наличии следующих оснований:

  1. Выполнение соглашений международного уровня РФ.
  2. При строительстве, реконструкции объектов, имеющих важное государственное значение (федеральное и региональное), либо объектов муниципальной значимости. Но при условии всякого отсутствия иных вариантов ведения застройки, работ по реконструкции таких объектов, как:
  • объект атомной энергетики;
  • объект энергетической системы;
  • оборонный объект;
  • транспортный объект;
  • линейный объект;
  • трассы федеральные, муниципальные и региональные.
  1. При наличии иных оснований, которые прописаны в ФЗ РФ:

Ст. № 15

ФЗ от 01.12.2007 № 310 – ФЗ «Об организации и проведении зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году»

П.10, ст. № 32

Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004г. № 188 — ФЗ

П.9,10, ст. № 95

Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001г. № 136 — ФЗ

Ст. № 25.2

Закон от 21.02. 1992г. от 21 февраля № 2395 – 1 «О недрах»

Соглашение об изъятии земельного участка с застройщиком

Соглашение, представляет из себя документ, который подтверждает факт отчуждения земельного участка, собственником которого является юридическое либо физическое лицо, в пользу государственных или муниципальных структур, и заключается между муниципальными либо федеральными органами власти и собственником (правообладателем) изымаемого земельного участка и возведенных на ней строений.

Соглашение составляется письменно и содержит в себе следующую информацию:

  1. наименование лиц, являющихся сторонами сделки;
  2. кадастровый либо условный номера земельного участка;
  3. цель изъятия участка;
  4. реквизиты принятого решения, а именно: дата принятия решения, наименование органа, принявшего решение, регистрационный номер решения, место и дата публикации принятого решения;
  5. перечень прав, которые возникают либо прекращаются в связи с изъятием;
  6. срок передачи изымаемого имущества, который не может быть более шести месяцев со дня прекращения правомочий прежнего правообладателя;
  7. размер и порядок выплаты выкупной стоимости;
  8. перечень размещенных на участке строений и сооружений;
  9. перечень сервитутов, если таковые имеют место быть и необходимы.

Соглашение подлежит обязательной регистрации в соответствии с нормами гражданского права, применяемых к регистрации сделок.

В случае если собственник более 90 календарных дней со дня получения соглашения не подписывает предлагаемый документ, орган, принявший такое решение, может обратиться в суд для принудительного изъятия земельного участка.

Иск об изъятии земельного участка составляется в письменном виде и содержит в себе:

  • информацию о заявителе;
  • данные об участке;
  • цель изъятия.

Изъятие для государственных и муниципальных нужд

Решение об изъятии участка принимают региональные или местные власти — в зависимости от того, для каких нужд изымается земля, региональных или муниципальных. Собственнику компенсируют стоимость надела. Другими словами, государство принудительно покупает вашу собственность.

Если администрация принимает решение о том, что участок ей необходим, она извещает правообладателя в течение 10 дней с момента принятия решения об изъятии. Такое решение действует в течение трех лет со дня его принятия. Но на обжалование документа в суд у собственника есть всего три месяца со дня получения уведомления.

Читайте также:  Какие выплаты можно получить как молодая семья в Башкортостане 2024 условиях

Если собственник готов подписать соглашение об изъятии и сумма компенсации его устраивает, всё решается соглашением, суд не нужен. В суд власти обращаются, когда нет согласия по сумме-условиям или владелец вообще не собирается отдавать землю.

Неиспользование участка

Если владелец участка не использует его, доводит до того, что постройки или посадки опасны для соседей, допускает запустение, то к такому владельцу могут быть применены меры.

Первый шаг — это штраф. Он может быть наложен, если участок не используется три года и более. Но сразу платить деньги, как правило, не заставят. Сначала нерадивому собственнику выносится предупреждение. Если после этого не последует никаких действий, уже будет штраф. И только после этого заинтересованный орган может подавать в суд с требованием изъять участок для дальнейшей его продажи с торгов (инициировать иск можно в том числе по желанию соседей).

Важно! Несмотря на то, что закон допускает подобное развитие событий, чаще эта мера применяется к участкам, которые предназначены для сельского хозяйства. Неиспользуемая плодородная земля, которая зарегистрирована как пригодная для выращивания сельскохозяйственных культур, не должна простаивать. Если кто-то приобрел такой участок и по какой-то причине не может или отказывается его использовать, справедливо передать участок тому, кто сможет на нем что-то вырастить.

Что же касается частных участков в СНТ, тут ситуация сложнее. Теоретически не каждая ситуация неиспользования приводит к возникновению опасности. Да, запущенные сады и дома портят вид, но формально это не должно становиться причиной судебных разбирательств. Однако важно, конечно, помнить, что все зависит от степени запустения, правил СНТ и активности соседей. Если найдутся энтузиасты, которые из принципа решат призвать к порядку, они могут если не добиться своего, то сильно осложнить жизнь.

Вред окружающей среде

Если владелец участка своим действием или бездействием вредит окружающей среде, руководство СНТ или даже соседи могут воздействовать на него.

Чаще всего проблемой становится нецелевое использование (разведение животных, ведение бизнеса, мойка машин на участке, и так далее) или скопление мусора на участке. Да, импровизированная свалка может являться основанием для изъятия участка, так как в этом случае одновременно есть опасность для окружающих, и нецелевое использование, и запущенность земли (если свалка становится в какой-то момент стихийной).

Важно! Если у вас есть участок, на который вы просто свозите ненужные вещи, но не вкладываетесь в его развитие и не поддерживаете хотя бы видимость порядка, активные соседи могут проявить инициативу и обратиться в органы местного самоуправления. Сначала придется заплатить штраф, а потом, возможно, и расстаться со своей собственностью. Поэтому такие ситуации лучше не допускать.

Нецелевое использование участка

Все участки имеют свое целевое предназначение и виды разрешенного использование. Данная информация отображается в кадастровом паспорте, в свидетельстве о праве собственности на участок. Владельцу не сложно выяснить этот вопрос, чтобы не нарушить законодательство. Выяснять целевое назначение стоит до покупки, чтоб ничто не могло нарушить планы по эксплуатации участка.

ВНИМАНИЕ! Использование земель по их целевому назначению предусмотрено статьями 284 и 285 Гражданского кодекса РФ.

Если земля используется с нарушениями закона, она может быть у собственника изъята. Например, гражданин Лазутин был собственником надела в садовом поселке, но построил на этом участке жилой дом. Он нарушил закон по целевому использованию и может остаться без надела.

Какие могут быть основания для изъятия земельного участка

Основания для аннулирования права частной собственности регламентируются Земельным кодексом РФ. В согласии со ст.49 настоящего закона, это:

  1. Исполнение международных соглашений РФ;
  2. Возведение либо капитальный ремонт объектов, имеющих федеральное, региональное либо местное значения (при условии, что отсутствуют иные возможности их создания/реконструкции). К таковым относятся объекты:
    • энергетических систем (региональный и федеральный уровень);
    • атомной энергии;
    • обороны и безопасности страны, имеющие стратегическое значение;
    • связанные с космической деятельностью;
    • энерго-/газо-/теплоснабжения;
    • автомобильные дороги федерального, регионального, местного значения.
  3. Другие основания, которые регулируются соответствующими федеральными законами.

Данным законом устанавливается, что аннулирование частной собственности возможно только в том случае, когда иных способов решения вопроса не существует.

Уполномоченные органы принимают подобное решение по собственной инициативе либо по ходатайству организаций. Перечень последних устанавливается Правительством РФ.

Когда могут изъять землю

Иногда государству приходится изымать земли у собственников. Например, если это нужно для строительства важных для страны или населенного пункта объектов: коммуникаций, дорог и магистралей.

Поэтому, если высокоскоростная магистраль пройдет через ваше садоводческое товарищество или совсем рядом с ним, у вас действительно могут забрать землю и все, что на ней расположено. Но государство возместит вам рыночную стоимость участка, понесенные убытки и упущенную выгоду.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *