Безвозмездное пользование недвижимым имуществом в бюджетном учреждении

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Безвозмездное пользование недвижимым имуществом в бюджетном учреждении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Но из обозначенного правила имеются исключения[2]. Так, без проведения конкурса или аукциона имущество бюджетного учреждения может сдаваться в аренду государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам, другим государственным или муниципальным учреждениям, некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям[3], медорганизациям и организациям, осуществляющим образовательную деятельность (например, без торгов бюджетное учреждение здравоохранения может сдать в аренду площадь коммерческой медорганизации для размещения специализированного медицинского кабинета), адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам, для функционирования объектов почтовой связи и сетей связи (например, станции сотовой связи, размещаемой на крыше здания).

Сдача в аренду без проведения конкурса или аукциона.


Без проведения конкурса или аукциона учреждение может сдавать в аренду свой актовый или концертный зал для разовых массовых мероприятий.


Обратим внимание, что в число исключений входит и случай, когда имущество сдается на срок не более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев – это, например, позволяет учреждению без проведения конкурса или аукциона сдавать в аренду свой актовый или концертный зал каким-либо организациям для проведения разовых массовых мероприятий.

Продажа имущества бюджетным учреждением происходит в основном по тем же правилам, что и сдача имущества в аренду. Здесь тоже действуют общие исключения, когда такую продажу можно осуществить без проведения конкурса или аукциона[11], порядок проведения конкурсов или аукционов тоже установлен ФАС[12]. В случае, когда продается имущество, которым учреждение не вправе распоряжаться без согласия собственника (учредителя), требуется проведение оценки рыночной стоимости имущества (ст. 8 Закона об оценке).

Но к ситуации продажи имущества не относятся рассмотренные выше специфические правила-исключения сдачи в аренду имущества государственных и муниципальных бюджетных образовательных учреждений[13].

В соответствии с бюджетным законодательством в случае продажи имущества бюджетным учреждением доход от такой продажи не является доходом бюджета и поступает учреждению в самостоятельное распоряжение, только если речь идет о продаже движимого имущества, а если же было продано недвижимое имущество, то полученные средства должны быть направлены в бюджет (абз. 3 ч. 3 ст. 41 БК РФ).

Продажа

Движимое имущество

Недвижимое имущество

Средства поступают учреждению в самостоятельное распоряжение

Средства направляются в бюджет

Повторное заключение договора.

Если договор аренды был заключен по результатам конкурса или аукциона, то по истечении срока этого договора заключение его на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса или аукциона, если иное не установлено договором, при одновременном соблюдении следующих условий: 1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ[6]; 2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее трех лет (данный срок может быть уменьшен, но только на основании заявления арендатора)[7]. При этом учреждение не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды, кроме следующих случаев: 1) принятие в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом; 2) наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды[8]. При отказе учреждения в заключении на новый срок договора аренды по каким-либо другим основаниям и заключения в течение года со дня истечения срока действия прежнего договора нового договора аренды с другим лицом арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору аренды, вправе потребовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, в соответствии с гражданским законодательством (ч. 11 ст. 17.1 Закона о конкуренции).

Таблица общих проводок по учету имущества, передаваемого безвозмездно

Получение того или иного имущества, даже безвозмездно, необходимо отразить в учете бюджетной организации. В таблице отразим общие проводки, которые оформляются при такой передаче имущества.

Операция Проводка
Получение основного средства Д 0 101 00 310 К 0 401 10 190
Получение нематериальных активов Д 0 102 30 320 К 0 401 10 190
Получение непроизводственных активов Д 0 103 00 000 К 0 401 10 190
Получение материальных запасов Д 0 105 30 340 К 0 401 10 190
Получение денежных документов Д 0 201 35 510 К 0 401 10 150
Получение целевых пожертвований Д 0 401 40 150 К 0 401 10 150

Также следует отметить, что если учреждение получает в пользование землю на неопределенное количество времени (даже если на ней находится недвижимость), то делается проводка Д 0 103 11 330 К 0 401 10 195.

Имущество на праве операционной аренды на установленный период времени отражается по Д 0 111 40 000 и К 0 401 40 180.

17.07.2018 ВОПРОС:
Бюджетным учреждением (ссудодателем) заключаются договоры безвозмездного бессрочного пользования недвижимым имуществом с учреждениями госсектора и коммерческими организациями. Имущество закреплено за бюджетным учреждением на праве оперативного управления.
1. Распространяется ли действие федерального стандарта «Аренда» на договоры безвозмездного бессрочного пользования? Если да, к какому виду аренды относятся вышеперечисленные договоры?
2. Что такое справедливая стоимость арендных платежей? Как определить справедливую стоимость?
3. Как в бухгалтерском учете бюджетного учреждения (передающей стороны) отразить рассматриваемую хозяйственную ситуацию?

ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции по договорам безвозмездного бессрочного пользования отражаются в соответствии с положениями СГС «Аренда». При этом решение об отнесении договоров безвозмездного бессрочного пользования к тому или иному виду аренды должно основываться на профессиональном суждении должностных лиц и принимается учреждением самостоятельно.
Понятие «справедливая стоимость» закреплено в п. 52 СГС «Концептуальные основы» и для данной ситуации определяется методом рыночных цен.

Порядок передачи собственности

Даже если сделка не предполагает особых сложностей при регулировании отношений с ссудополучателем, рекомендуется оформлять договор. в котором фиксировать договоренности, которые касаются передачи собственности. Заключение договора убережет от недомолвок и претензий, заведомо определяя правовое поле для взаимоотношений.

Чтобы документ имел силу, необходимо проследить, чтобы все существенные моменты были оговорены в его пунктах. В противном случае заинтересованная сторона сможет признать его недействительным.

Подписание договора безвозмездной передачи сопровождается фактическими действиями по факту, с отражением события в приемопередаточном акте, с указанием даты начала пользования и описанием состояния объекта (дефекты, выявленные особенности).

Бухгалтерский учет льготной аренды в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

Поступление в соответствии с договором нефинансовых активов, относящихся к операционной аренде на льготных условиях, в безвозмездное срочное пользование отражается учреждением (пользователем) нефинансовых активов по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами» и кредиту счета 0 401 401 82 «Доходы будущих периодов от безвозмездного права пользования» в сумме справедливой (рыночной) стоимости на срок пользования передаваемых нефинансовых активов (п. 41.1 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, п. 67.3 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н).

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 и редакции 2 данная операция отражается документом Принятие к учету прав пользования ОС, НПА.

Начисление амортизации на объекты учета права пользования имуществом, полученные учреждением в безвозмездное пользование, относящиеся к операционной аренде, осуществляется в размере ежемесячных арендных платежей и отражается бухгалтерскими записями (п. 19 Инструкции № 162н, п. 26 Инструкции № 174н):

Дебет 0 401 20 224 «Расходы на амортизацию прав пользования активом» Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 40 000 «Амортизация прав пользования активом».

Одновременно в той же сумме отражается бухгалтерскими записями отнесение на финансовый результат текущего периода отложенных доходов от получения права пользования активом (по договорам аренды на льготных условиях):

Дебет 0 401 40 182 «Доходы будущих периодов от безвозмездного права пользования» Кредит 0 401 10 182 «Доходы от безвозмездного права пользования».

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» данные операции отражаются документом Начисление амортизации прав пользования ОС, НПА.

Обратите внимание, с 01.01.2019 согласно Порядку применения классификации операций сектора государственного управления (утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, в редакции приказа Минфина России от 30.11.2018 № 246н) для отражения доходов от льготной аренды применяются следующие коды КОСГУ:

  • 182 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным организациями (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)»;
  • 185 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным организациями государственного сектора»;
  • 186 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным сектором государственного управления»;
  • 187 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным иными лицами».

Исключительные сделки

Недвижимым имуществом имеет ряд ограничений. В ст. 607 ГК присутствуют ссылки на специальные законы по отдельным условиям заключения сделки. В частности, речь идет о возможности установления перечня объектов, бесплатная аренда которых ограничена, запрещена или осуществляется по особым правилам. В п. 2 указанной нормы предусматривается установление специального режима для земельных участков и иных обособленных природных комплексов. Такие законы, ссылки на которые присутствуют в статье, обладают исключительным характером. Уже в силу этого они к договорам безвозмездной передачи относиться не могут, если не содержат соответствующих указаний. Учитывая не исключаются, на первый взгляд, противоречивые ситуации. Так, например, предметы, аренда которых запрещена, могут быть переданы в бесплатную эксплуатацию. Более того, при определенных условиях в сделке могут участвовать Такие ситуации обуславливаются тем, что безвозмездное пользование недвижимым имуществом или иными средствами предполагает ограниченные правомочия по отношению к вещам, в сравнении со срочной эксплуатацией за плату.

Тот факт, что предоставление объекта по ссудному соглашению производится безвозмездно, требует ограничить в некоторых случаях возможность его заключения. По общим правилам, запреты направлены на обеспечение защиты интересов не только субъекта, вступающего в сделку, но и других лиц. В качестве последних главным образом выступают кредиторы, а также участники товариществ и прочих хозяйствующих обществ. Один из запретов присутствует в ст. 690 ГК. Нормой не допускается предоставление коммерческой организацией в безвозмездное пользование предметов лицу, которое является ее учредителем, руководителем, участником, членом контрольного или административного органа. Это обуславливается тем, что указанные субъекты могут косвенно либо прямо повлиять на формирование воли самого общества. Например, оказать воздействие на ссудополучателя заключить соглашение, направленное на получение выгоды лицами, приведенными в ст. 690, п. 2, вопреки интересам предприятия, с которым они связаны. В таких случаях будет учитываться характер сделки, заведомо не соответствующий основной цели организации. Кроме этого, ограничения могут относиться к представительству. 37 статья ГК пунктом вторым предоставляет попечителям и опекунам достаточно широкие возможности по распоряжению объектами, принадлежащими подопечному. Однако при этом устанавливается перечень сделок, которые могут совершаться или на которые представители могут давать согласие только при наличии разрешения от госоргана.

Случаи неприменения стандарта «Аренда»

В соответствии с положениями, предусмотренными пунктом 8 Стандарта «Аренда»:

Выдержка из документа

«Объекты бухгалтерского учета, возникающие при передаче государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование, классифицируются для целей настоящего Стандарта в качестве объектов учета аренды.»

Учет на забалансовых счетах в 1С. Бюджетный учет

В соответствии с положениями п. 29.2 и п. 30.2 СГС «Аренда» на финансовый результат текущего периода с обособлением на соответствующих счетах аналитического учета Рабочего плана счетов субъекта учета в течение срока пользования имуществом равномерно относятся:- предстоящие доходы от предоставления права пользования активом;- отложенные расходы по упущенной выгоде от предоставления права пользования активом.Учитывая изложенное, а также положения Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, передача казенным учреждением части помещения по договору безвозмездного пользования при операционной аренде отражается проводками:1. Увеличение забалансового счета 26- отражена информация о передаче части объекта в безвозмездное пользование по стоимости, указанной в акте передачи;2.

СГС «Концептуальные основы…» при определении справедливой стоимости используются документально подтвержденные данные о рыночных ценах, полученные субъектом учета от независимых экспертов (оценщиков), либо сформированные субъектом учета самостоятельно путем изучения информации о рыночных ценах, размещенной в открытом доступе. Также конкретный порядок определения рыночной цены при получении имущества в безвозмездное пользование может быть принят на уровне учредителя бюджетного учреждения.СГС «Аренда» предусмотрены два вида аренды: операционная и финансовая (неоперационная). Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета финансовой и операционной аренды различен.
Соответственно, прежде всего необходимо определить, к какому виду аренды будет отнесен конкретный договор.

В.Л. Киселева,
эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»

Приказами Минфина России от 31.03.2018 № 64н, 65н, 66н и 67н внесены изменения в Инструкции № 157н, 162н, 174н и 183н. Поправки обусловлены вступлением в силу федеральных стандартов бухучета. Появились новые счета бухгалтерского учета, а также изменился порядок применения уже существующих. Новыми редакциями Инструкций по применению планов счетов установлены корреспонденции, которые надо применять для учета по Стандарту «Аренда».

Можем сообщить, что в оперативное управление передается имущество учреждению от учредителя или из казны соответствующего уровня бюджета. Т.е. в Вашем случае, передачу имущества из бюджета субъекта РФ в федеральный бюджет следует рассматривать как межбюджетную передачу.

Поэтому если передающая сторона не является учредителем для бюджетного учреждения, то рекомендуем вопрос о получении имущества в оперативное управление согласовать с Вашим учредителем. Обоснование Как арендатору отразить в учете получение имущества по договору аренды Классификация объектов аренды Стандарт «Аренда» впервые вводит классификацию объектов учета аренды.

Стандартом предусмотрено отражение в составе объектов основных средств (на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства») материальных ценностей независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенных для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования) в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета, являющихся активами в соответствии с критериями, установленными СГС «Концептуальные основы».

Безвозмездное пользование помещениями и земельными участками, принадлежащими государству

Согласно с п. 1 ст. 689 ГК РФ договор безвозмездного пользования предполагает передачу объекта в безвозмездное пользование одной стороной к другой (ссудодателем к ссудополучателю), последний, в свою очередь, принимает на себя обязательство по возврату предмета соглашения в том же состоянии, в каком он был получен с учетом естественного износа. Объектом договора безвозмездного пользования может выступать имущество:

  • входящее в состав государственной казны;
  • закрепленное за унитарными предприятиями на условиях оперативного управления;
  • закрепленное за бюджетными, казенными и автономными учреждениями на условиях оперативного управления.

Безвозмездное пользование

Безвозмездное пользование объектами недвижимого имущества является отдельным правовым институтом, регламентированным ГК РФ. О том, кто и на каких основаниях приобретает право безвозмездного пользования, как правильно составить договор безвозмездного пользования жилым или нежилым помещением для физических и юридических лиц – читайте в нашей статье. Передача имущества в безвозмездное пользование, на сегодняшний день, ситуация довольно распространенная. Предметом договора о безвозмездном пользовании может выступать, как движимое, так и недвижимое имущество. принадлежащее на правах собственности государству, муниципальным организациям, коммерческим предприятиям или физическим лицам. Так или иначе, российское законодательство предусматривает правовую ответственность за соблюдение требований правовых актов и норм.

Какими налогами облагается безвозмездная передача имущества?

Обращайтесь за консультациями к нашим менеджерам! Безвозмездная передача имущества, как установлено действующим законодательством, оформляется договором дарения. В соответствии со ст.572 НК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. Рассмотрим порядок налогообложения операций по безвозмездной передаче имущества с двух сторон: в учете принимающего имущество (имущественные права) и передающего (при взаимоотношениях между юридическими лицами, физическими лицами, а также между работодателем и работником). Налог на прибыль В соответствии с п.2 ст.248 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги). При безвозмездном получении имущества организацией в налоговом учете стоимость полученного безвозмездно имущества относится к внереализационным доходам.

Возможности безвозмездного пользования муниципальным имуществом

Безвозмездное пользование муниципальным имуществом предоставляет ряд возможностей для организаций и предпринимателей. Рассмотрим основные из них:

  1. Получение помещения для ведения бизнеса. Муниципальные организации могут предоставлять помещения в аренду по безвозмездному договору для организации предпринимательской деятельности. Это позволяет сэкономить средства на аренде и создать благоприятные условия для развития бизнеса.
  2. Получение оборудования и техники. Муниципалитеты могут предоставлять предприятиям и организациям безвозмездно станки, машины, инструменты и другое оборудование, необходимое для осуществления их деятельности. Это позволяет снизить затраты на приобретение и обновление техники.
  3. Получение финансовой помощи. В рамках безвозмездного пользования муниципальным имуществом, организации могут получить ссуду от муниципалитета. Это позволяет получателю средств осуществлять свою деятельность без необходимости привлечения дополнительных финансовых ресурсов.
  4. Получение налоговых льгот. Организации, пользующиеся муниципальным имуществом безвозмездно, могут быть освобождены от уплаты определенных налогов. Например, они могут быть освобождены от уплаты налога на имущество организаций или налога на прибыль.
  5. Получение поддержки при переквалификации. Муниципальные организации могут предоставлять безвозмездную помощь предприятиям и предпринимателям при переквалификации работников или обучении новых кадров. Это позволяет организациям адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям и повысить свою конкурентоспособность.

Таким образом, безвозмездное пользование муниципальным имуществом предоставляет широкие возможности для развития бизнеса и получения поддержки от муниципалитета. Важно учесть правила и условия, установленные муниципалитетом, и соблюдать их во время использования муниципального имущества.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *