Ответственность за грубый дисциплинарный проступок военнослужащего

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за грубый дисциплинарный проступок военнослужащего». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Составление протокола о грубом дисциплинарном проступке является одной из важных процедур военного разбирательства. Для правильного выполнения этой задачи часто требуется консультация юриста, особенно когда дело касается сложных дисциплинарных нарушений.

Составление протокола о грубом дисциплинарном проступке

Протокол о грубом дисциплинарном проступке составляется в случае совершения военнослужащим действий или бездействия, которые нарушают военный дисциплинарный устав и поведение. Этот документ фиксирует факты проступка, устанавливает его характер и дает основания для дальнейшего расследования и принятия мер дисциплинарного воздействия.

В составлении протокола о грубом дисциплинарном проступке участвуют уполномоченные лица, включая юриста, который помогает определить нарушение закона и оформить соответствующие пункты протокола. Протокол должен быть четким, ясным и содержать все необходимые данные для последующего рассмотрения и решения вопроса о наказании.

  1. Общий правовой статус — это система прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, закрепленная в Конституции Российской Федерации. Общий правовой статус является единым и равным для всех военнослужащих.
  2. Специальный (родовой) правовой статус фиксирует особенности положения военнослужащих и характеризует «групповые» возможности военнослужащих как субъектов права. Специальный правовой статус военнослужащих состоит из особых (дополнительных) прав и обязанностей, характеризующих отдельную группу субъектов права — военнослужащие.
  3. Специальным правовым статусом военнослужащего является его особое правовое положение как в обществе, так и в государстве, которое посредством системы специальных норм, предусмотренных в общегражданском и военном законодательстве, регулирует права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащего.
  4. Органы военного управления способны воздействовать на правопорядок в армейской среде, в том числе в вопросах устранения негативных явлений в армии, посредством следующих элементов противодействия грубым дисциплинарным проступкам военнослужащих: превентивное разрешение криминогенных ситуаций в воинских коллективах; профилактика насильственных установок, формирование гуманных установок и навыков у военнослужащих; идеологическое и материальное стимулирование оздоровления семейного образа жизни военнослужащих; комплексное правовое информирование о способах предупреждения правонарушений военнослужащих и их профилактика; рекомендации средствам массовой информации по сокращению пропаганды криминогенных факторов в войсках; проведение военно-научных криминологических исследований; реализация федеральной целевой программы предупреждения правонарушений, особенно грубых дисциплинарных проступков в войсках.

Винить нельзя. Помиловать?

Нельзя считать дисциплинарным проступком то (без)действие, которое было совершено:

  • в рамках реализации обязательного приказа или команды руководства;
  • в процессе самозащиты или защиты прочих лиц, а также законных интересов граждан или государства от объективно опасных событий. Важно не допустить превышения предела необходимого уровня обороны.
  • при задержании преступников для передачи властям;
  • при объективной необходимости для устранения опасности, угрожающей данному военнослужащему, иным лицам или установленному общественному порядку, если опасность невозможно было устранить иначе;
  • при доказанной пользе для общества. Риск обоснован при невозможности предотвратить неприятное событие иными путями, а необоснованным — когда совершаемое действие сопряжено с угрозой для чьей-либо жизни и это известно заранее;
  • в результате принуждения, вследствие которого служащий не мог полноценно распоряжаться собой.

В исключительных случаях, когда проступок скорее формальный, чем фактический, командир или суд могут и вовсе освободить служащего от дисциплинарной ответственности.

Оформление дисциплинарного взыскания

Ответственными за соблюдение работниками предприятия трудовой дисциплины, надлежащее и своевременное оформление дисциплинарных проступков обычно являются руководители структурных единиц (отделов, участков, цехов, служб, управлений, филиалов). Но они, как правило, имеют недостаточную грамотность в области оформления таких документов. Данный пробел можно восполнить по-разному. Можно каждый раз привлекать для этого специалиста кадровой службы или службы ДОУ (документационного обеспечения управления). А можно разработать памятку для руководителей структурных подразделений, которая бы содержала образцы необходимых документов с комментариями по их оформлению. Итак, при обнаружении факта совершения дисциплинарного проступка в идеале следует :

  • немедленно принять меры к пресечению совершаемого проступка,
  • оформить соответствующий акт
  • сообщить о выявленном факте своему непосредственному руководителю, а при необходимости в другие службы предприятия (юридическую, отдел охраны труда и техники безопасности, службу безопасности и др.).

Согласно правилам, действующим в компаниях, после выяснения непосредственным руководителем всех причин нарушения трудовой дисциплины руководитель должен направить должностному лицу следующие документы :

  • служебную записку с изложением сути дисциплинарного проступка;
  • письменное объяснение лица, совершившего нарушение трудовой дисциплины;
  • письменные объяснения (докладные, служебные записки) лиц, причастных к совершению или обнаружению факта совершенного проступка;
  • график рабочего времени или копию приказа о режиме рабочего времени;
  • другие документы, необходимые для принятия решения о наложении дисциплинарного взыскания и (или) применения мер материального воздействия (должностные инструкции, выписки из ЕТКС, копии нормативных документов, требования которых были нарушены, протоколы медицинского освидетельствования, акты фиксирующие факт нарушения, например, о появлении на работе в состоянии алкогольного опьянения или акт отсутствия на работе и т.п.).

При подготовке проекта приказа о наложении дисциплинарного взыскания следует помнить, что часто в проверке нуждаются факты, которые кажутся очевидными. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания и (или) меры материального воздействия лучше разделить на три части :

  • описательную,
  • мотивировочную,
  • резолютивную.

В описательной части приказа необходимо кратко описать, в чем выразился дисциплинарный проступок, допущенный конкретным работником.

В мотивировочной части должны быть указаны все документы, послужившие основанием к наложению дисциплинарного взыскания, с указанием их реквизитов. Это могут быть пункты должностной инструкции, рабочей характеристики, которые нарушил работник, служебные записки, акты, протоколы с указанием их исходящего (или регистрационного) номера и даты.

Почему правительство предложило запретить военнослужащим публиковать о себе информацию в интернете

Поддержала позицию суда первой инстанции и судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда, куда обратился с жалобой представитель Георгия Варламова. «Доводы автора жалобы судебная коллегия находит основанными на неправильном понимании норм действующего законодательства»,— говорится в апелляционном определении.

Читайте также:  Проезд на красный свет светофора наказание 2024 по камере

Там же отмечается, что в вину истцу поставлено «не наличие у него телефонного аппарата сотовой связи, а электронного изделия, в котором могут храниться аудио-, фото-, видеоматериалы».

Напомним, что совсем недавно в аналогичную историю попал и офицер контрразведки ФСБ Михаил Самохин, застигнутый, вопреки приказу директора ФСБ Александра Бортникова, в спецпомещении сразу с несколькими смартфонами (см. “Ъ” от 11 октября). Подполковнику сначала также объявили строгий выговор, а затем отказались продлевать с ним контракт. Попытка офицера опротестовать наложенное на него дисциплинарное взыскание успехом тоже не увенчалась.

§ 2. Дисциплинарная и административная ответственность военнослужащих*(192)

1. Дисциплинарная ответственность военнослужащих.Условием высокой организованности и боеспособности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Российской Федерации является воинская дисциплина, правила которой строго соблюдаются всеми военнослужащими. Служить одним из важнейших активных средств укрепления воинской дисциплины призвана дисциплинарная ответственность военнослужащих.

Под дисциплинарной ответственностью военнослужащих понимается обязанность военнослужащего претерпеть предусмотренные законом меры дисциплинарного взыскания за нарушение воинской дисциплины или общественного порядка (воинские дисциплинарные проступки). Юридический институт дисциплинарной ответственности военнослужащих предусмотрен ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих», но регламентация применения этого вида ответственности содержится в ДУ ВС РФ. При этом необходимо иметь в виду, что положения данного Устава распространяются также и на военнослужащих других войск, воинских формирований и служб, в которых предусмотрена военная служба.

Как следует из определения, дисциплинарная ответственность военнослужащих имеет своей целью охрану воинской дисциплины и правопорядка, борьбу с их нарушениями, оказание воспитательного воздействия на других военнослужащих.

Основаниями дисциплинарной ответственности военнослужащих являются, во-первых, нормативные акты, определяющие противоправность и наказуемость дисциплинарных проступков военнослужащих (правовое основание), и, во-вторых, совершение воинского дисциплинарного проступка, т.е. виновного противоправного деяния (фактическое основание).

Дисциплинарная ответственность военнослужащих обладает всеми признаками, характерными для юридической ответственности в целом, но имеет ряд особенностей, свойственных только этому виду ответственности. Такими особенностями являются следующие:

— ДУ ВС РФ, который регулирует порядок применения дисциплинарной ответственности, не предусматривает такого видового разнообразия составов правонарушений, как, например, нормативные правовые акты, действующие в области уголовной или административной ответственности.

Дисциплинарными проступками в соответствии со ст. 48 ДУ ВС РФ являются любые нарушения воинской дисциплины или общественного порядка. Необходимо признать, что нормы указанного акта содержат определенную дифференциацию правонарушений, выделяя из их общей массы грубые дисциплинарные проступки, однако это разделение носит рекомендательный характер и при выборе вида и размера взыскания в каждом конкретном случае может лишь учитываться. Определение же степени общественной опасности конкретного дисциплинарного проступка и выбор соответствующих этой опасности средств дисциплинарного воздействия целиком возлагается на усмотрение командира (начальника);

— если гражданские лица, работающие по трудовому договору, могут привлекаться к дисциплинарной ответственности только решением руководителя предприятия (организации, учреждения), то военнослужащие привлекаются к этой ответственности любым из их командиров (начальников);

— особенностью дисциплинарной ответственности военнослужащих является также максимальная дифференциация объема прав командиров (начальников) по ее применению к военнослужащим. ДУ ВС РФ различает девять категорий начальников, различающихся по этому признаку, от командиров отделений до заместителей министра обороны;

— специфическим для рассматриваемого вида юридической ответственности военнослужащих является и то, что ДУ ВС РФ, кроме общих дисциплинарных взысканий, применяемых ко всем военнослужащим (выговор, строгий выговор), предусматривает также и специальные виды взысканий, применимых только к отдельным категориям военнослужащих в зависимости от их воинских званий (солдаты (матросы), сержанты (старшины), прапорщики (мичманы), офицеры) и формы прохождения военной службы последними (по призыву или по контракту);

— исключительно административный порядок применения дисциплинарной ответственности военнослужащих. Если в отношении других видов юридической ответственности военнослужащих в тех или иных случаях предусмотрена необходимость обращения в суд для наложения на правонарушителя соответствующего взыскания, то дисциплинарная ответственность применяется только по решению командиров (начальников).

С учетом приведенных выше особенностей состав воинского дисциплинарного проступка представляет собой следующее.

Объектом воинского дисциплинарного проступка являются общественные отношения, складывающиеся по поводу соблюдения военнослужащими правил воинской дисциплины и общественного порядка, т.е. порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).

Следует заметить, что под законами, соблюдения которых требует от военнослужащих воинская дисциплина, понимаются только те из них, которые регулируют военно-служебные отношения. Законы, регулирующие, например, порядок заключения и исполнения имущественных договоров, брачно-семейные отношения и т.п., не относятся к военно-служебной деятельности военнослужащих, и нарушение указанных нормативных актов нарушением воинской дисциплины не является.

Исключением из данного правила являются нарушения правил поведения военнослужащих в общественных местах, в том числе и во внеслужебное время (правила поведения при нахождении на улицах населенных пунктов, при посещении парков, учреждений культуры и иных общественных мест). Хотя эти правила распространяются как на военнослужащих, так и на всех остальных граждан, однако в соответствии со ст. 3 ДУ ВС РФ являются для военнослужащих требованием воинской дисциплины. За нарушение этих правил военнослужащие также привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Субъектом воинского дисциплинарного проступка являются военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, служб и воинских формирований, в которых организуется военная служба. Помимо этого, правила воинской дисциплины распространяются на граждан, уволенных с военной службы с правом ношения военной формы одежды, — при ношении ими этой формы.

Объективная сторона воинского дисциплинарного проступка ДУ ВС РФ четко не определяется. По этой причине для вынесения решения о привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности не имеет значения, каким способом или в какой форме (действием или бездействием) им совершен указанный проступок.

Субъективная сторона сводится к требованию наличия вины в деянии военнослужащего. При этом вина может быть представлена в форме как умысла, так и неосторожности.

Порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности. Дисциплинарная ответственность реализуется посредством применения к военнослужащим дисциплинарных взысканий. В случае нарушения военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка командир (начальник) вместо назначения виновному дисциплинарного взыскания может ограничиться напоминанием о его обязанностях и воинском долге.

При назначении дисциплинарного взыскания командир (начальник) должен учитывать, что налагаемое взыскание как мера укрепления дисциплины и воспитания военнослужащих должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины, устанавливаемых в ходе предварительного разбирательства.

В ходе разбирательства командиру (начальнику) надлежит установить:

Читайте также:  Подарок при выписке из роддома в Москве в 2024 году

— действительно ли имел место проступок;

— где, когда, при каких обстоятельствах и с какой целью он был совершен;

— в чем он выразился;

— наличие вины в действии (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами;

— каковы последствия проступка;

— обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица;

— причины и условия, способствовавшие совершению проступка.

При определении вины и меры дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, его последствия, прежнее поведение виновного, а также продолжительность его военной службы и степень знания порядка несения службы. Строгость дисциплинарного взыскания увеличивается, если проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы) и при исполнении других служебных обязанностей, в состоянии опьянения или если он имел последствием существенное нарушение порядка.

Дисциплинарная ответственность военнослужащих

47. Военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.
За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Уставом, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях. При этом к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, исправительных работ, а к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву также в виде административного штрафа.
Военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина.
Виновным в совершении дисциплинарного проступка признается военнослужащий, совершивший противоправное действие (бездействие) умышленно или по неосторожности.
Вина военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, должна быть доказана в порядке, определенном федеральными законами, и установлена решением командира (начальника) или вступившим в законную силу постановлением судьи военного суда.
Привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности не освобождает его от исполнения обязанности, за неисполнение которой дисциплинарное взыскание было применено.
Обстоятельства, смягчающие, отягчающие дисциплинарную ответственность и исключающие ее, а также учитываемые при назначении дисциплинарного взыскания, определяются Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
48. Военнослужащий, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, имеет право давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке, а в случае задержания в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка — с момента задержания, знакомиться по окончании разбирательства со всеми материалами о дисциплинарном проступке, обжаловать действия и решения командира, осуществляющего привлечение его к дисциплинарной ответственности. Военнослужащий, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, также имеет право участвовать в судебном рассмотрении указанных материалов.
49. Военнослужащий не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, в том числе в случае отказа в возбуждении или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действиях (бездействии) признаков дисциплинарного проступка.
Исполнение дисциплинарного взыскания должно быть начато до истечения срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Если исполнение дисциплинарного взыскания в указанный срок не начато, то оно не исполняется.
При привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности не допускаются унижение его личного достоинства, причинение ему физических страданий и проявление по отношению к нему грубости.
51. В целях пресечения дисциплинарного проступка, установления личности нарушителя, а также подготовки материалов о дисциплинарном проступке и обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения к военнослужащему могут быть применены следующие меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке:
доставление;
задержание;
личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем, досмотр транспортного средства;
изъятие вещей и документов;
временное отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей;
отстранение от управления транспортным средством;
медицинское освидетельствование.
Правом применения указанных мер обладают:
командиры (начальники) от командира роты, им равные и выше — к военнослужащим, подчиненным им по службе;
дежурный по воинской части — к военнослужащим, младшим или равным ему по воинскому званию, проходящим военную службу в одной с ним воинской части, в случаях, не терпящих отлагательства;
начальник гарнизона, военный комендант гарнизона, дежурный по гарнизону — к военнослужащим при несении гарнизонной и (или) караульной служб; временно находящимся в гарнизоне; находящимся вне расположения воинской части, места службы (за пределами гарнизона, в котором они проходят военную службу) без документов, удостоверяющих личность и (или) право пребывания вне расположения воинской части, места службы (в данном гарнизоне);
начальники военных сообщений на видах транспорта, начальники военно-автомобильных дорог и военные коменданты железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта) — к военнослужащим во время следования по путям сообщения;
должностные лица военной автомобильной инспекции гарнизона — к военнослужащим — водителям транспортных средств воинских частей, совершивших дисциплинарный проступок и (или) нарушение требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
старший военнослужащий — к младшему военнослужащему при нарушении последним воинской дисциплины в случае, указанном в статье 79 настоящего Устава.
52. Не являются дисциплинарными взысканиями замечание, порицание, критика поведения или указания на упущения по службе, выраженные командиром (начальником) подчиненному в устной или письменной форме.
53. В целях общественного осуждения военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок или нарушившего нормы международного гуманитарного права, по решению командира (начальника) может быть рассмотрен и обсужден: солдат и матросов — на собраниях личного состава.

Спектр возможных наказаний в армии

В отношении рядового и сержантского состава, проходящего военную службу по призыву, могут быть вынесены следующие дисциплинарные санкции:

  • выговор (простой, строгий, с занесением в карточку, без занесения);
  • наряд вне очереди (максимум может быть назначено пять нарядов);
  • лишение увольнительной на недельный срок, включая посещение праздничных мероприятий, организованных на территории воинской части;
  • снятие с должности (перевод на нижестоящую должность);
  • понижение воинского звания (для сержантов и старшин);
  • запрет на ношение нагрудного знака;
  • дисциплинарный арест по решению гарнизонного суда с отбыванием срока наказания на гауптвахте.

Разжалование в звании может быть сопряжено с переводом на нижестоящую должность. К прапорщикам и офицерам, а также личному составу, проходящему военную службу на контрактной основе, применяются:

  • выговор (простой, строгий, с занесением в личное дело, либо без занесения);
  • снятие с должности (перевод на нижестоящую должность);
  • разжалование в звании (для сержантов и старшин), офицерский состав под данное наказание не попадает;
  • реквизиция нагрудного знака;
  • предупреждение о служебном несоответствии занимаемой должности;
  • лишение части денежного довольствия (тринадцатой зарплаты, ежемесячной или ежеквартальной премии);
  • увольнение по дискредитации;
  • дисциплинарный арест по решению гарнизонного суда с отбыванием срока наказания на гауптвахте.

Процедура наложения взыскания

Применение взыскания происходит в следующем порядке:

  1. Воинский начальник инициирует разбирательство.
  2. Устанавливается факт проступка, его причины и обстоятельства, а также виновные лица.
  3. Составляется протокол о нарушении.
  4. Начальник назначает взыскание или направляет дело для рассмотрения вышестоящему руководству или в суд.

В ходе разбирательства необходимо установить:

  • событие проступка (место, время и способ его совершения);
  • причины, обстоятельства и последствия проступка;
  • наличие вины, мотивы;
  • характеристика виновных лиц;
  • наличие исключительных обстоятельств;
  • наличие отягчающих и смягчающих обстоятельств.

Если проступок совершен несколькими лицами, то устанавливается степень вины и участия каждого.

Протокол о проступке должен содержать следующие сведения:

  • ФИО, звание и должность составителя;
  • ФИО виновного, его паспортные данные, звание и должность;
  • номер воинской части;
  • перечень свидетелей проступка;
  • список доказательств;
  • объяснения виновного;
  • обстоятельства проступка;
  • перечень прилагаемых документов;
  • дата, печать и подпись командира части.

Дисциплинарные взыскания военнослужащих

Наложение дисциплинарной ответственности за проступок осуществляется в соответствии с положениями ДУ ВС. В нем зафиксированы особенности применения наказания. Если допущено нарушение, должно быть проведено расследование. Решение о необходимости его осуществления понимает командир. Если проступок был совершен в результате воздействия непреодолимых обстоятельств или виновность доказать невозможно, в протоколе проставляется отметка о результатах расследования. Командир закрывает документацию о нарушении. Наказание должно соответствовать характеру и тяжести проступка. В иной ситуации закон позволяет оспорить принятое командиром решение.

Дисциплинарный арест применяется к военнослужащему лишь в исключительных случаях и только за совершенный им грубый дисциплинарный проступок. Если грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного ареста.

Дисциплинарный арест за грубый дисциплинарный проступок, совершенный в период отбывания дисциплинарного ареста, назначается путем частичного или полного сложения сроков ареста. В этом случае непрерывный срок нахождения военнослужащего под дисциплинарным арестом не должен превышать 45 суток.

  • объявлен без проведения разбирательства;
  • при объявлении не были учтены пояснения нарушителя;
  • нарушен месячный срок объявления СВ с момента совершения проступка;
  • не учтены смягчающие обстоятельства и факторы, освобождающие от ответственности;
  • нарушен порядок объявления СВ;
  • СВ наложен за проступок, когда к военнослужащему уже применялось ДВ.
  • Если с момента, как был совершен проступок, прошел год;
  • Военнослужащий нарушил дисциплину, выполняя приказ командира;
  • Если нарушитель оборонялся (не превышая допустимые пределы);
  • При действиях, необходимых для задержания преступника (если только невозможно было принять другие меры);
  • Если возникла острая необходимость (без превышения допустимых пределов);
  • В условиях чрезвычайных ситуаций или обоснованного риска;
  • Если военнослужащего заставили нарушить дисциплину;
  • Если виновный уволен с военной службы.

Об обязанностях и дисциплинарной власти

Наказания, которым может подвергаться военнослужащий, необязательно должны иметь административное или уголовное основание. Большинство взысканий, применяемых к личному составу, касаются нарушения воинской дисциплины и неисполнения воинских обязанностей.

К основным обязательствам человека в погонах относятся:

  • верность Церемониальной клятве (присяге) и основному Закону Государства (Конституции);
  • четкое исполнение приказов;
  • следование уставным правилам;
  • уважение к командирам и военачальникам;
  • строгая сохранность информации, касающейся государственной тайны;
  • укрепление боевого товарищества;
  • достойное поведение;
  • безупречный вид обмундирования.

Дисциплинарной властью, то есть правом принятия решения о наказании и поощрении, наделены командиры подразделений. Правами, предоставленными нижестоящим начальникам, всегда обладает и вышестоящее командование. Взыскания, налагаемые на подчиненных, являются методом воспитательной работы.

Его основные функции заключаются в следующем:

  • осознание проступка;
  • несение наказания, соответствующего провинности;
  • профилактика нарушений воинской дисциплины.
  • развитие одного из ключевых качеств воина – самодисциплины.

Взыскания в армии подразделяются на несколько видов, и накладываются по принципу: одно нарушение – одно наказание. То есть, к бойцу не может быть применено несколько видов взысканий за одну и ту же провинность. Применение конкретного вида дисциплинарного взыскания военнослужащих зависит от степени тяжести совершенного проступка.

Анализ поощрений и взысканий ведется в каждом подразделении в виде картотеки. Ознакомиться со сведениями, занесенными в служебную карточку, можно раз в полгода, под роспись. При повышении в звании, данные о наложенных взысканиях аннулируются, вместе со старой служебной карточкой.

В новую карточку заносится информация о вынесенных поощрениях.

Процедура привлечения к ДО

Порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности регламентирован гл.4 ДУ ВС. В соответствии с этой нормой при выявлении нарушений командование должно действовать следующим образом:

  • в установленном ст.28.7 ФЗ ОСВС порядке применить меры обеспечения производства по делу о ДП;
  • провести в указанный срок разбирательство (по обычным нарушениям в письменном или устном виде, по ГДП — обязательно письменно);
  • по результатам разбирательства командир накладывает на нарушителя ДВ в пределах своих полномочий, если наказание, предусмотренное за данный проступок, выходит за рамки компетенции непосредственного командира, то последний должен доложить в течение 10-ти дней вышестоящему командиру о его совершении;
  • виновника ознакомляют с принятым решением, и заносят сведения о взыскании в служебную карточку.

Проступки военнослужащих

Грубые дисциплинарные проступки военнослужащих представляют собой нарушения порядка, совершаемые при исполнении военных обязанностей. Виды проступков могут быть разными: от простых нарушений регламента до серьезных преступлений.

Военнослужащим за совершение дисциплинарного проступка возможно наложение дисциплинарных взысканий. Однако, существуют обстоятельства, исключающие возложение ответственности или смягчающие наказание. Для этого установлен перечень смягчающих обстоятельств, которые могут быть учтены при разбирательстве дела и наложении дисциплинарных взысканий.

Смягчающие обстоятельства могут снять или «смягчить» наказание, которое возлагается на военнослужащих за грубые дисциплинарные проступки. Однако, это не означает полное освобождение от ответственности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *