Грузоперевозки налогообложение в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Грузоперевозки налогообложение в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Ограничения в деятельности предпринимателей, осуществляющих грузоперевозку, одинаковы для обеих форм бизнеса, зависят от выбранной ими специальной системы налогообложения и связаны в основном с количеством работников, единиц транспорта и совокупным годовым доходом.

Чтобы понять, на какой вид налогообложения лучше перейти, рассмотрим предприятие из сферы грузоперевозки, зарегистрированное в Санкт-Петербурге. Рассчитаем для него налоги на разных режимах. Делать расчёт будем исходя из таких параметров:

  • доход в год – 18 000 000 рублей;
  • затраты в год – 11 500 000 рублей (расходы на персонал, топливо, ремонт, стоянку и прочие);
  • количество единиц транспорта – 5;
  • количество работников – 6;
  • расходы на страховые взносы за сотрудников в год – 550 000 рублей (входят в состав затрат).

Взносы за работников указаны отдельно, поскольку для УСН Доходы и для ПСН, предусмотрен вычет на их сумму. Он равен размеру уплаченных отчислений, но не более 50% от суммы налога.

Если бизнес ведёт ИП, к вычету добавляются и его собственные взносы. В 2023 году это 45 842 рубля + 1% от суммы дохода свыше 300 000 рублей. Теперь рассмотрим разные режимы и посмотрим, как отличается налоговая нагрузка.

Грузоперевозки – распространенный вид деятельности. И многие субъекты предпринимательства, осуществляющие его, регистрируются как ИП. Это удобно, позволяет в ряде случаев заметно снизить налоговые затраты. Да и специфика бизнеса позволяет эффективно работать в статусе ИП.


Что касается выбора режима налогообложения, это вопрос индивидуальный. Определяется приоритетная система, прежде всего, условиями предпринимательской деятельности. Также играет роль схема использования транспорта. В сфере грузоперевозок возможно три варианта:

  • Использование собственных транспортных средств.

  • Использование машин, находящихся у ИП во временном пользовании.

  • Работа с комбинированным автопарком (часть транспорта находится в собственности, часть – во временном пользовании). В этом случае возможно также привлечение водителей с их личным транспортом.

Для предпринимателей на УСН:

  • Количество работников — не более 100.
  • Совокупный годовой доход — не более 150 миллионов рублей.

Для индивидуальных предпринимателей, использующих патентную систему:

  • Количество работников — не более 15.
  • Совокупный годовой доход — не более 60 миллионов рублей.
  • Пункт отправления или назначения груза должен находиться на территории того субъекта РФ, в котором выдан патент. Если оба пункта находятся на территории другого субъекта РФ, требуется приобретение патента на работу в этом субъекте.

Когда отменят спецрежим?

До 01 июля 2022 года налогоплательщики ЕНВД имеют право по своей инициативе начать работу с онлайн-кассами – никаких санкций налоговыми органами в отношении данной инициативы применяться не будет.

Срок Пояснение
До 01 июля 2022 г. Добровольное использование онлайн-кассы
С 01 июля 2022 г. Обязательное использование онлайн-кассы

Стыкуем законодательные нормы

Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и ИП, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (пп. 3 и 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

В соответствии со ст. 346.27 НК РФ к транспортным средствам относятся автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.

Автомобильный транспорт подлежит государственной регистрации, порядок проведения которой определен Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938. Согласно п. 2 этого документа все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах ГИБДД.

Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные аналогичные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируют органы Гостехнадзора.

Читайте также:  Как досрочно уйти на пенсию, даже если пенсионный возраст еще не наступил

Допуск транспортных средств для участия в дорожном движении осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Следовательно, на режим в виде ЕНВД может переводиться предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг по перевозке грузов, при одновременном соблюдении двух условий:

  • транспортные средства зарегистрированы в органах ГИБДД как автотранспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования (независимо от того, для какой цели изначально предназначено то или иное транспортное средство и какое оборудование на нем размещено);

  • собственником и (или) арендатором данного транспортного средства заключен договор на оказание услуг по перевозке грузов.

До начала 2023 года транспортный налог считали по-старому

Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.

Чтобы посчитать транспортный налог для любой машины, налоговая ставка умножается на мощность двигателя. В случае роскошных моделей эта сумма умножается еще на один показатель — коэффициент стоимости автомобиля.

1,1 –для автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб., с года выпуска которых прошло не более трех лет; (действует в течение первого года владения, в последующие 2 года — 1);

2 — при средней стоимости автомобилей от 5 до 10 млн руб. и не более пяти лет с года выпуска;

3 — при средней стоимости автомобилей от 10 до 15 млн руб. и менее 10 лет с года выпуска, а также для автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб. не старше 20 лет.

Значение имеет и возраст автомобиля. Согласно формуле, модели в категории 3-5 млн руб. облагаются повышенным налогом только первый год после приобретения, 5-10 млн — 5 лет, а 10-15 млн — 10 лет, а от 15 млн — 20 лет после даты производства.

В чем преимущества розничного налога?

Основная выгода от применения розничного налога – это низкая единая ставка. Вместо 3%-10% ИПН или 10%-20% КПН и 12% налога на добавленную стоимость субъекты налогообложения должны будут уплатить только 3% ИПН с оборота. Социальный налог и НДС, в таком случае, не оплачиваются.

Если субъект налогообложения ранее не был взят на учет по НДС, но достиг порогового значения по постановке на учет (20 000 МРП), то вставать на учет по НДС (если субъект перешел на розничный налог) не потребуется. Таким образом, сдавать декларацию по НДС этому субъекту не придется. Речь идет о форме 300.00, которая является наиболее сложной и трудоемкой в заполнении.

Налоги, которые снимаются с источника выплаты и все социальные платежи, взымаются в обычном режиме.

Переход на розничный налог может быть осуществлен с ОУР или аналогичного специального режима, который предусмотрен ст.683 НК РК.

Если субъект налогообложения, который планирует перейти на режим розничного налога, и при этом, он состоит на учете по НДС, то не позднее, чем в течение 5 рабочих дней c момента начала использования новой системы необходимо сняться с учета по НДС, о чем будет свидетельствовать предоставление ликвидационной формы 300.00.

Плюсы и минусы для ИП в переходе на новый налог

Преимущество налога на профдоход в том, что в него включены взносы в ФСЗН, дополнительно платить их не придется. Плательщику не нужно вести бухучет, подавать декларации — это тоже должно упростить жизнь.

— Нюанс по сравнению с оформлением ИП — налог на профдоход уплачивается каждый месяц, а не раз в квартал, как привыкли «ипэшники». Если при ведении бизнеса много затрат, то при уплате налога на профдоход их нельзя учесть, а при общей системе налогообложения для ИП можно.

Важно учесть, что при самозанятости и уплате налога на профдоход не может быть наемных работников.

Если планируется не работать одному, а привлекать работников по договору подряда, трудовому договору, тогда налог на профдоход и самозанятость не подойдут, нужно рассматривать ИП или юрлицо. ИП может нанимать до трех человек в целом по договору подряда и трудовому договору. Если бизнес крупный и трех сотрудников мало, нужно оформлять юрлицо.

Изменения в грузоперевозках в 2021 году: какую систему налогообложения выбрать для ИП в грузоперевозках

Если ИП занимается грузоперевозками, то применять общую систему налогообложения он не решится — это неводного по налогам (платеж НДФЛ и НДС) и по нагрузке на бухгалтера (придется держать несколько человек для учета всех документов). Поэтому ИП выбирают спецрежимы взимания налогов.

Читайте также:  Какой налог на землю в 2023 в Волгоградской области

До 2021 года ИП в сфере грузоперевозок мог выбрать такие специальные режимы налогообложения: УСН, патент, ЕНВД.

С 2021 года ЕНВД отменен, поэтому для ИП с грузоперевозками остается только два режима:

  • патент;
  • УСН.

Ниже рассмотрим все плюсы и минусы, подводные камни обоих режимов.

Упрощенный режим налогообложения: особенности

УСН предполагает два типа ставок:

  • 6% – если налог уплачивается с доходов;
  • 15% – если налог рассчитывается с объекта «доходы минус расходы».

ИП, выбравший эту форму налогообложения, в течение года сменить его не может. По закону №243 от 03.07.2016 этой системой могут воспользоваться ИП, чья деятельность удовлетворяет следующим условиям:

  • численность – не более 100 человек;
  • совокупный объем выручки за отчетный период – до 120 млн рублей;
  • предел объема выручки – 90 млн рублей.

Эта система налогообложения рекомендуется только предпринимателям, не работающим с клиентами с обязательствами по НДС. Преимущества, которые предоставляет упрощенная система:

  • Два вида налоговой ставки, из которых можно выбрать оптимальный вариант для конкретного бизнеса. Налоговую ставку, если она окажется невыгодной для ИП, можно сменить после окончания текущего налогового периода.
  • Небольшое количество учетной документации, обязательной к ведению.
  • Возможность снизить налог, если будут уплачены установленные отчисления в ПФР.

Отдельный плюс выбора уплаты ставки от дохода – возможность не вести обязательную документацию по расходам.

Как и все системы налогообложения, УСН имеет минусы:

  • ограничения по штату;
  • верхний предел по выручке;
  • возможность перейти на другой вид налогообложения существует только после окончания текущего налогового периода.

В каких случаях выгоден налог на вмененный доход?

Эта форма налогообложения популярна среди предпринимателей, оказывающих услуги по грузоперевозкам. Однако режим ЕНВД (вмененного дохода), действующий в 2018 году для ИП, занимающихся грузоперевозками, в ближайшие годы планируется отменить. Это связано с тем, что ряд чиновников и экономистов считают его неэффективным, поскольку ИП с очень разными доходами платят одинаковые суммы.

Возможность использования вмененного дохода ограничена достаточно жесткими рамками:

  • Количество техники не должно превышать 20 машин. В их число входят и автомобили, взятые во временное пользование (ст. 346.26 п. 2.5).
  • Количество наемных работников – до 100 человек.
  • Доля прочих юридических лиц – до 25%.

Если в наличии имеется несколько видов ОКВЭД, то по каждому из них по показателям работ ведется отдельный учет.

Плюсы выбора этого режима:

  • Учитывается только один показатель – количество единиц техники. Учитывать количество топлива, затраты на покупку запчастей, проведение ремонтов и прочие расходы для отчета в налоговой службе не требуется.
  • Возможность совмещать ЕНВД и УСН. Это совмещение целесообразно с упрощенной системой при уплате доходов по ставке, учитывающей только доходы (без учета расходов). Сочетание этих двух режимов позволяет создать условия для снижения ставки налога.

Недостатки этого вида налогообложения:

  • ограничение по количеству транспортных средств – не более 20 штук;
  • необходимость оплачивать налог, независимо от того, были оказаны услуги или нет.

Все ли виды грузового ТС подлежат налогообложению

Обязательность начисления данного фискального сбора распространяется на тяжёлую технику всех категорий, используемую для перевозки грузов: многоосные грузовики, малотоннажные машины и малоразмерные средства, тягачи, платформы, фургоны, самосвалы, пикапы.

Если ТС используется при выполнении сельскохозяйственных или других видов специализированных работ, транспортный сбор на него не начисляется. К числу таких машин относятся комбайны, тракторы, самоходный транспорт, спецтранспорт ветеринарной службы, молоковозы, транспорт для перевозки скота, птицы, удобрений. При этом есть условие: транспортный налог на грузовые автомобили перечисленных видов не начисляется, только если их владелец официально зарегистрирован в качестве производителя сельхозпродукции.

Изменения для «вмененщиков» — перевозчиков пассажиров

Способ расчета ЕНВД организациями, осуществляющими пассажирские перевозки, с 01.01.2008 претерпит изменения. Если в 2007 г., как и ранее, физическим показателем данной деятельности является количество автомобилей, используемых для перевозок пассажиров, причем базовая доходность на этот год установлена в размере 6000 руб. с одного автомобиля (п. 3 ст. 346.29 НК РФ), то в связи с принятыми изменениями оказание услуг по перевозке пассажиров выделено в отдельный вид деятельности в целях обложения ЕНВД. Изменен физический показатель — им будет посадочное место, базовая доходность которого равна 1500 руб. Изменения внесены Федеральным законом N 85-ФЗ . В связи с этим с 01.01.2008 будет применяться новая редакция декларации по ЕНВД .

Федеральный закон от 17.05.2007 N 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
Приказ Минфина России от 20.09.2007 N 83н «О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17 января 2006 г. N 8н «Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и Порядка ее заполнения».

Читайте также:  Можно ли уволиться по собственному желанию без отработки если есть несовершеннолетние дети

По сути, налоговая нагрузка для малых предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками, значительно увеличится, ведь придется уплачивать большую сумму налога с любого автотранспортного средства, оборудованного более чем четырьмя пассажирскими местами. Согласно пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД переводятся автотранспортные услуги по перевозке пассажиров, осуществляемые организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

В целях уплаты ЕНВД к транспортным НК РФ относит средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили) (ст. 346.27). В Письмах от 22.10.2007 N 03-11-05/254, от 15.08.2007 N 03-11-05/190 и от 14.08.2007 N 03-11-02/230 (п. 7) Минфин настаивает, что налогоплательщик определяет количество посадочных мест (мест для сидения, не считая мест водителя и кондуктора) по каждому автотранспортному средству, используемому для пассажирских перевозок, на основании данных технического паспорта завода-изготовителя автотранспортного средства. Что делать в случае переоборудования последнего, чиновники не разъясняют, как и в отношении установки дополнительных сидений. При обнаружении налоговиками в ходе проверки лишних «посадочных мест» ссылка налогоплательщика на данные разъяснения Минфина не оградит его от неприятностей.

Постановка перевозчика на учет

Перевозка пассажиров — мобильный вид деятельности. Транспортное средство может пересекать границы нескольких субъектов РФ, то есть территории, подведомственные разным налоговым органам. Разумеется, при этом осуществляется одна и та же деятельность, которая в различных регионах переведена на уплату ЕНВД. В соответствии с п. 2 ст. 346.28 НК РФ налогоплательщики, занимающиеся видами предпринимательской деятельности, установленными п. 2 ст. 346.26 НК РФ (подлежащими обложению ЕНВД), обязаны встать на учет в налоговых органах по месту их осуществления. Под местом осуществления деятельности в целях применения п. 2 ст. 346.28 НК РФ следует понимать место нахождения физических показателей (объекты, в которых ведется предпринимательская деятельность), а если они используются по видам предпринимательской деятельности, носящим передвижной характер, — место получения дохода от этой предпринимательской деятельности (Письмо Минфина России от 28.09.2006 N 03-11-04/3/424).

Минфин в Письме от 01.10.2007 N 03-11-02/249 указал, что постановка на учет в качестве плательщика ЕНВД по некоторым видам деятельности (в том числе пассажирским перевозкам) производится в налоговом органе по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя). Не имеют значения места продажи билетов, в том числе в пунктах следования и по дороге водителем, так как выручка все равно поступает и учитывается по месту нахождения налогоплательщика (Письмо Минфина России от 19.05.2006 N 03-11-05/130).

Доведено до сведения территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 19.10.2007 N СК-6-09/798@.

НДС при международных пассажирских перевозках

Налоговая ставка 0% применяется при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, если пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов (пп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ).

При реализации билетов через агентскую сеть организация, оказывающая услуги по перевозке пассажиров и багажа, должна включить в налоговую базу по НДС всю сумму, полученную агентом за реализованные по ее поручению авиабилеты, включая сумму агентского вознаграждения. В случае перечисления агентом принципалу сумм, полученных за реализованные билеты, за минусом сумм агентского вознаграждения принципалу для обоснования применения налоговой ставки 0% по НДС кроме документов, предусмотренных п. 6 ст. 165 НК РФ (выписки банка или ее копии, а также реестра единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения), необходимо представить также отчеты агента, в которых должны содержаться сведения о суммах удержанного им по агентскому договору вознаграждения (Письма Минфина России от 17.04.2007 N 03-07-08/79 и ФНС России от 07.07.2006 N ШТ-6-03/688@, Постановление ФАС МО от 22.08.2007 N КА-А40/8344-07).

Преимущества и недостатки ПСН

Оформив патент на грузоперевозки, предприниматель имеет некоторые преимущества:

  1. Небольшая сумма платежа за сертификат, который позволяет осуществлять деятельность в сфере транспортировки грузов разной массы и объемов.
  2. Отсутствие необходимости представления налогового отчетности.
  3. Освобождение от уплаты НДС, налога на имущества.
  4. Возможность оформления патента в любом муниципальном образовании, так как отсутствует привязка к месту регистрации предпринимателя.

Среди недостатков ПСН можно выделить следующие:

  1. Ограничение в видах деятельности.
  2. Необходимость оформления отдельного патента по каждому виду деятельности, в связи с чем при большом количестве услуг налоговая нагрузка может быть значительно выше, чем при УСН и ЕНВД.
  3. Ограничение в численности работников (не более 15 человек) и прибыли в год (до 60 млн. рублей).
  4. При расчете налоговых платежей невозможность учесть страховые взносы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *