Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила выкупа земельного участка находящегося в аренде». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В случае земельных участков, срок аренды может исчисляться годами, и все это время арендатор будет исправно выплачивать положенную сумму. Но, если он не откажется от идеи владения этой землей, рано или поздно идея выкупа станет актуальной. Но кто может рассчитывать на возможность выкупить земельный участок из аренды в собственность?
Порядок и процедура выкупа земельных участков из муниципальной собственности
Приобрести землю в собственность довольно затратное дело, которое «по зубам» лишь определённым категориям граждан. Поэтому чаще всего люди прибегают к её аренде, что позволяет пользоваться землёй на своё усмотрение при условии регулярного внесения арендной платы.
Получить участок в пользование можно как на краткосрочной, так и долгосрочной основе, но какой бы ни была форма аренды, территория всё равно остаётся владением муниципалитета, который при возникшей необходимости вправе забрать землю обратно, снеся при этом то, что было на ней сооружено.
Несмотря на то, что государство обязуется компенсировать людям их потерю, не каждый хозяин недвижимости готов столкнуться с такими трудностями.
Поэтому арендуемые участки всё чаще стали выкупать из собственности муниципалитета, оформляя впоследствии на них право собственности.
Процедура присвоения земли состоит из нескольких этапов и имеет ряд условий, изменяющихся в соответствии с территорией, на которой расположен участок, его общей квадратуры и прочих нюансов.
Образец договора купли-продажи
Единого образца договора купли-продажи на законодательном уровне не установлено. Его составляют с учетом норм гражданского законодательства:
- он должен быть заключен в письменном виде;
- в нем в обязательном порядке отражают существенные условия;
- его регистрируют в Росреестре.
Как правило, если арендатор выкупает землю у частного лица, то подготовкой договора купли-продажи стороны занимаются самостоятельно, в том числе с помощью юриста.
Если же речь идет о покупке объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, то ДКП готовит уполномоченный орган.
Типовой образец соглашения может включать в себя следующую информацию:
- название документа;
- дату и место заключения сделки;
- наименование сторон;
- предмет купли-продажи;
- цена продажи и порядок расчетов;
- права и обязанности сторон;
- ответственность;
- прочие условия;
- адреса и реквизиты субъектов правоотношений.
Особенности оформления бесплатной территории
Земельные участки не раздают просто так для всех желающих. Как правило, это достаточно сложная процедура, требующая выполнения нескольких дополнительных услуг. В частности, сначала потребуется заказать изготовление межевого плана, используя услугами кадастрового инженера. Также обязательно понадобиться технический план, если на территории находится недвижимость. Но только при условии, что рассматриваемая недвижимость ранее не числилась на кадастровом учете.
Претенденты на получение земли должны собрать документы, подтверждающие их право на рассматриваемую сделку. Документы на бесплатную землю нужно принести в местный фонд, к которому относятся участки. Местные органы власти рассмотрят заявление на получение земли. Через некоторое время заявителю будет предоставлен ответ – либо договор, либо постановление о том, что землю передали в собственность (или отказали в этой процедуре).
Имея на руках постановление, можно обратиться в Росреестр, чтобы поставить участок на учет и зарегистрировать право на собственность. Когда постановка на учет выполнена, требуется взять выписку ЕГРН. Именно она подтверждает право на бесплатно переданный участок.
К сожалению, на практике часто встречаются неправомерные отказы в предоставлении ЗУ в собственность. Примером может послужить дело Алтайского краевого суда, рассмотренное в 2018 г.
Новые правила выкупа земельных участков
ЗК РФ Статья 39.3. Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов
(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 39.3. ЗК РФ
Споры в суде общей юрисдикции:
1. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
С 12.04.2022 до конца 2023 г. допустима продажа физлицам без торгов публичных участков, участков с неразграниченной госсобственностью для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения садоводства или огородничества и предоставленных в аренду таким лицам при отсутствии неустраненных нарушений законодательства (Постановление Правительства РФ от 09.04.2022 N 629).
2. Без проведения торгов осуществляется продажа:
1) утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2020 N 494-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного по договору аренды или договору безвозмездного пользования в целях комплексного освоения, развития территории, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 23.06.2016 N 221-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2020 N 494-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
3) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением земельных участков общего назначения, членам такого товарищества;
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2020 N 494-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
5) утратил силу с 1 января 2019 года. — Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
6) земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;
7) земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса;
8) земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
9) земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 336-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10) земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса;
(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 14.07.2022 N 312-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11) земельных участков гражданам в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Заключительный шаг №4 — Регистрация права собственности
Обращаемся в МФЦ. Если МФЦ нет, обращаемся в Рег. палату. Сама подача документов не различается, поэтому в инструкции я указал только МФЦ.
-
Теперь уже собственникам участка нужно обратиться в МФЦ, оплатить госпошлину и подать документы. Госпошлина за регистрацию права собственности — 350 рублей (пп. 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Касса находится в самом здании МФЦ. После оплаты госпошлины, в порядке очереди сотруднику отдать следующие документы (оригиналы и копии):
- Паспорта;
- Документ о праве собственности на дом — свидетельство о регистрации права или выписку из ЕГРН;
- Договор купли-продажи участка и соглашение о расторжении договора аренды;
- Квитанцию об оплате госпошлины.
- Если документы за собственников подает доверенное лицо, то его паспорт и нотариально заверенную доверенность. Паспорт доверителя не требуется.
- На основании полученных документов, сотрудник МФЦ составит заявления о регистрации права собственности. Собственникам нужно проверить в них свои данные и подписать.
- После подписания заявлений сотрудник отсканирует документы и выдаст расписку о получении сведений. Документы отдадут обратно, а их скан-образы отправят к регистратору. Согласно пп. 6 п. 1 ст. 16 Закона о регистрации недвижимости, срок регистрации права — 12 рабочих дней , но на практике бывают задержки из-за загруженности отделения МФЦ или Росреестра.
- В назначенный день нужно забрать новые выписки из ЕГРН. В разделе №2 будет указано, что участок земли теперь в собственности.
Аренда земельного участка: кто имеет право получить землю в собственность
Оформление арендуемого земельного надела в собственность их временного пользователя – арендатора, закреплено правовыми нормами, в частности ст. 39.9, 39.18, 39.20 Земельного кодекса РФ, а также другими законодательными актами муниципального и федерального уровня.
Их выполнение обеспечивает законный доступ широкого слоя населения страны к земельным ресурсам для полного удовлетворения своих потребностей в приобретении более комфортного жилья и возможности по занятию крестьянским и фермерским трудом.
По общей процедуре, для исключения коррупционной составляющей в процессах продажи и покупки арендуемых земель, их выкуп производится с использованием торгов (аукционов). Цена земли на торгах определяется как максимальная стоимость, предложенная участниками.
Однако тема нашей статьи посвящена выкупу земли из аренды у администрации города без проведения торгов. В народе эту процедуру еще называют приватизация земельного участка.
Итак, как же на практике осуществить указанную процедуру и у кого есть такое право?
Не будем вдаваться в подробности, как и кто, может приобрести земли у государства без проведения торгов, остановимся именно на ситуациях когда земля в аренде.
Земельный кодекс, говорит о том, что перевести участок земли из аренды в свою личную собственность вправе любое лицо, который соответствует определённым критериям.
Риски для третьей стороны при покупке земельного участка с домом
Приобретение земельного участка с домом, находящимся в аренде, может представлять определенные риски для третьей стороны, к примеру, для лица, желающего приобрести такой участок. Важно иметь в виду, что процедура покупки и продажи земли с объектом недвижимости, находящимся в аренде, может сопровождаться рядом сложностей и ограничений.
Во-первых, при приобретении такого участка необходимо учитывать соглашение, заключенное между арендодателем (муниципалитетом) и арендатором. Данные документы определяют условия аренды и сроки, на которые земельный участок предоставлен в пользование. Если срок аренды еще не истек, третья сторона не сможет провести сделку купли-продажи с арендуемым участком.
Во-вторых, возможна переуступка права аренды. Подобная процедура требует согласования с муниципалитетом и с собственником дома, который находится на арендованной земле. Как правило, муниципалитет имеет преимущественное право на выкуп арендуемого участка, что может создавать дополнительные трудности в совершении сделки между третьей стороной и текущим арендатором.
Порядок выкупа земельного участка из аренды в соответствии с законодательством
Процедура выкупа арендованного участка рассматривается в законодательстве. Согласно закону, купить участок можно как по результатам торгов (аукциона), так и в порядке выкупа арендованного участка. Если вы решили выкупить арендованный участок и не участвовать в торгах, то вам нужно подать заявление в управление земельных и имущественных отношений. Заявление необходимо подать в течение установленных сроков, указанных в законодательстве для данной процедуры.
В заявлении на выкуп арендованного земельного участка нужно указать следующую информацию: размер и место нахождения участка, его кадастровый номер, а также цель использования земли. В заявлении необходимо приложить документы, подтверждающие права аренды, арендную плату за использование земли и предоставляемые услуги.
Временно (на период рассмотрения заявления) арендатор может подать заявление о продлении срока аренды. Это поможет избежать риска потери арендуемого участка при выкупе земли, так как за время проведения процедуры арендованные земли не подвергаются продаже или аукциону.
После рассмотрения заявления в установленные сроки, уведомление о выкупе передается арендатору, который должен согласиться или отказаться от предложения. В случае отказа, участок может выставляться на аукцион для продажи другими лицами.
Если же арендатор соглашается выкупить арендованный участок, то он должен подписать соответствующий акт и оплатить выкупную стоимость. Стоимость выкупа земельного участка формируется исходя из его кадастровой стоимости и других факторов, предусмотренных законодательством.
Важно отметить, что приобретение земельного участка из аренды в соответствии с законодательством имеет преимущества. Например, при выкупе арендованного участка из муниципальной собственности, вы освобождаетесь от риска участия в аукционе и выигрываете участок без конкуренции других покупателей.
Итак, чтобы выкупить арендованный земельный участок, необходимо подать заявление в управление земельных и имущественных отношений в установленные сроки. В заявлении нужно указать информацию о участке и приложить необходимые документы. После рассмотрения заявления, арендатору предлагается выкупить участок. Если арендатор соглашается, он должен подписать акт и оплатить стоимость выкупа. Таким образом, выкуп земельного участка из аренды возможен в соответствии с законодательством, при соблюдении установленных процедур и сроков.
Возможности выкупа земельного участка без проведения торгов
- Более быстрые сроки рассмотрения заявления о выкупе земельного участка
- Отсутствие необходимости участия третьих лиц в сделке
- Установление более выгодных условий приобретения земли
Для выкупа земельного участка без проведения торгов нужно подать заявку в соответствующую организацию или орган местного самоуправления. Подаче заявки необходимо приложить земельные документы и заполненную инструкцию о продаже земли.
Однако, стоит учитывать недостатки, которые могут подвергнуться риску при выкупе арендуемых земельных участков:
- Нельзя выкупить земельный участок без подачи заявки в установленные сроки
- Выиграть торги не всегда возможно, так как на выкупе земельных участков могут участвовать другие заинтересованные лица
- Количество доступных для выкупа участков может быть ограничено
В целом, выкуп земельного участка без проведения торгов предоставляет возможность более простой и удобной процедуры приобретения земли в собственность, однако требует внимательного изучения условий и требований, установленных законодательством.
Когда возможно выкупить земельный участок из аренды без торгов
Выкуп земельного участка из аренды может быть осуществлен без проведения торгов в определенных случаях.
Во-первых, это возможно, если вы уже арендуете данный участок земли. В таком случае вы можете подать заявление на выкуп, предоставив необходимые документы и уплатив соответствующую сумму. Однако, стоит помнить, что срок аренды должен быть не менее 5 лет.
Во-вторых, если вы арендуете участок для индивидуального жилищного строительства или для садоводства, то вы также можете выкупить его без торгов. В таком случае получение разрешения на выкуп займет меньше времени, и вы сможете стать собственником участка быстрее.
Строго запрещено выкупать земельные участки, предназначенные для размещения объектов индивидуального или коллективного садоводства, если на данном участке уже предоставлены права третьим лицам, например, если участок уже выдали в собственность или предоставили в аренду.
Для подачи заявки на выкуп участка необходимо ознакомиться с законодательством и получить все необходимые документы. Заявка должна быть подана в установленные сроки, иначе она лишается права на рассмотрение. Также следует учесть, что процесс выкупа земельного участка может занять некоторое время, и вам придется терпеливо дожидаться окончания процедуры.
Выкуп земельных участков из аренды без проведения торгов имеет свои преимущества, такие как возможность быстрее стать собственником участка и отсутствие конкуренции с другими потенциальными покупателями на аукционе. Однако, стоит помнить, что недостатком такого способа приобретения земельного участка является отсутствие возможности предложить свою цену за участок, так как цена участка устанавливается в соответствии с законодательством.
Также важно не забывать выполнять все требования законодательства при подаче заявления на выкуп земельного участка: предоставлять все необходимые документы, подавать заявку в установленные сроки и т.д. Инструкции по подаче заявки на выкуп можно найти в справочных центрах или на сайте местных органов власти.
Уточнение процесса оценки земельных участков
В соответствии с новыми правилами, оценку земельных участков будут проводить специалисты, имеющие соответствующую лицензию и опыт работы в данной области. Они будут учитывать различные факторы, такие как местоположение участка, его площадь, категорию земель и уровень застройки в данном районе.
Важно отметить, что оценка земельных участков будет проводиться объективно и независимо от намерений владельца участка или покупателя. Это гарантирует честность и прозрачность всего процесса.
При оценке участков будут учитываться также дополнительные факторы, такие как наличие коммуникаций и инфраструктуры, близость к транспортным магистралям и объектам социального значения. Эти факторы могут повысить стоимость участка в случае их наличия.
Оценка земельных участков будет осуществляться с учетом актуальной рыночной ситуации и сопоставимости с другими аналогичными участками в данном регионе. Это поможет получить объективную стоимость участка и обеспечит справедливые условия для владельца и покупателя.
В результате оценки участка будет определена его рыночная стоимость, которая затем будет использована при составлении договора купли-продажи. Это позволит соблюсти законодательные требования и обеспечить защиту прав всех сторон в данной сделке.
Когда выкуп невозможен по закону и могут отказать
Прежде чем обратится в администрацию следует помнить о существовании реальных причин отказа в приобретении участка.
Выкупу не подлежат следующие территории (даже, если участки на них используются долгое время):
- Арендуемый участок внесен в план застройки, выполняемой в государственных или муниципальных целях
- Участок земли входит в территорию обеспечения безопасности морских и речных портов, аэропортов, железнодорожного и автомобильного сообщения
- Используемые участки включены в состав зон отдыха, парков или городских садов;
- Арендуемые участки земли официально отнесены к охраняемым водозаборным территориям, охранным зонам очистных сооружений и газопроводов
- Участок включён в территории подведомственные Минобороны, ФСБ и ФСО России
Отсутствие законодательных ограничений на арендуемый вами участок позволяет воспользоваться ниже изложенной пошаговой инструкцией.
Законодатель вводит для некоторых категорий граждан и юридических лиц — собственников зданий, строений и сооружений, расположенных на государственных и муниципальных земельных участках, особый льготный порядок определения цены выкупа.
Этот порядок установлен в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ в новой редакции. Его суть заключается в том, что до 1 января 2010 г. цена выкупа государственных или муниципальных земельных участков под частными зданиями, строениями, сооружениями устанавливается в зависимости от того, в какой местности такой земельный участок расположен:
если выкупаемый земельный участок расположен в городах с численностью населения более 3 млн. человек, то цена выкупа такого земельного участка не может превышать 20% его кадастровой стоимости;
если выкупаемый земельный участок расположен в иной местности, то цена выкупа земельного участка не может превышать 2,5% его кадастровой стоимости.
Конкретный размер выкупной цены устанавливается субъектами Российской Федерации вне зависимости от того, в собственности какого публичного образования находится земельный участок. До момента установления такой цены субъектом Российской Федерации применяется наибольшая выкупная цена, установленная для конкретной местности.
Как перевести в собственность землю под объектом незавершенного строительства (ОНС или недострой)
Точного определения в законодательстве «Недострой» или Объекта незавершенного строительства не содержится, однако, если взять системную взаимосвязь положений статей Гражданского или Градостроительного кодексов можно получить ориентировочное понятие:
- ч.1 ст. 130 ГК РФ — К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. ч.1 ст. 131 ГК РФ — Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами;
- п. 10 ст. 1 ГрК РФ — Объект капитального строительства это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением не капитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Анализируя приведенные выше нормы, постараемся выделить понятие объекта незавершенного строительства (объекта незавершенного капитального строительства, «сокращенно» ОНС) — ОНС признается такое недвижимое имущество (здание, строение, сооружение), строительство которого продолжается или не завершено.
Дополнительно выделим признаки, которым ОНС должен соответствовать:
- Прочная связь с землей и отсутствие возможности его перемещения без несоразмерного ущерба;
- Приостановление строительства, консервация, либо окончательная остановка строительства;
- Индивидуальная определенность.
По поводу того, является ли фундамент не достроенным объектом, лучше обсудить с кадастровым инженером. В разных регионах политика администрации отличается согласно региональному законодательству.
Из перечисленного выше мы делаем вывод, что ОНС — это недвижимое имущество, а недвижимое имущество подлежит государственной регистрации и кадастровому учету. Для этого необходимо:
- Собрать полный пакет документов на земельный участок;
- Вызвать кадастрового инженера для подготовки документации и для кадастрового учета дома (ОНС);
- Получить уведомление из администрации в соответствии со ст. 51.1 ГрК РФ;
- Сама регистрация проходит в общем порядке при обращении в местный МФЦ.
Кроме того определение ВС РФ от 19.09.2017 № 305-ЭС17-7338 по делу № А41-27734/2016. Позиция ВС РФ — Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ не согласилась с позицией первой и кассационной инстанций и оставила в силе постановление апелляции. Тем самым судебная коллегия ВС РФ подтвердила, что фактический владелец недостроенного объекта на арендованном участке вправе претендовать на заключение договора аренды земельного участка на новый срок без торгов. Оформлять для этого право собственности на объект незавершенного строительства не обязательно. Прочитайте, коллегия судей достаточно внятно все там разъясняет.
Земля под зданием, чья она?
На самом деле на написание статьи с подобной тематикой натолкнул звонок человека, обратившегося за консультацией, который полагал, что ему необходимо (далее терминология соблюдена) отмежевать земельные участки, привязать строения к данным наделам и будет ему счастье в виде права собственности на все это богатство.
После небольшого опроса обращающегося всплыли некие детали: если в двух словах без подробностей, то оказалось, что участки давно уже «отмежеваны», но находятся в собственности муниципалитета, а права на строения зарегистрированы, но сами здания на учете не стоят. В конце разговора консультируемый искренне, вопрошал: «но ведь по закону под здания положена земля, значит после привязки зданий к участкам, земля будет наша?». От такого неожиданного вывода (как оказалось только для меня), я порядком опешила, но потом вспомнила, что несмотря на то, что закон один, даже сотрудники органов государственной власти трактуют, казалось бы, очевидные вещи «кто во что горазд», молчу уже про Росреестр (кто знает, тот поймет).
Отвечая на поставленный вопрос, скажу: «Нет, не будет!». Действительно, по закону, здания, строения, сооружения не могут «висеть в воздухе», земля под ними должна быть оформлена, однако право собственности на объекты капитального строительства (далее – «ОКС») не дает права собственности на землю под ними, это не прямая зависимость. Разберемся со всем по порядку.