Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензирование деятельности на обращение с отходами г. Москва». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Получение лицензии на обращение с отходами – сложный многоступенчатый процесс, требующий длительной подготовки. Этот процесс предполагает сбор от 24 до 60 документов, а также прохождение различных проверок надзорными ведомствами.
Какие виды работы подлежат лицензированию?
Обязательное лицензирование обращения с отходами установлено для всех видов деятельности с ними. В их число входят:
- Сбор. Он предполагает получение отходов от сторонних организаций и их накопление на территории организации.
- Обработка. Это все операции, которые могут проводиться перед утилизацией, обезвреживанием или захоронением. Например, это сортировка вручную или с использованием техники.
- Транспортирование. Для перевозки потребуется не только оформлять лицензию, но и приобретать или арендовать специальный транспорт, а также обучать персонал.
- Утилизация. Эта деятельность направлена на получение их отходов полезных компонентов, которые могут быть направлены во вторичное производство.
- Обезвреживание. Оно предполагает снижение опасности отходов для природы и человека, а также сокращение их массы. Например, к этому направлению работ относится сжигание промышленного мусора.
- Размещение. Оно предполагает длительное захоронение на специально обустроенных площадках на срок более 11 месяцев.
Лицензия на работу с отходами подтверждает, что предприятие располагает всеми требуемыми ресурсами, чтобы соблюдать установленные экологические требования.
Требования для получения лицензии на обращение с отходами в зависимости от вида деятельности
Лицензия на опасные отходы 1-4 класса выдается организациям и ИП, которые смогли подтвердить наличие необходимых ресурсов для работы с соблюдением требований безопасности. Можно перечислить общие требования для оформления разрешительного документа:
- Заключенные договоры с обученным персоналом. Сотрудники должны обучиться безопасному обращению с отходами в учебном центре и иметь подтверждающие квалификацию удостоверения;
- Получение положительного заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы, проведенной Роспотребнадзором.
Также предусмотрены специальные требования по каждому виду деятельности с промышленным мусором:
- Для сбора отходов потребуется подтвердить наличие площадки, а также зданий и сооружений, в которых будет накапливаться мусор;
- Для обработки потребуется иметь земельный участок, а также здания и сооружения с оборудованием для работы с мусором. Потребуется специальная техника для сортировки, разборки, очистки и других предварительных операций;
- Для транспортировки потребуется приобрести или взять в аренду автомобили, соответствующие требованиям для перевозки. Помимо технического оснащения, они должны быть маркированы в соответствии с нормами законодательства;
- Для утилизации потребуется объект недвижимости и специальное оборудование, с помощью которого будет проводиться переработка мусора;
- Для обезвреживания, помимо объекта недвижимости с рабочим помещением и оборудования, потребуется положительное заключение ГЭЭ;
- Для размещения отходов аналогично потребуется земельный участок с твердым покрытием, подготовленные к работе здания и сооружения, положительное заключение ГЭЭ.
Лицензирование в области обращения с отходами
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности подлежит лицензированию. Необходимость разработки определяется требованиями законодательства (ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», лицензируемые виды деятельности в сфере обращения с отходами имеют следующие определения:
- сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;
- транспортирование отходов — перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории РФ, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах;
- обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
- утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным п. 3 ст. 10 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (энергетическая утилизация);
- обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
- размещение отходов — хранение и захоронение отходов, в свою очередь: хранение — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Какие есть противоречия в новых правилах
«Ростех», «РТ-Инвест» и эксперты отраслевых бизнес-объединений обнаружили несколько противоречий в новых правилах по выдаче лицензий, которые подготовило Минприроды:
- Для того чтобы объект попал в госреестр объектов размещения отходов (ГРОРО), он должен пройти инвентаризацию, для прохождения которой необходимо указывать реквизиты полученной лицензии. «Возникает ситуация, когда застройщик не сможет получить ни лицензию на объект размещения, ни включить объект в ГРОРО. Поэтому данные документы нужно синхронизировать», — говорит представитель «РТ-Инвест».
- В части проведения государственной экологической экспертизы необходимо установить четкие критерии: что считать новой технологией и когда такая экспертиза действительно необходима, добавил представитель «Ростеха». По его словам, эта позиция госкорпорации доведена до Минпромторга.
- В проекте постановления правительства не прописано, как будет контролироваться количество мощностей у утилизаторов, если оно не указывается при получении лицензии. «Власти хотят бороться с фейковыми историями об утилизации отходов, но прописывают только сам факт нахождения мощностей в собственности, что не исключает торговли актами утилизации в количестве, превышающем эти мощности», — сказала исполнительный директор ассоциации «РусПЭК» (объединяет, в частности, Coca-Cola, Procter & Gamble, Tetra Pak и «Балтику») Любовь Меланевская.
- Механизм контроля за выполнением условий лицензий в документе также не прописан. «Запрещено нескольким лицензиатам использовать одно и то же транспортное средство. А ведь есть транспорт, который можно брать в аренду на почасовую или сдельную работу», — замечает Беляева из «Деловой России». Она предупреждает, что принятие поправок приведет к простою дорогостоящего оборудования, которое уже нельзя будет взять в аренду на небольшой срок.
- Новые правила создадут проблемы и для сделок купли-продажи мусоровозов. Сейчас не нужно уведомлять власти о таких сделках. Но если покупатель техники не уведомил о покупке техники, то ему могут отказать в получении лицензии, добавила Беляева.
Отдельные рекомендации заказчикам при формировании документации на закупку строительных работ
В закупочной документации необходимо указывать требование о наличии у участника закупки лицензии, если строительная компания в рамках выполнения строительно-монтажных работ осуществляет вывоз мусора со строительной площадки самостоятельно, и в проекте контракта не предусмотрена возможность привлечения субподрядных организаций, обладающих данной лицензией.
Строительная компания вправе привлекать специализированную организацию для вывоза мусора, данное условие должно быть предусмотрено проектом контракта. При этом в контракте рекомендуется указать, что заниматься сбором отходов непосредственно с мест их образования будет данная специализированная организация.
Контракт может содержать обязанность подрядчика организовать вывоз строительных отходов, а цена контракта может включать компенсацию затрат, которые понесет подрядчик в связи с необходимостью организации сбора и вывоза этого мусора. При этом подрядчик вправе самостоятельно определить, каким образом ему необходимо исполнить соответствующую обязанность. Он вправе вывезти строительный мусор самостоятельно при наличии соответствующей лицензии или заключить договор на оказание таких услуг со специализированной организацией, имеющей такую лицензию.
Нарушения лицензионных требований
Любое несоответствие указанным выше требованиям является грубым нарушением лицензионного законодательства. Кроме того, недопустимым является:
- допуск к деятельности по обращению с отходами лиц, которые не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV классов опасности;
-
использование объекта размещения или обезвреживания отходов I-IV классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, повлекшее за собой:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Что такое лицензия на транспортировку опасных отходов?
Лицензия на перевозку опасных отходов любого класса — документ, который выдает территориальное подразделение Росприроднадзора. Его получение разрешает осуществлять транспортировку отходов любого класса опасности вне производственной площадки, принадлежащей юридическому лицу или ИП и между разными площадками, принадлежащими одной и той же организации. Если документ выдан органом федерального уровня, то его действие распространяется на всю страну. Если нужно везти отходы в другой регион по лицензии, выданной региональным органом, то нужно направить туда уведомление.
Всегда ли нужна лицензия на вывоз отходов 1-4 класса опасности? Да, за единственным исключением, когда перевозка проходит в границах одного участка.
Отходы пятого класса опасности – это неопасные отходы, поэтому на сбор, размещение и вывоз отходов 5 класса лицензия не нужна. Но важно понимать, что, например, строительный мусор можно перевозить без лицензии, если есть доказательства его принадлежности именно к 5 классу опасности, то есть – согласованные паспорта отходов на каждый вид.
Срок действия лицензии на транспортировку отходов в 2021 году не ограничен и переоформление лицензии может потребоваться только при изменении видов деятельности или в учредительных документах организации.
Оформленная лицензия попадает в реестр лицензий по обращению с отходами, доступный на официальном сайте Росприроднадзора. Здесь можно проверить актуальность лицензии на вывоз мусора у потенциального подрядчика.
Виды деятельности: что лицензируется?
Работа по сбору, последующей утилизации, складированию мусорных отбросов регламентируется государственными органами. Издан законопроект ФЗ №458, который регулирует эту предпринимательскую сферу деятельности.
Лицензия на ТБО выдается как юридическому лицу, так и индивидуальному предпринимателю.
Законодательный акт устанавливает правила на получение документа. Лицензия на транспортировку ТБО нужна, если проводится:
- сбор твердых бытовых, коммунальных отходов 1-4 класса (ТБО и ТКО);
- уборка, отсортировка по классности; подготовка к дальнейшей переработке;
- утилизация: последующее использование, повторная переработка для дальнейшего применения, компостирование;
- ликвидация: складирование на специальных полигонах и сжигание.
Лицензия на транспортировку, обработку, размещение ТКО и ТБО выдается на вид работы и четко оговаривает функции. Если организация собирает мусорные отбросы, имеет подтверждение на сбор, она не занимается утилизацией и переработкой без дополнительного разрешения.
Как получить лицензию на отходы?
Точный расчет цены на ТБО
Так как цена на оформление зависит от перечня выбранных отходов
и цена может варьироваться от 450 тысяч рублей до нескольких миллионов
появляется необходимость расчитать стоимость лицензии!
Для получения лицензии, в том числе на транспортировку отходов, соискатель должен направить в лицензирующий орган заявление, в котором указывает:
а) виды отходов I — IV классов опасности, в отношении которых предоставляется лицензия, и виды деятельности, которую планирует выполнять: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение; б) реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ (для осуществления сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I — IV классов опасности);
в) для работ по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности — реквизиты положительного заключения государственной экологической экспертизы документации (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»); г) для работ по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности — реквизиты разрешения на строительство или разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, выданных в период с 01.01.2007 до 11.01.2009 года.
Как работает лицензия на автобус для водителей?
Лицензия на право пассажирских перевозок в автобусе в 2023 году предоставляет индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу и водителю возможность осуществлять законную деятельность. В результате процедуры в единый реестр вносятся необходимые данные о субъектах отношений, о транспортных средствах и всех показателях, контролируемых государственным органом.
Наличие лицензии на автобус возлагает определенные обязательства:
- Пользоваться только тем транспортом, который отражен в реестре.
- Следить за безопасностью дорожного движения.
- Регулярно осуществлять техосмотр (перед рейсом и сменой).
- Вести путевые листы.
- Использовать все необходимые приборы и оборудование.
- Применять спутниковую навигацию ГЛОНАСС.
- Осуществлять инструктаж работников транспорта.
- Организовывать стажировки.
- Следить за здоровьем персонала, проводить медосмотры.
В соответствии с законом у полученной лицензии нет срока действия, и ее не нужно переоформлять через определенный временной промежуток. Но санитарно-эпидемиологические органы и Росприроднадзор регулярно совершают проверки, чтобы определить, соблюдает ли лицензиат требования. При выявлении нарушений или законодательных изменениях снова требуется оформление лицензии.
Серьезными нарушениями лицензиата являются:
- допуск к деятельности с отходами, транспортировке, сбору и переработке тех, кто не имеет подготовки и необходимых сертификатов;
- использование объекта (транспорта, оборудования или помещения) с отступлениями от тех инструкций, которые получили положительный вердикт от государственной экологической экспертизы; очень плохо, если применение таких объектов стало причиной отрицательных последствий для природы;
- транспортировка, сбор и иные действия, которые осуществляются без соблюдения эпидемиологических и санитарных требований, а также несоблюдение экологических требований.
Наказание (штрафы) за отсутствие лицензии по отходам
В соответствии со статьей 8.2 КОАП России отсутствие лицензии предполагает наказания:
- для физических лиц — штраф в размерах 1000-2000 рублей;
- для должностных лиц — штраф в размере от 10 000 до 30 000 рублей;
- для ИП штраф 30 000 — 50 000 рублей или запрет деятельности на 90 суток;
- для юридических лиц — штраф 100 000 — 250 000 рублей или запрет работать на 90 суток.
В соответствии со статьей 247 ГОАП России нарушение правил с отходами и веществами, опасными для экологии, предусматривается:
- угроза здоровью либо окружающей среде — штраф до 200 000 рублей или в объеме 18-месячной заработной платы или другого дохода, или лишение свободы на 2 года, или двухлетние принудительные работы;
- те же действия, повлекшие загрязнение среды, гибель животных в массовых размерах — штраф 100 000 — 300 000 рублей или в размере зарплаты за 1-2 года, или ограничение свободы на 5 лет, или принудительные пятилетние работы;
- те же действие, приведшие к массовым заболеваниям или смерти людей — лишение свободы на 8 лет.
Порядок расторжения соглашения 2021 года
В ст. 30 ЖК РФ, регламентируется обязанность владельцев зданий соблюдать необходимое санитарное состояние на прилегающих территориях, путем обеспечения вывоза мусора при помощи оператора, обладающего лицензией по занятию такой деятельностью. Хорошо, если в районе существует несколько таких операторов. В этом варианте, можно заключить договор с одним оператором, и, если он плохо выполняет свои обязательства, то можно прекратить с ним договорные отношения и заключить договор с другим оператором.
А вот, если в районе действует лишь один РО – разорвать с ним отношения практически невозможно.
Обычно, договор с РО заключается срочным. При оформлении договора с региональным оператором необходимо непременно включить раздел, предусматривающий условия прекращения взаимоотношений.
Обычно, в типовых договорах, для расторжения договора предусматривается подача письма о таком намерении за 30 дней до завершения срока действия контракта, с отображением причин.
Законодательными нормами предоставлено право РО для рассмотрения такого заявления и принятия по нему решения. Если оператор придет к выводу, что намерение о разрыве договорных взаимоотношений является неправомерным, то заказчику направляется отказ в разрыве договора.
Обязательность лицензирования
До середины 2021 года лицензирование транспортировки отходов не требовалась. Законодатели вернулись к 2013 году, когда в сфере обращения с отходами произошли некоторые упрощения и послабления законов.
Но либерализация не дала позитивного результата, поэтому сегодня лицензирование деятельности по вывозу и другой деятельности с отходами с 1, 2, 3 и 4-го классов опасности обязательно.
Обязательность лицензирования сбора и транспортирования данного сырья обусловлена законом №99- ФЗ. Больше о лицензировании сбора мы рассказывали тут.
Заказчик или потребитель услуг имеет право потребовать от перевозчика всю информацию о лицензии:
- номер;
- срок действия;
- данные об органе, выдавшем документ.
Отсутствие лицензии является нарушением закона.
Подготовка материалов для получения лицензии
Наиболее трудоемким при подготовке пакета документов для получения лицензии является получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам в Управлении Роспотребнадзора по Краснодарскому краю:
- Предприятие-соискатель лицензии должно иметь/разработать «санитарные паспорта» на отходы, с которыми планируется лицензируемая деятельность. Паспорта разрабатываются на основании санитарных правил СП 2.1.7.1386-03 по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления в ИЛЦ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» или других сертифицированных организациях (количество организаций, имеющих право выполнять работу по определению класса опасности отходов по этим правилам в крае очень мало). Разработанные «санитарные паспорта», должны быть согласованы в «Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Краснодарскому краю».
- Экспертное заключение о соответствии санитарным правилам выдает ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае». Пакет документов для получения экспертного заключения должен содержать: заявление о выдаче Экспертного заключения, пояснительную записку «Обоснование планируемой деятельности по обращению с отходами на предприятии», (перечень отходов и видов работ), паспорта отходов по санитарным правилам, документы, приготовленные для получения лицензии (смотри раздел Перечень документов для получения лицензии). Во ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» производится документарная проверка представленных материалов и выездная проверка (зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и т.д.) на соответствие санитарным правилам, затем выдается Экспертное заключение.
- Санитарно-эпидемиологическое Заключение о соответствии санитарным правилам выдает «Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю». Пакет документов включает: заявление о выдаче Санитарно-эпидемиологического заключения, положительное Экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае», обосновывающие материалы (пакет документов, представлявшихся во ФБУЗ) передается в «Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю», которое и выдает Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которое планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами. Копия этого Санитарно-эпидемиологического заключения прикладывается к заявлению, которое соискатель лицензии подает для получения Лицензии.