Изъятие земли для государственных и муниципальных нужд в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изъятие земли для государственных и муниципальных нужд в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Со дня принятия и в течение 3 лет действует решение об изъятии, которое возможно обжаловать в суде по закону. Есть у собственника право обжаловать возможность построения в другом месте гособъектов, обоснованность и сам факт решения, ну и конечно условия выкупа (пп. 13, 14 ст. 56.6 ЗК РФ).

Как происходит изъятие земли в пользу государства?

Но сначала орган, планирующий изъять участок, обязан узнать о его собственнике и направить в Росреестр соответствующий запрос. Правила прописаны в статье 56.5 Земельного кодекса (п. 10).

Зарегистрировавшим право собственности на землю до 1998 года и до появления единого Росреестра (ЕГРН) стоит помнить, что велика вероятность появления по этой причины проблемы с вычислением вас в качестве собственника. А в таких случаях для права признания собственности Российской Федерации уполномоченный орган обратится в суд.

Во избежание этого и судебных разбирательств следует проверить ваши права по информацию ЕГРН. Она будет точно зафиксирована, если право было зарегистрировано после 1998 года.

Если же право собственности у вас возникло по годам раньше 1998 года, закажите на свой участок и дом выписку из ЕГРН. Собственник может обратиться в отделение Росреестра, МФЦ или на сайте Росреестра заказать в электронном виде выписку с ЕГРН. Электронная выписка, как правило, дешевле обычной (250 рублей). А обычная в письменном виде выписка стоит 400 рублей, и в течение 3 рабочих дней документ будет готов.

При отсутствии информации о праве собственности в ЕГРН подавайте заявление для регистрации в МФЦ или на регистрацию ранее учтенного права в Росреестре. Обязательно оплатите 350 рублей (пп. 24 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Существует дополнительный вариант, как позаботиться заранее о собственных интересах – это подача на земельные участки заявления об учете прав. Придется внимательно отследить на сайте региона и муниципалитета официальное извещение про изъятие земель. Как только заметили, так сразу подать заявление, а куда именно и когда, будет расписано в публикации (пп. 4 п. 5 ст. 56.5 ЗК РФ).

Как только будет установлена информация о собственниках, орган власти принимает решение об изъятии. И там указывают все изымаемые земельные участки с расположенными объектами недвижимости на них, а также ссылка на документы и цель изъятия (п. 4 ст. 56.6 ЗК РФ).

В течение 10 дней после принятия о своем решении обязан сообщить уполномоченный орган: распространить информацию в СМИ, разместить на официальном сайте, направить копию правообладателям изымаемой недвижимости и копию в Росреестр.

Основания для изъятия

Если лицо имеет землю на праве собственности, в наследуемом владении или в бессрочном пользовании, то оно должно знать – участок могут изъять, то есть “забрать” себе орган местного самоуправления, субъект РФ или государством в целом.

В стат. 49 ЗК РФ указаны правила и законы 2024 года относительно рассматриваемой тематики. Там сказано, что изъятие осуществляется только в исключительных случаях и при наличии следующих оснований:

  • если изъятие необходимо в соответствии с нормативными положениями международного договора РФ;
  • при необходимости строительства зданий, сооружений, построек и прочих объектов государственной, региональной или местной значимости (см. ниже);
  • при признании аварийного дома в качестве подлежащего сносу (п. 4 ч. 2 ст. 56.3. ЗК РФ);
  • в случае вынесения вердикта о создании либо же расширении границ особо охраняемой природной зоны (п. 1 ч. 2 стат. 56.3. ЗК РФ);
  • при необходимости проведения работ, связанных с недрами земли, в том числе, и добычи полезных ископаемых;
  • в иных случаях, установленных законодательством – например, если собственник пользуется землей не по целевому назначению или же с нарушением законодательства РФ (ст. 284, 285 ГК РФ).

Изъятие в связи со строительством важных объектов может осуществляться только в случае, если эти объекты являются:

  1. автомобильными трассами общефедерального, регионального, межмуниципального или местного значения;
  2. системами теплоснабжения, газоснабжения, электричества, горячего или холодного водоснабжения;
  3. относящимися каким-либо образом к сфере космической деятельности или атомной энергетики;
  4. оборонными комплексами, предназначенными для защиты государства;
  5. относящимися к железной дороге и всем, что с ней связано.
Читайте также:  Налог на выигрыш в лотерею в России в 2024 году сколько процентов

Пользование землей после принятия решения об изъятии, но до прекращения имущественных прав

В соответствии со стат. 280 ГК РФ, собственники участков земли и лица, владеющие ими на основании других вещных прав, обладают полномочием по владению, пользованию и распоряжению землей до даты регистрации перехода имущественных прав в Росреестре в связи с изъятием.

А это значит, что правообладатель может даже продавать, обменивать, дарить или иным образом отчуждать землю до тех пор, пока она фактически не перейдет в муниципальную, региональную или федеральную собственность.

Важно! Гражданин несет риск несения всех финансовых убытков, если со дня уведомления о принятии решения об изъятии он решит произвести неотделимые улучшения, реконструировать здания, находящиеся на участке, или иным образом “вложиться”. То есть все эти траты ему не скомпенсируют.

Порядок изъятия участка в 2019 году

Изъятию земельного участка для государственных нужд в Земельном кодексе посвящена глава VII.1. При переходе собственности государству совершается следующая последовательность действий:

  • Решение госоргана или муниципалитета в рамках полномочий (ст.56.3 ЗК).
  • Подача заинтересованной организацией ходатайства в муниципалитет (если потребность выходит за рамки прямых полномочий властных органов). Направить такой запрос имеют право подразделения естественных монополий, предприятия-недропользователи, компании, осуществляющие деятельностью, для которой требуется произвести отчуждение участка.
  • Выявление при помощи запросов в Росреестр всех лиц, чьи участки будут переданы в госсобственность, а недвижимость изъята. При необходимости информацию запрашивают в архивах.
  • Принятие официального решения, позволяющего однозначно идентифицировать отчуждаемые объекты. Одновременно изымают недвижимость, расположенную на отчуждаемой площади.
  • Подготовка соглашения об отчуждении земель и передача его на рассмотрение собственникам. Проект документа должен содержать существенные условия договора, с которыми может согласиться или не согласиться собственник.

Изъятие земли для государственных нужд: компенсация собственнику

Строительство новых линейных сооружений, в том числе и дорог, затрагивает интересы собственников земельных участков. На случай реализации такого проекта в интересах Общества по заказу государства предусмотрено возмещение при изъятии земли у их правообладателей. Цена определена вполне объективная – рыночная. Это значит, что когда строится дорога, собственник получит N-ую сумму средств. Но так закону.

На самом деле сплошь и рядом встречаются ситуации, когда уже и дорога проложена, и все ею пользуются, а собственник земли остался ни с чем: ни денег, ни участка. Это может быть связано и с низкой квалификацией чиновников, и элементарной халатностью. Результат – нарушен порядок изъятия, нет возможности на законных основаниях оформить принудительный выкуп.

Не застрахованы от подобного развития событий собственники любых категорий участков: с/х, земли промышленности, земли населенных пунктов и др. Что делать в такой ситуации собственнику недвижимости? Можно продолжать терпеть убытки, потому что участок не используется по его первоначальному предназначению.

Если возместить убытки мирным путем не получилось, то отстоять права необходимо через суд. Для этого требуется собрать документы, подтверждающие фактическое изъятие земли, рассчитать рыночную стоимость участка, обосновать убытки и недополученную прибыль.

Основания для изъятия земель

Ст. 49 ЗК РФ определяет причины, по которым органы власти могут получить право на участки, принадлежащие частным лицам. К ним относятся строительство и реконструкция следующих объектов:

  • энергетические системы общегосударственного или локального масштаба;
  • АЭС;
  • оборонные сооружения, включая системы защиты государственной границы;
  • транспортная инфраструктура, включая инфраструктуру железных дорог;
  • объекты космической отрасли;
  • обеспечение естественных монополий;
  • коммуникации общегосударственного или локального масштаба, включая электричество, газопроводы, водо- и теплоснабжение;
  • автодороги.

Основания для изъятия земли

Согласно тексту статьи № 49 ЗК РФ, земельный надел может быть изъят у собственника в пользу государства или муниципалитета, но лишь при исключительной необходимости в этом, а также при наличии следующих оснований:

  1. Выполнение соглашений международного уровня РФ.
  2. При строительстве, реконструкции объектов, имеющих важное государственное значение (федеральное и региональное), либо объектов муниципальной значимости. Но при условии всякого отсутствия иных вариантов ведения застройки, работ по реконструкции таких объектов, как:
  • объект атомной энергетики;
  • объект энергетической системы;
  • оборонный объект;
  • транспортный объект;
  • линейный объект;
  • трассы федеральные, муниципальные и региональные.
  1. При наличии иных оснований, которые прописаны в ФЗ РФ:

Ст. № 15

ФЗ от 01.12.2007 № 310 – ФЗ «Об организации и проведении зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году»

П.10, ст. № 32

Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004г. № 188 — ФЗ

П.9,10, ст. № 95

Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001г. № 136 — ФЗ

Ст. № 25.2

Закон от 21.02. 1992г. от 21 февраля № 2395 – 1 «О недрах»

Государственные органы, которые могут изъять землю

Порядок изъятия земельных наделов устанавливается текстом Гл. 7.1 ЗК РФ. Государственными органами, принимающими вердикт о факте изъятия, являются:

  1. Уполномоченный федеральных органов исполнительной власти: цель – недропользование (изъятие земли для нужд всей страны).
  2. Исполнительные органы государства субъекта РФ (при изъятии земли под региональные нужды). Это строительство региональных объектов, ведение работ по недропользованию местного уровня значимости.
  3. Местное самоуправление – для использования земли, с целью строительства на ней объектов местной значимости.
Читайте также:  Единовременное пособие на рождение в 2024 году

Любой процесс изъятия земли происходит на основании вердикта уполномоченных органов исполнительной власти (или местного самоуправления), который принимается:

  • на основании их собственной инициативы;
  • на основании ходатайства об изъятии земли, которое подала организация, указанная в п.1, ст.№ 56.4 ЗК РФ (это может быть естественная монополия, пользователи земельных недр).

Подать ходатайство об изъятии земельного надела могут:

  1. Компании, которые владеют правом на ходатайство об изъятии земли у собственника с целью использования её для нужд федерального уровня (Постановление Правительства РФ от 2015г., № 442).
  2. Государственная власть, изымающая участок с целью:
  • исполнения международного соглашения;
  • осуществления строительных и реконструкционных работ объектов государственной значимости.
  1. Предприятие государственного значения – для размещения на изъятой земле объектов федеральной (региональной) значимости, предусмотренной инвестиционной программой.

Что делать после принятия решения об отчуждении имущества?

Уполномоченные органы должны разместить информацию в СМИ и на собственном сайте, а также направить копии решений собственнику участка и организации, ходатайствующей об отчуждении участка в течение 10 дней с момента принятия решения. После этого начинается подготовка соответствующего договора, в котором будут указаны условия, на которых пройдет процедура. Типовой договор содержит следующую информацию:

  • данные о сторонах соглашения;
  • кадастровые номера реквизируемых участков;
  • цель изъятия;
  • основания отчуждения;
  • срок выполнения условий соглашения;
  • размер и порядок выплаты компенсации.

Как оспорить изъятие земельного участка в суде

Решение об изъятии может быть отменено. Например, в одном деле суд отменил решение о привлечении гражданина к ответственности за неиспользование земельного участка — мужчина доказал, что строительству объективно препятствовало обращение взыскания на заложенное имущество. Отсутствие денег на строительство дома не является основанием для освобождения от административной ответственности, однако сложное финансовое положение может быть учтено в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность.

Также при привлечении к административной ответственности необходимо учитывать время, необходимое для освоения земельного участка и обстоятельства, исключающие возможность его использования. В качестве примера обстоятельств, исключающих возможность использования земельного участка, можно сослаться на отсутствие электроснабжения, водоснабжения и водоотведения.

«Если у человека нет денег на строительство дома, необходимо в первую очередь обнести приобретенный земельный участок забором и периодически очищать землю от заросшей травы и кустарников для того, чтобы у инспекторов не было подозрений в неиспользовании земельного участка по назначению», — советуют адвокаты.

Как будет проходить процесс изъятия земли

Процесс изъятия земли вступит в силу с 1 января 2024 года и будет проходить по установленной законодательством процедуре. Согласно новым правилам, государство имеет право изъять земельные участки у частных лиц или организаций в целях реализации проектов национальной важности.

Первым шагом в процессе изъятия земли будет определение земельных участков, подлежащих изъятию. Для этого будет проводиться анализ земельных участков и составление списков объектов, которые соответствуют критериям для изъятия. Критерии могут быть различными в зависимости от проекта и региональных особенностей.

После определения земельных участков будут проводиться переговоры с владельцами этих участков. Государство будет предлагать компенсацию владельцам земли за ущерб, связанный с изъятием земельного участка. Компенсация может быть в форме денежных средств или других земельных участков, имеющих аналогичную стоимость и характеристики.

В случае отсутствия согласия на продажу земли от владельцев, государство может применить принудительные меры для изъятия земли. Это может включать в себя судебное разбирательство, в результате которого будет принято решение об изъятии земли. В этом случае, компенсация владельцам земли будет определена судом.

Подача заявлений на государственный кадастровый учет и регистрацию прав

Напомню, что сейчас подать заявление на кадастровый учет и регистрацию прав можно на бумажном носителе при личном посещении МФЦ, либо ФГБУ «ФКП Росреестра», либо отправить по почте, либо заказать выездной прием за отдельную плату. Или в электронном виде через сайт госуслуг или Росреестра.

С 28.10.2021 года будет доступна подача заявления через нотариуса при нотариальной сделке. Либо выездной прием МФЦ или ФГБУ «ФКП Росреестра» за плату.

С 01.01.2023 будет доступна функция подачи заявления через личный кабинет на сайте Росреестра или через региональные порталы государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, с января 2023 года органы государственной власти и органы местного самоуправления, страховые и кредитные организации будут запрашивать сведения, содержащиеся в Росреестре, только в электронной форме.

Через личный кабинет без электронно-цифровой подписи собственник может подать заявление на государственный кадастровый учет и регистрацию прав:

  1. В связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости;
  2. На созданный или реконструированный объект ИЖС или садовый дом;
  3. В отношении участка, который образуется путем перераспределения, находящихся в государственной или муниципальной собственности земель;
  4. В случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка;
  5. О внесении сведений в ЕГРН о ранее учтенном объекте недвижимости.
Читайте также:  Декларация НДС за 1 квартал 2024 срок сдачи

Информационное взаимодействие

С 01.01.2023 органы государственной власти и органы местного самоуправления могут направлять в Росреестр информацию:

  • Об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости;
  • О резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, об отмене решения о резервировании.

По большому счету, на обычных гражданах этот законопроект никак не отразится. А вот пострадавшими, в первую очередь, могут оказаться крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ), а также небольшие сельхозпредприятия, оказавшиеся в затруднительном финансовом положении.

Само Правительство в пояснениях к законопроекту отмечает, что в краткосрочной перспективе количество участков, изъятых по решению суда, увеличится.

При этом в 2022-2024 годах ожидается изъятие с последующей продажей на публичных торгах около 246 земельных участков, из которых 185 участков предположительно будут выкуплены регионами.

Изъять в интересах государства могут земельный участок или его часть с постройками или без оных, вне зависимости от того, на каких правах им владеет физическое или юридическое лицо: собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного (наследуемого) владения или аренды. Даже если данное пятно не фигурирует в Росреестре и Государственном кадастре, это не помешает принять решение об отчуждении собственности. «Законом прямо предусмотрено, что отсутствие у уполномоченного органа сведений о правообладателях земельных участков или об их точных границах не препятствуют реализации процедуры изъятия земельных участков», – поясняет юрист практики по недвижимости и инвестициям адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» Алексей Калинкин.

От волюнтаризма чиновников владельца недвижимости защищает исчерпывающий перечень оснований для изъятия. Он теперь четко закреплен в федеральном законодательстве. Ранее аналогичный список мог быть у каждого субъекта РФ – на случай необходимости распорядиться участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности и предоставленными лицам, например, на праве аренды. То есть новый порядок исключает региональное «творчество» в этом вопросе.

Сам перечень оснований, закрепленный в статье 49, пунктах 1 и 2 статьи 56.3 ЗК РФ, практически не изменился. Земля может потребоваться для строительства инфраструктурных объектов (дорог, мостов, инженерных коммуникаций, линий электропередачи), без которых немыслимо дальнейшее развитие территории. Но теперь уважительным поводом для начала процедуры изъятия считается не только строительство новых, но и реконструкция старых объектов государственного значения. Например, расширение региональных дорог.

Необходимые государству сети, трассы и т. д. должны быть обозначены на утвержденных документах территориального планирования и проектах планировки территории. При этом решение об изъятии принимается в течение трех лет со дня утверждения указанных документов. Впрочем, вопрос о перемене владельца земли может быть решен и без ППТ или генплана. Изъятие недвижимости можно обосновать, например, решением о создании особо охраняемой природной территории, о признании многоквартирного дома аварийным или наличием лицензии на пользование недрами.

В оценке правовых новаций нет единодушия. «Мы рассматриваем изменения в законодательстве как позитивные, поскольку процедура изъятия значительно проясняется, а защита прав собственников, как и иных правообладателей изымаемых объектов, становится более эффективной», – говорит Карина Чичканова.

Ирина Худзинская не согласна с коллегой. По ее мнению, новая процедура может быть охарактеризована как переход от взаимодействия между формально равными сторонами (государством и правообладателем) к отношениям, в которых собственник земли занимает подчиненное место. «Например, если ранее выкупная цена за участок была предметом соглашения сторон, то теперь правообладатель вправе лишь направлять свои предложения об изменении размера возмещения с приложением обосновывающих это изменение документов. А орган власти на основании этого вправе изменить проект соглашения. Но может и не изменять», – приводит пример юрист.

Противоречивые оценки не удивляют – вопрос изъятия земель для госнужд в принципе неоднозначный. С одной стороны, нередко крупные и важные инфраструктурные проекты невозможно сдвинуть с мертвой точки из-за упрямства и жадности собственников. Известно, что цены на участки, по которым должны пройти федеральные трассы, взлетают до небес.

С другой стороны, мало кто хочет однажды узнать, что через его дачный участок пройдет газопровод. И размер компенсации «за беспокойство» не всегда может показаться собственнику адекватным.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *