Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно рисовать схему ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Не всегда после оформления аварии водители сохраняют свое мнение. Иногда начинаются перевирание фактов и переиначивание обстоятельств. Схема помогает устранить все сомнения на будущее, нагляднее понимать другие документы по делу.
Ситуации, когда возможно оформление
В зависимости от обстоятельств аварии составление схемы допускается:
ситуация | кто составляет | обязательна/необязательна |
Оформление европротокола без вызова сотрудников ГИБДД | Участники ДТП | Обязательна |
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и отсутствует схема от работника ДПС | схему ДТП самостоятельно составляют участники | Рекомендовано |
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и схему составил работник ГАИ | Участники ДТП могут составить дополнительную схему | По усмотрению |
Вообще грамотно составленная схема позволяет:
- упростить работу для страховой организации в принятии решении по страховым выплатам;
- избежать разногласий при вынесении постановления по делу;
- точно воссоздать обстановку аварии при рассмотрении жалоб на постановление по административному делу;
- не допускать нечестных манипуляций фактами с чьей-либо стороны.
Ссылки на законодательные акты
- Пункты 3, 7 статья 11 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая
- Статья 11.1 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции
- Пункт 3.6. Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные Банком России от 19.09.2014 №431-П
- Постановление Правительства РФ от 01.10.2014 г. № 1002 «Об утверждении правил представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации»
- Поставление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 г. №58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
Если у Вас есть вопросы по теме статьи, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Мы обязательно ответим на все ваши вопросы в течение нескольких дней.
Последствия в случае неправильного составления схемы ДТП
Если при составлении схемы ДТП в 2023 году было нарушено хотя бы одно правило, она признается недействительной. Такой документ не примут ни в автоинспекции, ни в страховой компании, следовательно, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию за причиненный ущерб.
Вытекает неприятный вывод: в правильности составления схемы заинтересован в первую очередь тот водитель, который не является виновником аварии. Второй участник происшествия может осознанно искажать сведения или неверно оформлять свою часть документа. Поэтому в случае малейших разногласий рекомендуется приглашать на место аварий сотрудников ГИБДД, либо аварийных комиссаров.
Обратите внимание: автомобиль с прицепом считается за одно транспортное средство.
Документы для самостоятельного оформления
Понимание того, как правильно и самостоятельно оформить схему случившегося ДТП, даёт ряд преимуществ. Но также не стоит забыть, что неправильно оформленная схема признаётся недействительной
Также обращайте своё внимание на то, как всё оформлено в остальных документах
Существует определённый перечень бумаг, необходимый при самостоятельном оформлении европротокола. Он состоит из таких пунктов:
Объяснение в письменной и свободной форме. Причём его должен составлять каждый участник происшествия, случившегося на дороге.
Протокол. В нём обязательно отмечается, что речь идёт исключительно об административном нарушении
Это актуально лишь в ситуации, когда в ДТП отсутствуют пострадавшие.
В этот список также включается первичная справка о происшествии.
Не менее важной считается составленная схема, на которой оставляют свою подпись оба участника ДТП.
Если основная масса документов не вызывает особых вопросов, поскольку оформляется всё путём стандартных записей или проставления галочек, то вокруг схем ходит много споров и разговоров.
Схема действительно имеет большое значение при разбирательствах по факту ДТП, и может существенно сыграть на руку автомобилисту. Но только при условии, что всё было сделано верно, и в соответствии с актуальными требованиями.
Как грамотно оформить?
Независимо от того, кто составляет схему происшествия и заполняет необходимую информацию, все данные должны регистрироваться по общепринятым правилам. Так как малейшие ошибки и нарушения стандарта могут быть основанием для признания документа недействительным. В таком случае придется повторно зарисовывать с инспектором чертеж, но уже по памяти. Чтобы этого не произошло, следует придерживаться следующих указаний:
- Указать название «Схема ДТП»;
- Использовать следует бумагу формата А4, на ней можно крупным планом отобразить все нюансы аварии.
- Следует зарисовать полный план местности, где произошло ДТП. Это и улицы, и номера домов, и расстановка дорожных знаков;
- Указать те предупреждающие или запрещающие знаки, из-за несоблюдения которых произошло столкновение;
- Обозначать всех участников дорожного движения простыми геометрическими фигурами и подписывать буквами в алфавитном порядке (машина «А», мотоцикл «Б» и т.д.); направление движения рисуют стрелочками, а место столкновения — крестиком «Х»;
- Следует упомянуть на плане транспортные средства, которые в момент столкновения находились или продолжают находиться на дороге;
- Измерить длину тормозного пути и отметить её на рисунке;
- Указать приблизительные размеры углов столкновения.
Внизу документа следует расшифровать все схематические обозначения (буквы, стрелки). В отдельных ситуациях в плане можно зафиксировать физическое состояние водителей. Если обе стороны согласны с изображением на схеме, они ставят подпись и свои имена под документом. Кроме того, необходимо обозначить дату и максимально точное время дорожно-транспортного происшествия. Образец схемы, составленной после ДТП водителями, представлен на рисунке 1.
В каких случаях составляется схема ДТП?
Схема ДТП должна быть составлена как можно раньше, по-возможности сразу после дорожно-транспортного происшествия. Это связано с тем, что движение на участке с аварией замедлится, но не прекратится и многие важные вещественные доказательства могут быть утеряны.
Автовладелец, который хоть раз оказывался в подобной ситуации, знает, что ожидание сотрудников ГИБДД может растянуться на очень долгий срок. Исходя из этого знания, необходимо составить схему самостоятельно, до приезда специалистов, пока важные детали происшествия не были утеряны из-за движения потока машин.
Несколько вариантов дальнейших действий при ДТП:
- Не предпринимать никаких действий после ДТП. Дождаться сотрудников ГИБДД, которые в свою очередь составят схему ДТП и не зависимо от вас установят виновников аварии.
- Нарисовать схему ДТП самостоятельно. Данный вариант возможен, только если виновник аварии согласен со своим положением. Составляется подробная схема, которая заверяется подписями участников аварии. С подписанной схемой, участники ДТП самостоятельно отправляются в инспекцию, для регистрирования происшествия и получения надлежащих справок для предъявления в страховую компанию.
- Использовать оформление по Европротоколу. После самостоятельного оформления ДТП сразу же отправиться в страховую компанию, минуя очереди в инспекции (ГИБДД). Необходимо отметить, что оформление по Европротоколу имеет целый ряд особенностей и ограничений, хотя и значительно экономит время и силы всех участников ДТП и дорожного движения в зоне автомобильной аварии.
Обязательным условием для самостоятельного оформления ДТП являеются согласованные действия всех его участников. В случае, если возникают какие-либо разногласия, конфликтные ситуации и пр., необходимо дождаться сотрудников ГИБДД и разрешать ситуацию с их посредничеством.
Более того, неправильная схема – оформленная не по правилам, не будет принята ни в ГИБДД, ни в страховой компании. Именно поэтому, необходимо очень внимательно отнестись к ее составлению и последующему оформлению.
Изучение законодательства и требований
Перед тем, как начать создавать схему ДТП, необходимо изучить существующее законодательство и требования, которые касаются данного процесса. Это позволит создать точную и правильную схему, соответствующую нормам и правилам.
Для начала, необходимо изучить ГОСТ Р 52283-2004 «Схемы дорожно-транспортных происшествий. Основные положения». В этом ГОСТе описаны основные требования к составлению схемы ДТП. Схему необходимо рисовать в масштабе 1:100 или 1:200, с указанием всех необходимых деталей и элементов.
Важно помнить, что схема ДТП должна быть понятной и доступной для всех лиц, которые будут ее изучать и анализировать. Поэтому необходимо придерживаться определенных правил и рекомендаций:
- Использовать понятные и однозначные обозначения для всех элементов и деталей схемы;
- Обозначать все участники ДТП, а также их движение на момент происшествия;
- Указывать все важные параметры и факторы, которые могли повлиять на происшествие (состояние погоды, освещение, состояние дорожного покрытия и т.д.);
- Строить схему последовательно и логично, чтобы она отражала хронологию ДТП;
Кроме того, важно учесть требования законодательства, которые могут отличаться в разных регионах. Например, в некоторых регионах запрещается использовать цветные карандаши или обозначать элементы схемы цветными линиями.
Изучение законодательства и требований является важным шагом при создании схемы ДТП. Оно позволяет создать корректную и понятную схему, которая будет соответствовать всем правилам и нормам, и которая сможет быть использована для анализа происшествия и определения его причин и обстоятельств.
Во время составления схемы учитываются некоторые требования, позволяющие сформировать правильный документ, в котором будут отсутствовать ошибки. К этим правилам относится:
- вносятся сведения исключительно шариковой ручкой черного или синего цвета;
- каждый участник заполняет свою часть европротокола;
- информацию желательно вносить печатными буквами;
- если требуется внести изменения в уже составленную схему, то сначала лишние сведения зачеркиваются ручкой, после чего вносятся новые данные, а после этого ставится подпись, подтверждающая верность исправлений;
- после заполнения всех пунктов извещения надо убедиться в том, что все данные являются достоверными, после чего документ подписывается участниками ДТП.
Только если схема происшествия будет составлена по всем правилам, она без сложностей принимается работниками страховой компании, куда обращается пострадавший участник аварии для получения компенсации.
Когда документальная часть будет улажена и решены все формальности, водителю следует обратиться в страховую компанию. После этого проводится экспертная оценка автомобиля, оценивается масштаб повреждений, определяется сумма выплаты.
Есть несколько правил, которые касаются уведомления страховой по Европротоколу:
Уведомлять сотрудника не позже 5 суток после ДТП.
Европротокол надо передать менеджеру компании в офисе страховой фирмы, но важно взять от него расписку о том, что документы получены. Для этого недостаточно получить просто подпись, нужна её расшифровка с указанием должности, ещё дата и печать.
Если нет возможности самостоятельно приехать для вручения документов, то можно отправить Европротокол факсом, а оригинальный документ отправить по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения.. Подавать документы и обращаться надо только в свою страховую компанию
Подавать документы и обращаться надо только в свою страховую компанию.
Зная все особенности составления схемы ДТП, правил заполнения документов, любой водитель сможет избежать ошибок и быть готовым к разным ситуациям. Информация станет полезной любому автомобилисту, поскольку это сэкономит его время и ускорит получение компенсационных выплат.
Оформление схемы для ГИБДД
В отсутствие сотрудников ДПС запротоколировать и зарисовать место ДТП могут сами автовладельцы. В последующем документ, составленный участниками аварии, будет представлен уполномоченным представителям ГИБДД и даст возможность получить от страховой компании материальную компенсацию понесенного ущерба. Чтобы ни у страховщика, ни у полиции не возникло претензий к оформлению схемы, в ней должна присутствовать информация, отражающая следующее:
- Полные координаты места происшествия (с указанием района, населенного пункта, улицы, километра и т.п.).
- Подробное описание места ДТП.
- Перечисление особенностей разметки полотна и дорожных знаков.
- Специфику дорожной ситуации (расположенные в пределах видимости объекты дорожной инфраструктуры, прилегающие здания и другие объекты).
- Сведения о последствиях произошедшего ДТП в привязке к указанному месту.
Последовательность действий при оформлении графического изображения места аварии включает в себя такие пункты:
- вверху пишется заглавие — «Схема ДТП»;
- обозначается место, дата произошедшего и время с точностью до минуты;
- воспроизводится план местности с указанием названий прилегающих улиц (в обязательном порядке должны присутствовать изображения перекрестков, сигналов светофора на нем, трамвайных или ж/д путей, мостов, пешеходных переходов, островков безопасности и т.д.);
- обозначаются объекты, расположенные рядом с дорожным полотном (дома, столбы, заборы, газоны, зеленые насаждения);
- в виде простых геометрических фигур зарисовывается местоположение ТС в момент ДТП, они обозначаются заглавными буквами («А», «Б»), при этом должна присутствовать информация об их ориентации и направлении движения;
- место удара (соприкосновения) ТС помечается крестиком;
- изображается иной транспорт, который был причастен к ДТП (служил препятствием для движения или не позволил избежать столкновения);
- отмечаются дополнительные важные детали (тормозной путь, траектория заноса, площадь разлета осколков или деталей ТС);
- прилагается расшифровка условных знаков (какой букве соответствует тот или иной автомобиль с указанием его марки и госномера);
- указываются персональные данные очевидцев происшествия (по необходимости) за их личной подписью;
- размещается информация о составителе схемы (Ф.И.О.), а также всех участниках ДТП.
В качестве дополнения к рисунку может присутствовать более подробная схема расположения ТС (в момент столкновения и при окончательной остановке), описание погодных условий, других факторов, способствовавших возникновению аварийной ситуации, а также материалы фото- и видеофиксации происшествия.
Документ подписывается обоими владельцами пострадавших автомобилей, после чего они имеют возможность покинуть место ДТП. Если у одного из участников происшествия имеются замечания по сути схемы, он должен сделать пометку об этом в пояснении к рисунку или сделать свой вариант чертежа. Чтобы уже после подписания протокола в него не были внесены изменения – рекомендуется сфотографировать готовый вариант.
Как оформить Европротокол в 2023 году
До момента подписания Европротокола сдвигать ТС с места нельзя. Предварительно нужно также зафиксировать случившееся на снимках, сделать видеозапись. Рассмотрим еще требования, актуальные при заполнении вышеуказанного документа:
- Для внесения информации подходит обычная шариковая ручка синего цвета.
- Заполнению подлежит две стороны бланка, в минимум двух экземплярах.
- Заполнять данные следует в строгом соответствии с графами.
- Данные водительского удостоверения, номера авто вносятся в соответствии с документами.
- Графа «Другие участники» не заполняется. Ставится прочерк.
- Напротив отметок «да»/«нет», в разделе «Может ли авто перемещаться самостоятельно, ставится галочка.
- В примечании отмечается тип носителя, на котором зафиксирована авария.
- Сведения в протоколах обоих участников должны совпадать, требуется полная идентичность.
- Не составляется вовсе, если нарушены условия (более 2 участников, ущерб свыше 100 000 руб.).
- В графе «Количество раненных и погибших» ставится прочерк. А при наличии таких последствий немедленно вызывается ГИБДД.
- В строке «Свидетели» указать следует контакты минимум двух очевидцев (ФИО + номер телефона + адрес).
- По пункту «»Освидетельствование на алкоголь» ставится прочерк, так соответствующее определение может выносить только уполномоченный сотрудник.
- «Материальный ущерб другим сторонам». Строку стоит заполнять лишь в случае, когда пострадало другое имущество, стоимостью до 25 000 рублей.
- «Место первого удара», тут отмечаем часть кузова, в который пришелся толчок.
- В графе «Обстоятельства» отмечаются те моменты, что имели отношение к конкретной ситуации.
- В «Замечания» вписываются данные водителя, признавшего вину. Если участники не пришли к согласию, поле остается незаполненным.
Образец заполнения европротокола при ДТП пошагово
Чтобы получить возмещение ущерба по страховому полису важно, чтобы европротокол был заполнен правильно и в полном соответствии с действующими правилами:
- для внесения данных в бланк документа должна использоваться шариковая ручка
- вся внесенная информация должна быть читаема. Целесообразнее производить заполнение печатными буквами
- бланк извещения заполняется обоими водителями. Допустимо заполнение одним водителем при наличии личной подписи второго участника происшествия, причем на обоих экземплярах документа
- внесенные исправления должны быть заверены подписями обоих участников ДТП: виновником и пострадавшим
Заполнение бланка европротокола производится в несколько этапов. Рассмотрим более подробно на примере:
- На начальной стадии совместными усилиями определяются и вносятся в соответствующие подразделы:
- место аварии. Рекомендуется указать республику, край, область, населенный пункт, район, названия расположенных рядом улиц, номера, расположенных поблизости домов
- дата и время столкновения
- количество автомобилей – участников аварии (2)
- количество раненых и погибших (0 и 0)
- материальный ущерб, причиненный иным автомобиля («нет»)
- ущерб, причиненный иному имуществу («нет»)
- данные свидетелей ДТП (при наличии). Рекомендуется внести не только ФИО полностью, но и адрес проживания каждого человека
- производилось ли оформление с привлечением сотрудников полиции или Госавтоинспекции («нет»)
- Далее каждым водителем оформляются графы с персональными данными, в которых указываются:
- марка и модель автомашины
- идентификационный (VIN) номер
- государственный регистрационный знак
- серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства
- ФИО и адрес проживания собственника автомашины
- ФИО, дата рождения, адрес проживания, контактный телефон, серия и номер водительского удостоверения водителя, управлявшего автотранспортом в момент столкновения
- документ, подтверждающий право владения или распоряжения транспортным средством. К таким документам относятся ПТС, которым подтверждается право собственности, доверенность, путевой лист, договор аренды и так далее, подтверждающие право временного распоряжения автотранспортом
- наименование страховой компании, с которой в настоящий момент времени заключен страховой договор
- реквизиты (серия, номер и окончания срока действия) страхового полиса
- наличие дополнительного страхования автомобиля
- место получения первоначального удара при столкновении
- подробный перечень и характер полученных повреждений
- замечания (при наличии)
- подпись
Оформление европротокола
- Следующий этап – определение обстоятельств дорожного происшествия, а именно
- место нахождения каждого автомобиля в момент аварии
- наличие/отсутствие каждого водителя на месте ДТП
- движение транспортного средства по стоянке
- выезд с парковки, огороженной территории, двора и так далее
- заезд на парковку, вод двор и так далее
- двигался прямо
- движение на перекрестке
- въезд на перекресток с круговым движением
- движение в одном направлении и так далее
- После определения существенных обстоятельств ДТП составляется схема столкновения.
- Заключительный этап – заполнение оборотной стороны или второго листа, который полностью дублирует данные, указанные на первой станице. Заполнение производится каждым водителем самостоятельно. Рекомендуется указать:
- транспортное средство, воителем которого произведено заполнение
- обстоятельства происшествия
- является водитель собственником
- сведения об иных автомобилях, участвовавших в столкновении
- перечень поврежденного имущества
- может ли автомобиль продолжить движение своим ходом. В случае отсутствия такой возможности указывается место нахождения или временного хранения автотранспорта
- примечания. Например, ведение фото или видео фиксации, дополнительные обстоятельства
Как составить схему ДТП: образец и бланк
Схема ДТП – графический план произошедшего автомобильного происшествия, рисуемый от руки. Он является одним из приложений к протоколу, составляемому автоинспектором в ходе оформления аварии, и к извещению о ДТП в адрес компании-страховщика. Для правильного составления схемы, чтобы она смогла служить юридически значимым документом, следует соблюдать ряд обязательных правил.
- Схема ДТП – что это?
- Кто должен рисовать схему
- Для кого необходима
- В ГИБДД
- Страховая
- Как нарисовать схему ДТП: правила
- Информация, включаемая в схему
- Спецсимволы
- Основные рекомендации по оформлению
- Скачать бланк для составления плана ДТП
- Типовые схемы ДТП
- Ошибки при составлении схемы и их последствия
- Заключение
Требования по составлению
При составлении схемы ДТП в 2023 году необходимо придерживаться установленных требований:
- Заполнять Европротокол необходимо исключительно шариковой ручкой черного либо синего цвета.
- Рекомендуется заполнять документ печатными буквами.
- Каждый участник заполняет свою часть самостоятельно.
- Если возникла необходимость внести в схему корректировки, то сначала зачеркивается эта часть схемы (можно той же ручкой), а затем ставится подпись «исправление верно».
- Когда все пункты заполнены, участники изучают документ и после чего подписывают его на обратной стороне. После подписания Европротокола в него уже нельзя внести какие-либо корректировки. Поэтому следует максимально тщательно проверить все данные.
На портале Союза автостраховщиков даётся несколько образцов типового составления план-схем, при различных видах автомобильных аварий. Когда число участников ДТП более двух, то документы составляются отдельно для каждого водителя. Например, если один автомобиль при аварии задевает ещё несколько, то владелец каждого пострадавшего авто получает свою схему происшествия.
Когда столкновение происходит на придворовой территории (парковка, стоянка, въезд/выезд со двора), схема составляется по тем же правилам, что и при ДТП на трассе. Когда схема составляется работником автоинспекции, водителям следует следить за правильностью её оформления, своевременно давая пояснения и поправляя возможные ошибки.