Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Задолженность бюджету по налогам баланс». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Важная часть бухгалтерского документа — графа «Код». Наличие кода позволяет статистическим ведомствам быстро систематизировать данные из бухгалтерских балансов различных организаций. В связи с этим указание кодов обязательно, если документация сдается в органы статистики или другие государственные структуры.
Последние изменения в правилах составления бухгалтерского баланса
Статьи баланса | Код строки | Счета бухгалтерского учета (расшифровка) |
---|---|---|
Раздел I. Внеоборотные активы | ||
Нематериальные активы | 1110 | Вносится разница остатков двух счетов:
При расчете не учитывают расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Также вносится остаток со счета 08 относительно трат, которые принимаются в виде нематериальных активов (при отражении вложений в них в строке 1110). |
Результаты исследовательских работ и разработок | 1120 | Включает разницу остатков по счетам:
Учитывают часть расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на которые зарегистрированы исключительные права и которые подлежат охране авторского права. |
Нематериальные поисковые активы | 1130 | Вносится остаток со счета 08 по расходам по освоению полезных ископаемых. Данные расходы далее можно квалифицировать в качестве нематериальных активов. |
Материальные поисковые активы | 1140 | Вписывают остаток счета 08 по расходам на освоение полезных ископаемых. Данные расходы далее можно квалифицировать в качестве основных средств. |
Основные средства | 1150 | Вносится разница счетов:
|
Доходные вложения в материальные ценности | 1160 | Включает разницу остатков счетов:
|
Финансовые вложения | 1170 | Включает сальдо по следующим счетам:
|
Отложенные налоговые активы | 1180 | Сальдо по одноименному счету 99 |
Иные внеоборотные активы | 1190 | Включает сальдо по счетам:
|
Итого по разделу I | 1110 | Сумма строк 1110, 1120, 1130, 1140, 1150, 1160, 1170, 1180 и 1190. |
Раздел II. Оборотные активы | ||
Запасы | 1210 | Включает сальдо по следующим счетам:
|
НДС по приобретенным ценностям | 1220 | Сальдо по счету 19 «НДС по приобретенным ценностям» |
Дебиторская задолженность | 1230 | Формируется из остатков по следующим счетам:
|
Финансовые вложения, исключая денежные | 1240 | Складывается из сальдо по следующим счетам:
|
Денежные средства и эквиваленты | 1250 | Включает сальдо по счетам:
|
Иные оборотные активы | 1260 | Формируется из сальдо по дебету счетов:
|
Итого по разделу II | 1200 | Суммируются строки 1210, 1220, 1230, 1240, 1250 и 1260 |
БАЛАНС | 1600 | Сумма строк 1100 и 1200 |
Раздел III. Капитал и резервы | ||
Уставный капитал | 1310 | Сальдо по счету 80 «Уставный капитал» |
Акции компании, выкупленные у владельцев акций | 1320 | Сальдо по дебету счета 81 «Собственные акции (или доли)». |
Переоценка внеоборотных активов | 1340 | Сальдо по следующим счетам:
|
Добавочный капитал (без проведения переоценки) | 1350 | Сальдо по счету 83 «Добавочный капитал» без переоценки. |
Резервный капитал | Резервный капитал | Сальдо по счету 82 «Резервный капитал» |
Нераспределенная прибыль (непокрытые убытки) | 1370 | Сальдо по счетам:
|
Итого по разделу | 1300 | Сумма строк 1310, 1320, 1340. 1350, 1360 и 1370. |
III | ||
Раздел IV. Долгосрочные обязательства | ||
Заёмные средства | 1410 | Сальдо по счету 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» с учетом суммы основного долга и процентов. Не подлежат учету проценты, которые на дату составления отчета выплачиваются менее 1 года. В случае необходимости проценты отражают отдельно в расшифровке строк 1410 или 1510. |
Отложенные налоговые обязательства | 1420 | Сальдо по счету 77 «Отложенные обязательства по налогам» |
Оценочные обязательства | 1430 | Сальдо по счету 96 «Резервы по предстоящим расходам» по резервным средствам, заложенным под события, которые произойдут далее, чем 12 месяцев. |
Иные обязательства | 1450 | Формируется из остатков по кредиту счетов:
|
Итого по разделу IV | 1400 | Сумма следующих строк: 1410, 1420, 1430 и 1450 |
Раздел V. Краткосрочные обязательства | ||
Заемные средства | 1510 | Сальдо по счету 66 «Расчеты по кредитам и займам краткосрочного характера» с учетом основной суммы долга и процентов. В случае необходимости проценты можно отразить отдельно в расшифровке строки 1510. |
Кредиторская задолженность | 1520 | Включает остатки по кредиту следующих счетов:
|
Доходы грядущих периодов | 1530 | Включает:
|
Оценочные обязательства | 1540 | Сальдо по счету 96 «Резервы грядущих расходов» относительно тех из них, что запланированы под события в течение 1 года. |
Прочие краткосрочные обязательства | 1550 | Сальдо по счетам:
|
Итого по разделу V | 1500 | Сумма следующих строк: 1510, 1520, 1530, 1540 и 1550 |
БАЛАНС | 1700 | Сумма строк: 1300, 1400 и 1500 |
Формирование совокупной обязанности
Совокупная обязанность формируется по документам, список которых обозначен в п. 5 ст. 11.3 НК. К примеру, это декларации (в т.ч. в которых указаны вычеты по НДФЛ и суммам налога к возмещению), расчеты, уточненные декларации, уведомления о рассчитанных суммах налогов и страхвзносов, решения налоговых инспекций и т.п.
На основании Закона № 262-ФЗ внесли корректировки, которые касаются уточненных деклараций. Ранее применялись правила для случаев, когда сумма «к уплате» повышена по сравнению с исходником. Теперь добавили алгоритм действий для случаев, когда сумма «к уплате» понижена (новый пп. 3.1 п. 5 ст. 11.3 НК).
Момент указания суммы из такой уточненной декларации в составе совокупной обязанности зависит от того, наступил ли в день сдачи отчета срок перечисления налога, страхвзноса и т.д. Когда он еще не наступил, уточнения фиксируются в день сдачи, но не раньше установленного срока уплаты. Когда наступил, уточнения фиксируются:
- на дату вступления в силу решения налоговиков по камеральной проверке уточненной декларации;
- не позже 10 дней с даты завершения срока, который отведен на камеральную проверку (или раньше этого срока, когда при камеральной проверке не обнаружены нарушения);
- с даты подачи уточненного отчета, когда он сдан по требованию о внесении корректировок (по ст. 88 НК);
- с даты сдачи уточненного расчета, когда не позже следующего рабочего дня сдана другая скорректированная отчетность, где сумму к уплате увеличили на сумму, ранее уменьшенную.
Если вы не согласны с остатками на едином налоговом счете, придется искать источник расхождений.
5 действий бухгалтера для поиска источника расхождений:
1. Поиск ошибок в собственном учете. Все ли документы корректно проведены? Правильно ли сформировано входящее сальдо? Как учтены суммы, которые не входят в состав ЕНП и не учитываются на ЕНС в соответствии с действующим законодательством?
2. Проведите сверку с ФНС. Корректно оформите акт сверки. Укажите ФНС на наличие расхождений. Проследите, чтобы все разногласия были документально оформлены в акте.
3. ФНС может запросить документы. Будьте готовы. Если налоговики не учли какой-то платеж или отчет, придется предоставить платежное поручение или уточненную декларацию.
4. Ошибку в своих данных ФНС обязана устранить сама. Подпишите финальный акт сверки. Через неделю-две проконтролируйте еще раз сальдо ЕНС, чтобы убедиться, что все в порядке.
5. Если нашли свою ошибку, придется откорректировать свой учет и, возможно, доплатить налоги.
Как отследить неблагонадежного партнера?
Как говорилось выше, информация о наличии задолженности перед бюджетом очень быстро сказывается на оценке компании в качестве неблагонадежного партнера. Такой статус автоматически закрывает двери к участию в тендерах и аукционах, являющихся очень действенным современным инструментом для получения новых сделок и развития бизнеса. Кроме того, большинство крупных компаний не работает с неблагонадежными фирмами, потому что это может привести к проблемам с налоговой.
Чтобы проверить своего нового контрагента на предмет благонадежности с точки зрения выплаты отчислений в бюджет, проще всего использовать сервис СБИС Все о компаниях. В нем можно получить отчет о должной осмотрительности по любой организации независимо от срока ее существования на рынке, правовой формы и применяемой системы налогообложения. При начале сотрудничества с новой организацией просто скачайте документ, чтобы удостовериться в благонадежности своего партнера. Использование такого специализированного программного обеспечения позволит вам избежать работы с неблагонадежными компаниями и не стать жертвой злоумышленников.
Взыскание задолженности по налогам и сборам с организаций и ИП
При наличии у плательщика недоимки перед бюджетом налоговики прилагают все усилия для ее погашения. Для начала выставляется требование об уплате налога (ст. 69 НК РФ). Если же на требование налоговиков плательщик не отреагировал и в указанные в требовании сроки недоимку не погасил, то налоги будут взыскиваться уже в принудительном бесспорном порядке: сначала за счет денежных средств на счетах плательщика (ст. 46 НК РФ), а при недостаточности средств или же при отсутствии у ИФНС информации о счетах плательщика – за счет имеющегося у плательщика иного имущества (п. 7 ст. 46, ст. 47 НК РФ).
Кстати, чтобы обеспечить исполнение решения ИФНС о взыскании задолженности, налоговики имеют право приостановить операции по счетам плательщика-должника (п. 1 ст. 76 НК РФ).
Авансы полученные от покупателей актив или пассив
Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами Нераспределенная прибыль прошлых лет Нераспределенная прибыль отчетного года Кредиты банков, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты Прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты Кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты Прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты Векселя к уплате Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами Задолженность перед персоналом организации Задолженность перед бюджетом и социальными фондами Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов Резервы предстоящих расходов и платежей Имущество организации – активы и пассивы То есть это все то имущество предприятие, с помощью которого предприятие планирует получить прибыль. Решение задач оформляется в табличной форме.
В каком разделе баланса отражаются задолженности перед бюджетом?
Законодатель выдвигает ряд требований к бухгалтерской отчетности на предприятии. В первую очередь они касаются четкости, корректности и правдивости вносимых данных. Поскольку организации являются налоговыми агентами, то есть имеют обязательства перед фискальной службой, любые неправильные данные в отчетности могут привести к применению в отношении компании штрафных санкций.
Отображать в документации необходимо все поступления и траты, которые несет предприятие. Кроме того, обязательным является внесение информации о сомнительных и безнадежных задолженностях. Долги перед государственным бюджетом также входят в перечень сведений, обязательных к отображению. Рассмотрим, в каком разделе баланса отражаются задолженности перед бюджетом и каковы особенности этой процедуры.
Анализ и оценка дебиторской задолженности
Под оценкой дебиторского долга понимается установление ее рыночной стоимости на текущую дату. Полученное значение может не совпадать с суммой в учетных данных. Это нужно для целей управленческого учета, при операциях по уступке прав требования и проведении комплексного оценивания компании. Если данные оценки потребовались для внешних пользователей, то для процедуры привлекаются профессиональные эксперты.
Анализ дебиторской задолженности производится путем уточнения общего объема долгов покупателей, разделения их на группы и отслеживания динамики изменений. Результаты заносятся в таблицу. Важным элементом процедуры является выявление удельного веса долгосрочных задолженностей, так как их рост может подорвать финансовую устойчивость компании.
Анализ дебиторской задолженности предприятия на примере:
Критерий | Конец 2014 года | Конец 2015 года | Конец 2021 года | Темп прироста, % | Абсолютное отклонение | |||||
тыс.руб | % | тыс.руб | % | тыс.руб | % | 2015/2014 | 2016/2015 | 2015/2014 | 2016/2015 | |
Долгосрочные долги | 0,00 | 0,00% | 0,00 | 0,00% | 0,00 | 0,00% | 0,00% | 0,00% | 0,00 | 0,00 |
Краткосрочные долги, в том числе: | 170,70 | 100,00% | 162,70 | 100,00% | 191,40 | 100,00% | 95,00% | 118,00% | -8,00 | 28,70 |
-расчеты с покупателями | 152,00 | 89,00% | 144,00 | 89,00% | 188,00 | 98,00% | 95,00% | 131,00% | -8,00 | 44,00 |
-расчеты с поставщиками | 10,00 | 6,00% | 10,00 | 6,00% | 0,00 | 0,00% | 100,00% | 0,00% | 0,00 | -10,00 |
-расчеты с ФНС и ФСС | 5,20 | 3,00% | 5,30 | 3,00% | 2,20 | 1,00% | 102,00% | 42,00% | 0,10 | -3,10 |
-подотчетные суммы | 0,20 | 0,00% | 0,00 | 0,00% | 0,00 | 0,00% | 0,00% | 0,00% | -0,20 | 0,00 |
-расходы, отнесенные на будущие периоды | 3,30 | 2,00% | 3,40 | 2,00% | 1,20 | 1,00% | 103,00% | 35,00% | 0,10 | -2,20 |
В какой раздел прописывать?
Сегодня действует единая форма бухгалтерского баланса. Она была утверждена в 2010 году специальным Приказом Минфина. Форма состоит из пяти разделов. Каждый из них отображает отдельный вид отчетности. Существуют строгие требования, касающиеся внесения сведений в конкретные строки документа.
Все формы долга перед бюджетом (имеются в виду как налоги, так и сборы) относятся к кредиторской задолженности. Соответственно, бухгалтеру при заполнении документации следует ориентироваться именно на эту строку.
Особенности. Краткосрочным является долг сроком не более двенадцати месяцев.
Поскольку кредиторская задолженность относится к краткосрочным долгам, прописывать ее необходимо в пятом разделе баланса (как уже было сказано – строка 1520). Однако в эту строку вносятся не только сведения, касающиеся задолженности бюджету по налогам и сборам.
Согласно отечественным стандартам бухгалтерского учета краткосрочную задолженность необходимо погасить в течение года за счет собственных оборотных средств организации
В этой части формы также отображаются данные, которые касаются долгов в отношении следующих категорий:
- поставщиков;
- покупателей;
- работников и лиц, выступающих в роли учредителей;
- внебюджетных фондов;
- заимодавцев и других кредиторов.
Если предприятие планирует понести расходы в будущем, резервы по ним также должны быть отображены в данной строке. Погасить долги, внесенные в данный раздел баланса, необходимо в течение одного календарного года.
Ликвидность долгов, как актива
Дебиторская задолженность – это финансовый оборотный актив, с помощью которого компания может быстро погасить свои обязательства перед другими лицами.
Заметка автора! Быстрота, с которой актив может использоваться для оплаты по счетам, говорит о ликвидности. Чем быстрее можно превратить актив в деньги, тем выше его ликвидность.
Но на практике наличие большой доли дебиторов, особенно с резервами на 63 счете, говорит о проблемах фирмы. Долги – это неоплаченные счета, выставленные покупателям и заказчикам. Продукцией или услугами они воспользовались, а денег не заплатили.
Либо, напротив, аванс подрядчику выплачен, а работы не выполнены. Компания должна постоянно отслеживать уровень подобных недоимок, так как велик риск мошенничества и финансовых потерь.
Недоимки возникают по причинам:
- Неосмотрительность в выборе клиентов при заключении сделки.
- Неплатежеспособность покупателей.
- Трудности при реализации продукции.
- Отсутствие ежедневной работы с должниками.
- Быстрый рост объема продаж.
Оптимальный показатель уровня дебиторки — когда сальдо по счетам, включенным в строку 1230 баланса, и денежные средства компании совпадают с обязательствами перед кредиторами. Чтобы отследить колебания имеющихся долгов, можно проводить финансовый анализ с помощью специального коэффициента.
Если формируете платежку вместо уведомления
Напомним, что с 2023 года организации и ИП должны сдавать в ИФНС уведомления об исчисленных налогах и взносах.
Уведомление об исчисленных суммах представляется по тем налогам и взносам, по которым по сроку уплаты еще не подается налоговая отчетность (п. 9 ст. 58 НК). Это ежемесячные платежи по НДФЛ и страховым взносам, авансовые платежи по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам, по ЕСХН и налогу по УСН.
Однако в 2023 году – переходный период. Пока организации и ИП вправе вместо уведомлений направлять в ИФНС «старые» платежки по каждому налогу или взносам. Но заполнять их нужно по-особенному.
С 11 февраля 2023 года стало ясно, какие данные нужно внести в платежку-уведомление:
Поле | Что вносим в платежку |
Поле 104 | КБК конкретного налога или взносов из 20 знаков, как в уведомлении. |
КПП плательщика | Значение КПП плательщика, за кого платим. |
Поле 105 | Код ОКТМО из 8 цифр. |
Поля «106», «108» и «109» | «0» (ноль). Если показать другое значение, в ИФНС сами решат принадлежность платежа. |
Поле 107 | Налоговый период из 10 знаков, 2 из которых – разделительные, их заполняем точкой («.») |
«ИНН» и «КПП» получателя | ИНН и КПП уполномоченного территориального налогового органа – администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета. |
Поле «Получатель» | Сокращенное наименование органа Казначейства и в скобках – наименование уполномоченного налогового органа, который администрирует источники финансирования дефицита федерального бюджета. |
«Назначение платежа» | Дополнительные данные для идентификации назначения платежа. |
Поле «101» | 02 |
Фиксация обязательства перед бюджетом в финансовой отчетности
Документация должна содержать в себе данные обо всех поступлениях, стоимости активов, прибыли, дебиторской задолженности и понесенных тратах, кредиторке за отчетный период. Также должны отображаться сведения о сомнительных и безнадежных долгах, о действующих обязательствах перед федеральным бюджетом. Последние входят в категорию кредиторской задолженности, под которой, по общему правилу, подразумеваются незакрытые обязательства, подлежащие погашению перед ФЛ или ЮЛ. Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам входит в таковую и неукоснительно отражается в балансе организации, если на день составления она не была исполнена надлежащим образом, т. е. не погашена в полном объеме (числится остаток).
Отражать корректно долг требуется посредством 1520 строки – «кредиторская задолженность». Работник фиксирует в балансе все величины краткосрочных обязательств, которые возникли у предприятия, и займы перед бюджетом не исключение.
Для отражения в отчетности фискальной задолженности, требуется применять верные проводки, таковой является кредит шестьдесят восемь (68) – «расчет по налогам и сборам». Степень детальности вносимых данных, т. е. состав долговых обязательств, определяет сама организация, поскольку императивно это нигде не прописано.
Причины появления долгов перед государством
Важно! Задолженность перед бюджетом появляется по разным причинам, но необходимо обязательно погашать ее вовремя и оперативно, так как иначе возникает просроченная задолженность, за которую начисляются штрафы и пени, а при накоплении значительного долга могут применяться иные методы воздействия, вплоть до закрытия фирмы.
Можно выделить две крупные причины, из-за которых возникает задолженность перед государством. К ним относится:
- Экономические. Они связаны с кризисной ситуацией в стране, с неоднородным развитием различных отраслей, с получением низких доходов компанией и иными проблемами, имеющими отношение к прибыли и убыткам компании. Нередко у фирмы просто отсутствуют денежные средства для погашения всех налогов и сборов, поэтому у нее вынужденно появляются задолженности, нередко переходящие в просроченные долги.
Ответственность за долги перед бюджетом
Неуплата налогов разными компаниями непременно приводит к использованию различных мер воздействия со стороны государства. Они могут быть представлены в трех видах:
- административная предполагает воздействие на компанию с помощью разных уведомлений и штрафов, а также может использоваться принудительное приостановление деятельности;
- налоговая заключается в применении к налогоплательщику значительных по размеру санкций, например, штрафов или пеней;
- уголовная используется для злостных неплательщиков, которые длительное время не платили налоги, поэтому образовался значительный долг, причем она заключается в заключении под стражу и лишении свободы, а также предприниматель обязан будет ликвидировать все последствия своих неправомерных действий государству.