Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расторжение сервитута на земельный участок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В том случае, если инициатор установления сервитута отказывается от его отмены даже несмотря на наличие объективных причин для его отмены, возможность для снятия обременений на земельные участки существует – с помощью обращения в суд.
Способы отмены сервитута
Возможность снятия обременений может производиться двумя путями:
- По взаимной согласованности. Процесс проходит в несколько этапов и заключается в следующем:
- Определение обстоятельств, влекущих возможность отмены действующего обременения. Это может сделать сторона, заинтересованная в его снятии, и оба участника;
- Заключение отдельного соглашения о расторжении сервитута. Документ должен содержать сведения о собственнике и держателе сервитута, причины установления обременения, данные об участке, основания для отмены сервитута, и подписываться обеими сторонами. Он станет определяющим фактором, послужившим основанием для регистрации юридически значимого факта;
- Обращение в уполномоченный орган с заявлением о снятии ограничений. Ими являются Департаменты и Комитеты земельных и имущественных отношений администраций муниципалитетов либо субъектов страны. Кроме заявки представляется документация, удостоверяющая правомерность заявляемых требований. Ими могут стать план эксплуатации обремененного объекта, подтверждающего невозможность его использования по прямому назначению, или доказательства того, что использование территории более не нужно. После их подачи, в течение 10 дней сотрудниками учреждения проводится проверка представленных бумаг и рассмотрение их руководителем. В срок не более тридцати дней должно быть вынесено соответствующее решение и подготовлено постановление;
- Проведение регистрационных действий по отмене установленных ограничений с получением соответствующей выписки из ЕГРП. Производятся они в Росреестре не позже 10 суток после подписания договорных обязательств или получения постановления, в реестр прав вносится соответствующая запись. Выданная по окончании процедуры выписка может использоваться в качестве доказательства, свидетельствующего о ничтожности претензий третьих лиц на действия по применению сервитута.
- Расторжение соглашения в суде. При невозможности согласовать снятие обременений по договоренности, придется пройти следующие стадии решения вопроса:
- Досудебное урегулирование возникших разногласий. Для этого потребуется составить письменное уведомление второй стороне об исчезновении причин, по которым устанавливались обременения. Документ направляется средствами почтовой связи с уведомлением о его получении;
- Подготовка заявления, определяющего возможность прекращения ограничений. Его составляет лицо, выступающее инициатором отмены обременения;
- Подача иска в судебные инстанции с приложением документации, являющейся доказательственной базой, подтверждающей возможность отмены сервитута;
- Рассмотрение дела по существу, в ходе которого изучается и анализируется представленная информация. Вынесение судебного решения;
- Заключение дополнительного документа о расторжении договора об установлении обременений либо использование судебного постановления для прекращения договорных отношений;
- Процедура регистрации снятия ограничений на основании подписанного соглашения или принятого решения судебного органа.
Для подачи заявления в судебную инстанцию и дальнейшего разбирательства, нужно собрать необходимый пакет документов:
Документы для подачи в суд |
|
1 |
Исковое заявление. |
2 |
Договор о сервитуте. |
3 |
Выписка из ЕГРН, свидетельствующая о регистрации права пользования чужим участком. |
4 |
Фото- и видеоматериалы в качестве доказательства того, что обстоятельства необходимости права пользования территорией владельца исчерпаны. Также подойдут свидетельские показания. |
Если придётся обращаться в суд?
- Для того, чтобы суд вынес соответствующее решение, владельцу земельного участка необходимо обратиться с исковым заявлением об отмене обременения. В рамках искового заявления необходимо указать, в какое время был установлен сервитут, на какой срок он устанавливался, а также по какой причине должен быть отменён.
- К такому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие законность требований об отмене сервитута. Кроме того, необходимо будет приложить и доказательства попытки урегулирования спора об отмене сервитута в досудебном порядке.
- Последним документом, который необходимо будет предоставить в суд, станет квитанция об оплате госпошлины за услуги суда. Ее сумма для физических лиц составит 300 рублей.
пользования земельным участком
Как следует из ст. 24 ЗК РФ, существует семь вариантов предоставления земельных участков в безвозмездное срочное пользование (гражданам и юридическим лицам), включая предоставление служебных наделов. Представляется логичным говорить об общих правилах прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком (в основном они предусмотрены ГК РФ) и особенностях прекращения права пользования служебным земельным наделом.
Общие правила заключаются в том, что договор может быть прекращен по истечении его срока либо расторгнут досрочно в добровольном (при отказе от участка) или принудительном (судебном) порядке. Основания для расторжения указаны в ст. 698 ГК РФ и конкретизированы п. 2 ст. 45 ЗК РФ, причем последние не все применимы к прекращению права безвозмездного срочного пользования (например, в силу п. 2 ст. 388 НК РФ не признаются плательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования). Каждая из сторон договора вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения. Если иное не предусмотрено договором, ссудополучатель вправе во всякое время отказаться от договора, заключенного с указанием срока (ст. 699 ГК РФ). Срок договора безвозмездного срочного пользования в ряде случаев прямо указан в ЗК РФ. Например, согласно п. 3 ст. 30 ЗК РФ предоставление участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения в безвозмездное срочное пользование на срок их строительства.
Безвозмездное срочное пользование служебным наделом является частным случаем данного договора и имеет определенную специфику. Дня прекращения данного права действует не только общий порядок, предусмотренный ГК РФ и ЗК РФ для остальных случаев безвозмездного срочного пользования, но и специальные правила, указанные в п. 2—6 ст. 47 ЗК РФ. При этом, безусловно, на правообладателей служебных наделов распространяются общие требования п. 2 ст. 45 ЗК РФ в части обязанности использования участков по целевому назначению, с соблюдением экологических требований и т.д.
В отличие от большинства других сроков безвозмездного срочного пользования, исчисляемых месяцами и годами, окончание срока пользования служебным наделом связано с прекращением трудовых отношений работника (кроме случаев выхода на пенсию), причем предусматривается сохранение права пользования наделом членов семьи работника, определяемого (если их несколько) по соглашению между ними. Это право члены семьи получают при призыве работника на действительную срочную военную службу или альтернативную службу (на весь ее срок), поступлении работника на учебу (на весь срок обучения в образовательном учреждении), гибели работника в связи с исполнением служебных обязанностей. Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия. В случае увольнения работника вне зависимости от оснований права на служебный земельный надел прекращаются, но после окончания сельскохозяйственных работ.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Назовите перечень оснований прекращения права частной собственности на земельные участки.
2. Каковы основания и порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд?
3. Назовите гарантии прав собственников земельных участков при изъятии у них земельных участков для публичных нужд.
4. Сформулируйте определение реквизиции земельных участков. Чем данная мера отличается от национализации и конфискации?
5. Каков порядок отказа собственника от земельного участка?
6. Каковы основания и порядок принудительного прекращения права землевладения и землепользования как санкции за правонарушение?
7. Назовите основания и порядок прекращения права аренды земельного участка.
8. Разъясните основания и порядок прекращения действия сервитута земельного участка.
9. Каковы основания и порядок прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком? Какие гарантии прав граждан предусмотрены при прекращении пользования служебным наделом?
Литература
1. Абузярова, Д. Ф. Изъятие земель для размещения автомобильных дорог: проблемы правоприменения и судебная практика / Д. Ф. Абузярова // Юридический мир. — 2011. — № 9.
2. Авдонина, О. Г. Принудительное изъятие земельного участка для олимпийских нужд / О. Г. Авдонина // Юридический мир. — 2011. — № 12.
3. Аверьянова, Н. Н. Принудительное изъятие земельного участка у собственника как специальная земельно-правовая ответственность / Н. Н. Аверьянова // Нотариус. — 2008. — № 2.
4. Андреев, Ю. Н. Изъятие (выкуп) земельных участков для публичных нужд / Ю. Н. Андреев // Аграрное и земельное право. — 2009. — № 6.
5. Андрианова, Е. Д. Правовой механизм изъятия земельных участков. Проверка на эффективность / Е. Д. Андрианова // Вестник гражданского права. — 2008. — № 1.
6. Бедова, Е. С. Некоторые особенности изъятия земель для государственных нужд (на примере города Сочи) / Е. С. Бедова // Л фарное и земельное право. — 2011. — № 5.
7. Гаджиев, К. Т. Защита конституционных прав человека при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд / К. Т. Гаджиев // Государственная власть и местное самоуправление. — 2009. — № 3.
8. Дамбиева, Т. В. Принудительное отчуждение земельных участков для государственных нужд / Т. В. Дамбиева // Современное право. — 2008. — № 7.
9. Дихтяр, А. И. Судебная практика по делам, связанным с изъятием (выкупом) земельных участков для государственных или муниципальных нужд / А. И. Дихтяр // Право и экономика. —2008. — № 9.
10. Клейменова, Е. С. Особенности изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд у арендаторов / Е. С. Клейменова // Афарное и земельное право. — 2009. — № 6.
11. Лаврова, Ю. Прекращение вещных прав на земельные участки в Концепции развития законодательства о вещном праве / Ю. Лаврова // Хозяйство и право. — 2010. — № 1.
12. Лукьяненко, В. Е. Основания прекращения прав на земельные участки / В. Е. Лукьяненко, Е. И. Пудлина // Нотариус. —
2009. -№ 1.
13. Мельников, Н. Н. Роль правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федера¬ции в обеспечении баланса частных и публичных интересов при ограничении и прекращении прав на землю / Н. Н. Мельников // Афарное и земельное право. — 2012. — № 1.
14. Михайлова, А. Прекращение права собственности на земельные участки, используемые с нарушением законодательства / А. Михайлова // Хозяйство и право. — 2008. — № 12.
15. Носов, А. Реквизиция земельного участка. Принудительная утрата права собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения / А. Носов // Закон и право. — 2007. — № 9.
16. Лашова, М. С. Правовые проблемы изъятия земельных участков / М. С. Пашова, Д. Б. Пашов // Афарное и земельное право. — 2010. — № 5.
17. Самончик, О. А. Понятие «государственных и муниципальных нужд» в случае изъятия земельных участков / О. А. Самончик // Афарное и земельное право. — 2011. — № 10.
18. Тимофеев, Д. Изъятие неиспользуемых земельных участков / Д. Тимофеев // Законность. — 2008. — № 9.
Существует ли плата за сервитут на земельный участок?
Да, право пользования чужим имуществом в большинстве случаев не бесплатно. В случае частного сервитута между участниками соглашения устанавливается договоренность о размере компенсационных отчислений, которые могут быть как разовые, так и ежемесячные, за весь период вмешательства на чужую территорию.
Публичный сервитут устанавливается в большинстве случаев на безвозмездной основе.
Прекращение сервитута на землю
Фактически это прекращение существующего обременения на земельное имущество, которое было установлено для обеспечения нормальной эксплуатации смежных площадей земли. Если отменяется публичный сервитут, предполагается прекращение использования чужих угодий для целей, преследующих улучшение качества жизни жителей конкретного административного образования либо нескольких.
Статьей 276 ГК РФ и ст. 48 ЗК РФ определяются основания, при возникновении которых отменяется сервитут.
Отмена сервитута на земельный участок может осуществляться, когда появляются соответствующие причины. Его инициатором могут выступать и владелец земельного объекта с ограничениями в использовании и лица, выступившие основоположниками установленного сервитута.
Порядок прекращения разного вида сервитутов отличаются не только осуществляемыми действиями, но и доказательственной базой, используемой в качестве оснований.
- Частный может отменяться в связи с:
- Утратой актуальности оснований, в связи с которыми он появился (когда без использования надела получилось достигнуть результатов, для которых обременения были установлены, и необходимость в нем отпала);
- Использовать обремененный объект невозможно по его прямому назначению.
Отмена частного обязательства по согласию участников является наиболее простым способом снятия ограничений. При проведении процедуры, необходимость подтверждать свои правомочия, сведены к нулю, а расторгнутое соглашение остается только зарегистрировать.
Невозможность достижения обоюдного решения сторон влечет расторжение договора об установлении обременений в одностороннем порядке. При этом инициатору необходимо обращаться в суд для обоснования своих правомочий на полноценное пользование земельного имущества. Но основания, по которым могут быть расторгнуты договорные правоотношения, должны сохраняться и соответствовать требованиям законодательства.
- Публичный сервитут может отменяться только в одностороннем порядке, так как решение о наложении обременения принимается государственными органами. Оно также должно быть зарегистрировано в соответствующей службе.
ВИДЫ, ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ЧАСТНЫХ СЕРВИТУТОВ
Перечень сервитутных прав, которые стороны могут предусматривать в договоре (ч.2 п. 1 ст. 274 ГК РФ):
- право прохода и проезда через соседний земельный участок,
- право прокладки и эксплуатации линий электропередач, связи и трубопроводов через чужую землю,
- право пользоваться источником воды, находящимся на соседней земле, для обеспечения водоснабжения и мелиорации (ч.1 ст.44 Водного Кодекса):
- право забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств;
- право водопоя и прогона скота;
- право использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств, (п.3 ст.64 Градостроительного Кодекса):
- право ограниченного пользования чужим (соседним) земельным участком для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации зданий, строений и сооружении, а также объектов инженерной и транспортной инфраструктур;
- право ограниченного пользования чужим (соседним) земельным участком для обеспечения проведения работ по инженерной подготовке территорий, работ по защите территорий от затопления и подтопления, устройству подпорных стен;
- право прохода, проезда через чужой (соседний) земельный участок;
- право применения проникающих на чужой (соседний) земельный участок на определенной высоте устройств при возведении зданий, строений и сооружений;
- право эксплуатации и ремонта общих стен в домах блокированной застройки.
Перечень частных сервитутов, устанавливаемых соглашением сторон, за исключением водных сервитутов в соответствии с ч.2 ст. 44 Водного Кодекса, является открытым и может быть дополнен другими видами сервитутов, в зависимости от нужд лиц, требующих их установления или собственников объектов недвижимости.
Договор между сторонами об установлении сервитута заключается в простой письменной форме и подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (согласно ст. 27 ФЗ от 21.07.1997г. № 122-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Участником договора об установлении сервитута является, с одной стороны, лицо, обремененное сервитутом — собственник земельного участка, с другой стороны – сервитуарий, лицо, в пользу которого устанавливается сервитут.
ВИДЫ, ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ПУБЛИЧНЫХ СЕРВИТУТОВ
В соответствии с действующим законодательством в установленном порядке, могут устанавливаться публичные сервитуты для:
- ограниченного пользования частью земельного участка, которая занята остающейся в собственности (залоге) недвижимости и необходима для ее использования в соответствии с функциональным назначением;
- прохода или проезда через земельный участок;
- использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
- размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
- проведения дренажных работ на земельном участке,
- забора воды и водопоя;
- прогона скота через земельные участки;
- сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
- использования земельных участков в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке,
- временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
- свободного доступа к прибрежной полосе.
Перечень указанных выше публичных сервитутов не является исчерпывающим.
Основанием для принятия решения об установлении публичного сервитута является подача в орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, далее «Уполномоченный орган», соответствующего заявления заинтересованным лицом, с приложением документа (материалы публичных слушаний), подтверждающего согласие организации или граждан (общественности), чьи интересы ограничиваются установлением испрашиваемого сервитута. К заявлению может прилагаться кадастровый паспорт, земельного участка.
В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа у него данного земельного участка. В этом случае заинтересованное лицо обращается с соответствующим заявлением в Уполномоченный орган с просьбой об изъятии, в том числе путем выкупа у него данного земельного участка с возмещением убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
Законодательная основа
Прерогативой правовой основы регулирующей отношения по сервитуту, было, есть и будет гражданское законодательство (распространяется на все виды сервитутов). Узконаправленными правовыми институтами являются земельное, лесное и водное законодательство, наименование которых говорит само за себя и распространяется исключительно на тот вид сервитута, к которому относится.
Основаниями к заключению такого вида соглашения могут быть:
- частные заявления (от физических лиц);
- акты государственных органов и органов местного самоуправления;
- судебные акты (постановления, решения, вынесенные судебным органом по заявлению одно из сторон).
Прекращение договора о сервитуте
Сделанная раньше запись погашается штампом для погашения в едином реестре прав. Запись о признании права на договор сервитута недействительным может вноситься в таких случаях:
- если его срок актуальности прекращен на основании задокументированного согласования сторон или актом госвласти, местного управления;
- если в официальную силу вступил приговор суда о признании документа о документировании обременненного права собственности неактуальным (иногда такое может быть вынесено учреждениями местного самоуправления и другими компетентными учреждениями);
- если в официальную силу вступило решение о признании раньше выданного сервитута фиктивным.
Бывает, что сервитут не утрачен и продолжает действовать. Тогда говорят о том, что он преобразован в пользу владеющим ранее лицом. В реестре делается запись о том же праве собственности, а в штампе делается установленная в подобных случаях запись.
Некоторые люди не знают, что такое сервитут на землю, и не считают за необходимое регистрировать его. Это в корне неправильно: все подобные соглашения должны регистрироваться на законных основаниях.
Основные причины для регистрации частных сервитутов
- для проезда автотранспорта/прохода людям;
- необходимо прокладывать коммуникации;
- для обслуживания и ремонта газо/электро/гидромагистралей, фасадов домов;
- возникла необходимость установки каких-то объектов на соседней земле;
- появились иные причины для установления обременения, без которого невозможно реализовывать права.
Публичный сервитут предусматривает пользование землей самим государством, муниципалитетом либо местным населением.
Наиболее распространенными причинами наложения публичных сервитутов выступают:
- необходимость проезда или прохода по территории участка, принадлежащего частному лицу (например, дорога общего пользования проходит по участку);
- проведение коммуникаций для общественных нужд;
- предоставление населению возможности использовать природный источник воды;
- исследовательские изыскания, проводимые на территории соответствующего участка;
- обеспечение свободного прохода к прибрежной зоне;
- размещение на земле знаков для проведения геодезических работ, межевания;
- выпас, прогон скота.
Как оспорить наложение сервитута
Установление обременения – сделка, предметом которой выступает пользования объектом недвижимости. Любая сделка оспаривается в судебном порядке.
Собственнику, на имущество которого налагается обременение, следует подготовить исковое заявление. Истец должен доказать, что условия, при которых возникает сервитут, лишают его возможности использования земли в своих целях.
Индивидуальный предприниматель А. обратился в Хостинский районный суд Сочи с иском к частной компании об отмене бессрочного сервитута. Суд выяснил, что через соседние участки проходит подземная сеть водоснабжения. На территории, принадлежащей А., находился инженерный узел. Обслуживание оборудования организацией существенно ограничила использование А. своей собственности.
Проведенная экспертиза показала, что инженерный объект можно переместить на участок, находящийся во владении компании. Судья отменил обременение и обязал фирму выполнить работы по перемещению.
Наложение сервитута подразумевает причинение наименьшего неудобства собственнику. При рассмотрении дела об оспаривании суды стараются добиться соблюдения баланса интересов всех участников соглашения.
Согласно п. 1 ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) (так называемый собственник господствующей недвижимой вещи) вправе потребовать от собственника соседнего (обслуживающего) земельного участка (а в необходимых случаях — и от собственника другого (соседнего) земельного участка) предоставления ему права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Подчеркнем: требования об установлении сервитута могут быть предъявлены только собственнику обслуживающего земельного участка (другого недвижимого имущества). Поэтому, если участок находится в государственной или муниципальной собственности, требование должно быть заявлено соответствующему государственному или муниципальному органу . Его нельзя предъявить лицу, которое владеет земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования . Кто вправе предъявить эти требования?
Постановление ФАС МО от 05.11.2009 N КГ-А41/10875-09.
Постановление ФАС СКО от 09.04.2008 N Ф08-254/2008.
К сведению. В силу п. 2 ст. 27 ЗК РФ в частную собственность не могут предоставляться земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте. В связи с этим согласно п. 2 ст. 274 ГК РФ обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения им. При этом обладатели сервитутов, в отличие от землепользователей, землевладельцев и арендаторов, не наделяются правами собственников земельных участков (п. 1 ст. 41 ЗК РФ). Добавим: на основании подготовленных для ГК РФ изменений собственник служащей вещи может быть лишен права пользования ею. Речь идет об отрицательном сервитуте, в случае установления которого собственник господствующей вещи вправе запретить собственнику вещи, обремененной сервитутом, пользоваться этой вещью определенным образом.
Исходя из смысла п. 4 ст. 274 ГК РФ, сервитут может быть установлен в интересах и по требованию не только собственника господствующей недвижимой вещи, но и лица, которому предоставлен земельный участок на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. Таким образом, требовать установления права ограниченного пользования чужим земельным участком в свою пользу может не только собственник недвижимого имущества, но и землевладелец, а также землепользователь, при условии что они не могут обеспечить свои нужды без установления сервитута. А вот арендатор нежилых помещений не вправе от своего имени и в своих интересах требовать установления сервитута.
Теперь поговорим о том, для достижения каких целей может быть установлен частный сервитут. Перечень потребностей, для достижения которых может быть установлен частный сервитут, пока не является закрытым (в отличие от публичного сервитута) . В Гражданском кодексе указано, что сервитут может устанавливаться:
- для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;
- с целью прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов;
- для обеспечения водоснабжения и мелиорации;
- для других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Основное отличие частного сервитута от публичного в том, что последний служит для обеспечения интересов государства, местных властей или населения. Ключевым нюансом является отсутствие перечня конкретных лиц, которые получают возможность беспрепятственного доступа на земельный участок.
В частности, согласно п. 4 ст. 23 ЗК публичный сервитут устанавливается для:
- свободного доступа к общим водным объектам (рекам, озерам и т. д.) и их берегам;
- размещения различных геодезических и других знаков и пунктов;
- забора водных ресурсов из водных объектов;
- прогона сельскохозяйственных животных, сенокошения и выпаса животных;
- использования земель в целях охоты, рыболовства, рыбоводства;
- размещения сетевой и транспортной инфраструктуры;
- проведения изыскательских, исследовательских работ и т. д.
В принудительном порядке
Аннулирование соглашения возможно и в той ситуации, когда одна из сторон отказывается делать это в добровольном порядке.
Только решение суда становится основанием прекращения сервитута в принудительном порядке. В этом случае стороне, заявляющей о расторжение, потребуется:
- подготовить иск о расторжение и передать его в суд по сету расположения спорной территории;
- дополнить иск соглашением сторон об использовании территории;
- приложить документы о регистрации в ЕГРН;
- представить доказательства отсутствия возможности использования участка;
- паспорт истца.
В такой ситуации решением суда, позволяющим прекратить сервитут, становится только доказанная в судебном порядке невозможность использования у лица, обратившегося за вынесением решения, иной возможности использования земельного участка, прохода или проезда к нему.
Важно: принудительном порядке решаются только те вопросы использования земельного участка, когда такое решение становится единственной возможностью сохранения имущественных и гражданских прав истца.
Читайте другие полезные материалы от наших специалистов о том, как устанавливается и взимается плата за сервитут, а также как написать исковое заявление установление сервитута.