Что делать, если не откручивается бак, как мыть, чистить, заправлять

Как промыть и очистить бензобак в домашних условиях своими руками: как избавиться от ржавчины и грязи не снимая бак + видео

Среди стандартных сервисных процедур очистка бензобака, как правило, не числится.

Этот вопрос остаётся на совести автомобилистов, и многие из них напрасно закрывают на него глаза, особенно если учесть специфику автомобильной жизни в нашей стране.

Попробуем разобраться, от каких загрязнений нужно чистить топливный бак, как это лучше сделать, и можно ли сохранить бак в чистоте не прибегая к промывке.

Источники загрязнения и борьба с ними

Бензобак является отправной точкой в движении горючего по системам автомобиля. Однако в его недрах помимо бензина порой можно найти то, чего там быть не должно. Загрязнение бака может привести к попаданию в двигатель не чистого топлива, а иногда и не топлива вовсе, а это чревато серьёзными поломками. Признаками загрязнения бензобака являются:

  • проблемы с запуском двигателя после стоянки,
  • неровная работа двигателя,
  • часто засоряющиеся форсунки и топливные фильтры.

Вода

Одна из главных угроз топливной системе автомобиля в целом и бензобаку в частности — это вода. Она попадает в бензобак с разбавленным бензином на сомнительных заправках, но даже если вы заправляете свой автомобиль исключительно качественным топливом, от воды в баке вы не застрахованы.

Не секрет, что в воздухе содержится влага. Если бак заправлен бензином не полностью, то оставшаяся его часть заполнена воздухом. При изменении температуры происходит процесс конденсации, и влага из воздуха собирается в капли воды. Не стоит забывать, что вода тяжелее бензина, поэтому при попадании в топливо она осаживается на дно бака, откуда попадает в бензонасос.

Вода может нанести серьёзный урон автомобилю, особенно в зимнее время, когда она замерзает и мешает подаче бензина в двигатель. Под ударом может оказаться как топливопровод, так и система впрыска. Помимо этого, накопление воды в бензобаке приводит к коррозии внутренней поверхности бензобака.

Из-за большей плотности вода осаживается на дно сосуда, а бензин поднимается наверх

Удаление воды спиртом

Чтобы удалить воду из бензина, нужно добавить поллитра чистого спирта на целый бак бензина. Спирт может быть этиловым, метиловым, изопропиловым. Важно чтобы он был чистым, а не разбавленным.

При растворении спирта в воде образуется без проблем сгорающая в двигателе смесь. Если двигатель на вашем авто дизельный, вместо спирта нужно добавить 500 мл машинного масла на 50 литров солярки.

Стоит понимать, что это однократная мера, и лучше всего долить спирт или масло в бензобак один раз перед наступлением холодов.

Если в нижней части бензобака есть сливное отверстие, воду можно слить с топливом. После этого бензобак можно промыть от грязи и просушить строительным феном. Крайне важна тщательность просушки.

Воду также можно слить через топливную рампу. Для этого:

  1. Отвинтите крышку ниппеля и присоедините шланг для слива воды.
  2. Подключите насос через диагностическую колодку.
  3. Слейте воду.

На большинстве автомобилей топливная рампа крепится к впускному коллектору

Влагоудалители

В магазинах автомобильной химии всегда в наличие целый ассортимент средств для удаления влаги из бензобака. Большинство из них работает по тому же принципу, что и спирт. Однако в некоторых содержатся агрессивные реагенты, которые могут ускорить коррозию стенок бака. Выбирать средство стоит очень внимательно.

Помимо воды, в бензобаке можно обнаружить мутный осадок, представляющий собой остатки примесей бензина, а также грязь. Загрязнение топливного бака приводит к быстрому засорению топливных фильтров и износу топливопровода в целом. Чтобы очистить бак от грязи и взвесей, его необходимо промыть мыльным раствором или чистящим средством.

Пыль, грязь и примеси из некачественного топлива собираются мутным осадком на дне бака

Пошаговая инструкция по очистке бензобака от грязи и взвесей

Очистку бензобака проводите в такой последовательности:

  1. Снимите бак и слейте топливо. Если на бензобаке вашего автомобиля имеется сливное отверстие, бак можно не демонтировать, однако тогда эффективность процедуры может снизиться.
  2. Через горловину залейте мыльный раствор или чистящее средство. Можно использовать воду под сильным напором.
  3. Потрясите бак чтобы все его стенки были промыты. Если бак не снят — раскачайте автомобиль.
  4. Слейте раствор. И проделайте эту процедуру ещё несколько раз до достижения чистоты.
  5. Залейте в бензобак пять литров бензина и потрясите его.
  6. Слейте бензин.
  7. Просушите бак. Для эффективной просушки воспользуйтесь техническим феном. В баке не должно остаться ни капли воды.

Ржавчина

Наличие воды и грязи в топливном баке приводит к образованию ржавчины на внутренних стенках бака. Коррозии способствует и обилие присадок, повышающих октановое число топлива, а также использование агрессивных влагоудалитетелей и других химических средств.

Чистить бензобак от ржавчины необходимо не только для поддержания чистоты и исправной работы системы подачи топлива. В особо тяжёлых случаях коррозия стенок бензобака может привести к образованию течей и пробоин со всеми вытекающими последствиями.

Существует два проверенных способа борьбы со ржавчиной:

  • сочетание механической очистки и химической обработки;
  • электролиз.

Ржавчина на внутренней поверхности бака может навредить всей топливной системе

Рассмотрим подробно каждый из них.

Очистка водой, дробью и реагентами

Хлопья ржавчины и лёгкий налёт можно частично смыть водой, поданной под сильным напором. Для усиления эффекта бывалые автолюбители советуют поместить в бензобак дробь или мелкие гайки.

Механической очистки, как правило, недостаточно для полного удаления ржавчины, поэтому в сочетании с ней используется химическая обработка.

В магазинах продаются специальные преобразователи ржавчины, но также для обработки можно использовать ацетон и кислоты. Чаще всего используется ортофосфорная кислота.

Ортофосфорная кислота взаимодействует со ржавчиной и отделяет её от поверхности бака

Потом действуйте в следующем порядке:

  1. Снимите бензобак и слейте топливо.
  2. Залейте в бак 2–3 литра воды. Чем выше её температура, тем выше эффективность очистки.
  3. Если ржавчины много, поместите в бак дробь или мелкие гайки. В этом случае лучше использовать бензин или керосин вместо воды.
  4. Интенсивно потрясите бензобак.
  5. Слейте воду и повторите процесс 2–3 раза.
  6. Просушите бак.
  7. Залейте реагент в бак:
    • если вы используете преобразователь ржавчины, следуйте инструкции на упаковке;
    • в случае с ортофосфорной кислотой стоит изготовить раствор из расчёта 100 миллилитров реагента на 1 литр воды;
    • при использовании ацетона будет достаточно литра.
  8. Тщательно потрясите бензобак. Важно, чтобы реагент полностью покрыл внутреннюю поверхность бака.
  9. Ожидайте 2–3 часа периодически встряхивая бак.
  10. Промойте бак водой с добавлением 100 граммов пищевой соды на 10 литров воды.
  11. Смойте водой остатки раствора соды.
  12. Тщательно просушите бак феном.
  13. Установите бензобак на автомобиль.
  14. Залейте свежий бензин.

Очистка водой и реагентами довольно эффективна. Она не требует больших затрат и не занимает много времени. Однако в случае запущенной коррозии этот метод чреват появлением пробоин и течей. Поэтому если вы хотите очистить от ржавчины бензобак раритетного или просто старого автомобиля, лучше сделать это посредством электролиза.

Видео: творческий подход к механической очистке

Очистка бензобака путём электролиза

Электролиз — это процесс разложения вещества на составные части при прохождении через раствор электрического тока. Для очистки бензобака этим способом вам понадобится:

  • каустическая сода, она же гидроксид натрия, она же едкий натр;
  • аккумуляторная батарея или зарядное устройство;
  • металлический провод;
  • вода.

Некоторые автомеханики рекомендуют выпарить бензобак перед чисткой. Эта процедура также необходима, если вы собираетесь заваривать течь в баке. Даже после полного осушения бака, в нём может остаться немного бензина, а также огнеопасные бензиновые пары.

Сделать это можно с помощью парогенератора, но он есть далеко не у каждого автолюбителя. Выпарить бак можно и выхлопными газами. Для этого соедините шлангом выхлопную трубу заведённого автомобиля с горловиной бака.

Наполняйте бак газами в течение 15–20 минут на холостом ходу.

Для очистки бензобака электролизом можно использовать зарядное устройство для аккумуляторных батарей

Пошаговая инструкция по очистке бензобака путём электролиза:

  1. Смешайте раствор каустической соды и воды в соотношении стакан соды на 30 литров воды.
  2. Залейте раствор в бак, заполнив его на 80–90%.
  3. Поместите металлический провод в бак. Он должен проходить по всей длине бака, при этом не касаясь стенок. Для удобства обычно используется самодельная пробка из дерева, резины или пластика.
  4. Подключите плюсовую клемму аккумулятора к проводу, а минусовую к зачищенной поверхности бака.
  5. Ожидайте в течение 2–3 дней, в зависимости от степени коррозии, объёма бака и мощности аккумулятора.
  6. Отключите аккумулятор и выньте провод.
  7. Слейте раствор.
  8. Промойте бензобак водой и тщательно просушите его.

Видео: очистка бензобака методом электролиза на примере мотоциклетного бака

Процесс этот не трудоёмкий, но он занимает довольно много времени. Однако деликатное удаление ржавчины даже в сложных случаях коррозии стоит потраченных дней. Чтобы не тратить своё время на очистку бака, стоит предупреждать его загрязнение.

Профилактика загрязнения бензобака

Провести очистку бака от воды, грязи и ржавчины своими руками довольно просто. Однако далеко не каждый автолюбитель захочет этим заниматься. Можно, конечно, обратиться к профессионалам, но это стоит денег. Гораздо проще не допускать загрязнения бака и коррозии его стенок.

Эпоксидка против ржавчины

Для антикоррозийной обработки внутренней поверхности бензобака используют эпоксидные смолы. Это покрытие не растворяется в воде и бензине, поэтому отлично подходит для защиты от ржавчины. Чтобы равномерно нанести смолу на все стенки бака, её нужно залить через горловину, а после долго вращать бак. Когда эпоксидка растечётся по всем стенкам бака, можно приступить к просушке.

Антикоррозийные присадки

В магазинах автохимии продаются антикоррозийные присадки для топлива. Среди них есть весьма и эффективные, однако нередки случаи когда присадки не защищают бензобак от ржавчины должным образом. Перед тем как выбрать одну из них, рекомендуем прочитать отзывы в интернете.

Разумная эксплуатация автомобиля

Самым надёжным способом профилактики загрязнения и коррозии бензобака является правильная эксплуатация транспортного средства. Свод простых правил, соблюдение которых избавит вас от необходимости чистить бензобак:

  1. Следите за качеством топлива. Заправляйтесь только на проверенных заправочных станциях.
  2. Следите за количеством топлива. Старайтесь держать бак заполненным. Обязательно заполняйте его полностью перед длительной стоянкой. Это позволит избежать накопления воды в баке и её конденсации на стенках.
  3. Старайтесь не заправляться при повышенной влажности воздуха и в туманную погоду. Если заправиться все же необходимо, заливайте полный бак.
  4. С наступлением холодов добавляйте в бак влагоудалитель или спирт в небольших количествах.

Если двигатель автомобиля — это его пламенное сердце, то бензобак — желудок, поэтому для здоровья машины очень важно следить за его состоянием. Держите бак чистым и заполняйте его только качественным бензином, и автомобиль отплатит вам плавной ездой и долгой службой.

Источник: https://carnovato.ru/kak-promyit-benzobak/

Как промыть и очистить бензобак в домашних условиях своими руками: как избавиться от ржавчины и грязи не снимая бак + видео

Топливный бак — это ёмкость, в которой хранится горючее.

Чтобы хранение бензина было максимально безопасно, современные баки создаются из прочных сплавов металла и обрабатываются антикоррозийными веществами.

Однако в процессе эксплуатации полость и поверхности бензобака неминуемо поддаются воздействию ржавчины — в этом случае автовладелец должен предпринять необходимые меры для продления срока службы бака.

Причины и признаки загрязнения бензобака

Многие автолюбители даже не задумываются о том, что внутренности бензобака могут нуждаться в промывке или очистке. Действительно, это же полностью закрытая ёмкость, откуда в ней взяться грязи или пыли?

Однако чем больше возраст автомобиля, тем больше засоряется топливный бак. И виной этому можно считать сразу несколько факторов:

  1. Срок службы бака — в процессе эксплуатации внутри металлической ёмкости под воздействием температур образуется ржавчина.

  2. Использование низкокачественного горючего, в котором содержится большое количество грязи и осадков.

  3. Неиспользование очистителей для очистки от примесей всех элементов топливной системы.

Крышка бензобака позволяет безопасно заливать горючее через заливную трубу в ёмкость бака

Когда необходимо чистить топливный бак

Чистка и промывка топливного бака — это обязательное условие его надёжной эксплуатации. Однако слишком часто промывать его не рекомендуется. Процедуру можно выполнять один раз в два или три года, всё зависит от условий эксплуатации и качества заливаемого топлива.

Читайте также:  Можно ли курить электронные сигареты в общественных местах?

Для всей топливной системы (и бензобака в том числе) важным фактором работы считается использование качественного топлива

Собственно, прочистка бензобака для того и нужна, чтобы обеспечить качественную работу всех элементов системы топливоподачи. Ведь мелкие частицы осадков и примесей через бак могут поступить в мотор, что грозит серьёзными поломками.

Способы очистки

На различных марках автомобилей стоят разные топливные баки. Самый простой способ очистки будет на тех моделях, в бензобаках которых имеется сливное отверстие. То есть слив топлива и промывку можно выполнить без демонтажа бака.

Однако большинству автолюбителей эта опция недоступна, поэтому придётся демонтировать бак с машины и мыть его отдельно.

Подготовительный этап

Процедуру промывки бензобака лучше всего проводить на свежем воздухе или же в хорошо проветриваемом помещении. Работа с горючими и сильно пахнущими веществами может сказаться на самочувствии человека.

Топливный бак нужно снять с кузова автомобиля. Как правило, эта процедура не занимает много времени. Главное, заранее выработать весь объём имеющегося в баке горючего, чтобы не пришлось сливать бензин.

Однако в любом случае несколько литров топлива останется в системе — как в самом баке, так и в топливных магистралях. Поэтому потребуется отсоединить разъёмы с бензонасоса, а также снять шланги с самого бака.

Под все места подключений можно подставить ёмкости для слива топлива, чтобы горючее не уходило в землю или в полгаража.

При демонтаже бензобака неминуемо прольётся какое-то количество топлива, поэтому рекомендуется использовать как ёмкости под слив, так и ветошь

После того как бензобак будет снят с автомобиля, нужно открыть все его отверстия и слить остатки топлива.

Разные средства очистки

Для промывки бензобаков используются самые разные средства. Все они имеются в свободном доступе и стоят недорого. В зависимости от используемого очистителя будет меняться и способ очистки.

Используем ацетон

Для промывки стандартного бака 43–50 литров потребуется подготовить 2–3 литра ацетона. Процедура выполняется следующим образом:

  1. Залить 1 литр ацетона в демонтированный бензобак.

  2. Плотно закрыть все сливные отверстия и крышку горловины.

  3. Хорошо встряхнуть ёмкость несколько раз.

  4. Слить жидкость в ведро.

  5. Если вместе с ацетоном выходит большое количество ржавчины и грязи, то необходимо провести процедуру ещё один или два раза.

Свойства ацетона позволяют качественно очистить от ржавчины любые металлические поверхности

Уксус — отличный помощник в деле промывки бака

Главное достоинство уксусной кислоты в том, что она отлично растворяет налёты ржавчины и застарелой грязи в полости бензобака. Однако существует и минус: уксуса потребуется очень много, так как заливать им нужно бак до краёв:

  1. Залить уксус в бензобак и закрыть бак крышкой.

  2. Оставить раствор на ночь.

  3. Утром слить несколько литров уксуса, после чего хорошо встряхнуть бензобак.

  4. После этого слить весь раствор в ведро — должна выйти вся грязь и ржавчина.

  5. Далее засыпать в бак пачку пищевой соды. Она вступит в реакцию с остатками уксусной кислоты и удалит даже самые мелкие частички грязи.

  6. После этого нужно будет промыть полость бензобака тёплой водой несколько раз, чтобы удалить остатки кислоты и соды.

Уксус — самый доступный способ для очистки бензобака своими руками

Обычные моющие средства

Бытовые моющие средства целесообразно применять в тех случаях, когда в баке заведомо небольшое количество грязи и ржавчины. Обычные средства для мытья посуды хорошо прочистят полость бака, но не удалят ржавчину, поэтому их лучше использовать для первичной промывки или в качестве дополнительной после промывания кислотами:

  1. Залить в бак горячую воду до краёв.

  2. В воду насыпать стирального порошка или средство для мытья посуды.

  3. Закрыть бак и хорошо его встряхнуть.

  4. Оставить смесь на два часа.

  5. После этого слить воду и тщательно промыть бензобак горячей водой.

  6. При необходимости можно повторить эту процедуру.

Бытовые моющие средства позволяют бюджетно очистить бензобак от грязи и примесей

Соляная или фосфорная кислоты для промывки бензобака

Кислоты хорошо справляются с очисткой металлических поверхностей от ржавчины и осадков. Однако следует соблюдать осторожность, так как от одной капли кислоты можно получить сильнейший ожог. Рекомендуется надевать толстые прорезиненые перчатки и очки для защиты глаз от испаряемых паров:

  1. Залить в бак горячую воду примерно наполовину.

  2. Добавить 2.5–3 литра кислоты.

  3. После этого долить горячей воды до краёв и закрыть бак новой крышкой. Важно закрыть горловину другой заглушкой, так как кислота может повредить пластиковую крышку.

  4. Подождать 2 часа.

  5. После того как смеси осядут на дно, тщательно встряхнуть ёмкость и слить раствор кислоты в ведро.

  6. Далее обязательно нужно промыть бак горячей водой.

Мощное средство для очистки от ржавчины — это кислоты

Можно ли промывать бак бензином

Промывка бензином (дизельным топливом) — это обязательный этап всех моющих процедур. Дело в том, что после любой, даже самой тщательной промывки, в бензобаке неизбежно остаётся небольшое количество кислоты, ацетона или стирального порошка. Устанавливать на машину такой бак нельзя, ведь все эти осадки попадут в топливную систему, а из неё — в мотор.

Поэтому после завершения всех процедур очистки необходимо провести последнюю — промыть бак горючим:

  1. Установить бак на место.

  2. Подключить все необходимые магистрали.

  3. Заполнить бензобак бензином до краёв.

  4. Закрыть крышку.

  5. Завести мотор и дать топливу разойтись по системе.

  6. Доливать бензин по мере его ухода по магистралям.

Видео: альтернативный способ промывки бензобаков

Профилактика появления ржавчины в бензобаке

После промывания своего бензобака, автовладелец начинает более серьёзно задумываться о том, как защитить этот элемент топливной системы от образования ржавчины и попадания внутрь грязи. Ведь в деле обслуживания машины большую роль играет именно профилактика, а не сам ремонт.

Существует несколько довольно простых способов максимально продлить срок службы своего бензобака, не прибегая при этом к частой мойке:

  1. Заливать заведомо качественное топливо, в составе которого содержится минимум осадков и примесей.

  2. На заправках сразу же заливать полный бак, чтобы в его полости не оставалось места для концентрации влажного воздуха.

  3. В зимний период времени рекомендуется использовать дегидраторы, которые будут вытеснять воду из горючего. Дегидраторы выпускаются в различных видах и просто добавляются в бензин через бензобак.

  4. Периодически и летом, и зимой использовать очистители бензина, заливая их в полость топливного бака. Эта мера хорошо сказывается не только на профилактике ржавчины, но и на всём состоянии топливной системы автомобиля.

Покрытие мастикой надолго защитит бензобак от ржавчины

Можно заменить металлический бак на пластиковый. В этом случае проблемы со ржавчиной можно избежать, но появится риск других повреждений — трещин и деформаций. К тому же пластиковые бензобаки даже при отсутствии дефектов служат гораздо меньше, чем металлические.

Таким образом, состояние топливного бака целиком зависит от заботливости автовладельца. Если заправляться на проверенных заправках и периодически промывать бак, то в будущем не придётся покупать новое изделие.

Источник: http://autoclub.su/kak-promyit-benzobak/

Чистка бензобака и топливного насоса (сентябрь 2012г.) — бортжурнал Ford Fusion Off-Road Edition 2006 года на DRIVE2

Машине был: 6год, 57тыс. км. пробега.
Питается местным аи-92 бензином поганого качества.

Решил надо заняться топливной системой, сначала бензобак потом форсунки.

Симптомы были следующие:

— Глохнет часто при троганьи на первой без газа.— бензин плохого качества и 6 год машине, ну как бы надо почистить.

— При резком разгоне (педаль в пол) машина иногда тупила, начинала рывками подергиваться кратковременно (примерно на 1500-2500 оборотах), соответственно разгон до сотни, дрэг 402 метра успешно сливался в такие моменты: свечи чистые, дроссельная заслонка тоже, фильтр воздушный и масло новые.Вывод: виновата топливная система.— Тупил датчик топлива. Например заправил 10-15 литров, а он отклоняется как-будто залил всего чуть-чуть.В последнее время было такая фишка: стоишь на стоянке, на ровной площадке щелкаешь ключем в замке зажигания включая электрику и датчик по разному показывал уровень топлива после каждого включения электрики. Меня это мало беспокоило, но все равно не порядок.

— Плюс я педантично отношусь к машине, в плане именно технической сторон работы, мне без разницы как она выглядит внешне, всякие блестяшки и обвесы это неважно, мне главное, чтоб первичные главные механизмы были чистые смазанные и когда надо завестись в -40, втопить в пол они отработали на 100%

Фотоматериал отложился, попробую описать процесс, авось кому пригодится.

Итак чтобы снять и почистить бак вам понадобятся:1. Яма, подъемник или эстакада.2. Ключ-головка на 13 с длинной ручкой3. 2 хомута на 16-27 и 30-45 (можно и обойтись если вы владеете навыками защелкивать оригинальные хомуты)4.

Сильный помощник, способный некоторое время держать на весу 15кг бак, пока вы отсоединяете шланги (можно и в одиночку, но тогда надо откачать из бака весь бензин иначе тяжело будет).5.

Минимум 15 литров топлива для заливки (если не планируете заливать слитое ранее топливо из бака обратно, я б не советовал, скорее всего оно будет грязноватым, у меня было темно желтое).6. Емкость для слива топлива и воронка из расчета, что когда стрелка бензина на приборке показывает 0, в баке еще резерв есть 10 литров топлива на дне.7.

Плоская отвертка и плоскогубцы.8. Баллончик (лучше 2) очистителя карбюратора9. Грязная одежда и головные уборы, грязи из под бака будет лететь куча, даже если Вы его помоете перед съемом.10. Для работы с бензином и очистителем карбюратора (непосредственно мытья) надо иметь пару резиновых перчаток, иначе попортите кожу рук.

Процесс снятия следующий:1. Загоняем машину на яму, подъемник или эстакаду левой водительской стороной как можно ближе к краю, бак расположен близко к левому краю и край ямы эстакады может мешать свободно его снять.

Заранее когда загоните машину, перед тем как откручивать бак удостовертесь, что ничего не помешает свободно снять, пока еще можно переехать, потом уже поздно переезжать.

Когда определитесь, что ничего не мешает снять бак, лезете под бардачок находите предохранитель топливного насоса и снимаете его (предохранитель f15 на 20А).
Заводите авто и ждете выработки остатков топлива в системе (машина заглохнет через 5-7 секунд, либо вообще не заведется).

2. Залазим под задний мост авто, находим шланги идущие от горловины бака и расщелкиваем плоской отверткой хомуты.

3. Смотрим снизу на бак его держат две планки, по планкам вы найдете болты на 13 (вот тут понадобится головка с длинной ручкой), их 3: 2 в задней части, 1 спереди там где планки сходятся. Ослабляем все болты.

4. Приглашаем помощника держать бак и выкручиваем окончательно 3 болта крепления. Чтобы не мешались планки крепления (они цепляли у меня за заднюю балку в процессе съема), на каждой из них поддеваем отверткой пластиковые пистоны (по 2 на каждой планке), а поддев вытаскиваем плоскогубцами. Все планки можно снять и убрать пока.

5.

Просим помощника опустить слегка бак вниз, сами слева в районе задней пассажирской двери за водительской нащупываем адсорбер и его штуцер и снимаем шланг отжимая защелки (если вы не знаете как снимать защелкивающиеся наконечники заранее потренируйтесь под капотом есть такие на инжекторе, или рядом с баком есть эти защелки на топливном фильтре).Это самая нежная часть, я сломал таки штуцер у адсорбера, а может он уже был сломан, ибо над баком что-то постукивало раньше.

Самозащелкивающиеся наконечники снимаются нажатием сбоку на клавиши.

Дальше встаем под задний мост (с канистрой или другой емкостью для слива топлива) и просим помощника опускать заднюю часть бака ниже, а сами тем временем снимаем шланги заливки топлива. Как только снимите с них может побежать топливо будьте готовы подставлять емкость.

Помощник должен опускать задную часть бака в районе балки, переднюю часть надо держать на весу не опуская.Постепенно вы увидите под баком колодку и штуцеры бензонасоса.

Как только поймете, что можете туда залезти рукой на этом опускать прекращаете и ждете как сбежит топливо, вообще топливо будет сбегать постоянно по мере наклона, емкость лучше как-то закрепить, чтоб струя бежала по мере опускания бака.

Лезем рукой под бак снимаем наконечники с насоса и колодку (колодку возможно придется поддеть отверткой только аккуратно).После этого бак можно спокойно опускать вниз.

Читайте также:  Как почистить электронную сигарету и ухаживать за вейпом?

ВАЖНО: будьте крайне осторожны при опускании бака, опускайте медленно, если не идет не тяните, все штуцера пластмассовые, сломаете нечаяно штуцер бензонасоса и все, новый насос стоит 17000 руб.

Итак под баком вы не видите сразу, увидите только в процессе опускания задней части бака:3 топливных фиксатора топливных шлангов (2 на насосе, 1 на адсорбере) и колодка питания насоса.

Топливный фильтр желательно тоже менять сразу.Он на защелках, просто тяните на себя с любого краю и он выскочит из защелки.

6. Сливаем остатки топлива и моем бак, если моем керхером снаружи заткнуть заливные шланги и штуцеры адсорбера и бензонасоса, дабы внутрь не попадала вода. В ходе процесса не теряем 4 накладки приклееных на баке для шумо и вибро подавления, приклеены слабо, смываются только так.

Как видите вверху слева у меня уже не стандартная, ибо одну таки потерял.

7. Теперь надо открутить щайбу крепления бензонасоса, она закручена очень сильно, я откручивал молотком через деревянную проставку. Кто-то умудряется открутить ручками пасатиж.Резьба стандартная, откручивается против часовой стрелки.Вот он какой насос.

8. Насос разбирается не сложно.

Сеточку бензонасоса мыл сначала бензином, смыло только твердые отходы снаружи, потом смывал смолы пропуская струю из баллончика жидкости для очистки карбюратора сквозь фильтр.

бензин

Жидкостью для чистки карбюратора, выходила из баллона под давлением белая струя, из сетки уже шла черная-черная.

очиститель карбюратора

Сеточка была уже просмолена вся, не знаю как через нее бензин вообще шел.

Балончика хватило на 3,5 мойки, на 3 мойке жидкость пошла светлее. В принципе я б помыл еще на раз, а то и два, но баллон кончился и магазы были закрыты, в общем собрал так, тем более ячейки сетки стало видно, что промылись.

8. Датчик уровня топлива разбирается вот так:

Я почистил контакты и подогнул их уж больно люфт был хороший.

9. Сам бак имеет ширину горловины бензонасоса достаточную, чтобы просунуть руку человеку среднего телосложения глубже локтя, надев перчатки и взяв тряпку, я залил литр бензина в бак и спокойно рукой внутри вымыл и так 3 раза.

10. Процесс сборки обратно думаю сами прекрасно уже представлять будете когда разберете, описывать не буду.

Единственное надо залить минимум 15 литров топлива в бак после сборки.

Итоги:Первый запуск 5-7 секунд крутило стартер схватило на секунду и заглохло (ну впринципе я того и ждал).

Второй запуск завелась с пол оборота.

Вроде стало работать как-то размеренней слаженней на холостых, хотя это субъективно.
Поехал из гаража задом вроде как тяга лучше, выехал без троганья педали газа вообще, выехал легко и непринужденно, учитывая небольшие неровности и порог гаража.

Немного удивила тяга с низов, но подумал, это наверное мне кажется ибо я не ездил почти неделю, отвык и все такое.

Вообще пока первый раз ехал убеждал себя, что я просто отвык за неделю и это все мне кажется, что тяга лучше стала.

Приехал на ту же заправку за тем же топливом залил до отстрела 40 литров.
Итого бак у нас почти 50 литров. Из них практически 10 на дне невостребованные и не показываемые датчиком топлива и 40литров соответственно полезный запас, его и отражает датчик топлива.

Датчик топлива рассчитан на 40 литров, каждая риска датчика четверть бака, то есть 10 литров.

Полный бак = 570-750км хода по топливу на дисплее (есесно реально зависит от стиля и условий езды).

Итак первый объективный плюс:
датчик топлива больше не глючит, более того он даже на неровностях дороги когда машину по кочкам трясет не отклоняется, четко ровно показывает уровень и ход по топливу.

Второй плюс: отъездил почти неделю после чистки могу 100% утверждать стало лучше тянуть, причем значительно.— На первой на холостых не трогая газ машина прет как танк даже встречая серьезное сопротивление.

— На задней передаче раньше подгазовывал слегка, чтоб не тупил двигатель, сейчас сдавая на зад, вообще не трогаю педаль газа, работаю чисто педаль сцепления.— Трогаясь на второй тоже перестал трогать газ, сама трогается.

Более того если отпустить все педали на второй машина сама катится встречая серьезные ямы, вчера заполз в невысокую, но очень длинную горку врубив 2 и убрав ноги с педалей на пол (раньше б обороты пали до 500 и я бы заглох еще в начале такого маневра).

— Разгон с места на время, утопив газ в пол больше не тупит и не дергается в разгоне машина. Разгон четкий и ровный.

— Субъективно разгон стал интенсивнее.

Стиль езды сменился, стал чаще кататься на холостых, не трогая газ. Есть тут длинный участок с ограничением в 40км/ч, я втыкаю 5 и отпускаю ноги на пол и в расслабоне машина катится сама 35-40км/ч на холостых и не дергает двигатель.

Честно чистка превзошла все мои ожидания, я не рассчитывал на такой эффект, доволен 🙂

По экономичности сказать ничего не могу, не мерял.

Для себя изначально определил буду снимать бак мыть каждые 25тыс. км примерно, заодно прикупая и меняя топливный фильтр.

Но проблема, прошло больше года опять местами начинает тупить двигатель, топливо аи-92 у нас паршивое конечно, и походу придется на следующий год опять снимать и мыть сеточку.

Пока я, как и некоторые форумчане, в раздумьях пропилить и сделать люк под задним сиденьем, для легкого извлечения и чистки бензонасоса, займусь летом 2014года.

Саму такую сеточку новую найти не знаю где и номера не знаю ее, однако есть отзыв товарища sanderssss, цитирую: «переднеприводные вазы, я так полагаю)))) цена вопроса 20 р., я правда с некоторых пор перешёл на калиновские, в виде паралелепипеда, они лучше в корпусе насоса размещаются. Можете конечно сказать что одно и то же с восьмерочным.

Я возражу — этот более симметричный и пролезает в бачек без каких либо затруднений в отличии от восьмерочного, который как правило приходится изгибать в результате чего он может соскочить (случаи были). Да и разница в цене ничтожна.

У меня машин просто много, я плановые ТО делаю … а интервалы обычные раз в 40 000 для нашего бенза самое то»

Цена вопроса: 150 ₽ Пробег: 57000 км

Источник: https://www.drive2.ru/l/2353349/

Чем очистить бензобак от ржавчины?

Здесь, как вы поняли, речь пойдет об очистке топливного бака от ржавчины изнутри. Ведь вся сложность как раз в том, что доступ к внутренней поверхности бака мы имеем только через горловину. Итак, начнем с причин, по которым внутри бака появляется коррозия.

Привет любителям ездить на пустом баке! Одно дело, когда в таком случае транспорт находится постоянно в движении, а другое — когда простаивает в гараже или на стоянке. Большая часть бака не контактирует с топливом, а вследствии перепада температур на его стенках конденсируются водяные пары.

Поэтому если вам предстоит поставить на длительное время транспортное средство в гараж — залейте топливный бак «под завязку».

Автомобильный топливный фильтр забит ржавчиной.

Мой хороший знакомый, который занимается б/у-шной мототехникой, частенько сталкивается с ржавыми баками. Перед отправкой мотоциклов из Японии на морском терминале весь бензин должен быть слит. Дальше после отправки может пройти достаточно долгий период. А бывает и такое, что еще до терминала он стоял долгое время без топлива. В сухом остатке мы имеем ржавый бак.

Дальнейшие действия зависят от того, насколько глубоко проела коррозия стенки бака. Если он существенно покрыт ржавчиной изнутри, то можно воспользоваться простым и надежным способом. Берем гайки, насыпаем их внутрь и заливаем бензином или керосином. Закрываем бак.

Тщательно трясем как бубном и выливаем образовавшуюся смесь. Заливаем еще одну порцию бензина для окончательной промывки.

Далее для того, чтобы убрать мелкие остатки ржавчины можно воспользоваться уже проверенной ортофосфорной кислотой или специальными преобразователями ржавчины.

Но как правило, они проникает настолько глубоко, что это может потом сказаться на дальнейшей реставрации бака. Как бы вы ее не старались вымыть, она себя покажет снаружи при лакокрасочных работах. Можно долго думать отчего вспучивает краску.

Ну это если речь идет о топливных баках мотоциклов, которые байкеры выкрашивают с особым трепетом. С автомобильными дело обстоит проще, поскольку максимум, что от них требуется снаружи — покрыть грунтом и битумной мастикой.

Вобщем действовать нужно в зависимости от степени воздействия коррозии на стенки бака.

От многих приходилось слышать, что в качестве средства очищающего ржавчину применяют такой напиток как Кока-Кола или Пепси. Все дело в том, что в нем содержится та самая ортофосфорная кислота. Судя по роликам на Youtube достаточно много примеров очистки следов ржавчины этим напитком. Лично я не пробовал, но надо будет испытать.

Да, и не забываем о мерах безопасности при работе с преобразователями ржавчины, ведь фактически все они содержат кислоты, которые могут вызвать реакцию на открытых участках кожи. Работайте в прорезиненных перчатках.

Интересный метод очистки баки путем электролиза. Для этого нам понадобится аккумулятор на 12 В, пару проводов, сода и вода. На фото ниже изображен бак объемом 15 л.

Готовим раствор в пропорции 100 грамм соды на 10 литров воды. Заливаем раствор. Провод от плюсовой клемы (анод) мы погружаем внутрь бака таким образом, чтоб он не касался стенок.

Провод от минусовой клемы соединяем с корпусом бака. Оставляем на пару дней. Вуаля! Бак чист.

А вам приходилось чистить бак от ржавчины? Получилось? Делитесь опытом.

Источник: http://www.yaprofi.net/clean-tank-from-rust/

5 простых способов очистить бак и дрипку

Один из минусов баков, который вы скорее всего замечали, это при смене вкусов жижи, все еще можно почувствовать привкус предыдущей жидкости. Особенно это заметно на ментоловых, мятных, лимонных, табачке и других доминирующих вкусах.

Даже если вы меняете вату или испаритель, вкус и запах все еще может преследовать вас. Но не стоит волноваться, это поправимо, в этом руководстве рассказаны пять простых способов очистить ваш бак и решить проблему. Мы начнем с простого замачивания и продвинемся к более продвинутым и надежным способам.

Замачивание в воде

Это самый простой способ очистить ваш бак. Сначала вы должны разобрать бак, если есть возможность, то дополнительно, аккуратно снять уплотнительные кольца (о-ринги), которые очень хорошо впитывают запах.

Возьмите кружку или миску и наполните её водой. Поместите её в микроволновку и нагревайте в течении полторы-двух минут. В это время промойте под проточной водой большие части вашего бака. Затем выньте чашку из микроволновки и поместите в нее разобранный бак.

Оставьте все в покое и ждите пока вода не остынет, после этого еще раз промойте детали под краном. Вытрите их полотенцем и дайте окончательно обсохнуть.

Замачивание в PG/VG

Более глубокая очистка, но на этот раз без нагревания и вместо воды пропиленгликоль. Заполните миску PG и положите туда разобранный бак на полчаса. Вы можете использовать глицерин, но вам потребуется более длительное замачивание, из-за высокой плотности VG.

Как только замачивание завершено, вытащите детали и положите их на салфетку, дайте PG стечь и высохнуть. Этот способ отлично подходит для удаления сильного и застоявшегося запаха в баке.

Уксус, пищевая сода и спирт

Вы можете заменить PG/VG другими жидкостями, которые скорее всего есть у вас дома.

  • Уксус – кислота с хорошим моющим свойством, но после всего бак стоит тщательно промывать под водой. Иначе у вас будет другая проблема с куда более сильным запахом.
  • Пищевая сода, разведенная в воде, еще один хороший очиститель.
  • Спирт (этанол) – можете использовать его, особенно он хорош в очистке баков и дрипок сразу после покупки.
Читайте также:  Как пользоваться дрипкой правильно?

Некоторые используют мыло и лимонную кислоту, это тоже работает. Только не забудьте хорошо промыть части бака после всех процедур.

Ультразвуковая ванна

Если вы хотите полностью очистить ваш бак или дрипку, вам понадобится ультразвуковая ванна. Обычно их используют для чистки ювелирных изделий из драгоценных металлов, но Coil Master выпускает свои ванны специально для вейперов. Впрочем никто не запрещает вам использовать их для чистки других вещей, инструментов и тд.

По правде говоря вам нужна любая ульразвуковая ванна, они все одинаковые. И стоит её покупать, если у вас целая коллекция или вы очень серьезно относитесь к очистке баков и дрипок. К тому же это хорошая услуга, которую могли бы предоставлять вейпшопы.

Испаритель в мусорное ведро

Относится больше к людям, которые пользуются сменными испарителями. Если вам не помогло ничего из вышеперечисленного и запах в необслуживаемых испарителях остался, то пришло время их сменить (смотрите пункт 1). К тому же если вы устали покупать необслуживаемые испарители, всегда есть возможность перейти на обслуживаемые баки и заметно экономить.

Заключение

Эти способы подойдут вам, если вы хотите очистить ваши баки и дрипки от запаха и привкуса старой жижи. Ультразвуковая ванна творит чудеса, это самый лучший и действенный способ, но не дешевый. Уксус, пищевая сода и мыло тоже хорошо работают, но после них приходится хорошо промывать бак, что занимает достаточно много времени.

Поэкспериментируйте с этими способами и посмотрите, какой из них больше подходит вам. А потом напишите в комментариях, какой способ вы выбрали и почему. Кстати, если вы можете дать советы по чистке баков и дрипок, то тоже оставляйте их в комментариях.

Источник: https://VapeAdept.ru/5-prostyh-sposobov-ochistit-bak-i-dripku/

Classicautoclub.ru Очистка бензобака. Методы борьбы со ржавчиной

Один из самых часто встречающихся примеров – это появление ржавчины внутри бензобака. Если автомобиль не используется ежедневно, а хранится в гараже или на стоянке с неполным баком, то при перепадах температуры на стенках бака конденсируются водяные пары, которые и вызывают коррозию.

На просторах интернета можно найти большое количество самых разных способов очистки, от обработки газировкой до выпаривания выхлопными газами и способа с горстью металлических гаек.

Все они по-своему хороши и, так или иначе, способствуют решению проблемы, но сегодня я хочу поделиться одним из методов очистки бака от ржавчины, опробованном на собственном опыте — с помощью преобразователя ржавчины, содержащего ортофосфорную кислоту.

Рекомендация: если вы не эксплуатируете автомобиль постоянно, храните его с полностью заправленным баком.

Подготовка

В процессе очистки вам предстоит использовать сильнодействующее химическое вещество, поэтому подготовьте рабочее место и обезопасьте себя от возможных ожогов. Вам необходимо иметь: емкость с чистой водой, которой можно будет смыть вещество при попадании на кожу, резиновые перчатки и защитные очки. Работать нужно в сухом, светлом и хорошо проветриваемом помещении.

Итак, начнем.
Идем в автомагазин и покупаем преобразователь ржавчины, содержащий ортофосфорную кислоту.

Использовать кислоту в чистом виде я не рекомендую, так как, если переборщить  с количеством или неверно соблюсти пропорцию, она может нанести бензобаку вашего классического автомобиля непоправимый вред.

Я пользовался средством Фосфомет, но есть и другие аналоги, например, Мелон ЖС №15 или Hotex. Удобнее сразу приобрести большую канистру, пусть лучше останется про запас.

Демонтаж бака

Перед началом демонтажа необходимо снять клеммы с аккумулятора и слить остатки топлива из бака.

Для этого предусмотрено специальное сливное отверстие, если его нет, то топливо можно удалить при помощи шланга и откачивающей груши.

Подготовьте емкость, в которую будете сливать бензин, затем тщательно изучите конструкцию бака и точки его крепления, а также места расположения патрубков топливной системы.

У каждого автомобиля могут быть свои особенности крепления бензобака, поэтому советую подробно изучить руководство по эксплуатации и схему топливной системы.

После того, как вы сольете остатки бензина, нужно будет отключить датчик уровня топлива (если он есть) и отсоединить вентиляционный и топливный шланги.

Теперь вам останется лишь открутить гайки, которые фиксируют стягивающие хомуты бензобака на кузове автомобиля, и снять минусовой провод.

Аккуратно демонтируйте бак и разместите его на ровной поверхности.

Первичная промывка

Сначала нужно избавиться от крупных кусков ржавчины, для этого я использовал обычную горячую воду, но в зависимости от степени запущенности очагов коррозии можно добавить упомянутые ранее гайки, а вместо воды использовать бензин. Много жидкости заливать не стоит, достаточно 2-3 литров.

Закройте бак крышкой и тщательно потрясите его. Слейте воду и повторите процедуру еще 2-3 раза. Если вы использовали гайки, то извлечь их можно с помощью магнитной отвертки. После того, как из бака удалены крупные куски ржавчины, его нужно просушить. Оставьте бак на 2-3 часа в хорошо проветриваемом помещении.

Ускорить процесс сушки можно также с помощью строительного фена.

ВАЖНО: Если после снятия и первичной промывки, ваш бак выглядит слишком ржавым, и есть опасность появления сквозной (до дырок) коррозии, я советую использовать более щадящие средства, например, щавелевую кислоту, о которой я кратко расскажу в конце инструкции.

Очистка

Теперь приступим непосредственно к очистке. Наливаем в бак примерно 0,5 л. преобразователя ржавчины, закрываем пробкой и медленно поворачиваем бак во все стороны, чтобы жидкость растеклась по стенкам. Ждем указанное в инструкции к преобразователю время (обычно это 30-60 минут), а затем сливаем жидкость. Если бак был сильно подвержен ржавчине, то советую повторить процедуру еще раз.   

Финальная промывка

После того, как бензобак вашего классического автомобиля очищен, нужно избавиться от остатков вещества. Для этого тщательно промываем бак простой водой с добавлением пищевой соды — 100 г на 10 литров воды. Сода нейтрализует остатки кислоты и смягчает воду. Далее сливаем остатки раствора соды и промываем проточной водой.

Теперь из бака нужно удалить всю воду, что простым сливанием сделать не получится. Для этой цели я использовал медицинский спирт, который, как мы знаем, прекрасно смешивается с водой и при этом горюч.

Заливаем в бак около 0,5 литра спирта, взбалтываем так, чтобы спирт растекся по всем углам, где могла скопиться вода, и выливаем. Теперь нужно оставить бак просушиться на 3-4 часа.

Остатки спирта в смеси с водой не нанесут вреда двигателю – они сгорят вместе с бензином.

Установка бензобака

Очищенный бак можно устанавливать на автомобиль. Делать это нужно в порядке, обратном тому, как мы его снимали.

То есть сначала присоединяем минусовой провод, фиксируем хомуты бензобака, затем — топливный и вентиляционный шланги и, наконец, подключаем датчик уровня топлива. В любом случае, я рекомендую всегда действовать строго по схеме.

Выполняя процедуру очистки бака, рекомендуется сразу заменить топливный фильтр, а по необходимости — топливный насос, патрубки топливной системы и их хомуты.

После того, как бак водружен на свое законное место, осуществите пробную заправку — залейте несколько литров топлива и запустите двигатель. Внимательно проверьте топливную систему на отсутствие течи. Если все в порядке — смело выезжайте на дорогу и наслаждайтесь вождением вашего классического автомобиля.

Другие способы очистки

Помимо вышеописанного способа, есть еще несколько популярных методов очистки бензобака от ржавчины. Например, щавелевая кислота и электролиз. Оба они более затратны по времени, но, в отличие от преобразователя, действуют мягче и подойдут вам, если бензобак вашего классического автомобиля находится в совсем плачевном состоянии.

Если кратко, суть метода электролиза заключается в том, что в бак заливается электролит и погружается электрод – анод (“плюс” от аккумулятора 12 В), а катод (“минус”) подключается к корпусу. С помощью постоянного тока начинается газообразование – на катоде выделяется водород, а на аноде кислород. Водород производит очищение и восстановление металла из его оксида.

Данный способ займет у вас пару дней.

В случае с щавелевой кислотой, процедура немного похожа на описанный мною способ с преобразователем, но есть несколько существенных отличий. Во-первых, приобретать саму кислоту удобнее в сухом виде, затем создавать раствор из расчета 200 грамм на 10 литров воды.

Вам также понадобится емкость, в которую можно полностью погрузить бак и оставить его на несколько дней. Сам процесс прост — готовите раствор и заливаете его внутрь бака до самых краев, затем погружаете бак в раствор и оставляете его там, периодически (раз в сутки) меняя жидкость.

Спустя 2-3 дня бак можно будет достать, а затем, промыв его раствором соды, установить обратно на автомобиль.

Щавелевая кислота особенно популярна у реставраторов, специализирующихся на технике времен Второй мировой войны, так как она позволяет мягче всего очистить металл от ржавчины, не разрушая его.

Я обязательно расскажу вам об этих и других способах подробнее. Ждите публикации в ближайшее время.

Следите за вашим классическим автомобилем, и он будет каждый день приносить вам радость. Перед тем, как что-то делать своими руками, изучите предмет и пользуйтесь только проверенными методами, а главное, никогда не забывайте о технике безопасности.

Источник: http://classicautoclub.ru/manual/rust

Как правильно ухаживать за баком?

Любой вещи важен уход, даже самой простой и на вид неприхотливой. Так и с клиромайзером, вроде бы всё проще некуда: бак, база да испаритель, за чем здесь нужен уход?

Мы решили немного рассказать Вам о том, как и когда выполнять простые процедуры, которые избавят Вас от протечек и обеспечат клиромайзеру долгую и бесперебойную работу.

Самое важное заключается в контактах. Особенно у смежного разъёма 510/Ego. Открутив от него базу после долгого использования, Вы будете неприятно удивлены: на резьбе, вокруг разъёма и на стыках образовалась тёмная зеленоватая смесь из конденсата, пыли и жидкости. Подобные налёты ухудшают работу всего прибора и способствуют перебоям контакта во время использования. Как этого избежать?

Совет №1. Каждые два-три дня откручивайте базу Вашего клиромайзера от аккумулятора, а далее протирайте все контакты (в т.ч. у клиромайзера) сухой салфеткой.

Если у Вашего бака есть регулировочное кольцо тяги, время от времени, кладя её в карман, Вы набиваете в отверстия под базой пыль. Конечно же, не специально, но так получается и от этого никто не застрахован. Самое неприятное в том, что чем больше пыли забивается под кольцо, тем хуже оно начинает поворачиваться, а далее может вообще перестать работать. Что делать?

Совет №2. Промывайте базу клиромайзера хотя бы раз в неделю. Включаем тёплую воду, берём хозяйственное мыло, хорошенько всё моем, высушиваем и ставим на место. Проще некуда.

Внезапно клиромайзер начал бурлить? Не беда, встряхнули, две-три затяжки и опять бурлит. Что ж такое то? При частом использовании сигареты, в Вашем баке скапливается конденсат.

Он разбавляет жидкость, которая далее становится менее плотной и легче просачивается в воздуховоды. Так же, благодаря конденсату, на стенках клиромайзера образуется осадок, затемняющий стекла и иллюминаторы бака.

Чувствуете, каким будет следующий наш совет?

Совет №3. Обязательно промывайте бак так же, как и базу. Как минимум раз в неделю.

Вы, возможно, замечали, что на мундштуке остаётся много налёта от губ или той же пыли из кармана? Чем же это грозит? Ничем! Это просто не красиво, особенно когда мундштук стальной или чёрный. Как быть?

Совет №4. Мундштук тоже нужно мыть!

«А ещё я читал в интернете, что испарители вымачивают в водке и они от этого лучше работают». Вымачивают спирали обслуживаемых атомайзеров для устранения нагара и лучше это делать в кока-коле, а не в водке.

Берегите здоровье и бережно относитесь к своим вещам!

Источник: https://xn--80aahjm4cdn.xn--p1ai/blog/173/

Ссылка на основную публикацию