Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Задержание несовершеннолетних за административное правонарушение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Полицейские могут вести разговор с задержанным подростком, однако допрос под протокол проводится только в присутствии адвоката, педагога и одного из родителей, если ребенок не достиг возраста 14 лет.Подростки, которые старше этого возраста, допрашиваются в присутствии адвоката и педагога.
Родители могут не принимать участия в допросе, если того не потребует представитель правоохранительных органов.
Обязательно участие психолога, если задержанный имеет психические отклонения. По требованию правоохранительных органов на любом допросе психолог может также присутствовать.
Присутствующие на допросе имеют право задавать интересующие вопросы по рассматриваемому правонарушению, уточнять информацию. Взрослые участники допроса информируются и расписываются об ответственности за ложное свидетельствование. Подписи несовершеннолетнего полицейский не имеет права требовать.
Однако он разъясняет задержанному последствия за ложные свидетельствования. По закону допрос подростка не должен длиться дольше двух часов.
Если несовершеннолетний оказался в правоохранительных органах, то первоначально устанавливаются его данные (Ф.И.О, адрес проживания, место учебы и данные родителей).
Далее у подростка возьмут объяснение (не путайте с протоколом допроса по возбужденному уголовному делу, где обязательно присутствие законного представителя подростка, адвоката, педагога). Объяснение ведется с целью выяснения причин и условий, которые способствовали совершению правонарушения или безнадзорности. Далее принимаются меры розыска родителей (возможно по телефону).
Если подросток был задержан, то по факту задержания сотрудник правоохранительных органов направляет сообщение по месту учебы подростка для проведения с ним дальнейшей профилактической работы и предупреждения повторных правонарушений.
В случае задержания подростка в другом районе или другом городе обязательно будет направлено уведомление в орган внутренних дел по месту жительства.
Если несовершеннолетнего задержали для установления личности или за мелкое правонарушение, он должен придерживаться нескольких правил, чтобы ситуация разрешилась благополучно.
- Не следует паниковать и волноваться, ничего страшного не произошло, сотрудник выполняет свою работу. Ваша задача и обязанность – помочь ему. От этого зависит наша собственная безопасность;
- Ни в коем случае не нужно спорить или ругаться с сотрудником, пытаться убежать. Сопротивление сотруднику полиции обернется более суровым наказанием;
- Вежливо попросите предъявить удостоверение (если сотрудник этого еще не сделал), узнайте причину, по которой сотрудник к вам обращается;
- Важно знать, что вас могут доставить в органы правопорядка (полицию), когда составление протокола необходимо, но по каким-то причинам сделать это на месте не представляется возможным. При этом за отдельные правонарушения (неповиновение сотруднику, хулиганство, распитие спиртных напитков) вас в любом случае доставят в органы правопорядка;
- Не нужно обманывать. Чем подробнее и быстрее сотрудник узнает фамилию и имя, адрес вашей регистрации или места проживания, место учебы и контактные данные родителей, тем быстрее решится та или иная ситуация.
- Не подписывайте пустые листы бумаги, внимательно читайте предложенный вам вариант протокола, вычеркните все пустые и незаполненные графы, в письменном виде изложите свое видение ситуации, не поддавайтесь на уговоры и, по возможности, до приезда родителей или адвоката вообще ничего не подписывайте;
- Помните, что подросток всегда имеет право на помощь со стороны родителей (опекунов или попечителей), а также адвоката. Этим не следует пренебрегать, необходимо, в случае задержания, сразу поставить их в известность. Это прямая обязанность сотрудника правоохранительных органов.
Если несовершеннолетний оказался в правоохранительных органах, то сначала устанавливаются его личные данные, затем составляется протокол задержания..
Далее у подростка возьмут объяснение (не путайте с протоколом допроса по возбужденному уголовному делу, где обязательно присутствие законного представителя подростка, адвоката, педагога). Объяснение нужно для выяснения причин и условий, которые способствовали совершению правонарушения или безнадзорности. Далее принимаются меры розыска родителей (прежде всего по телефону).
Если подросток был задержан, то по факту задержания сотрудник правоохранительных органов направляет сообщение по месту учебы подростка для проведения с ним дальнейшей профилактической работы и предупреждения повторных правонарушений. В случае задержания подростка не рядом с домом, а в другом районе или другом городе, обязательно будет направлено уведомление в орган внутренних дел по месту жительства.
Права при задержании несовершеннолетних
Все права положенных по законодательству вам обязан зачитать задержавших вас полицейских. Но не будет лишним знать их до наступления подобной ситуации.
Несовершеннолетний гражданин при удерживании сотрудниками полиции имеет следующий перечень прав:
- Право на телефонных звонок. Подобный звонок необходим для того, чтобы поставить в известность какого-либо взрослого члена семьи. В большинстве случаев дети попав в такую ситуацию звонят родителям и опекунам. Но такое право не предоставляется лицам, которые совершили побег из психиатрического учреждения или из под стражи;
- Сохранять молчание. Т.е. вообще не разговаривать ни с кем в полицейском участке до приезда опекунов;
- Можете выдвинуть требования о предоставлении переводчика, если вы не разговариваете на русском языке или владеете им на низком уровне;
- Если в процессе удержания к ребенку была применена физическая сила, то стоит незамедлительно об этом сообщить и потребовать вызов врача. Врач, в свою очередь, обязан зафиксировать все физические изъяны которые были причинены неправомерными действиями сотрудников полиции.
В любому случае, действия несовершеннолетних при задержании должны быть направлены на то, чтобы опекуны в кратчайшие сроки были уведомлены о происходящем и как можно быстрее оказались в участке для помощи своему чаду.
Сопротивление при задержании
При задержании подросток не должен оказывать сопротивление, ругаться с сотрудником полиции или пытаться сбежать, надо стараться вести себя максимально корректно и вежливо.
За нанесение ударов несовершеннолетнего могут привлечь к уголовной ответственности за применение насилия в отношении представителя власти. Если подросток откажется выполнять законные требования сотрудника полиции, это может быть расценено как злостное неповиновение сотруднику полиции и задержанного могут привлечь к административной ответственности.
Наручники, дубинки, слезоточивый газ при задержании подростков до 14 лет или подростков с признаками инвалидности полицейские использовать не могут, если те не оказывают вооруженного сопротивления или не угрожают жизни или здоровью окружающих или самого сотрудника. Применять спецсредства только при попытке несовершеннолетнего к бегству сотрудник полиции не вправе. Но если возраст несовершеннолетнего не доказан, полицейский всегда может сослаться в свою защиту, что не знал, что имеет дело с подростком, так как возраст порой неочевиден.
Права и обязанности административно задержанного лица
Административное задержание – ограничение прав. Но далеко не все конституционные права могут быть ограничены. Говоря о порядке влекущего адм. задержание, уже упоминались основные из прав, поэтому коротко напомним:
- Право получить копию протокола.
- Право отказаться от подписания протокола.
- Оповещение правонарушителя о правах и обязанностях задержанного по КоАП (является обязанностью лица, производящего задержание).
- Общение с адвокатом – оповещение его о произошедшем.
- Оповещение родных: право совершеннолетнего или обязанность задержавших по оповещению родителей задержанного в случаях несовершеннолетних.
Кроме этого имеются специфические возможности. Такие как право на оповещение руководства учебного заведения, воинской части и т.п. По всем фактам составляется необходимая документация. Перечисленное не исключает и общих прав гражданина, к которым, например, можно отнести право не свидетельствовать против себя.
Исчисление сроков задержания по КОАП РФ
По аналогии с уголовными, в административных делах правильное определение срока является важным аспектом, напрямую влияющим на законность последующего решения о наказании. По общему правилу, задержание правонарушителя не может длиться более 3-х часов. При этом КОАП РФ допускает продление этого срока до 48 часов (это максимальный предел):
- если задержанным является лицо, о котором имеются сведения по нарушению режима Государственной границы РФ, порядка пребывания на территории России, таможенных правил — при необходимости установить личность и выяснения всех обстоятельств;
- если в отношении гражданина уже ведется производство по делу, где в качестве административного наказания предусмотрен арест.
При опросе несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет обязательно присутствие педагогического работника. Также педработник может присутствовать при опросе несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 16 лет, но по усмотрению должностного лица органа, который ведёт административный процесс. В случае необходимости при опросе могут присутствовать психолог, а также родители или иные законные представители несовершеннолетнего.
Перед началом опроса указанным лицам разъясняются их права и обязанности. С разрешения лица, осуществляющего опрос, присутствующие могут задавать вопросы несовершеннолетнему, которые заносятся в протокол опроса. По окончании опроса своими подписями участники опроса подтверждают правильность записи объяснений.
Несовершеннолетний также имеет право пользоваться помощью адвоката.
По окончании опроса составляется протокол и предъявляется для прочтения опрашиваемому. Несовершеннолетний имеет право требовать дополнения объяснения и внесения в него поправок. Эти дополнения и поправки подлежат обязательному занесению в протокол опроса.
По прочтении протокола опроса опрашиваемый удостоверяет, что объяснение записано правильно, о чём делается отметка в протоколе перед его подписью. Также перед подписью отмечается, прочитан ли протокол опроса лично или он был зачитан. Если протокол опроса записан на нескольких страницах, подписывается каждая страница. В случае, если в протоколе изложены обстоятельства, с которыми несовершеннолетний не согласен либо, по его мнению, они изложены неверно, он вправе письменно указать об этом в протоколе, прежде чем подписать его.
Допрос несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности не должен длиться более четырёх часов в день.
При допросе несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого обязательно участие защитника и педагога или психолога. С разрешения следователя или прокурора присутствующие имеют права задавать вопросы допрашиваемому, а по окончании допроса могут ознакомиться с протоколом и делать письменные замечания о правильности и полноте записи показаний.
Если у несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого есть родители или другие законные представители, их участие в уголовном деле обязательно.
По окончании допроса составляется протокол и предъявляется для прочтения допрашиваемому. У несовершеннолетнего также есть право требовать вносить в него поправки. По прочтении протокола опять же делается отметка в протоколе о том, что всё записано верно. Если подросток с чем-то не согласен, он вправе письменно указать об этом в протоколе, прежде чем подписать его.
Протоколы допросов могут быть оглашены на судебных заседаниях, и на основании содержащихся в них доказательств может быть основано обвинение несовершеннолетнего. Поэтому к этим документам нужно относиться очень ответственно. Следует их внимательно прочитать, проследить за полнотой фразы, сказанной подростком, или обратить внимание на то, что она написана неточно. В этом случае следует настаивать на исправлении написанного.
Если протокол не исправлен в соответствии с замечаниями, то перед подписанием протокола, необходимо указать, что именно указано не верно.
Задержание подростков полицией: как оно проходит в действительности
Главное условие задержания — это наличие соответствующих оснований для применения такой меры. Но часто сотрудники правоохранительных органов превышают свои полномочия при задержании подростков, рассчитывая на их правовую безграмотность и слабую психику ввиду несовершеннолетнего возраста.
Показательный пример — нашумевшая история «Арбатского мальчика», задержанного полицией в процессе чтения стихов. Как следует из новостных выпусков ведущих СМИ столицы, 26 мая 2021 года стражи порядка задержали десятилетнего ребенка, силой погрузили в служебный автомобиль и доставили в ОВД «Арбат». Как заявили полицейские, действия ребенка были расценены ими как попрошайничество, поскольку он перемещался от машины к машине, был один и нес с собой сумку, предположительно предназначавшуюся для сбора денег. В отношении отца мальчика возбуждено административное дело по ст.5.35 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение им своих родительских обязанностей, а в отношении его мачехи — уголовное дело по ст.318 УК РФ за применение насилия в отношении представителя власти.
Первое нарушение, которое было допущено полицейскими, исходя из описанного в прессе, — это неправильная квалификация действий мальчика. Стражи порядка не поинтересовались у несовершеннолетнего, чем он занимается и где его родители, сразу решив, что ребенок безнадзорный и занимается попрошайничеством. Второе нарушение связано с применением физической силы. Ст.18 ФЗ «О полиции» дает право сотрудникам правоохранительных органов применять физическую силу, но перед этим сотрудник должен представиться, сообщить о своих намерениях и предоставить возможность добровольно выполнить его требования. В описанной истории служащие полиции без каких-либо предварительных действий (со слов мальчика и его мачехи) начали насильно уводить ребенка в служебную машину.
В соответствии с ФЗ «О полиции» и Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ребенок должен был быть доставлен в отдел полиции, где оперативный дежурный должен был передать его сотрудникам полиции по делам несовершеннолетних , чего не было сделано. Также должны были быть незамедлительные меры для уведомления законных представителей (родителей, опекунов) о доставлении ребёнка в отдел полиции. Отец мальчика узнал о его задержании не от сотрудников полиции, а от своей жены — мачехи ребенка, что является еще одним нарушением.
Согласно Наставлениям о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утверждённым Приказом МВД РФ от 30.04.2012 гола N 389, выяснение обстоятельств факта задержания и доставления осуществляется оперативным дежурным незамедлительно. По результатам выяснения указанных обстоятельств в отношении несовершеннолетних принимается решение о передаче органу дознания или следствия, сотруднику подразделения по делам несовершеннолетних, родителям или иным законным представителям, должностным лицам образовательных или учебно-воспитательных учреждений или учреждений здравоохранения. Согласно п. 20.3 Наставлений о задержании несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаются его законные представители.
Как видно из данного случая, задержание подростков часто оборачивается нарушением их прав. К сожалению, такие истории в настоящее время случаются все чаще. Еще один пример полицейского беззакония — избиение подростка Грегори Хилла во время его задержания из-за отказа показать документы.
Следует различать задержание (административное или уголовное) и доставление, то есть принудительное препровождение лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения, если составление протокола является обязательным. Полагаю, что в вышеописанной ситуации с «арбатским мальчиком» полицейские не задерживали несовершеннолетнего, а именно доставили его в отдел полиции. Согласно действующему законодательству о доставлении составляется отдельный протокол либо делается пометка в протоколе административного задержания.
В соответствие со ст. 20 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции вправе применять физическую силу (как лично, так и в составе группы) для доставления в отдел полиции лиц, совершивших административное правонарушение или преступление, в том числе доя задержания указанных лиц. Единственное ограничение закон содержит в отношении малолетних: в отношении лиц, не достигших 14 лет, запрещается применять специальные средства, за исключением случаев оказания малолетними вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции, также в случаях, когда применение специальных средств необходимо доя освобождения заложников, для пресечения побега, для задержания лиц, застигнутых при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.
Статья 27.1 КоАП РФ. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
- В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:
1) доставление;
2) административное задержание;
3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
4) изъятие вещей и документов;
5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
9) привод;
10) временный запрет деятельности;
11) залог за арестованное судно;
12) помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации. - Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Статья 27.5 КоАП РФ. Сроки административного задержания
- Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
- Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
- Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
- Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.
Статья 27.9 КоАП РФ. Досмотр транспортного средства
- Досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
- Досмотр транспортного средства осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых.
- Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие указанного лица.
- В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
- О досмотре транспортного средства составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
- В протоколе о досмотре транспортного средства указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, о типе, марке, модели, государственном регистрационном номере, об иных идентификационных признаках транспортного средства, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре транспортного средства.
- В протоколе о досмотре транспортного средства делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении досмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
- Протокол о досмотре транспортного средства подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лицом, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лица, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о досмотре транспортного средства вручается лицу, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру.
Задержание несовершеннолетнего
В соответствии с КоАП РФ, административное задержание – кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административная ответственность наступает с 16 лет. В случае административного задержания , подростку должны разъяснить его права и обязанности: он вправе ознакомиться со своим делом, давать по нему объяснения, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании , в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания . В соответствии со статьей 27.4 КоАП РФ протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе (желательно потребовать копию протокола, в противном случае факт задержания при таковой необходимости сложнее будет доказать). Также подросток вправе пользоваться помощью защитника с момента задержания . В соответствии со ст. 27.5 КоАП РФ срок административного задержания не должен превышать три часа, однако он может быть продлен до 48 часов в случае если, необходимо установить личность задержанного или выяснить обстоятельства административного правонарушения, а так же если в отношении задержанного лица ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест. Но к подросткам, беременным женщинам и инвалидам I и II группы арест не применяется. Если с момента административного нарушения прошло уже более двух месяцев, наказывать за него нельзя. Административным кодексом РФ предусмотрено девять наказаний за совершение административных правонарушений, из них к подросткам чаще всего применяются следующие: предупреждение, штраф, возмездное изъятие или конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного подростку (например, лишение прав охоты).
Комментарий к Статье 27.3 КоАП РФ
1. Административное задержание — мера процессуального обеспечения, заключающаяся в кратковременном лишении свободы физического лица. Гарантии кратковременности лишения свободы при задержании установлены ст. 27.5 КоАП — только в исключительных случаях срок административного задержания может превышать три часа. Задержание не следует путать с фактическим ограничением свободы физического лица, которое происходит при применении некоторых других обеспечительных мер, например доставления. Лицо, фактически задержанное уполномоченными должностными лицами и доставляемое в помещение органа исполнительной власти, еще не считается административно задержанным. Состояние административного задержания возникает с момента помещения задержанного в специально отведенное помещение.
Целями административного задержания являются:
— правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении;
— исполнение постановления по делу об административном правонарушении.
По смыслу ч. 1 комментируемой статьи, перечень органов, должностные лица которых вправе осуществлять административное задержание, является исчерпывающим. Вместе с тем в соответствии с п. «к» ст. 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (с послед. изм.) органы федеральной службы безопасности имеют право осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов, закрытых административно-территориальных образований и иных охраняемых объектов.
Как представляется, ч. 1 ст. 27.3 КоАП должна быть приведена в соответствие с Законом «О федеральной службе безопасности» путем дополнения ее пунктом 11 «а также иные должностные лица в случаях, установленных федеральными законами». Это позволит не только снять имеющуюся коллизию, но и избежать подобных в будущем.
2. Если органы, должностные лица которых правомочны осуществлять административное задержание, указаны в ч. 1 комментируемой статьи, то перечень управомоченных на это должностных лиц определяется самими органами.
В соответствии с Приказом МВД России от 2 июня 2005 г. N 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию» административное задержание в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 27.3 КоАП осуществляют:
— должностные лица органов внутренних дел, имеющие специальное звание милиции, наименования должностей которых указаны в пунктах 1, 3, а также в подпунктах 2.1, 4.1 — 4.9, 4.11 — 4.16, 5.1 — 5.9, 5.11 — 5.15 Перечня должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП;
— начальники департаментов, первый заместитель (заместители) начальников департаментов, начальники (заместители начальников) управлений, начальники (заместители начальников) отделов, начальники (заместители начальников) бюро (центров); начальники главных управлений МВД России по федеральным округам, министры внутренних дел, начальники ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах; первый заместитель (заместители) начальников главных управлений МВД России по федеральным округам, первый заместитель (заместители) министров внутренних дел, первый заместитель (заместители) начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах; начальники (заместители начальников) управлений (отделов, отделений) внутренних дел районов, городов и иных муниципальных образований, начальники дежурных частей (дежурных смен дежурных частей) указанных органов и подразделений, участковые уполномоченные милиции, в случае обращения должностных лиц, уполномоченных Кодексом составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, при выявлении ими любых административных правонарушений;
— начальники управлений (отделов, отделений) вневедомственной охраны при органах внутренних дел, их заместители; старшие: инспекторы охраны (по боевой и служебной подготовке), инспекторы-дежурные; инспекторы охраны (по боевой и служебной подготовке), инспекторы-дежурные, командир отделения, дежурный пункта централизованной охраны, старший группы задержания ПЦО, помощники дежурного ПЦО вневедомственной охраны при органах внутренних дел — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемому вневедомственной охраной при органах внутренних дел объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую вневедомственной охраной при органах внутренних дел зону;
— офицеры органов управления, соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и учреждений внутренних войск МВД России, а также дежурные по органам управления, соединениям, воинским частям, военным образовательным учреждениям высшего профессионального образования, учреждениям и войсковым нарядам внутренних войск, коменданты, заместители комендантов, дежурные помощники комендантов внутренних войск, а при отсутствии вышеуказанных должностных лиц в местах несения боевой службы — начальники караулов и войсковых нарядов внутренних войск — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым внутренними войсками важным государственным объектам, сооружениям на коммуникациях, специальным грузам, складам, органам военного управления внутренними войсками, проникновением на охраняемые внутренними войсками территории (зоны), на которых постоянно или временно размещаются соединения, воинские части и подразделения, военные образовательные учреждения высшего профессионального образования и учреждения внутренних войск, иные объекты, техника и имущество внутренних войск, либо с посягательством на указанные объекты или имущество;
— должностные лица органов внутренних дел, имеющие специальное звание милиции, наименования должностей которых указаны в пунктах 1, 3, а также в подпунктах 2.1, 4.1 — 4.9, 4.11 — 4.16, 5.1 — 5.9, 5.11 — 5.15 Перечня должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
На должностных лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками милиции, предоставляемые настоящим Перечнем права распространяются при условии выполнения ими в установленном порядке задач, возложенных законом на милицию.
В соответствии с Приказом Минобороны РФ от 31 октября 2005 г. N 453 «О реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Министерстве обороны Российской Федерации» в Перечень должностных лиц из числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на штатных воинских должностях в военных автомобильных инспекциях, уполномоченных применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, включены:
начальник инспекции;
заместитель начальника инспекции;
начальник отдела;
заместитель начальника отдела;
начальник отделения;
начальник группы;
помощник начальника инспекции;
старший офицер;
старший инспектор;
офицер;
инспектор;
техник-инспектор;
инспектор-водитель.